Авиньоа Ш.
русское музыкальное присутствие в испании. антон рубинштейн и игорь стравинский
the Russian musical presence in spain: anton Rubinstein and igor sTRAYINsKY
Аннотация. История гастрольных поездок в Испанию и выступлений перед испанской публикой двух крупнейших российских музыкантов рассматривается в широком контексте развития музыкальной культуры страны, становления ее композиторской и исполнительской школы, контактов с крупнейшими мировыми звездами, а также особенностей концертной жизни этого времени. В статье использован неизвестный ранее иллюстративный материал.
Abstract. The history of Spanish concert tours of two great Russian musicians is examined in the broad context of the development of Spanish musical culture and concert life, including both artists' contacts with native musicians and great international stars. The text is supplemented with previously unpublished illustrative materials.
Ключевые слова: Антон Рубинштейн, «Славянская капелла», «Нерон», «Борис Годунов», театр Лисео, Игорь Стравинский, труппа С. Дягилева, Филиппе Педрель, Мануэль де Фалья, Сергей Рахманинов.
Key Words: Anton Rubinstein, "Slavyanskaya kapella" ("Slavic Choir"), Nero, Boris Godunov, Theatre Liceo, Igor Stravinsky, Diaghilev's company, Felipe Pedrell, Manuel de Falla, Sergey Rakhmani-nov (Rachmaninoff).
В книге Исаака Павловского «Русский в Каталонии»1 приведены красноречивые свидетельства того, какие глубокие различия не только в отношении географии, но и в духовном плане существовали между Россией и Испанией в 1880-е годы, когда ее посетил Антон Рубинштейн. На смену путешествиям Глинки и Римского-Корсакова, запечатлевшим Испанию в своих знаменитых сочинениях («Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» Глинки, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова) пришли визиты в Испанию Антона Рубинштейна в 1881 году и Игоря Стравинского в первой половине XX века. В конце XIX - первой половине XX века Испанию посетили и другие выдающиеся иностранные музыканты, в том числе Артур Рубинштейн, Мечислав Хор-шовский, Жозе Вианна да Мотта, Сергей Прокофьев, Морис Равель, Отторино Респиги, Бела Барток и Арнольд Шёнберг.
Испания во второй половине XIX века находилась в неблагоприятных политических обстоятельствах, обусловленных чередой революционных событий в соседней Франции, постоянными колебаниями между республиканской и монархической формами правления. В начале века страну покорили наполеоновские войска, удерживавшие власть до 1808-го, когда были свергнуты в результате восстания. Этот момент запечатлен на картине Франсиско Гойи «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». По Испании прокатилась волна протестов, вернувших на трон законного короля Фердинанда VII. Однако конфликты продолжились и после смерти короля, в годы правления его дочери Изабеллы II: ее легитимность оспаривал брат Фердинанда VII Карлос Мария, а также его сторонники - карлисты, традиционалисты и ультраконсерваторы.
1 Издана в составе «Очерков современной Испании» (СПб.: издание А.С. Суворина, 1889). И.Я. Павловский свое имя скрыл под псевдонимом И. Яковлев.
После недолгого периода Первой республики, павшей в 1874 году, и с приходом Бурбонов в лице короля Альфонса XII в Испании наступило время относительного спокойствия до 1885-го. После смерти короля страной правила его вдова Мария Кристина, бывшая регентессой своего малолетнего сына, будущего короля Альфонса XIII. Этот король находился у власти с 1902-го по 1931-й, когда был изгнан в результате революционного переворота. Монархию сменила Вторая республика, просуществовавшая до 1939-го. Это время явилось крайне нестабильным периодом испанской истории. Оно окончилось диктатурой генерала Франко, положившей конец беспрецедентному подъему во всех сферах общественной жизни Испании, в том числе в культуре и образовании.
В отношении музыки Испания рубежа Х1Х-ХХ веков находилась в преддверии того, чтобы войти в круг наиболее музыкально развитых стран и вместе с тем испытывала влияние крупных музыкальных центров, прежде всего Италии, оперная индустрия которой без труда завоевала главные испанские города благодаря большой любви испанцев к опере. К этому жанру обращались крупнейшие театры страны, в том числе Принсипаль (основанный в 1597 году), Лисео (появившийся в 1847) и многие другие театры Барселоны, а также Королевский театр Мадрида (1850) и театр Принсипаль в Валенсии (1832). Список можно продолжить. В испанских театрах давался обширный итальянский репертуар вперемежку с местной оперной продукцией, в первую очередь с сарсуэлой. С 1850 года в этом на первый взгляд незначительном жанре было создано более 25000 произведений.
Подобно другим европейским музыкальным центрам, таким как Париж и Брюссель, покоренным музыкой Вагнера, Барселона горячо приняла произведения этого немецкого мастера. Во всех крупных городах Испании в XIX веке налаживалась концертная жизнь и практика регулярного исполнения камерной музыки, учреждались первые консерватории, в том числе такие солидные, как Королевская консерватория в Мадриде (1830) и консерватория Лисео в Барселоне (1838), - во всем этом выразился растущий интерес испанцев к музыке, подкреплявшийся частыми посещениями Испании зарубежными артистами с эффектными концертными программами.
Одним из таких посещений стал приезд Ференца Листа в 1845 году. Лист концертировал в Барселоне, Валенсии, Севилье, Мадриде и других городах. Его концерты оставили неизгладимое впечатление отбором репертуара, строгостью и возвышенностью интерпретации. Лист играл модные в то время фантазии на темы популярных опер и собственные фортепианные транскрипции симфоний Бетховена, пользовавшиеся особым успехом.
Приезды иностранцев (за исключением оперных певцов) в контексте испанской музыкальной жизни считались чрезвычайными событиями, заслуживающими особого внимания. Так был воспринят визит Листа, а позднее и посещение Верди, приехавшего в Мадрид в 1863 году на премьеру своей оперы «Сила судьбы», написанной по заказу Императорских театров для Санкт-Петербурга по пьесе испанского драматурга герцога Риваса «Дон Альваро, или Сила судьбы». Подобным образом испанцы отнеслись к приездам Винсента д'Энди, Рихарда Штрауса и многих других иностранных музыкальных знаменитостей.
Благодаря совершенствованию транспортных средств международный культурный обмен постепенно становился более интенсивным, а стабильный интерес к музыкальной культуре внутри самой Испании привлекал в эту страну все новых и новых выдающихся музыкантов. Особое развитие получили контакты Испании с Францией. Наиболее тесными они были у испанской провинции Каталония, граничащей с Францией и особенно заинтересованной в культурном обмене. С Англией, Германией и другими странами Центральной Европы в сфере музыкальной культуры Испанию связывали не столь тесные узы, а музыкальных контактов с Россией и ее непосредственными соседями почти не было. Поэтому выступления русских музыкантов, певцов и танцоров в Испании в те годы имели во многом экзотический характер.
В первой половине XIX века в Испании еще не сложилась устойчивая концертная инфраструктура, вследствие чего к жанрам симфонической музыки испанские композиторы обращались редко. Ситуация радикально изменилась после того как в 1864 году было создано Концертное общество сначала в Мадриде, затем и в других городах. Вскоре появились пять симфоний композитора Пере Мигеля Маркоса (1843-1918). Важные перемены произошли и в области музыки для камерных ансамблей с участием фортепиано благодаря развитию фортепианного исполнительства и педагогики, представленных такими именами, как Педро Альбенис (1795-1855), Хоакин Гастамбиде (1822-1870) и Жоан Баутиста Пужоль (1835-1898), основатель каталонской фортепианной школы, прославленной замечательными пианистами-композиторами Исааком Альбени-сом (1860-1909) и Энрике Гранадосом (1867-1916).
Во второй половине XIX века, во многом благодаря музыкальной и общественной деятельности каталонца Ансельма Клаве (1824-1874), импульс к развитию получило и хоровое исполнительство. Появилось несколько хоровых обществ: Хоровое общество Бильбао (1886), «Каталонский Орфей» ("Orfeó CataLá", 1891), «Сан-Себастьянский Орфей» ("Orfeón Donostiarra", 1897) и другие.
1. ИСПАНСКИЕ ГАСТРОЛИ РУССКИХ ХОРОВ
Выступления русских хоров в Испании принадлежат к наименее известным страницам истории русско-испанских музыкальных связей. Как установлено несколькими авторами2, хор «Славянская капелла» (известный в Испании как «Русская народная капелла») под управлением Д. А. Агренева-Славянского выступал в Барселоне совместно с хором «Каталонский Орфей» в период с 24 августа по 13 ноября 1895 года. С 18 по 27 октября того же года хор побывал на Майорке, где дал концерты в театре Принсипаль. Коллективы обменялись песнями: каталонские певцы были в восторге от «Калинки», «Стеньки Разина», «Эй ухнем!», которые они разучили и включали в свои концерты. «Славянская капелла» стала исполнять каталонские песни "Sant Ramon" («Святой Рамон») и "EL noi de La mare" («Сын матери»). Для участников хора «Каталонский Орфей» было необычно, что в хоре Агренева-Славянского на равных участвовали мужчины, женщины и дети. По примеру «Славянской капеллы» и «Каталонского Орфея» многие другие хоры Испании стали включать в состав одновременно мужские, женские и детские голоса, что дало возможность расширить и разнообразить репертуар.
Программа выступления «Славянской капеллы» 30 августа 1895 года дает представление о гастрольном репертуаре русского хора: «Сказание о Святом Владимире» «Во саду ли в огороде» «Славянское попурри» «Дунайские волны» «Цвели цветики»
"Lo Mestre" (каталонская народная песня)
Музыкальные интерлюдии в исполнении группы 24 детей казаков, одетых в форму русской императорской армии «Скобелевский марш» «Малороссийское попурри» «Стефания»
«Железная дорога» (галоп)
2 cm.: Aviñoa, Xosé. La música i el Modernisme. Barcelona: Curial, 1985; Aviñoa, Xosé. Historia de la Música Catalana, Valenciana i Balear. Vol. III: "L'activitat lírica". Barcelona, 2002; Artís i Benach, Pere. El cant coral a Catalunya (1891-1979). Barcelona: Barcino, 1980; Narváez, Manoli. L'Orfeó Ca-talà, cant coral i catalanisme (1891-1951). Tesis doctoral. Universidad de Barcelona, 2005; Pons, Damià. Els concerts de la Capella Nacional Russa a Mallorca (1895). Lluc, no. 843. Palma de Mallorca, 2004; Martínez Taulé, Ma Montserrat La Capella Nacional Russa a Catalunya l'any 1895. DEA doctorado, Universidad de Barcelona, 2008.
«Эй, ухнем!»
«Святой Рамон»
«Воспоминание об Америке»
«Хуан любит свою Фатиму»
«Военная песня времен Екатерины II»
2. антон Рубинштейн в испании
Как уже было отмечено, в 1880-е годы приезд в Испанию любой музыкальной знаменитости производил сильнейший эффект. В свою очередь, для европейских мастеров подобные поездки были редкостью и воспринимались ими как почти невероятные путешествия (еще более экзотические, чем сегодня, например вояж в сельву Амазонии). Для испанцев Россия была далекой, неизвестной, непонятной страной. Но и в России Испания, по сравнению с Францией, Италией или Англией, знаменитыми своим искусством (прежде всего оперой и литературой), представлялась неведомым, экзотическим краем. Вместе с тем успех и известность «Кармен» Мериме/Бизе, открывшей мир тореадоров, контрабандистов, цыган, любви и насилия повышали интерес к Испании и привлекали в нее иностранцев.
Подробности того, как готовилась испанская поездка Антона Рубинштейна, сегодня неизвестны. В те годы к вопросам организации и администрирования концертной жизни относились как к второстепенным и потому документацией, отражающей эти стороны культурного процесса, особенно не дорожили, долго ее не хранили. Однако правомерно предположить, что приезду Рубинштейна предшествовала переписка пианиста с представителями властей и культурной общественности каждого из городов, в котором предполагались концерты, а на выступления были заключены контракты.
Сохранившиеся сведения позволяют отметить примечательную деталь: Рубинштейн прибыл в Испанию прямо из Парижа и привез с собой рояль фирмы «Эрар». Это свидетельствует о двух вещах: пианист ценил инструменты французской марки и ему не были известны многочисленные испанские производители фортепиано, в том числе такие, как Бернареджи (Bernareggi), Куссо (Cussó), Эстела (Estela), чьи инструменты отличались высоким качеством, высоко ценились во многих странах, удостаивались наград на международных выставках. Курьезно, что у Рубинштейна на границе были проблемы с провозом инструмента, поскольку на таможне долго не могли понять, почему рояль транспортируется разделенным на две части. До нашего времени дошли сведения, что спустя несколько дней после поспешного отъезда пианиста из Испании рояль Рубинштейна был выставлен на продажу композитором Пере Тинторером.
Источником наших знаний о пребывании Рубинштейна в Испании являются периодические издания, в том числе журналы по искусству и музыке. Правда, эти события в то время освещались иначе, чем сегодня. В журналах размещались небольшие заметки и краткие статьи, появлявшиеся без какого-либо порядка и дающие очень скудные сведения о выступлениях пианиста в разных городах Испании.
2.1. Рубинштейн в Мадриде3
Первое известное сегодня упоминание о будущих гастролях Антона Рубинштейна в Испании содержится в газете "Diari Catalá de Barcelona" от 7 января 1881 года4, которая информировала, что пианист и композитор даст в Мадриде несколько концертов, начиная с 31 января текущего года. Тот же выпуск сообщал каталонским читателям, что Рубинштейн предполагал дать и два концерта в Барселоне. Но в действительности все оказалось иначе.
3 См. также: Tarazona, Andrés Ruiz. El recuerdo de Rubinstein // ABC. 4-XI-1994.
4 См.: Diari Catalá de Barcelona. 7-I-1881.
Газета "La Correspondencia de España" от 28 января 1881 года писала, что «сеньор Рубинштейн завтра прибудет в Мадрид и даст свой первый концерт в Театре Аполло 31 числа текущего месяца. Места можно абонировать в редакции "Музыкальной хроники" ["Crónica de la Música"], Пелигрос, 10 и 12, этаж 1»5.
Мадридский Театр Аполло не принадлежал к самым знаменитым залам столицы. Более престижными считались Королевский театр и Театр сарсуэлы, в которых ставились популярные произведения оперного жанра. Возможно, Рубинштейн предпочел Театр Аполло ввиду личного интереса и возможного коммерческого успеха. Первый концерт вызвал огромный интерес со стороны прессы: «Нет никаких слов, чтобы описать успех выдающегося художника. Рубинштейн неподражаем, он играл, как играет только он, - свежо и точно»6. На концерте присутствовали известные испанские музыканты: тенор Хулиан Га-йарре, каталонский дирижер Жоан Гула, композиторы Эмилио Арриета и Томас Бретон7. Рубинштейн исполнил свой Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, а также ноктюрн Фильда, «Лесной царь» Шуберта, Марш из «Афинских развалин» Бетховена, полонез и ноктюрн Шопена.
В рецензиях отмечалось, что Рубинштейн - артист «исключительной виртуозности, мощи, силы, нежности в тех местах, где музыка требует этого, а также невероятной точности, естественности, полного отказа от позы, так распространенной у других пианистов, и сердца - большего, чем монастырь Эскориал»8. Не было никого, кто не откликнулся бы на выступление Рубинштейна самыми искренними аплодисментами. Он был воспринят как лучший пианист мира после Листа и провозглашался его непосредственным преемником. Известно, что во время пребывания в столице Испании Рубинштейн стал объектом всевозможных похвал и постоянной темой для обсуждения. В прессе указывалось, что, как это бывало в особых случаях, после концерта толпы поклонников сопровождали пианиста до гостиницы, прославляя его искусство и его самого.
В дополнение к отзывам о выступлении Рубинштейна в журналах помещались различные сведения о нем9. В опубликованных тогда биографических заметках подчеркивалось, что Антон Рубинштейн, в отличие от своего брата Николая, был вундеркиндом. В печати появилось открытое письмо Антону Рубинштейну с восхвалением его артистических достоинств. Всеобщий интерес к русскому пианисту стал поводом для публикации обзора русской оперы, практически неизвестной в Испании.
Второй концерт был дан 4 февраля на той же сцене с не меньшим успехом. На следующий день Рубинштейн принял приглашение посетить Мадридскую консерваторию. Там его приветствовали преподаватели и студенты во главе с директором Консерватории Эмилио Арриетой и графом де Морфи - известным меценатом из числа приближенных к королевскому двору, много сделавшим для развития музыкальной культуры Испании и впоследствии способствовавшим карьере Пабло Касальса и Исаака Альбениса. В Консерватории Рубинштейну показали лучших студентов. Сам пианист исполнил «Хроматическую фантазию и фугу» Баха и одну из сонат Бетховена. В память об этом посещении Мадридской консерватории и в знак преклонения перед его мастерством Рубинштейну вручили лавровый венок с золотыми украшениями10.
Барселонская газета "La Vanguardia" в преддверии приезда пианиста в Барселону писала о его мадридских концертах: «В нем есть что-то такое, что неотвратимо привлекает к нему. Внешне спокойный, он одухотворяется, выражая чистые и насыщенные чувства, нежность, патетику. <...> Пассажи, отдельные фразы и построения, представляющие невероятную трудность, постепенно вос-
5 Cm.: La Correspondencia de España. 28-I-1881.
6 La Correspondencia de España. 1-I-1881.
7 Cm.: Crónica de la música. 3-II-1881.
8 Ibidem.
9 Cm.: Crónica de la Música. II-1881.
10 Cm.: Crónica de la Música. 10-II-1881.
пламеняют его натуру, подобно грозному crescendo <...> Таких художников, как г-н Рубинштейн, можно либо безоговорочно принимать, либо полностью отвергать»11.
Хотя изначально в Мадриде планировались только два концерта, Рубинштейн сыграл четыре и предполагал дать пятый, который не состоялся. Четвертый концерт пианист играл 7 февраля 1881 года в зале Королевского дворца (Palacio Real) перед членами королевской семьи, знатными дамами и выдающимися представителями испанского искусства12. На нем Рубинштейн исполнил сочинения классического репертуара - Баха, Шуберта, Бетховена, Мендельсона, - а также собственные пьесы.
2.2. Рубинштейн в Барселоне
Из сообщений прессы мы знаем, что Рубинштейн прибыл из Мадрида в Барселону очень быстро, что удивительно, учитывая трудности далеких путешествий в то время13. Два его барселонских концерта должны были состояться в театре Принсипаль 12 и 14 февраля. Этот театр - основная эстрадная площадка города - был учрежден попечителями богадельни Святого Креста (Hospital de la Santa Cruz) в 1587 году; большое пожертвование на строительство театра было сделано самим королем Филиппом II. В XIX веке, несмотря на появление в Барселоне многих других театров, Принсипаль сохранил свое ведущее значение. Соперничать с ним мог лишь театр Лисео, открытый в 1847 году. Выбор Рубинштейном для своего выступления сцены театра Принсипаль должен был привлечь особое внимание к концертам русского пианиста со стороны музыкальной общественности Барселоны, очень требовательной и критичной.
Источники донесли до нас цены на места разных категорий14:
Персональная ложа бенуара в просцениуме - 50 песет;
Первый ярус в просцениуме - 40 песет;
Второй ярус в просцениуме - 35 песет;
Третий ярус в просцениуме - 20 песет;
Ложа бенуара - 35 песет;
Ложа первого яруса - 35 песет;
Ложа второго яруса - 30 песет;
Вход в партер - 7,5 песет;
Кресло в третьем ярусе - 4,5 песеты;
Входной билет - 1,99 песеты.
Таким образом, импресарио, пригласивший Рубинштейна, получил неплохую выгоду. Для сравнения: в тот же день входной билет в театр Лисео стоил 6 реалов (1,5 песеты), цена на билеты в другие театры варьировалась в пределах 3-6 реалов (0,75 - 1,5 песеты).
11 La Vanguardia. 6-II-1881.
12 См.: La correspondencia de España. 8-II-1881.
13 См.: Diari Catalá. 2 и 11-11-1881.
14 См.: Diari Catalá. 12-II-1881.
ANY in. BARCELONA..—DISSAI'TE 1 2 DE FEBRER DE 1881. 547.
RSDACCIÓ V ADMINISTKAOIÓ: FERNA*» J, 32, .1.« -«VURUL EX GRJ ICIA.—DRVANT DEI. TEATRO, DEPÓSIT D E MAQUINAS D R CUSIR.
PRBCS DB susoripcio.—Barcelona, un mes 5 rals. ¡ Fora, u n trimestre, SO | Extranger, (u: nió postal) Irir neslre 40
SANTS DEL DIA—Stau. Eularia vg. y mr. y Hcmbe lina vg—QUARANTA HORAS.—Sani Felipe Neri.
Espectacles. noela Exm. Sr. I) Joseph Zorrilla y tltulat: El Diluvio Universal, presentan» ab tota pro-pietat á qual efecte a" ha pintut la gran decoració de pluja en lo acte del Diluvio, la colecció de fieras. I' arca do Noé, etc.,etc.-Entrada 12qiiar- Prr la nit,-Per última vegada,La Patizamba y Compañía— Entrada i rala —A las 8. SKAT1N RING. —En lo teatro del Ron Retiro.— De 2 é 5 y de 8 ú 13 sessió de patins.-Entrada 2 PERE GUSTAVO. Natural de París, professor de Francés, Inglés, Italia y Arabe.—1G, Tapinerta, 16.
PUBLICHS. TEATRO PRINCIPAL -Funció pera avuy. Con- minn.'s^huver t^CbopUi. ^Ael^'flubfnsteiíí etc! La funció es. tara de abono. ^ PRF.HS FIE LAS LOCALITATS. Idem principáis -Id.. . . ! 40 ■
GRAN JOYERIA Y PLATERIA DE JOSEPH L. GUIMET. Pasatje del Rellotje, 3, botlga Gran y variat sortit de joyas d' última novetal, tan del país com del estranger; continuada varletat en modas, bon gust y i preus sumamentreJuliits.
Reclaras.
Palcos platea id......35 Idem principáis id.....35 • Idem segons id......30 Butacas «b entrad» .... T50 . Llunetaa de 3-'pis al. entrada 4150 » Entrada general...... I«) » Nota.—Ais scnyor nbnnats .«• Is reservaran sai UwaUUta ños á^las 11} .ieUnatl. ^ AM TINTORERIA DEL CENTRO Llibreterla 13, y sucursal Escudellers, 56. Se tenyuix y renta la roba de caballer ab tota perfecció. Espe-cialitat en tenyir tota olasse do sederías. LUbreleria, 13, ¡¡ JíscudeUtrs, 56.
bit «"indi "" GRAN TEATRO DEL LICEO.—Diumcngft IT-M d' abono.-Torn par.-T.rde: La muirte en loa labios y El genio de la gruta. Parta mí^Migñon. t ^ TEATRO BEL CIRCO.—Demi pora la tarde: El Anillo de hierro y Setse Jutjea. -Nit: Adriana Ang it y estreno de la «pera Guzman al TEATRO ROMEA- Socletal Lstorre.—Funció pera avuy dissapte, —Lo drama cat.l» en 3 acles irada Vlo*caíl*taI3 ""¡J0 dram"«SI3acltesVem4 ''-"T"1"^-Tarde: Lo peasa A'eang™ y luego.-°Nií Lo "?ma cala* líen SactesLolorn del Roy y la pessa La madeixa dele .nbulla. rich Fill™LPr|oVra'mat «Su Vn! tetes j'ore cíñíhm/nutflóra dTmoni,iCh U" Se despatxa en contaduría. BOX RETIRO. - Se disposa pera demi dinmen -BarMl^ar?1; p°Bssa,*£'lúePvon tr E' °itlf"1° HERPES dar que '1 Rop antiherpélicb d.i Dulcamara compost del Dr. Casos», es 1' únich que 'la cura radi- GranFarmaciadel'doctór^Tsas^plassa de la Constitucio, cantonada al carrer de Jaume I.
LO XIU... XIÜ... SEGONA EDIClÓ, Humorada en un acle, estrenada ab brillan! éxil en lo teatro Catalá. Parodia de Lo dir de la gent, JOAN MOLAS Y CASAS. Se ven al preu de DOS RALS en las (librerías de Puig, Texidó y Pareia, VINS PURS
PERA BALLS de CARNAVAL LA CAMELIA. Ciran assortil de ilors de última novetat pera trajo» de senyora, y un notable assortil de arbustos y planta» per salo. Carrer del Bisbe, 4.
RELLOTJESp
Boirato en 5 actes degul i la ploma del einiüent López, \layol, Verdaguer y altres, kio.skos de la Rambla y en lo mateix teatro Romea. DUROS an. BASAR PARISIEN,.35. Rambla di Centro, 35.
I (o) Ministerio de Cultura 2005
Энтузиазм, с которым барселонские любители музыки встретили выступление Рубинштейна, был таким же, как и в Мадриде. Как и в столице Испании, в Барселоне пианист дал больше концертов, чем предполагал изначально. После двух концертов в театре Принсипаль Рубинштейн дважды - 16 и 17 февраля -выступил в театре Лисео, а затем играл при посещении фортепианной фабрики и консерватории. Интенсивность, с которой пианист выступал в Испании, дав 4 концерта за 5 дней, сегодня нам кажется невероятной, но обязательства перед слушателями других городов не позволяли ему работать иначе. Это отметил композитор и критик Жозе Родореда в своей статье, посвященной Рубинштейну15. Концерт, состоявшийся 16 февраля, продолжился торжественной процессией, сопровождавшей Рубинштейна до гостиницы. Поскольку театр Лисео был основной оперной площадкой Барселоны, Рубинштейн воспользовался возможностью представить на его сцене фрагменты своих опер, в частности танцы из «Фераморса» и «Демона»16.
Ответом на большой интерес к своей персоне и на ожидания музыкальной общественности стало посещение Рубинштейном фортепианной фабрики Бер-нареджи-Гассе (Bemareggi-Gasse & С0), где пианист попробовал некоторые инструменты и остался доволен ими в высшей степени17. В честь Рубинштейна был устроен торжественный обед. Чествования русского артиста продолжились в Консерватории Барселоны избранием Рубинштейна почетным директором и вручением ему серебряной короны18. Репертуар, прозвучавший на концертах пианиста в Барселоне, не отличался от предложенного мадридским слушателям: произведения Бетховена (в том числе Четвертый концерт), Шумана, Шуберта, Шопена, Фильда и собственные пьесы.
Выступления Рубинштейна произвели на каталонцев огромное впечатление. Организация под названием «Каталонская ассоциация», отстаивавшая идентичность этой области Испании, устроила банкет в честь русского пианиста. На волне энтузиазма появилась идея создать оркестр из 120 музыкантов, руковод-
15 «Во время концертов Рубинштейн полностью забывает себя, отдаваясь душой и телом чистейшему энтузиазму, который возбуждает в нем его талант» (La Ilustració Catalana. 28-II-1881). См. также комментарий каталонского литератора Антона Фелью-и-Кодины (Feliu i Codina) в газете "Diari Catalá" от 20 февраля 1881 года: «Сегодня в Барселоне не говорят ни о ком, кроме как о Рубинштейне. Для него нет ничего невозможного. Он играет, как никто другой. Он сидит за роялем так, словно присел за стол на пару часов...»
16 Полностью же опера Рубинштейна в барселонском Лисео была поставлена позднее: 27 января 1898 года «Нерона» показали в сценографии Франсеска Солера-и-Ровиросы (Soler i Rovi-rosa). Опера не имела особого успеха и выдержала всего семь представлений (см.: L'Esquella de la Torratxa. 4-11-1898).
17 См.: Diari Catalá. 22-II-1881; Crónica de la Música. 24-II-1881 и Crónica de la Música. 3-III-1881. Кроме того, обширный комментарий был напечатан в "La Vanguardia" 22 февраля 1881 года.
18 Консерватория Лисео была основана в 1838 при театре и ее история была тесно связана с миром оперы и поэзии. В 1886 году она была преобразована в Муниципальную школу музыки, в настоящее время существует как Консерватория Барселоны.
ство которым хотели предложить Жюлю Массне, йозефу йоахиму, Фран-сису Плантэ или самому Антону Рубинштейну. К сожалению, это намерение так и осталось не осуществленным, хотя в Барселоне было множество любителей музыки, которые могли бы поддержать такое начинание. Однако, как известно из сообщений "La Vanguardia"19, благодаря посредничеству Рубинштейна, в следующем, 1882 году в Барселоне выступил знаменитый дирижер Фердинанд Хиллер.
2.3. Путешествие по Испании
После Барселоны Рубинштейн отправился на юг Испании. Судя по всему, пианисту очень понравилось в этой стране, поэтому он хотел продлить пребывание в ней и даже отказался от концерта в Ницце, за который ему предлагали 10000 франков. К сожалению, подробные сведения о поездке Рубинштейна на юг Испании не сохранились. Иначе мы могли бы познакомиться с очень интересной историей в стиле XIX века, из которой вновь узнали бы, как иностранцы дивились достопримечательностям нашей страны.
21 февраля 1881 года Рубинштейн прибыл в Валенсию20, где 22 числа, дождавшись своего «Эрара», дал первый концерт под управлением г-на Риверы, а после непростых переговоров, сыграл и второй в театре Принсипаль. Программу концертов составили все тот же Четвертый фортепианный концерт Рубинштейна, Рондо Моцарта, Марш из «Афинских развалин» Бетховена, «Фантазия», ноктюрн и полонез Шопена, Четвертый концерт Бетховена, фортепианные миниатюры. В Консерватории Валенсии в честь Рубинштейна был устроен музыкальный вечер и прием, на котором русский пианист удостоился масштабных чествований.
Затем Рубинштейн посетил провинцию Гранада. Вначале он выступил в Кордове, о чем сообщила газета "Diario de Córdoba": «Знаменитый Рубинштейн даст в Гранаде несколько концертов. Он уже выступил в Обществе друзей Кордовы и заплатил 1000 реалов за день пребывания в Малаге, где он остановился»21. В городе Гранада Рубинштейн играл 3 марта и был воспринят с большим энтузиазмом местной прессой, которая отзывалась о нем как о «грозе молодых пианистов и учителей музыки». Те, кто устраивал концерты Рубинштейна, подготовили для него несколько поездок по достопримечательным местам Андалусии. Как сообщала газета "La Correspondencia de España", «несравненный Рубинштейн участвовал в цыганском празднике, устроенном в его честь. Пианист хотел познакомиться с обычаями цыган и порадовать их своим мастерством»22. Кроме того, Рубинштейн побывал в Альгамбре, полюбовался арабскими дворцами, так хорошо сохранившимися до наших дней, и дал концерт в Доме Мушкетов, историческом здании, где сегодня расположен государственный музей.
19 См.: La Vanguardia. 20-II-1881.
20 См.: Diari Catalá. 21-II-1881.
21 Diario de Córdoba. 20-II-1881.
22 La Correspondencia de España. 5-III-1881.
В середине марта 1881 года23 появи- 1 лись сообщения о том, что Рубинштейн дает единственный концерт в Севилье, I хотя поклонники пианиста требовали большего числа выступлений. В Малаге Рубинштейн выступил дважды, в пер- . вый раз - по предварительной договоренности, во второй - после дополнительных соглашений, чтобы не огорчать публику, как это случилось в Севилье. Стоимость места в ложе на концерте Рубинштейна в Малаге составляла 700 реалов, сидячее место в партере -вдвое-втрое дороже. Сохранились сведения, что Рубинштейн посетил также Кадис и Херес24.
22 марта Рубинштейн вернулся в Мадрид, намереваясь сыграть концерт 25 числа в театре Короля Альфонса (Príncipe Alfonso), но пребывание артиста в Испании прервала телеграмма из Москвы, известившая о том, что его брат Николай при смерти. Он незамедлительно покинул страну, оставив там свой концертный рояль, хотя никогда раньше не делал этого, и направился в Москву. Там он выяснил, что Николай давно покинул ее, уехав на лечение за границу. Только потом Рубинштейн узнал, что брат Николай скончался в Париже 23 марта. Живым он его не застал.
Пребывание Рубинштейна в Испании оставило глубокое впечатление и самые приятные воспоминания у всех, кто был свидетелем этого. О нем говорили как об одном из лучших пианистов современности, прямом наследнике Листа. Фигура Рубинштейна была вознесена на пьедестал. Выступления пианиста всколыхнули интерес к русской музыке. Спустя два года, в 1883 году, журнал "La Ilustración Artística", комментируя одну из статей Рубинштейна, восхищался глубиной проникновения русского музыканта в суть величайших моментов истории25. Примечательным штрихом освещения событий, связанных с пребыванием Рубинштейна в Испании, стал тот факт, что газеты того времени и последующих лет буквально пестрели изображениями русского пианиста. Столь большое число гравюр, рисунков и шаржей было чем-то исключительным26.
В отзывах на выступления Рубинштейна в Испании большое внимание уделялось наружности музыканта. Например, издание "Crónica de la música" многократно сообщало о внешней непривлекательности Рубинштейна. Подобные наблюдения содержатся в каталонском журнале "L'Esquella de la Torratxa": «Странное дело! Создатель такой красоты столь безобразен! Кожей цвета винограда, лицом, словно сжатым в кулак, ломаным носом, маленькими глазками,
23 См.: Crónica de la Música. 16-Ш-1881.
24 Даты поездки Рубинштейна в Малагу и Севилью точно неизвестны. 4 марта 1881 года газета "La Vanguardia" сообщала: «Завтра в театре Принсипаль Малаги должен дать свой первый концерт выдающийся пианист Рубинштейн, которого все ожидают с нетерпением. Затем пианист отправится в Кадис и Херес-де-ла-Фронтера».
25 См.: La Ilustración Artística. 2-I-1883
26 См., например, газеты: La Campana de Grácia. 29-I-1882; La Ilustración Artística. 23-XII-1889; La Ilustración Artística. 3-XII-1894; La Ilustración Artística. 7-II-1898; Esquella de la Torratxa. 19-11-1881; La Ilustració Catalana. 20-II-1881.
волосами, собранными или, наоборот, растрепанными подобно клубку черной шерсти, - всем этим он похож на казака, только что отложившего свое копье»27. "Crónica de la Música" также касается этой темы: «Рубинштейн некрасив, но как сказал Фернандо Фло-рес, "если гений красоты, соблазняя Рубинштейна, пообещает ему обменять концертные вечера на красивое лицо, артист с презрением отвергнет это предложение". Великий художник, когда творит красоту, преображает тело, делает его зеркалом души, раскрывает через него внутреннее вели-чие»28. Все эти рассуждения по поводу физических недостатков облика Рубинштейна вызывают удивление, особенно в свете того, что как артист он был принят в высшей степени восторженно.
3. СТРАВИНСКИЙ В ИСПАНИИ
Новую жизнь в русско-испанские музыкальные связи в XX веке вдохнул Игорь Стравинский. В новом столетии кардинально изменился сам статус испанской культуры вообще и музыки в частности. Заговорили о серебряном и даже золотом веке испанской музыки. Два самых крупных испанских города, Мадрид и Барселона, по уровню и организации музыкальной жизни встали в один ряд с мировыми центрами.
Оставшись в стороне от участия в Первой мировой войне, Испания принимала художников и артистов, эмигрировавших, а иногда и просто бежавших из стран, разоренных войной. Более того, в Испании неуклонно возрастал интерес к культуре далекой России, к чему располагала сама атмосфера в искусстве того времени и стремление познавать все новые мировые культуры. Особенно привлекало все то новое, что происходило в искусстве предреволюционного Петрограда. Премьера «Бориса Годунова» Мусоргского 20 ноября 1915 года в барселонском театре Лисео произвела фурор и вызвала громадный интерес к русской опере вообще. В постановке приняли участие русские певцы Капитон Запорожец, Иван Иванцов, Мария Давыдова, Елена Садовень, оставшиеся в Испании до конца своих дней. Постановка «Нерона» Рубинштейна за 17 лет до того подобного эффекта не имела.
Барселона была более открыта новой музыке, чем Мадрид. Обновление музыкального языка в начале XX века ознаменовала деятельность местного композитора Жауме Паисса (1880-1969), создателя теории композиции под названием интертональность, отдаленно напоминающей додекафонию Арнольда Шёнберга. Известно, что по приглашению каталонского композитора Роберто Герхарда (1896-1970) Шёнберг лечился от болезни легких в Барселоне в течение шести месяцев 1931 года. Незадолго до начала гражданской войны, в апреле 1936 года в Барселоне прошел XIV фестиваль Международного общества современной музыки. Как будет показано ниже, именно с барселонской музыкальной общественностью Стравинский контактировал особенно часто и интенсивно. И именно в Барселоне приезды композитора вызывали наибольший резонанс.
27 L'Esquella de la Torratxa. 19-II-1881.
28 Crónica de la Música. 9-III-1881.
Первым испанским городом, в который приехал Стравинский, стал Мадрид. Композитор посетил его вместе с труппой Дягилева в мае-июне 1916 года29. Позднее видный музыкальный критик Адольфо Саласар, Фалья и Гарсиа Лорка в своих отзывах постоянно уделяли особое внимание новизне, которая так отличала музыку Стравинского. Лорка писал Саласару 1 января 1922 года:
«Вчера вечером мой брат и я подготовили серенаду для Фальи. Что может быть веселее! Я инструментовал его "Песню блуждающего огонька" для тромбона, кларнета, тубы и трубы. Уверяю Вас, это была вещь дьявольская... и замечательная! Четыре музыканта местного оркестра выучили ее и она стала восхитительным сюрпризом для Мануэля и Марии-дель-Кармен. Фалья так смеялся, что не мог остановиться, да и теперь его еще смех пробивает. Он сказал, что это была гениальная инструментовка, которая не могла бы даже присниться самому дону Игорю [Стравинскому], и громким голосом пригласил музыкантов к себе домой. Там он попросил сыграть эту пьесу четыре раза, а сам аккомпанировал на фортепиано»30.
Вместе с тем неудивительно, что новизна сочинений Стравинского вызывала недоумение и скандалы. Она раздражала некоторых специалистов от музыки, критиков и широкую музыкальную общественность, которые были готовы подписаться под ироничными словами известного музыкального ученого Фелиппе Педреля:
«Двенадцать нот - как это мало для создания богатых созвучий! Полифония может быть бесконечно плодотворной, если используется более широко и разнообразно, чем у господина Стравинского, который совсем не сообразуется с тональными тяготениями. Он пишет для десяти голосов так, что каждый из них никак не связан с другим и блуждает сам по себе. <...> Словно двери всех сумасшедших домов мира открылись настежь, а населявшие их безумцы ринулись вон и вздумали подавить саму музыку! Бедняжки! Верните их поскорее обратно и получше заприте двери!»31
Спектакли Русских балетов в Мадриде начались 16 июня 1916 года32. Важность события была в том, что наряду с балетом на музыку шумановского «Карнавала» в коллективной инструментовке Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, Черепнина, Аренского, были даны два балета Стравинского - «Петрушка» и «Жар-птица». Программа ясно показала контраст между традиционным спектаклем и новым стилем балетного театра, представленным хореографией Фокина, музыкой Стравинского и декорациями Бакста.
Этот контраст настолько впечатлил испанскую музыкальную общественность того времени, что в период между мадридскими спектаклями 1916 года и гастролями дягилевского балета в июне и ноябре 1917-го в Барселоне, вся музыкальная пресса постоянно проводила параллели между тем, что происходило в мире искусства, и общественной жизнью. В частности, в творчестве Стравинского видели проявление авангарда художественного, связанного с авангардом политическим после Октябрьской революции 1917 года33.
Восприятие же Стравинским мадридской публики достаточно полно зафиксировано в его «Хронике моей жизни». Он отмечал обычай испанцев поздно вставать и вести бурную ночную жизнь, постоянное звучание музыки на улицах. Забавные и необычные сочетания мелодий, которые исполнялись на механиче-
29 Разумеется, здесь не место для того, чтобы специально говорить об огромном значении дягилевских балетов для хореографического искусства. Но не могу не отметить, что мировой балет после Дягилева уже не мог быть таким, каким был до него. Яркостью и эффектностью представления своих спектаклей, нового стиля движения, понимания ансамбля как целого Дягилев стал образцом для испанских артистов - таких, как педагоги театра Лисео Жоан Магринья и Кармен Саласар.
30 Adolfo Salazar. Epistolario 1912-1958 / a cargo de Consuelo Carredano. Madrid: Publicaciones Residencia de Estudiantes, Inaem, 2008. P. 136.
31 La Vanguardia. 14-VIII-1914.
32 См. "Los bailes rusos". Comentario del estreno en Madrid // La Vanguardia. 16-VI-1916.
33 См., например: La Vanguardia, 25-X-1916, 6-II-1917, 31-VII-1917- 6-XI-1917 и 1-VI-1920.
ских фортепиано и музыкальных автоматах и звучали на улицах Мадрида и в его маленьких ночных тавернах, повлияли на решение Стравинского написать пьесу для пианолы (в позднейшей оркестровой версии она получила название «Мадрид»). Сам композитор признался, что сочинил ее, чтобы не отстать от своих предшественников Глинки и Римского-Корсакова, которые, возвращаясь из Испании, закрепляли свои впечатления пьесами, вдохновленными испанской музыкой. По мнению современного исследователя Микаэля Кристофоридиса34, в этой пьесе композитор также отразил свои впечатления от знакомства с испанским обществом, от встреч с Пикассо.
Хотя музыка Стравинского прочно вошла в концертный обиход многих испанских городов, композитор не приезжал в Испанию до 1924 года. Тогда он выступил в Барселоне, где дал три концерта, которые стали началом отношений Стравинского со столицей Каталонии, оказавшихся более тесными и длительными, чем с Мадридом35.
В культурной жизни Барселоны был вообще заметен особый интерес к русской музыке. В 1922 году музыкальное общество Ма Сатега" организовало концерт русских песен в исполнении певицы Марии Давыдовой и Витторио Андоги (наст. фам. Журов). Как было сказано ранее, в Барселоне нашли прибежище артисты русской оперной сцены. Первый приезд Стравинского в Барселону состоялся в середине марта 1924 года. Он дал четыре концерта: 13, 16, 19 и 21 марта (последний - в культурном центре Атенео). Традиционно сценические представления в театрах в дни Великого поста заменялись концертами. В католических странах на это время легкомысленные оперы уступали место классической или авангардной музыке, которую никто не мог бы упрекнуть в несерьезности.
Программы концертов, проходивших при участии Оркестра Пау (Пабло) Ка-сальса (поскольку оркестр театра Лисео специализировался на оперном репертуаре и потому считался неподходящим для больших симфонических концертов), представляли сочетание таких классических произведений, как симфония «Юпитер» Моцарта и Седьмая симфония Бетховена, с сочинениями Стравинского «Фейерверк», «Песня соловья», «Жар-птица», «Пульчинелла», «Фавн и пастушка», вокализ «Пастораль», «Фантастическое скерцо». Стравинский дирижировал только своими произведениями, остальные номера звучали под управлением Франца Шалька. Благодаря распространенной практике, когда композитор сам дирижировал своими партитурами, музыканты оркестра смогли доподлинно узнать авторскую волю и с большей строгостью и достоверностью представить их слушателям.
Музыка Стравинского непросто усваивалась публикой. Критика, вместо того, чтобы помогать слушателям понять новации русского композитора, разделилась в оценках и по-разному высказывалась об услышанном, в том числе и негативно: «Как и ожидалось, его выступления вызвали протесты и ожесточенные дискуссии»36. Вместе с тем Стравинский был радушно принят другой частью музыкального общества и был приглашен в барселонский Атенео, культурный центр с великой традицией. В нем он попал на концерт каталонского танца сардана37,
34 Christodoridis M. "Madrid" de Igor Stravinsky, Pablo Picasso y las vanguardias de las artes plásticas // Campos Interdisciplinares de la Musicología. Vol. II. Sedem, Madrid, 2004. P. 1303-1309.
35 Наши исследования шести посещений Стравинским Барселоны основаны на следующих статьях: Martorell O. Stravinsky a Barcelona: Sis visites, dotze concerts (D'Art. Universidad de Barcelona. 1981. 8-9); Coma Soley V. Igor Stravinsky, gran amigo de Barcelona (El Diario de Barcelona. 8-IV-1971; в этой работе обнаружилось немало неточностей); Barjau M.-A. Stravinsky a Barcelona (Serra d'Or. XI-1982). Почти все приезды Стравинского в Барселону отражены в книге композитора «Хроника моей жизни».
36 Bladé i Desumbila A. El senyor Moragas (Moraguetes). Barcelona: Ed. Pórtic, 1970. P. 297.
37 Сардана - традиционный жанр танцевальной музыки. Танец продолжается примерно десять минут. Он инструментован для характерных духовых инструментов, распространенных среди местного населения Каталонии. В жанре сарданы существуют тысячи сочинений, написанные многими авторами.
которым был очень впечатлен. Стравинский говорил о том, что узнал интересный жанр, и обещал написать пьесу в этом жанре. Однако это намерение осталось неосуществленным38.
Мадридская пресса уделяла Стравинскому совсем немного внимания; только Адольфо Саласар регулярно сообщал о событиях, связанных с этим визитом Стравинского, в своих корреспонденциях для "El Sol". Организаторы мадридского концерта 1924 года - попечительский совет школы De Nuestra Señora del Carmen - хотели собрать в одно время и в одном месте трех грандов мировой музыки того времени: Стравинского, Равеля и Фалью с тем, чтобы каждый из них принял участие в концертах современной музыки39. Фалья должен был продирижировать своей оперой «Балаганчик мастера Педро», незадолго до того исполненной в парижском дворце маркизы де Полиньяк, Равель - «Вальсом» и «Гробницей Куперена». Стравинскому же предложили исполнить «Пульчинеллу» и, возможно, «Жар-птицу». Концерт был благотворительным, он прошел в присутствии королевской семьи40.
Хотя информация об этом пребывании Стравинского в Мадриде почти не сохранилась, ясно, что контакты русского музыканта с культурной общественностью города были достаточно интенсивными. Из записей музыкального критика Рафаэля Морагаса-и-Масераса41 известно, что Стравинский повстречал тогда в Мадриде Рикардо Виньеса, Мануэля де Фалью, Пабло Пикассо42, Энрике Фернандеса Арбоса, Микеле Питталугу и других. Вся компания присутствовала на выступлении одного из них, пианиста Виньеса, после чего отправилась выпивать в разные места города, что чуть не привело к скандалу.
Свидетельством особого положения музыки Стравинского в Барселоне стало приглашение композитора дирижировать концертами в течение Великого поста 1925 года в театре Лисео. Эта серия выступлений Стравинского проходила под названием «Фестиваль Стравинского», который вместе с «Фестивалем Штрауса», организованным в связи с приездом в Барселону Рихарда Штрауса43, стал перворазрядным событием музыкальной жизни города. Стравинский продирижировал тремя концертами 28 марта, 2 и 5 апреля. Помимо известных сочинений, он включил в программу Регтайм, «Сказку о солдате», Октет для духовых и Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов. На репетиции Октета случился скандал, показавший, что даже у профессиональных музыкантов были трудности в освоении музыки Стравинского. Флейтист Шосе Вила в какой-то момент встал и заявил: «Я пришел сюда для того, чтобы играть музыку», после чего направился к выходу. Пришлось вмешаться президенту оркестра и самому Стравинскому, который язвительно заметил: «Я уже привык к тому, что от меня уходят целые оркестры, так что не велика беда, если меня покинет всего один флейтист»44.
38 Подробности о реакции музыкальной общественности на каждый концерт Стравинского даны в упомянутой статье О. Марторелла. Он собрал все известные отзывы о произведениях композитора, в которых была проанализирована его музыка, вызвавшая большой интерес у специалистов и ставшая сюрпризом для широкой публики. Обилие комментариев свидетельствует, что музыка Стравинского не оставила равнодушным никого в Барселоне.
39 См.: El Sol. 18-III-1924.
40 См.: ABC. 25-III-1924.
41 См. его неопубликованные записи в Национальном музее каталонского искусства (Museo Nacional de Arte de Catalunya).
42 В Барселоне Пикассо рассказал анекдот, который разошелся по всему миру, что его автопортрет, написанный в манере кубизма, задержали сотрудники таможенной службы, которые заподозрили в нем некий зашифрованный важный документ, а не портрет художника (Bladé i Desumbila A. El senyor Moragas (Moraguetes). P. 297).
43 Рихард Штраус по разным поводам бывал в Барселоне и ранее. В конце XIX века немецкого композитора принимал хор «Каталонский Орфей», которому он посвятил 16 голосное сочинение "Cap al tard" («Вечером»). В другой раз он слышал группу духовых инструментов под управлением Хуана Ламота де Гриньон, участвующую в торжествах муниципалитета, и обещал написать для нее пьесу.
44 Этот анекдот мне рассказал Ориоль Марторелл, который, в свою очередь, услышал его от дирижера оркестра Эдуарда Тольдрá.
Несмотря на эти трудности, концерт состоялся, Октет был исполнен, и Стравинский ощутил атмосферу понимания вокруг себя и своей музыки. Поклонники показывали ему живописные места Барселоны, знакомили с представителями интеллектуальной элиты города - словом, давали возможность русскому музыканту почувствовать себя как дома.
Следующий приезд Стравинского в Барселону состоялся в 1928 году. Композитор был приглашен театром Лисео выступить в концертах сезона 1927/28. Особую роль в организации этого визита сыграл импресарио Хуан Местрес Кальве. Кроме Стравинского, театр пригласил на сезон трех дирижеров: Эмиля Купера, Эгона Поллака и Жоана Ламота де Гриньона. Особое внимание привлекают два концерта Стравинского 22 и 25 марта 1928 года, в которых прозвучала знаменитая «Весна священная». Исполнение музыки этого балета ожидалось с нетерпением, поскольку «Весна священная», будучи одним из самых ярких произведений музыкального искусства XX века, повлиявших на все его дальнейшее развитие, не оставляла равнодушным никого. Отзывы на это исполнение, появившиеся во многих периодических изданиях, позволяют составить представление о реакции критики и рядовых слушателей на сочинение, ставшее символом новой музыки45. Стоит отметить, что один из членов семьи Мануэля Бланкафорта, известного композитора и друга Фредерика Момпоу, сообщал, что с детских лет регулярно слышал «Весну священную» и что это сочинение постоянно присутствовало в репертуаре домашнего музицирования их семьи.
В 1933 году Стравинский посетил Барселону и Мадрид еще раз. Композитора пригласила музыкальная ассоциация "da Cámera", которая начиная с 1913 года постоянно организовывала концерты новейшей музыки, пользовавшиеся большим успехом у публики. За год до этого визита ассоциация анонсировала, что Стравинский приедет в Барселону, чтобы стать почетным гостем «Фестиваля Стравинского». Этот фестиваль проходил в Каталонском дворце музыки (Palacio de la Música Catalana), построенном в 1908 году и ставшем основным местом выступлений хора «Каталонский Орфей». Огромный зрительный зал дворца позволял проводить в этом здании масштабные циклы концертов. В одном из концертов выступили скрипач Самуэль Душкин и сын Стравинского, пианист Святослав-Сулима. В программу вошли следующие сочинения: «Фейерверк», Концерт для скрипки с оркестром, «Симфония псалмов» для хора и оркестра, «Каприччо» для фортепиано с оркестром и сюита «Жар-птица». Успех музыки Стравинского на этот раз был бесспорным.
45 Для того, чтобы осветить реакцию музыкальной общественности на это сочинение, мы должны вновь обратиться к статье О. Марторелла. См., например, отзыв Хуана Лонгуэраса (Joan Llongueras) в "Revista Musical Catalana" за апрель 1925 года (с. 92): «В этом сочинение оркестр Пау Касальса и особенно солисты прошли настоящее испытание, но с честью его выдержали <...> и героически победили». Или репортаж Семпронио в "Destino" от 24 апреля 1971 года: "Barcelona le abucheó, le aclamó y le festejó" («Барселона освистала его, аплодировала ему, оказала ему почести»).
мииявк
MUSICA I RADIO
Музыкальная ассоциация "da Càmera" приглашала многих зарубежных знаменитостей, в том числе Шёнберга, Равеля, Респиги, Пиццетти, Мийо, Онеггера, но никто из них не произвел такого эффекта, как Стравинский. Особый интерес в 1933 году вызвала удивительная «Симфония псалмов» для хора и оркестра, о которой критик отзывался так: «Хотелось бы еще раз прослушать все произведение»46 и «Музыку отличают спокойствие и глубина, что как нельзя лучше согласуется с текстами псалмов, на которых оно основано»47.
В последующие годы русские музыкальные корни разрослись в Барселоне настолько, что Общество музыкальной культуры (la Asociación de Cultura Musical) пригласило Сергея Рахманинова выступить с концертом. Он прошел 15 апреля 1935 года. Рахманинов исполнил Вариации A-dur Моцарта, Сонату № 17(?) Бетховена, Третью балладу, Третье скерцо, Вальс As-dur и Ноктюрн ñs-moll Шопена, пьесы Листа и собственные сочинения, в том числе Прелюдию cis-moll. Та же организация приглашала Прокофьева играть в сезоне 1935/36, предлагая ему организовать цикл концертов из его сочинений. Ассоциация "Discoíils Pro Musica", проводившая конференции по актуальным вопросам музыкознания, в декабре 1935 года пригласила мадридского критика Адольфо Саласара для проведения конференции «Новые аспекты русской музыки», на которой предполагалось прослушивание сочинений Прокофьева, Стравинского, Мейтуса и Мосолова.
После недели концертов в Барселоне в 1933 году Стравинский выступил с Мадридским симфоническим оркестром в столичном театре Капитоль. Пресса подчеркивала большое значение очередного (уже третьего) приезда Стравинского в Мадрид, давшего возможность услышать новую русскую музыку, и одновременно сожалела о том, что не удалось исполнить «Симфонию псалмов». Адольфо Саласар скептически отметил, что «в Мадриде нет возможности услышать хор и оркестр одновременно»48. В конечном счете «Симфония псалмов» была разучена и исполнена в концерте 26 декабря, приуроченном к Рождеству и к юбилею друга Стравинского, руководителя Мадридского оркестра Эн-рике Фернандеса Арбоса.
В 1936 году Стравинский приезжал в Барселону на период Великого поста, вновь в сопровождении своего сына Святослава-Сулимы. Композитор дирижировал двумя концертами 12 и 15 марта, последними из серии великопостных концертов. Они состоялись во время подготовки города к проведению двух масштабных событий мировой музыкальной жизни. В период с 18-го по 25 апреля в Барселоне состоялся III конгресс Международного музыковедческого общества и XIV конгресс Международного общества камерной музыки. Присутствие Стравинского воспринималось как возможность повышения международного престижа города. Композитор продирижировал Дивертисментом из балета «Поцелуй феи», музыкой балета «Аполлон Мусагет» и некоторыми другими произведениями, уже звучавшими в Барселоне. Среди них была и «Симфония псалмов», исполненная в обоих концертах с участием хора "Orfeó Gracienc", которым, как и в 1933 году, руководил Жоан Бальсельс49.
На последнем из этих двух концертах присутствовал известный интеллектуал и критик Хуан-Эдуардо Сирлот. Во вступлении к своей биографии Стравинского50 он вспоминал, какое глубокое впечатление произвело на него тогда вы-
46 Vallès Emili // El Matí. 17-XI-1933.
47 Zanni Urbano F. // La Vanguardia. 17-XI-1933. Журнал каталонской культуры "Mirador" на своих страницах публиковал репортажи критика и музыковеда Отто Майера, оставившего многочисленные свидетельства об этом и последующих концертах: 7-XII-1933; 28-XII-1933 (на «Царя Эдипа» в Лисео); 11-I-1934; 14-III-1935 (на премьеру «Сказки о солдате» с каталонским текстом), 15-V-1935 y 23-V-1935 (на то же сочинение).
48 Salazar Adolfo // El Sol. 14-X-1933.
49 «Каталонский Орфей», самый значительный хоровой коллектив Каталонии, никогда не стремился исполнять авангардный репертуар. Однако с большим успехом это делал другой хор -"Orfeó Gracienc" (назван в честь Грасии, одного из районов Барселоны), основанный в 1901 году и сыгравший важную роль в распространении хоровых сочинений новой музыки.
50 Cirlot J. E. Igor Stravinsky, su tiempo, su significación, su obra. Barcelona: Gustavo Gili, 1941.
ступление композитора: «Стравинский дирижировал очень экономными жестами, но в их четкости видна была великая сила». Воодушевленный Стравинским, Сирлот какое-то время даже сочинял музыку в авангардном духе, но позднее оставил эти опыты и попытался уничтожить свои работы.
Из статьи О. Марторелла известно, что Стравинский побывал в Барселоне в 1956 году по пути из США в Италию. Тогда он не выступал публично, а инкогнито ходил по городу в обществе композитора и дирижера Эдуарда Тольдра, его супруги и своего личного секретаря Роберта Крафта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный общий обзор русского музыкального присутствия в Испании конца XIX - первой половины XX века свидетельствует о постоянном стремлении составителей концертных программ и публики узнать новую музыку, познакомиться с новыми композиционными техниками. На примере двух выдающихся русских музыкантов, пианиста и композитора Антона Рубинштейна и композитора и дирижера Игоря Стравинского, мы можем проследить эволюцию музыкального вкуса в Испании как в связи с процессами, происходившими в мировом музыкальном искусстве, так и в свете постоянно растущего уважения со стороны испанского общества к русской музыке. Восхищение поразительным пианизмом Рубинштейна и композиционными и выразительными особенностями сочинений Стравинского стимулировало расширение эстетических горизонтов испанской публики, прежде всего в двух крупнейших городах страны -в Мадриде и Барселоне.