Рынок IT-аутсорсинга: дилемма Дата: 01/04/2008 Номер: (13) УЭкС, 1/2008
Аннотация: Аутсорсинг — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка, понемногу он начинает занимать важное место в стратегиях организаций. По оценкам Gartner, в IT-отделах компаний к 2011 году будет на 20% меньше сотрудников и на 40% меньше ролей в области самостоятельно разработки информационных систем, чем сегодня. Согласно исследованиям компании Andersen Consulting, IT-аутсорсинг станет пользоваться все большей популярностью. Ожидается, что его развитие будет наиболее интенсивным в области телекоммуникаций, где в ближайшие годы им воспользуются 62% предприятий и в области информатики - 58%. Современный менеджмент делает упор на развитие сильных корпоративных связей, близость к потребителям, производительность и конкурентоспособность. Это подкрепляет идею о снабжении извне.
Abstract: Outsourcing - one of the most fast-growing segments of the IT market, gradually it starts to take the important place in strategy of the organisations. By estimations Gartner, in IT departments of the companies by 2011 will be on 20 % of less employees and on 40 % of less roles in the field of independent workings out of information systems, than today. According to company Andersen Consulting researches, IT outsourcing begins to use the increasing popularity. It is expected, that its development will be the most intensive in the field of telecommunications where the next years 62 % of the enterprises and in the field of computer science -58 % will take advantage of it. Modern management does an emphasis on development of strong corporate communications, affinity to consumers, productivity and competitiveness. It supports idea about supply from the outside.
Ключевые слова: аутсорсинг, IT, рынок Keywords: outsourcing, IT, market
Паникаровских Артем Александрович Вятский государственный университет
Выходные данные статьи: Паникаровских, А.А. Рынок 1Т-аутсорсинга: дилемма "производить или покупать" / А.А.Паникаровских // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. - № 1 (13). - № рег. статьи 0037. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Деятельность организации целиком зависит от выбора между производством и приобретением, жизненно важного для производительности и конкурентоспособности. За последнее время, в связи с ростом мировой конкуренции, тенденцией снижения издержек, разукрупнением компаний и фокусированием организаций на основных видах деятельности, взгляды руководителей на проблему выбора претерпели значительные изменения. Курс взят на аутсорсингГП , Г21 . Современный менеджмент делает упор на развитие сильных корпоративных связей, близость к потребителям, производительность и конкурентоспособность. Это подкрепляет идею о снабжении извне.
Дилемма «производить или покупать» актуальна ввиду своей важности. Почти каждая организация постоянно сталкивается с этой дилеммой. Для производственных компаний альтернативой может быть естественное расширение существующих видов деятельности или возможность диверсификации. Что касается непроизводственных фирм, то обычно встает вопрос об услугах, а не товарах.
У многих организаций в этом плане нет четко выраженной политики, они предпочитают решать
вопросы по мере их возникновения.
Рисунок 1 - Зависимость дилеммы "производить или покупать" от стратегического значения и специфических производственных функций предприятия
Рисунок 2 - Структура мирового рынка 1Т-аутсорсинга
По результатам ряда исследований удалось выяснить опыт использования 1Т-аутсорсинга среди предприятий России.
□ Нет
□ Да однн или несколько раз
□ Да неоднократно (часть
маркетинговых функций регулярно передается внешним исполнителям)
Рисунок 3 - Опыт использования 1Т-аутсорсинга среди предприятий России
По результатам данного опроса удалось выяснить, что более половины опрошенных компаний имели опыт сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями. 15 % всех изученных компаний являются активными пользователями услуг аутсорсинга, т.к. неоднократно обращались к сторонним организациям для решения своих задач или часть их функций передана на аутсорсинг в текущий момент. Еще 50 % респондентов ответили, что обращались к данному инструменту один или несколько раз.
Российская структура спроса и предложения 1Т-аутсорсинга практически копирует мировую, различаются только масштабы финансирования данного рода услуг и число 1Т-аутсорсеров.
В настоящее время (несмотря на ощутимые до сих пор последствия кризиса) около 20 тыс. юридических лиц в России декларируют свое намерение работать на рынке 1Т-услуг. Из них всего два предприятия позиционируют себя как 1Т-аутсорсеры (осуществляют полный 1Т-аутсорсинг). Большинство организаций еще не выделили данный бизнес в отдельное направление.
Структура заказчиков 1Т-услуг сосредоточена в следующих крупных сферах:
° ведомства (Центробанк и многие министерства); о нефтегазовый комплекс; о металлургический комплекс.
В целом структуру российских 1Т-аутсорсеров составляют:
о ведущие мировые корпорации; о совместные предприятия; о российские компании.
В той или иной степени 1Т-аутсорсингом занимаются российские компании, имеющие опыт более традиционной системной интеграции, в частности /В5, "Анкей" и "АйТи".
Довольно трудно оценить реальный объем рынка российского 1Т-аутсорсинга, как в силу традиционной закрытости, так и потому, что многие крупные контракты заключаются за рубежом. В любом случае можно отметить, что российские компьютерные фирмы пока не готовы самостоятельно выступать 1Т-аутсорсерами для ведущих ответственных заказчиков. А вот российские программисты пользуются широкой популярностью как ресурс аутсорсинга. К их услугам систематически прибегают /ВМ, /Ме1, БАР, Parametrics и др.
В России продолжается процесс насыщения рынка продуктами 1Т, включая ПО и оборудование. В
среднем более 60% средств расходуется именно на приобретение продуктов. Однако в течение последних трех-четырех лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению темпов роста затрат на IT-услуги, включая приобретение услуг аутсорсинга. Среднегодовой рост сегмента услуг составляет 30-35% при общем росте российского рынка IT - 20% в годГ31 .
В целом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о дальнейших перспективах роста рынка программных услуг в России: на сегодняшний день около половины опрошенных компаний в той или иной мере используют аутсорсинг услуг. В то же время, 48% опрошенных компаний не имеют выделенной статьи в IT-бюджете на работу с внешними поставщиками услуг, и только 17% опрошенных выделяют на такие контракты более 5% своего IT-бюджета. Все это говорит о значительном потенциале роста рынка услуг, который ожидается, в первую очередь, за счет привлечения новых заказчиков из числа «колеблющихся» — тех, кто имеет пока только единичный опыт работы с внешними поставщиками или планирует попробовать, а также тех, кто еще не определился — в общей сложности порядка 40%.
По сведениям USB Brunswick Warburg, емкость российского рынка аутсорсинга IT-инфраструктуры составляет 25 млн долл. - с перспективой роста в будущем году на 50-70%. Рынок аутсорсинга приложений (в частности, услуг ASP) оценивается в 5 млн долл.; прогнозируются те же темпы его роста.
Аутсорсинг — один из самых быстрорастущих сегментов IT-рынка, понемногу он начинает занимать важное место в стратегиях организаций. По оценкам Gartner, в IT-отделах компаний к 2011 году будет на 20% меньше сотрудников и на 40% меньше ролей в области самостоятельно разработки информационных систем, чем сегодня.
Согласно исследованиям компании Andersen Consulting, IT-аутсорсинг станет пользоваться все большей популярностью. Ожидается, что его развитие будет наиболее интенсивным в области телекоммуникаций, где в ближайшие годы им воспользуются 62% предприятий и в области информатики - 58%.
Онлайновый еженедельник InternetWeek.com опубликовал результаты опроса, посвященного итогам развития IT-отрасли в 2002 г. и перспективам на 2003 г. В целом респонденты настроены оптимистично, несмотря на то, что многие компании вынуждены менять IT-политику, главным образом из-за увеличения использования аутсорсинговых услуг. Это можно объяснить, как стремлением компаний сократить IT-затраты, с одной стороны, так и существенным усложнением процесса разработки и сопровождения программного обеспечения - с другой.
Таблица 1 - Типы IT-аутсорсинговых услуг, которые будут использоваться в 2008 г.
Тип IT-аутсорсинговых услуг Доля организаций, выбравших данный тип из общего числа, %
Разработка программного обеспечения 40
Консалтинговые услуги в области е-бизнеса 33
Web-хостинг 29
Системная интеграция 28
ISP (Internet service provider) 26
Web-дизайн 24
ASP (Application service provider) 17
Другое 21
Как считают 28% респондентов, в целом использование 1Т-аутсорсинга их компанией увеличится в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Это является устойчивым стимулом работы для организаций-аутсорсеров (контракторов) во всем мире, так как спрос на их услуги должен вырасти.
Таблица 2 - Прогноз изменения 1Т-затрат (в % от общего числа опрошенных организаций)
Раздел IT-отрасли IT-затраты
увеличатся останутся прежними уменьшатся
Разработка приложений 34 60 6
Безопасность информации 32 66 2
Сопровождение программного обеспечения 30 64 6
Электронная коммерция 27 69 4
Информационная инфраструктура 25 71 4
Wеb-мастеринг/дизайн 23 71 6
Администрирование сети 21 77 2
Использование Javа-платформы (как альтернатива платформе Microsoft) 21 73 6
Большинство респондентов (65%) считают, что численность 1Т-персонала в их компаниях останется прежней, 28% - что эта численность увеличится. В противоположность выявленному мнению, ниже представлены данные о сокращении персонала в результате использования аутсорсинга.
Таблица 3 - Сокращение персонала в результате использования аутсорсинга в крупнейших в мире компаниях телекоммуникационного сектора в 2005 г.
Компания Число уволенных В % к общей численности Компания Число уволенных В % к общей численности
Nokia 1000 1.7 Compaq 7000 10
Philips 7235 4 Ericsson 21 700 19
Nortel Networks 25 000 25 Texas Instruments 2500 6
Alcatel 2000 11 Motorola 15 000 14
Siemens 5500 2 Intel 6000 5
Dell Computer 4000 10 Lucent Technologies 16 000 12
Flextron 7000 10
Показательно, что расходы на 1Т-аутсорсинг во всем мире ежегодно увеличиваются в среднем на 20%.
Что касается тенденций, то в 2007 и 2008 гг. на 1Т-аутсорсинг будут передаваться в первую очередь операции, связанные с управлением различными программными приложениями. Позже, в 2009-2010 гг., приоритеты сдвинутся в сторону специализированных отраслевых решений, но к этому времени, согласно ряду исследований, почти все информационно-технологические продукты (в том числе аппаратные, сетевые, программные и пр.) будут предоставляться в рамках так называемых «сервисных моделей».
В этих условиях основным катализатором дальнейшего роста популярности аутсорсинга 1Т-услуг в России станут примеры успешного использования этой схемы. С одной стороны, это будет способствовать росту доверия к аутсорсингу потребителей услуг, а с другой - свидетельствовать о зрелости поставщиков и их способности обеспечить контроль над проектными рисками.
Другое
Мелкие разовые задачи ______________________
Те с тиров а к к Пнтеграцы кориоратшных приложен й Внедрение и обслужвание I иловых решенш
Сопровождение и развитие заказных систем
Разработка новых бизнес-гршоженийв --------------------------------
с ост а ве суще с твуюыд к IIС ----------------------------
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16% 18%
Рисунок 4 - Основные направления, по которым планируется привлекать внешних поставщиков
программных услуг в 2007-2009 годах
Следует отметить, что в планах использования 1Т-аутсорсинга большинства компаний основное внимание уделено сопровождению и развитию заказных программных систем, разработке новых модулей и внедрению и обслуживанию типовых решений. Вместе с тем явно недостаточное внимание уделяется тестированию и такой важной тенденции, как интеграция приложений.
Рисунок 5 - Доля бюджета, выделенного на услуги внешних поставщиков 1Т-услуг (в процентах ко
всему бюджету)
Как видно из рисунка, 47% опрошенных придерживаются мнения, что выделять долю бюджета на аутсорсинг из общего 1Т-бюджета совсем не обязательно. 29% опрошенных видят в этом смысл. Из них 12% выделяют до 5%, столько же - 5-10%, и 5 % выделяют более 10%.
7%
12%
10% 10%
□ 0-20% ■ 20-70% □ 70-100%
□ Полный аутсорсинг ■ Не ответили □ Своими силами
Рисунок 6 - Доля работ, выполняемых самостоятельно и с помощью внешних поставщиков услуг в
проектах по созданию программных систем
В среднем доля услуг внешних поставщиков при создании программных систем составляет 30%, что весьма неплохо, но здесь следует учитывать целый ряд аспектов. 30% соответствует доле для ответивших на анкету и может не совпадать с реальным средним значением по индустрии. Во-вторых, при вычислении среднего не проводилась корреляция с размерами выделенных на аутсорсинг бюджетов.
Если сравнить рис. 5 и 6, то можно заметить, что они неплохо коррелируют между собой: 41% компаний, не использующих программный аутсорсинг (рис. 6) и 47% компаний, не имеющих бюджета на аутсорсинг (рис.5). Небольшое различие в цифрах скорее всего связано с изменением доли не ответивших в первом и втором случае[4].
По данным Gartner Research, на мировом рынке основной движущей силой аутсорсинга услуг по разработке приложений на сегодняшний день является необходимость сокращения IT-бюджетов, за которой следует повышение качества сервиса и стремление сконцентрироваться на основном бизнесе. Следует отметить, что рейтинг причин обращения к внешним поставщикам многие годы возглавляла проблема дефицита IT-специалистов с определенными навыками, но влияние рецессии выдвинуло на первый план проблемы сокращения затрат за счет более высокой эффективности выполнения IT-задач специализированными компаниями. Согласно прогнозам, именно этот фактор останется доминирующим еще как минимум два года.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
9,90% 11,40%
20,60% 20,30%
10,20% 12,40%
19,60% 22,60%
39,70%
33,30%
і I
■ Услуги по передаче данных
□ Собственный ИТ персонал
□ Внешние ИТ-услуги
■ Программное обеспечение
□ Аппаратное обеспечение
2005
2007
Рисунок 7 - Структура IT-бюджетов российских предприятий
В то же время, российские предприятия не рассматривают фактор снижения 1Т-бюджетов как основной мотив обращения к аутсорсингу, более того, заказчики не считают сотрудничество с внешними исполнителями более дешевой альтернативой собственным разработкам. Гораздо более весомым аргументом в пользу аутсорсинга является возможность получения качественного сервиса, что объясняется необходимостью привлечения квалифицированных ресурсов, сокращения сроков реализации проекта и повышением качества услуг, предоставляемых внутренним и внешним потребителям компании.
□ ФОТ ИТ персонала
□ Приобретение оборудования
□ Соверш енствование ПО
□ Сервисное обеспечение
■ Внедрение и инсталляция
□ Стратегические исследования
Рисунок 8 - Основные статьи IT бюджетов среднестатистической компании
Эту же тенденцию (ориентацию на результат) подтверждает и подход к выбору поставщика услуг (и здесь стоимость услуг оказывается не самым значимым фактором).
Основными критериями выбора партнеров является способность компании продемонстрировать возможности качественной реализации поставленной задачи, располагая аналогичным проектным опытом и сертифицированной системой поддержки разработки. Интересно, что размер и известность поставщика услуг, а также существующие связи с ним являются второстепенными факторами при выборе партнера. В то же время, успешный опыт реализации проектов и рекомендации коллег являются определяющими для 43% компаний при выборе исполнителя.
Согласно классификации Gartner, существуют три основные схемы взаимодействия с внешними поставщиками услуг, которые определяются целями и приоритетами компании-заказчика:
• Utility (полезность) - приоритетными при выборе поставщика являются фактор цены и уровень сервиса;
• Enhancement (улучшение) - наряду с факторами полезности во главу угла ставятся интересы внутренних и внешних потребителей, возможности улучшения их обслуживания;
• Frontier (передний край) - взаимодействие с поставщиком услуг является важной составляющей стратегии компании и позволяет приобрести конкурентные преимущества.
В этом контексте можно сделать вывод о том, что в западных странах на сегодняшний день доминирующей является первая схема, в то время как российские компании ориентированы на улучшение обслуживания потребителей и на качество услуг.
Следует отметить, что аутсорсинг в мировой практике предполагает взаимодействие с поставщиком услуг в рамках долгосрочного сервисного контракта (Service Level Agreement), в то время как на российском рынке пока преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов (42% и 24% респондентов соответственно). Этим отчасти объясняется низкая экономическая эффективность большинства российских контрактов, заключенных с поставщиками услуг: в рамках разового проекта
трудно получить выигрыш в эффективности, поскольку на начальном этапе требуются дополнительные ресурсы на установление и налаживание взаимодействия, которые в дальнейшем нивелируются за счет экономии на создании собственной инфраструктуры разработки, ресурсах специалистов и т.д.[5]
На рис. 9 приведены данные, отражающие отношение респондентов к аутсорсингу программных услуг. Как и в случае с диаграммами 5 и 7, диаграмма 9 не отражает общего состояния всей индустрии, а относится к группе компаний, интересующихся или уже использующих аутсорсинг.
Рисунок 9 - Отношение к аутсорсингу программных услуг
Суммарная доля компаний, использующих услуги программного аутсорсинга, составляет 49%. Доля относящихся к аутсорсингу отрицательно составляет 12%. Особый интерес представляет достаточно большая группа компаний, еще не определившихся (24%), планирующих попробовать (5%) и имеющих единичный опыт применения (10%). Вообще такая картина - группа активных пользователей, небольшая группа отрицательно относящихся и большая группа колеблющихся -характерна для начального этапа распространения какой-либо технологии или методологии. Очевидно, что ресурсы роста рынка аутсорсинга находятся в этой группе, в сумме составляющей 39%.
Г1] Интервью: Michael R. Leenders and Harold E. Fearon. Purchasing and Supply Management. - Irwin, 1997 (перевод).
[2] Чейз Р.Б. и др. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Вильямс, 2001.
Г3] Компания Gartner Group, результаты исследовательских проектов в области аутсорсинга, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
Г4] Интервью: Elashkin Research, Aplana Software 10.10.2003 г.
Г5] Компания Gartner Group, результаты исследовательских проектов в области аутсорсинга, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
№ рег. статьи 0037
Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"
http://uecs.mcnip.ru этой статьи:
http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=97