сальную, имеющую общегосударственное или мировое значение. Региональная журналистская информация необходима определенному социально-экономическому району для его оптимального развития.
Условия функционирования СМИ определяются региональной информацией потребностями конкретной аудитории: определенному типу средств информации присуща определенная "региональная информацияобеспечивающая население нужными сведениями.
Следствием функционирования средств информации, результатом воздействия духовно-идеологического климата региона будет являться специфическая атмосфера — информационно-идеологический климат региона, который предопределяет региональное мышление, обусловливающее сознательные действия населения в защиту своих социальных, демократических и прочих прав.
В современных условиях, когда происходят решительные перемены как в управляющей, так и в управляемых системах, возрастает потребность в оперативной, объективной, актуальной информации.
Важнейшим качеством журналистской информации должны быть правдивость, соответствие ее фактов реальности. Особенностью, обусловливающей результативность ее воздействия, является новизна. Смысл ее заключается в том, что, с одной стороны, основу информации составляет новость, с другой — журналистская информация должна бьп> облечена в оригинальную форму, соответствующую объекту отображения. В высшей степени существенно и требование доходчивости, своевременности, последовательности информации. Все большую значимость приобретают сегодня такие характеристики, как гражданственность, аналитичность, острота постановки проблем.
#######################################
РЫНОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ МОРДОВИИ
П. Ф. ПОТАПОВ, кандидат исторических наук, Ю. А. МИШАНИН, кандидат исторических наук
Развитие демократии и устранение монополии КПСС привели к отходу от монотипологической модели прессы. Произошло разрушение традиционной системы центральных и местных газет и журналов с их жесткой ранжировкой сверху донизу. Такое ранжирование оправдывалось необходимостью целенаправленного решения задач "комму нистического строительства" Иначе и быть не могло, так «сак отсутствовали демократические институты и свободная печать.
Претерпела изменения и система прессы Мордовии. После августа 1991 г. в республике начался процесс активного "размывания" традиционных характеристик местных средств массовой информации. Перестал выхо-
дить журнал идеологического отдела
областного комитета КПСС "Полити-
■
ческий вестникреспубликанские газеты "Советская Мордовия" (с 31 марта 1994 г. "Известия Мордовии"), "Мокшень правда" и "Эрзянь правда" изменили свой политический статус: они стали общественно-политическими изданиями. К последним относятся также еженедельная газета "Мордовия" — орган Верховного Совета и "Республика
молодая" — издание для молодежи. Рай-
ф
онные газеты стали печатными органами исполнительной власти на местах.
Следует заметить, что принятие Закона о печати способствовало тому, что "информационный рынок" пополнился новыми периодическими изданиями. На 1 июля 1994 г. в Мордовии выхо-
дило 60 наименований газет и журналов, причем 17 из них были зарегистрированы впервые. Столь внушительное количество печатных изданий, во-первых, позволяет оперативно реагировать на происходящие события, разносторонне показывать реалии социально-политической и экономической жизни республики; во-вторых, дает возможность потребителю выбрать близкие по интересам и духу издания.
Разнообразна, контрастна периодика не только по типам изданий, но и по составу учредителей* Появились газеты, учредителями которых выступают коллективы совместно с коопе-
ч
ративами, фирмами, частными предпринимателями. Среди новых изданий "Столица С" — еженедельная газета, учредителями которой являются научно-производственный центр "Про-
гэкс", ТОО "Химэкс" союз "Чер*ю-
1
4 быль" Республики Мордовия и коллектив редакции; "Саранские ведомо-сти1' — еженедельное издание, учрежденное НПО "Альянс" и коллективом, редакции. Таким образом, коммерческие организации используют профессиональные возможности журналистов, а редакционные коллективы — финансовые ресурсы своих партнеров. Кстати, коммерсанты сегодня охотно вкладывают деньги в журналистику, пытаясь при этом формировать ее имидж, "приручая" издания.
Принципиально новым, в прессе явилось то, что наряду с газетами общественно-политических организаций
*
и предпринимательских структур возникли ^здания различных партий, союзов и движений. К числу таких газет относятся: "Большевик" — издание коммунистов-большевиков (учредители — республиканский комитет Коммунистической партии большевиков, крллектив редакции); "Наша правда" — независимая народно-патриотическая газета (учредитель — Социалистическая партия трудящихся Мордовии).
т
л т * — ■ ■!'■■—! . ■ - А — - —»
* Институт учредителя введен Законом СССР "О печати и других средствах массовой информации" и Законом Российской Федерации "О средствах массовой-информации"
Как*можно видеть, позитивные изменения коммуникативной ситуации в Мбрдовии произошли. В печати уже нет показного единомыслия и единогласия, она становится все более плюралистичной, то есть происходит разрушение государственной монопрессы. Журналистика в конечном счете приобретает многопартийный характер. Сложившаяся система СМИ отражает нынешнюю расстановку сил среди политических партий, движений и других общественных организаций, составляющих далеко не однородный фон политической жизни республики.
Но все ли складывается успешно в поступательном развитии рынка массовой информации Мордовии? Думается, утвердительно ответить на этот вопрос нельзя. Печать лишь юридически стала свободной. Нельзя, например, не обратить внимание на явления, которые приводят, по существу, к стагнации структуры периодических изданий: дороговизну бумаги, полиграфии, услуг связи и др. Газеты, так горяче ратовавшие' за рыночные отношения сами первые оказались в их тисках Ни былой авторитет среди читателей ни солидные тиражи не имеют прежнего значения. Экономические факторы загнали печать в тупик. Редакции многих газет держатся на дотации государства, что не сулит больших перспектив в свободном функционировав нии изданий. Это особенно разрушительно для молодой демократии. I Мордовии практически все республиканские и районные газеты дотируютс5 из госбюджета через Министерство пе чати и массовой информации, которое тоже является учредителем периодических изданий с соответствующим* правами. (Исключение составляет та> называемая независимая 1 пресса "Столица С'\ "Саранские ведомости" пользующиеся финансовой г!оддержко£ коммерческих организаций.) Обща5 сумма дотаций за 1993 г. составила 766 млн руб., что позволило лишь ш 60 — 70 % удовлетворить потребност!, газет. Толькй "Советская Мордовия" которая раньше давала солидную при быль (известно, что часть этих средст)
пошла на строительство республиканского Дома печати), получила
из госбюджета за 9 месяцев 1993 г. 25,2 млн руб. г
Конечно, государственное дотирование спасает газеты и журналы от банкротства, хотя перспективы их выживания остаются весьма туманными. Из-за отсутствия средств в 1993 г. многие республиканские и городские издания недодали читателю по нескольку номеров. Районные газеты перешли на двухразовый выпуск в неделю вместо трех.
Коллективы редакций испытывают трудности и с полиграфической базой, монополизированной государственными структурами. Типографии "Красный Октябрь", где выпускается большинство республиканских газет и журналов, взвинчивает цены на свои услуги, вынуждая их обращаться за новыми дотациями.
Издания сегодня дороги. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт. Цена только полиграфических услуг за один номер "Известий Мордовии" равна 1 млн 300 тыс. руб. Если принять во внимание,' что газета в среднем выходит 22 раза в месяц, то все расходы на их выпуск составят почти 30 млн руб. Потому очень высока и подписная цена на периодику. Это заметно отразилось на сокращении читательской аудитории почти всех газет и журналов. "Известия Мордовии" сейчас выходят тиражом 14 056 экземпляров. В два раза по сравнению со второй половиной 80-х годов сократилось числ^ постоянных читателей молодежной газеты "Республика молодая" Издания новых политических партий и движений Мордовии не сумели еще завоевать доверие и интерес читательской массы и выходят скромными тиражами — .от 3 до 10 тыс. экземпляров.
Тиражность газет является чрезвычайно выразительной характеристикой состояния республиканской прессы. В этом, казалось бы, сугубо количественном показателе отразился драматизм развития многих изданий.. Приходится констатировать, что время больших тиражей периода гласности теперь принадлежит истории мордов-
/
' ✓
| I
ской журналистики. На сегодняшний день самыйг высокий тираж у газеты "Мордовия" — 40 250 экземпляров.
Не произошло изменений в структуре национальных периодических изданий. Они остаются практически такими, какими сформировались к концу 50-х годов. Как и раньше, в республике выходят две национальные газеты — "Эрзянь правда" и "Мокшень правда", удовлетворяющие лишь незначительную часть коренного населения в печатном слове на родном языке. Аудитория их невелика, и о существенной роли газет в жизни Мордовии говорить не приходится. Подписчиков из года в год становится все меньше — всего
I ^ *
несколько тысяч. Правда, с 1991 г. национальные газеты стали общемордовскими, и на них объявлена подписка на всей территории Российской Федерации. Однако несмотря на^ то, что в соседних с Мордовией областях Среднего Поволжья, в Сибири, на Дальнем Востоке и в другие регионах проживает 800 тыс. человек мордовского населения, прибавка тиража пока незначительная. Например, в 1991 году "Мокшень правда" и "Эр^янь правда" насчитывали чуть больше двухсот подписчиков за пределами Мордовии. Нужны время и реклама. На наш взгляд, необходимо также решить вопрос о собственных корреспондентах, которых можно закрепить в запредельных районах. Не лишним будет перейти на офсетный способ печати, возможности которого весьма обширны.,
t
Он позволяет улучшить качество офор-:' мления газет, повысить оперативность выхода номеров, что, несомненно, привлечет много новых читателей.
Материальные трудности испытыва-ет районная печать; выручка от продажи газет не покрывает и малой части расходов на их издания. Многие редакции испытывают проблемы с полиграфической базой, опытными журналистами и полиграфистами. О современном компьютерном оборудовании и речи не идет. Как и многие издания, "районка" сегодня переживает тяжелое, кризисное состояние: она попала под жесткое) экономическое давление,
ее судьба оказалась в руках монополистов сфер производства и распространения информации. Можно, конечно, пойти по пути объединения газет, превращая их в межрайонные — одно издание на 3 — 4 района (такое уже было в истории районной печати), но это не самый эффективный путь выхода из кризисного состояния.
Снижение тиражей газет объяснять только дороговизной было бы не совсем правомерным. Многие читатели не возобновляют подписку по принципиальным мотивам, разочаровавшись либо в содержании, либо в социально-политической ориентации газет. На их страницах, к сожалению, еще мало печатаются материалы, затрагивающие проблемы становления рыночных структур, экономических отношений нашей республики с другими регионами страны, отсутствуют комментарии экспертов-специалистов, помогающих разобраться в нынешних реформах. Совсем нет публикаций, показывающйх рабочего человека, от труда которого зависит .благополучие всего общества.
В современных условиях любая газета может оказаться банкротом. Поэтому очень важно, с каким багажом редакции выходят к читателю, насколько они выполняют его социальный заказ ч на информацию. Нередко на газетных полосах можно увидеть обилие политизированных отчетов с различных мероприятий, причем сообщений часто искажаются тенденциозным отбором фактов, вольной расстановкой акцентов в интерпретации событий и т. д. Соображения "политической целесообразности" ни в коей мере не могут оправдать передержек в подаче информации.
Много на страницах печати полемических материалов. Это явление, несомненно, положительное. Однако редакции газет нередко идут по пути наименьшего сопротивления,сохраняя по инерции нетерпимость к инакомыслию, "черно-белый" взгляд на действительность, предельную категоричность суждений. Появилась и новая конъюнктура, под которую с готовностью под-
страиваются некоторые журналисты: выбор нравственный, по сути, заменяется выбором удобной позиции. Например, в статьях "Есть маленькое свинство. Есть большое. А еще есть спикер..." (Вечерний Саранск. 1993. 10 сент.), "Бирюков выиграл, разум проиграл" {Столица С. 1992. 30 дек.). "Коммунист Ворсобин укусил человека" (Столица С. 1993. 24 сент.) уже
сами заголовки подчеркивают, что главное в полемике не суть вопроса, а победа любой ценой. В этих и других материалах проявляется нетерпимость к чужому мнению, нежелание услышать и понять оппонента. Иногда интеллигентное обсуждение злободневной проблемы подменяется сведением счетов, оскорблениями и бранью.
Не всегда аргументированы материалы по межэтническим отношениям, истории и культуре мордовского народа. Нередко» в статьях ученых, комментариях Журналистов преобладают не научные аргументы и конструк-, тйвный подход к обсуждаемым проблемам, а митинговые страсти и эмоции. К таким материалам, например, относятся: "Стоит ли кричать "караул"" М. Винтина (Советская Мордовия.
1989. 15 окт.), "Бесперспективная перспективность" С. Бахмустова (Советская Мордовия. 1989. 17 окт.), "О ко--ренных, пришлых и борьбе за власть"
Д. Доленко (Саранские вести. 1991. 27 дек.) и другие, авторы которых выступают против предоставления мордовскому языку статуса; государственного, рассматривают деятельность общества национального возрождения "Мастора-ва" как проявление национализма. К сожалению, нужно сказать, что подобные публикации обостряют межнациональные отношения в Мордовии.
В нынешних этносэциокультурных условиях жизни республики перед журналистами стоит непростая задача удержаться на позициях культурологического подхода в оценке событий, процессов, не разжигать страсти. И здесь очень велика роль национальных, газет — "Эрзянь правда" и "Мокшеш/ правда Они — средство развития
л
письменной речи неооходимое условие
установления взаимопонимания между всеми людьми, живущими в Мордовии.
Более взвешенный подход в освещении национального вопроса, аргументированность и доказательность прослеживаются в газете "Мордовия", Только за период с марта 1991 по сентябрь 1992 г. на ее страницах появилось более 70 публикаций по проблемам межнациональных отношений в Мордовии, при подготовке которых использовался весь спектр газетных жанров: информация, интервькк рецензия, отчет, корреспонденция, статья, очерк. Все материалы помещались в основном на целевых полосах под рубриками "Нации", "Национальный вопрос", "История", "Имена и судьбы", "Культура"
Низка еще эффективность выступлений печати по экологическим проблемам, хотя есть отдельные попытки некоторых газет обратить внимание общественности на обеспечение жителей г. Саранска питьевой водой, загрязнение атмосферного воздуха, сохранность лесных массивов.
Читательская аудитория многих газет становится в последнее время все более малочисленной и потому, наверное, что редакции растеряли многих хороших авторов — ученых, педагогов, политологов, социологов, специалистов народного хозяйства. Отказавшись от традиционных форм и методов работы с ними, журналистские коллективы не
предложили взамен ничего нового. Ослабли их контакты с читателями, что в итоге отражается не только на результатах подписной кампании, но и на тематике выступлений печати. В борьбе за читателя каждая газета должна искать свою нищу, учитывать не только интересы современной аудитории, психологию читателя, но и особенности других газет, их концепции, способы подачи информации.
В целом нужно признать, что пресса Мордовии сейчас переживает нелучший период в своем развитии. С одной стороны, у лее счастливое время — она свободна, а с другой — ей приходится вести жестокую борьбу за выживание. Ее будущее во мнЬгом зависит от разрешения сложных экономических и социально-политических проблем. Вместе с тем необходимо пересматривать как принципы оценок сложившейся ситуации, так и мероприятия по поддержанию функционирования системы печати республики: определить реальную читательскую аудиторию и оптимальный тираж, делать издания содержательно интересными, определить соотношение подписки и розницы в структуре тиража, создать свою сеть распространения, .усовер-шенствовать структуру и организацию работы редакций, искать спонсоров и развивать коммерческую деятельность.