Священник Александр СИРИН, кандидат богословия, преподаватель СПДС,
БЕЛЯКОВ А., студент V курса СЗО СПДС
«Русское барокко»
в церковной архитектуре города Саратова
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Н. В. Гоголь
В последние десятилетия отмечается несомненный рост общественного интереса к изучению наследия местного зодчества, и прежде всего к церковной архитектуре. Результаты таких исследований невозможно переоценить, поскольку они служат материалом для архитектурной мысли при развернувшемся в России крупномасштабном восстановлении и новом строительстве памятников церковной архитектуры. Недостаточная эмоциональность и, нередко, отсутствие образной насыщенности, отмечающиеся в городской среде центральных районов России, вызывают потребность в реконструкции с учетом особенностей исторического контекста.
История города Саратова и его развитие неразрывно связаны с церковными объектами, которые появлялись в разное время и органично вошли в архитектурно-планировочную структуру города. В течение длительного времени происходил активный процесс разрушения этих памятников, многие из которых совершенно не были изучены и почти не зафиксированы в историческом материале. В этих условиях при наблюдающемся сегодня возрождении российских святынь исследование архитектуры утраченных и восстановленных
церквей города Саратова становится весьма актуальным как в историческом, так и в практическом реставрационном отношении.
Саратовская земля вместила едва ли не самую значительную часть российского храмостроительного наследия различных архитектурных стилей — барокко, классицизм, русско-византийский, модерн. Однако началом отсчета храмового зодчества может считаться лишь конец XVII века, поскольку частые пожары не раз уничтожали город практически дотла. Так, во время опустошительного пожара 20 июня 1811 года сгорело 1360 домов и 360 лавок, амбаров и лабазов. Уцелело всего 129 каменных построек.
Настоящая статья посвящена описанию церковных строений города Саратова, выполненных в стиле «русское барокко».
История возникновения и эволюция стиля «русское барокко»
Архитектурный стиль барокко является продолжением, пожалуй, одних из самых интересных и значимых идей итальянского Ренессанса. Родоначальником этого стиля по праву считается величайший мастер архитектуры Микеланджело Буонаротти. Само название стиля — «барокко» — переводится как «причудливый, вычурный, кокетливый, жемчужина неправильной формы». Стилистика барокко сложилась на базе греко-римских античных традиций благодаря использованию как их художественного языка декора, так и планировочных построений и инженерно-технических приемов подведения зданий: расположенные одно над другим окна разрывали или изгибали антаблемент, многочисленные раскреповки смещали плоскости стен, волюты и завитки картушей придавали вращательные движения элементам декора. И эта динамичность, подвижность форм была присуща в равной мере церковным и светским постройкам; при этом и там, и там
богатый барочный декор не нарушал ясности и достаточной строгости основных архитектурных членений.
Зародившись в Западной Европе, этот «стиль постепенно проникал через восточные европейские страны, прежде всего в такие славянские страны, как Украина, Белоруссия»1. На протяжении столетий христианские храмы во всем своем разнообразии составляли четко очерченную типологическую группу, выделяясь среди прочих общественных и жилых зданий не только доминирующими размерами, но и присущими им устойчивыми во времени композиционными решениями, совокупностью объемно-пространственных элементов. Однако с течением времени происходило постепенное размывание границ между образными решениями храмов и общественных зданий, в основном в западноевропейской традиции.
В России «распространение барокко проходило на фоне роста и укрепления дворянской абсолютной монархии в первой половине XVII века»2. Для обозначения этого нового явления в архитектуре допетровской Руси исследователь древнерусского зодчества Николaй Султанов даже ввел специальный термин — «русское барокко». Особенностью данного стиля является объединение уже существовавших в то время русских традиций и «украинского барокко» вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада. Вот характерные черты «русского барокко»:
• сложные объемно-планировочные композиции построек светского и храмового назначения;
• активное применение в качестве архитектурного декора скульптурной пластики, символизирующей связь с античным архитектурным наследием;
1 Русское искусство эпохи барокко: Каталог выставки / Гос. Эрмитаж. Вступ. статья А.Г. Побединской. Л.: Искусство, 1984. С. 3
2 Меерович М.Г. Шесть стилей деревянного искусства // Архитектон: известия вузов. 2013. № 42. С. 78.
• применение активной полихромии в объемно-пластическом решении фасадов.
Поскольку новые веяния первоначально воспринимаются, как правило, более просвещенным столичным населением, то неудивительно, что развитие данного стиля в русской архитектуре открывается периодом «московского барокко», длившимся с начала 1680-х до первых лет 1700-х годов. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Некоторые современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог мaньеризма, а отсчет истории «русского барокко» ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике.
«Московское барокко» в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрaмления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.
Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Появление таких неожиданных форм обусловлено главным образом вкусами конкретных заказчиков. В связи с этим в эволюции «русского барокко» конца XVII века различают нарышкинский, строгановский и голицынский стили.
В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала 1690-х годов, появление которых с большой степенью вероятности можно связать с воцaрением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии, боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Эта группа стилистически разнородна. В частности, тарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассными
мастерами, сооружавшими ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690); безупречно выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре имеют гораздо более грубое оформление, архитектором используются совсем иные художественные приемы.
Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности московского зодчества, которому была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко, и, напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. При этом никак не умалялась увлеченность в архитектуре устремленными кверху массами, красноречием силуэта.
Голицынский стиль в рамках «русского барокко» связан с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, близкого соратника Петра I и последовательного сторонника европеизации русской культуры. Для храмовых построек его подмосковных имений характерен сложный лепной декор и категоричный отказ от сохранения традиционного силуэта русского храма — здания строились не крестово-купольные, а эллиптические и более напоминали ротонды.
Для построек, возводимых по заказу крупного промышленника Строганова, сравнительно с московскими памятниками, характерна относительная локальность, а в художественном плане — архитектура более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик.
Итак, для церковной архитектуры, выполненной в стиле «русского барокко», характерно особое изящество строений с безукоризненными пропорциями, «с применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, а также "двуцветие" — использование только
красного и белого цветов»3. Символической деталью также являются широкие окна, расположенные на всех ярусах зданий, начиная с нижних этажей, которые приходят на смену узким и редким окнам средневековья. XVII век взглянул на мир глазами широко распахнутых окон. Человек перестал ощущать страх перед непонятным миром, перестал окружать себя крепостной стеной, перестал превращать в крепость каждый дом, каждый храм4.
Памятники «русского бaрокко» на Саратовской земле
Как и во многих других отдаленных от столицы регионах России, зодчие Саратовской губернии также стремились идти в ногу со временем. Они восприняли новый стиль, усвоили его принципы, но при этом адаптировали его к местным традициям и менталитету. Вот самые яркие архитектурные ансамбли, выполненные в данном стиле.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Никольская) располагалась на пересечении улиц Московская и Большая Сергиевская (ныне ул. Чернышевского).
Об основании и строительстве Никольской (Рождества Богородицы) церкви в городе Саратове упоминается в пространном документе неизвестного автора, который указывает, что изложенные им факты взяты из «Записок» Духовной консистории, а потому данное описание вполне заслуживает внимания и доверия: «Сей Святый храм Рождества Божией Матери во владычествование Благочестивейшего великого Государя Императора Петра Алексеевича при Святейшем Кир Адриане всероссийском патриархе, восприял свое начало, через Саратовского дворянина Афанасия Федоровича Фофанова, которой как из... Духовной Консистории записок
3 Сирин А., свящ. Храмы Саратовской епархии. История стиля // Труды СПДС. Вып. 3. Саратов, 2009. С. 8.
4 См.: Там же.
Церковь Рождества Пресвятой Проект церкви Рождества Богородицы (Никольская) Пресвятой Богородицы
(Никольской)
явствует от сотворения мира 7205, а от Рождества Христова в 1697 году основан и заложен, и взведен по окошки, но далее работы долго не происходило, а каких ради причин также и переименование храма последовало неизвестно; после же сего возбужденной подобною к Богоугодному делу ревно-стию саратовской купец Василий Лаврентьев Портнов начал собственным же иждивением сию Святую церковь достраивать, которую с помощию Божиею совершил, но только без колокольни, а иконостас со святым иконным греческим писанием и какое на первой случай церковной утвари и ризницы потребно было оное благолепное украшение произошло от саратовского ж купца Ивана Афанасьевича Лежнева; после же сего несколько времени сооруженного Святого храма, приступил и воздвигнул, своим капиталом существующую колокольню саратовской купец Максим Космич Нечаев;
в котором же точно году, всей церкви и колокольни усовершенствование было и при котором Архипастыре освящена, по случаю бывших в городе Саратове разных пожаров сведения не найдено»5.
Итак, после того, как в 1695 году Смоленская церковь города Саратова сгорела, ее начали восстанавливать в 1697 году, но уже «в камне» и с переменой наименования. Можно заметить, что Никольскую церковь начали строить «в камне» в том же году, что и Троицкий собор, который ныне расположен на Музейной площади в Волжском районе города. Отметим также, что строительство прервалось на некоторое время по неизвестным причинам, но все-таки церковь была достроена и освящена, а несколько позже к ней была пристроена колокольня. Вероятнее всего, Никольская церковь была освящена к 1710 году6.
Храмы подобного типа были широко распространены в России именно на рубеже XVП-XVШ веков, особенно в провинции. Стиль подобных храмов — «московское барокко», но только в провинциальном варианте. Сохранялась одна из основных особенностей стиля — «восьмерик на четверике» с трапезной частью, к которой по бокам пристраивались один или два придела. Восьмерик венчался небольшой главой, а с западной стороны трапезной пристраивалась небольшая шатровая колокольня такого же типа — «восьмерик на четверике». Однако в отличие от пышных, роскошно орнаментированных крупных церквей стиля «московского» или «нарышкинского барокко», провинциальные приходские храмы были по внешней отделке гораздо проще и безыскуснее: декор карнизов, граней, оконных и дверных проемов примитивен, сведен
5 Цит. по: Леопольдов А.Ф. Летопись Саратовской губернии, со времени присоединения сего края к России до 1821 года. [Б. м., б. г.]. С. 52-53.
6 См.: Вронский О.Г. Крестьянская община на рубеже Х1Х-ХХ вв.: структура управления, поземельные отношения, правопорядок. М.; Тула, 1999. 153 с.
к минимуму или почти совсем отсутствует. Объясняется это тем, что небогатые приходы, особенно во время петровских реформ, не имели достаточных средств на всякого рода архитектурные новшества.
Никольская церковь явилась прототипом каменных Спасо-Преображенской (Четырехсвятской), Казанской и Крестовоздвиженской церквей города Саратова. Все они были построены в первой половине XVШ века и имели схожие конструктивные особенности.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (СтароКазанская) занимала квартал нынешней улицы Лермонтова между Троицким взвозом и улицей Валовой.
По преданию, деревянная Казанская церковь была отстроена на левом берегу Волги, но в первой половине XVII века была разобрана и одной из первых перенесена в новый правобережный Саратов. За свою долгую историю она многократно уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась заново. Так, после пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова, но вскоре была возведена на том же месте, только уже из камня, и обращена в приходскую.
До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела свое подворье. Спустя столетие после очередного
пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец А. Рыбакин. Он получил разрешение построить на углу подворья часовню и торговые лавки. Проект храма при утверждении в Санкт-Петербурге был признан неудовлетворительным «по неблаго-
Церковь Казанской иконы видности фасада» и выполнен Божией Матери заново, но уже в столице, архи-
(Старо-Казанская) тектором Д. Е. Ефимовым.
Проект «каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утвержден 13 мая 1848 года7.
В 1866 году через Глебучев овраг началось возведение дамбы, и для ее устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание церкви подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нем жилые комнаты для причта Казанской церкви. К 1914 году Казанская церковь была полностью благоустроена, но уже в 30-х годах прошлого столетия она была снесена в рамках кампании по массовому уничтожению объектов религиозного культа. В настоящее время на месте церкви находится жилой дом, однако сохранилось одно здание церковного ансамбля — дом причта Казанской церкви.
Церковь была выполнена в виде четырехугольника с возвышающимся над ним барабаном с куполом. Стены барабана были гладкие, без всяких излишеств, а архитектурной изюминкой являлся сам купол — так называемая луковичная глава8, показывающая, насколько стойкими в провинции оказались традиции «узорочья». Основой фасада колокольни,
7 Максимов Е.К., Сафронов Ю.А. Старый Саратов на фотографиях и открытках. Саратов, 2004. С. 102.
8 См.: Максимов Е.К. Саратов, которого нет. Путеводитель. Вып. 1. Саратов, 2011. С. 45.
Проект церкви Казанской иконы Божией Матери (Старо-Казанской) архитектора Д. Е. Ефимова
выполненной в классическом стиле, являлись две колонны с дорическим ордером, расположенные у портала. Ансамбль церкви дополнял дом причта.
Казанская церковь — яркий пример того, что условно может быть названо «семнадцатым веком в восемнадцатом»9. Подобные храмы с луковичным пятиглавием поверх четырехскатной крыши четверика, нередко сохраняющего кокошники, и дополняемые столь же архаичной шатровой колокольней, были весьма распространены на Руси.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (Старо-Покровская) находилась на пересечении Покровской и Введенской улиц (ныне ул. Лермонтова и Григорьева). В народе она также называлась «Покров Божия Матери» или «Старо-Покровская».
Дата построения церкви доподлинно неизвестна, но предание гласит, что она существует с 1747 года. Главный престол — в честь праздника «Введения Пресвятыя Богородицы». Пять приделов были устроены в честь праздника «Покрова Пресвятыя Богородицы» и во имя святых: Иоанна Богослова, равноапостольных Константина и Елены и священномуче-ника Харалампия10.
В книге «История Саратовского края» о постройке Введенской и близлежащих церквей говорится так: «Эти церкви (Введенская, Воздвиженская, Михаило-Архангельская, Рождества Богородицы, Никольская, Казанская) расположены почти все рядом и стоят одна от другой не далее как 50-200 сажень. Рассказывают старожилы, что в те времена богатые купцы, соперничая один перед другим, старались соорудить на собственное свое иждивение храмы Божии или возле своих домов
9 Каптиков А.Ю. Барокко в архитектуре Поволжья и Урала: опыт сопоставления // УралНИИпроект РААСН. 2011. № 4. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/barokko v arhitekture povolzhya i urala opyt sopostavleniya (дата обращения: 23.05.2016).
10 См.: Валеев. В.Х. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990. С. 21.
Церковь Введения Пресвятой Проект церкви Введения
Богородицы (Старо-Покровская) Пресвятой Богородицы
(Старо-Покровской)
или неподалеку от них, где было удобно, чтобы со своей семьей, и со всеми служащими быть при Божественной литургии в своей церкви, а не другим кем сооруженной. Этот отголосок старожилов заслуживает вероятия, потому что в этих местах не было и теперь нет ни одного дома, который бы принадлежал помещику или чиновнику, а все купеческие, большого размера, каменные, двух-трехэтажные, вблизи почти каждого большого дома и расположена церковь. Только одна Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа стоит в отдаленности сих церквей»11.
По внешнему виду кирпичная Введенская церковь, выстроенная в середине XVIII века, сильно отличалась от других саратовских храмов. Она выглядела как бесстолпный четверик, вытянутый вдоль поперечной оси. Стрельчатые формы угловых башенок (вместо традиционных главок), обрамление окон, общее решение основного объема — все это создавало иноземный, западный характер ее образа. Обращала на себя внимание и резкая разница масштабности решения силуэтов самой церкви и ее колокольни.
11 Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1996. С. 123.
В середине XIX века церковь была капитально перестроена в русско-византийском стиле, был изменен декор, сооружено завершение в виде декоративного пятиглавия, пристроены трапезная и шатровая колокольня. В начале 30-х годов XX века церковь была снесена. Сохранился церковный дом, в котором в 1939-1942 годах помещался штаб 53-й Саратовской стрелковой дивизии, в 1942-1946 годах — штаб 3-й Краснознаменной запасной истребительной революционной бригады. В настоящее время в здании расположено гарнизонное военное ателье.
Церковь в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня располагалась на Большой Сергиевской улице (ныне ул. Чернышевского, 148) и входила в архитектурный комплекс женского Крестовоздвиженского монастыря города Саратова.
Первое деревянное здание монастырского храма имело три придела: главный — в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня, второй — во имя святого пророка Илии
и третий — во имя мученицы Параскевы. Однако городские пожары несколько раз превращали монастырь в пепел, и каждый раз все приходилось отстраивать заново, надеясь на помощь Бога и добрых людей. Лишь в 1740 году на средства майора Василия Суровцева было построено каменное здание Крестовоздвиженской церкви с приделом во имя пророка Илии. По всей видимости, эта церковь стала вторым по счету каменным храмом, построенным в правобережном Крестовоздвиженская церковь Саратове.
Вид на Покровскую улицу и Крестовоздвиженский женский монастырь
В 1836 году игумения Анастасия устроила второй придел к главной монастырской церкви — в честь Смоленской иконы Божией Матери, который был освящен преосвященным I Иаковом (Вечерковым). В период с 1854 по 1856 год на средства саратовского купца Полеводина главная церковь была вновь перестроена и освящена.
В 1903 году на средства вдовы саратовского купца А. И. Семидетновой по проекту гражданского инженера Ю. Н. Терликова был построен новый храм — во имя святителя Николая Чудотворца с двумя приделами: во имя святых и праведных Симеона, пророчицы Анны и мученицы Параскевы и во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна, Устюжского чудотворца.
После революции в 1919 году монастырь был ликвидирован, все постройки были переданы горфонду. В 1934-1939 годах были разрушены обе церкви монастыря; а хозяйственные и жилые здания были снесены в 1980-е годы при строительстве гостиницы «Словакия».
В настоящее время сохранились лишь святые ворота ограды бывшего монастыря. В июле 2008 года Епископ
Проект Крестовоздвиженской церкви
Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Чудотворца в обновленной после ремонта арке. Летом 2006 года в частично сохранившемся монастырском помещении была устроена и освящена церковь с пре-Храм Николая Чудотворца столом в честь Воздвижения
Крестовоздвиженского Честного и Животворящего
женского монастыря Креста Господня.
***
Таким образом, проведенное авторами исследование позволяет заключить, что в храмовой архитектуре города Саратова и Саратовской области стиль «русское барокко» не получил значительного распространения и не является типичным. Данный факт, несомненно, следует учитывать при воссоздании архитектурного лица города.
Материалы выполненного исследования могут быть использованы при реставрации храмов, построенных на территории Саратовской губернии в XVIII — первой половине XIX века, разработке проектов новых зданий.