Научная статья на тему 'Рузвельт: сша-запад и Великая отечественная война'

Рузвельт: сша-запад и Великая отечественная война Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
607
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берзин Л. Б.

В статье освещены политика США и внешнеполитическая деятельность Ф.Д. Рузвельда в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROOSEVELT: THE USA - WEST AND THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article enlightens the USA's policy and the foreign policy activity of President F.D. Roosevelt in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Рузвельт: сша-запад и Великая отечественная война»

РУЗВЕЛЬТ: США-ЗАПАД И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Л.Б. БЕРЗИН

Институт США и Канады РАИ

Н статье осисщсны политика США и внешнеполитическая деятельность Ф.Д. Руч-иочыа н годы ВсдикоИ Отечественной ноПиы.

«Чем страшнее бич войны, охватывающий нее бедствия и все преступления, тем сильнее должна быть паша благодарность к Iем мужественным соотечественникам, которые погибли, чтобы дать нам счаетлниыП мир».

Ф. Вольтер

«Война и одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, по только с одних взимает кровь, с других - слечы».

У. Теккерсй

«Что касается области мировой политики, я бы хотел, чтобы моя нация чанималась политикой добрососедства».

«Мы должны помнить о том, что любое давление, любая несправедливость, любая ненависть - тго оружие, направленное против цивилизации».

Ф.Д. Рузвельт

В начале XX столетия ситуация в мире сложилась таким образом, что США постепенно превратились в одну из самых мощных держав мира, способную диктовать свои условия всему миру, декларируя себя спасительницей мира и демократических ценностей от зла. Порой представляется, что подобный внешнеполитический курс потомков Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна, весьма эмоционален, и, что американские лидеры действительно всегда готовы воевать исключительно из-за преданности идеалам демократии и ценностям, провозглашенным их «отцами основателями».

По, как свидетельствуют исторические факты, демагогия и популизм верхушки американской правящей элиты - это всего лишь маскировка действительных целей и задач внешней политики США, служащей интересам далеко не всего американского общества, ни даже ее президентов, а, прежде всего могущественного военно-промышленно-финансового комплекса США. Именно взоры этого комплекса, с начала прошлого столетия, были обращены далеко за пределы американского континента. Еще в 1913 г. президент В. Вильсон заявлял, что хозяевами правительства США являются американские капиталисты и промышленники.

Передел мира на Парижской конференции 27 государств, продолжавшейся с 18 января 1919 г. по 21 января 1920 г., происходил при активном участии США. Оказавшись в лагере победителей в первой мировой войне, опираясь на свою возросшую экономическую и финансовую мощь, США вошли в пятерку держав, признанных конференцией «великими» (США, Великобритания, Франция, Италия, Япония), и выступили с программой американского мирового лидерства. Это был новый этап по сравнению с довоенной политикой, когда она ограничивалась экспансией в Латинской Америке и на Дальнем Востоке. США политически и экономически окрепнув после первой мировой войны, стали претендовать на роль ведущей мировой державы капиталистического Запада. То есть впервые в мировой политике или в международных отношениях была сделана заявка на глобальную роль заокеанской державой и именно в тот момент, когда мир раскололся на две системы и когда в результате победы Октябрьской революции в России образовался новый центр притяжения для народов государств, переживших войну.

Главным документом - основой послевоенной программы США, явились так называемые «14 пунктов», сформулированных 8 января 1918 г. в виде послания президента к Конгрессу. В октябре 1918 г. президент В.Вильсон одобрил подготовленный государственным департаментом комментарий к «14 пунктам», который стал практическим руководством для американских дипломатов в Версале. Сопоставление этих документов свидетельствует, что США уже тогда собирались верховодить миром, обеспечивая себе господство по всем направлениям мировой политики, противопоставляя буржуазную демократию революционным требованиям многих народов мира.

В п. 6, посвященном России, говорилось о «разумной и бескорыстной симпатии» к ней, о «радушном приеме ее в сообщество наций при том образе правления, который она сама себе изберет». Однако в комментарии п. 6 разъяснялся таким образом, что от «радушного приема» не оставалось и следа: провозглашалась «необходимость» отделения от России не только Польши и Финляндии, но и Эстонии, Литвы, Украины. «Кавказ придется, вероятно, рассматривать как часть проблемы Турецкой империи, а на Среднюю Азию «придется предоставить какой-нибудь державе ограниченный мандат на основе протектората». Практически это был план расчленения России на ряд мелких независимых образований, и даже в Великороссии и Сибири предусматривалось создание «достаточно представительного» правительства, что означало непризнание советской власти, многократно и ранее объявлявшейся «непредставительной». Но наибольший интерес вызывает п. 14, венчавший пирамиду претензий на мировое господство. Здесь провозглашалось создание Лиги Наций с официальной задачей поддержания мира и неофициальным стремлением дать в руки США инструмент для активного вмешательства в международные отношения. Американские СМИ, стремясь отвлечь широкие слои общественности от революционных настроений, посеять иллюзии о возможностях демократического решения всех послевоенных проблем с помощью самой демократической и гуманной Америки, создала шумную рекламу «14 пунктам», дав им название «Новая хартия для всего человечества». Ее автор величался никак иначе как «апостол нового политического порядка», а представители правящей элиты не уставали напоминать Европе, что заокеанская держава достигла статуса великой державы.

1 сентября 1939 г., т. е. в день, когда началась вторая мировая война, США не могли оставаться лишь свидетелями невыгодных для себя изменений в мире, где наибольшие опасения вызывала гитлеровская Германия. С первых же дней войны Соединенные Штаты заняли сторону Англии и Франции. Президент США Ф.Д. Рузвельт в своем обращении к американскому народу 3 сентября обещал сохранить США вне войны, сделав, однако, предупреждение о том, что «когда мир где-либо нарушен, все страны подвергаются опасности». Подталкивали США к сближению с Великобританией и события на Дальнем Востоке, где США продолжали политику умиротворения Японии, желая выиграть время для подготовки к войне за установление безраздельного влияния в районе Тихого океана. Не теряло руководство США надежды и на то, что со временем агрессивные устремления Японии повернутся на север против Советского Союза.

В предвоенный период политика американских правящих кругов в отношении Сойотского Союза не претерпевала каких-либо существенных изменений в позитивном направлении. В связи с советско-финской войной правительство США встало на сторону Финляндии, и «тщательно изучался» вопрос о разрыве дипломатических отношений с СССР. Однако США предпочли воздержаться от этого с учетом возможностей изменения в будущем к лучшему в отношениях СССР с западными государствами.

По большинству других вопросов Соединенные Штаты открыто демонстрировали свою неприязнь к Советскому Союзу, наложив эмбарго на продажу американских самолетов и авиационного снаряжения. В 1940 г. советско-американские отношения были фактически сведены к нулю, как в политико-дипломатической, так и в торгово-экономической областях.

Капитуляция Франции и установление контроля гитлеровской Германии над Западной Европой, исключая Великобританию, подтвердили самые мрачные прогнозы. По мнению Г. Стимсона, ставшего в июле 1940 г. военным министром, США оказались перед лицом самого большого кризиса в своей истории. В случае полного поражения Великобритании Гитлер, как опасались в Вашингтоне, повернул бы вермахт на Американский континент, тем более что при этом он мог рассчитывать на поддержку Японии. Еще раз была доказана пагубность американской политики «нейтралитета», ибо США запаздывали с помощью своим союзникам. Германия же уверилась в том, что ей удастся достигнуть решающего преимущества в Европе до американского вмешательства; Италия, отвергнув советы США, включилась в войну на стороне нацистов, а Япония торопилась воспользоваться резким ослаблением позиций Англии и Франции в Азии. Стало очевидным, что внешнеполитические проблемы, включая самую главную из них - обеспечение безопасности США нельзя решить в рамках нейтралитета. С июня по сентябрь 1940 г. Конгресс США принял несколько финансовых законопроектов, увеличив военный бюджет в 5 раз. В это время резко активизировались и американские противники нейтралитета. Был создан «Комитет защиты Америки путем оказания помощи союзникам», быстро превратившийся во влиятельную общенациональную организацию. Значительную поддержку комитету оказали представители, прежде всего, промышленного и финансового капитала. Поддержка комитета основной частью деловых кругов отражала непримиримость противоречий между Соединенными Штатами и гитлеровской Германией.

Вступление США осенью 1940 г. в период так называемой «необъявленной войны» привел к отказу от нейтралитета. Несмотря на то, что многие в США предпочитали, как можно дольше оставаться вне войны, тем не менее, все возрастающее число трезвомыслящих американцев стали считать самым важным устранение угрозы, исходившей от фашистско-милитаристского блока.

В ходе военных действий в Европе все более становилось очевидным, что победа Гитлера может создать смертельную угрозу американским интересам и американскому образу жизни и что Соединенные Штаты вряд ли смогут в одиночку сдержать гитлеровскую Германию. Крепла уверенность в том, что США жизненно заинтересованы в поддержке стран, воюющих с Гитлером. Именно поэтому позиция США накануне и в первый период войны определялась не столько непосредственными экономическими факторами, сколько политическими и военно-стратегическими соображениями. Контроль враждебной США силы над Европой и Азией, считал Ф. Рузвельт, будет иметь разрушительные последствия для обороны Западного полушария. Он уверовал, что мероприятия по самообороне не могут ограничиваться только территорией Американского континента, а должны распространяться за Атлантический и Тихий океаны.

Однако между провозглашаемыми американским правительством и его главой позитивными целями и средствами их достижения существовал большой разрыв. Даже после установления дипломатических отношений между СССР и США в 1933 г., когда глава американского государства сделал заявление о том, что «для США важно поддерживать нормальные отношения с СССР», эти отношения так и не получили должного развития.

Подписание 27 сентября 1940 г. Германией, Италией и Японией Тройственного пакта наглядно продемонстрировало глобальный характер притязаний государств фашистско-милитаристского толка. Члены тройки обязывались поддерживать друг друга всеми средствами, включая военные, в случае нападения на территорию «какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте», т. е. против СССР и США -великих держав, остававшихся пока вне войны. Подписание этого пакта, по мнению американских специалистов, непосредственно таило серьезную угрозу американским интересам.

На вызов тройки США ответили принятием стратегического решения, закрепившего главную тенденцию их предвоенной политики: рассматривать районы Атлантики и Тихого океана как взаимосвязанные, но приоритет предоставить европейскому театру. В январе-марте 1941 г. в Вашингтоне на секретных англо-американских переговорах был согласован план АВС-1, ставший стержнем новой общей стратегии. Войне с Германией отдавалось предпочтение перед войной с Японией, против которой до поры до времени предпочли ограничиваться обороной.

Чтобы обеспечить поддержку своему внутреннему и внешнеполитическому курсу руководство США стремилось опереться на широкие круги общественности, выступавшие как за «новый курс» президента Рузвельта, так и за вхождение США в антифашистскую коалицию. Именно на это были рассчитаны публичные выступления Ф. Рузвельта на рубеже 1940-1941 гг., сказавшиеся на формулировании официальных целей страны в войне. Особый интерес, как внутри США, так и за их пределами вызвало выступление президента 29 декаб-

ря 1940 г., в котором он призвал превратить США в «арсенал демократии» для оказания помощи странам, боровшимся против «тройки» «за свою свободу и нашу безопасность».

В послании президента Конгрессу США от 6 января 1941 г. говорилось о важности «защиты и сохранения свободного мира», основанного на «четырех свободах»: «свободе слова и самовыражения», «свободе каждого исповедовать веру в бога своим путем», «свободе от нужды», и «свободе от страха».

27 мая 1941 г. Рузвельт объявил о серии мер, по противодействию попыткам гитлеровской Германии установить контроль над Западным полушарием; по предотвращению немецкого контроля над морями; сопротивлению установления гитлеровской власти над пунктами, которые могли бы быть использованы для нападения на США. Выло также объявлено об оказании всевозможной помощи Великобритании и другим странам, борющимся против фашизма; об использовании всех средств по обеспечению американских поставок в такие страны. Ныло объявлено о введении так называемого «неограниченного чрез« »1.1 ■ч а й но I *о I ю л оже н и я ».

22 июня 1941 г. без объявления войны гитлеровская Германия вторглась в пределы Советского Союза, нарушив тем самым советско-германский пакт о ненападении. Началась Великая Отечественная война, знаменовавшая вступление второй мировой войны в новую фазу.

Па известие о нападении Германии на СССР Вашингтон откликнулся правительственным заявлением от 23 июня. В заявлении, объявлявшем «принципы и доктрины коммунистической диктатуры» чуждыми для США, тем не менее, говорилось: «По мнению нашего правительства, всякая защита от гитлеризма, всякое объединение противостоящих гитлеризму сил, каково бы ни было их происхождение, приблизят конечное свержение нынешних германских лидеров и тем самым будут служить на пользу нашей собственной обороне и безопасности».

В США по-разному рассматривали перспективы союза с СССР. Рузвельт и ряд его сторонников все более склонялись к тому, что для победы над Гитле-ром необходимы совместные усилия всех без исключения антифашистских сил. Противники же президента предлагали не спешить с помощью Советскому Союзу, утверждая, что американо-советское сотрудничество невозможно из-за практически полной несовместимости политических систем и идеологий. Они внушали президенту, что США не следует доверять Сталину, поскольку он способен пойти на сепаратный сговор с Гитлером, как эго уже имело место в 1939 г., и поэтому любая помощь СССР не имеет никакого смысла.

Однако 4 июня 1941 г. президент Ф. Рузвельт подтвердил готовность «предоставить России всю ту помощь, которую мы сможем». Это официальное заявление американского руководителя, а также заявление премьер-министра Великобритании У. Черчилля от 22 июня 1941 г. положили начало англо-советско-американскому сотрудничеству в войне против фашистской Германии. В то же время необходимо отметить, что реакция официальных американских кругов была гораздо менее определенной, чем английских. Причиной этому было противодействие правительственному курсу антисоветских кругов.

Правая реакционная часть американской правящей элиты стремилась занять позицию «третьего радующегося» - и смотреть со стороны и пожинать

плоды взаимного истощения противников. С таких позиций выступали многие известные политические деятели и дипломаты, члены обеих палат Конгресса США. В их числе были: бывший посол CLUA в СССР У. Буллит, сенаторы А. Вандсрберг, Б. Кларк, и др.

Республиканец Р. Тафт заявлял даже, «что победа коммунизма в мире будет для США гораздо более опасной, чем победа фашизма». Наиболее циничным было заявление сенатора-демократа, впоследствии президента США, Г. Трумэна, опубликованного в газете «Нью-Йорк Таймс». Он заявил: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, нам следует помогать России, а если будет выигрывать Россия, мы должны помочь Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя я и не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах».

Несмотря на провозглашаемую готовность окапать помощь СССР, конкретные результаты, корректно выражаясь, были весьма скромны, что являлось следствием явного неверия в способность Советского Союза выстоять от натиска военной нацистской машины. Для того, чтобы убедиться в целесообразности оказания помощи, была достигнута договоренность о созыве конференции СССР, США и Великобритании для рассмотрения вопроса о помощи со стороны западных стран.

Такая конференция была проведена в Москве 28 сентября - 1 октября

1941 г., после которой Ф. Рузвельт распорядился предоставить СССР беспроцентный заем, что было расценено Советским правительством «как исключительно серьезная поддержка Советского Союза в его громадной и трудной борьбе...»

По Московскому протоколу поставки в СССР должны были осуществляться на уровне 30 млн. долл. в месяц. Однако в октябре-декабре 1941 г., по признанию официального американского издания «Industrial Mobilization for War», они «упали значительно ниже того количества, которое Соединенные Штаты согласились поставить...» Это означает, что битву под Москвой, т. е. одну из решающих битв второй мировой войны, Красная Армия вела без какой-либо существенной поддержки со стороны союзников. В период между контактами с Москвой, на о-ве Ньюфаундленд состоялось первое за время войны совещание Ф. Рузвельта с У. Черчиллем. Лидеры двух стран приняли Атлантическую Хартию - провозгласившую ряд «общих принципов», с которыми президент и премьер-министр связывали «свои надежды на лучшее будущее всего мира». Как отмечалось в хартии «после окончательного уничтожения нацистской тирании» свободные нации откажутся от применения силы, а нации, «которые угрожают... агрессией», будут разоружены. В хартии провозглашался отказ от территориальных приобретений и непризнание насильственного захвата чужих территорий, уважение прав народов на самоопределение. Здесь же говорилось о «равенстве в торговле и доступе к мировым сырьевым источникам, о строительстве послевоенного мира на основе отказа от применения силы, на базе экономического сотрудничества, всеобщей безопасности, свободы морей, разоружения».

Советское правительство выразило свое согласие с основными принципами хартии. Но в отличие от хартии с ее «общими принципами», в которой отсутствовали практические рекомендации, СССР подчеркивал, что основная задача дня - это концентрация усилий свободолюбивых народов для скорейшего разгрома врага.

Одной из причин, подстегнувшей США к большему взаимодействию с Советским Союзом, было внезапное нападение Японии 7 декабря 1941 г. на Перл-Харбор. В Вашингтоне явно не ожидали подобного развития событий. В течение довольно длительного периода времени политическое и военное руководство США строили свои расчеты на военном столкновении Японии с СССР, считали возможным и японское нападение на британские владения. Но американские политические деятели не допускали и мысли о том, что Япония осмелится первый удар нанести именно по их территории. При встречах с советниками Ф. Рузвельт не раз утверждал, что Япония постарается избежать вооруженного конфликта с США. lie цель - захват британских, французских и голландских колониальных владений в ЮВА. В благоприятный момент они предпочтут нападение па Россию.

С нападением Японии па страны Юго-Восточной Азии пожар широкомасштабной войны охватил огромные водные пространства и еще более значительную часть суши, В орбиту военных действий были вовлечены десятки государств. Вслед за США войну Японии объявили Великобритания с доминионами, Китай, большинство государств Латинской Америки.

Германия и Италия 11 декабря заявили о состоянии войны с США, которые в тот же день объявили о вступлении в войну с этими государствами. Конфликт принял глобальный характер. Вступление США в войну поставило перед американским руководством ряд неотложных внешнеполитических задач. Усилия американского внешнеполитического механизма были направлены на создание благоприятных условий для успешного ведения военных действий с фашистским блоком, приобретение союзников и переложение по возможности на их плечи тягот борьбы.

Нападение на Перл-Харбор привело к более тесным отношениям между США и Великобританией. В Вашингтоне состоялась встреча руководящих деятелей обеих государств по выработке совместного англо-американского стратегического плана ведения войны. Английская сторона разработала детальный вариант британской стратегии затяжной «периферийной» войны. Составленные У. Черчиллем планы не предусматривали активных военных действий союзников против Германии в 1942 г. Основную борьбу в Европе, по мысли премьера Великобритании, должна была вести Красная Армия, развернувшая под Москвой широкое контрнаступление, имевшее большое международное и военно-политическое значение.

В битве под Москвой фашистская Германия понесла свое первое крупное поражение во второй мировой войне. Эта битва похоронила гитлеровский план «молниеносной войны» и развеяла миф о «непобедимости» германской армии. Вермахту, как отмечал У. Черчилль в одном из своих меморандумов, предстояло выдержать кровопролитные зимние бои. Великобритания и США, с удовлетворением отметил он, не будут принимать в этом участия, кроме отправки Советскому Союзу обещанных материалов. Таким образом, им по существу была определена стратегическая линия США и Великобритании в отношении СССР\ стремившихся переложить основную тяжесть ведения войны с Германией на плечи советского народа.

Идея ослабления советского государства в процессе его единоборства с фашизмом, а также установление мирового господства США и Великобрита-

нии, которую развивал У. Черчилль, находила значительное число сторонников в определенных кругах США. Говоря о целях участия США в войне, специальный советник одной из ведущих американских корпораций «Дженерал моторе» заявлял; «Англосаксы должны управлять миром». Гегемонистские замыслы тех лет все больше воздействовали на военную стратегию и внешнеполитический курс Вашингтона.

На начальном этапе участия США в войне основной задачей было обеспечение благоприятных условий как внутри страны, так и вне ее для наращивания военно-экономического потенциала. Для этого, по мнению американских политиков, необходимо было, во-первых, постараться удерживать в состоянии войны в Европе Советский Союз, а в Азии - Китай и, во-вторых, отражать на Тихом океане натиск Японии. Однако быстрое продвижение вооруженных сил Империи Восходящего Солнца привело к установлению Японией практически безраздельного господства в странах ЮВА, контроля над богатейшими месторождениями нефти, олова и почти всеми ресурсами естественного каучука. Империя оккупировала огромную территорию с населением в 120 млн. человек. Ситуация в ЮВА и на Тихом океане вновь поставила на повестку дня вопрос, какой театр военных действий следует считать главным: Европу или Тихий океан. Несмотря на различие в точках зрения, в американских военных кругах было признано, что именно Западная Европа - единственное место, где можно организовать наступление и одновременно использовать основную массу вооруженных сил Великобритании и США против Германии. Американская точка зрения была изложена Великобритании. Однако Черчилль сосредоточил свое внимание не на Европе, а на ЮВА. Он говорил о капитуляции Сингапура, о нарастании напряженности в Индии и важности защиты Среднего Востока. Английское правительство жило в ожидании нового наступления вермахта на советско-германском фронте. В этот период У. Черчилль в одном из своих посланий Ф Рузвельту писал: «Все предвещает возобновление весной в громадных масштабах гep^taнcкoгo наступления в России...» В переговорах с американцами англичане поддержали предложение США о подготовке к высадке англо-американских войск в Западной Европе весной 1943 г., хотя это можно было осуществить уже весной 1942 г., так как США и Великобритания располагали к этому времени весьма внушительным вооруженным потенциалом. Однако руководители США и Великобритании, тем не менее, воздерживались от его использования. Это соответствовало так называемой «стратегии выжидания», занятой в отношении военных действий на советско-германском фронте.

Обстановка же на советско-германском фронте в то время требовала активных мер со стороны США и Англии, ибо война вступала в одну из самых решающих фаз. Гитлеровское командование, сконцентрировав 90 дивизий на южном участке советско-германского фронта, предприняло наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В Вашингтоне и Лондоне, особенно в Вашингтоне, внимательно следили за ходом событий на этих участках фронта. В беседе с одним из членов кабинета президент Рузвельт сказал: «В целом ответ на вопрос - выиграем мы войну или проиграем - зависит от русских. Если русские смогут продержаться летом и будут сковывать в боях три с половиной миллионов немцев, то мы определенно сможем одержать победу». Американские и английские военачальники при встрече в Вашингтоне постави-

ли разработку военных действий в зависимость от исхода летней кампании на Восточном фронте. В военных кругах США и Великобритании продолжались дискуссии о стратегии войны и ее главных направлениях. Именно в это время советская дипломатия предприняла важный шаг. Американская сторона была поставлена в известность о заинтересованности советского руководства в выполнении союзниками договоренности об открытии второго фронта в Европе в 1942 г.

И.В. Сталии в своем послании У. Черчиллю, отмечал, что вопрос о сроках открытия »toporo фронта принимает несерьезный характер и «Советское правительство не может примириться е откладыванием организации второго фронта н Европе на 1943 г.».

В разгар военных операций летом, т. е. в августе 1943 г. руководители США н Великобритании встретились в Квебеке. Практически в *гто же время германские полчища потерпели грандиозное поражение в битве под Курском. ‘На ошва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны гак же как и второй мировой, и стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского руководства и военного командования.

Не предпринимая широких наступательных операций прочив Германии, западные союзники С С С І’ в то же время занимались не только обсуждением вопросов военной стратегии на 1944 т., но и выявлением позиций участников антигитлеровской оппозиции по проблемам послевоенного устройства мира. В последние месяцы 1943 г. был проведен ряд международных конференций, посвященных тгим проблемам. В :mix конференциях (Москва, Каир, Тегеран) принимали активное участие и Соединенные Штаты. Нельзя не отметить, что и па ттих встречах по-прежнему западными представителями забалтывался вопрос об открытии второго фронта. В ноябре 1943 г. глава американской военной миссии в Москве сообщил в Вашингтон, что интерес Советского правительства к операции форсирования Ла-Манша уменьшился. Судя по всему, говорилось в его информации «Красная Армия поверила в свою способность продвинуться к Берлину без помощи союзных армий на Западе», Подобного рода сообщение вызвало серьезное беспокойство в воєнно-политических кругах США. Стремительное развитие событий в Европе, рост авторитета и престижа Советского Союза усиливали в американском руководстве опасения, как бы не опоздать со своим участием в решении судеб европейского континента. Была подчеркнута необходимость занять вместе с Великобританией большую часть Европы. Выла поставлена и задача пред американскими войсками - дойти до Берлина.

В предвкушении падения фашистской Германии в 1944 г. США усилили внешнеполитическую активность во всех районах мира.

Уже в октябре 1944 г. крупный финансист Б. Барух заявил; «Благодаря могуществу своих вооруженных сил, своему превосходству в области экономики, своим ресурсам и моральной силе, вытекающей из американского образа жизни, Америка в состоянии утвердить свое руководство fiad миром».

Известный американский журналист У. Липпман в своей книге «Военные цели США», касаясь планов американского руководства, писал, что после войны США окажутся «единственным лидером» Атлантического содружества,

«центром западного мира, главным фактором международного порядка», и под их эгидой объединится 41 государство.

Вопрос об открытии второго фронта был одним из самых трудных и проблематичных в военно-политическом сотрудничестве между СССР, США и Великобританией в период второй мировой войны. Этот вопрос был в центре внимания большого числа взаимных визитов, деклараций и посланий, которыми обменивалось руководство государств и их представители, начиная с 1941 г.

В январе 1942 г. в Вашингтоне встретились Рузвельт и Черчилль. На встрече был обсужден и принят общий план ведения войны против нацистской Германии, не предусматривающий открытия второго фронта в Европе. Возможность его открытия весьма неопределенно стала просматриваться лишь в 1943 г. В апреле 1942 г. Ф. Рузвельт поднял вопрос о необходимости личной встречи с И.В. Сталиным для обсуждения важного вопроса, связанного с использованием американских войск для облегчения «критического положения» на советско-германском фронте. В своем направленном У. Черчиллю послании президент США писал: «Ваш народ и мой требуют создания фронта, который бы ослабил давление на русских, и эти народы достаточно мудры, чтобы понимать, что русские убивают сегодня больше немцев и уничтожают больше снаряжения, чем вы и я вместе взятые». Но в июне 1942 г. У. Черчиллю удалось убедить Рузвельта в том, что высадка союзнических войск не в Европе, а в Африке больше отвечает интересам США и Великобритании, чем какие-либо другие операции. Признавая важность военных операций союзников в Северной Африке, отвлекавших часть немецких войск с Восточного фронта, советское руководство, тем не менее, настойчиво подчеркивало необходимость скорейшего открытия второго фронта на европейском континенте для нанесения полного поражения гитлеровской Германии и ее союзникам. В декабре

1942 г. И.В. Сталин в письме к Рузвельту выразил уверенность, что обещания, выданные им и премьер-министром Великобритании «в отношении 1942 г. и уже, во всяком случае, в отношении весны 1943 г., будут выполнены, и второй фронт в Европе действительно будет открыт общими усилиями Великобритании и США весной будущего года».

По словам Ч. Болена - известного американского дипломата, обещание открыть второй фронт было дано советскому руководству всего лишь для того, чтобы укрепить волю СССР в войне против фашизма, и не отражало действительных намерений союзников.

В мае-июне 1943 г. состоялась встреча Черчилля и Рузвельта в Вашингтоне. Стало ясно, что сроки открытия второго фронта вновь откладываются. Англо-американское вступление в Западную Европу переносится на весну 1944 г. Это произвело тяжелое впечатление на советское руководство. Особенно оно отразилось на И.В. Сталине, раздражение которого было усугублено еще и тем, что решение о переносе открытия второго фронта во Франции было принято союзниками без участия представителей советского правительства и без каких-либо попыток пригласить их для обсуждения этого вопроса.

В 1943 г. военная обстановка в Италии осложнилась для союзников настолько, что был поставлен вопрос о возможности переноса даты открытия второго фронта с мая 1944 г. на более поздний срок. Но в ходе Тегеранской конференции 1943 г. руководители США и Великобритании, в конечном итоге, заве-

рил и И.В. Сталина, что в мае 1944 г. второй фронт в Европе будет открыт. Открытие второго фронта под названием операция «Оверлорд» произошло в июне 1944 г. когда был высажен англо-американский десант в Нормандии (Франция).

Когда на Восточном фронте Германии разразилась катастрофа, гитлеровское руководство прекратило активные операции на западе, стремительно перебрасывая свои войска на восток. 18 января 1945 г. президент Рузвельт писал И.В. Сталину: «Подвиги, совершенные вашими героическими воинами раньше, и эффективность, которую они уже продемонстрировали в этом наступлении, дают все основания надеяться на скорые успехи наших войск на обоих фронтах».

События на европейском континенте лишний раз подтвердили: без тесного сотрудничества с Советским Союзом победа над гитлеровской Германией невозможна. Что до войны в Японии, то генерал Макартур сообщал Вашингтону, что для ее разгрома нужна помощь 60 советских дивизий. Назрела необходимость новой встречи руководителей антигитлеровской коалиции, т. е. И.В. (’талина, Ф. Рузвельта, У. Черчилля. Местом проведения такой встречи была избрана Ялта.

Американские правительственные ведомства подготовили для Рузвельта и членов американской делегации «Памятку», где говорилось о том, что США должны иметь поддержку СССР для разгрома Германии и что США «отчаянно нуждаются в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе».

Оценивая роль США и Великобритании в ходе второй мировой войны можно подметить, что, начиная с президента Ф.Рузвельта, внешнеполитический курс Соединенных Штатов строился па двух уровнях. Верхний уровень -это широковещательные принципы и цели, к которым можно отнести Атлантическую хартию, концепцию так называемых «четырех свобод», Ялтинскую декларацию об освобожденной Европе. Второй уровень составляли внешнеполитические акции, плохо увязывавшиеся с официальными декларациями. Разрыв между этими двумя уровнями часто вызывал недоумение и растерянность, как у американских, так и у зарубежных политиков и специалистов-международни-ков, пытавшихся осмыслить и представить подлинную картину дипломатических и политических намерений США в мировой политике и дипломатии.

Но, тем не менее, можно сделать краткий вывод. Не умаляя определенных заслуг США и Великобритании в деле ликвидации гитлеровской Германии, можно сказать, что решающую роль в победе над фашизмом, ценой огромных потерь, сыграл Советский Союз и его народ.

США и Великобритания в войне преследовали, в первую очередь, свои корыстные цели. Цели США сводились к тому, чтобы обеспечить себе господствующие позиции в послевоенном мире, стать единственной супердержавой, убрать возможных конкурентов в процессе выполнения этой задачи.

Все что делалось США в период до и после войны до настоящего времени оставляет открытым вопрос, какую оценку можно выставить американской политике и дипломатии по отношению к СССР в годы Великой Отечественной войны?

ЛИТЕРАТУРА

1. Севастьянов /’//, Уткин Л.И. Томас Джефферсон. - М.: Мысль, 1976.

2. США: политическая мысль и история / Отв. ред. Н.Н. Яковлев. - М., 1976.

3. Иванов Р.Ф. Дуайт Эйзенхауэр. - М.: Мысль, 1983.

4. Яковлев Н.Н. Силуэты Вашингтона: Политические очерки. - М.: ИПЛ, 1983.

5. Мальков B.J1. Франклин Рузвельт, проблемы внутренней политики и дипломатии. Историко-документальные очерки. М.: Мысль, 1988.

6. Уткин АЛ. Дипломатия Вудро Вильсона. - М.: Международные отношения, 1989.

7. Николай Яковлев. Вашиштон; Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997.

8. Трухановский ИГ. Уинстон Черчилль. Изд. 4-е, доп. М.: Международные отношения, 1989.

(). Уткин АЛ. Ручнельт. - М.: Логос, 2(ХХ).

10. Яковлев Н.Н. Франклин Делано Рузвельт. Человек и иолитик. - М.: Рипол Классик, 2003.

11. Мусский И,А. Сто великих дипломатов. -- М.: Вече, 2004.

12. Баландин Р.К. С то великих гениев. - М.: Вече, 2004.

13. Quotes С. Collected and edited by The Brothers Halamandaris. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.

14. Rosentnan S.I., edit. 13 vols. - N. Y.: The Public Papers and Addresses of Franklin D. Ro-osvelt, 1938-1950.

15. История США: В 4-х томах. Т. 3. 1918-1945. - М., 1985.

16. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. - М.: Международные отношения, 2001.

17. Lash J. Roosevelt and Churchill. 1939-1941 The Partnership that Saved the West. -N. Y., 1976.

ROOSEVELT: THE USA - WEST AND THE GREAT PATRIOTIC WAR

L.B. BERZIN

Institute of the USA and Canada of the Russian Academy of Science

The article enlightens the USA’s policy and the foreign policy activity of President F.D. Roosevelt in the Great Patriotic War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.