УДК: 331.101.4
ББК: 65.053
Перевалова М.Н., Мезенцева Л.В., Шемшурина С.А.
РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ЮРИСРУДЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Perevalova M.N., Mezentseva L. V., Shemshurina S.A.
THE LABOUR MARKET: THE PROBLEM OF TRAINING OF SPECIALIST IN THE FIELD OF JURISPRUDENCE THROUGH THE FORMATION OF NECESSARY
COMPETENCIES
Ключевые слова: рынок труда, востребованные профессии, рабочая сила, трудовой потенциал, специалист в сфере юриспруденции, работодатель, формирование компетенций, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, трудоустройство выпускников, образовательный процесс, трудовой ресурс, организационная система, калификация.
Keywords: labor market, demanded professions, labor force, labor potential, specialist in the field of law, employer, formation of competencies, professional standard, professional competencies, employment of graduates, educational process, labor resource, organizational system, qualification.
Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы современных тенденций рынка труда относительно требований предъявляемых к потенциальным работникам. Наличие необходимых компетенций у персонала на сегодняшний день является важным аспектом для потенциального работодателя средства достижения эффективности кадрового обеспечения. Планирование нужд предприятия по обеспечению организации кадрами в заданный период с оптимальными затратами влияет на эффективность управления, что, в свою очередь, позволяет выдержать конкуренцию.
Abstract: the article deals with topical issues of modern trends of the labor market with respect to the requirements for potential employees. The presence of the necessary competencies of the staff today is an important aspect for a potential employer means to achieve eeffectiveness of staffing. Planning the needs of the enterprise to provide the organization with personnel in a given period, with optimal costs affects the efficiency of management, which in turn allows you to withstand competition.
Международный исследовательский центр The Economist Intelligence Unit по результатам исследований сформулировал основные направления, характеризующих развитие мирового бизнеса на пятнадцать лет:
- продолжение глобализационных процессов, будет рост экономической мощи азиатских государств, прежде всего Китая и Индии;
- произойдут значительные демографические изменения во всем мире, перераспределение и качественное изменение трудовых ресурсов. В развитых странах в связи с тенденцией к старению населения увеличится средний возраст работников, а роль женщин в экономике станет еще более значительной;
- компании будут расти и открывать
новые подразделения, что вызовет необходимость налаживания между ними эффективного взаимодействия;
- товары и услуги станут более персонализированными и ориентированными на потребителя. Компании должны будут совершенствоваться и гибко реагировать на запросы клиентов;
- на увеличение добавленной стоимости в первую очередь будет влиять интеллектуальная, а не материальная составляющая, поэтому для успешного выполнения практически любой работы придется затратить много творческих сил и энергии. Для работника креативность станет важнее, чем умение работать по графику, четко следуя предписаниям.
Ситуация на рынке труда тесно взаимо-
связана и четко отражает общее состояние экономики. В 2019 году Минэкономразвития России прогнозирует «временное снижение темпов экономического роста». Это можно трактовать как некую стабильность - без глубоких падений, но и без ощутимого роста. Соответственно все это отразится и на рынке труда.
Рабочая сила - это товар, создающий что-либо новое и указывающий новую цену. Рабочая сила имеет обширный трудовой потенциал. Трудовым потенциалом рабочей силы является способность участвовать в процессе производства, как ресурс, опирающийся на определенные характеристики, позволяющие удачно осуществлять трудовую деятель-ность1.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день активно происходит регулирование отдельных структурных элементов рынка труда. А именно, происходит закрепление в нормативных правовых актах форм труда и занятости, их сущностных признаков, положений о правовой квалификации личного труда в отдельных спорных случаях его использования, унификация и одновременно обоснованная дифференциация налогообложения и обложения социально-страховыми взносами всех видов дохода от использования личного труда, пересмотр критериев для признания лица инвалидом, формализация безработицы и нацеленность на мотивацию к занятости (в т.ч. посредством создания системы неблагоприятных последствий) и эффективное использование потенциала незанятого в экономике населения, прямое увязывание оснований для условно-досрочного освобождения осужденных с трудом в местах лишения свободы для целей компенсации ущерба потерпевшим, создание национальных информационных ресурсов для поиска работы и внутригосударственной миграции, правовая формализация статуса иностранного работника, утверждение списка наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий2 и т.д.
1 Экономика труда. - Питер, 2004.
2 Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" // Бюллетень трудового и социального
законодательства Российской Федерации. 2015. № 11.
В эпоху становления постиндустриального (информационного) общества, фундаментальной задачей которого является производство, хранение, переработка и последующая реализация информации в виде наиболее ценного её проявления - знаний, возникает объективная необходимость в автоматизированном процессе её идентификации и верификации с целью эффективного и качественного использования в профессиональной деятельности любого специалиста.
Юриспруденция в данном отношении не является исключением в связи с колоссальным объёмом правовой информации в различных отраслях этой деятельности. Как верно отмечает А. Коркин, соавтор концепции разработки прикладной системы АРМ «ЮРИСТ», «ни одна компьютерная программа не в состоянии выработать правовую позицию или решение правовой задачи»3, а именно это является целью юриспруденции как профессиональной деятельности.
Однако современные информационные технологии, по нашему мнению, могут и должны способствовать автоматизации юридической деятельности, предшествующей формированию и закреплению правовой позиции как таковой. В связи с чем, на современном этапе имеет актуальное значение вопрос способности автоматизации своей профессиональной деятельности выпускником на фоне полученных компетенций в процессе обучения в вузе.
Необходимым аспектом для рассмотрения проблематики формирования компетенций в образовательном процессе вуза является внедрение современных информационных технологий в процесс образования и на этапе профессиональной деятельности специалиста. Совокупность образовательных методик в данной связи позволит овладеть будущему юристу рядом общекультурных и профессиональных компетенций, которые востребованы работодателями непосредственно на практике.
На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация "бакалавр") по окончании курса «Информационные технологии в юридиче-
Коркин А. Автоматизация юридической деятельности // Корпоративный юрист. - М., 2005. -Вып. № 4.
ской деятельности» студент осваивает ряд ОК (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).
Учитывая глобализационные процессы в нашем обществе и концепцию построения правового социального государства, необходимость корректного понимания сущности и значения информации, по нашему мнению, приобретает особую актуальность. В частности, умения анализировать, систематизировать и верифицировать правовую информацию являются одними из важнейших для профессионала в сфере юриспруденции.
Правовая информация, по мнению авторов «Концепции системы классификации правовых актов Российской Федерации», представляет собой «массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности»1.
Так, в юридической научной литературе теория информации, как таковая, имеет свою особую специфику применения. Например, А.Б. Венгеров выдвигал теорию о том, что право имеет непосредственно информационную природу, а не только некоторого рода информационные признаки2. А.Ф. Черданцев же применяет информационный подход, посредством которого он обеспечивает рассмотрение генезиса юридических конструкций и «мысли, выраженной в языке» (модели нормы права)3.
Следовательно, адекватное (корректное) понимание и толкование юристом норм права способствует формированию результативных правореализационных и правоприменительных процессов в юридической деятельности (практике), в связи с чем, формирование соответствующих компетен-
1 Концепция системы классификации правовых актов / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина [и др.] / Разработка классификатора правовых актов актов РФ, КонсультантПлюс - 1998 - 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ about/nc/class/concept.
2 Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. - М., 1978
3 Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в
юриспруденции: монография. - М., 2012.
ций ещё на стадии образовательного процесса имеет принципиальный и методологический характер.
Таким образом, текущих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, явно недостаточно для подготовки выпускника-юриста в качестве профессионального трудового кадра. В связи с чем, возникает необходимость создания и внедрения в образовательный процесс компетенций, которые позволят будущему специалисту максимально адаптироваться под выдвигаемые работодателем требования.
На основе оценки качества освоения основных образовательных программ бакалавриата, в соответствии с ФГОС, вузы обязаны обеспечивать гарантии качества подготовки, в том числе путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей4.
Для сравнения:
- в 2013 году по данным статистики трудоустройства выпускников бакалавриата «Юриспруденции» ИГИП ТюмГУ из 148 выпускников 66 были направлены на места трудоустройства, из них было получено официальное подтверждение лишь от 31 выпускника;
- в 2014 году показатель несколько изменился: из 98 выпускников 30 было направлено на места трудоустройства, а от 20 из них было получено официальное под-тверждение5.
Это дает основание утверждать, что выпускники не обладают необходимым набором компетенций, которые требуются для успешного трудоустройства. Более того, следует отметить, что выпускник также является потенциальным работодателем. Обладая развитыми общекультурными и профессиональными компетенциями, он может
Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.
Информация о трудоустройстве выпускников по специальностям 2012-2014 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru/karera/ informatsiya-o-trudoustroystve-vypusknikov.
стать успешным руководителем и продуктивно организовать рабочий процесс, подобрав кадры, обладающие также специфическим набором компетенций, необходимых при реализации тех или иных практических задач.
Появление понятия «профессиональные стандарты» приходится на июль 2016 года. Данный термин характеризует квалификацию, которая нужна работнику для выполнения определенных обязанностей. В профессиональных стандартах содержится детализированное описание знаний и умений, которыми должен обладать сотрудник.
В настоящее время существует около тысячи профессиональных стандартов. Ежемесячно их число постоянно возрастает. Если это организация коммерческого характера, то стандарты носят рекомендательный характер. А вот предприятия, характеризующиеся вредными и опасными условиями труда, отличаются более высокими требованиями к сотрудникам.
Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений, опыта и готовность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция, как составляющая квалификации, находит отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 90002015 (ISO 9000:2015) «компетентность» -это способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. Исходя из данного определения, организация должна определить для каждого работника (для каждой должности или профессии) квалификационные требования, включающие требования к профессиональному образованию, стажу (опыту) работы, знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных или профессиональных обязанностей.
В ТК РФ этот термин используется с точки зрения полномочий (например, компетенция комиссии по трудовым спорам). В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «формирование требований федеральных
государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)». Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности рассматривается как компетентность. Это деятельностная характеристика, определяющая готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности. Компетентность может рассматриваться как синоним квалификации без официального подтверждения (неформализованная квалификация).
В последнее время в отечественной и зарубежной практике активно используется понятие soft skills.
Soft skills - сквозные, не связанные с конкретным видом профессиональной деятельности компетенции, которые обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач, высокую производительность, успешную карьеру и социализацию работника1.
В свою очередь, современный руководитель на предприятии должен четко понимать и прогнозировать стратегию кадрового обеспечения. Эффективность кадрового обеспечения - это гарантия того, что компания наймет нужных высококвалифицированных специалистов, в которых она нуждается.
Кадры, как ресурс в организационной системе, имеют одну отличительную особенность, которая заключается в их высокой стоимости. В эти затраты входят не только затраты на оплату труда, но и затраты на профессиональную подготовку. В связи с этим потенциальный работодатель заинтересован в принятии на работу специалистов, соответствующих определенным требованиям и обладающих определенными компетенциями.
1 Развитие системы профессиональных квалификаций / авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д., Факторович А.А. - М.: Издательство «Перо», 2018. - 20 с.
Главная задача взаимодействия с ре-сурсообеспечивающими (образовательными) организациями - это планирование нужд предприятия в заданный период, с оптимальными затратами, что позволяет выдержать конкуренцию, адаптирующуюся в различных условиях. В данной ситуации весь акцент переходит на оптимизацию расходов по обеспечению организации кадрами, целью которой является не экономия, а исключение расходов, что, в свою очередь, влияет на эффективность управления.
Формирование действительно необходимых компетенций в трудовой деятельности ещё на стадии образовательного про-
цесса в вузе является, по нашему мнению, крайне важным аспектом, без учёта которого трудно создать эффективный кадровый потенциал для работодателей в области юриспруденции, который, в свою очередь, будет являться важным звеном в конкурентоспособности и мобильности предприятия на рынке.
Таким образом, для улучшения качества образования и успешного трудоустройства в образовательном, а также профессиональном стандарте должны присутствовать компетенции, которые актуальны и востребованы работодателями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Венгеров, А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. - М.: Юридическая литература, 1978. - 208 с.
2. Информация о трудоустройстве выпускников по специальностям 2012-2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.utmn.ru/karera/informatsiya-o-tmdoustroystve-vypusknikov.
3. Концепция системы классификации правовых актов / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина [и др.] / Разработка классификатора правовых актов актов РФ, Консультант-Плюс. - 1998 - 28 сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/about/ nc/class/concept.
4. Коркин, А. Автоматизация юридической деятельности // Корпоративный юрист. -М., 2005. - Вып. № 4: Автоматизация юридической деятельности.
5. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 11.
6. Развитие системы профессиональных квалификаций / авт.-сост.: А.Н. Лейбович, И.А. Волошина, В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова, А.А. Факторович. - М.: Перо, 2018. - 20 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.
8. Черданцев, А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
9. Экономика труда. - М.: Питер, 2004. - 655 с.