Научная статья на тему 'РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В ЯКУТИИ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.): ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ'

РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В ЯКУТИИ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.): ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СЕКТАНТСТВО / РЕЛИГИЯ / ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якушева Розалия Анатольевна, Иванова Вероника Владимировна

В статье анализируются этапы изучения русского сектантства в Якутии (середина XIX - начало XX вв.). Показана история появления и наиболее широкого развития русских сект. Выявлены основные периоды изучения религиозной ссылки в Якутской области. Проведено обозрение сектантских селений, фиксируемых в работах политических ссыльных. Рассмотрен вопрос пребывания в Якутии скопцов и других представителей русского сектантства в контексте общей истории ссылки в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В ЯКУТИИ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.): ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО В ЯКУТИИ

(СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.): ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ

1 2 Якушева Р.А. , Иванова В.В.

1Якушева Розалия Анатольевна - старший преподаватель;

2Иванова Вероника Владимировна - студент, кафедра гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин, Политехнический институт - филиал Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Мирный

Аннотация: в статье анализируются этапы изучения русского сектантства в Якутии (середина XIX - начало XX вв.). Показана история появления и наиболее широкого развития русских сект. Выявлены основные периоды изучения религиозной ссылки в Якутской области. Проведено обозрение сектантских селений, фиксируемых в работах политических ссыльных. Рассмотрен вопрос пребывания в Якутии скопцов и других представителей русского сектантства в контексте общей истории ссылки в регионе.

Ключевые слова: анализ, сектантство, религия, Якутия.

ЕЮ1: 10.24411/2413-2071-2020-11701

История появления и наиболее широкого развития русских сект, которые были представлены достаточно разнообразно, берет свое начало с реформ патриарха Никона в XVII в. Уже в 1862 г. в империи насчитывалось около 8 миллионов последователей различных сект и толков [1]. Таким образом, явление приобрело проблему общегосударственного масштаба. Якутия не становится местом зарождения и повсеместного распространения сектантских учений. «Все раскольники, числящиеся в Якутской области, принадлежат ссыльному элементу и высланы сюда за принадлежность к разным сектам, в большинстве из внутренних губерний и частью из сибирских» [2]. Пребывание в отдаленной Якутской области последователей религиозных сект занимает свою нишу во всей ссыльной системе Российского государства, поскольку высылка в регион вероотступников, в частности, скопцов, принимает массовый и постоянный характер во второй половине XIX в., о чем свидетельствуют ежегодные статистические материалы [3].

Находясь под действием ограничительных мер и надзором окружных полицейских управлений и областного начальства, сектанты преуспели в развитии земледелия и огородничества, так как «природные хлебопашцы, уроженцы преимущественно земледельческих губерний Европейской России, сектанты эти являются самыми компетентными в деле обработки земли» [4].

Быт, образованных отдельно от мест проживания инородцев, скопческих селений, «далеко превосходивших по своей зажиточности и культурности жалкие деревушки коренных крестьян» [5], успехи и, как следствие, рост экономического благосостояния скопцов на фоне общих низких и медленных темпов развития сельского хозяйства становятся предметом интереса как в Якутии, так и за пределом области, что нашло свое отражение в научной, публицистической литературе.

Целью данной статьи является выявление основных периодов изучения религиозной ссылки в Якутской области середины XIX - начала XX вв.

Первым мы обозначим дореволюционный период, начало которого приходится на середину XIX в., что связано с моментом определения Якутии местом массового выдворения скопцов [6]. В 1864 г. впервые была издана «Памятная книжка Якутской области» за 1863 год - статистические, административные, хозяйственные и другие

сведения, собранные Якутским областным статистическим комитетом. Здесь же впервые приведены статистические данные о численности сектантов. Согласно таблице 2 о числе жителей по вероисповеданиям за 1862 г., «раскольников разных сект» насчитывалось 1177 человек обоего пола [7]. На протяжении многих десятилетий, благодаря работе Якутского статистического областного комитета, складывалась общая динамика численности в Якутии последователей разных сект, которая и в наше время находит своего исследователя. Мы, согласно заявленной теме, основное содержание данной статьи сводим к обзору научных и публицистических работ, освещавших отдельные стороны жизни сектантов. Историография дореволюционного периода примечательна тем, что она непосредственно - результат наблюдений современников, свидетелей такого явления как религиозная ссылка.

Одна из первых отдельных работ по вопросу якутского скопчества «Юридический быт скопцов Мархинского селения Якутского округа» [8] принадлежит Павлинову Д.М., занимавшего должность прокурора Якутского округа и являвшегося с 1853 г. членом Сибирского отделения Русского географического общества [9].

Обозрение сектантских селений фиксируется в работах политических ссыльных. Так, Кон Ф.К., приговоренный за участие в революционных движениях к десяти годам каторжных работ, после поселенный в Якутской области, в 1892 г. провёл надворную перепись в Хатын-Арынском селении в ходе подготовки реформы крестьянского управления в Якутской области. Это стало его первым историко-этнографическим и социологическим исследованием [10], позже опубликованным как «Хатын-Арынское скопческое селение» [11]. Научная деятельность политического ссыльного революционера Йохельсона В.И. коснулась жизни Олекминских скопцов, чье селение «производит на человека «мира» чрезвычайно своеобразное и тяжелое впечатление [12].

В начале XX в. якутское скопчество представлено в историко-бытовых очерках о скопцах Сибири Вруцевича М.С. [13], Ольминского М.С. [14], Саламона А.П. [15]. Собирал сведения о скопцах, находясь в якутской ссылке, революционер Майнов И.И. Стоит отметить, по истечению срока ссылки, Майнов И.И. остался в Якутии в научных интересах, для участия в этнографической экспедиции Географического общества [16]. Материалы, собранные в ссылке, были позже опубликованы. Так, в историографию религиозной ссылки дореволюционного периода внесены его труды «Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области» и «Скопческие селения в Якутском крае» [17].

Получив опыт, связанный с успешным развитием скопческих хозяйств, государство в 1897 г. высылает в Якутскую область представителей сразу двух сект -духоборов и неплательщиков. Духоборы образовали отдельные селения. Неплательщики, как оказалось, совершенно не были готовы развивать земледелие в крае [18]. Отметим, что в России была развернута широкая кампания по облегчению участи духоборов и их семей в якутской ссылке. На страницах периодической печати неоднократно поднимали проблему и несостоятельность высылки в Якутию сектантов, о чем свидетельствуют сохранившиеся дореволюционные газеты и журналы [19]. Высылка духоборов и неплательщиков имела краткосрочный характер. Манифест 26 февраля 1905 г. даровал духоборам помилование, в связи с чем, около 200 сектантов выехали в Канаду. О жизни духоборов в Якутии имеются сведения Бабякина И. [20].

Постепенно интерес к религиозным ссыльным заметно иссякает. Мы можем объяснить это тем, что Указ 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и его применение в отношение сектантов практически свел на нет поставленное «ссыльное дело». Выезд за пределы области сектантов, запустение сел, ослабление внешнего контроля отразилось на форме отчетных представлений: отсутствовало деление на

толки и секты, численность сектантов была общей по двум округам - Якутском и Олекминском, без конкретизации приписки к селениям [21].

Дарованная свобода, отток сектантов из области, запустение селений, время революционных потрясений, антирелигиозная борьба оставили в прошлом такое явление как религиозная ссылка. К вопросу пребывания в Якутии вероотступников и их вклада в развитие земледельческих культур вернулись в советское время якутские историки, что мы можем обозначить вторым этапом исследования религиозной ссылки в Якутии. Отметим труды Попова Г.А. [22], Башарина Г.П. [23], Сафронова Ф.Г. [24]. Исследователи высоко оценили роль сектантов в развитии аграрного сектора Якутии. Так, например, Попов Г.А. заключает: «Благодаря редкому трудолюбию, некоторой зажиточности и поддержки от своих «братьев и сестриц», расселенных по России, а также благодаря развитию среди сектантов идеи взаимопомощи, скопцы, несмотря на неблагоприятные климатические условия, достигли в сельском хозяйстве больших успехов и поставили означенное хозяйство в короткий промежуток времени на должную высоту» [25].

Третий этап - постсоветский. Исследователи вновь возвращаются к вопросу пребывания в Якутии скопцов и других представителей русского сектантства в контексте общей истории ссылки в регионе [26], а также в русле истории народонаселения Якутии [27]. Сектантам в Якутии посвящена статья Юргановой И.И. [28]. Таким образом, тема не теряет своей актуальности, обращая внимание на многоаспектность института религиозной ссылки.

Список литературы

1. Бабякин И. Духоборы в Якутской ссылке // Русское богатство, 1909. № 3. С. 45-53.

2. Башарин Г.П. История земледелия в Якутии (XVII в. - 1917 г.): В 2 т. Якутск, 1989. Т. 1. С. 346; Якутск, 1990. Т. 2. С. 412.

3. Вруцевич М.Сибирские скопцы (Историко-бытовой очерк). Ч. II. // Русская старина. Т. СХХШ. Кн. VIII. Август. С.-Петербург, 1905. С. 286-313.

4. Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (этно-статистическое исследование). - Якутск, 1994.

5. Йохельсон В. Олекминские скопцы: Историко-бытовой очерк // Живая старина, 1894. № 3. С. 301.

6. Кон Ф. Хатын-Арынское скопческое селение // Известия ВСОИРГО, 1896. Т.26. Вып. 4-5.

7. Майнов И.И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области // Записки императорского РГО по отделению статистики,1912. Т.12. С. 302.

8. Майнов И.И. Скопческие селения в Якутском крае // Сибирские вопросы, 1911. №51-53.

9. Макаров И.Г. Уголовная, религиозная и политическая ссылка в Якутии: Вторая половина XIX в. Новосибирск: Наука, 2005.

10. Обзор Якутской области 1881 г. СПб, 1882.

11. Обзор Якутской области 1886 г. СПб, 1887.

12. Обзор Якутской области 1891 г. СПб, 1892.

13. Обзор Якутской области 1897 г. СПб, 1898.

14. Обзор Якутской области 1901 г. СПб, 1902.

15. Обзор Якутской области 1907 г. СПб, 1908.

16. Оглезнева Т.Н., Павлинов Д.М. Историческая энциклопедия Сибири 2009. [Электронный ресурс] «Иркипедия». Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/pavlinov_dmitriy_mihaylovich_istoricheskaya_enciklopediya _sibiri_2009/ (дата обращения: 11.12.2020).

17. Оленин Т.С. Проблема классификации русского религиозного сектантства Российской империи // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки, 2005. № 2. С. 15.

18. Ольминский М. Из истории сектантства в Якутской области // Правда, 1905. № 8. С. 155-181.

19. Павлинов Д.М. Юридический быт скопцов Мархинского селения Якутского округа // Известия ВСОИРГО, 1875. Т. 5. № 3-4.

20. Памятная книжка Якутской области 1863 г. СПб, 1864.

21. Попов Г.А. Сочинения. Том I. История хозяйственного просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии / сост. и отв. ред.: Л.Н. Жукова, Е.П. Антонов. Якутск, 2005.

22. Руденко В. Иван Иванович Майнов. Известные земляки. Каталог брендов. [Электронный ресурс]. «Тулабренд». Режим доступа: https://btula.ru/bf_349.html/ (дата обращения: 11.12.2020).

23. Саламон А.П. Ссылка в Сибирь: Очерк ее в истории и современного положения. -Санкт-Петербург, 1900. С. 234-240.

24. Сафронов Ф.Г. Распространение земледелия на Северо-востоке Сибири в XII -начале XX вв.// Коллектив авторов. Исторические связи народов Якутии с русским народом. Сб. научных статей. Якутск, 1987. С. 34.

25. [Электронный ресурс]. «Российский этнографический музей». Режим доступа: https://ethnomuseum.bm.digital/author/556574049874764498/feliks-yakovlevich-kon/ (дата обращения: 11.12.2020).

26. Юрганова И.И. Из истории ссылки по религиозным мотивам в Якутию (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2016. С. 135-140.

27. Якушева Р.А. Религиозная ссылка в Якутии во второй половине XIX - начале XX вв. Наука и инновационные разработки - Северу. Сборник тезисов и докладов Международной научно-практической конференции. М.: Издательство «Перо», 2014. С. 224.

28. Якушева Р.А. Ссыльные сектанты-неплательщики в Якутской области (конец XIX - начало XX вв.) // Религиоведение, 2015. № 2. С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.