Научная статья на тему 'Рынок транспортно-логистических услуг в РФ'

Рынок транспортно-логистических услуг в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / КООРДИНАЦИЯ / ТРАНСПОРТ / СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынюк А.А.

В статье определены особенности и факторы развития транспортно-логистического рынка РФ. Охарактеризована его современная структура и направления развития. Оценено состояние российского транспортно-логистического рынка в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок транспортно-логистических услуг в РФ»

РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РФ

© Мартынюк А.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье определены особенности и факторы развития транспортнологистического рынка РФ. Охарактеризована его современная структура и направления развития. Оценено состояние российского транспортно-логистического рынка в современных условиях.

Ключевые слова рынок транспортно-логистических услуг, эффективность, инфраструктура, координация, транспорт, складская логистика, кризис.

В современном мире в сфере товарного обращения идут процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в рамках разветвленных сетевых структур. Крупные торговые компании ежегодно увеличивают свои обороты и свое присутствие на рынке, они определяют ценовую политику и взаимоотношения с поставщиками, а также способствуют в силу своих финансовых возможностей внедрению прогрессивных технологий товародвижения [9, 14], способствуя, тем самым, развитию современных логистических систем [3].

Современное состояние и развитие отечественной логистики неразрывно связано с развитием экономики страны. Основной задачей логистики является оптимизация внешних и внутренних материальных потоков, а также сопутствующих им финансовых и информационных потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

В настоящий момент в России рынок логистических услуг находится в стадии формирования, а общемировые тенденции в сфере логистики являются для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новейших технологий, форм и способов обслуживания потребителей в условиях растущей конкуренции. Россия имеет свою специфику, которая обусловлена множеством факторов: огромная территория, недостаток необходимой инфраструктуры, определенный менталитет, климатические условия и др. Эта специфика накладывает отпечаток на развитие логистики в стране [11].

Важное место в построении российской логистической системы занимает транспортный комплекс. Транспорт - «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в его создании. Транспорт

* Магистрант кафедры Мировой экономики и менеджмента.

136 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота.

Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда.

Дорожно-транспортный комплекс России - одно из крупнейших звеньев ее экономики. В нем занято 8 % общей численности рабочих и служащих,

13.6 % основных производственных фондов. Грузооборот транспорта общего пользования составил в 1998 году 3146 млрд. человек в год [4]. Непроизводительные транспортные издержки России от несовершенства транспортной отрасли очень велики.

Транспортный комплекс России состоит из 600 тысяч организаций и 10 млн. транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится около 59,7 млн. пассажиров и 28,6 млн. тонн грузов. В морских и речных портах перегружается порядка 2 млн. тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, за последние 10 лет увеличилась в 2,5 раза и составляет 7 % валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и в 2011 году достиг более 14 млрд. долл. США. Это треть от экспорта всех видов услуг [4].

Однако Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек [10], что не только отрицательно влияет на конкурентоспособность цен на транспортные услуги, но и существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19 %, тогда как в Китае составляет 18,0 %, в Бразилии и Индии - в пределах 11-13 %, в США - 8,5 %, в Италии - 9,4 %, в Японии и Германии - 8,7 % и 8,3 % соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2012 г. оценивается Armstrong & Associates Inc. в

11.6 % (табл. 1).

Высокий уровень логистических затрат в России связан прежде всего с неэффективностью организации внутренней логистики компаний [1, 8] и транспортно-логистической системы страны в целом, помноженной на огромные расстояния и низкое качество российских дорог [18], нерациональное размещение многих производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю.

В России основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаропро-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

137

изводителей, дистрибьюторов или ретейлеров. Ими производится около 68 % от всего объема логистических операций.

Таблица 1

Сравнение индикаторов экономического состояния и транспортно-логистического рынка отдельных стран и регионов мира, 2012 г., млрд. долл. (составлено по данным [23])

Страна / Регион ВВП страны Логистические издержки Транспортнологистический рынок Рынок транспортно-логистических услуг(логистический аутсорсинг) Доля логистического аутсорсинга, %

США 15650,0 1330,0 1141,0 928,3 81,3

ЕС 16210,0 1487,6 1197,9 773,9 64,6

КНР 8260,0 1486,8 1210,6 593,2 49,0

РФ 2013,0 382,5 307,7 99,7 32,4

Страны мира, всего 71830,0 8350,6 7322,0 4027,0 55,0

В последние годы усилилась тенденция интеграции и глобализации в рамках цепей поставок [13, 20]. Это проявляется, в частности, в форме выхода сетевых операторов и крупных западных логистических компаний на российский рынок. Все чаще иностранные компании размещают свои производства на территории России. Это позволяет им пользоваться налоговыми и таможенными льготами, быть ближе к местным потребителям и более гибко реагировать на изменение их потребностей. Это приводит к тому, что российские компании все чаще вовлекаются в цепочки поставок своих иностранных партнеров. Это предъявляет достаточно жесткие требования к отечественным предприятиям: требования к системам управления, подготовке персонала, информационным системам, используемым технологиям. В связи с этим российский рынок логистических услуг постепенно модернизируется и преобразуется, что влияет на изменение ее структуры. Так, следуя опыту зарубежной логистики и требованиям коммерческих партнеров субъекты логистического рынка в РФ стали гипертемпами наращивать площади складов, возводимых по последним требованиям рынка. В связи с этим резкий прорыв произошел в темпах роста сегмента складских услуг, в 2012 г. его стоимостной объем увеличился на 32 %. Текущие изменения в структуре рынка связаны с опережающим ростом сегмента складских услуг, доля которого возросла до 5,8 %. При этом доля транспортных услуг сократилась до 87,3 %.

По уточненным данным аналитических компаний [23], основанным на информации участников рынка и финансовой отчетности компаний, валовая выручка субъектов логистического рынка в настоящее время растет, хоть и более низкими темпами, чем пару лет назад в период резкого подъема рынка логистических услуг. При этом даже настоящий период времени, осложнен-

138 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ный сложной геополитической ситуацией [15], нестабильным курсом российской национальной валюты, высоким уровнем инфляции [16], низкими ценами на нефть на мировом рынке, в совокупности инициировавшими падение темпов роста во многих отраслях отечественной экономики, для логистики не является кризисным. В сфере логистических услуг ситуация не только сохранила относительную стабильность, но транспортно-логистический рынок даже продемонстрировал рост. Основным фактором роста стало расширение круга клиентов и ввод новых операционных площадок на фоне повышения цен на предоставляемые услуги, а также увеличение объемов экспорта российской продукции [22] в связи с падением курса рубля, ранее ориентированной на внутренний рынок.

Таким образом, можно заключить что современный рынок транспортнологистических услуг, хоть и сбавил темпы своего роста, но все же развивается, даже не смотря на кризисную ситуацию в российской экономике. Его структура постепенно преобразовывается в ответ на запросы потребителей, качество услуг повышается, их перечень постоянно увеличивается. При этом процесс формирование эффективной логистической системы в нашей стране, соответствующей современным рыночным требованиям, должен осуществляться комплексно, с участием е только субъектов отечественного бизнеса, но и государства [21]. При этом развитие и модернизация отечественной логистики должно осуществляться также одновременно во всех направлениях, включая не только возведение новых и реконструкцию старых путей и сообщений [17], современных складских центров, модернизацию транспортного комплекса [5], но и повышение уровня подготовки соответствующих специалистов [12, 19], совершенствование системы менеджмента в логистическом комплексе.

Список литературы:

1. Кизим А.А., Старкова Н.О., Михайлюк О.В. Аутсорсинг информационно-интеллектуальных процессов современного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -

2011. - № 35. - С. 147-154.

2. Кизим А.А. Основы предпринимательской логистики. - Краснодар, 2007.

3. Кизим А.А. Концепция построения региональной транспортно-логистической системы: вопросы теории и практики / А.А. Кизим; М-во образования и науки Рос. Федерации, Куб. гос. ун-т. - Краснодар, 2004.

4. Кизим А.А., Ченцова Т.А. Логистика и ее принципы в сфере малого бизнеса // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2013. - № 12 (43). - С. 17-26.

5. Клименко В. Развитие рынка транспортно-логистического сервиса РФ в разрезе формирования логистической инфраструктуры // Логистика. -

2012. - № 5.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

139

6. Куницына Н.Н. Савцова А.В. Региональные экономические системы: цикличность и неопределенность динамики: монография. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2008. - 184 с.

8. Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости // Наука и экономика. - 2010. - № 2. - С. 95-99.

9. Никулина О.В., Ладыгина Е.И. Системы качества как основа успешного бизнеса // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 2 (93). - С. 50-55.

10. Сергеев В.И., Кизим А.А., Эльяшевич П.А. Глобальные логистические системы. - СПб., 2001.

11. Старкова Н.О., Успенский А.В. Проблемы и перспективы современной логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 38. - С. 45-50.

12. Старкова Н.О., Тиминова Е.В. Организация маркетинга персонала на зарубежных и российских предприятиях // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 3-4. - С. 250-254.

13. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Успенский А.В. Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 99. - С. Ш62-1085.

14. Старкова Н.О., Саввиди С.М., Сафонова М.В. Тенденции развития логистических услуг на современном мировом рынке // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - № 85. - С. 480-490.

15. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. -2014. - № 13. - С. 154-160.

16. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. - С. 168-173.

17. Старкова Н.О., Мирзоян А.Р. Основные организационно-правовые аспекты проведения государственных закупок в сфере строительных работ в России и за рубежом // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 104. - С. 237-250.

18. Толстова А.З. К вопросу о методике определения конкурентоспособности страны в мировой экономике // Экономика: теория и практика. -2002. - № 2-3. - С. 9-11.

19. Чарочкина, Е.Ю., Сергеев, П.В. Роль человеческого капитала в формировании конкурентоспособной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 2 (47). - С. 50-55.

20. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 3 (35). - С. 13-21.

140 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

21. Шевченко И.В., Жабин В.В. Пути совершенствования методик оценки инвестиционного климата регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 14. - С. 47-52.

22. Шевченко И.В., Симонян С.М. Анализ структуры российско-китайского товарооборота в 2014 г. // Экономика устойчивого развития: научный журнал. - № 4 (20). - С. 241-246.

23. RBC.ru. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/reviews/transport2013 (дата обращения: 24.04.2015).

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В СФЕРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОДЫ НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ» (ГОРОД ЯКУТСК, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ))

© Панкратов А.В.*

Финансово-экономический институт

Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Статья посвящена анализу эффективности управления в акционерном обществе «ВОДОКАНАЛ-ЯкУТСК»

Ключевые слова эффективность управления, акционерное общество, миссия организации, организационная структура управления,

Актуальность темы исследования определяется необходимостью постоянного устойчивого совершенствования и повышения эффективности управленческой деятельности на современных предприятиях.

Открытое акционерное общество «Водоканал», в дальнейшем именуемое Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом [9].

Миссия компании ОАО «Водоканал-Якутск»:

* Магистрант 2 курса кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Чиряева Н.Г., заведующий кафедрой Экономики и управления производством, кандидат экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.