Научная статья на тему 'Коммодификация искусства как новый тип рациональности'

Коммодификация искусства как новый тип рациональности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1130
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММОДИФИКАЦИЯ / COMMODIFICATION / АРТ-БИЗНЕС / ART BUSINESS / КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / CULTURAL INDUSTRIES / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / INTENTIONALITY / ИГРА / GAME / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / RATIONALITY / ЦЕНА И ЦЕННОСТЬ / PRICE AND VALUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитина Анастасия Алексеевна

Рассматривается проблема коммодификации искусства на стыке духовных и экономических процессов в современном обществе. Выделяются характерные черты коммодификации искусства как нового типа рациональности. Выявляется воздействие нового типа рациональности на восприятие художественного бытия. Демонстрируется взаимная зависимость общественных процессов и деятельности культурных индустрий, их влияние на формирование нового типа рациональности. Раскрывается значение феномена коммодификации для формирования представлений об искусстве у личности. Делается вывод о рациональности мышления как вынужденной реакции по отношению к протекающим в обществе процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMODIFICATION OF ART AS A NEW TYPE OF RATIONALITY

The article discusses the problem of commodification of art at the intersection of spiritual and economic processes in the modern society. We show the interdependence of social processes and activities of the cultural industries and their influence on the formation of a new type of rationality. The characteristics of this new type of rationality are determined. The significance of the phenomenon of commodification for the formation of ideas about the art in personality is revealed. Based on our study, we make a conclusion that rational thinking is a forced response in relation to the processes occurring in society.

Текст научной работы на тему «Коммодификация искусства как новый тип рациональности»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 4 (40), с. 127-132

127

УДК 316.33

КОММОДИФИКАЦИЯ ИСКУССТВА КАК НОВЫЙ ТИП РАЦИОНАЛЬНОСТИ

© 2015 г. А.А. Никитина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 12.05.2015

Рассматривается проблема коммодификации искусства на стыке духовных и экономических процессов в современном обществе. Выделяются характерные черты коммодификации искусства как нового типа рациональности. Выявляется воздействие нового типа рациональности на восприятие художественного бытия. Демонстрируется взаимная зависимость общественных процессов и деятельности культурных индустрий, их влияние на формирование нового типа рациональности. Раскрывается значение феномена коммодификации для формирования представлений об искусстве у личности. Делается вывод о рациональности мышления как вынужденной реакции по отношению к протекающим в обществе процессам.

Ключевые слова: коммодификация, арт-бизнес, культурные индустрии, постмодернизм, интенциональ-ность, игра, рациональность, цена и ценность.

Постановка проблемы

В современном мире, активно развивающемся в сфере рыночных отношений, сформированы специфические виды культуры и соответствующие ей нормы и правила. Ее существование продиктовано многими внешними факторами, необходимостью адаптации к влиянию со стороны социальной среды. В таком контексте культура выступает не только как модель поведения, но и как особый тип рациональности. Внутренние и внешние процессы в социальной среде создают фундамент для формирования всевозможных типов рациональности.

Художественная культура как часть социального бытия включена во все процессы, протекающие в нем. Следовательно, нормы и цели современной жизни проникают и в культурную среду. Одна из актуальных проблем - взаимоотношение рынка и культуры - породила феномен коммодификации искусства, который на данном этапе сформировался в устойчивый показатель общественного развития. Современный человек включен в эти процессы, являясь как их субъектом, так и объектом. В свою очередь, коммодификация искусства через культурные индустрии начинает формировать собственные правила. Культурные индустрии создают свои правила и нормы, многие из которых выходят за рамки конкретного представителя индустрии, охватывая целую отрасль и закрепляются в законодательстве, как, например, авторское право.

Таким образом, можно утверждать, что каждый конкретный индивид в той или иной мере знаком с феноменом коммодификации искусства; более того, немалая часть потребителей художественной продукции выстраивает свою деятельность в сфере культурных индустрий в соответствии с установленными ими правилами, из чего следует, что этот амбивалентный и сложный процесс можно назвать особым типом рациональности.

Анализ основных характеристик современного арт-бизнеса

В связи с активной деятельностью культурных индустрий имеется большое количество примеров, отражающих процесс коммодифика-ции искусства. Если говорить об особом типе рациональности, то наиболее яркий материал для рассмотрения данной проблемы представляет арт-бизнес.

Арт-бизнес непосредственно реализует произведения искусства на рынке. Если индустрии не производят товар непосредственно, то превращают в него произведения искусства. Получается, что художественные произведения искусственно вовлечены в процессы потребления.

Культурные индустрии, в которые, безусловно, входит и коммерческая деятельность, создают условия для процветания и реализации потенциала художественного творчества. Посредством установленных ими правил возможно достижение прибыльного творчества. Придерживаясь этих норм, художник получает об-

щественный статус, он признан, и его работы оцениваются намного дороже, чем у других коллег по творческому цеху. Одновременно арт-бизнес во многом формирует пристрастия потребителя, диктует условия оценки стоимости произведений искусства и их реализации. Следует также отметить и тот факт, что культурные индустрии способствуют становлению многих творческих профессий. Работа в определенных параметрах заказа определяет направление для создания художественных произведений и, как следствие, формирует особый тип мышления и взгляд на окружающую социальную действительность.

Безусловно, созданные правила и нормы формируют особую бытийную структуру реальности культурной среды. Коммодификация искусства не достигла бы столь высокого уровня своего развития, не имея основы в самом духе современной эпохи постмодернизма. Такие характеристики постмодернизма, как вто-ричность и искусственность, определяют бытие современной культурной среды. Вторичность подразумевает, что индивид имеет дело не с подлинниками, а со стилизацией или откровенной подделкой. Представляется возможным изменить, подделать не только материальную составляющую, но и наполняющие ее смыслы. Этот перенос из области уникальности, единичности, неповторимой индивидуальности в бесконечное тиражирование активно используется культурными индустриями. Арт-бизнес не является исключением. Вторичность он демонстрирует, например, в том, что создает, исходя из направленности на получение прибыли, определенную популярную тему, которая становится предметом тиражирования в произведениях современных авторов. Такая целенаправленно созданная тематика не является отражением действительно значимой идеи для воплощения в творческой деятельности.

Искусственность является неким внеприрод-ным свойством художественного продукта, создаваемым осмысленно и целенаправленно. Произведение искусства, безусловно, не является природным объектом, но и назвать его искусственным невозможно. Произведение искусства живет в общении со зрителем, в этом общении живет также автор, его идеи и смыслы его творений. Посредством этого обогащения познается нечто большее, чем простое копирование действительности. Обращаясь к идее Г.В.Ф. Гегеля, находим ту составляющую произведения, что делает его подлинным творением искусства, - художественный дух, художник как сосуд, разделяющий свою форму и свое де-

ятельное сознание. Творческая личность, способная создать не просто произведение, соединяющее в себе форму материи и воспринятую натуру, чуждую для других, находит нечто близкое конкретно каждому воспринимающему сознанию [1, с. 378-379]. Однако искусственность есть продукт, не имеющий автора, в нем потеряна связь с духовным, выражены несвойственные художнику смыслы. Творческий процесс заменяется процессом производства и тиражирования.

Обе характеристики постмодерна неразрывно связаны, образуя единую бытийную структуру современного искусства. Э.В. Ильенков в одной из своих работ описывает воздействие этого феномена следующим образом: «Одно и то же, сотни раз повторенное женское лицо... А личность, которая таким образом тысячекратно удостоверяется, - это всем известная «Мона Лиза», она же «Джоконда». Лицо, утратившее в результате надоедливого механического размножения то, что называется «индивидуальностью». И знаменитая улыбка утратила всякое подобие загадочности... Улыбка стала мертвенной, застывшей, неприятно -искусственной» [2].

Исходя из приведенных выше характерных черт постмодернизма можно провести дифференциацию объектов искусства и продуктов, произведенных на арт-рынке. Объекты искусства внеприродны, но не искусственны во взаимодействии со зрителем. Они органично вписываются в дух эпохи, отражая надежды и идеалы живущих в ней людей, выражают страхи и негативные события, при этом оставаясь эстетически прекрасными и интуитивно содержательными. Именно их содержание, то, что вызывает искренние переживания, делает продукт творческой деятельности объектом искусства. Продукты арт-рынка во многом отражают дух современной эпохи, однако в них нет органичности, они действительно искусственны. Как правило, предметы, созданные культурными индустриями, преследуют коммерческие цели, они не вызывают в зрителе переживаний. Опираясь на пример Э.В. Ильенкова, можно сказать, что зритель испытывает негативные переживания, непонимание идеи или неоднозначность ее интерпретации. В зрителе подобные произведения неспособны вызвать интуитивного понимания, зритель лишь пытается разгадать смысл представленного объекта.

С другой стороны, объекты искусства единичны, они уникальны своей идеей и ее исполнением: каждый творец, будь то художник или писатель, обладает собственным почерком. Великие шедевры мировой культуры узнаваемы,

они обладают высокой духовной ценностью. Стремление современных идеологов демократизации искусства, заключающееся в копировании и распространении произведений, приобрело негативные последствия, которые ранее были упомянуты. «Джоконда» в стенах галереи и «Джоконда», изображенная на календаре, обладают различными ценностными характеристиками.

Таким образом, описанные характеристики предполагают соответствующий тип восприятия такого художественного бытия. Отсутствие серьезности и стремления придать творческой деятельности большую осмысленность в отношении к действительному идейному содержанию духа эпохи придает этой деятельности характер игры. Игровое начало пронизывает все элементы социальной жизни, в том числе и культурную жизнь общества [3]. Все действие разворачивается в определенном направлении и по установленным правилам. В игре важен не столько результат, сколько сам процесс.

Если говорить об арт-бизнесе, то игровые элементы непосредственно выражены во всей деятельности этой культурной индустрии, предопределяя тем самым тип рациональности всех включенных в него индивидов.

Современное общество способно удовлетворить все потребности индивида. Высокий уровень жизни рождает массу людей, имеющих силы и возможность созидать, но лишенных воли к этому процессу, а потому они плывут по течению, лишенные ориентиров. Поскольку «тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не понуждает его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно» [4, с. 56], для индивида осознание серьезности личного бытия, необходимость разрешения глубинных проблем представляются пугающими. «Все усилия направлены единственно на то, чтобы не встретиться со своей судьбой, зажмуриться и не слышать ее темного зова, избежать очной ставки с тем, что должно стать жизнью. Живут в шутку, и тем шуточней, тем трагичней надетая маска. Шутовство неминуемо, если любой шаг необязателен и не вбирает в себя личность целиком и бесповоротно» [4, с. 99].

Особенности восприятия художественного бытия

Таким образом выстраивается тип рациональности, характерный для современного общества и культурной среды. Исходя из харак-

терных черт данного типа рациональности сформировался специфический способ постижения художественного мира, метод детерминации произведения, который нашел свое отражение в высказывании Ф.Л. Райта: «Если это покупают, значит это искусство» [5, с. 243].

Согласно современным теориям, принадлежность к миру искусства определяется самим автором, что дает ему определенное представление о предмете его деятельности. Признание точки зрения каждого конкретного автора создает определенный плюрализм в дефиниции искусства, что многими представителями западной философской мысли оценивается как возможность сохранения фундамента для существования произведения искусства, зависимого от духа эпохи конкретного общества. Кроме того, интенциональность позволяет дать оценку произведения зрителем, что играет немаловажную роль в установлении ценности произведения искусства. Согласно Дж. Марголису, невозможно понять природу искусства без обращения к интенциональным высказываниям зрителя [6]. Такие высказывания учитывают множество факторов - психических, личностных, семантических и др. Безусловно, все рассуждения ведутся исключительно в рамках установленных культурными индустриями правил.

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что современные произведения не претендуют на высокую роль в жизни общества. Сегодня необходимость соприкасаться в своем творчестве с материями трансцендентными ужасает. Х. Ортега-и-Гассет в «Дегуманизации искусства» утверждает следующее: «Для современного художника, напротив, нечто собственно художественное начинается тогда, когда он замечает, что в воздухе больше не пахнет серьезностью и что вещи, утратив всякую степенность, легкомысленно пускаются в пляс» [4, с. 264]. Как следствие, современные произведения не претендует на место серьезного искусства.

Объекты искусства обладают возвышенными интенциями. Это Искусство ради Искусства, когда творческий процесс полностью охватывает творца, который при этом интуитивно чувствует цель своей деятельности. Серьезность искусства заключается в обращенности к чувствам, глубинным переживаниям, в стремлении передать красоту момента или идею. Творец выполняет некую миссию по отношению к зрителю или миру в целом. Продукты арт-рынка таких целей не преследуют. Художник в арт-бизнесе выполняет определенный заказ, это деятельность ради самой деятельности, он играет в искусство.

Понимание художественного мира сводится к исключительно материальной его составляющей, произведение есть не более чем произведение искусства, не имеющее под собой глубинного подтекста, только форма. Важно также отметить стремление понимать искусство только как игру, что рождает тяготение к иронии: «Художник наших дней предлагает нам смотреть на искусство как на игру, как, в сущности, на насмешку над самим собой» [4, с. 261].

Воспринимающий произведения современного искусства индивид обладает теми же установками, то есть находится в рамках определенного типа рациональности. Как следствие, представление большинства об искусстве во многом равносильно заложенному в произведение автором смыслу. Продукты творческой деятельности находят своего потребителя, поскольку являются выражением тенденций моды и установленной культурными индустриями тематикой. В итоге получаем формулу Ф.Л. Райта. Если произведением заинтересованы, потребитель готов приобрести его именно как предмет искусства, то оно определяется как культурный артефакт.

Понимание искусства посредством интен-циональности вписывается в общую картину арт-рынка. Для оформления представлений об искусстве необходимы критерии, что невозможно точно установить в ситуации постмодернистской парадигмы. Играючи, художник создает зеркало, в котором отражена современная жизнь. Это стихия ярмарочной игры, вовлекающей в себя все области знания, жанры и стили современной культуры. Это карнавальное действо, призванное заполнить пустоты в духовном мире индивида, позволяя ему насладиться искусством, несмотря на характерные искусственность и вторичность в произведениях.

Вопрос формирования ценности и цены

Коммодификация искусства неизбежно затрагивает проблему цены и ценности производимых культурными индустриями произведений-товаров. Как отмечает В.А. Фортунатова, «ценности и мотивации - близкие, но не совпадающие понятия, между которыми возможны три типа отношений: гармония, компромиссы и конфликты. Ценности - это форма отношений между субъектом и объектом. Существуют ценностные характеристики предметов, противостоящих человеку, и ценностные представления, складывающиеся в сознании человека» [7, с. 284].

Особенность данной проблемы в описываемых процессах заключается в характерных чертах современного искусства. Ранее была отмечена тенденция избегать соприкосновения с серьезными, глубинными темами в искусстве. Отсутствие четко выраженных критериев отражается на формировании общего представления о ценности произведений.

«Искусство - это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке» [8]. Это изречение Г.К. Честертона выражает несколько граней искусства. Идея любого образа, воплощаясь в некоем конкретном материальном объекте, становится замкнутой в нем. Это неизбежная необходимость процесса творения. Рама ставит точку в образе, она создает границу мира полотна и реальности. Рама - это то, что создает первое впечатление, она заключает образ в одном определенном пространстве, привлекая внимание, создавая один единый объект. «Произведение искусства - это остров воображения, со всех сторон омываемый реальностью. Потому область эстетического и должна быть отделена от окружающей жизни. Нельзя просто шагнуть с привычной земли под ногами на землю в картине. Больше того, нечеткость границ между художественным и повседневным ощущаешь как безвкусицу. Полотно без рамы, затерянное среди обычных вещей, теряет красоту и силу» [4, с. 487]. Посредством такого «указателя» зритель подготавливается к восприятию, его зрение концентрируется на объекте в его целостности, и лишь затем он начинает выделять и анализировать каждый элемент.

Как отмечает Х. Ортега-и-Гассет, картины всегда обрамлены. Наличие рамы является необходимым элементом для завершенного образа картины, поскольку смысл, заложенный в произведении, выходит за пределы своей художественной реальности, «улетучивается с воздухом». Однако и рама нуждается в наличии полотна: «рама требует вставленной в нее картины, а иначе превращает в картину все, что обрамляет» [4, с. 484].

Благодаря свойственной раме способности превращать в картину все, что она в себе заключает, многие произведения современного искусства повышают свою ценность. Следует также отметить, что рама - не единственное средство увеличения цены и ценности произведения. В любой разновидности творческой деятельности можно найти подобные «рамы», например, для книги это дорогая, искусно выполненная обложка. Коммодификация искусства предполагает наличие эффективных способов визуального привлечения внимания потре-

бителя, а сформированный тип рациональности создает специфическое представление о значении искусства. Учитывая описанные ранее идеи современного искусства в определении его характерных черт, таких как игра в искусство и ирония, не исключают, а, напротив, используют раму как декорацию. Она создает образ, близкий к серьезному искусству.

Повысив свою значимость, произведение формирует ценность, затем складывается цена полотна. При этом нельзя исключать того факта, что как таковое произведение искусства не претендует на высокое положение среди шедевров. «Искусство было бы «фарсом» в худшем смысле слова, если бы современный художник стремился соперничать с «серьезным» искусством прошлого» [4, с. 261]. Для потребителя ценность искусства заключается в возможности сформировать чувство приобщения к культуре, создать вокруг себя атмосферу значимости, образованности и богемного шика. Индивид играет роль ценителя прекрасного, он получает удовлетворение от переживаемых им чувств.

Ценность искусства меняется для общества масс, для потребителя, поскольку складывается из формальных факторов, таких как внешняя привлекательность и отражение модных тенденций, установленных культурными инду-стриями. Ценность и цена произведения искусства зачастую неравнозначны, цена обладает преимуществом над ценностью, в определенном смысле даже формирует ее.

Выводы

Коммодификация - это явление амбивалентное. Арт-бизнес создает новые направления деятельности, является частью культурной жизни общества, дает возможность для реализации творческой деятельности в сфере арт-рынка, однако негативные последствия деятельности культурных индустрий создают основу для развития негативных тенденций в культуре. Являясь результатом экономических, культурных и социальных тенденций индустриального общества, коммодификация стала неотъемлемой частью современного бытия. Она принимает активное участие в создании современного представления о культуре, становится основой для познания художественного бытия, при этом создавая это бытие. В итоге можно говорить о том, что коммодификация является современным типом рациональности.

Итак, нами были рассмотрены основные характерные черты нового типа рациональности, которые представлены отсутствием серьезности

и стремлением придать творческой деятельности большую осмысленность в отношении к действительному идейному содержанию духа эпохи. Влияние этого типа рациональности на мышление индивида отражено в представлении о художественном бытии как игровом процессе, смещении духовного на периферию творческой деятельности.

Практическая значимость нашего исследования заключается в актуализации проблемы взаимоотношения духовных и экономических процессов в современном обществе, в определении сферы искусства как поля рассмотрения представленной проблематики и возможности ее разрешения. Рациональность мышления представителей современного общества является вынужденной реакцией на протекающие в нем процессы. Она формирует основные составляющие представления о мире и способе взаимодействия в нем. По мере своего осознания деструктивных сторон постмодерна и их влияния на культурную жизнь общества этот тип рациональности позволит в полной мере проанализировать и оценить сложившийся образ мысли и действий, а также в дальнейшем создать условия для выхода из негативных последствий современных процессов в культуре и обществе в целом.

Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 4. Ч. 1. Феноменология духа. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. 440 с.

2. Ильенков Э.В. Что там, в Зазеркалье? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://caute.ru/ ilyenkov/texts/iki/metadisk.html (дата обращения 20.04.2015).

3. Башкирцева Ю.С. Игровые аспекты человеческой жизнедеятельности в контексте социокультурной динамики // Современная теория, философия и методология исследования культуры. СПб.: Эйдос, 2012. 861 с.

4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2002. 509 с.

5. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо-Пресс, 2007. 1056 с.

6. Марголис Д. Личность и сознание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://padaread.com/ ?book=33282&pg=1 (дата обращения 20.04.2015).

7. Фортунатова В.А. Богатство и деньги как культурологические ценности // Культурология / Под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. М.: Высшая школа, 2003. 303 с.

8. Иванова Ю. Афоризмы. Сила искусства. Харьков: Фолио, 2008. 224 с.

COMMODIFICATION OF ART AS A NEW TYPE OF RATIONALITY

A.A. Nikitina

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The article discusses the problem of commodification of art at the intersection of spiritual and economic processes in the modern society. We show the interdependence of social processes and activities of the cultural industries and their influence on the formation of a new type of rationality. The characteristics of this new type of rationality are determined. The significance of the phenomenon of commodification for the formation of ideas about the art in personality is revealed. Based on our study, we make a conclusion that rational thinking is a forced response in relation to the processes occurring in society .

Keywords: commodification, art business, cultural industries, postmodernism, intentionality, game, rationality, price and value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.