УДК 368.5
Смирнова Елена Александровна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Кульбак Алина Геннадьевна,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Smirnova Elena Alexandrovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Business Finance and Insurance,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
Kulbak Alina Gennadievna,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
РЫНОК АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
THE MARKET OFAGRICULTURAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN CONDITION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Ведение любой предпринимательской деятельности, как известно, происходит в условиях риска и неопределенности. Рискованный характер общественного производства выступает главной причиной беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. Агропромышленное производство, несомненно, отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности — природно-климатический риск.
Актуальность темы обуславливается прежде всего тем, что сельское хозяйство в силу своей как экономической, так и социальной значимости является одной из приоритетных отраслей экономики государства. В этом смысле комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков, так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия в системе своих интересов выставлять на первое место стабильность и гарантированный результат. Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает система агрострахования, позволяющая обеспечить стабильные условия производственной деятельности хозяйствующих субъектов вне зависимости от природных аномалий и других потенциальных опасностей. В этой связи необходимо отметить, что агро-страхование в определенной степени выступает важным фактором продовольственной безопасности страны.
В данной статье кратко рассмотрены основы нормативно-правового обеспечения агрострахования в Российской Федерации; проведён подробный анализ структуры и динамики ключевых показателей российского рынка агрострахования за последние годы. Кроме этого, в ходе исследования выявлены основные проблемы эффективного функционирования отечественного рынка агрострахования, предложены базовые пути их решения, а также представлен ряд перспективных направлений развития данного сектора страховых услуг в дальнейшем.
Ключевые слова: агрострахование, риски, субсидирование, государственная поддержка, страховая премия, страховая выплата, убытки, Национальный союз агростраховщиков, «единая субсидия».
The conduct of any entrepreneurial activity is known to occur in a situation of risk and uncertainty. The risky nature of social production is the main cause of concern for each property owner and commodity producer for their material well-being. Agro-industrial production is undoubtedly distinguished by a special risk environment, as among the many risks there is one, very dangerous and maximally influencing the final results of production and financial activity — natural and climatic risk. The relevance of the topic is determined primarily by the fact that agriculture, because of its both economic and social significance, is one of the priority branches of the state economy. In this sense, the complex impact of both traditional risks for any business activity and specific ones obliges agricultural enterprises to put stability and guaranteed results first.One of the effective tools for managing risks in agriculture is the system of agricultural insurance, which allows to ensure stable conditions for production activities of economic entities, regardless of natural anomalies and other potential hazards. In this regard, agricultural insurance to some extent is an important factor in the country's food security.
In this article, briefly discuss the basics of regulatory support for agricultural insurance in the Russian Federation; detailed analysis of the structure and dynamics of key indicators of the Russian agricultural insurance market in recent years. In addition, the study identified the main problems of effective functioning of the domestic market of agricultural insurance, proposed the basic ways of their solution, and presents a number of promising directions of development of the sector of insurance services in the future.
Keywords: agricultural insurance, risks, subsidies, state support, insurance premium, insurance payment, losses, National Union of Agricultural Insurance, «single subsidy».
82
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в настоящее время агропромышленный комплекс Российской Федерации в силу своей как экономической, так и социальной значимости выступает одной из приоритетных отраслей экономики государства. Сельскохозяйственное производство, являясь центральным звеном АПК, отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности — природно-климатический риск. Так, ежегодно сельское хозяйство несет колоссальные убытки от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, особую опасность также представляют различные инфекции, вызывающие заболевания сельскохозяйственных животных. Одним из наиболее действенных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает система агрострахова-ния, представляющая собой страхование сельскохозяйственных культур, животных и имущественных объектов фермеров, главной целью которой является полная или частичная компенсации убытков сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также улучшение их финансового состояния, в том числе кредитоспособности. Развитие агропромышленного страхования в определённой степени определяет уровень продовольственной безопасности государства. В этом смысле построение системы агростра-хования, обеспечивающей защиту и финансовую устойчивость АПК России, — задача государственного значения.
Актуальность данной статьи состоит в том, что в настоящее время сектор агрострахования в России представляет собой сформировавшуюся, однако ещё недостаточно развитую структуру. Имеется ряд острых проблем, препятствующих эффективному функционированию отечественного рынка агростра-хования, в частности, недостаточно проработана нормативно-правовая база, что, безусловно, требует решения.
В современных экономических условиях особенно важно разработать новые подходы, выявить приоритетные направления в развитии системы агрострахования, что позволило бы в дальнейшем повысить конкурентоспособность российского агропромышленного сектора.
Целостное представление о современных проблемах страхования сельскохозяйственных рисков, а также о самой их сущности и природе сформировали в своих исследованиях ряд современных российских и зарубежных авторов: Александрова О.Р. [1], Баймишева Т.А. [2], Бадртдинова И.И. [3], Вибе О.В. [4], Старкова О.Я. [5], Сысоева С.П. [6], Шарифьянова З.Ф. [1], Юдаева Н.Ю. [6] и другие. В частности, вопросам теории и практики страхования посвятили свои работы отечественные учёные: Андреева Е.В., Воробьёв Ю.Н., Дюжиков Е.Ф., Ермоленко ГГ., Костяева Е.В., Русакова О.И., Сплету-хов Ю.А., Щербаков В.А. и др. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью данного исследования является анализ современных тенденций и перспектив развития системы агрострахования в Российской Федерации. РЕЗУЛЬТАТЫ
В Российской Федерации рынок агрострахования на сегодняшний день состоит из двух неравных частей: добровольное страхование и страхование с государственной поддержкой, при этом на последнее приходится, как правило, более 70 % страховых взносов. Поскольку для добровольного страхования сельского хозяйства в Российской Федерации характерны непомерно высокие цены, многие сельхозпроизводители не смогли позволить себе данный вид страхования. Ввиду этого, в России нашли вариант поддержки сельхозпроизводителей — страхование агросектора, осуществляемое с государственной поддержкой.
Так, основы сельскохозяйственного страхования закреплены в федеральном законе «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"». В рамках данного закона предусматривается предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования. Размер субсидии составляет 50 % от суммы страховки, которая уплачивалась в соответствии с условиями договоров. Субсидия может быть предоставлена, если: 1) утверждена программа развития сельского хозяйства, при которой можно рассчитывать на субсидию; 2) есть положение об ассигновании на государственную поддержку; закон действителен на территории субъекта Российской Федерации.
Важным участником действующей системы агрострахования выступает Национальный союз агростра-ховщиков (НСА), созданный с целью консолидации крупнейших компаний федерального и регионального уровней, заинтересованных в развитии агрострахования с господдержкой. Главной задачей НСА является формирование цивилизованного рынка агрострахования, пропагандирована страховой культуры сельхозтоваропроизводителям, содействие эффективному использованию средств, выделяемых государством на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных рисков [4; 7; 8; 9].
83
На основе данных, представленных департаментом страхового рынка Банка России, проанализируем структуру и динамику функционирования рынка агрострахования за последние годы. Рассмотрим объём страховых премий, полученных страховыми компаниями за 2014-2016 гг. (табл. 1).
Таблица 1. Анализ полученных страховых премий на рынке агрострахования в Российской Федерации за 2014-2016 гг. (тыс. руб.) *
Агро страхование (виды) 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение 2014/2015 Отклонение 2015/2016
(+/-) % (+/-) %
Страхование урожая, с/х культур и посадок многолетних насаждений (осуществляемое с государственной по ддержкой) 7 987 407,5 5 428 512,5 4 368 458 -2 558 895 67,96 -1 060 054,5 80,47
Страхование с/х животных (осуществляемое с государственной поддержкой) 1 597 281,5 1 085 702,5 909338 -511 579 67,97 -176 364,5 83,76
Сумма субсидий на возмещение части затрат с/х товаропроизводителей на уплату страховых премий 5 042 154 1 339178 2 584 957 -3 702 976 26,56 1 245 779 193,03
Несубсидируемое страхование (без государственной поддержки) 2 074 779 1 675 687 4 604 807 -399 092 80,76 2 929 120 274,80
Всего 16 700 622 7 853 393 9 822 603 -8 847 229 47,02 1 969210 125,07
* Составлено на основе [10]
Исходя из данных таблицы 1, следует отметить, что страхование урожая, с/х культур и посадок многолетних насаждений в 2015 году продемонстрировало значительное сокращение — на 2 558 895 тыс. руб. в абсолютном выражении, темп роста составил 67,96 %. Отрицательная динамика сохранилась и в 2016 году — снижение объема страховых премий в части данного вида агрострахования составило 19,53 %. В страховании с/х животных также зафиксирована отрицательная динамика объема страховых премий, темп роста незначительно увеличился в 2016 году.
Показатель объёмов субсидирования продемонстрировал наибольшее сокращение в 2015 году, темп роста показателя составил всего лишь 26,56 %, с 2016 года наблюдается уже положительная динамика, прирост объемов субсидирования составил 93,03 %.
В агростраховании, осуществляемом без государственной поддержки, в 2016 году динамика показала значительный рост — с 1 675 687 тыс. руб. до 4 604 807 тыс. руб., что в относительном выражении составило 274,80 %. Данные, указанные в таблице, отображены более наглядно на рисунке 1.
Так, анализ объёма полученных страховых премий за последние годы показал неоднозначную динамику, значительное снижение в 2015 году и некоторое повышение в 2016 г. Сокращение рынка агрострахования в 2015 году как в части страховых премий, так и других показателей в первую очередь стало следствием ухода ряда агростраховщиков, что было связанно с введением санкций ЦБ РФ, направленных на ликвидирование большой части нестабильных страховых компаний, не отвечающих критерию надёжности. Благодаря действиям регулятора с рынка агрострахования ушло много недобросовестных игроков, практиковавших псевдостраховые схемы работы.
Объём страховых премий как в части страхования урожая, с/х культур и насаждений, так и в части страхования с/х животных с каждым годом снижался. Однако следует отметить тот факт, что в структуре премий страхование урожая, с/х культур и насаждений в существенной степени выигрывает, объём собранных премий в 4-5 раз превышает соответствующие объёмы в части страхования с/х животных, что в первую очередь связано недостатком субсидирования животноводства.
Что касается несубидированного агрострахования, рост объёма страховых премий наблюдается в 2016 году. Такая динамика прежде всего связана с общим сокращением бюджетных субсидий на агрострахование.
84
(н
УО
о
(N
и
о
(N
(н
о
(N
4604807
2584957
909 3 3 8
4368458
1675687
1339178 1085703
5428513
2074779
5042154
1597282
7987408
□ Несубсидируемое страхование
□ Сумма субсидий на
возмещение части затрат с/х товаропроизводителей
□ Страхование с/х животных (с господдержкой)
□ Страхование урожая, с/х культур посадок многолетних насаждений (с господдержкой)
Рис. 1. Анализ полученных страховых премий на рынке агрострахования в Российской Федерации за 2014-2016 гг., тыс. руб. (Составлено на основе [10])
Кроме этого, также в конце 2016 года было принято решение о введении механизма «единой субсидии», который в значительной степени обусловил снижение объемов рынка агрострахования с господдержкой в 2016 году и продолжает негативно воздействовать на данный сегмент страхового рынка в 2017 году.
Далее рассмотрим показатель — количество заключенных договоров страхования (табл. 2).
Таблица 2. Анализ заключенных договоров агрострахования в Российской Федерации за 20142016 гг.
Агрострахование (виды) 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение Отклонение
(+/-) % (+/-) %
ед. % ед. % ед. %
Субсидируемое агро страхование 8 185 5,92 2 487 2,33 1 954 2,17 -5 698 30,38 -533 78,57
Несубсидируемое агро страхование 130 123 94,08 104 432 97,67 87 957 97,83 -25 691 80,26 -16 475 84,22
Всего договоров агро страхования 138 308 100 106 919 100 89 911 100 -31389 77,31 -17 008 84,09
* Составлено на основе [10]
Что касается показателя количества заключенных страховых договоров, в анализируемом периоде наблюдается отрицательная динамика. Так, значительное сокращение договоров агрострахования наблюдается в 2015 году, темп роста в части субсидируемого агрострахования составил всего лишь 30,38 %, в абсолютном выражении количество заключенных договоров уменьшилось на 5 698 ед., в части несубсидируемого агрострахования темп роста оказался несколько выше — 80,26 %.
Кроме этого, более 90 % приходится на договоры агрострахования, осуществляемого без государственной поддержки. Это обусловлено тем, что страхование сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой уже с 2014 г. представляло собой корпоративное страхование: только 274 договора заключены с физическими лицами, в то время как 7,9 тыс. — с предприятиями.
В то же время в страховании без государственной поддержки основная масса полисов (почти 118,7 тыс.) приобретена физическими лицами. Поскольку государственная поддержка страхования включена в единую субсидию, в 2017 году сегмент агрострахования с господдержкой переживает резкий спад. Данные, указанные в таблице, представлены на рисунке 2.
85
По данным НСА, на 1 октября 2017 года число страховых договоров сократилось на 67 %, число хозяйств, застраховавших урожай, снизилось более чем в 2,5 раза. Кроме этого, считают эксперты, внутри субсидируемого агрострахования падение происходит за счет сферы растениеводства на фоне роста страхования с/х животных. Таким образом, выполнение целевого показателя Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы за 9 месяцев 2017 года составило всего 21 %. Также следует отметить, что многие регионы вовсе отказались в 2017 году от страхования посевов, из 30 регионов, объявивших ЧС, 10 не заключили ни одного договора по страхованию рисков в растениеводстве. Аналогично рассмотрим показатель страховых выплат (табл. 3).
Таблица 3. Анализ произведенных страховых выплат на рынке агрострахования в Российской Федерации за 2014-2016 гг., тыс. руб. *
Агрострахование (виды) 2014 г. 2015 г. 2016 г Отклонение Отклонение
(+/-) % (+/-) %
Страхование урожая, с/х культур и посадок многолетних насаждений (осуществляемое с государственной поддержкой) 1 561 000 717 839 1 964 294 -843 161 45,99 1 246 455 273,64
Страхование с/х животных (осуществляемое с государственной поддержкой) 1 050 256 179 459 181353 -870 797 17,09 1 894 101,06
Несубсидируемое страхование (без государственной поддержки) 2 812 683 1 821 272 1 871 848 -991 411 64,75 50 576 102,78
Всего 5 423 939 2 718 570 4 017 495 -2 705 369 50,12 1 298 925 147,78
* Составлено на основе [8]
Анализируя представленные данные, необходимо отметить, что объём страховых выплат, также, как и объем страховых премий значительно снизился в 2015 году и начал набирать рост в 2016. В особенности это наблюдается в части страхования урожая, с/х культур и насаждений. Так, в 2015 году темпы роста составили 45,99 %, продемонстрировав сокращение, в 2016 году объемы страховых выплат существенно выросли, темпы роста составили 273,64 % соответственно. Указанные данные в вышеприведённой таблице приведены на рисунке 3.
Рост выплат объясняется изменением качества рынка по сравнению с 2015 годом: как уже упоминалось, благодаря мерам ЦБ РФ с него ушла значительная часть псевдостраховых компаний. Кроме этого, стоит обратить внимание, что страховые выплаты, которые в течение 2016 года аграрии получили от агростраховщиков, в 1,5 раза превышают объем субсидий, перечисленных страховым компаниям из федерального и региональных бюджетов на оплату части стоимости страховых полисов (2,6 млрд руб.). Следует также отметить, что в 2017 году, за последние 9 месяцев, несмотря на падение объёма страховых премий, выплаты в данном сегменте выросли в 2,5 раза.
Лидерами страхования сельскохозяйственных рисков в РФ на сегодняшний день выступают всего 4 страховые компании: Росгосстрах, РСХБ-страхование, Авангард-гарант и Альфастрахование, имеющие долю рынка более 10 %. Так, занимая около 37 % рынка агрострахования, компания Росгосстрах, относящаяся к категории системообразующих страховых компаний, выступает безусловным лидером как на рынке агрострахования, так и в ряде других секторов страхового рынка РФ. РСХБ-страхование
86
87957
о <м
и
о <м
и
о
СЧ
1954
104432
2487
1
8185
□ Несубсидируемое агрострахоание
130123
]Субсидированное агрострахование
Рис. 2. Анализ заключенных договоров агрострахования в Российской Федерации за 2014-2016 гг., ед. (Составлено на основе [10])
в основном специализируется на страховании рисков предприятий АПК, премия в части страхования с господдержкой составляет 74,28 % от общего объёма премии. Последние две страховые компании имеют примерно одинаковую долю рынка — 10-15 % [11].
В целом, проведя анализ рынка агрострахова-ния, используя базовые показатели, следует отме-
(н
О
и
ко
о
и
о
1871848
181353
1964294
1821272
179459
717839
1050256
1561000
□Несубсидируемое агрострахование
□Страхование с/х животных (с господдержкой)
2812683 □Страхование урожая, с/х культур посадок многолетних насаждений (с господдержкой)
Рис. 3. Анализ произведённых страховых выплат на рынке агрострахования в Российской Федерации за 2014-2016 гг., тыс. руб. (Составлено на основе [10]).
тить, что в настоящее время в РФ данный сектор представляет собой сформировавшуюся, но недостаточно развитую структуру, имеется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию данного вида страхования, в частности, недостаточно продуманная нормативно-правовая база и многие другие, что требует обязательного внесения необходимых корректив.
Так, оценивая прогнозы развития отечественного рынка агрострахования, страховщики полагают, что по самым оптимистичным прогнозам рынок агрострахования ждёт стагнация. По пессимистичным — сокращение его объёмов. Внедрение механизма «единой субсидии», по мнению экспертов, в дальнейшем породит проблемы в АПК. В случае погодных аномалий и вызванной ими чрезвычайной ситуации без страхового полиса потери сельхозпроизводителей не будут возмещены, и эффект от вложенных ими в производство инвестиций вовсе окажется нулевым. В этом году Национальным союзом агростраховщиков было предложено внести законодательные изменения в сфере аграрного страхования — исключение государственной поддержки на агрострахование из «единой субсидии» при принятии бюджета на 2018 год. По мнению НСА, принятие таких корректировок позволит в ближайшие 2-3 года на треть увеличить охват посевных площадей страховой защитой при сохранении субсидирования из госбюджета на уровне 2015 года [12].
Помимо проблем развития российского рынка агрострахования, обусловленных введением механизма «единой» субсидии, а также обозначенных в ходе анализа в целом, в системе агрострахования также являются актуальными и ряд других важных проблем, среди которых возможно отметить следующие:
• мошенничество — так называемое «схемное страхование», заключение фиктивных договоров, целью которых является получение государственных субсидий. Кроме этого, не доработана законодательная база по защите от данного рода преступлений. Более того, сложившаяся система имеет подверженность этому;
• несовершенство в разработке базы данных о критериях оценки рисков;
• отсутствие системы учёта территориальной специфики сельскохозяйственного производства при агростраховании;
• недостаточная проработанность законодательной базы в сфере агрострахования, а также сложная процедура урегулирования потерь;
• низкий уровень платежеспособности агрострахователей и их постоянная зависимость от заемных средств, прежде всего для финансирования посевных работ. Следствием этого является затягивание оплаты страховых взносов до момента, когда вероятность ущерба станет максимальной;
• отсутствие совместимости интересов страховых организаций и государства. Для государства первостепенной задачей является продовольственная безопасность страны, смягчение кризисных процессов в экономике. Страховые организации, будучи коммерческими, имеют цель — получение прибыли. Это отражается при расчете страховой ставки;
• проблема недостатка программ агрострахования — во всём мире государство субсидирует несколько вариантов программ агрострахования, в РФ пока действуют лишь две — одна для растений, другая — для поголовья.
87
Отдельно также следует отметить и такие недостатки, как неполная информированность производителей о возможных способах защиты сельскохозяйственной продукции, активность компаний-однодневок, а также проблема цессии в агростраховании.
Проанализировав спектр проблем и выявив слабые стороны рынка агрострахования, первостепенными задачами должны стать: обеспечение стабильности агрострахования на законодательном уровне; формирование условий для привлечения аграриев в агрострахование, что требует, в свою очередь, обеспечения финансовой устойчивости сельхозпроизводителей; исключение разногласий между страхованием с господдержкой и без, расширение объема полномочий страхователей (либо государства) на процедуру урегулирования убытков.
Перспективными направлениями развития агрострахования могут стать:
• разработка и тестирование новых страховых программ;
• проведение рискового районирования — определение рисков, характерных для различных территорий, прогнозирование рисков и чрезвычайных ситуаций, повышение точности тарификации рисков;
• осуществление космического мониторинга — установление дистанционного мониторинга всей территории Российской Федерации, оперативное уведомление о рисках;
• формирование единой базы данных и уникальной статистической информации — выявление рисковых зон, повышение качества риск-менеджмента, моделирование и прогнозирование всевозможных рисков [1; 13].
Кроме этого, формирование эффективной системы агрострахования в дальнейшем требует существенной доработки всей базы, регулирующей вопросы в области аграрных и животноводческих технологий, а также масштабной подготовки экспертных кадров [14]. ВЫВОДЫ
Таким образом, исследование современного состояния отечественного рынка агрострахования показало наличие множества проблемных аспектов его функционирования, обусловленных, прежде всего, несовершенством нормативно-законодательной базы как таковой, а также несовместимостью интересов страховых компаний и государства в целом. Предложенные пути решения вышеперечисленных проблем, а также указанные направления совершенствования российского сектора агрострахования в ближайшей перспективе могли бы служить действенным комплексом мероприятий, способствующим оздоровлению отечественной системы агропромышленного страхования.
Безусловно, при активном сотрудничестве государства, страховых компаний, а также Национального союза агростраховщиков, развитие и совершенствование сельскохозяйственного страхования неизбежно в силу его высокой востребованности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шарифьянова З.Ф. SWOT-анализ развития агрострахования в Российской Федерации / З.Ф. Шарифьянова, О.Р. Александрова // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 15-18.
2. Баймишева Т.А. Состояние агрострахования: проблемы и пути развития / Т. А. Баймишева // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2015. — № 1 (51). — С. 231-233.
3. Бадртдинова И.И. Агрострахование с государственной поддержкой в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития / И.И. Бадртдинова // Продовольственная политика и безопасность. — 2016. — Т.3. № 1. — С. 41-60.
4. Вибе О.В. Проблемы развития агрострахования в России / О.В. Вибе // Проблемы современной науки. — 2010. — № 2. — С. 451-454.
5. Старкова О.Я. Результативность государственной поддержки агрострахования / О.Я. Старкова // Агроэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2017. — № 5 (17). — С. 25.
6. Сысоева С.П. Проблемы агрострахования с государственной поддержкой в России / С.П. Сысоева, Н.Ю. Юдаева // Агроэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2017. — № 9 (21) . — С. 13.
7. Нормативно-правовое обеспечение страхования в сельском хозяйстве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=25091679 (дата обращения: 27.12.2017).
8. «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"»: Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: wwwxonsultant.ru/document/cons_doc_LAW_117362/ (дата обращения: 27.12.2017)
9. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017; с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1307/ (дата обращения: 27.12.2017).
10. Субъекты страхового дела. Статистика [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт. — Режим доступа: www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_insurance/ (дата обращения: 27.12.2017).
11. Россия—компании НСА занимают 90 % рынка несубсидируемого страхования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: agroinsurance.com/ru/rossiya-kompanii-nsa-zanimayut-90-ryinka-nesubsidiruemogo-agrostrahovaniya/ (дата обращения: 27.12.2017).
12. Аграрии Юга теряют интерес к страхованию рисков [Электронный ресурс] // Коммерсант. — Режим доступа: wwwsovecon.ru/analytics/market/2017/06/01/news_14698.htmT7showcomm (дата обращения: 27.12.2017).
88
13. Международный круглый стол «Агрострахование: мировой опыт и российская практика». Агрострахование в России. Достижения и перспективы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.insuranceconference.ru/2017/files/ presentations/3_agro/Bizhdov.pdf (дата обращения: 27.12.2017).
14. Развитие агрострахования невозможно без поддержки аграрной науки.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: agroinfo.com/razvitie-selxozstraxovaniya-nevozmozhno-bez-podderzhki-agrarnoj-nauki-nsa/ (дата обращения: 27.12.2017).
SPISOK LITERATURY
1. Sharif'yanova Z.F. SWOT-analiz razvitiya agrostrakhovaniya v Rossiyskoy Federatsii / Z.F. Sharif'yanova, O.R. Aleksandrova // Innovatsionnaya nauka. — 2016. — № 4. — S. 15-18.
2. Baymisheva T.A. Sostoyaniye agrostrakhovaniya: problemy i puti razvitiya / T.A. Baymisheva // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2015. — № 1 (51). — S. 231-233.
3. Badrtdinova I.I. Agrostrakhovaniye s gosudarstvennoy podderzhkoy v Rossiyskoy Federatsii: sostoyaniye, problemy, perspektivy razvitiya / I.I. Badrtdinova // Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost'. — 2016. — T.3. № 1. — S. 41-60.
4. Vibe O.V. Problemy razvitiya agrostrakhovaniya v Rossii / O.V. Vibe // Problemy sovremennoy nauki. — 2010. — № 2. — S. 451-454.
5. Starkova O^. Rezul'tativnost' gosudarstvennoy podderzhki agrostrakhovaniya / O^. Starkova // Agroekonomika: ekonomika i sel'skoye khozyaystvo. — 2017. — № 5 (17). — S. 25.
6. Sysoyeva S.P. Problemy agrostrakhovaniya s gosudarstvennoy podderzhkoy v Rossii / S.P. Sysoyeva, N.Yu. Yudayeva / / Agroekonomika: ekonomika i sel'skoye khozyaystvo. — 2017. — № 9 (21) . — S. 13.
7. Normativno-pravovoye obespecheniye strakhovaniya v sel'skom khozyaystve [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=25091679 (data obrashcheniya: 27.12.2017).
8. «O gosudarstvennoy podderzhke v sfere sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya i o vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O razvitii sel'skogo khozyaystva"»: Federal'nyy zakon ot 25.07.2011 № 260-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117362/ (data obrashcheniya: 27.12.2017).
9. Ob organizatsii strakhovogo dela v Rossiyskoy Federatsii: Zakon RF ot 27.11.1992 № 4015-1 (red. ot 31.12.2017; s izm. i dop., vstup. v silu s 28.01.2018) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1307/ (data obrashcheniya: 27.12.2017).
10. Sub'yekty strakhovogo dela. Statistika [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: wwwxbr.ru/fmmarket/supervision/sv_insurance/ (data obrashcheniya: 27.12.2017).
11. Rossiya — kompanii NSA zanimayut 90 % rynka nesubsidiruyemogo strakhovaniya. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: agroinsurance.com/ru/rossiya-kompanii-nsa-zanimayut-90-ryinka-nesubsidiruemogo-agrostrahovaniya/ (data obrashcheniya: 27.12.2017).
12. Agrarii Yuga teryayut interes k strakhovaniyu riskov [Elektronnyy resurs] // Kommersant. — Rezhim dostupa: www.sovecon.ru/analytics/market/2017/06/01/news_14698.html?showcomm (data obrashcheniya: 27.12.2017).
13. Mezhdunarodnyy kruglyy stol «Agrostrakhovaniye: mirovoy opyt i rossiyskaya praktika». Agrostrakhovaniye v Rossii. Dostizheniya i perspektivy. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.insuranceconference.ru/2017/files/ presentations/3_agro/Bizhdov.pdf (data obrashcheniya: 27.12.2017).
14. Razvitiye agrostrakhovaniya nevozmozhno bez podderzhki agrarnoy nauki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: agroinfo.com/razvitie-selxozstraxovaniya-nevozmozhno-bez-podderzhki-agrarnoj-nauki-nsa/(data obrashcheniya: 27.12.2017).
Статья поступила в редакцию 8 января 2018 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года
89