Научная статья на тему 'Рынок ферментных препаратов'

Рынок ферментных препаратов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФЕРМЕНТНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДОЧНОКИШЕЧНОГО ТРАКТА / PHARMACEUTICAL MARKET / ENZYMES / DISEASES OF THE GASTROINTESTINAL TRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Нарушения процесса пищеварения различной степени выраженности встречаются практически при всех заболеваниях желудочно-кишечного тракта и связаны с рядом причин. Для их коррекции применяются ферментные препараты. В настоящее время в клинической практике применяется большое число ферментных препаратов, отличающихся комбинацией компонентов, энзимной активностью, способом производства и формой выпуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENZYME DRUG MARKET

Disorders of the digestive system of varying severity are found in almost all diseases of the gastrointestinal tract and are caused by different factors. Enzyme therapy is used to fight those kinds of disorders. Modern clinical practice uses a large number of enzyme preparations with different combinations of components, enzyme activity, the mode of production and pharmaceutical form.

Текст научной работы на тему «Рынок ферментных препаратов»

42 3Тль РШШШМ _20 12_

РОССИИСКИИ И ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Рынок ферментных препаратов

Нарушения процесса пищеварения различной степени выраженности встречаются практически при всех заболеваниях желудочно-кишечного тракта и связаны с рядом причин. Для их коррекции применяются ферментные препараты. В настоящее время в клинической практике применяется большое число ферментных препаратов, отличающихся комбинацией компонентов, энзимной активностью, способом производства и формой выпуска.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, ферментные препараты, болезни желудочно-кишечного тракта

На российском фармацевтическом рынке представлено более 20 торговых наименований ферментных препаратов1. Согласно данным исследовательского агентства IMS Health, объем продаж этих ЛС в 2011 г. составил 65,2 млн. упаковок на сумму 4,6 млрд. руб. в оптовых ценах. Относительно показателей 2010 г. объем реализации этих препаратов вырос на 5,8% в натуральных объемах и на 9,7% в стоимостном выражении (рис. 1).

1 Анализировались данные группы А09.

В таблице 1 представлены ведущие торговые наименования рынка ферментных препаратов. Лидером остается Мезим форте компании Menarini, несмотря на то что в 2011 г. его реализация сократилась по сравнению с предыдущим годом. Вторую позицию в представленном рейтинге занял брэнд Креон® компании Abbott. В 2011 г. Креон® продемонстрировал наибольший темп роста продаж на рынке ферментных препаратов (+31% в упаковках и +33,1% в рублях относительно

Keywords: pharmaceutical market, enzymes, diseases of the gastrointestinal tract

Disorders of the digestive system of varying severity are found in almost all diseases of the gastrointestinal tract and are caused by different factors. Enzyme therapy is used to fight those kinds of disorders. Modern clinical practice uses a large number of enzyme preparations with different combinations of components, enzyme activity, the mode of production and pharmaceutical form. Julia UVAROVA, «Remedium». ENZYME DRUG MARKET.

2010 г.), что выразилось в увеличении доли препарата: в упаковках рост составил +1,7 п.п., в денежном выражении + 5,2 п.п. Стоит отметить, что сегемент капсулирован-

таблица Г1 Ведущие торговые наименования рынка ферментных препаратов в РФ в 2011 г.

№ Торговое наименование Компания Доля продаж, упак., % Прирост продаж, 2011/2010, %

2010 2011 2010 2011

упак. руб.

1 MEZYM FORTE MENARINI 46,4 43,9 41,5 37,5 -0,1 -0,8

2 KREON ABBOTT 7,2 8,9 24,6 29,8 31,0 33,1

3 FESTAL SANOFI-AVENTIS 10,3 9,5 11,9 10,3 -2,2 -5,6

4 PANCREATIN Несколько производителей 22,0 24,4 7,2 7,8 17,3 18,4

5 PANZYNORM KRKA 3,2 3,3 4,2 4,5 10,0 18,8

6 CHOLENZYM Несколько производителей 2,8 2,4 2,0 2,2 -7,0 21,0

7 PENZITAL SHREYA LIFE SCIENCES 3,1 2,9 2,0 1,8 -2,8 -4,2

8 MICRASIM AVVA RUS 0,7 0,6 2,0 1,7 -11,7 -5,0

9 ENZYSTAL TORRENT 1,3 1,3 1,9 1,6 2,3 -4,5

10 UNIENZYME UNICHEM LABS 1,6 1,7 1,0 1,1 17,1 23,1

Итого 98,6 98,9 98,3 98,4

рисунок Гг Структура продаж ферментных препаратов по лекарственным формам с указанием доли лидера в каждой группе. Доля в денежном выражении, 2011

4 "X 1 1 — Таблетки, покрытые оболочкой,

кишечно-растворимые, 51,6%

/X (Мезим форте — 72,6%)

( \ \ 2 — Капсулы кишечно-раствори-

2 U 1 мые, 32,6% (Креон — 91,4%)

/ 3 — Драже кишечно-раствори-

4J мые, 14,3% (Фестал — 60,4%)

4 — Прочие, 1,5%

РЫНОК ФЕРМЕНТНЫХ ПРЕПАРАТОВ

MMiPUUM 20Г 43

таблица Г 2 Приросты продаж лекарственных форм сегмента ферментных препаратов

Лекарственная форма Прирост продаж, 2011/2010,%

упак. руб.

Таблетки, покрытые оболочкой, кишечно-растворимые 5,4 3,5

Капсулы кишечно-растворимые 28,0 30,2

Драже кишечно-растворимые -2,7 -4,1

Прочие -7,3 13,6

рисунок Гз Динамика продаж капсулированных лекарственных форм ферментных ЛС и препарата Креон®, млн. руб.

а ыл|

ных форм ферментных препаратов демонстрирует рост, в отличие от других лекарственных форм (табл. 2). Продажи препаратов в форме капсул, Креона в частности, растут темпами, опережающими темп роста сегмента в целом, за исключением 2010 г. (рис. 3). Таким образом, Креон®, занимая долю 91,4% среди капсулированных форм, является драйвером всего рынка ферментных препаратов. Прогрессивное увеличение продаж продукта объясняется комплексом факторов. Во-первых, надежной эффективностью Креона, объясняющейся технологическими особенностями производства. Капсулы препарата Креон® содержат кишечно-рас-творимые минимикросферы, панкреати-

ческие ферменты из которых высвобождаются только в тонкой кишке. Препарат выпускается в трех формах, что позволяет индивидуально подбирать дозу для каждого пациента. Кроме того, в прошлом году компанией Abbott была спланирована и реализована активная рекламная кампания препарата Креон® на телевидении, радио, в маршрутных такси и прессе. Все это, а также устойчивый позитивный имидж компании-производителя стало факторами приверженности специалистов и потребителей Креону и, соответственно, определило коммерческий успех препарата. Успех Креона не остался незамеченным российским фармацевтическом рынком. 19 апреля подразделение Abbott EPD было

удостоено престижной премии «Платиновая Унция» за 2011 г. в номинации «Динамика года». В данной номинации награждаются компании, показавшие наибольший рост объема продаж по результатам года на основании аналитических данных, предоставленных компаниями Pharmexpert, Comcon и рядом других известных аналитических агентств. Стоит особо отметить год получения премии, поскольку 2011 г. стал для компании годом интеграции усиленной работы не только над удержанием и укреплением своих позиций на рынке, но и над объединением бизнес-процессов и процедур и формированием корпоративной культуры подразделения EPD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.