Научная статья на тему 'Рыболовный флот в статистике Европейского агентства морской безопасности'

Рыболовный флот в статистике Европейского агентства морской безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аварийность / статистика / Европейское агентство морской безопасности. / accident rate / statistics / European Maritime Safety Agency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. В. Ермаков

В статье представлены актуальные статистические данные по аварийности судов, полученные Европейским агентством морской безопасности по результатам анализа большого массива отчетов о расследовании морских аварий и инцидентов и иных источников, а также анализ этих данных с акцентом на место в аварийности рыболовного флота. Представленный материал является частью эмпирической базы для сравнительного анализа и оценки аварийности отечественных рыбопромысловых судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С. В. Ермаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISHING FLEET IN THE EUROPEAN MARITIME SAFETY AGENCY STATISTICS

The actual statistical data on the accident rate of ships obtained by the European Maritime safety Agency based on the analysis of a large array of reports on the investigation of marine accidents and incidents and other sources, as well as the analysis of these data with an emphasis on the the accident rate of the fishing fleet is presented in the article. The given material is a part of the empirical base for the comparative analysis and assessment of the accident rate of domestic fishing vessels.

Текст научной работы на тему «Рыболовный флот в статистике Европейского агентства морской безопасности»

УДК 639.2.06:656.61

С.В. Ермаков

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Калининградского государственного технического университета, Калининград, 236035 e-mail: esv.klgd@mail.ru

РЫБОЛОВНЫЙ ФЛОТ

В СТАТИСТИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АГЕНТСТВА МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлены актуальные статистические данные по аварийности судов, полученные Европейским агентством морской безопасности по результатам анализа большого массива отчетов о расследовании морских аварий и инцидентов и иных источников, а также анализ этих данных с акцентом на место в аварийности рыболовного флота. Представленный материал является частью эмпирической базы для сравнительного анализа и оценки аварийности отечественных рыбопромысловых судов.

Ключевые слова: аварийность, статистика, Европейское агентство морской безопасности.

S.V. Ermakov

Baltic Fishing Fleet State Academy of Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, 236035 e-mail: esv.klgd@mail.ru

FISHING FLEET IN THE EUROPEAN MARITIME SAFETY AGENCY STATISTICS

The actual statistical data on the accident rate of ships obtained by the European Maritime safety Agency based on the analysis of a large array of reports on the investigation of marine accidents and incidents and other sources, as well as the analysis of these data with an emphasis on the the accident rate of the fishing fleet is presented in the article. The given material is a part of the empirical base for the comparative analysis and assessment of the accident rate of domestic fishing vessels.

Key words: accident rate, statistics, European Maritime Safety Agency.

Одним из способов оценки эффективности внедрения и функционирования на судах и в компаниях систем управления безопасностью является анализ аварийности судов с использованием официальных источников, представляющих статистические данные. Одним из таких источников является Европейское агентство морской безопасности (EMSA - European Maritime Safety Agency).

Ежегодные отчеты, публикуемые EMSA (последний из них - Annual Overview of Marine Casualties and Incidents 2017 [1]), представляют собой подробные, хорошо структурированные документы, содержащие статистическую информацию о морских авариях и инцидентах, случившихся с европейскими судами, в территориальных и внутренних водах европейских стран, а также затрагивающие интересы европейских стран и их резидентов. Несмотря на то, что статистика EMSA не является всеобъемлющей статистикой всего мирового флота, однако она представляют собой выборку из мировой статистики, объема и качества которой вполне достаточно для анализа и формирования выводов.

В своих ежегодных отчетах EMSA опирается на следующую классификацию судов:

- грузовые суда - коммерческие суда, спроектированные для перевозки различного вида грузов, товаров и продуктов и пассажиров, число которых не превышает 12 человек;

- рыболовные суда - суда, оборудованные или используемые в коммерческих целях для ловли рыбы или других живых ресурсов в море;

- пассажирские суда - суда, предназначенные для перевозки более 12 пассажиров;

- вспомогательные суда - суда, спроектированные для выполнения специальных функций (например, буксир или дреджер);

- другие суда - к этому типу относятся суда, эксплуатирующиеся на внутренних водных путях, рекреационные и военные суда, а также суда, тип которых по каким-либо причинам определить не удалось.

Такая классификация позволяет рассматривать и анализировать статистику как отдельно по рыболовным судам, так и оценивать ее на общем статистическом фоне.

Общее количество морских аварий и инцидентов за период 2011-2016 гг. составило 16 539, стабилизировавшись с 2014 г. примерно на уровне 3200. Однако сравнительная оценка с другими источниками, проведенная БМ8Л, позволила этой организации прийти к более достоверному числу происшествий - 4 000 аварий и инцидентов в год.

Общее количество судов, оказавшихся вовлеченными в морские аварии и инциденты в 2011-2016 гг., составило 18 655 единиц. Распределение судов - участников аварий по типам и годам представлено на рис. 1. За период 2011-2016 гг. чаще всего в аварии и инциденты попадали грузовые суда (42%), следующие за ними пассажирские суда (23%). К 2016 г. количество попадавших в происшествия грузовых судов снизилось, но одновременно увеличилось количество рыболовных и пассажирских судов, а также судов других типов, становившихся участниками аварий и инцидентов.

Самыми молодыми судами, попадавшими в аварии и инциденты (по среднему возрасту), были грузовые суда, а рыболовные суда оказались самыми старыми (рис. 2).

Рис. 1. Распределение судов, участвовавших в авариях и инцидентах, по типам и годам

Рис. 2. Распределение судов, участвовавших в авариях и инцидентах, по типам и возрасту

Морские аварии и инциденты по своему характеру подразделяются на аварийные случаи с судами (Casualty with a ship) и производственные происшествия (Occupational accident). Всего за рассматриваемый период зафиксировано 11 116 аварийных случаев с судами и 5 423 производственных происшествий.

Почти половина аварийных случаев (47%) происходили с грузовыми судами. Пассажирские суда становились участниками каждого пятого аварийного случая, а рыболовные суда были следующими по частоте (рис. 3). Всего участниками таких случаев стало 13 191 судно.

Производственные происшествия более всего распространены на грузовых судах, к которым относится 32,5% перечня всех происшествий, и на судах пассажирских (31,2%) (рис. 4). Производственные происшествия произошли на 5 364 судах. За последние два года анализируемого периода количество производственных происшествий снижалось, за исключением рыболовных судов.

Рис. 3. Распределение аварийных случаев с судами по видам

Рис. 4. Распределение производственных происшествий по видам

Большинство (26%) морских аварий и инцидентов произошло, когда суда находились на фазе перехода (рис. 5), при этом наиболее безопасной фазой рейса является выход из порта (7% от всех морских аварий и происшествий).

Самый опасный район для плавания - портовые воды, где произошло 42% всех морских аварий и инцидентов, следующий по опасности (28%) - прибрежные (территориальные) воды (рис. 6).

1800 1600 1400 1200 1000

п 1

II о 1 ■

I п 1_ ■ |

о

1 1 , 1

1 [ 1.1

и.| 1 1 . Я 1 П 1 1 пв

Груаовыэ суда

Рыболовный Пассажирские Вспоиогат&льныв суда суда суда

Другие

суда

■ На чк'оре или на швартовы* ■ При аакодо в порт П?и выюде и? порта I На переходе На промежуточной фазе Неизвестно

Рис. 5. Распределение морских аварий и инцидентов по фазам рейса и годам

Рис. 6. Локализация морских аварий и инцидентов

Всего за период с 2011 по 2016 гг. погибло 253 судна, из которых 172 утонуло (некоторые были подняты). В 72 случаях начальным событием было столкновение, в 62 - поступление воды. Больше всего (120) флот потерял именно рыболовных судов (рис. 7).

5 441 судно получило повреждения, 47% из этих судов грузовые (рис. 8). За рассматриваемый период количество судов с повреждениями выросло для всех типов судов, за исключением вспомогательных.

Рис. 7. Распределение погибших судов по типам

Рис. 8. Распределение по типам и годам судов, получивших повреждения

1 747 судов в результате аварии или инцидента потеряли способность двигаться (рис. 9). В то время как для грузовых судов с 2014 г. этот показатель значительно снизился, для рыболовных судов на всем протяжении периода 2011-2016 гг. он повышался.

Количество судов, которым понадобилась буксировка и помощь на берегу, за анализируемый период (2011-2016 гг.) составило 2 655 единиц (рис. 10), число таких случаев для рыболовных судов значительно увеличилось в 2016 г.

Всего за шесть лет было оставлено 105 судов, среди которых 61 судно являлось рыболовным (рис. 11). Среднее количество оставленных судов значительно снизилось за последние три года (с 22 до 9).

За 2011-2016 гг. в морских авариях и инцидентах погибли 600 человек (рис. 12), из которых 479 человек - на грузовых судах. Какая-либо зависимость количества погибших от календарного года отсутствует. Если для вспомогательных и других судов это количество не менялось, то худшим годом для грузовых судов оказался 2012-й, для пассажирских - 2016-й, для рыболовных - 2015-й (рис. 13).

Рис. 9. Распределение количества судов, потерявших способность продолжать движение

Рис. 10. Распределение количества судов, которым требовалась буксировка или помощь на берегу

Рис. 11. Распределение по годам и типам количества оставленных судов

Рис. 12. Распределение по годам и категориям погибших во время морских аварий и инцидентов

Наибольшее количество пострадавших было зафиксировано на пассажирских судах - 2 110 (рис. 14) и во время навигационных аварий и инцидентов (48%). На рыболовных судах пострадавших примерно в два раза меньше.

Рис. 13. Распределение по годам и типам судов количества погибших

Рис. 14. Распределение количества пострадавших по типам судов

Представленные многогранные статистические данные имеют достаточно большой исследовательский потенциал и могут дополнить эмпирическую основу для оценки и анализа аварийности отечественного рыбопромыслового флота и эффективности функционирования в российских рыбопромышленных компаниях систем управления безопасностью. В частности, сравнительный анализ статистических данных по российским рыбопромысловым судам и судам, попадающим в сферу интересов EMSA (в первую очередь, анализ изменения различных показателей по времени) позволит выявить сходство тенденций, и, следовательно, определить степень общности проблем и путей их решения.

Литература

1. Annual Overview of Marine Casualties and Incidents 2017 / European Maritime Safety Agency (EMSA). - URL: http://www.emsa.europa.eu/emsa-documents/latest/download/4989/3156/23.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.