Вестник ДВО РАН. 2GG6. № 3
Л.Н.ХАХОВСКАЯ
Рыболовный промысел коренных народов Магаданской области в современных условиях
Анализируя современный рыболовный промысел коренных жителей Магаданской области, автор делает вывод о том, что этот промысел в рамках национальных предприятий и общин организуется как бизнес, утрачивая при этом черты традиционности.
Fishing of native people of Magadan region in the modern conditions. L.N.KHAKHOVSKAYA (Northeastern Interdisciplinary Research Institute, FEB RAS, Magadan).
When analyzing the modern fishing of Magadan Region native people, the author comes to the conclusion that collective catch within the limits of national enterprises and communities is organized as a business, which results in the loss of its traditional national traits.
Реализация дополнительных прав, предоставляемых коренным малочисленным народам Севера (КМНС) федеральными и региональными законами, - важный механизм адаптации аборигенов к современной жизни. Представители коренных народов Магаданской области пользуются рядом преимуществ, в том числе и в сфере рыбодобычи. Каждый абориген имеет право на ежегодное получение определенного количества рыбы как традиционного продукта питания, кроме того, выделяются промышленные квоты на вылов рыбы национальным предприятиям, в состав которых, согласно закону, должны входить преимущественно коренные жители. Основываясь на полевых материалах, наблюдениях и интервью, полученных автором в Ольском, Северо-Эвенском, Омсукчанском и Среднеканском районах, г. Магадан в 2004-2005 гг., рассмотрим, каким образом реализуются эти права.
Каждому аборигену выдается бесплатная индивидуальная лимитная карточка, по которой коренные жители могут вести промысел самостоятельно (выловить определенное количество рыбы) или же передать это право по доверенности другому лицу или предприятию. Таким образом, лов по лимитным карточкам должен служить источником натурального обеспечения (или самообеспечения) коренных жителей. Согласно региональному законодательству, аборигены имеют право на добычу разной рыбы, однако речь обычно идет
о наиболее ценном объекте промысла - лососевых видах. Именно лосось у аборигенов пользуется массовым спросом, тогда как «лимитки» на вылов сельди, корюшки, наваги и других видов выписывают буквально единицы.
ХАХОВСКАЯ Людмила Николаевна - кандидат исторических наук (Северо-Восточный комплексный научноисследовательский институт ДВО РАН, Магадан).
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президиума РАН в рамках программы «Этнокультурное взаимодействие в Евразии».
Выделяемые КМНС лимиты зависят от интенсивности нерестового хода рыбы и потому варьируют по годам. Так, в 2004 г. подход лосося был ниже среднего, поэтому норма вылова на одного аборигена составляла 50 кг (15 экз. горбуши и 10 экз. кеты), всего по области - 360 т. В 2005 г. норма возросла до 100 кг (55 экз. горбуши и 10 экз. кеты) за счет увеличения вылова горбуши. Жителям отдаленных национальных сел Северо-Эвенского района (Тополовка и Верхний Парень), ввиду их тяжелого социально-экономического положения, норма увеличена до 125-150 кг рыбы на человека. Всего же для нужд коренных жителей области к отлову в 2005 г. предназначалось 880 т. Если учесть, что в 2005 г. Магаданской области на спортивное и любительское рыболовство выделено 780 т, на научные цели и воспроизводство - 1850 т, на промышленное рыболовство - около 6,5 тыс. т лосося, то видно, что доля аборигенов составляет около 9%. Существуют также различия в нормах вылова по видовому составу лососевых рыб (горбуша, кета, кижуч, нерка) в зависимости от режима их захода в реки. Так, в реки Тауйского и Ольского побережья на нерест идет в основном горбуша, поэтому она составляет 2/3 лимита (по массе). В реки, впадающие в зал. Шелихова, в большем количестве заходит на нерестилище кета, соответственно норма ее вылова возрастает до 1/2 лимита.
Распределением морских ресурсов и выдачей лимитных карточек аборигенам занимается Охотское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Охотскрыбвод), руководствуясь при этом списками, которые ежегодно предоставляют ассоциации коренных малочисленных народов Севера (АКМНС). Численность аборигенов Магаданской области составляет, по разным источникам, от 5 466 (данные переписи 2002 г.) до 6 139 чел. (данные областной АКМНС на 01.01.2002 г.), что равно 2,9-3,3% населения. На начало 2005 г., по данным Магаданского областного комитета статистики, коренных жителей было 5 471 чел., по данным районных администраций на 01.03.2005 г. - 5 746 чел., тогда как ассоциации КМНС называют цифру 6 100 чел. Существующие расхождения можно объяснить, во-первых, неполнотой сведений официальной статистики, не учитывающей лиц, чья этническая идентичность нехарактерна для области (нивхи, удэгейцы, саамы, шорцы и др.), и, во-вторых, двойным учетом некоторых лиц (студенты, люди, фактически проживающие в других населенных пунктах, и др.). Тем не менее при выдаче лимитных карточек во внимание принимаются списки ассоциаций.
Для того чтобы получить «лимитку », перед началом путины (март-апрель) нужно пройти ежегодную перерегистрацию в местных АКМНС, поэтому практически все аборигены области входят в списочный состав ассоциаций по месту жительства, а потому, хотя бы и формально, являются их членами. Особенно это важно для тех, кто живет в населенных пунктах, расположенных на Охотоморском побережье (81,5% аборигенов), и в силу этого имеет возможность лично добывать рыбу. По оценкам информаторов, самостоятельный лов ведут около половины взрослых аборигенов-мужчин приморской зоны.
При индивидуальном лове в приустьевой зоне рыбаки используют ставные сети промышленного производства длиной до 30 м, с ячеей сети не более 55 мм и покупные лодки, весельные или моторные. Каких-либо этнодифференцирующих признаков в способах добычи магаданские аборигены не имеют. Традиционная переработка, при которой основным продуктом являлись юкола и квашеная рыба, ушла в прошлое. Лишь некоторые жители отдаленных национальных сел продолжают делать юколу для собственного потребления. Те, у кого есть морозильные камеры, часть улова замораживают. Но, поскольку такая бытовая техника имеется далеко не у всех, основной вид домашних заготовок - соленая рыба и икра. По нашим данным, семья аборигенов, состоящая из 4 человек, ведущая активный лов, может заготовить на зиму до 6 бочек соленой рыбы емкостью 100-120 л. Для питания такой семье нужна, по крайней мере, одна рыбина в день (интервью от 17.08.2005 г.).
Поскольку на засолку используется в основном кета, фактический вылов по видовому составу противоречит утвержденным нормам: аборигены недоосваивают лимиты на горбушу и, наоборот, вылавливают больше, чем положено, крупной красной рыбы. Как сообщил нам сотрудник Охотскрыбвода, «... когда на Ольском лимане идет горбуша, норму можно выловить за 1 день, но побережье пустое, никто не ловит. Аборигены могут быстро отловить горбушу, закрыть лимитную карточку, но они предпочитают тянуть время до подхода кеты - т.е. до августа-сентября. Освоение горбуши составляет 50-60%, тогда как кету вылавливают на 100% и сверх того, учитывая сокрытие освоенных ресурсов» (интервью от 17.05.2005 г.).
Для того чтобы подольше не закрывать лимитную карточку, аборигены предпочитают получать «лимитку» на каждого члена семьи, а не одну общую. «Разбивание» карточки, кроме того, дает возможность поставить дополнительные сети, поскольку действует принцип «одна лимитка - одна сеть». Однако возможность «отловиться» есть далеко не у каждой семьи: многое зависит от ее состава, материальной обеспеченности, наличия взаимовыгодных связей.
Например, в пос. Ола (центр Ольского района) глава семьи аборигенов из четырех человек (муж с женой, их взрослая дочь и маленький внук), не имея транспорта, для вылова рыбы кооперируется с соседом-татарином, владельцем автомобиля. На 4 лимитные карточки он вылавливает количество рыбы, достаточное, чтобы обеспечить собственные потребности и поделиться с семьей соседа. Другой ольской семье аборигенов, также из четырех человек (бабушка-пенсионерка, ее взрослая неработающая дочь и две маленькие внучки) при тех же 4 «лимитках» приходится покупать рыбу на рынке, поскольку надежного человека, способного обеспечить их хотя бы частью положенной нормы, найти не удается.
Аборигены-приморцы, не ведущие самостоятельный промысел, могут передать свою «лимитку» по доверенности рыбаку-индивидуалу или добывающей организации. Иногда под видом передачи скрывается откровенная продажа, называется и цена «лимитки» (1 тыс. руб.). Это характерно, в основном, для социально неблагополучных аборигенов, которые в результате лишаются одного из источников питания. Чтобы защитить аборигенов и их семьи, а также обеспечить рыбой жителей, не способных вести самостоятельную добычу, администрации районов, имеющих выход к морю, организуют централизованное обеспечение лососем всех желающих силами крупных рыбодобывающих организаций, хозяйствующих на их территории. В Северо-Эвенском районе таким снабжением занимается ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» (ТРК), в Омсукчанском - ООО «Рыбная компания». Эти предприятия замораживают весь улов, хранят его в течение зимы, выдавая аборигенам нужное количество. Такой способ заготовки действительно удобен тем коренным жителям, которые не имеют ни снаряжения для рыболовства, ни условий для хранения большого количества рыбы. По нашим данным, большинство коренных жителей поселков Омсукчан, Эвенск и Гарманда пользуются услугами упомянутых компаний, но, по их мнению, недостаток этой системы - они не получают икру, которую компании изымают при обработке, также их не всегда устраивает качество рыбы. Поэтому некоторые аборигены делят «лимитки» семьи: часть сдают на централизованный лов, по остальным отлавливают сами.
Централизованный лов для аборигенов Ольского, Сусуманского, Тенькинского и Ха-сынского районов и Магадана ведут, как правило, национальные предприятия («Аявлик», «Стрелец», «Букчан» и др.), которым городская и областная администрации поручают эту деятельность в порядке социальной поддержки аборигенов. Аборигенов Среднеканского района снабжает неаборигенное частное предприятие, с которым заключает договор районная ассоциация КМНС.
Централизованный вылов и последующий вывоз рыбы для снабжения аборигенов связан с определенными затратами. Для крупных компаний, какими являются ТРК и «Рыбная
компания», эти затраты необременительны и представляют собой безвозмездную помощь местному населению. Для национальных предприятий, обороты которых, как правило, невелики, они уже ощутимы. Поэтому предприятиям, осуществляющим социальный вылов рыбы для аборигенов, органы власти оказывают поддержку путем выделения финансовой помощи, увеличения лимитов.
Однако не все коренные жители, особенно проживающие в городской местности, пользуются своим правом на вылов рыбы либо передают его добывающим организациям. Отчасти по этой причине лимиты, выделенные для нужд КМНС, остаются недоосвоенны-ми: даже в скудный 2004 г. вылов лососевых аборигенами составил только 55% нормы. Поэтому отдельные предприниматели-аборигены ставят перед Охотскрыбводом вопрос о передаче волевым порядком всех неиспользуемых личных ресурсов на лосось национальным предприятиям, что позволит тем повысить свою доходность. Некоторые этнические лидеры считают, что вылов по лимитным карточкам призван поддерживать традиционный образ жизни, и потому «лимитки» следует давать только тем аборигенам, которые самостоятельно ведут рыбодобычу. Это позволит существенно увеличить норму лимита, поэтому рыбакам не придется идти на вынужденное браконьерство. Однако прерогатива такого рода решений может принадлежать только самим аборигенам, т.е. их ассоциациям, которые вряд ли пойдут на подобные шаги, ибо это, по существу, означает ущемление индивидуальных прав, установленных законом. Кроме того, при «переделе» лимитных ресурсов на лосось могут возникать конфликтные ситуации.
Наиболее дорогостоящей продукцией рыболовства является красная икра, поэтому часть аборигенов-рыбаков в ходе промысла по лимитным карточкам заготавливает значительное количество икры, продажа которой позволяет им получать денежные доходы. Кроме того, в населенных пунктах с постоянным энергоснабжением есть возможность продавать свежевыловленную рыбу предпринимателям, имеющим морозильные установки. Поэтому вылов рыбы по лимитным карточкам зачастую идет бесконтрольно. По словам наиболее откровенных информаторов, они, по сути, занимаются браконьерством, однако в такие условия - невозможность заработать иным способом - поставила их сама жизнь. Вся прибрежная экономика, по их мнению, основана на браконьерстве. Аборигены-рыбаки обычно «ловят не столько, сколько положено по лимиткам, а столько, сколько надо» (интервью от 15.07.2004 г.); «лимитка - это только карт-бланш, чтобы выйти к морю, а там уже кто как развернется» (интервью от 02.04.2005 г.), «у него есть бумажка на выход к морю, он режет рыбу, ему жить сегодня надо» (интервью от 26.08.2005 г.).
Величина дохода от реализации продукции индивидуального рыболовства различна, она зависит от сложившихся в той или иной местности цен. Так, летом 2004 г. в с. Тауйск (Ольский район) закупочная цена 1 экз. горбуши составляла 10 руб., 1 экз. кеты - 35 руб.,
1 кг соленой икры - 350 руб. В сезон 2005 г. в том же Тауйске горбушу принимали по цене 3 руб./шт., кету - 30-50 руб./шт., цена соленой икры осталась прежней - 300-350 руб./кг, икра в ястыках - 80 руб./кг. В Оле соленую икру принимали по цене 200 руб./кг. Прием добытой рыбы предприниматели ведут с 6 до 8 ч. По словам информаторов, по ночам в приморских селах никто не спит - надо успеть наловить и сдать рыбу. Как сообщил нам информатор из с. Тауйск, «бригада из 5 человек за один заход сдает рыбы и икры столько, что при дележе доход составляет 500-800 рублей на человека» (интервью от 24.07.2004 г.). По словам информатора из с. Верхний Парень (Северо-Эвенский район), одному рыбаку на путине можно заработать не менее 50 тыс. руб. (интервью от 21.07.2005 г.). Это позволяет аборигенам обеспечить семью на зиму запасом продуктов питания, одеждой. Часть коренных жителей за «икорные» деньги делает дорогостоящие приобретения - мебель, квартиры, автомобили. По оценке одного из наших информаторов, доля таких аборигенов в Северо-Эвенском районе составляет 5%, а в Ольском районе доходит до 30% (интервью от 30.03.2005 г.).
Аборигены, особенно сельские жители, обычно возлагают на путину большие надежды, которые далеко не всегда оправдываются. Даже если им удается заработать в рыболовный сезон немалые деньги, остальную (большую) часть года они остаются без источника доходов и постоянной трудовой занятости, что приводит к различного рода социальным проблемам, в том числе алкоголизации. Тем не менее некоторые аборигены все-таки не устраиваются в холодное время года на постоянную работу, а предпочитают ждать рыболовного сезона. По словам главы администрации приморского села, «рыбалка - это и благо, и зло. Благо в том, что люди могут обеспечить себя и свои семьи на зиму, за один рыболовный день можно заработать много денег. Но местные жители рассчитывают на эти шальные деньги и не хотят работать на постоянной работе. Хотя вакансии имеются (то же ЖКХ): нужны водители, рабочие, дворники. В школе есть вакансии учителей-пред-метников, в больнице - врачей-специалистов. Но заполнить эти рабочие места никто не торопится по причине низкой оплаты - 2-4 тысячи, на рыбе можно заработать больше, но не систематически, а единовременно» (интервью от 25.07.2004 г.).
Этнические лидеры, хорошо знающие положение дел в аборигенном рыболовстве, видят опасность индивидуального «икорного» бизнеса и считают, что это «бомба замедленного действия. Каждый год молодежь и даже дети занимаются этим, они ничего другого не умеют и не хотят. И попробуй их потом оторви от этих денег. Если сейчас не будет перелома, через пять лет ситуация взорвется» (интервью от 26.08.2005 г.).
Таким образом, вылов рыбы по лимитным карточкам, целью которого является натуральное обеспечение всех аборигенов, на деле порой оборачивается хищническим выловом рыбных ресурсов теми, у кого есть для этого возможности. В конечном счете, это дополнительное право для КМНС может привести к обострению социальных и экологических проблем в области (сказанное относится и к деятельности национальных предприятий).
Предусмотренная законом реализация этнических прав заключается и в возможности аборигенов образовывать структуры, связанные с традиционным образом жизни и природопользованием. В Магаданской области таковыми являются национальные предприятия, имеющие статус «хозяйствующий субъект аборигенов» (ХСА), и общины коренных жителей. Национальные предприятия, занимающиеся рыбодобычей в промышленных масштабах, ведут промысел на побережье и, как правило, зарегистрированы в приморских районах, хотя имеются и исключения (например, предприятие «Аявлик», хозяйствующее в Ольском районе, зарегистрировано в Хасынском).
Вообще этническое предпринимательство наиболее активно развивается в приморской зоне, поскольку здесь проживает большая часть коренного населения, имеются сравнительно развитая транспортная сеть и инфраструктура. Но наиболее значимо то, что рыболовство, с одной стороны, входит в круг привычных практик аборигенов, с другой - является прибыльной отраслью. Численность рыболовецких аборигенных предприятий была особенно высока в середине 1990-х годов, когда они пользовались налоговыми льготами (прибыль от производства традиционной продукции не облагалась налогом), на длительный срок (до 49 лет) получали промысловые участки, земельный налог за которые не взимался. По нашим данным, национальные предприятия образовывались чуть ли не явочным порядком, количество их в области доходило до 75. Они получали солидные лимиты - 10-15 т лосося. В условиях государственного налогового протекционизма некоторые из этих предприятий в течение 1-2 сезонов действительно могли «встать на ноги», укрепить материально-техническую базу, закупить технику, горючее и т.д.
Такие солидные прибыли привлекали и неаборигенов. Поэтому изначально законодательном порядком была защищена кадровая «этническая чистота» - директор предприятия, претендующего на статус ХСА, обязательно должен принадлежать к аборигенам,
более 70% общего числа работающих также должны быть коренными жителями1. На самом деле это положение соблюдается далеко не всегда. Экономические интересы порой диктуют аборигенам иную, нежели внутриэтническая консолидация, стратегию поведения при создании национальных «фирм». Далеко не все аборигенные структуры даже в созданных льготных условиях хозяйствования могли организовать прибыльный бизнес вследствие отсутствия стартового капитала, деловых связей, опыта ведения хозяйства в современных условиях. Поэтому часть этнических предпринимателей вступала в коалицию с предпринимателями-неаборигенами, которые предоставляли средства и брали на себя организационную сторону дела. В дальнейшем это обычно вело к фактическому отстранению аборигенов от руководства предприятием. Нам известны случаи, когда один и тот же абориген последовательно открывал несколько предприятий, а затем покидал их, вытесняемый кредиторами.
Поэтому под вывеской национальных предприятий зачастую работали обычные предприниматели в сфере рыбодобычи. Это отмечали руководители «рыбных» районов: «Во многих предприятиях работает русскоязычное население с сомнительной репутацией» (протокол отчетно-выборной конференции Ольской районной ассоциации КМНС от 28 февраля 1998 г. Текущий архив ассоциации). Об этом говорили и сами аборигены: «Это не просто отрасли, а прежде всего образ жизни коренного населения, их культура и традиции. Это дополнительные места для трудозанятости коренного населения. А что на самом деле. Под нашим национальным статусом работают совершенно посторонние люди некоренной национальности. ...Выясняется такая картина, что в национальных предприятиях ООО “Алут”, ООО “Нинтэ”, КФХ “Килгана”, ООО “Элгар”, ООО “Он-дат”, ООО “Айхал”, ООО “Айсберг” националов нет. Вот у меня вопрос. Для чего нужно создавать такие предприятия, если за нас ловят другие?» (протокол отчетно-выборной конференции Ольской районной ассоциации КМНС от 13 марта 2001 г. Текущий архив ассоциации).
В конце ХХ-начале ХХ1 в. в стране и регионе принимаются новые законодательные акты, регламентирующие условия хозяйствования аборигенов. Были отменены налоговые льготы, ужесточены условия выделения промышленных квот на вылов рыбы, введена плата за аренду промысловых участков, ее срок уменьшен до 5 лет. Перерегистрация предприятий, подтверждение статуса ХСА и право на промышленные лимиты теперь жестко увязываются с отсутствием задолженности перед налоговыми органами, своевременным предоставлением отчетности и др.2 Важное значение в судьбе национальных рыболовецких предприятий имели постановление Правительства Российской Федерации № 704 от 20.11.2003 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» и Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Закон ввел плату за использование биоресурсов, которая дифференцирована по видам и местам вылова. Для лососевых она составляет 3 руб. 50 коп. за 1 кг (на море). Если национальное предприятие берет промышленную квоту в размере 20 т, то плата за биоресурсы составляет значительную сумму - 70 тыс. руб. Многие предприятия поэтому совсем отказываются от добычи по промышленным квотам или берут небольшие квоты, добиваясь
1 Положение о принципах, условиях и механизмах экономической поддержки хозяйствующих субъектов аборигенов Магаданской области. Приложение к постановлению администрации области от 31 мая 1994 г. // Статус коренных малочисленных народов Севера: сборник федеральных, региональных и международных нормативных правовых актов. Магадан: МАОБТИ, 2004. С. 104.
2 Об использовании ресурсов рыбы лососевых видов. Постановление губернатора от 25.06.2001 г. // Статус коренных малочисленных народов Севера: сборник федеральных, региональных и международных нормативных правовых актов. Магадан: МАОБТИ, 2004. С. 140, 141.
прибыльности своей работы нелегальным переловом для изготовления икры: «. он берет пять тонн, а нарежет двадцать и возьмет только икру» (интервью от 26.08.2005 г.). Ряд аборигенов считает, что постановление имеет целью уничтожить мелкий частный бизнес в рыболовстве, в том числе аборигенный. Они просят дать им возможность ловить рыбу на реках, а не в море (стоимость использования биоресурсов на реке составляет 20 коп./кг), мотивируя это тем, что аборигены раньше ловили на реках, и лишь в последнее время их «выгнали на море», но решение этого вопроса вряд ли возможно.
Поэтому выживают лишь те национальные предприятия, которым выделяются бесплатные квоты на лосось в пределах нормы, отведенной для нужд коренных малочисленных народов Севера. Конкуренция при распределении бесплатных лимитов жесткая: ассоциации и контролирующие органы отдают предпочтение достаточно мощным национальным предприятиям, которые имеют собственную базу для переработки и осуществляют круглогодичный режим пользования рыбными биоресурсами, т.е. кроме лососевой рыбы вылавливают корюшку, сельдь, минтай и другие породы рыб, обеспечивая круглогодичную (а не сезонную) занятость своих сотрудников.
Все эти факторы ведут к постоянному уменьшению числа аборигенных хозяйств: в 2003 г. статус ХСА подтвердили только 27 предприятий, в 2004 г. - 23, в 2005 г. - 11. По сути, в этнической экономике остаются крепкие, технически оснащенные, стабильно работающие предприятия, руководителями которых являются либо этнические лидеры, либо неаборигены (при этом директором, согласно все тому же «Положению», числится коренной житель). В ближайшем будущем число их вряд ли будет увеличиваться, поскольку даже открытие национального предприятия связано с финансовыми затратами и организационными усилиями. В 2005 г. за регистрацию предприятия в налоговой инспекции необходимо было заплатить 2 тыс. руб., за открытие счета - 3 тыс. руб., изготовление печати обходилось в 300 руб. Госпошлина, оплата услуг по подготовке уставных документов, затраты на получение классификационных кодов влекли за собой дополнительные расходы. Оформление части документов производится в областном центре, что предполагает транспортные расходы, которые особенно существенны для жителей отдаленных населенных пунктов. Таким образом, будущий предприниматель должен иметь свободные средства (8-12 тыс. руб.) и свободное время. Это является труднопреодолимым препятствием как для безработных аборигенов, так и для работающих с низкой заработной платой. Кроме того, такие люди из-за отсутствия опыта и средств не могут планировать долгосрочную стратегию развития предприятия, руководствуются сиюминутными соображениями и, как следствие, терпят экономический крах.
Вместе с тем средства, организационные навыки и опыт есть у той части аборигенов, которая имеет стабильный и довольно высокий источник доходов (заработная плата и/или пенсия) и связь с административными структурами (через ассоциации, родственные отношения, должностное положение). Получается, что национальные предприятия приносят доход и без того достаточно успешным аборигенам, которые к тому же заняты в рыбодо-быче не первый год. Вновь возникающим предприятиям занять свою нишу в этой сфере экономики чрезвычайно сложно, так как рыболовство коренных малочисленных народов в современных условиях является одним из наиболее конкурентозависимых видов деятельности. Конкуренция начинается на стадии выделения лимитов и продолжается до стадии переработки и реализации рыбной продукции. В последние годы администрация области принимает меры для поддержки хозяйствующих субъектов аборигенов. Так, в 2002 г. безвозмездную финансовую помощь из областного бюджета получили 4 национальных предприятия - ООО «Аявлик», СПК «Большое Устье», ООО «Букчан» и «Клегран» на общую сумму 320 тыс. руб. Но и эта финансовая подпитка доступна не всем, а лишь все тем же успешно действующим предприятиям, которые не имеют никаких задолженностей и, кроме того, ведут социальный вылов для аборигенов.
Экономические трудности, переживаемые в настоящее время ХСА, заставляют аборигенов искать новые пути: с 2002 г. в области началось создание общин, наиболее активное опять-таки в сфере рыболовства. В 2002-2003 гг. каждой общине выделялся лимит на вылов 2 т лосося, вследствие чего они возникали «как грибы после дождя». С 2004 г. эта практика отменена, лимиты общинам распределяются только на общих основаниях, а не «по определению». На 01.01.2005 г. в Магаданской области имелось 28 приморских рыболовецких общин (из них 25 - родовые, 3 - территориально-соседские). Из-за жесткой конкуренции между предприятиями за бесплатные квоты для большинства общин реальная возможность заниматься коллективной рыбодобычей - это объединить индивидуальные «лимитки» членов, что, конечно, устраивает далеко не всех.
Организация общин, кроме поддержания традиционной жизнедеятельности, имеет целью и трудовую занятость аборигенов, уменьшение безработицы в их среде. Но формальный подход к делу оборачивается тем, что безработных аборигенов, вступающих в общину, сразу же снимают с учета в центре занятости и прекращают платить им пособие по безработице. Таким образом, люди, еще не успев ничего заработать, уже лишаются порой единственного источника доходов. Это резко снижает привлекательность общинного хозяйствования для получателей пособия. Тем более что деятельность общин далеко не обеспечивает материального процветания. Большая их часть из-за отсутствия средств производства хотя бы для начальной переработки рыбы (обычно - заморозка) вынуждена сдавать ее сырьем тем предпринимателям, у которых есть холодильные емкости. Соответственно, приемная цена такого сырья в несколько раз меньше, чем розничная. Ценовые «ножницы» делают рыболовство без переработки нерентабельным, и преодолеть это можно только путем вынужденного браконьерства - значительного превышения лимитов. Если же национальное предприятие арендует холодильные емкости, то рассчитываться приходится продукцией в соотношении 50 : 50 или даже 60 : 40. Руководители практически всех аборигенных хозяйств выражают желание иметь морозильное оборудование (как правило, это скороморозильная камера и рефрижератор для хранения), но немногие могут приобрести его за свой счет. Поэтому рыбаки и направляют свои усилия на заготовку соленой икры, себестоимость которой низка, а рыночная стоимость, напротив, высока.
В современном обществе сложилось стереотипное представление, которое поддерживают и сами коренные жители, о том, что рыбодобыча - единственный источник жизнеобеспечения аборигенов: «Единственным источником существования является рыба»; «. выжить и создать условия для развития нашей культуры и народных промыслов мы можем пока только за счет рыбы»; «.главные интересы коренных жителей в настоящее время заключаются в добыче красной рыбы как основы нашего существования» (из протокола отчетно-выборной конференции Ольской районной АКМНС от 28 февраля 1998 г. Текущий архив ассоциации).
Однако анализ структуры трудовой занятости аборигенов на 01.03.2005 г. говорит о том, что профессиональными рыбаками и рыбообработчиками в области являются лишь 80 человек (5,5% трудозанятого и 3% трудоспособного аборигенного населения). Большая же часть работающих аборигенов сегодня трудится в отраслях, не связанных с сельским хозяйством и рыбодобычей, основным источником жизнеобеспечения имеет заработную плату и, частично, доходы от подсобного хозяйства. Рыба для них является лишь добавкой к рациону. Тем более что 100 кг рыбы на человека не смогут обеспечить круглогодичного его существования. Поэтому речь здесь может идти либо о браконьерском промысле, либо о постоянной занятости в национальных предприятиях и общинах, но реалии таковы, что большинство аборигенов, занятых в рыболовецких хозяйствах, ведут, по сути, частное предпринимательство сезонного типа, которое также сочетается с повседневными практиками, общими для всего населения.
Рыболовецкие ХСА и общины, нацеленные на получение прибыли, в меру своих возможностей модернизируют способы добычи и переработки рыбы, которые к настоящему времени утратили какие-либо этнодифференцирующие признаки. Поэтому национальные предприятия отличаются от ненациональных лишь кадровым составом. Судить о национальном статусе предприятия можно в основном косвенно, по принадлежности работающих к коренным жителям, а также по историческому приоритету этих занятий. Отсюда можно сделать вывод, что этнический фактор в сфере современных экономических отношений в рыболовстве является элементом скорее новаторским, чем консервативным, организующим хозяйствование как бизнес, а не как образ жизни.
В целом же наибольшая проблема аборигенного рыболовства, как индивидуального, так и коллективного, на наш взгляд, заключается в том, что значительная часть производственного цикла и продвижения товара на рынок уведена в «тень». Хозяйственная деятельность часто замкнута в порочном круге браконьерства, непрозрачна, это дискредитирует аборигенный промысел и ограничивает возможность оказывать ему помощь легальными средствами. Самые дальновидные из аборигенов ставят вопрос о выходе этнического предпринимательства из тени - «должна быть хоть какая-то экономика» (интервью от 26.08 2005 г.). Однако эта проблема не может разрешиться сама по себе, а лишь в связи с общей ситуацией в сфере рыболовства, для которого характерны те же «болезни», что и для аборигенной рыбодобычи. Точнее говоря, возникновение теневой аборигенной рыбодобычи - это прямое следствие реалий, возникших в условиях перехода к рыночной экономике. Коренные жители живут не в изоляции, а в тесном взаимодействии с окружающим сообществом, поэтому оздоровление общероссийской экономики положительно скажется и на этническом хозяйствовании.