Научная статья на тему 'Рыночный контекст живописи Густава Климта: к проблеме коммодификации'

Рыночный контекст живописи Густава Климта: к проблеме коммодификации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
332
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРН / МОДЕРНИЗМ / ОБРАЗ / ТЕКСТ / ЭРОТИЗАЦИЯ / ИДЕЯ СМЕРТИ / КОММОДИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Никитина Анастасия Александровна

Статья посвящена философскому осмыслению социокультурных процессов в современном обществе, которые вносят новые формы взаимодействия человека и текста. На примере анализа художественных произведений Г. Климта, созвучных современной склонности перекладывать сложные философские понятия на язык простых житейских истин, показаны характерные для современной культуры процессы стилизации и коммодификации, представляющие собой амбивалентные явления. Проведен анализ причин и следствий этих процессов в современной социокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночный контекст живописи Густава Климта: к проблеме коммодификации»

УДК 7.01

А.А. Никитина

РЫНОЧНЫЙ КОНТЕКСТ ЖИВОПИСИ ГУСТАВА КЛИМТА: К ПРОБЛЕМЕ КОММОДИФИКАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Статья посвящена философскому осмыслению социокультурных процессов в современном обществе, которые вносят новые формы взаимодействия человека и текста. На примере анализа художественных произведений Г. Климта, созвучных современной склонности перекладывать сложные философские понятия на язык простых житейских истин, показаны характерные для современной культуры процессы стилизации и коммодификации, представляющие собой амбивалентные явления. Проведен анализ причин и следствий этих процессов в современной социокультурной среде.

Ключевые слова: стилизация, постмодерн, модернизм, образ, текст, эротизация, идея смерти, коммодификация.

Современная художественная жизнь общества наполняется новыми элементами стилизации. Будучи феноменом эпохи постмодернизма, стилизация представляет собой синтез форм и идей, более всего привлекающих зрителя. Постмодерн стер четкие границы времени и стиля, тем самым позволил создать произведения, подобно мозаике, из разрозненных частей. Если же давать определение этому явлению, то стилизация представляет собой подражание чему-то изысканному, красивому, уникальному, тому, что запоминается, «бросается в глаза». Сам по себе этот процесс нейтрален, однако способен привести к неожиданным последствиям. Стилизация позволяет создать иллюзорную и при этом комфортную среду. Соединяя наиболее близкие эстетическому вкусу индивида вещи, она тем самым создает образ не только себя самой, но и образ своего инициатора - индивида. Однако всегда остается вероятность несоответствия представления субъекта о самом себе и его образа, сложившегося в обществе [1]. Г.Л. Тульчинский видит корень проблемы несоответствия реального и духовного в самом постмодерне. Постмодернизм исходит из методологии деконструктивизма, тем самым заводя себя в тупик, застывая на стадии перехода.

Современная культура постмодерна, как и сфера бизнеса, интересуется уникальными проявлениями культуры. Единичные и локальные проявления разнообразных самобытных культур позволяют привнести свежий поток идей и образов. Мощный процесс глобализации обусловливает актуальность борьбы за уникальное место [2]. В этом главным помощником становятся единичные образы, посредством которых создается привлекательный имидж. Именно имидж предлагается потребителю, на рынке образ вытесняет конкретный товар. Опираясь на работы Г.Л. Тульчинского, можно говорить о том, что многие традиционные культуры сохраняются, поддерживаются усилиями городской цивилизации. Традиции, нормы, вся культура активно участвуют в формировании личности. Индивид проникается культурным кодом своей нации, что позволяет ему принимать активное участие в жизни близкого ему общества, так он приобретает культурную самоидентичность, жизненную компетентность. Однако культурная база, полученная в процессе воспитания, начинает дополняться новыми идеями, образами. Индивид вовлекается в творческий процесс создания своей индивидуальности, образа, который в понимании индивида показывает его личность в наиболее выгодном свете. Не каждый способен создать произведение искусства, или разработать инновационную идею, но каждый нуждается в комфортной среде, уникальном месте в обществе. Для создания такой среды наиболее всего подходит стилизация. Возникает своего рода круговая порука, поскольку необычный образ является привлекательным для потребителя

как возможность реализовать собственное мироощущение; восприняв предложенный имидж, образ получает новое «звучание». Так, образы и идеи движутся по кругу, обрастая деталями и теряя свой первоначальный вид.

С другой стороны, особую роль для имиджа индивида или фирмы играет узнаваемый образ. Стилизация опирается на культовые произведения искусства, они являются базой для создания уникального образа, а также образа, легко узнаваемого. Такой тип имиджа направлен на получение выгоды для своего положения за счет репутации, известности культурного бренда. На первый взгляд такую позицию можно отнести к негативным феноменам в современной культуре, поскольку ее можно охарактеризовать как «паразитирующую», но в сущности своей она направлена на общую для создания имиджа цель. Стилизация как явление амбивалентное может получить различные оценки. Однако, как пишет Тульчинский: «...культура — это ни что иное, как способ порождения, хранения и трансляции определенного социального опыта, эффективного в конкретных жизненных условиях» [2]. Таким образом, стилизация является вполне закономерным и естественным процессом для культурной жизни современности. Существующие в современном мире потребности определяют тот тип культурной деятельности, который способен эти потребности удовлетворить. Но в стремлении своем культура заходит в тупик, она застопоривается на единственном наиболее легком методе творческой деятельности. Такого рода конформизм ведет к некой творческой лености. Безусловно, нельзя утверждать, что нужно отбросить все созданные прежде образы и начать творческий процесс «с чистого листа», это просто невозможно. Даже великие мастера искусства и науки нуждались в опоре для формирования собственного стиля. Получив такую опору, они начинали собственный путь. Стилизация не является достаточной для такого рывка, она, скорее, опора для образов и идей, не способных самостоятельно развиться в сугубо индивидуальный стиль. Если первоначально стилизация была новым видением творческого процесса, то со временем она теряет свою значимую роль и видится в негативном представлении. Посредством стилизации мир все больше наполняется образами, для кого-то новыми и уникальными, для кого-то узнанными, авторитетными, понятными. Но всегда за образом стоит идея, первоначально заложенная в произведение автором, который ведет с зрителем или читателем диалог. Как отмечалось ранее, стилизации подвергаются те произведения искусства, что наиболее узнаваемы. Но зачастую можно встретить образы, подражающие менее популярным личностям и произведениям. Причиной такой заинтересованности вполне правомерно считать схожесть. В герменевтической теории описывается глубинные процессы данного феномена. Концепция М. М. Бахтина проясняет столь высокую роль смысла во взаимодействии произведения и индивида, его созерцающего. Текст способен сохранять свое живое бытийствование, исключительно находясь в диалоге. В свою очередь, диалог становится полноценным только при связи автора и читателя определенными условиями жизни. Как следствие происходит «приобщение», а на определенном этапе читатель приобщается к высшим ценностям [4]. Эта теория обращена к высшим понятиям и целям, тогда как в современной культуре все более глубина произведения теряется, что не мешает отдельным индивидам при знакомстве с текстом прочувствовать его смысл и приобщиться к идее, пусть и не на высшем уровне. Из этого следует, что индивид находит некий текст, произведение искусства, или же саму личность близкой. Он начинает проводить параллели между собственным субъективным миром и субъективным миров автора или идеей произведения. Однако кроме субъективного мира в процессе приобщения участвует и окружающий мир индивида, который находит отражение как в жизни единичной личности, так и групп населения.

От частного к общему перетекает вновь открытая зрителем идея, находя все больше заинтересованных лиц. За идеей неотрывно следует образ, который улавливать не только просто, но и выгодно. Чем красивее и ярче образ, тем быстрее теряет он свой смысл, тот, что был открыт в приобщении. Образ вовлекается в процесс стилизации. Ранее уже говорилось о воздействии внешних факторов. Социальная составляющая жизни индивида позволяет про-

никнуть в суть идеи через дух эпохи. Каждая эпоха обладает своей историей, культурой, всем, что отделяет ее от других. Однако через все времена и периоды красной нитью проходит нечто, объединяющее их и позволяющее находить не только различия, но и существенные общие черты. Деятельность творца произведений, текстов включена в дух эпохи, она неотделима от нее, и частично ею определяется. Схожие черты мироощущения как автора, так и зрителя в определенной мере имеют основание в общих чертах эпох, ведущих диалог. Ярким тому подтверждением являются античная эпоха и Ренессанс. Это не только связь идей, но и связь социокультурных реалий. Интерес к образам других эпох не всегда определен сугубо личностным интересом, но в большей своей степени определен социальными факторами. Следовательно, образы, тиражируемые в современной культуре, также обладают фундаментом в социальной среде.

Одной из таких личностей, что привлекли внимание современного мира к себе и активно участвуют как в процессе коммодификации, так и в процессе стилизации, является венский художник Г. Климт (1862-1918). Личность яркая и неординарная, он привлекает внимание уже не первое десятилетие. Климт стал одним из тех художников, что воплощают в своих картинах философскую идею, создателем картин, в которых мысль наглядно выражена в образе. Его полотна есть не что иное, как живописно-экзистенциальное переживание человека. Художник был заинтересован, прежде всего, в том, чтобы раскрыть внутренний мир не самого автора, а изображаемого объекта. Он проникает в саму сущность и показывает темперамент человека, изображенного на полотне. Природа есть отражение внутреннего мира, она есть зеркало нас самих в том значении, в каковом она предстает перед нами.. Тайна, сокрытая в природе, привлекает Климта как символиста, что позволяет ему глубже раскрывать человеческое «Я» возможностями нового стиля. Его новаторский взгляд на искусство, нашедший воплощение в ярких полотнах, является одной из «визитных карточек» культуры Вены. Г. Климт является уникальным явлением, которое отражает тягу современности перекладывать сложные философские понятия на язык простых житейских истин, воплощенных в процессе потребления. Ярким примером подобного явления можно назвать фрейдизм, который, утратив сложные идейные схемы, для обывателя сократился до малой идеи, в свою очередь, ещё более упрощенной. Имя З. Фрейда знакомо большинству людей, но лишь малая часть знает и понимает высказанные им идеи. В большинстве своем его имя используется без веских на то причин, став анекдотическим. Такова ситуация и относительно творчества венского художника. «Поцелуй» является самым известным для простого обывателя произведением, а также наиболее востребованным товаром. Это произведение наиболее узнаваемо, репродукцию данной картины можно встретить на самых разнообразных товарах, начиная с кружек и часов, заканчивая предметами гардероба. «Поцелуй» называют символом любви, что активно используется для привлечения потребителей. Образы, представленные на полотне Г. Климта, становятся украшением вещей, не имеющих ни малейшего отношения ни к самому художнику, ни к его творчеству. Перед взором потребителя предстает необычный яркий сюжет, который имеет репутацию любовного символа и не больше. При этом остается нераскрытой вся глубина идеи произведения. Виден ли весь драматизм любви на чайном сервизе, вазе или часах? Вряд ли потребитель задумывается о столь глубокой идее, приобретая вещь с образом, созданным Климтом. Желания его утилитарны, призваны скорее удовлетворить потребность получения удовольствия от созерцания диковинной вещицы. Приобретают подобный товар, скорее, по причине популярностью художника, красоты и яркости изображения. Но это не единственные составляющие интереса к его персоне.

Существует несколько факторов, определяющих стилизацию произведений Г. Климта. Его полотна наполнены символикой психоанализа З. Фрейда, а также интересом к экзистенциальным вопросам. Все это является отражением духа современной ему эпохи. Модернизму предшествовало множество факторов, таких как открытия в науке, техническая революция, разочарование в рационализме, социальные и политические изменения. Идеи и события формировали образы, представленные художником. Эпоха Г. Климта являет собой

время перемен, перехода общества на новый уровень жизни. Глобальность и предчувствие новых катастроф, ощущение порвавшейся «связи времен», утрата традиционных этических и эстетических ценностей породили трагический разлад в умах и сердцах даже самобытных художников, привели к девальвации образцов, к уничтожению авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер XX в. стремился создавать свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость всех и всяческих критериев приводила к тотальной иронии, скепсису, чувству опустошенности, подчас к стремлению паразитировать на художественных явлениях прошлого, одновременно и цитируя их, и подвергая осмеянию. Прекрасное оказалось сродни безобразному, духовное сблизилось с бездуховным, подлинное искусство предстало подражанием или издевкой. Нетрудно заметить сходство этих процессов со многими культурно-стилевыми тенденциями нашего времени. Этим объясняется актуальный интерес к Г. Климту, который оказался в двух эпохах ( начала ХХ и начала XXI вв.) одновременно. Таким образом, Г. Климт предопределяет процессы современной жизни. Следует более подробно остановиться на наиболее явных из них.

Во-первых, следует отметить такой процесс как эротизация, т. е. внесение эротических мотивов, элементов куда-либо. В современной культуре, особенно массовой, элементы эротизма присутствуют в значительной мере, что вызывает подчас негодование и отторжение. Для привлечения большего количества потребителей культурные индустрии, занимающиеся созданием художественных произведений, используют шоковые тактики [4]. Они предполагают большую сексуальную откровенность, которая способна стать вызовом ханжеству и пуританству. От создания произведений, в которых присутствует эротизм, индустрии перешли к введению «обнаженки», что ведет как к понижению качества произведения, так и к ухудшению эстетического понимания сущности искусства. Однако культурные индустрии не имели бы успеха, если бы не спрос на продукцию такого рода. С другой стороны подобному интересу способствуют социальные факторы. В ретроспективе интерес к эротизму с огромной силой ворвался в культурную жизнь начала ХХ века, эпохи, когда творил Климт. Следует заметить, что сам художник, начавший свой путь в конце века XIX, не встретил полного одобрения и воспринимался негативно. В его произведениях эротизм так же значим, как и вся сопутствующая символика. Он перешагнул через академическое искусство и устремился в собственном направлении, естественно, что столь смелый новаторский взгляд был встречен критикой. Но ни что не возникает на пустом месте. Так и с творческой деятельностью художника. Конец XIX - начало XX века был ознаменован новыми направлениями деятельности в различных сферах. Ранее упоминались факторы, повлиявшие на художника, среди них существуют и те, что стали основанием для появления эротических образов на полотнах Г. Климта. Так, женский образ приобретает в XIX - XX вв. особое значение. Распространяется феминистское движение в Европе, новое положение женщины в общественной жизни порождает изменение феминного облика в искусстве. В символизме появляется новый образ - «роковой» женщины. «...Женщины из онирических мифов, которые обычно представлены как безжалостные палачи в теории о снах, в теориях бессознательности и сексуальности Зигмунда Фрейда.» [5]. Само учение З. Фрейда изменило представление о поведении индивида и влиянии на его жизнь иррациональных сил подсознания. Сексуальная революция позволила под новым углом посмотреть на человека, тем самым открыв для искусства новые идеи. Последствия этой революции, неотрывные от современной действительности, позволяют говорить об эротизации. Все то, что открыл двадцатый век, усвоилось в социальной среде и начало видоизменяться. Подобно идее психоанализа, упростилась и идея эротизма. Можно говорить о месте Г. Климта в процессе эротизации, как яркого примера не только выражения данной идеи в визуальной форме, но и её тиражирования в качестве товара. Современности присущ все тот же интерес к проблеме Эроса, а вместе с ним и желание приобщиться к личностям, которые с этой проблемой работают. Но этот интерес не уходит дальше удовлетворения потребности в удовольствии. В работах Климта, как уже отмечалось, эротизм присутствует всегда, он принимает разные формы, но существуют работы, указываю-

щие на то, что художник не просто восхищался красотой тела и натуры женщины. На таких полотнах, как «Три возраста женщины», «Надежда», эротизм приобретает диалектический и метафизический смысл. Эти образы способны рассказать о большем, чем красота. В них не только телесность, но и духовная сила, движение мысли, идей, эмоций. Увы, за желанием насладиться телесным дух истощается и остается нераскрытым.

Во-вторых, речь идёт об идее смерти. Идея Танатоса сильно выражена сегодня как факт бытия. За современными явлениями стоит ощущение конца жизни, невписанность в жизнь, выпадение из нее. Она всегда присутствовала в творениях Климта: жизнь и смерть как неразделимые метафизические начала человеческого существа неразрывны на полотнах художника. Кроме идейных течений, интересующихся этим вопросом, свою роль сыграла и социально-политическая обстановка рубежа XIX - XX вв. Вена Климта - последние годы правления Габсбургов, сопровождавшееся нестабильной внутриполитической ситуацией. Смерть была реальностью социального бытия. Резкое усиление контрарности бедности и богатства, рост числа самоубийств, проблематичность жизненного пространства определили тревожную атмосферу неизбежного бедствия - предчувствие мировой войны. Хотя сам художник не застал эту трагедию, он невероятно чутко прочувствовал холод и пустоту неизбежности прихода смерти. Исследователи современной социокультурной среды отмечают не меньший интерес к проблеме смерти, более того она стала атрибутом повседневности, частью которой становятся стилизованные под произведения Г. Климта вещи. Если интерес к Эросу имеет вполне естественные предпосылки, наравне с социальными реалиями, то стремление к Танатосу видится критическим, деструктивным явлением.

Современный мир мало отличается от эпохи модерна в ощущении конечности бытия. Ощущение смерти не ушло из жизни личности. Так же, как эротизм, из сферы личного, из интимной составляющей жизни индивида перешёл в пространство обыденного, так и смерть утратила свой драматизм. На полотнах Климта сама смерть (как на картине «Жизнь и смерть») может не изображаться, но зритель всегда может уловить некое угнетающее состояние, чувство грусти или опасности. Такое впечатление от созерцания этих произведений увеличивает остроту ощущения жизни, ее скоротечности, но манящей красоты и силы. В современной культуре смерть может принимать любой облик, но она оставляет за собой лишь негативные чувства, она довлеет над жизнью, которая уже лишена тех красок, что делают ее не только возможностью удовлетворения потребностей, но и наполняют смыслом.

В экзистенциальной теории особое место занимает роль пограничных ситуаций для осознания индивида самого себя, «пропасть над бездной» позволяет наиболее остро ощутить сущность собственного «Я». Современный мир использует такую «шоковую терапию» не всегда по назначению. Для многих скучающих, уставших от повседневности людей переживание подобного эмоционального опыта стало развлечением. Существуют субкультурные движения, где символика смерти является центральным отличительным признаком: как и на рубеже XIX-XX вв., смерть представляется единственным способом избавления. Однако многие проблемы, приведшие к такому исходу, связаны исключительно с проблемами социализации, с привлечением внимания к своей персоне. Кроме того, смерть как таковая становится развлечением, что демонстрируют СМИ, киноиндустрия, разработчики компьютерных игр. Климту удалось запечатлеть идейные течения своего времени в визуальных образах, сохранив при этом их глубину. Современный век в поисках все новых образов и смыслов обращается к прошлому, возвращает интерес к личностям былых времен, превращая их в продукт. Произведения венского художника стали одним из них. Его образы близки нашему времени не только в плане их визуального воплощения. При всей их яркости и необычности, в них заложены многие смыслы, легко прочитываемые в контексте современной социальной жизни.

Стилизация творений Г. Климта вернула его зрителю, но разграничила образ и смысл, оставив для созерцания только малую незначительную составляющую. Становясь товаром, искусство теряет в своей глубине. Однако в современном мире это неизбежный процесс. Искусство всегда участвовало в жизни общества, но деструктивное отношение к нему лишь мешает развитию, тогда как желание понять его в целостности, в первоначальной гармонии вполне способно дать новое мироощущение. В «приобщении» зритель способен найти для себя новые горизонты жизни, понять себя и увидеть мир в иной перспективе.

Стилизация способна обратить внимание на произведение искусства, но способна ли она его заменить? Стилизуемое произведение теряет свою целостность, наполняется утилитарными смыслами. Вписываясь в реалии дня сегодняшнего, оно остается нераскрытым в полноте своих смыслов.

Библиографический список

1.Тульчинский, Г.Л. Феноменология имиджа и метафизика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3128.htm (Дата обращения 01.12.2014).

2. Тульчинский, Г.Л. Современные факторы культурогенеза [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x3121.htm (Дата обращения 01.12.2014).

3. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/_bahtm01.htm (Дата обращения 01.12.2014).

4. Xезмондалш, Д. Культурные индустрии [Текст] / под ред. А. Михалевой. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 456с.

5. Юста, К.Н. Густав Климт. Живописец души [Текст] / под ред. А. Лазарева. - М.: Альбом, 2008. -С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.