Научная статья на тему 'РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА: СОБЛАЗНЫ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА: СОБЛАЗНЫ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализм / канон / догматы / обновленчество / постмодерн
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Цеханская К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА: СОБЛАЗНЫ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Цеханская К.В.

д.и.н., в.н.с. Института этнологии и антропологии РАН

kirШa2011 @gmail.com

РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА: СОБЛАЗНЫ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: глобализм, канон, догматы, обновленчество, постмодерн.

Начиная с распада СССР и русская государственность, и русская культура, и русское Православие начали испытывать на себе беспрецедентное глобальное давление деструктивных энергий западной цивилизационной «духовности». Под политический, экономический, культурный и мировоззренческий стандарты объединенного Запада «подгонялся» очередной исторический этап в истории России. Замах глобалистских сил сосредоточился на деформации и на уничтожении самобытного архетипа русской цивилизации, ядра духовных универсалий народа, столетиями определявших и генотип общества, и генотип самой модели жизнеустройства. Проводимая российской властью современная политика патернализма, стремление жестко защитить суверенные геополитические и духовные начала российской государственности со всей очевидностью ослабили постмодернистскую хватку глобальных транснациональных структур. Но противостояние России и государств «золотого миллиарда» не закончено. С театра военных действий на постсоветском пространстве страны, с открытых форм вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Украиной, впитавшей в себя всю возможную военную и материальную помощь Запада, противодействие России перенеслось в сферы русской духовности, этики культуры, традиции. То есть, в область всего того, что веками сохраняло и укрепляло этноисторическую целостность нашей страны.

Центральной мировоззренческой основой русских всегда являлось Православие. Именно оно определяло социогенные процессы истории, обеспечивая устойчивость и возобновляемость специфически-русских алгоритмов ци-вилизационной самобытности. Православные архетипы миропонимания, творчества, жизнеуклада, морали даже в советское время оставались подспудным, подсоветским подтекстом бытия, когда государство без всякого насилия поощряло в людях аскетизм, служение ближнему, жертвенный патриотизм, вполне религиозные традиции нравственности, стремление познать сокровища отечественной и мировой культуры. Сквозь призму видимых или сокрытых религиозных начал наш народ всегда ясно видел духовные идеалы добра и справедливости, для него была вполне очевидна и понятна иерархическая система ценностей.

Можно ли одолеть эту силу и бесконечную возрождаемость традиционного этнопсихологического генотипа русских и других православных народов России? Да, можно. Для этого нужно всего лишь начать реформирование Православия, с его Священным Писанием и Преданием, богослужебным кругом, молитвенными чинопоследованиями, догматами, канонами, таинствами. Вместе с подобной реформой неизбежно произойдет «размывание», а затем и просто отмирание феномена русской православной личности. Изменить, улучшить, откорректировать, модернизировать Православие - значит, духовно уничтожить носителя истины, то есть народ. А как известно - русский без Бога дрянь, а не человек. Вот с таким качественно новым человеком уже можно спокойно договариваться о добровольной циви-лизационной капитуляции, претворяя в жизнь мечту героя Ф.М. Достоевского, лакея Смердякова. Напомним, когда Смердякову задали вопрос: «А когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», он ответил: «Да и не надо во-все-с. В 12 году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки»1.

Несомненно, Православие - вечно пламенеющее культурное ядро русской соборной духовности. Именно оно питает своей энергией глубинные структуры коллективного сознательного и бессознательного. Горение этого ядра поддерживается всеобщим стоянием православных в истине, и данное сакральное действие осуществляется исключительно в неизменных, канонических, целостных, не подверженных никаким попыткам модернизации границах православной церковности, определенных отцами и учителями Вселенского Православия.

Но далеко не все так благостно в современном мире русской православной церковности. Натиск глобализма и постмодернистских эманаций вседозволенности отчетливо колеблют современную церковную жизнь в России. И здесь свою активную роль играют представители обновленческого крыла Русской Православной церкви. Это очень небольшой, но сплоченный и единомысленный отряд, в основном московского авторитетного, высокообразованного духовенства. Реформаторская позиция некоторых из них ясно отражена в документах Круглого стола «Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», состоявшегося 19 декаб-

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - https://ilibrary.rU/text/1199/p.34/index.html

674

ря 2014 года1. Из документов Круглого стола следует, что в Церкви «назрела» насущная необходимость реформы канонической, то есть обязательной к исполнению предпричастной практики, в том числе, таинства Исповеди, в сторону ослабления и даже отмены как фактора, препятствующего сверхчастому причащению верующих. И это при том, что ни богословами, ни антропологами, ни социологами не было замечено в Русской церкви никаких признаков кризиса исповедальной практики или молитвенного делания - ни в среде российского священства, ни уж тем более среди прихожан Русской Православной церкви.

В наши дни уже можно четко определить основные направления, по которым идет уже не скрытая, а откровенная попытка реформы Православия. В постмодернистское обновленческое попечение входят не только умаление таинства Исповеди, призывы сократить молитвенное правило, но также искажение литургической традиции Церкви, дерзкое нарушение Типикона в форме служения неких миссионерских, детских, крещенских литургий или в виде служения неуставной, сомнительной по происхождению литургии ап. Иакова.

Старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн (Крестьянкин |2004) в свое время указал на 4 признака апо-стасии в Церкви последних времен:

1. Переход на новый календарный стиль.

2. Перевод Богослужения на русский язык.

3. Объединение с католиками или сближение с другими инославными.

4. 8 Вселенский Собор2.

Как видим, о. Иоанн даже предположить не мог, что после его ухода так пышно возрастет борьба своих же священников с каноническими традициями Церкви, с разрушением Устава, с принижением молитвенного подвига, с пренебрежительным отношением к таинствам. Среди 4 признаков, обозначенных о. Иоанном, хотелось бы особо остановиться на 3 пункте - филокатолицизме.

Почему именно филокатолицизм? Активно муссируемый в постсоветское время принцип «сестринского» сближения с Римско-католической церковью (РКЦ), к счастью, «затих» в наши дни: резкая критика папы Франциска Специальной военной операции России на Украине привела к ощутимому охлаждению между нашими церквями. И это весьма для нас спасительно и даже поучительно. Но призрак филокатолицизма не испарился совсем, он лишь замер на какое-то время. Почему так опасно для нашей русской православной антропологии даже малое сближение с католицизмом? Потому что в руках Ватикана сконцентрирована вся тысячелетняя мощь исторического неприятия Западом самобытной цивилизации русских, взявших все богатство Вселенского Православия от еще более ненавидимой Римом Византии. Потому что Римская церковь на антропологическом уровне не приемлет нашу расовую и этническую мозаичность, равноценность всех народов, входящих в состав державы, не приемлет наше ощущение подлинного избранничества. И хотя на II Ватиканском соборе Русскую церковь признали апостольской, обладающей действенностью таинств, наша Церковь не признала никаким документом или декретом спасительность и действенность таинств католической церкви. Для нас они остаются, по определению «Окружного послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви 1848 года» еретиками3.

Римская Курия, пытающаяся сегодня учить Россию, как замириться со всем Западным миром, уже давно стала играть роль авторитетного проповедника смертных, древних грехов. Так, папа Франциск еще в июне 2013 года обескуражил свою паству заявлением с поддержкой ЛГБТ сообщества: «Если человек гей и ищет Бога и обладает доброй волей, кто я такой, чтобы судить его?»4. Через 7 лет, в октябре 2020 года Папа Римский делает новое масс-медийное заявление в интервью газете «Corriere della Sera»: «Гомосексуалисты имеют право быть в семье. Они дети Божии и имеют право на семью. Никто не должен быть исключен. Что мы должны сделать - это принять закон о гражданских союзах. Таким образом гомосексуалисты будут пользоваться правовой защитой»5.

Обновленческое реформаторство Римской Церкви дошло до кощунственных границ. Вероятно, уступая западноевропейскому натиску феминизма, папа Франциск 10 января 2021 года отменил канон Кодекса канонического Права РКЦ, согласно которому служение в алтаре было доступно только мужчинам. Понтифик издал Постановление, согласно которому женщины допускаются к служению в алтаре в качестве чтиц и аколитов. Отметим функции аколи-тов: эти помощники духовенства из мирян выполняют определенные литургические задачи, как то - зажигают и вносят свечи, подготавливают хлеб и вино для евхаристического освящения... аколит может быть также экстраординарным служителем евхаристии и по специальному благословению преподавать Причастие верующим.

Не будем перечислять все новшества и весь спектр модернизационных действий РКЦ после II Ватиканского собора. И до Собора Римская церковь не отличалась консерватизмом, хоть как-то связывающим ее с единым наследием еще не разделенного христианства. Здесь необходимо остановиться на восприятии католиками Благодатного Огня, сходящего в Кувуклии в Святую Субботу. До отпадения Римской кафедры от Вселенского Православия, западные, латинские паломники еще упоминали о Схождении Благодатного Огня как о чуде. Но с 1238 года и вплоть до ХХ века

1 Круглый стол «Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». -www.troica.org/useful2_714.html

2 Носов С. Обновленчество 20-х и 90-х годов: неразрывная преемственность // Современное обновленчество - протестантизм восточного обряда. - М.: Одигитрия, 1996. - С. 61.

3 Догматические послания православных иерархов ХУП-ХГХ вв. о Православной вере / Свято-Троицкая лавра. 1995. -С. 206-207.

4 mk.ru.turbopages.org/turbo/html

5 Папа Римский поддержал гражданские союзы между однополыми парами. - ria-ru.turbopages.org/turbo/ria.ru/S/20201021/ frantsisk-1580887297.html

католики отказывались верить в нерукотворность Огня, это отрицание чудотворного исхождения в Кувуклии было даже закреплено папой Григорием IX, в одном из своих писем официально выступившим против толкования Благодатного Огня как чудотворного. С этого времени вопрос исхождения Огня был для католиков закрыт как фокус восточных схизматиков. Следует признать, что в наше время некоторая часть католиков признает Благодатный Огонь как нерукотворный, Божественный. Вероятно, они получили определенный духовный опыт, когда контролировали православных во время литания Благодатного Огня.

Между Россией и западным католическим миром лежит не только цивилизационная, духовная пропасть. Нас разделяет идеология. Разделяет бесповоротно, как пропасть разделяла богача и нищего Лазаря в шеоле. Так, в 1998 г. папа Иоанн Павел II начал процесс беатификации скончавшегося в 1960 году хорватского кардинала Алоизие Степи-наца, который был причислен к рангу блаженных. Это действие предшествует канонизации. Кардинал Степинац был духовным наставником хорватских националистов-усташей, создавших при поддержке Гитлеровской Германии коллаборационистский режим. Усташи прославились зверствами в отношении сербов. Доказательства изощренных убийств православных сербов были представлены Сербской православной церковью и сербской общественностью1. В связи с этим канонизация Кардинала затянулась на неопределенное время. Итак, фашиствующий католический Запад и сегодня продолжает свою атаку на русский мир. А ведь движение католицизма от разделения со Вселенским Православием к поддержке демонического режима Гитлера и далее, к поддержке объединенного Запада, вступившего в противоборство с РФ на территории Украины - все это прямое следствие отхода от Евангельского учения, от тех канонических и догматических установок и норм, которые были выработаны соборным мнением отцов Вселенского Православия.

И эта цивилизация, попирающая апостольское учение, сегодня служит ярким примером непоправимых ошибок, заблуждений и грехов целых народов, чьи пастыри веками страстно «улучшали, обновляли, модернизировали» апостольскую церковь. Серафим Саровский говорил: «Все, что приняла Святая Церковь должно быть любезно сердцу христианина». Но слова святого оказываются ничего не значащими для модернистского отряда небольшой, но очень громко звучащей в масс-медийном пространстве нашего, своего, не католико-протестанского, духовенства. Так, например, протоиерей Георгий Митрофанов выразил свое сомнение в существовании таинства венчания на Руси в эпоху Сергия Радонежского. Выступая на конференции «Таинство Брака - таинство Единения», прошедшей 2 января 2008 г. в Санкт-Петербурге, отец протоиерей сказал, что на протяжении веков представление о браке, как о таинстве, было глубоко чуждо русскому народу и что таинство венчания вообще не совершалось в семьях русских крестьян. Продолжением тактики критицизма по отношению к русской церковной истории стало утверждение о. Георгия о том, что доподлинно неизвестно существовали ли такие русские святые, как благочестивые супруги Петр и Феврония2.

Но на этом антитрадиционалистические настроения о. Георгия не завершились. Протоиерей бросил тень на учение Церкви о самоубийстве, точнее, об эвтаназии, этой демонической неолиберальной идеи человеческого жертвоприношения, зародившейся и расцветшей в ментальных глубинах западного общества. Вот так трактует о. Митрофанов саму идею самоуничтожения человека: «человек хочет проститься с этим миром, с близкими людьми в полном сознании и не переживать тяжелых физических мучений, превращающих его в страдающий кусок мяса. И вот когда он сам принимает решение об уходе из жизни, разрешив все юридические и моральные обязательства перед людьми, обозначив свою последнюю волю вполне конкретными решениями, простившись с близкими, получив напутствие священника, - разве мы можем уподобить этот, осознанный выбор человека самоубийству в классическом смысле слова?»3

Этот духовный «обвал» о. Георгий завершил вполне органично и закономерно, кощунственным и спокойным прославлением предателя генерала Власова, якобы боровшегося с диктатурой Сталина в годы Великой Отечественной войны. Празднование же Великой Победы отец протоиерей уже много лет открыто называет «победобесием»4...

Безусловно, при таких жестких, изумляющих своей «расхристанностью» идеях, идущих в русский социум как бы от лица нашей Церкви, и верующие, и просто обычный народ, выросший в пространстве русской культуры, должны сегодня дать общий, согласованный духовно-интеллектуальный отпор не только самим лжеидеям, но и самой возможности выражать и распространять эти лжеидеи в дальнем и ближнем социуме. Для этого необходимо неустанно пребывать в состоянии духовно-нравственной мобилизации всех наших цивилизационных возможностей и потенциалов. Война с Россией продолжается. Ее исход будет зависеть от того, насколько наш народ пожелает сохранить и укрепить свои самобытные цивилизационные пути в противоречивом и на сегодня враждебном мареве мировой истории.

1 Филимонова А. «Отец Сатана» и его ад на земле: ужас кровавого геноцида сербов. - https://regnum-ru. turbopages.org/ turbo/regnum.ru/S/news/3651936.html

2 Шаргунов А., протоиерей. «Евангелизация» мира и «культурная революция» в церкви // Благодатный огонь. - М., 2008. -№ 18. - С. 12.

3 Там же.

4 Протоиерей Георгий Митрофанов бесится от празднования Великой Победы. - https://napravdestoy-livejournal-com.turbo pages.Org/com./S/3095146.html/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.