Научная статья на тему 'Рынок подвижной связи: эволюция, тенденции и перспективы'

Рынок подвижной связи: эволюция, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагоян А. С.

Состояние рынка подвижной связи характеризуется следующими особенностями: рынок сильно зависим от производителей материальных носителей связи (сотовых телефонов), его развитие тесно связано с состоянием базовой инфраструктуры из-за родовых особенностей характера связи (приемники и передатчики связи соты, базовые компьютеры и т.д.) и развитой сети дистрибуции. Вначале все рынки подвижной связи ограничены в росте развитием своей инфраструктуры (формирование развитой системы сот), а затем, по мере насыщения рынка и истощения потенциальных клиентских слоев, не охваченных данным видом связи, рост рынка ограничивается возможностями дистрибуции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок подвижной связи: эволюция, тенденции и перспективы»

литература

1. грейсон дж.к. мл., о. делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.

2. дятлов с.А.Основы теории человеческого капитала. СПб.: СПбУЭФ, 1992.

3. Заславская Т.Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997.

4. критский М.М.Человеческий капитал. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.

5. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 23.

6. НикитинаИА. Концепция человеческого капитала в системе управления персоналом на российском предприятии. СПб.: С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад. 1999; М.: Деп. В ИНИОН РАН, 12.04.99. № 54486.

7. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А.Д. Некипелов. М.: Большая российская энциклопедия, 2001.

8. РубцовС.Н. История формирования и развития трудового потенциала промышленности Ш Восточной Сибири в 1955-1985 гг. // Иркутск: ВСИ МВД РФ, 1998.

¡5 9. СтрумилинС.Г. Наши трудовые ресурсы и перспективы // Проблемы экономики труда. В О 5 т. Т. 3. М., 1964.

X 10. Хлопова Т.В. Развитие трудового потенциала и повышение конкурентоспособности пер-

сонала предприятия: Дисс. ... докт. экон. наук. 11. Bower W. Investments in human capital and economic growth // Perspective on Economic Growth. N.Y., 1968.

N_

□ САГОЯН А.С.

О РЫНОК ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ: ЭВОЛЮЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И 0 ПЕРСПЕКТИВЫ ф _

0

ф Состояние рынка подвижной связи характеризуется следующими особенностями: рынок § сильно зависим от производителей материальных носителей связи (сотовых телефонов), его > развитие тесно связано с состоянием базовой инфраструктуры из-за родовых особенностей 5 характера связи (приемники и передатчики связи - соты, базовые компьютеры и т.д.) и раз-

1 витой сети дистрибуции. Вначале все рынки подвижной связи ограничены в росте развитием [о своей инфраструктуры (формирование развитой системы сот), а затем, по мере насыщения

рынка и истощения потенциальных клиентских слоев, не охваченных данным видом связи, % рост рынка ограничивается возможностями дистрибуции.

о Для правильного ориентирования в особенностях современного состояния рынка под° вижной связи необходимо диалектическое рассмотрение его развития в контексте принятия 5 аксиомы всеобщего распространения экономики потребления. Первая система, состоящая из о одного шестиканального передатчика, была создана в городе Сент-Луисе в 1946 году. Актив-о ное внедрение подвижной связи началось значительно позже. Первые коммерческие систе-о мы появились в Америке в 1979 году, а приобрели национальный масштаб только в 1983 году. ^ В Европе в 1981 году появилась первая международная система, объединившая Норвегию, Да-

нию, Швецию и Финляндию. В начале восьмидесятых в Европе уже действовали 24 различные сети. В целях принятия единого стандарта в 1982 году была создана специальная группа под названием Group Special Mobile (GSM), в которую вошли представители 24 европейских стран. В качестве стандарта была принята цифровая система компании Mаnnesmann, внедренная в

ф 1991 году в Германии.

т

Подвижная связь появилась в России в 1991 году, став в тот период принадлежностью в ос-о новном высокообеспеченных представителей бизнеса. Несмотря на это, темпы развития под-9 * Сегодня аббревиатуру GSM рас-шифровывают как Global System for Mobile Communications, а стандарт GSM и его версии приняты к использованию приблизительно в 80 странах мира.

*

вижной связи в России настолько высоки, что всего за несколько лет этот сервис превратился в насущную необходимость для всех людей, которым требуется подвижная связь. Сегодня в России применяются практически все ведущие стандарты подвижной связи (NMT,CDMA, AMPS и GSM). Однако наиболее распространенным, особенное в последние годы является GSM*.

Предполагается, что основными тенденциями развития связи (в том числе подвижной) в начале нового тысячелетия, как во всемирном масштабе, так и в России, будут:

- глобализация (создание всемирной сети, построенной на базе национальных сетей персональной связи, объединенных в единое адресное пространство);

- мультимедийность (конвергенция телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий);

- персонализация (предоставление услуг связи в любом месте и в любое время в соответствии с индивидуальными потребностями клиентов).

Для абонентов привлекательность сотовых сетей во многом зависит от спектра потребительских услуг, которые, в свою очередь, предопределены стандартом системы. В ассор- ш тимент услуг подвижной связи входит: роуминг, переадресация, многопользовательский ¡о доступ, передача данных, голосовая почта, обеспечение безопасности, мобильный интернет о - WAP (wireless application protocol). J

В России проникновению в массы мобильных телефонов способствовало существенное ^ снижение стоимости услуг операторов подвижной связи. Больше нет стереотипа «мобиль- ^ ный телефон - роскошь», при стоимости телефона от $50 и возможностью минимального общения от 100 рублей в месяц, вырисовывается тенденция на 146 млн. населения - 146 млн. ^ мобильных телефонов. При рассмотрении рынка услуг сотовой связи в Ростове на Дону сле- о дует учитывать тенденции развития рынка подвижной связи в Российской Федерации и в мире в целом. Обусловлено это обстоятельство тем, что ростовский рынок интегрирован в N российский, а стремительное развитие последнего в сравнении с мировым рынком позволяет q прогнозировать его возможные изменения. В соответствии с общемировой практикой в Рос- Ш сийской Федерации инфраструктура подвижной связи принадлежит фирмам - провайдерам, .л, дистрибутивные сети и отдельные дистрибуторы относительно самостоятельны и не привязаны полностью к определенным провайдерам связи. Материальные носители связи - сото- £ вые телефоны - поставляются фирмами-производителями последних также самостоятельно s в соответствии с контрактными соглашениями без определенной привязки к конкретным а рыночным игрокам. §

В соответствии с экспертными оценками, в том числе согласно оценкам агентства In- > Stat/MDS, численность обладателей сотовых телефонов к 2009 г. превысит количество в 2 41 млрд. человек, и что локомотивом роста спроса на мобильные телефоны с 2003 г. стали раз- ^ вивающиеся рынки, а основным инструментом увеличения продаж выступили второстепен- $ ные усовершенствования функционала - цветные дисплеи и встроенные камеры и т.д. Так, по о данным компании IDC, рост продаж сотовых телефонов только во втором квартале 2003 года ö составил 19%, а объем продаж в 2003 году находился на уровне 42,4 млрд. долл. Некоторое > снижение общих доходов поставщиков может быть обусловлено, прежде всего, ростом про- £5 даж мобильных трубок на развивающихся рынках Индии, Китая и России, где основная часть 2 населения может позволить себе только бюджетные модели. g

На мировом рынке основной тенденцией является процесс концентрации ведущих про- § изводителей, так пятерка лидеров заняла уже 76,6% мирового рынка мобильных телефонов. о Лидером, по итогам 3-го квартала 2003 года была Nokia, её доля составила 35%. Примерно ^ треть проданных Nokia телефонов имела цветные дисплеи, камеры и поддерживала функции |

--о

Он обладает рядом преимуществ, таких как: автоматический роуминг даже при перемещении m между государствами, конфиденциальность связи, обеспечение высокого качества звука, защита от помех и обрывов. GSM - система с множеством услуг, позволяющая осуществлять связь о различных типов в зависимости от природы передаваемой информации. Стандарт GSM облада- | ет рядом услуг связи, которые не реализованы в других стандартах подвижной связи и пред- 2 ставляют интерес для финансовых, коммерческих, правительственных и военных структур. К i ним относятся: использование SIM-карт для доступа к каналу и услугам связи; закрытый для ^ подслушивания радио интерфейс; шифрование передаваемых сообщений.

*

MMS. Nokia лидирует и в сегменте смартфонов, где за ней следуют Sony Ericsson, Motorola, RIM и Kyocera. Второй, по размеру продаж, компанией остается Motorola, увеличившая в 3 квартале поставки мобильных аппаратов на 27,8% и контролирующая 15,5% мирового рынка. Замыкает тройку лидеров Samsung - 11,5%. Siemens увеличил поставки телефонов на 39,5% и занял 8,7% мирового рынка, LG Electronics вернулся в пятерку лидеров (5,8%), потеснив Sony Ericsson (5,5%).

Общее количество владельцев мобильных телефонов по всему миру превысило в 2004 году 1,4 млрд. человек. Количество телефонов со встроенными цифровыми камерами возросло в следующем году на 64% - приблизительно до 100 млн. штук. Количество проданных смартфонов в 2004 году достигло почти 30 млн. штук, что на 111% выше аналогичного показателя 2003 года. Основными регионами-двигателями рынка остаются Китай, США, Япония, Индия и Россия. Наиболее динамичный рост зафиксирован в сегменте смартфонов и трубок для сетей третьего поколения. Согласно обзору, сделанному в июле 2005 года, мировые продажи мобильных телефонов за 2005 год выросли на 16% - до 779 млн. штук. ь По ожиданиям агентства Gartner, в 2009 году число проданных мобильных аппаратов пре-(□ высит 1 млрд. штук (всего на руках будет находиться более 2,6 млрд. сотовых телефонов).

По прогнозам агентства Informa, рост рынка после 2005 года замедлится и составит около tp 3,83%: при таких темпах к 2010 году продажи составят 899 млн. устройств. Рост продаж в Z прошлом был обусловлен развитием новых технологий и высоким спросом на мобильные [Л телефоны в странах с относительно низким проникновением услуг сотовой связи. При этом 2 объем продаж аппаратов третьего поколения стандарта WCDMA вырос в 2005 г. На 124%, а Ь доля 3G-телефонов в общем объеме продаж сотовых телефонов достигла 7%. Темпы роста продаж на развитых рынках отставали от аналогичных показателей в тех странах, где □ проникновение ещё не достигло насыщения, хотя уже близко к нему. Так, объем продаж g телефонов на ведущих европейских рынках в 2005 г. вырос на 14% и составил в Германии ^ - 30 млн. штук, Франции - 18,3 млн. штук, Великобритании - 32 млн. штук. Для сравнения: продажи трубок в России выросли на 26%, в Польше - на 27% до 34 млн. и 6 млн. штук, со-2 ответственно. Европейский рынок мобильных телефонов демонстрирует устойчивый рост, s который обеспечивается, главным образом, обилием технологических новинок, телефонов а с поддержкой мультимедиа и дорогих многофункциональных аппаратов. Лидирующим ре-^ гионом по выпуску новых устройств в 2005 году стала Западная Европа. Но по прогно-> зам исследователей, к 2008 году темпы роста в этом регионе существенно замедлятся. Это связывают с тем, что к тому времени производители смогут удовлетворить здесь высокий je спрос на новые модели.

$ Если европейские и североамериканские абоненты проявляли большую активность в о плане замены старых моделей телефонов на новые, то развивающиеся рынки росли в первую ^ очередь за счет новых покупателей. Общее число абонентов подвижной связи в мире долж-о но превысить в 2006 году 2 млрд. (по другим источникам этот рубеж уже преодолен в 2005 2 году), в то время как в 2004 году их было 1,7 млрд. К 2010 году прогнозируется, что показа-5 тель достигнет 2,7 млрд.

о Самый большой объем продаж мобильных телефонов ожидается в Азиатско-Тихоокеан-о ском регионе - около 25% мирового объема по итогам года (данные Gartner). В 2009 году

0 доля этого региона предположительно увеличится до 33%. Только в Китае и Индии в 2007 ^ году будет продано около 200 млн. телефонов. При этом в 2009 году Индия, где будет про-£ дано 139 млн., обгонит по этому показателю Китай, считают в Gartner. Аналитики Informa ф прогнозируют, что в Азии спрос на мобильные телефоны и после 2008 года останется вы-

>s соким. В Китае сейчас продаётся 36% производимых в мире трубок. По прогнозам Nokia, g к 2010 году Китай увеличит количество мобильных пользователей на 250 млн. человек. Сейчас в этой стране насчитывается 380 млн. сотовых абонентов. За первые 9 месяцев 2005

1 года финская компания продала в Китае и Тайване около 23 млн. трубок. В Латинской Аме-° рике объем продаж мобильных телефонов к 2009 году может достичь отметки 100 млн. * штук в год.

Можно констатировать, что развитие подвижной связи в Российской Федерации определяется теми же условиями, что и развитие общемировой подвижной связи и проявляется теми же тенденциями. Отличительной особенностью является относительно быстрое развитие этой сферы бизнеса и быстрое насыщение рынка, особенно в отношении достаточно современных моделей мобильных телефонов. По оценке экспертов, объем продаж сотовых телефонов в 1-м полугодии 2004 г составил около 2 млрд. долл., в штучном выражении составил 16,8 млн. штук.

Объем продаж сотовых телефонов в России в 1-м полугодии 2005 г по материалам «Ев-росети» составил 2,6 млрд. долл. Объем продаж телефонов, купленных потребителями на замену старых аппаратов, в 1-м полугодии 2005 г составил 59% от общего объема розничных продаж и был равен 9,9 млн. телефонов. Средний срок замены телефона на новый составляет в России 19 месяцев в данный период.

Средняя продажная стоимость телефона в России в 2005 г. составила 158 долл. По экспертным оценкам, в IV квартале 2004 года в России было продано более 8,6 миллионов мобильных телефонов. При этом наблюдалось сокращение доли лидеров рынка - Siemens (на 0,9%) ь и Motorola (на 2%). Доли продаж их телефонов составили 21,5% и 19% соответственно. Доля (□ Samsung, наоборот, выросла на 1,1% до 18,6%. Аналитики связывают это с популярностью моделей X100 и C100/110. Доля Nokia увеличилась на 0,9% до 18,4%. ГС

По данным сети салонов «Евросеть», в 2004 году в России было продано 30,32 млн мо- ^ бильных телефонов, причем продажи в Москве составили 6,1 миллиона, в Санкт-Петербур- ш ге - 1,9 миллиона, в регионах купили 22,3 миллиона телефонов. Доля компании «Связной» в 2 розничных продажах составила 8%. Ь

По мнению экспертов, пользователи, купившие вначале простые модели, со временем ^ начинают желать большего и приобретают более дорогие телефоны. Удорожанию покупае- □ мых аппаратов способствуют операторы подвижной связи. Расширяя список своих услуг, они

О

ö I—

ф

подталкивают потребителей к приобретению аппаратов с максимальным набором функций. К 2006 г. охват клиентского сегмента (проникновение) в России составил 89% от всего населения России, по некоторым регионам процент охвата превысил 100% (более одного телефона на каждого жителя). Промежуточным итогом оценки развития подвижной связи в России

будет вывод о достижении относительного насыщения рынка материальными носителями а

связи и удержания числа продаж на достигнутом уровне за счет постоянной смены аппара- §

тов на более современные модели (в среднем 1 раз в 1,5 года). >

Ростов-на-Дону, как центр ЮФ0, является перспективным в отношении развития в нем £5

подвижной связи. В Ростове помимо большого числа крупных индустриальных предприятий ^

сосредоточено множество организаций административного характера. Здесь находятся голо- ЕЕ

вные офисы многих региональных корпораций, региональные представительства большого ^

числа российских и зарубежных фирм. Все это положительно сказывается на уровне деловой ^

активности и стиле жизни в городе. Все тенденции развития подвижной связи, характерные о

для РФ, в полной мере проявляются в Ростове. Здесь развивают свою деятельность основные 2

провайдеры, занимающие основные доли рынка в РФ: МТС (Донтелеком), ВымпелКом, Мега- ^

Фон (Мобиком-Кавказ), Те1е2 (Ростовская Сотовая Связь). Дистрибутивные сети представлены о

СО

также распространенными в РФ салонами связи: «Евросеть», «Связной», «Сезам» и многочис- о

ленными местными дистрибутивными структурами. Ростов находится на шестом месте после о

Москвы по емкости рынка подвижной связи. ^

Отмеченные выше особенности развития телефонной связи в РФ и в Ростове - относи- £

тельное насыщение рынка сотовыми телефонами и сохранение объемов продаж за счет пер- ф манентной частой замены старых аппаратов на более новые под влиянием маркетинговых

коммуникаций (ТВ реклама, реклама печатных СМИ, промо-акции), что визуализируется рей- ^

тингами фирм - производителей аппаратов, входят в некоторое противоречие с современны- ^ ми маркетинговыми тенденциями по развитию программ лояльности.

Таким образом, можно констатировать, активное развитие данного направления в рамках интенсификации коммуникаций и маркетинга партнерских отношений.

0

1

о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.