Научная статья на тему 'Рынок и рыночные отношения: к трактовке понятий'

Рынок и рыночные отношения: к трактовке понятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5149
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВО / ЯРМАРКА / ТОРГОВЛЯ / ПОКУПАТЕЛЬ / ПРОДАВЕЦ / ЦЕНА / ДЕНЬГИ / ОБМЕН / MARKET / MARKET RELATIONS / ECONOMY / FAIR / TRADE / CUSTOMER / SELLER / PRICE / MONEY / EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаменкова Елена Александровна

В статье рассматриваются различные определения понятий «рынок и рыночные отношения», дается краткий анализ развития рыночных отношений на территории Мордовии во второй половине XIX начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET AND MARKET RELATIONS: INTERPRETATION OF NOTIONS

The article deals with different definitions of the notions «market and market relations», and presents the brief survey of the market relations development on the Mordovian territory in the second half of the 19th beginning of the 20th century

Текст научной работы на тему «Рынок и рыночные отношения: к трактовке понятий»

5.8. РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: К ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЙ

Шаменкова Елена Александровна, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева».

[email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются различные определения понятий «рынок и рыночные отношения», дается краткий анализ развития рыночных отношений на территории Мордовии во второй половине XIX - начале XX века.

Ключевые слова: рынок, рыночные отношения, хозяйство, ярмарка, торговля, покупатель, продавец, цена, деньги, обмен.

MARKET AND MARKET RELATIONS: INTERPRETATION OF NOTIONS

Shamenkova Elena Alexandrovna, a post-graduate student of the Department of Prerevolutionary State History, Archeology and Ethnography of the Mordovian State University.

[email protected]

Annotation: The article deals with different definitions of the notions «market and market relations», and presents the brief survey of the market relations development on the Mordovian territory in the second half of the 19th - beginning of the 20P1 century.

Keywords: market, market relations, economy, fair, trade, customer, seller, price, money, exchange.

В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, вместе с тем менялся и сам рынок, росла его роль в мировой экономике. Рынок прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Еще известный экономист Альфред Маршалл (18421924) отмечал необходимость того, чтобы применяемые экономической наукой понятия были четко определены. Но с другой стороны он предупреждал и о том, что употребление терминов не должно быть слишком категоричным, чтобы не впасть в бессмысленный спор или, что еще хуже, допустить ошибку1.

Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Имеются самые различные толкования понятия «рынок» как в нашей стране, так и за рубежом, что нередко служит основанием для утверждений, будто бы до сих пор по-настоящему никому неизвестно, что такое рынок. Попробуем разобраться в существе этого вопроса.

Рынок - это обязательный компонент товарного хозяйства. По словам Н. И. Бухарина (1888-1938), рынок - это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства2.

Понятие рынка прочно вошло в оборот, и сегодня его смысл кажется очевидным. Категория рынка используется в самых разных значениях, причем эти терминологические различия не всегда улавливаются и четко фиксируются, порождая неизбежные недоразумения.

Экономическая теория, для которой рынок является центральным объектом анализа, тоже испытывает в этом отношении определенные трудности. Здесь уместно привести характерное высказывание институционального экономиста Дж. Ходжсона:

«Исследование состояния рынков - одна из главных, если не самая главная тема всей известной нам экономической науки... Однако примечательно, что в экономической литературе не так легко найти определение рынка, а аналитическое рассмотрение институциональных концепций, связанных с рынком, вообще встречается крайне редко. Стоит нам задать элементарный вопрос, «что такое рынок», как от нас стараются побыстрее отделаться»3.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения трактовка этого понятия неоднократно менялась.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это -самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. Первоначально рынок имел примитивные формы. Так, например, по наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и в районах нынешней Малайзии рыночные отношения осуществлялись следующим образом: продавцы,

положив свои продукты для обмена, уходили, чтобы дать возможность покупателям свободно осмотреть товары; если покупатель решался приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия забирали оставленные покупателем предметы, взамен оставив свои. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование,

1 Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993. - С. 25.

2 Бухарин Н. И. Политическая экономия рантье: теория

ценности и прибыли австрийской школы. - М., 1988. - С. 6.

Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории. - М., 2003. - С. 253.

которое находит отражение в мировой экономической литературе. Например, французский экономист Антуан Огюст Курно (1801-1877) под термином рынок понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются4. Таким образом, он выделил важные признаки рынка - свободу его

участников и гибкое ценообразование.

С дальнейшим развитием товарного обмена,

появлением денег и товарно-денежных отношений

возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, что приводит к усилению внимания к сфере обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарноденежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения.5 В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и сферы товарного обмена.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупности покупателей (Филип Котлер)6 или всякой группы людей,

вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл)7.

Английский экономист Уильям Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара8. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями.

Фридрих Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов9. Хайек утверждал, что только свободные рынки, где люди принимают отдельные решения в своих личных интересах, могут вырабатывать информацию, необходимую для разумного координирования общественного поведения. Свобода личного выбора, позволяющая не обращать «искажающее» внимание на общественное влияние, рассматривается как исходный элемент эффективной экономики, которая приведет к процветанию. Хайек доказывает, что ценообразование свободного рынка - это реальное проявление рациональной экономики.

В работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин определяет рынок как экономическую категорию, совокупность актов купли-продажи. Он показывает, что развитие рынка зависит от степени развития разделения труда в обществе. Появление новых отраслей, специализация производства являются важнейшими факторами развития рынка, которое идет по двум направлениям:

4 Курно А. Исследование математических принципов теории богатства. - Париж, 1838. - С. 78.

5 Политическая экономия: учебник. - М., 1990. - С. 511.

6 Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1991. - С. 127.

7 Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993. - С. 157.

8 Джевонс У. Политическая экономия. - СПб., 1905. - С. 97.

9 Хайек Ф. Дорога к рабству. - М., 1992. - С. 53.

1) рост средств производства, расширение

производства;

2) возрастающий спрос на предметы потребления10.

В российской экономической учебной литературе

наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.

Рынок рассматривают также как систему или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Можно выделить еще одно понимание рынка - как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов11.

Иногда рынок определяют как сферу купли - продажи товаров и услуг12.

В современных словарях рынок уже не только место для купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок, но и система экономических и иных отношений, связанных с обменом товаров и услуг.

Другими словами современный рынок - реальное, абстрактное или виртуальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные товары и услуги, включая рабочую силу, капиталы и т.п., а также способ этого взаимодействия и совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товаров и услуг вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товаров и услуг.

Структура современных рынков чрезвычайно многообразна. Государства обычно устанавливают те или иные «правила игры» для участников рынка и в, определенной степени, регулируют и контролируют его функционирование - законодательными, тарифными и другими методами. В большой степени на рыночные отношения влияют культурные традиции, состояние политические системы, степень развития инфраструктуры и т.д.

Современный рынок как высокоразвитый продукт цивилизации в корне отличается от рынка эпохи свободной конкуренции. Для него характерны гарантированный сбыт значительного количества товаров, социальная защита неработоспособного и малообеспеченного населения, регуляции

финансовой, денежной, кредитной и ценовой политики со стороны государства, высокие организованность и исполнительная дисциплина.

Следовательно, рынок является сложным образованием, которое являет собой, с одной стороны, сферу обмена, совокупность процессов купли-продажи, которые осуществляют балансировку за счет цен, а с другой - обеспечивает связь между производством и потреблением, непрерывность процесса воспроизводства, его целостность.

В западной экономической социологии в последнее время набирает силу новая отрасль - социология рынков. Социологи часто жалуются на экономистов, что последние рисуют искаженные картины хозяйства и общества, в частности, преувеличивают роль рыночных отношений. Представители социологии

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 3. Развитие капитализма в России. - М., 1979. - С. 256.

11 Теория переходной экономики / под ред. В. В. Герасименко. Т. 1. - М., 1997. - С. 26.

12 Хрестоматия по экономической теории / сост. Е. Ф. Борисов. - М., 1997. - С. 517.

справедливо указывают, что, кроме рынка, существуют иные хозяйственные уклады, связанные с деятельностью государства и домашних хозяйств. Да и сам рынок представляется традиционными экономистами слишком абстрактно или выводится из устаревших исторических образцов. Однако социолог может поставить вопрос иначе13.

Согласно экономико-социологическому подходу рынок рассматривают как систему регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена благами, где действия его участников регулируются, помимо цен, их структурными связями, институциональными формами, властными иерархиями и культурными конструкциями. Первая часть определения многим экономистам покажется неполной, а вторая -избыточной, но именно это и образует суть экономикосоциологического подхода. На передний план здесь выдвигаются социальные отношения, которые конституируют рынок сотнями видимых и невидимых нитей, связывая его участников14.

Таким образом, экономико-социологическое понимание рынка шире сугубо экономического понимания, т.к. привлекает внимание к разнообразию существующих рынков. Экономико-социологический подход концентрирует внимание на понятии рынка с точки зрения социологии рынков как ведущего направления современной экономической социологии15.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономико-исторического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок - сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой - рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм. Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории «рынок».

Во второй половине XIX - начале XX века на территории Мордовии, как и в России в целом, более интенсивно стали развиваться рыночные отношения. Развитие промышленности и сельского хозяйства, совершенствование транспортной инфраструктуры в рассматриваемый период способствовали повышению рыночной активности населения мордовского края и положительно сказались на развитии торговли.

Выгодное географическое положение Мордовии способствовало развитию рыночных связей с другими регионами. Мордовия торговала главным образом лесом и лесными изделиями, хлебом и пенькой. Изделия высокого качества, изготавливаемые крестьянами - промысловиками, сбывались за границу - в Германию, Францию и другие страны16.

13 Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. - М., 2003. - С. 67.

14 Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 124.

15 Радаев В. В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 32.

16 История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой

российской революции. - Саранск, 2005. - С. 269.

Мордовский край активно участвовал и в общероссийской торговле. Большинство перевозок между волостями и уездами производилось по проселочным дорогам и рекам. Крупными торговыми центрами Мордовии во второй половине XIX - начале XX века по-прежнему были города Саранск, Инсар, Краснослободск, Темников, Ардатов. Здесь гораздо быстрее и шире развивалась постоянная ларечномагазинная торговля. В конце XIX - начале XX века в Саранске работали 2 банка, 10 магазинов, 285 лавок, 86 винных заведений. По всей территории Мордовии в то время действовали более 2,5 тысяч торговых предприятий, основная часть годового оборота которых приходилась на питейно-трактирные заведения. Немалую роль в торговой жизни края продолжали играть ярмарки и базары, на которых в основном продавались товары местного сельскохозяйственного, промышленного и домашнего производства. На них также закупались

мануфактурные, бакалейные и иные товары, привозимые из Москвы, Пензы, Нижнего Новгорода, Симбирска, Саратова, Владимира и других городов. К концу XIX в. усилилась роль некоторых сельских ярмарок (Талызинская, Апраксинская)17. Но крупнейшей оставалась Александровская ярмарка в Саранске, на долю которой приходилась почти половина оборота ярмарочной торговли в мордовском крае. Из иностранных товаров продавались чай, кофе, ткани, рис, пряности. Среди отечественных товаров ведущее место занимали скот, шерстяные, суконные и шелковые ткани, а также галантерейные, игольные изделия, пушнина, мыло, хлеб18. В рассматриваемый период произошло снижение торгового значения северо-западных уездов края - Краснослободского и Темниковского - из-за отсутствия железнодорожного сообщения. Но и здесь в отдельные периоды торговля приобретала широкий размах. В дальнейшем с появлением железной дороги в Мордовии с каждым годом стали возрастать железнодорожные перевозки товаров. Оживление торговли положительно влияло на ежегодный рост железнодорожных перевозок, что в конечном счете еще сильнее втягивало мордовский край в систему всероссийского и даже международного рынка.

Список литературы:

1. Бухарин Н. И. Политическая экономия рантье: теория ценности и прибыли австрийской школы / Н. И. Бухарин. -М.: Орбита, 1988. - 191 с.

2. Джевонс У. Политическая экономия: учебник / У. Джевонс.

- СПб.: Народная польза, 1905. - 247 с.

3. История и культура мордовского края: учеб. для вузов / издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2008. - 416 с.

4. История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой российской революции. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 412 с.

5. История Мордовской АССР: с древнейших времен до наших дней: учебник для исторических и филологических факультетов. В 2 т. Т. 1. - Саранск, 1979. - 413 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод с англ. В. Б. Боброва / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1991. - 652 с.

7. Курно А. Исследование математических принципов теории богатства / А. Курно. - Париж, 1838. - 258 с.

17 История и культура мордовского края: учеб. для вузов. -Саранск, 2008. - С. 248-249.

18 Тагирова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX -начало XX века). - М., 1999. - С. 218.

8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 3. Развитие капитализма в России / В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1979. - 467 с.

9. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. Т. 2 / А. Маршалл. - М.: Прогресс, 1993. - 350 с.

10. Нуреев Р. М. Основы экономической теории / Р. М. Нуреев. - М.: Высш. школа, 1996. - 572 с.

11. Политическая экономия: учебник. - М.: Политиздат, 1990.

- 735 с.

12. Радаев В. В. Рынок как объект социологического исследования / В. В. Радаев // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 28-37.

13. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления / В. В. Радаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 324 с.

14. Радаев В. В. Что такое рынок: экономико-

социологический подход / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 117-132.

15. Сажина М. А. Основы экономической теории / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. - М.: Экономика-Техмет, 1996. - 672 с.

16. Тагирова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX -начало XX века) / Н. Ф. Тагирова. - М.: МОНФ, 1999. - 312 с.

17. Теория переходной экономики / под ред. В. В. Герасименко. Т. 1. - М.: ТЕИС, 1997. - 437 с.

18. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. - М.: Экономика, 1992. - 264 с.

19. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е. Ф. Борисов. - М.: ЮРИСТЬ, 1997. - 536 с.

20. Экономическая теория / под ред. В. И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.

Reference list:

1. Bukharin N.I. Political Economy of rentiers: the theory of value and profit of Austrian / N.I. Bukharin. - M.: Orbita, 1988.

- 191 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Jevons W. Political economy: textbook / W. Jevons. - St. Petersburg.: school Narodnaya polza, 1905. - 247 p.

3. History and Culture of Mordovia region: Textbook for higher education / Publishing Centre of Mordovia State University. -Saransk, 2008. - 416 p.

4. History of Mordovia: from the era of great reforms to the great Russian revolution.- Saransk: Publ. House of Mordov. University, 2005. - 412 p.

5. The history of Mordovia: from ancient times to the present day: a textbook for historical and philological faculties. In 2 vols. Vols.1. - Saransk, 1979. - 413 p.

6. Kotler F. Principles of Marketing. Translated from English V.B. Bobrova / F. Kotler. - M.: Progress, 1991. - 652 p.

7. Cournot A. Investigation of mathematical principles of the theory of wealth / A. Cournot. - Paris, 1838. - 258 p.

8. Lenin V.I. Full. Works. Vol. 3. The development of capitalism in Russia // V.I. Lenin.- M. Politizdat, 1979. - 467 p.

9. Marshall A. Principles of economics. In 3 vols. V. 2 / A. Marshall.- Moscow: Progress, 1993. - 350 p.

10. Nureyev R.M. Fundamentals of economic theory / R.M. Nureyev. - M.: Higher. School, 1996. - 572 p.

11. Political economy: a textbook. - M. Politizdat, 1990. - 735 p.

12. Radaev V. Market as an object of sociological study / B. Radaev // Sociological Studies. - 1999. - № 3. - S. 28-37.

13. Radaev V. Sociology of markets: the formation of a new direction / V. Radaev. - M.: Higher School of Economics, 2003. - 324 p.

14. Radaev V. What is the market: economic and sociological approach / V. Radaev // Social Sciences and the present. -2007. - № 4. - S. 117-132.

15. Sazhina M.A. Foundations of Economic Theory / M. Sazhina, G. Chibrikov. - M.: Economy-Techmet, 1996. - 672 p.

16. Tagirova N.F. Volga Market (second half of XIX - early XX century) / N.F. Tagirova. - M.: MPSF, 1999. - 312 p.

17. The theory of transition economies / ed. Vladimir Gerasimenko. T. 1. - Moscow: TEIS, 1997. - 437 p.

18. Hayek F.A.The Road to Serfdom / F.A. Hayek. - Moscow: Economics, 1992. - 264 p.

19. Readings on economic theory / comp. E.F. Borisov. - M.: Lawyer, 1997. - 536 p.

20. Economic theory / ed. V.I. Vidyapin. - M.: INFRA-M, 2003. - 714 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» Шаменковой Е. А. «Рынок и рыночные отношения: к трактовке понятий»

В данной статье автор рассматривает различные определения таким важным для разных областей знаний, сложным и многозначным понятиям как «рынок и рыночные отношения». Она совершенно верно отмечает, что в процессе исторического развития понимание рынка, его сущности и роли в мировой экономике изменялось, усложнялось, как менялся и модернизировался сам рынок. И, безусловно, что на современном витке общественного развития, когда роль рынка и рыночных отношений чрезвычайно значима, составляя стержень мировой экономики, очень ценно понимание того, как в этой области развивалась теория. Ибо общеизвестно, что теория и практика тесно связаны друг с другом и обуславливают взаимное развитие.

Считаю статью Е. А. Шаменковой содержательной, интересной , имеющей научно - исследовательский характер и рекомендую ее к опубликованию.

доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»

Е. Н. Мокшина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.