ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ
.Ж*'
<J/ V экон
экономика
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!
Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к публикации научных статей. Возможны
срочные публикации!
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ?
Главная страница журнала ,
The market mechanism m agriculture. Is there any prospect of development?
Экономические науки
УДК 338.432
03.02.2016 О 132
О журнале
Редакция
Общая лента
Выпуски
Выходные сведения:
Корнилов Д.А., Зайцева Н.С. Рыночный механизм в сельском хозяйстве. Есть ли перспектива развития? // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. № 1 (9). URL: http://aeconomy.ru/saence/economy/rynochnyy-mekhanizm-v-selskom-khozya/
Авторы:
Опубликовать статью. Авторам Дмитрий Анатольевич Корнилов
Академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, управление и
http://aeconomy.ru/science/economy/rynochnyy-mekhanizm-v-selskom-khozya/ 1/17
НОВОСТИ
финансы» ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация (603005 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24), e-mail: [email protected]
Экономика
Наталья Сергеевна Зайцева, начальник юридического отдела ООО "Иннов"
Сельское хозяйство Это интересно
Natalia Sergeevna Zaitseva, head of the Legal Department, LLC "Innov" Ключевые слова:
сельское хозяйство, рыночный механизм, кооперация, страхование урожая Keyword:
agriculture, market mechanism, cooperation, crop insurance
Authors:
Dmitrii Anatolievich Kornilov,
doctor of sciences in economics, professor of chair «Economy, Management and Finance» the Nizhny Novgorod state technical university of R. E. Alekseeva e-mail: [email protected]
Аннотация:
Сельскохозяйственная отрасль Российской Федерации переживает структурные преобразования, связанные с импортозамещением. В рамках новой стратегии важность сектора АПК повысилась. На данный момент в стране действует рыночная модель регулирования отрасли, но она не может функционировать как полноценная независимая система. Для равномерного развития рыночного механизма требуется улучшать социальные условия жизни населения, которые позволят улучшить общую экономическую систему.
Развитие сельскохозяйственного комплекса началось после запуска федеральных программ, направленных на поддержку частного предпринимательства. И переходный период продолжается, потому что перед государством поставлена сложная задача выработать такие механизмы управления сектором, при которых рыночный механизм развивался самостоятельно. В условиях отсутствия опыта предпринимательской деятельности, образовался структурный кризис. Проблемой для развития рыночного механизма в сельском хозяйстве является широкий
Люцерн - озеро, город и горы
Знаменитые деревянные мосты. Легендарные завораживающие места.
myswitzerland.com ( V
географический охват, из-за которого регионы развиваются неравномерно. Задача государства ® как гаранта социального равновесия - регулировать отрасль и создавать общественные блага, которые будут стимулировать развитие АПК и повышать её престиж.
Сможет ли рыночный механизм и дальше функционировать в сельскохозяйственной отрасли, и каковы его дальнейшие перспективы - покажет время. Исторические предпосылки у нашей страны для этого имеются. Следует отметить необходимость в более решительных действиях по поддержке отрасли сельского хозяйства, которая позволит нашим предприятиям не только обеспечить удовлетворение внутреннего спроса, но и, в перспективе, в разы увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции. В статье проанализированы основные положительные и отрицательные аспекты рыночного механизма, предложены инструменты его развития. Проведён анализ исторических данных.
Поставщик продукции в Китае
Поиск поставщика в Китае. Цены ниже Российских. Доставим за 10 дней.
asiatransit.ru
>
Annotation:
The agricultural sector of the Russian Federation is undergoing a structural transformation associated with import substitution. Under the new strategy, the importance of agriculture sector increased. At the moment the country has a market model of regulation of the industry, but it cannot function as a complete independent system. For a balanced development of the market mechanism is required to improve the social conditions of life of the population, which would improve the overall economic system.
Development of an agricultural complex began after the launch of Federal programs to support private entrepreneurship. And the transition continues, because the state set a difficult task to develop mechanisms of management of the sector in which the market mechanism was developed independently. In the absence of experience in business, formed a structural crisis. Problem for the development of the market mechanism in agriculture is a broad geographical coverage, which regions are developing unevenly. The task of the state as the guarantor of social equilibrium is to regulate the industry and create public goods that will stimulate development of the agricultural sector and enhance its prestige.
If the market mechanism continue to operate in the agricultural sector, and what are its future prospects - the time will show. The historical background of our country for that. It should be noted the need for more decisive action to support the industry of agriculture, which will allow our
I Инвестируйте в U торговлю успешных трейдеров
ООО
Получайте прибыль по результатам торговли
companies to not only satisfy internal demand, but also, in the future, to increase the export of agricultural products. The article analyzes the main positive and negative aspects of market mechanisms proposed tools for its development. The analysis of historical data.
Введение
Страна переживает переходный период. В связи с санкциями, многие иностранные производители покинули российский рынок. С одной стороны — это отличный шанс для отечественных производителей, но с другой, на текущем этапе отдельным отраслям рынка сложно справиться без государственной поддержки [1].
.10.2016 Рыночный механизм в сельском хозяйстве. Есть ли перспектива развития?
Текущее состояние сельскохозяйственной отрасли нуждается в развитии, поскольку последовавший за переходом на рыночную модель регулирования земельных отношений кризис затронул все производственные структуры. Переход на рыночную систему привнёс как положительные, так и отрицательные изменения, но отрицательных изменений было больше.
К положительным изменениям относится передача земли в частную собственность, что привело к постепенному развитию рынка. Но здесь же очевидны и деструктивные изменения. Поскольку основная ставка была сделана на развитие частного предпринимательства, государственная поддержка аграрного сектора резко снизилась.
В условиях отсутствия опыта предпринимательской деятельности, образовался структурный кризис. Кроме того, отказ от централизованной системы управления экономикой привёл к неоднородному развитию регионов [2]. В нормальных условиях катализатором развития отрасли является конкуренция, но в сельской местности её практически нет.
Это привело к резкому снижению темпов производства в отрасли и постепенному разрушению предприятий. Все крупные государственные предприятия были приватизированы, на их базе организовались лидирующие в регионах сельскохозяйственные отрасли, но малые формы хозяйствования не выдерживают конкуренции с ними.
По итогам земельных реформ валовое производство снизилось на 30%, поскольку количество сельских угодий и поголовье скота сократилось [3].
Материал и методы
Рыночный механизм подразумевает формирование стоимости товаров и рациональное распределение ресурсов. Однако после проведения земельной реформы 1990х годов образовался сильный диспаритет цен, поскольку стоимость продукции и инвентаря сильно отличалась.
Задача государства сводится к регулированию отрасли, но необходимых мер оказано не было [4].
Для нормализации ситуации в регионах потребовалось 16 лет. Развитие комплекса началось после запуска федеральных программ, направленных на поддержку частного предпринимательства. И переходный период продолжается, потому что перед государством поставлена сложная задача выработать такие механизмы управления сектором, при которых рыночный механизм развивался самостоятельно [5].
.10.2016 Рыночный механизм в сельском хозяйстве. Есть ли перспектива развития?
Ситуация стабилизировалась в 2006 году, после принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором приоритетным направлением стало развитие сектора АПК. В 2008 году была запущена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
На текущем этапе используемых мер не достаточно, потому что доля малого и среднего предпринимательства на рынке составляет меньшинство [6]. Утверждённая правительством новая стратегия развития агропромышленного комплекса до 2020 года направлена на модернизацию сектора.
Со стратегической точки зрения этот курс верен, но с другой стороны, увеличивается роль государства в регулировании отрасли. При таком подходе возникает опасность возвращения административной модели управления.
Для равномерного развития рыночного механизма требуется улучшать социальные условия жизни населения, которые позволят улучшить общую экономическую систему.
Задача государства как гаранта социального равновесия должно регулировать отрасль и создавать общественные блага, которые будут стимулировать развитие отрасли и повышать её престиж.
Тенденцию можно реализовать за счёт развития в сельской местности основных инструментов рыночной экономики. Для этого могут потребоваться структурные преобразования, связанные с формированием банковских структур и реорганизацией системы налогообложения.
Кредитование и страхование — основные инструменты кредитно-финансового института.
Причём кредитные институты являются одним из основных инструментов регулирования. К ним обращаются в первую очередь, когда требуется срочно решить проблему, но в отечественном сельском хозяйстве кредитование развито крайне слабо, поскольку банки опасаются финансировать сезонную отрасль из-за высоких рисков.
По итогам 2014 года задолженность сельскохозяйственных предприятий перед банками составила 72 млрд. рублей, а почти 21% предприятий в отрасли считается убыточным. Одновременно с кредитованием сельского хозяйства необходимо развивать и систему страхования
урожая. Значению страхования в сельскохозяйственной отрасли посвящены работы М.А Платоновой, Малышева Д.И. и Щербакова В.В. [7, 13, 17].
Проблемой для развития рыночного механизма в сельском хозяйстве является широкий географический охват, из-за которого регионы развиваются неравномерно [8]. Это обеспечивает высокую степень рисков. Проблематику рисков в сельском хозяйстве затрагивают в своих работах О.Г. Чирва и Н.М. Осьмёркина [9]. Индексы производства сельского хозяйства в Российской Федерации в период с 2012 по 2013 год представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Индексы производства сельского хозяйства в Российской Федерации в период с 2012 по 2013 год.
2012 2013
Сельское Растение- Животно- Сельское Растение- Животно-
хозя йство водство водство хозяйство водство водство
Российская Федерация 95,2 88,3 102,8 106,2 112,3 100,5
Центральный федеральный округ 104,3 100,4 108,7 106,6 107,0 106,1
Белгородская область 108,4 101,1 111,9 108,2 106,5 108,9
Брянская область 105,7 96,0 115,2 112,0 105,5 116,9
Владимирская область 110,9 112,4 109,6 93,8 87,0 100,8
Воронежская область 104,7 102,0 108,8 109,1 113,5 102,9
Ивановская область 97,1 94,3 99,6 94,2 93,6 94,7
Калужская область 103,9 104,1 103,6 93,2 85,2 102,9
Костромская область 100,3 101,5 99,5 95,4 98,6 92,9
Курская область 109,7 104,9 120,4 115,5 107,0 132,8
Липецкая область 102,8 104,6 100,3 112,6 113,6 110,9
Московская область 93,2 88,2 101,5 101,6 103,4 99,3
Орловская область 105,2 107,7 101,1 106,9 111,3 99,0
Рязанская область 106,8 109,5 103,9 97,3 101,6 92,1
Смоленская область 100,6 94,4 105,4 101,6 101,0 102,1
Тамбовская область 107,9 92,1 146,0 125,8 127,0 123,8
Тверская область 92,8 87,4 96,5 98,0 111,8 89,9
Тульская область 106,3 109,4 102,1 95,2 97,8 91,7
II-II-II-II-II-1Г
Ярославская область 107,8 112,2 105,3 99,6 97,3 100,8
г. Москва 114,2 127,2 84,5 83,8 79,0 99,7
Северо-Западный федеральный округ 103,9 100,7 105,8 99,2 100,8 98,4
Республика Карелия 94,4 88,7 101,0 107,6 120,6 95,6
Республика Коми 101,4 97,5 104,2 97,9 101,4 96,0
Архангельская область 100,9 98,6 102,6 91,0 95,9 87,3
в том числе:
Hенецкий автономный округ 112,5 101,2 114,2 97,1 66,4 100,6
Архангельская область без
автономного округа 100,3 98,6 101,7 90,7 96,3 86,1
Вологодская область 95,0 89,4 98,0 90,1 94,4 88,1
Калининградская область 105,3 103,0 108,4 103,5 100,2 107,7
om-khozya/
Ленинградская область 108,1 105,1 109,5 102,7 105,4 101,5
Мурманская область 99,9 89,5 103,1 80,7 77,2 81,9
Новгородская область 105,0 106,0 104,3 91,5 91,5 91,5
Псковская область 105,8 102,8 107,6 112,8 108,9 114,8
Результаты и обсуждение
Если обратить внимание на статистику производства регионов, то становится очевидной тенденция: чем дальше удалён регион от центрального округа, тем ниже показатели производства, чему способствует ряд отрицательных факторов. Среди отрицательных факторов нужно отметить низкую степень внедрения реформ и сложные климатические условия.
Можно вспомнить наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году, в результате которого пострадали порядка 190 тыс. человек [10]. Общий ущерб от бедствия составил 527 млрд. рублей. Во время наводнения пострадало не только имущество жильцов, но и основные производственные фонды.
Аномальная жара в 2010 и 2015 году стала причиной уничтожения лесов вследствие сильных пожаров. В 2010 году из-за аномальной жары пострадали 43 субъекта Российской федерации, в которых сосредоточено 60% посевных площадей. Страхование урожая позволит частично компенсировать этот урон, нанесённый неконтролируемыми факторами [11].
Развитие рыночного механизма связано с равновесием спроса и предложения, в котором тенденции задаёт покупатель, а основным стимулятором развития выступает конкуренция.
Одновременно с этим, рыночный механизм не может противостоять монополии. При существующей тенденции такой сценарий возможен [12, 13]. Среди пунктов стратегии развития числится пункт, в котором предлагается выкупать землю у населения. Такой подход может привести к установлению в сельской местности монополистических тенденций.
.10.2016 Рыночный механизм в сельском хозяйстве. Есть ли перспектива развития?
Схожая схема использовалась в 1990-х годах при выкупе акций крупных государственных предприятий. Установление на селе монополии отрицательно повлияет на малые формы хозяйствования [14].
В качестве компромисса может быть выработан подход, при котором малые формы хозяйствования будут взаимодействовать с крупными предприятиями для обеспечения производственным сырьём.
Для сельского хозяйства характерна высокая капиталоёмкость ввиду необходимости модернизации сектора. В условиях рыночной экономики, модернизация производства является непосредственно задачей владельцев производства. У крупных предприятий на это имеются ресурсы. Для представителей малого бизнеса необходимо разрабатывать такие условия, которые позволили бы фермерам привлекать в сектор средства [15].
Привлечение кредитных средств в аграрную сферу возможно только при условиях повышения инвестиционной привлекательности сектора. Банки избегают сотрудничества и фермерами не только из-за низкой стоимости залогового имущества, но и больших долгов. Многие фермеры связаны крупными долговыми обязательствами. Часты ситуации, когда на одного человека зарегистрировано сразу несколько кредитов.
Опыт прошлого показывает, что ситуации может улучшить развитие крестьянской кооперации. Крестьянские кооперативы использовались в сельском хозяйстве до 1917 года [16, 18]. Кооперативы позволяли привлекать кредиты для развития сельского хозяйства.
Согласно отчётам Управления мелкого кредита, до войны насчитывалось 822 мелких товарищества, в которых сумма мелких вкладов составляла 55% всего кредитов, но при этом общая сумма вкладов составляла всего 9% от общего капитала, а 60,7% всего капитала составляли крупные вклады, величина которых составляла всего 12% [19]. Участие в кооперативах осуществлялось на базе совместных вкладов. Возможность получения ссуды осуществлялась пропорционально сумме вклада.
Выводы
Возможность развития рыночного механизма в сельском хозяйстве сохраняется при формировании соответствующих условий [20].
Исторические предпосылки у нашей страны для этого имеются. Следует отметить необходимость в более решительных действиях по поддержке отрасли сельского хозяйства, которая позволит нашим предприятиям не только обеспечить удовлетворение внутреннего спроса, но и, в перспективе, в разы увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции.
Для разработки мер необходимо проанализировать как отечественный, так и зарубежный опыт прошлого и адаптировать его к современным тенденциям.
Библиографический список
1. Топсахалова Ф.М., Арова О.З. Современное состояние и развитие регионального АПК // Современные проблемы науки и образования. 2014. — № 2. — С. 439-445.
2. Снигирева Г.Д. Формирование механизма регулирования агропромышленного комплекса // Современные проблемы науки и образования. 2013. — № 5. — С. 391.
3. Сидорова Д.В., Темиев И.А. О страховании урожая сельскохозяйственных культур в Ставропольском крае // Актуальные проблемы развития предпринимательства 2013. — С.160-164.
4. Корнилов Д.А., Зайцева Н.С. Роль малых форм хозяйствования сельского хозяйства в экономике государства // Иннов: электронный научный журнал, 2015.— № 4 (25). URL: http://www.innov.ru/saence/economy/rol-malykh-form-khozyaystvovaniya-s/
5. Мазлоев В.З. Адаптация хозяйственного механизма АПК к санкционным мерам // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. — №2. — С. 28-31.
6. Мухамедов Р. А. Крестьянская кооперация: национальный состав и имущественное состояние // Вестник Российского Университета Кооперации. 2013. — №3(13) — С.3-9
7. Платонова М.А. Страхование рисков агропромышленного комплекса // Иннов: электронный
научный журнал, 2015. №1 (22). URL: http://www.innov.ru/science/economy/strakhovanie-riskov-agropromyshlenn/
8. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015.— №3(65) — С.135-140.
9. Чирва О.Г., Осьмеркина Н.М. Основные инструменты минимизации рисков в сельском хозяйстве //Карельский научный журнал. 2014. — №3 — С. 88-92.
10. Ким Л.В., Назарова А.А. Тенденции развития отраслей сельского хозяйства в Дальневосточном Федеральном Округе // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2014. — № 1. — С. 535-540.
11. Омаров М.М., Смекалов П.В. Теоретические основы организации крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперация // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. — № 38. — С. 200-204.
12. Кулиев Т.А. Направления образования союзных органов крестьянской потребительской кооперации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. — № 21 (324). — С. 47-60.
13. Малышев Д.И. Страхование урожая в России и в мире // Научная перспектива. 2015. — № 2. — С. 24-25.
14. Боев С.Г. Основные направления разработки корпоративных региональных программ развития бройлерного
птицеводства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 1. — С. 22-23.
15. Крутова Л.И., Счастливая Н.В. Фермерство в системе модернизации аграрного сектора Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2013. — № 10. — С. 3742.
16. Попова И.В. Развитие кооперации малых форм хозяйствования // Вестник ИрГСХА. 2014. —
№ 60. - С. 158-163.
17. Щербаков В.В. Долгосрочная концепция страхования урожая: новый принцип формирования // Международная торговля и торговая политика. 2014. — № 5 (85). — С. 75-85.
18. Сёмин А.Н., Шарапова Н.В. Продовольственная безопасность Российской Федерации в условиях экономических санкций // Агропродовольственная политика России. 2014. — № 9 (21). — С. 2-11.
19. Поляков Д.А. Современное развитие мирового рынка сельскохозяйственной продукции // Инновации и инвестиции. 2013. — № 7. — С. 157-161.
20. Ткач А., Черевко А. Развитие сельскохозяйственной кооперации в инфраструктуре продовольственного обеспечения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. — № 1. — С. 38-43.
21. Мухаметзянова Э.Р., Муртаева А.В. Проблемы функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика и предпринимательство. 2013. — № 5 (34). — С. 405-407.
References
1. Topsahalova F.M., Arova O.Z. Sovremennoe sostojanie i razvitie regional'nogo APK, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014, no. 2., p.p 439-445.
2. Snigireva G.D. Formirovanie mehanizma regulirovanija agropromyshlennogo kompleksa, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013, no.5., p.p 391.
3. Sidorova D.V., Temiev I.A. O strahovanii urozhaja sel'skohozjajstvennyh kul'tur v Stavropol'skom krae, Aktual'nye problemy razvitija predprinimatel'stva 2013, p.p. 160-164.
4. Kornilov D.A., Zajceva N.S. Rol' malyh form hozjajstvovanija sel'skogo hozjajstva v jekonomike gosudarstva, Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, Vol.4 no. 25. Available at: http://www.innov.ru/science/economy/rol-malykh-form-khozyaystvovaniya-s/.
5. Mazloev V.Z. Adaptacija hozjajstvennogo mehanizma APK k sankcionnym meram, Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. 2015., no.2., p.p. 28-31.
6. Muhamedov R. A. Krestjanskaja kooperacija: nacional'nyj sostav i imushhestvennoe sostojanie, Vestnik Rossijskogo Universiteta Kooperacii. 2013, Vol.3 no.13, p.p. 3-9.
7. Platonova M.A. Strahovanie riskov agropromyshlennogo kompleksa, Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, Vol.1 no. 22. Available at: http://www.innov.ru/science/economy/strakhovanie-riskov-agropromyshlenn/
8. Ujanaev B.B., Misakov V.S. Novaja model' razvitija sel'skih territorij i obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii, Izvestija Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2015, Vol. 3 no.65., p.p.135-140.
9. Chirva O.G., Os'merkina N.M. Osnovnye instrumenty minimizacii riskov v sel'skom hozjajstve, Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2014, no.3, p.p. 88-92.
10. Kim L.V., Nazarova A.A. Tendencii razvitija otraslej sel'skogo hozjajstva v Dal'nevostochnom Federal'nom Okruge, Dal'nij Vostok: problemy razvitija arhitekturno-stroitel'nogo kompleksa. 2014, no.1.p.p. 535-540.
11. Omarov M.M., Smekalov P.V. Teoreticheskie osnovy organizacii krestjanskih (fermerskih) hozjajstv i ih kooperacija, Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015, no38, p.p. 200-204.
12. Kuliev T.A. Napravlenija obrazovanija sojuznyh organov krest'janskoj potrebitel'skoj kooperacii, Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2013, Vol.21. no. 324, p.p. 47-60.
13. Malyshev D.I. Strahovanie urozhaja v Rossii i v mire, Nauchnaja perspektiva. 2015, no. 2, p.p. 24-25.
14. Boev S.G. Osnovnye napravlenija razrabotki korporativnyh regional'nyh programm razvitija brojlernogo pticevodstva // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozjajstvennoj akademii, 2014.
по. 1, р.р 22-23.
15. Krutova L.I., Schastlivaja N.V. Fermerstvo v sisteme modernizacii agrarnogo sektora Rossijskoj Federacii, Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2013, no.10, p.p. 37-42.
16. Popova I.V. Razvitie kooperacii malyh form hozjajstvovanija, Vestnik IrGSHA. 2014, no.60, p.p. 158-163.
17. Shherbakov V.V. Dolgosrochnaja koncepcija strahovanija urozhaja: novyj princip formirovanija, Mezhdunarodnaja torgovlja i torgovaja politika. 2014, Vol.5 no. 85, p.p. 75-85.
18. Cjomin A.N., Sharapova N.V. Prodovol'stvennaja bezopasnost' Rossijskoj Federacii v uslovijah jekonomicheskih sankcij, Agroprodovol'stvennaja politika Rossii. 2014, Vol.9 no. 21, p.p. 2-11.
19. Poljakov D.A. Sovremennoe razvitie mirovogo rynka sel'skohozjajstvennoj produkcii, Innovacii i investicii. 2013, no.7, p.p 157-161.
20. Tkach A., Cherevko A. Razvitie sel'skohozjajstvennoj kooperacii v infrastrukture prodovol'stvennogo obespechenija, Mezhdunarodnyj sel'skohozjajstvennyj zhurnal. 2013, no. 1. p.p. 38-43.
21. Muhametzjanova Je.R., Murtaeva A.V. Problemy funkcionirovanija krest'janskih (fermerskih) hozjajstv, Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2013, Vol.5 no.34. p.p. 405-407.
Возврат к списку
S* Rules for Efficient Board Meetings
Guide
Six Rules for Efficient Board Meetings
© x
MeetX
Get а сору
КОНТАКТЫ
© 2014-2016 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная публикация научных статей, 16+
Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ
INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород