Научная статья на тему 'С. А. Рачинский и Л. Н. Толстой: к истории взаимоотношений'

С. А. Рачинский и Л. Н. Толстой: к истории взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТЕВСКАЯ ШКОЛА / TATEV SCHOOL / ШКОЛА В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ / THE SCHOOL AT YASNAYA POLYANA / НАРОДНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / NATIONAL EDUCATION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / PAROCHIAL SCHOOL / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / EDUCATIONAL HISTORY / Л.Н. ТОЛСТОЙ / L.N. TOLSTOY / С.А. РАЧИНСКИЙ / В. РОЗАНОВ / V ROZANOV / S.A. RACHINSKII

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марковская Юлия Леонидовна

В статье рассматривается проблема контактов между двумя российскими педагогами, занимавшимися вопросами народного просвещения, образования и воспитания крестьян во второй половине XIX столетия: С.А. Рачинским Л.Н. Толстым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.A. RACHINSKY AND L.N. TOLSTOY TO HISTORY OF RELATIONSHIP

In the article the problem of contacts between the two Russian teachers involved in the issues of public education, and the education of the peasants in the second half of the nineteenth century: S.A. Rachinsky L.N. Tolstoy.

Текст научной работы на тему «С. А. Рачинский и Л. Н. Толстой: к истории взаимоотношений»

YAK 37

ББК 74.03.(2)5

Ю.Л. МАРКОВСКАЯ

JU.L. MARKOWSKAJA

С.А. РАЧИНСКИЙ И Л.Н. ТОЛСТОЙ: К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

S.A. RACHINSKY AND L.N. TOLSTOY TO HISTORY OF RELATIONSHIP

В статье рассматривается проблема контактов между двумя российскими педагогами, занимавшимися вопросами народного просвещения, образования и воспитания крестьян во второй половине XIX столетия: С.А. Рачинским Л.Н. Толстым.

In the article the problem of contacts between the two Russian teachers involved in the issues of public education, and the education of the peasants in the second half of the nineteenth century: S.A. Rachinsky L.N. Tolstoy.

Ключевые слова: татевская школа, школа в Ясной Поляне, народное просвещение, церковно-приходские школы, история педагогики, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, В. Розанов.

Key words: Tatev school, the school at Yasnaya Polyana, national education, parochial school, educational history, L.N. Tolstoy, S.A. Rachinskii, V Rozanov.

Обращение к изучению истории взаимоотношений представителей консервативного лагеря со своими «соратниками по цеху» [1, 2, 4, 12, 14] или оппонентами не является новым опытом для исторической науки в России. Подобная постановка проблемы позволяет ученому наиболее эффективно выявлять точки соприкосновения или расхождения во взглядах мыслителей, которые оказались в фокусе исследовательских интересов, определять их взгляды на наиболее значимые вопросы развития российской государственности. Кроме того, обращение к биографическому методу (personal history) открывает широкие возможности для детального рассмотрения мельчайших нюансов мировоззрения изучаемых общественных деятелей.

Исходя из всего вышенаписанного, представляется чрезвычайно интересной проблема рассмотрения в этом ключе история взаимоотношений двух ярких представителей интеллектуальной и духовной жизни эпохи второй половины XIX в. - нач. XX вв.), выдающегося писателя Л.Н. Толстого и педагога и общественного деятеля С.А. Рачинского с привлечением сохранившегося эпистолярного наследия.

С.А. Рачинский - одна из наиболее интересных и противоречивых фигур российской педагогики XIX в. Занимая вполне определенно консервативные позиции, он сотрудничал с либеральными журналами и перевел на русский язык труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов...». Дружба с обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым как минимум со времени, когда оба они были профессорами Московского университета, Сергей Александрович также общается со Львом Толстым, впоследствии отлученным решением Синода от церкви. Предпочитая всему прочему в школьной программе православный воспитательный компонент, он готовит и выпускает прекрасные сборники математических упражнений и задач [5]. Эти противоречия перестают казаться таковыми, если мы признаем за Рачин-ским не бездумный и безоглядный, а вполне рациональный консерватизм, первым известным провозвестником которого в Российской империи стал граф Сергей Семенович Уваров, предполагавший не отказ от всего европейского, а развитие национальных традиций дополнением к которым могут выступать европейские заимствования.

Фигура Л.Н. Толстого также не имеет однозначной интерпретации в российской истории и общественной мысли. С одной стороны, масштаб его писательского таланта признавался уже современниками, в том числе и его идейными противниками. С другой стороны, открытый конфликт с Русской православной церковью привел к краху многих его важных начинаний, усилению критики созданной Толстым педагогической школы, основывавшейся на опыте яснополянской народной школы.

Объем переписки Л.Н. Толстого с С.А. Рачинским невелик и значительно уступает наследию русского педагога с другими его визави - К.П. Победоносцевым или В. Розановым. Точная дата знакомства Л.Н. Толстого с С.А. Рачинским неизвестна, а наиболее ранее письмо датируется 1862 годом, однако мы знаем, что личные контакты между ними начинаются ранее. Знакомство Толстого и Рачинского, по всей вероятности, произошло в Москве: или в доме Д.И. Сушковой, сестры Ф.И. Тютчева, или в доме самого Рачинского на Малой Дмитровке, который играл роль литературного салона для молодых научно-педагогических кадров Московского университета [6].

Стоит отметить одно обстоятельство, лежащее само по себе вне проблемы их переписки, но которое, тем не менее, имело большое значение в контексте их отношений в целом. Это интерес и личное знакомство с немецким педагогом И. Стоем и практикой его образовательных учреждений. Например, С.А. Рачинский посетил с целью изучения и возможного перенятия опыта школу профессора Йенского университета Карла Стоя во время пребывания в Германии для подготовки к получению магистерской степени, о чем опубликовал заметку в «Русском вестнике» М. Каткова [8]. Оба будущих педагога впоследствии высоко оценили опыт прогрессивных немецких школ [15, с. 433-435], но посчитали его неприемлемым для русской школы, склоняясь к тому, что России необходима школа, основанная на национальных традициях, национальной культуре и национальной словесности [6].

В 1862 году два педагога обменивались письмами относительно школы Стоя, необходимости отправить ему материалы об опыте яснополянской школы Л. Толстого. Однако этот обмен короткими письмами остался на долгое время единственным актом коммуникации между ними. С.А. Рачинский советовал Толстому отправить Стою журнал «Ясная Поляна», одновременно выражал досаду и слабую надежду на понимание последним идей русской национальной школы Толстого: «Само собою разумеется, что Стой найдет Ваши мнения дикими, Ваши методы фантастическими. Но он человек умный и внимательно приглядывающийся к детям. Я убежден, что Ваши наблюдения не пройдут для него даром и что в глубине души он согласится с Вами во многом, даже если не захочет самому себе признаться в этом» [17, с. 485]. Православный путь С.А. Рачинского привел к утверждению церковнославянского языка, письменности и литературы в качестве основы образовательной и духовно-воспитательной программы Татевской школы: он ссылался на единство и преемственность традиции современного ему русского языка к церковно-славянскому, большее знакомство крестьян с последним, благодаря богослужениям и сохранению книг на нем у обычных сельских обывателей. Впоследствии, в письме к иному христианскому, но не порывавшему с официальным православием, философу В.В. Розанову, С.А. Рачинский прямо напишет, что «Ваше предположение об изгнании из школы чтения гражданского неосуществимо, ибо чтение церковно-славянское есть прямой путь к научению сознательному чтению по-русски» [13]. Также любопытно, что Л. Толстой проявляет в этом единичном обмене сообщениями интерес к организации школы сестры С.А. Рачинского.

Следующие письма начинаются в 1870-х гг., когда С.А. Рачинский уже покинул стены Московского университета. Заметим, что и Л.Н. Толстой и С.А. Рачинский сетовали на значительные перерывы в их переписке, однако эта проблема прослеживается в течение всего периода их активного общения.

Переписка возобновится тогда, когда сменится круг интересов и характер деятельности самого С.А. Рачинского. В 1868 г., вместе с рядом других преподавателей Московского университета С.А. Рачинский уйдет в добровольную отставку, что было связано с нечистоплотно прошедшими выборами ректора. В результате Рачинский покинул Москву и вернулся в свое имение в Татево, где спустя еще 7 лет - в 1875 году начал преподавать в сельской школе1. Судя по письму к В. Розанову этим семи годам между отставкой и началом татевской педагогической деятельности С.А. Рачинский не придавал никакого значения - по крайней мере, в своей «кратчайшей автобиографии», уместившейся на нескольких строках, он ничего не сообщает об этом времени [13, с. 425].

Вскоре после возобновления педагогической деятельности, но теперь уже в качестве сельского учителя и организатора целой сети церковноприходских школ в Татевском уезде Смоленской губернии, восстанавливается и связь С.А. Рачинского со Львом Толстым. Как уже говорилось, он инициирует развитие в Татевском уезде сети церковно-приходских школ; но в тоже время продолжает выступать в качестве яркого публициста, продолжая публиковаться в «Русском вестнике», сотрудничество с которым началось еще в годы поездки за границу, а затем и во многих других журналах.

Следует заметить, что С.А. Рачинский начинает учительскую деятельность, не имея формального подтверждения квалификации: в примечаниях к ранее не опубликованным письмам С.А. Рачинского к Л.Н. Толстому указывается, что для осуществления частной педагогической деятельности требовалось дать пробный урок в одном из официальных учебных заведений, о чем выдавался специальный аттестат. Однако аттестат С.А. Рачинского датируется лишь 24 мая 1878 года - к тому времени он уже несколько лет вел активную педагогическую деятельность в Татевской школе [3, с. 252].

Обмен мнениями между С.А. Рачинским и Л.Н. Толстым шел не только по поводу вопросов педагогики, он затрагивал самый широкий спектр вопросов культуры. Например, в 1875 г. С.А. Рачинский напишет Л. Толстому относительно «Анны Карениной» (обмен мнениями относительно романа, его композиции и структуры, а также литературных планов Толстого на будущее составит отдельный «краткий сюжет» их переписки) и с этого времени продолжается их регулярное общение.

В марте 1877 года Рачинский написал Толстому (и это, вероятно, второе сообщение периода их регулярной переписки) довольно иронично, что писателю «суждено получать от меня через годика два-три ни с того ни с сего длинные послания». В этот раз основным сюжетом их обмена письмами становится опыт яснополянской и татевской школ. С.А. Рачинский пишет, что «Методы обучения у меня не выработалось никакой. По утрам я учу старший класс всему, по вечерам занимаюсь всеми классами, то попеременно, то вместе. Модные предметы у нас арифметика и музыка, а также каллиграфия... Я застал четырнадцать мальчиков, живущих в училище - это у нас явление общее - деревни мелки и разбросаны. Построив новое училище, присоединил к ним еще четырех. С родителей берется только мука на хлеб, остальное, как и вся школа - на мой счет» [6].

Толстой ответит на это, что по прочтению послания С.А. Рачинского «ему ужасно захотелось побывать у вас и в вашей школе. Я очень тяжел на подъем и очень занят бываю, но мне этого очень хочется, и я вас очень люблю. - Пожалуйста, напишите мне еще и про себя» [15, с. 318].

В каждом известном исследователям письме Л.Н. Толстой выражал, интерес к педагогической деятельности С.А. Рачинского, что, совершенно очевидно, связано со сходством их предметного поля - крестьянские сель-

1 На этот счет существуют определенные разночтения. Так, биограф С.А. Рачинского Н.М. Горбов сообщает, что педагогическую деятельность в Татевской школе С.А. Рачинский начинает уже в 1872 году, а сам Рачинский в письме к Розанову (с. 425 указ. сочин.), упомянет, что начал преподавать с 1875 года.

ские школы и народное просвещение. Это происходит в 1861 году (как упоминалось нами выше, он выражал интерес к школе сестры С.А. Рачинского, в деятельности которой по-видимому, будущий Татевский педагог принял участие), в 1875 году [15, с. 318], 1878 году [15, с. 318], 1881 году. Более того, Толстой даже принимал некоторое участие в устройстве судьбы учеников Та-тевской школы, что подтверждается письмом от 29 мая 1878 года.

Другой предмет их переписки составляла взаимная оценка их литературных и публицистических трудов. При этом важно отметить, что критика сочинений Толстого Рачинским не носила взаимный характера: хотя татевский педагог более известен по публикации в «Русском вестнике» в 1860-х гг. путевых и художественно-критических заметок [5, 10, 11], он также оставил свой след в истории русской литературы и публицистики несколькими собственными сочинениями художественного характера и переводами, а также богословскими работами и социально-философскими эссе в форме «писем в редакцию» [7, 9]. Не только С.А. Рачинский высказывает критические замечания о сочинения Толстого, но и последний в послании от 15 ноября 1881 года сформулировал вполне определенное недовольство статьями С.А. Ра-чинского в «Руси», поскольку, по его мнению, в них биолог и педагог выражал ясную симпатию православной церкви [16, с. 84], а сам характер изложения отмечал как весьма бессистемный, мысли С.А. Рачинского казались ему незаконченными, недовведенными до финала. Сам же Толстой занимал антиклерикальные, хотя и вполне прохристианские позиции (отрицая значение и необходимость церковных институтов, он оставался верующим человеком). Правда, необходимо отметить, что и сам Рачинский не высоко оценивал эти статьи, также считая их изложение весьма сумбурным или даже бессвязным [16, с. 85]. Этот случай, хотя и является единственным известным, демонстрирует, что предметом их переписки был не только односторонний интерес бывшего профессора к крупнейшему русскому литератору, но вполне взаимная симпатия двух литераторов, педагогов и мыслителей.

Нигде в материалах их переписки мы не встречаем сколько-нибудь конфликтных позиций относительно природы народного просвещения и характера педагогической деятельности в сельской школе. Таковым, конечно, нельзя счесть рассуждение о возможности или невозможности привлечения на работу в сельские школы студентов высших учебных заведений обеих российских столиц, которое приводится в письме от 7 августа 1862 года (в это время С.А. Рачинский еще не преподает в Татеве). Означает ли отсутствие таких дискуссий, что педагоги имели идентичные представления об общем характере и частных, методических вопросах организации народного образования? - вряд ли. Скорее, это молчаливый плюрализм и признание возможности и эффективности различных методик. В пользу этого говорит и оценка Толстым школы Стоя, которая весьма существенно отличалась от Татевской школы (при глубоком личном знакомстве С.А. Рачинского с педагогической деятельностью последнего). Л.Н. Толстой считал, что перенос стоевского опыта на российскую почву невозможен, но отдает должное его достижениям в Германии.

Толстой и Рачинский имели различные точки зрения на социально-экономическую исключительность их дворянского положения - богатство, владение крупными земельными имениями и т.д. Рачинский прямо возражал Толстому по поводу намерения последнего раздать имение крестьянам. Об этом он написал графу в июне 1886 года: «...Вы раздаете нищим духовные сокровища, рядом с коими смешно говорить о Вашем земном имуществе. Благодарение Богу, что Вы избавлены от всякой заботы телесной, и за Вас, и за Ваших детей. Лишь благодаря этому можете Вы творить свободно и легко, можете Вы расточать ту милостыню, которою Вы питаете миллионы.» [18].

Отношения этих двух мыслителей прервутся с 1898 г. вскоре после начала открытого осуждения Л. Толстым Православной церкви и выступлений в пользу т.н. «личной» и внецерковной религии эйкуменического толка. Ра-

чинский напишет ему: «.Ваших отреченных писаний не читал. Судить о них по случайно дошедшим до меня отрывкам, по настроению плохо понимающих Вас адептов - было бы unfair. Но отчего происходит это непонимание, отчего это вялое, холодное, отрицательное настроение людей, именующих себя Вашими учениками? Не от того ли, что о всяких тайнах жизни и смерти, бытия Божественного и человеческого «мысль изреченная есть ложь»? Не потому ли обреченные видеть все это лишь «как в зеркале в гадании», мы ищем этого зеркала в наших узких философемах, когда есть иное зеркало, более широкое и чистое? Это зеркало - земная Церковь в художественной совокупности ее истории, верований и чаяний, догматов и обрядов <...> Истинно любить Бога ты можешь только в живом Христе и в бесчисленной иерархии живых душ. и недостаточно нам внимать учению Христа. Нам нужно плакать у Его ног, облекать эти ноги драгоценным миром. Ибо мы ограничены и слабы, и нуждаемся друг в друге. Ибо благодеяния материальные и умственные, которые мы в силах оказать меньшей братии ничтожны и <...?> сравнительно с тем, что мы от нее получаем. А получаем мы от нее дар общения в любви с братьями, живыми и мертвыми, и не только в любви взаимной, но и в любви к Богу» [18].

О разрыве Рачинского с Л. Толстым В. Розанов напишет, что «одним из длительных, мучительных, почти личных несчастий С.А. Рачинского был известный поворот в направлении деятельности, в ходе религиозных мыслей Л.Н. Толстого. Нет возможности передать всей глубокой нежности, какую он чувствовал к характеру творчества автора «Войны и мира» и «Детства и отрочества» <...> Он надеялся, что этот великий полет завершится еще большею высотою, - озарением всей панорамы Руси из церковных глубин, непременно церковных и ортодоксальных, без всяких мятежных порывов. Когда же на место этого появились именно мятежные порывы, титаническая разрушительная работа, беспощадная, часто грубая, Рачинский как бы пал, пронзенный унынием [13, с. 426]. С другой стороны, С.А. Рачинский в письмах к Розанову сперва укажет, что статья последнего о Толстом «менее удовлетворительна» [13, с. 446] (что в устах обычно деликатного сверх всякой меры педагога выглядит практически ругательством) и будет говорить, что ругать Толстого -рано, время позволит оценить не только его писательский талант, но и философский, а затем в 1898 году напишет, что новая «статья ваша о Толстом - не из лучших ваших статей. Вы были связаны прежни вашими жестокими отзывами о великом писателе, и поэтому впали в крайность противоположную».

С другой стороны, в примечаниях, сделанных для публикации своей переписки с Рачинским, Розанов отметит, что они также разошлись во взглядах на религиозной почве. Возникнет известного рода парадокс: и В. Розанов и Л. Толстой, всякий по своему, будут убеждены в непоколебимой и даже излишней ортодоксии С.А. Рачинского, в том, что он более придерживается буквы восточно-христианского вероучения, нежели его духа. Однако при этом, отношение С.А. Рачинского - убежденного ортодокса - «пустынника» по мнению обоих своих визави! - к Западной Церкви будет гораздо более демократичным: комментируя смущение В. Розанова перед его собственным сочувствием к Франциску Ассизскому, С.А. Рачинский замечает, что «многим явлениям в жизни западных церквей не можем и не должны мы отказывать в сочувствии, именно потому, что в православной истине мы имеем мерило, не допускающее нам до слепого увлечения. С этим мерилом в руках можем отдавать справедливость. бесчисленным делам милосердия и церковного учительства, творящимся на Западе. Мы не были бы православными, если бы не умели распознавать ту долю добра и истины, которая примешана к западной лжи» [13, с. 448].

К большому сожалению исследователей наследия С.А. Рачинского и Л.Н. Толстого в области общественной мысли и педагогических трудов переписка имеет небольшой объем. Она начинается нерегулярно с 1862 года, становится регулярной с 1875 года, однако между этими 5-7 письмами «ре-

гулярного периода» (смотря с какой времени начинать отсчет их постоянного сообщения), проходит иногда по нескольку лет. Последнее письмо С.А. Ра-чинского Толстому датируется, видимо, 1890 годом.

Изучая отношения двух этих ярких интеллектуалов, в том числе и через анализ переписки, позволило установить схожесть их взглядов на необходимость развития русской национальной школы, интерес к европейскому (прежде всего, германскому) опыту воспитания и образования.

Кроме педагогических идей и обсуждения некоторых методических вопросов, важными темами переписки были взаимный интерес к художественному и публицистическому творчеству, в ходе дискуссий о котором на позициях дружественных критиков оказываются оба респондента.

В 1898 году, когда С.А. Рачинский отправил Л.Н. Толстому «в память старой дружбы» одно из центральных своих сочинений - так называемые «Письма духовному юношеству о трезвости». В этом письме Рачинский написал, что взгляды на трезвенническое движение - это «пункт (увы! пожалуй, единственный), на ком мы с Вами не разошлись!». Любопытно, что схожая судьба в последние 2 года жизни татевского педагога постигнет и его отношения с В. Розановым. В целом же переписка двух мыслителей демонстрирует плюрализм педагогических взглядов С.А. Рачинского, а также его общественно-политический консерватизм, специфическое отношение к переменам: осторожное, но допускающее их возможность или даже необходимость, и совершеннейший традиционализм в вопросах религиозного толка.

Литература

1. Милевский, О.А. Л. Тихомиров и К. Леонтьев к истории взаимоотношений [Текст] / О.А. Милевский // Вестник ТГПУ. - Вып. 1. - 1997. - С. 70-74.

2. Милевский, О.А. Я верю в Россию ... Тихомиров и Столыпин: надежды и разочарования [Текст] / О.А. Милевский, А.В. Репников // Родина. - 2012. -№ 4. - С. 24-28.

3. Н. Б. Из недавних писем Л. Толстого Иславиным, Рачинскому и др. [Текст] // Красный архив. - С. 252.

4. Попов, Э.А. Л.А. Тихомиров и Б.Н. Чичерин: спор оппонентов [Текст] / Э.А. Попов. - Либеральный консерватизм: история и современность. - М., 2001. - С. 188-194.

5. Рачинский, С.А. 1001 задача для умственного счета [Текст] / С.А. Рачинский. - СПб., 1899. - 90 с.

6. Рачинский, С.А. и Толстой Л.Н. - учитель и лжеучитель [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print75086.htm, режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 01.04.2015).

7. Рачинский, С.А. Из Германии [Текст] / С.А. Рачинский // Русский вестник. -1857. - Т. 9. - С. 163-175.

8. Рачинский, С.А. Институт Стоя в Йене [Текст] / С.А. Рачинский // Русский вестник. - 1857. - Т. 11. - С. 3-15.

9. Рачинский, С.А. Стихотворения Аполлона Майкова [Текст] / С.А. Рачинский // Русский вестник. - 1858. - Т. 2. - С. 897.

10. Рачинский, С.А. Художественная деятельность в Веймаре [Текст] / С.А. Ра-чинский // Русский вестник. - 1857. - Т. 11. - С. 3-18.

11. Рачинский, С.А. Цветы и насекомые [Текст] / С.А. Рачинский // Русский вестник. - 1863. - Т. 44. - С. 347-396.

12. Репников, А.В. Константин Леонтьев и Лев Тихомиров [Текст] / А.В. Репни-ков // Эхо : сб. статей по новой и новейшей истории Отечества. - М., 2001. -С. 7-16.

13. Розанов, В.В. Литературные изгнанники [Текст] : кн. вторая / П.А. Флоренский, С.А. Рачинский, Ю.Н. Говоруха-Отрок, В.А. Мордвинова // Собр. соч. / под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М. : Республика ; СПб. : Росток, 2010. -письмо от 21.10.1895.

14. Терехова, С.А. С.А. Павловский и Л.А. Тихомиров: к истории взаимоотношений [Текст] / С.А. Терехова // Вестник СурГПУ. - 2012. - № 4. - С. 89-97.

15. Толстой, Л.Н. Полное собр. соч. [Текст] / Л.Н. Толстой. - Т. 62. Письма 18731879. - М., 1889. - С. 318.

16. Толстой, Л.Н. Полное собр. соч. [Текст] / Л.Н. Толстой. - Т. 63. Письма 18731879. - М., 2006. - С. 84.

17. Толстой, Л.Н. Полное собр. соч. [Текст] / Л.Н. Толстой. - Т. 60. Письма 18561862. - М., 2006. - С. 485.

18. Ушакова, И.В. Сергей Рачинский и Лев Толстой: два друга, два учителя, два антагониста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Сергей Рачинский и Лев Толстой: два друга, два учителя, два антагониста, режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 11.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.