Научная статья на тему 'РУССКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» В ЭМИГРАНТСКИЙ ПЕРИОД 1976-1990 ГГ.'

РУССКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» В ЭМИГРАНТСКИЙ ПЕРИОД 1976-1990 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / КНИЖНОЕ ДЕЛО / ТРЕТЬЯ ВОЛНА / ЖУРНАЛ / СТРЕЛЕЦ / А. Д. ГЛЕЗЕР / ЭМИГРАЦИЯ / НОНКОНФОРМИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базанов Петр Николаевич

Впервые восстанавливается история нонконформистского издательства «Третья волна» при одноименном журнале. Показана роль в деятельности издательства его владельца известного коллекционера А. Д. Глезера. Приводится историографический обзор изучения темы. Необычные нонконформистские книги «Третьей волны» и авторы С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, Ю. В. Мамлеев, А. П. Платонов, Ю. К. Терапиано и др. привлекают внимание современных отечественных читателей. Дается тематико-типологический анализ продукции издательства. Анализируются мемуары, опубликованные в издательстве А. Д. Глезера, Б. Г. Бажанова, О. Я. Рабина, М. Р. Хейфица и антология о Н. С. Гумилеве. Показан искусствоведческий и культурологический характер направленности деятельности издательства «Третья волна». Раскрывается участие известных художников-эмигрантов В. Длуги, М. М. Шемякина, А. Л. Хвостенко, Бахчаняна, Г. И. Копеляна, О. Н. Целкова и др. Анализируется роль и влияние издательства в культуре третьей эмиграции. Раскрываются тиражи книг и альбомов издательства «Третья волна». Выявлены нереализованные планы издательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PUBLISHING HOUSE «THIRD WAVE» IN THE EMIGRANT PERIOD 1976-1990

For the first time, the history of the nonconformist publishing house «Third Wave» is being reconstructed under the journal of the same name. The role of the famous collector A. D. Glezer. Provides a historiographic review of the study of the topic. Unusual nonconformist books of the «Third Wave» and authors S. D. Dovlatov, V. E. Maksimov, Yu. V. Mamleev, A. P. Platonov, Yu. K. Therapiano and others attract the attention of modern domestic readers. A thematic and typological analysis of the publishing house’s products is given. The article analyses the memoirs published by A. D. Glezer, B. G. Bazhanova, O. Ya. Rabin, M. R. Kheifits and an anthology about N. S. Gumilev. Shows the art history and cultural nature of the orientation of the publishing house “Third Wave”. The participation of famous artists-emigrants V. Dlugi, M. M. Shemyakin, A. L. Khvostenko, Bakhchanyan, G. I. Kopelyan, O. N. Tselkova et al. The role and influence of the publishing house in the culture of the third emigration is analysed. The circulation of books and albums of the Third Wave publishing house is being revealed. The unrealized plans of the publishing house were revealed.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» В ЭМИГРАНТСКИЙ ПЕРИОД 1976-1990 ГГ.»

УДК 655.4:323.113(=161.1)"1976/1990"

П. Н. Базанов

Русское издательство «Третья волна» в эмигрантский период 1976-1990 гг.

Впервые восстанавливается история нонконформистского издательства «Третья волна» при одноименном журнале. Показана роль в деятельности издательства его владельца известного коллекционера А. Д. Глезера. Приводится историографический обзор изучения темы. Необычные нонконформистские книги «Третьей волны» и авторы С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, Ю. В. Мам-леев, А. П. Платонов, Ю. К. Терапиано и др. привлекают внимание современных отечественных читателей. Дается тематико-типологический анализ продукции издательства. Анализируются мемуары, опубликованные в издательстве А. Д. Глезера, Б. Г. Бажанова, О. Я. Рабина, М. Р. Хейфица и антология о Н. С. Гумилеве. Показан искусствоведческий и культурологический характер направленности деятельности издательства «Третья волна». Раскрывается участие известных художников-эмигрантов В. Длуги, М. М. Шемякина, А. Л. Хвостенко, Бахчаняна, Г. И. Копеляна, О. Н. Целко-ва и др. Анализируется роль и влияние издательства в культуре третьей эмиграции. Раскрываются тиражи книг и альбомов издательства «Третья волна». Выявлены нереализованные планы издательства.

Ключевые слова: Русское Зарубежье, книжное дело, Третья волна, журнал, Стрелец, А. Д. Глезер, эмиграция, нонконформизм

Petr N. Bazanov

Russian publishing house «Third Wave» in the emigrant period 1976-1990

For the first time, the history of the nonconformist publishing house «Third Wave» is being reconstructed under the journal of the same name. The role of the famous collector A. D. Glezer. Provides a historiographic review of the study of the topic. Unusual nonconformist books of the «Third Wave» and authors S. D. Dovlatov, V. E. Maksimov, Yu. V. Mamleev, A. P. Platonov, Yu. K. Therapiano and others attract the attention of modern domestic readers. A thematic and typological analysis of the publishing house's products is given. The article analyses the memoirs published by A. D. Glezer, B. G. Bazhanova, O. Ya. Rabin, M. R. Kheifits and an anthology about N. S. Gumilev. Shows the art history and cultural nature of the orientation of the publishing house "Third Wave". The participation of famous artists-emigrants V. Dlugi, M. M. Shemyakin, A. L. Khvostenko, Bakhchanyan, G. I. Kopelyan, O. N. Tselkova et al. The role and influence of the publishing house in the culture of the third emigration is analysed. The circulation of books and albums of the Third Wave publishing house is being revealed. The unrealized plans of the publishing house were revealed.

Keywords: Russian Abroad, book business, Third Wave, magazine, Strelets, A. D. Glaser, emigration, non-conformism

DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-166-172

Издательство «Третья волна» («Third Wave Publishing House») было создано поэтом публицистом и коллекционером Александром Давидовичем Глезером (1934-2016) в 1977 г. А. Д. Глезер - колоритный представитель нонконформистского движения в советском искусстве, был одним из организаторов знаменитой «Бульдозерной выставки» в Москве в 1974 г. В феврале 1975 г. был вынужден выехать на постоянное жительство во Францию, но вывез почти всю свою коллекцию. На следующий год в пригороде Парижа Мон-жероне создал на основе своей коллекции

«Музей современного русского искусства в изгнании».

Монжерон - легендарное место для русской эмиграции. В этом месте находился замок, который король Генрих I подарил своей жене киевской княжне Анне Ярославне. В позапрошлом веке русские выкупили замок, построенный в XVII в. В период первой эмиграции там был открыт приют для русских детей-сирот. К 1970-м гг. замок простаивал, когда профессор Парижского университета, генеральный секретарь Общества «Голос православия» граф Степан Николаевич Тати-

щев (1935-1985) решил передать его в аренду для музея А. Д. Глезера. С. Н. Татищев в начале 1970-х гг. был атташе по культуре посольства Франции в Москве, имел большие связи в советских диссидентских кругах, активно занимался передачей рукописей и самиздата на Запад, а тамиздата - в СССР. В 1976 г. А. Д. Глезер стал выпускать альманах «Третья волна» и создал одноименное издательство в замке Монжерон.

Это название символизировало новое культурное явление - третьею эмиграцию из СССР. Если о журналах «Третья волна» и «Стрелец» еще есть публикации [1; 2; 3; 4; 5; 6, с. 5-6], то про это издательство приводится только упоминание о существовании и несколько абзацев текста П. Н. Базанова в учебных пособиях «Издательское и библиографическое дело русского зарубежья» [7, с. 78-79, 94], «Книга Русского Зарубежья: из истории книжной культуры ХХ века» [8, с. 84, 104; 9, с. 82, 102], в исследовании «„Эрмитаж" („Hermitage") - издательство третьей „волны" русской эмиграции» [10, с. 115] и статья «Третья волна» в энциклопедическом справочнике «Издательства и издательские организации русской эмиграции 1917-2003 гг.» [11].

Издательство «Третья волна» за 15 лет своего эмигрантского существования напечатало более 40 названий книг, альманах «Третья волна» и журнал «Стрелец». Все они выходили в мягких обложках в оригинальном оформлении и на очень хорошей бумаге, часто мелованной. Репертуар издательства тематически можно разделить на следующие категории: художественная книга (25 названий: проза 16, поэзия 9), мемуары (7), литературоведческая (4), историческая (2), политическая (2), искусствоведческая (1). По хронологии: в 1977 г. вышло два издания, в 1978 г. - три, в 1979 г. - два, в 1980 г. - три, в 1982 г. - три, 1983 г. - девять, 1984 г. - одно, 1985 г. - одно, в 1986 г. - десять, в 1987 г. -одно, в 1988 г. - четыре. Почти все авторы были представителями третьей «волны» русской эмиграции. Издательская марка была горящая свеча в круге. Средний тираж издательства был 500 экз., установленный минимальный тираж - 300 экз., максимальный - тысяча. В издательстве «Третья волна» работало всего два человека: сам основатель А. Д. Глезер и художник-дизайнер, график и живописец - неоэкспрессионист Виталий Аронович Длугий (Длуги) (1943-1990). Он тоже являлся участником «бульдозерной выставки», остальных нонконформистских перфомансов и вынужден был эмигрировал во Францию.

В. Длуги оказался очень востребованным и популярным художником на Западе. Он иллюстрировал многие книги «Третьей волны».

К сожалению, А. Д. Глезер поссорился с С. Н. Татищевым. Представители первой «волны» из Комитета попечения Монжерона были очень недовольны, что «Музей современного русского искусства в изгнании» не приносит доходов и постепенно занимает весь замок. Сказывался и различный культурный уровень. Для потомков белогвардейцев весь этот абстракционизм и нонконформизм не ассоциировался с русским искусством. Люди, воспитанные на лозунге отцов «Вся жизнь - За Великую, Единую и Неделимую Россию» откровенно не понимали ультралиберальные или умеренно социалистические настроения новых эмигрантов, особенно про «великорусский шовинизм» в СССР. Как справедливо констатировал издатель В. Е. Аллой в своих воспоминаниях, «к 79-му взаимные упреки Комитета и его квартиросъемщиков уже вылились в столь же взаимные обвинения в сотрудничестве с КГБ (обычный в эмиграции метод ведения полемики). Степан Татищев требовал от Глезера "выйти вон", а тот, в свою очередь, кричал об уничтожении единственного и уникального музея художников-нонконформистов. Постепенно в склоку втягивалась и тяжелая артиллерия: появились «открытые письма» в защиту музея, под которыми среди прочих стояли подписи Максимова, Буковского и т. д.» [12, с. 124]. Далее В. Е. Аллой грустно подводил итог истории: «Комитет видел в происходящем наглое посягательство на подчиненную ему общественную собственность со стороны довольно сомнительных новых эмигрантов и черную их неблагодарность в ответ на оказанную помощь. Для Максимова же вопрос заключался не столько в самом Глезере, сколько в стоящих за ним московских художниках, другими словами - в злостном неприятии эмигрантскими „носорогами"новой,свободной культуры...» [12, с. 125].

В результате скандала А. Д. Глезер и издательство «Третья волна» вынуждены были переехать в США и обосноваться в Джерси-Сити (штат Нью-Джерси), в 7 км от центра Нью-Йорка по другую сторону Гудзона. Этот город шуточно называли в 1980-е гг. «маленьким Ленинградом» из-за обилия выходцев из СССР. «Там с помощью муниципальных властей и банковского маклера Арье Голдберга Глезер и открыл свой американский музей свободного русского искусства» [12, с. 130]. Но на титульных листах журналов и всех книг,

выходящих в издательстве «Третья волна», значится «Париж - Нью-Йорк», что подчеркивает опору на творческие силы этих «столиц» русской эмиграции. В американский период названия книг на титульных листах стали дублироваться на английском языке, а название самого издательства в выходных данных переводилось как «Third Wave Publishing House».

В издательстве выпускался также «литературный, общественно-политический и философский журнал», затем преобразованный со второго номера в «альманах литературы и искусства» «Третья волна» (Монжерон, Франция, 1976-1979; Монжерон, Джерси-Сити, США, 1980-1981, Париж, 1982-1986. № 1-19). Его главным редактором был А. Д. Глезер. Альманах имел четкую искусствоведческую направленность и был неофициальным органом нонконформистского движения. Богемный характер альманаха чувствуется в публикациях рубрик «Русские барды», «Киноискусство» и т. д. и в публикации отчетов о прошедших на Западе и в России выставках. «Третья волна» выходила с большим количеством многоцветных иллюстраций на мелованной бумаге, регулярно печатались репродукции картин художников. В альманахе печатались многие писатели, поэты, публицисты, литературные критики, как эмигрантов, так и живших в Советском Союзе. Литературная позиция альманаха ориентировалась на позицию известного прозаика В. Е. Максимова.

В альманахе «Третья волна» были опубликованы проза В. П. Аксенова, А. Т. Глади-лина, Ю. В. Мамлеева, поэзия И. А. Бродского, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Л. Галича, критика и публицистика С. Д. Довлатова, А. А. Амальрика, П. Г. Григоренко, В. П. Некрасова, Э. И. Неизвестного, В. Р. Марамзина. Регулярно из номера в номер А. Д. Глезер публиковал на страницах своего периодического органа главы из антологии «Русские художники на Западе». Альманах выпускался и в карманном формате, что давало возможность для лучшей переправки в СССР. До шестого номера альманах печатался в типографии парижской украинской типографии «P.I.U.F.» (Premire Imprimerie Ukrainienne en France), затем в городе Майнц в типографии «Josef Floch».

Вторым известным периодическим изданием «Третьей волны» был ежемесячный журнал литературы, искусства и общественно-политической мысли «Стрелец» (1984-1999. № 1-79). Журнал был назван в честь альманаха Серебряного века. Его главным редактором являлся А. Д. Глезер. В нем публиковались

В. П. Аксенов, И. А. Бродский, Д. В. Бобрышев, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, Ю. И. Колкер,

B. Е. Максимов, С. В. Петрунис, А. П. Радише-вич, Г. В. Сапгир, М. З. Темкина, И. С. Холин,

C. С. Юрьенен и многие другие. Журнал, что редкость для Русского Зарубежья, даже выплачивал символический гонорары.

В издательстве «Третья волна» публиковались главным образом произведения авторов альманаха и журнала. Больше всего было издано художественной литературы. Конечно, первой книгой, выпущенной издательством «Третья волна», был сборник стихов самого А. Д. Глезера «Ностальгия» (1977. 76 с.) тиражом 500 экз. Книга была напечатана на прекрасной мелованной бумаге, обложку оформил известный художник авангардист О. Я. Рабин. Книга была с портретом А. Д. Глезера и шестью иллюстрациями в тексте работы русских художников-нонконформистов Ю. А. Жарких, Д. П. Плавинского, Б. П. Свешникова. Через год А. Д. Глезер издал свои мемуары «Человек с двойным дном» (1979. 438 с.; 20 л. в типографии «Josef Floch» в Майнце) о советском периоде жизни.

Еще через год вышел сборник стихотворений «Неверный март» (1980. 32 с.), в парижской типографии «Литературное зарубежье». Одними из самых известных изданий стал сборник эссе и статей «Русские художники на Западе» (с параллельным заголовком «Russian artists in the West») (1986. 280 с., с иллюстрациями и портретами) и антология русской поэзии третьей волны эмиграции «Русские поэты на Западе» (с параллельным заголовком «Russian poets in the West») (1986. 315 с. с портретами поэтов), составленная вместе с поэтом, ректором С. В. Петрунисом. В этих изданиях впервые были представлены почти все поэты и художники третьей «волны», макет к ним подготовил В. Длуги. Из других сборников стихотворений нужно выделить книгу стихов и прозы Евгения Кропивницкого «Печально улыбнуться...» (1977. 48 с.).

Никогда не бывший эмигрантом, поэт, художник и композитор Е.Л.Кропивницкий (1893-1979) - личность в подпольной культуре легендарная. Он был учредителем неформального Лианозовского кружка в Москве в 1950 -1960-х гг., в нем состояли будущие многие авторы «Третьей волны». Сборник был издан из уважения к учителю, который не мог публиковаться в СССР. На следующий год издательство напечатало два сборника стихов. Писатель и поэт Г. В. Сапгир (1928-1999) издал «Сонеты на рубашках» (1978. 45 с.) и «Стихи для перстня» (1980. 18 с.). Литературовед, театровед и поэт

Игорь Николаевич Бурихин - «Мой дом слово» (1978. 23 с.), тиражом 300 экз. в типографии «P.I.U.F.». Поэт, литературовед, кандидат филологических наук, эмигрант Михаил Борисович Крепс (1940-1994) издал «Интервью с птицей Феникс» (1986. 142 с.) с обложкой Александра Коронатова. Единственный писатель второй «волны», опубликованный в издательстве, был поэт и литературный критик Юрий Павлович Иваск (1907-1986). Его поэму «Играющий человек» (1988. 126 с.) издали на средства Фонда друзей Юрия Иваска, с предисловием литературоведа Темиры Андреевны Пахмусс (настоящие имя и фамилия - Татьяна Ивановна Богомазова(1919 или 1927-2007) и оформлением художника В. Длуги.

Проза была представлена известным писателем и диссидентом Анатолием Тихоновичем Гладилиным (1935-2018), который с 1976 г. жил в Париже. В «Третьей волны» вышла его первая книга в эмиграции «Репетиция в пятницу: повесть и рассказы» (1978. 158 с.). Обложку выполнил А. Д. Глезер и его супруга М. И. Муравник, рисунки в книге сделал скульптор и художник М. М. Шемякин.

Самой известной художественной книгой издательства «Третья волна» стало произведение С. Д. Довлатова (1941-1990) «Соло на Ундервуде: (записные книжки)» (1980. 48 с.). Обложку нарисовал М. М. Шемякин, а тираж был максимальным для издательства - 1000 экз. Не меньшей популярностью пользовался роман об адмирале А. В. Колчаке известного писателя В. Е. Максимова (1930-1995) «Заглянуть в бездну» (1986. 308 с.), оформление В. Длуги.

В издательстве был выпущен сборник запрещенных в СССР произведений А. П. Платонова (1899-1951) «Потаенный Платонов: повесть и рассказы» (1983. 179 с.), составителем и автором предисловия был один из самых известных историков из третьей эмиграции, диссидент, публицист, профессор Сорбонны М. Я. Геллер (1922-1997).

Целых три книги опубликовал писатель, философ и индолог Юрий Витальевич Мам-леев (1931-2015). Первой вышла «Изнанка Гогена: рассказы» (1982. 96 с.), с обложкой художника Григория Каледина, затем «Живая смерть: сборник рассказов» (1986. 351 с.), обложка и иллюстрации М. М. Шемякина и роман «Шатуны» (1988. 159 с.), оформление В. Длуги.

В 1979 г. был напечатан тиражом 500 экз. в типографии «Josef Floch» сборник «Смешнее чем прежде: Рассказы и повести» (1979. 157 с.) писателя В. Марамзина (псевдоним

В. Р. Кацнельсона) (1934-2021). Обложка книги была работы художника, поэта-песенника А. Л. Хвостенко (1940-2004), соредактора автора журнала «Эхо», с офортом работы художника О. Н. Целкова (1934-2021).

Две книги принадлежали перу писателя, режиссера и киносценариста Евгения Антоновича Козловского. В 1982 г. он напечатал в журнале «Континент» рассказ «Диссидент и чиновница», был арестован КГБ и отсидел несколько месяцев в Лефортовской тюрьме. Поэтому «Третья волна» издала книгу «Красная площадь: повесть; Диссидент и чиновница: рассказ» (1982. 189 с.) с предисловием А. Д. Глейзера и В. П. Аксенова и обложкой художника и писателя Григория Исааковича Капеляна (литературный псевдоним Д-р Грабов). Через год вышла роман Е. А. Козловского «Мы встретились в раю...» (1983. 313 с.) с обложкой Г. Капеляна.

Историк и фольклорист Михаил Львович Якобсон (1939-2019), известный под псевдонимом Майкл Джекобсон, напечатал книгу «Карзубый: Лагерная повесть» (1983. 89 с.), иллюстратор - Г. Капелян. Эксклюзивные права по продаже предлежали «Руссике». Повести и рассказы «Собачье дело» (1983. 117 с.) была совместной книгой двух друзей, земляков, уроженцев г. Черновцы, русистов, профессоров Бориса Брикера и Анатолия Михайловича Вишевского. Издание оформил художник и литератор-концептуалист Вагрич Акопович Бахчанян (1938-2009). Эксклюзивные права по продаже предлежали «Руссике». В том же году вышла повесть прозаика Ю. А. Гальперина «Играем блюз» (1983. 95 с.). Прозаик, журналист, издатель и ведущий программ «Радио Свобода» Сергей Сергеевич Юрьенен напечатал два романа: «Вольный стрелок» (1984. 320 с.) и «Нарушитель границы» (1986. 208 с.). Роман известного ведущего передачи «49 минут джаза» радиостанции «Свобода» Дмитрия Петровича Савицкого(1944-2019) «Неоткуда с любовью» (1986. 231 с.) иллюстрировал Виталий Длуги.

Другой автор «Третьей волны» прозаик, искусствовед, публицист, эксперт по русской живописи ХХ в. Вадим Викторович Нечаев (настоящая фамилия Бакинский, псевдоним по фамилии бабушки) (1937-2015) был типичным представителем третьей эмиграции. Его отец писатель и литературовед Виктор Семенович Бакинский (1907-1990), руководил «Центральным Литературным объединением» при Союзе писателей, учениками и воспитанниками были С. Д. Довлатов, В. А. Губин, И. М. Ефимов и другие характеризовали его как очень чут-

кого и доброжелательного человека. К тому же они дружили с его сыном. В. В. Нечаев примкнул к неофициальному литературному движению, проводил нонконформистские выставки, выпускал самиздатовский альманах «Архив», посвященный творчеству оппозиционных художников и даже учредил «Музей современной живописи» и в конце концов эмигрировал в США в 1977 г. Поэтому книгу его книгу - романы и повести «Одиноким сдается угол» (1986. 208 с.) - А. Д. Глезер с удовольствием напечатал.

«Третья волна» вошла в историю благодаря изданию мемуарной литературы. В издательстве вышло первое издание на русском языке знаменитого технического секретаря Политбюро ВКП (б) Бориса Георгиевича Ба-жанова (1900-1982) «Воспоминания бывшего секретаря Сталина» (1980. 320 с.), под редакцией А. Д. Глезера.

До этого на русском языке текст печатался только в парижской газете «Возрождение», где Б. Г. Бажанов работал после бегства за рубеж. К сожалению, при обратном переводе А. Д. Глезер не сверял текст со статьями «Возрождения». «Воспоминания» напечатала типография «Литературное зарубежье». Вторые мемуары принадлежали знаменитому художнику-абстракционисту, организатору «Бульдозерной выставки» О. Я. Рабину (19282018) «Три жизни: книга воспоминаний» (1986. 179 с.) с оформлением художников В. Длуги и Г. Копеляна.

Впервые был издан совместно с дюссельдорфским издательством «Голубой всадник» сборник «Николай Гумилев в воспоминаниях современников» (1989. 316 с.). Редактором-составителем, автором предисловия и комментариев был поэт и литературовед профессор Университете штата Айова В. П. Крейд (настоящая фамилия Крейденков) - будущий главный редактор «Нового журнала». Обложка была с портретом Н. С. Гумилева работы В. Длуги, тираж составлял 750 экз.

Фактически данное издание было беспрецедентной антологией мемуаров о знаменитом поэте за 1885-1921 гг. В сборнике были напечатаны воспоминания: Э. Ф. Гол-лербаха, Д. Кленовского, А. Белого, А. Н. Толстого, С. К. Маковского, В. А. Пяста, А. А. Гумилевой, И. фон Гюнтер, В. А. Неведомской, Б. К. Лившица, В. Б. Шкловского, Н. М. Минского, Н. А. Оцупа, Л. И. Страховского, В. Ф. Ходасевича, М. В. Волошина, А. Я. Левинсона, П. Я. Рысса, В. А. Рождественского, В. И. Немировича-Данченко, С. В. Познера, А. В. Амфитеатрова, Г. В. Адамовича.

Совместным проектом с парижским издательством «Альбатрос» была публикация книги по истории культуры Русского Зарубежья. Французский славист Ренэ Герра и А. Д. Глезер составили сборник произведений известного литературного критика, поэта и писателя Ю. К. Терапиано (1892-1980) «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974): эссе, воспоминания, статьи» (1987. 350 с.).

Обложку к этой книге выполнил художник, один из лучших графиков второй «волны» С. Л. Голлербах (1923-2021), оформлял В. Длуги. Издание отличалось большим количеством факсимиле изданий, портретами упоминаемых персоналий.

«Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974)» оказала большое влияние на изучение русской эмиграции во Франции, даже на историю книжного дела, ведь Ю. К. Терапиано один из разделов посвятил парижскому издательству «Рифма».

Вышли также воспоминания писателя, публициста, диссидент М. Р. Хейфеца (1934-2019) «Место и время: еврейские заметки» (1978. 208 с.). Художник Вячеслав Дмитриевич Сысоев (1937-2006), в то время находившийся в заключении в СССР, опубликовал своеобразные воспоминания «Ходите тихо, говорите тихо: Записки из подполья» (1983. 95 с.), посвященные истории советского неофициального искусства. Книга вышла с его же иллюстрациями и обложкой. Эксклюзивные права по продаже предлежали «Руссике».

Были изданы две литературоведческие книги. С фотографией писателя В. Е. Максимова вышел сборник «В литературном зеркале: о творчестве Владимира Максимова» (1986. 272 с.), под редакцией Д. Квачевской и оформлением В. Длуги, тиражом 300 экз. Литературным русским центром «Стрелец» были напечатаны «Материалы конференции „А. И. Солженицын и его творчество"» (1988. 95 с.).

Конференцию провели Стэнфордский и Огайский университеты и русская кафедра Бернского. Обложка была с портретом А. И. Солженицына работы В. Длуги, тираж составлял 750 экземпляров.

Творчеству А. И. Солженицына была посвящена книга его поклонницы израильского литературного критика и публициста Доры Моисеевны Штурман, (урожденная Шток, в замужестве Тиктина) (1923-2012) «Городу и миру: О публицистике А. И. Солженицына» (1988. 432 с.). Обложка была работы В. Длуги, тираж составлял 1000 экземпляров.

Историческая книга была представлена в «Третьей волне» двумя изданиями. Публикация немецких документов, конфискованных американской армией в 1945 г., под названием «Советско-нацистские отношения, 1939-1941: документы» (1983. 351 с.).

Сборник был посвящен переломному и самому непростому периоду советской истории. Редактором и автором предисловия был А. Д. Глезер. Документы приводились не оригинальные, а английских переводов. В свою очередь на русский обратный перевод с американского издания 1948 г. выполнили Роза Гросс и Люба Брукс. Обложка со стилизованными свастиками и серпом и молотом, похожими друг на друга, работы Г. Капеляна и В. Длуги. Эксклюзивные права по продаже предлежали «Руссике».

Следующая книга писателя, популяризатора науки и публициста Семена Ефимовича Резника была посвящена знаменитому ученому генетику Н. И. Вавилову. С. Е. Резник в СССР специализировался на написании историко-документальных повестей и жизнеописаний и был редактором отдела знаменитой биографической серии «Жизнь замечательных людей». Для этой серии он написал книгу о Н. И. Вавилове. Советская цензура вырезала все упоминания о гонении на генетику при И. В. Сталине и про арест и печальные обстоятельства гибели великого ученого. Постоянные ссоры и гонения привели к эмиграции принципиального историка науки С. Е. Резника. Оказавшись в США, он сказу договорился с А. Д. Глезером об издании книги «Дорога на эшафот» (1983. 27 с.), с обложкой, украшенной фотопортретом Н. И. Вавилова. В издание вошли все места, вырезанные советской цензурой (выделены курсивом) из книги ЖЗЛ, а также фотографии и факсимиле документов.

Несмотря на свой искусствоведческий и даже богемных характер, издательство выпустило две политические книги. Сборник статей под редакцией Б. Брокштейн и А. Глезера «Русские здесь = Russians are here: фильм, помогающий Андропову» (1983. 63 с.). На первой странице обложки фрагмент картины О. Н. Целкова, изображающий идиота, олицетворявшего авторов фильма, охаивавшего третью волну эмиграции из СССР.

Издание было с параллельным текстом на русском и английском языках для улучшения имиджа недавних эмигрантов в американской среде. Все права на распространение этой книги принадлежали магазину «Руссика». Известный историк и публицист Ю. Г. Фель-

штинский издал брошюру «Солженицын и социалисты» (1983. 47 с.), посвященную опровержению критики известного писателя. В ней доказывалось, что все претензии оппонентов основаны на их социалистических взглядах. Предисловие к брошюре написал А. Д. Глезер, оформил Г. И. Капелян. Права на распространение принадлежали книжному магазину «Руссика».

Удалось выявить нереализованные планы издательства на 1983 г. Среди них была книга эмигрантского прозаика, драматурга и сценариста Ф. Н. Горенштейна (1932-2002), чья фамилия стала нарицательной для писателей конца ХХ в. У него должны были выйти «Повести и рассказы» (приблизительно 320 с.). У другого известного писателя из третьей эмиграции В. П. Аксенова (1932-2009) должен был быть напечатан сборник «Эссе» (приблизительно 250 с.). Также не вышли «Повести и рассказы» (приблизительно 320 с.) незадолго до этого скончавшегося в СССР писателя, драматурга и философа, кандидата филологических наук Б. Б. Вахтина (1930-1981).

Не напечатаны были книги писателя В. Нечаева «Двойной монолог: повести и рассказы» (приблизительно 320 с.) и роман журналистки, выпускницы МГУ Р. Лесник «Говорит Москва» (приблизительно 250 с.). Не издал А. Д. Глезер сборник рассказов «Мгновения» (приблизительно 96 с.) своей жены, редактора издательства «Советский писатель» М. И. Му-равник. В нереализованных планах осталась публикации «Дневника»(приблизительно 400 с.) знаменитого журналиста и издателя А. С. Суворина (1834-1912). В 1986 г. издательство планировал напечатать пятое издание романа «Семь дней» В. Е. Максимова.

Большинство книг «Третьей волны» распространялось через книжный магазин «Руссика» («Russica Book & Art Shop») в Нью-Йорке на Бродвее, принадлежащий русским эмигрантам из Латвии, супругам В. и И. Кухарец, и американскому еврею из Бруклина Д. Даскалу. У А. Глезера был и свой магазин «BOOKSTORE AND PUBLISHER» в Нью-Джерси-сити по адресу редакции.

Издательство и альманах «Третья волна» вошли в историю литературы, книжного дела, искусства благодаря своим книгам и авторам как олицетворение культуры третьей эмиграции. Издания до сих пор вызывают интерес у современного читателя на родине.

Впервые напечатанные в этом издательстве произведения С. Д. Довлатова, А. Т. Гла-дилина, В. Е. Максимова, мемуары Б. Г. Бажа-нова, О. Я. Рабина, А. Д. Глезера, пользуются

большой популярностью и регулярно переиздаются в России с 1990-х гг.

Важным источником по истории русской эмиграции, диссидентства и нонконформистского движения в СССР стали книги Ю. К. Терапиано «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974)» и антологии «Русские поэты на Западе» и «Русские художники на Западе». Оформлением книг издательства занимались лучшие художники третьей эмиграции.

С 1990 г. А. Д. Глезер стал печатать книги на родине, но только в начале 1992 г. издательство «Третья волна» перебралась в Москву, где стали выходить журнал «Стрелец», еженедельник «Русский курьер», а также проза, поэзия, мемуары, монографии по искусству и даже собрания сочинений. Книги издательства были объединены в серии «Библиотека поэзии и прозы „Стрельца"» и «Библиотека новой русской поэзии, новой русской прозы, нового искусства и воспоминаний».

Список литературы

1. Голлербах С. Л. Глезер Александр Давидович (1934-2016) // Новый журнал. 2016. № 284. С. 349-351.

2. Люсый А. Юбилей «Третьей волны» - Колумба «другой литературы» // Кн. обозрение. 1997. 22 апр., № 16. С. 13.

3. Байбатырова Н. М. Журнал «Стрелец» в системе периодики «третьей волны» русской эмиграции // Медиаисследования 2019. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 110-117.

4. Бетаки В. «Стрелец» (1984-1988) // Звезда. 1991. № 2. С. 206-207.

5. Скарлыгина Е. Ю. Журнально-издательские проекты Александра Глезера // Меди@льманах. 2017. № 5 (82). С. 113-120.

6. Скарлыгина Е. Ю. Журналистика русской эмиграции: 1960-1980-е гг.: учеб. пособие. Москва, 2010. 109 с.

7. Михеева Г. В., Шомракова И. А., Базанов П. Н., Полотовская И. Л. Издательское и библиографическое дело русского зарубежья: учеб. пособие /; С. Пе-терб. ун-т культуры и искусств. Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т культуры и искусств, 1999. 134 с.

8. Базанов П. Н., Шомракова И. А. Книга Русского Зарубежья: из истории книжной культуры ХХ века: учеб. пособие. Санкт-Петербург: изд-во Петерб. ин-т печати, 2001. 113 с.

9. Базанов П. Н., Шомракова И. А. Книга Русского Зарубежья: из истории книжной культуры ХХ века): учеб. пособие. 2-е изд., испр. Санкт-Петербург, 2003. 110 с.

10. Базанов П. Н. «Эрмитаж» («Hermitage») - издательство третьей «волны» русской эмиграции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (22). С. 114-119.

11. Базанов П. Н. «Третья волна» // Издательства и издательские организации русской эмиграции 1917-2003 г.: энцикл. справ. Санкт-Петербург, 2005. С. 314-316.

12. Аллой В. Записки аутсайдера // In memoriam: сб. памяти Владимира Аллоя. Санкт-Петербург: Феникс-Atheneum, 2005. С. 17-156.

References

1. Gollerbach S. L. Glezer Alexander Davidovich (1934-2016). New Journal. 2016. 284, 349-351 (in Russ.).

2. Lusy A. Anniversary of the «Third Wave» -Columbus «other literature». Book review. 1997. 16 (Apr. 22), 13 (in Russ.).

3. Baibatyrova N. M. Magazine «Sagittarius» in the system of periodicals of the «third wave» of Russian emigration. Media Research 2019. Barnaul: Altai Univ. Press, 2019. 110-117 (in Russ.).

4. Betaki V. «Sagittarius» (1984-1988). Star. 1991. 2, 206-207 (in Russ.).

5. Skarlygina E. Yu. Journal and publishing projects of Alexander Glezer. Medi@lmanakh. 2017. 5 (82). 113-120 (in Russ.).

6. Skarlygina E. Yu. Journalism of Russian emigration: 1960-1980s: textbook. Moscow, 2010. 109 (in Russ.).

7. Mikheeva G. V., Shomrakova I. A., Bazanov P. N., Polotovskaya I. L. Publishing and bibliographic business of the Russian abroad: textbook / Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 1999. 134 (in Russ.).

8. Bazanov P. N., Shomrakova I. A. Book of the Russian Diaspora: from the history of book culture of the twentieth century: textbook. Saint-Petersburg: publ. house Petersburg Inst. of Press, 2001. 113 (in Russ.).

9. Bazanov P. N., Shomrakova I. A. Book of the Russian Diaspora: from the history of book culture of the twentieth century: textbook. 2nd ed., rev. Saint-Petersburg, 2003. 110 (in Russ.).

10. Bazanov P. N. «Hermitage» - the publishing house of the third «wave» of Russian emigration. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2015. 1 (22), 114-119 (in Russ.).

11. Bazanov P. N. «The Third Wave». Publishing Houses and Publishing Organizations of Russian Emigration 1917-2003: encyclopedic ref. bk. Saint-Petersburg, 2005. 314-316 (in Russ.).

12. Alloy V. Notes of an outsider. In memoriam: coll. of memory of Vladimir Alloy. Saint-Petersburg: Phoenix-Atheneum, 2005, 17-156 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.