Научная статья на тему 'Рынок медицинских услуг: особенности конкурентной ситуации'

Рынок медицинских услуг: особенности конкурентной ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1177
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL SERVICES MARKET / SPECIFICITY OF COMPETITION / INVALID REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Варвара Вадимовна

The article addresses the determination of specific features of competition, its types and methods of raising its efficiency on the base of the model of medical services market forming in Russia. These features can appear because of a series of skewed incentives, faulty assumptions, unfortunate strategy choices, and invalid regulations that are quite clear but inconsistent with how value is actually created in delivering health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical Services Market in Russia: Specificity of Competition

The article addresses the determination of specific features of competition, its types and methods of raising its efficiency on the base of the model of medical services market forming in Russia. These features can appear because of a series of skewed incentives, faulty assumptions, unfortunate strategy choices, and invalid regulations that are quite clear but inconsistent with how value is actually created in delivering health care.

Текст научной работы на тему «Рынок медицинских услуг: особенности конкурентной ситуации»

В. В. Назарова

РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ

Перед здравоохранением, как и перед любой экономической деятельностью, связанной с использованием ограниченных ресурсов, стоят две основные задачи: обеспечение эффективности и справедливости в предоставлении и распределении медицинских услуг. Согласно принятому в литературе определению1, медицинскими услугами считаются услуги, которые потребитель получает в медицинских учреждениях по восстановлению здоровья и в профилактических целях. Одной из форм, обеспечивающих эффективность, которая должна способствовать справедливости в распределении таких услуг, может стать рынок медицинских услуг. Под рынком в данном случае понимается система отношений, в которой связи, установленные между покупателями и продавцами,

балансируют спрос и предложение, отклоняясь, в свою очередь, в ту или иную сторону

2

под влиянием изменения соотношения между ними .

В распределении ресурсов на рынке медицинских услуг одним из определяющих факторов является конкуренция. Конкуренцию на рынке медицинских услуг можно определить как процесс взаимодействия потребителей медицинских услуг (пациентов), поставщиков (медицинских учреждений) и посредников (страховых компаний), направленный на достижение целевых потребностей каждого3. Согласно определению, приведенному в статье Н. В. Пахомовой, «под конкурентным понимается процесс, который обеспечивает эффективное производство и распределение продукции и услуг во времени посредством воздействия на инновационное развитие и приспособление к технологическим изменениям»4. Таким образом, конкуренция на рынке медицинских услуг представляет собой определенный набор взаимоотношений субъектов, направленный на достижение положительного результата, характеризующего качество медицинской услуги по выбранному набору установленных и принятых параметров. В различных научных источниках понятие «конкуренция» трактуется по-разному5. Это может быть соревнование, в котором выигрывает одна компания, а остальные вынуждены признать

Варвара Вадимовна НАЗАРОВА — преподаватель кафедры «Финансовые рынки. Финансовый менеджмент» ГУ Высшей школы экономики (СПб. филиал). В 2005 г. окончила экономический факультет ГУ Высшей школы экономики (СПб. филиал). С 2005 г. обучается в аспирантуре экономического факультета СПбГУ. Сфера научных интересов — экономика и управление в здравоохранении, стратегический менеджмент в страховании. Автор 5 научных публикаций.

© В. В. Назарова, 2008

себя проигравшими. Возможна конкуренция с полным уничтожением (поглощением) компаний-конкурентов. Некоторые авторы представляют конкуренцию как резкое снижение цены и неизбежное падение качества услуги. Конкуренция в сфере здравоохранения является следствием эволюции рынка медицинских услуг и модернизации системы медицинского обеспечения. На различных этапах формирования рынка медицинских услуг возникали новые виды конкуренции.

Целью данной статьи является определение особенностей конкуренции, ее видов и способов повышения эффективности на примере модели рынка медицинских услуг, формирующегося в России.

Конкуренция на рынке медицинских услуг имеет ряд существенных отличий. Прежде всего, медицинскую услугу следует рассматривать как товар, специфика которого заключается в увеличивающемся и часто непрогнозируемом спросе. Далее, для этого рынка характерна асимметрия информации и государственный контроль над большей частью медицинских учреждений, а также недостаточное развитие сектора коммерческих услуг в некоторых отраслях медицинского обеспечения (например, амбулаторная и стационарная помощь, профилактика). Наличие этих факторов приводит к отсутствию объективных показателей оценки качества медицинской помощи, т. е. невозможности установления прямой взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

Рынок медицинских услуг следует относить к рынкам несовершенной конкуренции, в которых доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Иными словами, речь, как правило, идет об олигополии. Для преодоления входных барьеров участники рынка должны обладать соответствующей материально-ресурсной базой, пройти все этапы административного согласования. В противном случае они не могут рассчитывать на высокие прибыли и доминирующие позиции на рынке. Эти выводы подтверждаются и при анализе модели формирующегося рынка медицинских услуг в России.

Так, следует отметить следующие противоречия и особенности процесса предоставления медицинских услуг (данные обстоятельства частично анализируются в научной литературе6):

1) несоответствие равновесной и фактически складывающейся на рынке цен даже при большом количестве поставщиков услуг;

2) отсутствие возможности и недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных специалистов, возникающие сложности в вопросах получения подобной информации непосредственно у лечащего врача; иными словами, появляются дефицит и перекосы рынка в результате информационной асимметрии;

3) противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и государственными гарантиями получения медицинской помощи, что выражается в несоответствии цен при лечении пациента в рамках государственного и частного страхования;

4) отличие медицинской услуги от иных, не медицинских товаров и услуг, что выражается в приоритете сохранения жизни и здоровья над возможными расходами;

5) независимость качества медицинской помощи от ее стоимости и количества потребителей;

6) ситуация, при которой существующая в России система не может стимулировать внедрение инноваций и повышение качества услуг без увеличения их стоимости;

7) медицинские учреждения остаются олигополистами даже при значительном повышении цены, т. е. пациент в любом случае вынужден прибегать к их услугам.

В системе здравоохранения категории «покупка услуги», платеж, предоставление услуги разделены между собой. В результате появляется многоуровневая система потребителей: работодатели, которые «покупают» медицинское обслуживание для своих работников; корпоративные плательщики (страховые компании и организации медицинского обслуживания (health maintenance organization), которые создают фонды денежных средств и оплачивают предоставленные медицинские услуги. Интересы всех этих субъектов могут не совпадать. Так, работодатели заинтересованы в уплате минимальных страховых платежей, пациенты — в получении качественной помощи, лечебные учреждения — в получении прибыли, а для этого в оказании максимального количества услуг, которое не всегда требуется. Страховые компании заинтересованы в том, чтобы на лечение пациентов было потрачено денег меньше, чем этими же пациентами уплачено в виде страховых взносов.

Причиной появления конфликта интересов участников рынка медицинских услуг может являться и «безальтернативность» медицинского обеспечения, отсутствие четких стандартов предоставляемой медицинской помощи, субъективность предлагаемых оценок оказанных услуг7. Все это включает в себя оценку временных характеристик (быстрота получения помощи); оценку деятельности медицинских работников непосредственно потребителем (человеческий фактор); оценку условий и культуры обслуживания. Следовательно, комплексный анализ конкуренции предполагает изучение как экзогенных (инфляция, государственная политика в области здравоохранения, достижения научного прогресса), так и эндогенных условий (определение цены и качества услуги, организационные моменты).

Целью конкуренции в медицинском обеспечении является повышение его ценности для потребителя. В данном случае под ценностью понимается степень удовлетворения потребностей и интересов пациентов, а также количество денег, которое человек готов отдать на приобретение данной услуги. В идеальной модели для потребителя качество услуги и обслуживания должно улучшаться при постоянстве либо незначительном росте цены. Это способствует расширению рынка. Для потребителя увеличивается количество вариантов выбора, так как компании работают над тем, чтобы их перечень услуг и качество обслуживания отличались от других. Таким образом, на рынке остаются только конкурентоспособные компании, а фирмы с низким качеством обслуживания или высокими ценами вынуждены покинуть бизнес. В этом случае речь идет не только о ценовой конкуренции, но и конкуренции в области продуктовой дифференциации.

В классической экономической системе потребитель принимает решение о покупке товара или услуги и непосредственно ее оплачивает. В медицинском обеспечении решение о «покупке», платеж и оказание услуги разделены. Посредником (плательщиком) между потребителем услуги и лечебным учреждением (provider) выступает страховая компания, призванная контролировать качество, отслеживать целесообразность медицинской помощи и защищать интересы застрахованных. На практике плательщики (страховые компании) не несут юридической ответственности за страхование пациентов, и они заинтересованы в коммерческой выгоде. Конфликт интересов между плательщиками и пациентами побуждает плательщиков вести конкурентную борьбу, расширяя список нестраховых событий и тем самым минимизируя расходы. В результате застрахованные разочаровываются в деятельности страховых компаний и считают их наличие лишним элементом в цепочке. Столкновение интересов между участниками процесса оказания медицинских услуг в здравоохранении создает препятствия для действительного сокращения издержек в системе медицинского обслуживания, т. е. в идеале

прибыль плательщиков должна возникать только на основе фактического повышения качества медицинского обслуживания и сокращения издержек. Это может быть обеспечено путем контрактации с поставщиками медицинских услуг, получившими положительную оценку своей работы.

Асимметрия информации о справедливой стоимости медицинских услуг также является негативным сигналом низкого уровня конкуренции. Так, пациенты не имеют доступа к информации о стоимости медицинских процедур и практически не могут сравнить цены в разных клиниках.

Приобретая полис медицинского страхования, пациент стремится получить максимум услуг при минимальной оплате. Часто наличие полиса медицинского страхования делает застрахованного безразличным к выбору поставщика медицинских услуг, и что еще хуже, высокие цены становятся синонимом высокого качества (особенно, когда приходится принимать решения о выборе места проведения хирургической операции и лечения в стационаре, о комплексе диагностических обследований).

Степень удовлетворения клиента очень субъективна и может быть неадекватна качеству обслуживания. Достоверная информация связана с кратковременными и долговременными результатами лечения конкретных болезней определенными поставщиками медицинских услуг с учетом общего состояния здоровья данного пациента. Медицинское обслуживание не является «единой» услугой — скорее, это множество различных видов услуг.

Для сферы медицинских услуг характерна тенденция к созданию искусственного спроса, что частично сводит на нет конкуренцию в ней. При нормальной конкуренции реальный доход медицинских учреждений снизился бы в случае чрезмерного роста предложения поставщиков услуг. Но так как спрос в специализированном медицинском обслуживании создается порой искусственно, то имеет место процесс «навязывания» излишнего количества услуг, что, в свою очередь, приводит к неэффективному использованию ограниченных ресурсов.

В качестве возможных причин такого положения дел следует назвать и поддержку низкокачественных и неэффективных посредников в лице страховых компаний. Наличие большого количества участников в системе приводит к завышению издержек и снижению качества обслуживания.

И это далеко не полный перечень особенностей конкуренции на рынке медицинских услуг.

В литературе в свое время были разработаны следующие условия, способствующие эффективной конкуренции в медицинском обеспечении 8:

- отказ от чрезмерной консолидации — страховые компании должны конкурировать друг с другом на основе качества и цены конкретных услуг;

- соблюдение антимонопольного законодательства, что будет способствовать здоровой конкуренции;

- создание возможности «безболезненного ухода с рынка» слабых страховых компаний и защита интересов застрахованных в этом случае;

- снятие ограничений «верхнего уровня цен», что будет способствовать внедрению новых лекарств и медицинского оборудования. В данном случае у потребителя будет вариант выбора и по цене, и по качеству;

- повышение ответственности пациентов путем переложения части платежа в случае предоставления недостоверной информации при заключении договора страхования.

Кроме того, данный перечень рекомендаций необходимо дополнить мерами по приведению в соответствие стимулов плательщиков и пациентов. Прибыль плательщиков

должна непосредственно зависеть от качества оказываемых клиенту услуг. Пациентам необходимо иметь реальную возможность доступа к высококачественным услугам. Объединения пациентов в группы потребителей и создание хорошо организованной сети страховщиков для достижения этих целей недостаточно. При условии, что не скорректированы сами стимулы, плательщики будут и дальше пытаться перераспределять расходы, вместо того чтобы найти для своих клиентов высококачественные услуги и манипулировать правилами оплаты, не заботясь о повышении качества услуг9.

Кроме представленных выше мероприятий, можно предложить следующие:

- разработка и внедрение системы контроля качества (стандартов) оказываемых медицинских услуг;

- частичная юридическая ответственность страховых посредников за результаты оказываемого лечения;

- право застрахованных на получение полной и достоверной информации о поставщиках конкретных видов услуг;

- участие страховых организаций в разработке системы параметров для составления рейтинга медицинских учреждений.

В настоящее время как система здравоохранения, так и система медицинского страхования в России имеют ряд существенных противоречий. Основными проблемами являются несбалансированность программ страхования и их финансового обеспечения, а также низкий уровень управляемости отрасли медицинского обеспечения. Таким образом, перечисленные рекомендации могут быть распространены на модель рынка медицинских услуг в России.

1 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2001 №12 «О введении в действие отраслевых стандартов» , ст. «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении».

2 Более подробное определение рынка рассматривается в учебнике: Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., 1997; ПиндайкР., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.

3 Определение конкуренции в здравоохранении рассматривается также в статье: Тогунов И. А. Конкуренция в здравоохранении и медицине (http: /www.cfin.ru/management/strategy/).

4 Пахомова Н. В. Современная конкурентная политика: теоретический анализ и опыт реализации (на примере ЕС и России) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2008. Вып. 2.

5 Aumann R. J. Game Theory // The New Palgrave: A Dictionary of Economics / Ed. by J. Eatwell, Murray Milgate, P. Newman. London: Macmilllan; New York: Stockton Press; Tokyo: Maruzen, 1987; Портер М. Е. Как конкурентные силы формируют стратегию // Конкуренция. М.; СПб., 2006.

6 Relman A. S. The Health of Nations: Medicine and the Free Market // New Republic, 2005. March 7; Rich J. Measuring Physician Quality and Efficiency of Care for Medicare Beneficiaries. Testimony to House Committee on Ways and Means. Health Subcommittee. 2005. March 15th.

7 Wessel D, Bogdanich W. Closed Market: Laws of Economics Often Don’t Apply in Health-Care Field // Wall Street Journal, 1992. Jan. 22. P. Al.

8 Porter M. E, Teisberg E. Redefining Health Care. Boston., 2006; Портер М. Конкуренция. М.; СПб., 2006.

9 О рекомендациях по развитию конкуренции в здравоохранении (см.также: Caper Ph. Database Strategies for the Management of Clinical Decision Making. New Perspectives in Health Care Economics. London, 1991.

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.