Научная статья на тему '«Рыцарь русской анимации»'

«Рыцарь русской анимации» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
373
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Рыцарь русской анимации»»

Александр Ханжонков (1877—1945)

28 декабря 1895 года началась новая эпоха в истории культуры, эпоха кинематографии. В тот день в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый публичный киносеанс, который был осуществлен благодаря изобретенному братьями Люмьер аппарату, получившему название кинематограф. В результате кино стало не только одним из самых значимых видов искусства, но еще больше — пожалуй, основным видом досуга для миллионов людей всех континентов и стран. Именно кинематограф служит сегодня символом и самым ярким выражением массовой культуры, оказывающим колоссальное воздействие на повседневную жизнь людей, отношения между культурами и государствами.

Распространение кино в России началось с показа французских люмьеровских картин и работ пионеров отечественной кино В. А. Сашина и А. К. Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы состоялись в мае 1896 года в Петербурге, в саду «Аквариум», и в Москве, в театре оперетты «Эрмитаж», а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Начало русской художественной кинематографии было положено картиной «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна», режиссер Ф.А. Ромашков), выпущенной в киноателье А. О. Дранкова.

Однако наибольшее развитие киноискусство получило в Москве и было неразрывно свя-

«Рыцарь русской анимации»

Томан И. Б.

зано с именем А. А. Ханжонкова. Благодаря его деятельности кино стало одним из заметнейших явлений российской культуры и необходимой частью жизни большинства людей. Оно не только развлекало и просвещало. Кино было и остается для многих наших соотечественников единственной отдушиной, утешением, чарующим просветом во мраке повседневной жизни. С него начинается эпоха массовой культуры, для которой характерно небывалое доселе тиражирование образов, образцов, идей и идеалов. Хорошо ли это или плохо — об этом можно спорить до бесконечности, но без кино уже нельзя себе представить культуру ХХ века и досуг современного человека.

Выдающийся организатор российской кинопромышленности, продюсер, режиссер и сценарист Александр Алексеевич Ханжонков родился 27 июля (8 августа) 1877 года в деревне Ханжонковка (ныне это территория Донецкой области в Украине) в семье обедневшего помещика. В 1896 году он окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В 1905 году он вышел в отставку и вскоре основал фабрику по производству кинолент. В начале 1906 года был создан торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков», целью которого был прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент, а в декабре, расставшись с компаньоном, Ханжонков создает фирму «А. Ханжонков и К».

Коллекция историй

5

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЙ

^U.lthanjontafi ^

Заставка, которая открывала фильмы производства А. Ханжонкова [5]

Вначале Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съемки собственной постановочной картины «Палочкин и Галочкин», которая, однако, не была закончена.

2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первый снятый Ханжонковым фильм — «Драма в таборе подмосковных цыган». В 1909 году он выпустил уже 8 художественных фильмов, в том числе «Песня про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI века», а также множество документальных кинолент. Для работы над фильмами он привлекает начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома. В качестве сюжетов фильмов Ханжонкова служили преимущественно произведения русской классики и русские сказки. С конца 1910 года Ханжонков начинает издавать журнал «Вестник кинематографии», а с 1915-го — журнал «Пегас», где помимо материалов о кино печатались также материалы о современной театральной жизни, музыке и литературе.

В 1911 году вышел первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», поставленный Ханжонковым и Гончаровым. Государство выделило на него 15 тысяч рублей, однако для осуществления замыслов Хан-жонкова этого не хватило, и фильм обошелся в огромную по тем временам сумму — 40 тысяч рублей. Это был неимоверный риск, поскольку Ханжонков вложил в фильм почти все средства фирмы. Однако он не только не разорился, а, наоборот, получил прибыль. Он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определенных губерниях, уездах и городах. Купить картину можно было только при расчете наличными, при этом покупатель получал любое число позитивных копий фильма по цене отработанной пленки. Успех фильма был колоссальным. Это объясняется не только патриотическим сюжетом, но и всевозможными спецэффектами: музыкой, стрельбой и пушечными залпами.

В 1912 году Ханжонков выпустил в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича.

Ханжонков был единственным из крупных российских кинопроизводителей, кто создал в своем ателье специальный научный отдел для съемок образовательных, научно-просветительских, видовых и этнографических фильмов. Один из них — «Пьянство и его последствия»,

Торговый дом «Ханжонков и КР» в здании Савинского подворья. [6]

6

№ 4/2010

Современные проблемы сервиса и туризма

«Рыцарь русской анимации»

где показывались страшные отклонения в развитии у детей алкоголиков. Огромный интерес у зрителей вызывали фильмы о путешествиях, для съемок которых Ханжонков посылал экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, на Памир, в Среднюю Азию.

Вера Холодная — королева русского кино

В фирме Ханжонкова начинали свой творческий путь знаменитые впоследствии актеры. Среди них — Вера Холодная, Иван Мозжухин, Александр Вертинский и многие другие. Весной 1917 года Ханжонков с большинством своих сотрудников уехал в Крым, где организовал кинопроизводство в Ялте. После разгрома армии Врангеля он в ноябре 1920 года уезжает в Константинополь, а затем в Милан и Вену. В начале 1920-х годов на арендованной вилле в Германии он организовал исследова-

Литература

1. Андреева Лидия. Ханжонков — это имя // Ролан. — 2003. — № 10 (36).

2. Кузнецова М. Александр Ханжонков. Жизнь за кадром // Профиль. — 1997. — № 29.

3. Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. М-Л.: Искусство, 1937.

ния для создания звуковых фильмов, однако из-за нехватки средств они не были завершены.

В 1923 году Ханжонков возвратился на родину. Некоторое время он работал консультантом «Госкино», а затем заведующим производством «Пролеткино». В 1926 году он был арестован по уголовному делу в связи с финансовыми злоупотреблениями в этой организации. Из-за отсутствия доказательств его вины Хан-жонков был освобожден, но его лишили политических прав и запретили заниматься работой в области кинематографа. Восемь лет спустя его реабилитировали и назначили персональную пенсию. Умер Ханжонков в Ялте 26 сентября 1945 года.

Несмотря на долгие годы забвения, имя Ханжонкова навсегда вошло в историю отечественного кинематографа. Многим любителям киноискусства хорошо знаком находящийся в Москве (Триумфальная площадь, 2) киновидеоцентр «Дом Ханжонкова», который скоро будет отмечать свое 100-летие. Его история началась в 1913 году, когда А. Ханжонков открыл свой первый электротеатр «Пегас». После национализации кинотеатр не раз менял свое название: «Горн», «Межрабпом», «Москва». В середине 1950-х годов над ним было надстроено многоэтажное многоквартирное здание. В 1991 году кинотеатр получил статус Киновидеоцентра национальных кинематографий Союза кинематографистов и стал называться «Дом Ханжонкова». Киновидеоцентр проводит ежегодные фестивали «Кино и женщина», «Музыка в кино», «Ханжонковский фестиваль киноминиатюры» и др. Он также организует показы фильмов отечественной и мировой киноклассики, проводит недели российского кино и тематические фестивали в городах России и других стран мира, всемерно способствуя созданию атмосферы дружбы и взаимопонимания.

4. Янгиров Р. К биографии А. А. Ханжонкова: новый ракурс // Киноведческие записки. — 2001. — № 55.

5. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer /ha nzhonkov/(дата обращения: 02.11.2010)

6. Blog Archiv «Архнадзор» № 155\1048. (дата обращения: 02.11.2010)

Коллекция историй

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.