Научная статья на тему 'РУССКИЙ ЯЗЫК: ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ'

РУССКИЙ ЯЗЫК: ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная значимость / межнациональный контакт / неформальное общение / образование / мигранты / качественное образование / профориентационный характер. / аny language contributes to the development of mental / creative knowledge / enhances thinking and imagination. The article addresses the issue of the need to study the Russian language in the field of state organizations. The statistics of the transformation of interest in the Russian language among the population of Central Asia are given. The main problem considered in the article is the teaching of the Russian language at a new stage in the development of education in the XXI century. The article offers a number of tasks for law enforcement officers taking into account new pedagogical and information technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алламуратова Гулсанем Жалгасбаевна, Алламуратова Айсанем Жалгасбаевна

любой язык способствует развитию умственных, творческих знаний, усиливает мышление и воображение. В статье затрагивается вопрос необходимости изучения русского языка в сфере государственных организаций. Приводится статистика трансформации интереса к русскому языку населения Средней Азии. Основная проблема, рассматриваемая в статье, преподавание русского языка в период сложного этапа процесса образования XXI века. В статье предлагается ряд заданий для сотрудников правоохранительных органов с учетом новых педагогических и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN LANGUAGE: FEATURES OF STUDYING IN A NON-RUSSIAN AUDIENCE

аny language contributes to the development of mental, creative knowledge, enhances thinking and imagination. The article addresses the issue of the need to study the Russian language in the field of state organizations. The statistics of the transformation of interest in the Russian language among the population of Central Asia are given. The main problem considered in the article is the teaching of the Russian language at a new stage in the development of education in the XXI century. The article offers a number of tasks for law enforcement officers taking into account new pedagogical and information technologies.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ ЯЗЫК: ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ»

РУССКИЙ ЯЗЫК: ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ

Алламуратова Г.Ж.1, Алламуратова А.Ж.2

1 Алламуратова Гулсанем Жалгасбаевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и литературы, факультет иностранных языков, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус; 2Алламуратова Айсанем Жалгасбаевна - кандидат филологических наук, доцент,

кафедра языков, факультет русского языка и литературы, "Profi University", г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: любой язык способствует развитию умственных, творческих знаний, усиливает мышление и воображение. В статье затрагивается вопрос необходимости изучения русского языка в сфере государственных организаций. Приводится статистика трансформации интереса к русскому языку населения Средней Азии. Основная проблема, рассматриваемая в статье, - преподавание русского языка в период сложного этапа процесса образования XXI века. В статье предлагается ряд заданий для сотрудников правоохранительных органов с учетом новых педагогических и информационных технологий.

Ключевые слова: социальная значимость, межнациональный контакт, неформальное общение, образование, мигранты, качественное образование, профориентационный характер.

RUSSIAN LANGUAGE: FEATURES OF STUDYING IN A NON-RUSSIAN

AUDIENCE

12 Allamuratova G.Zh. , Allamuratova A.Zh.

1Allamuratova Gulsanem Zhalgasbaevna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, FACULTY OF FOREIGN LANGUAGES, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER AJINIYAZ, NUKUS 2Allamuratova Aysanem Zhalgasbaevna - PhD in Philology, Associate Professor, DEPARTMENT OF LANGUAGES, FACULTY OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, "PROFI UNIVERSITY", TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: аny language contributes to the development of mental, creative knowledge, enhances thinking and imagination. The article addresses the issue of the need to study the Russian language in the field of state organizations. The statistics of the transformation of interest in the Russian language among the population of Central Asia are given. The main problem considered in the article is the teaching of the Russian language at a new stage in the development of education in the XXI century. The article offers a number of tasks for law enforcement officers taking into account new pedagogical and information technologies.

Keywords: social significance, interethnic contact, informal communication, education, migrants, quality education, career-oriented nature.

УДК 372.8

В настоящее время русский язык занимает не последнее место в мировом содружестве. По международному рейтингу русский язык стоит на восьмом месте по степени распространенности. Безусловно, что в этом играет роль его социальная значимость.

В своей научной статье «Русский язык в современном Узбекистане» ее авторы Р. Назаров, В. Алиева, Ж. Юнусова, опираясь на данные московского этносоциолога Л.М. Дробижева, отмечают, что в Узбекистане в 1970-е годы «среди узбеков, читающих художественную литературу, особенно серьезного психологического содержания, селективно или постоянно просматривающих телепередачи, знающих наряду с родным русский язык, число тех, кто имеет друзей иных национальностей и положительно относится к межнациональным контактам (в том числе и в сфере неформального общения) в полтора -два раза больше (в городе и на селе), чем среди тех, кто не имеет вышеперечисленных культурных навыков» [2, с. 170-175].

Следует обратить внимание на интересный факт статистики, которые приводят в своем исследовании вышеупомянутые авторы: «в начале 80-х годов [ХХ века - А.Г.] в Узбекистане 80% учащихся обучалось

в школах с родным языком обучения. При этом 66% узбеков Ташкента высказались за обучение своих детей на узбекском языке, 34% высказались за обучение на русском языке» [2, с. 170-175].

В результате сложных общественно-политических событий в 1991 году произошел распад Союза Советских Социалистических Республик.

Таким образом, для многих стран бывшего СССР начинался новый отсчет во всех сферах жизни человека. Менялась политическая структура, социальная, культурная, образовательная. В таких неоднозначных обстоятельствах менялось отношение к русскому языку. Языковая политика в странах Центральной Азии шла по пути приоритетного развития государственного языка и игнорирования русского.

Однако с течением времени и обстоятельств наблюдаются тенденции по реабилитации русского языка в наших регионах.

11 октября 2020 года был подписан меморандум о реализации совместного долгосрочного российско-узбекского проекта «Класс», направленного на повышение качества преподавания русского языка и общеобразовательных предметов на русском языке в Республике Узбекистан.

Современная действительность диктует свои законы и порядки. Большой поток мигрантов на территорию России обуславливает интерес многих граждан Средней Азии к русскому языку.

Любой язык способствует развитию умственных, творческих знаний, усиливает мышление и воображение. Система преподавания русского языка является одним из сложных этапов в процессе получения образования. Возникают новые подходы к определению цели и средств обучения языку. Для качественного преподавания используют как педагогические, так и информационные технологии.

В современной методике преподавания русского языка конца ХХ - начала XXI века отмечают факторы: «...реальные потребности личности, государства и общества» [1, с. 3].

В связи с вновь возобновившимися связями Узбекистана с Россией в торговой, промышленной, образовательной, политико-правовой, административной сферах, у граждан Республики повышается интерес к русскому языку. Подписываются соглашения о сотрудничестве в переподготовке и подготовке кадров правоохранительных органов Узбекистана и России, о совместных действиях по борьбе с трансграничной преступностью. Это обязывает сотрудников правоохранительных органов знать русский язык.

Русский язык изучается в школах с русским и нерусским языком обучения. Поэтому своеобразны методы обучения русскому языку в таких учреждениях. Различия сохраняются в построении и содержании программы, в средствах и приемах.

Тем не менее, существует неизменная единая теоретическая основа в обучении русского языка.

В данной работе будут представлены грамматические темы и средства, приемы их закрепления.

Так как обучение проводилось для сотрудников правоохранительных органов, соответственно подбор материала носил профориентационный характер.

При обучении, изучении и закреплении учебного материала придерживались следующей структуры:

1. Ознакомление с теоретическим материалом

2. Выполнение заданий

3. Чтение и работа с текстом

Тема первая: Часть речи: имя существительное.

Имя существительное — часть речи, которая включает слова с предметным значением в широком смысле этого слова.

Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?

Например: портфель - портфель, шахтер-шахтер, швея - тигиуши, пловец - жузиуши, плавание -жузиу, болезнь - кеселлик, жизнь - вмир, ходьба - ЖYрис.

На следующем этапе предлагается из слов найти имена существительные:

1 чтение читать читальный читающий читатель читка

2 бегать бег беготня беглый бегающий разбег

3 стрелять стрельба стрелянный стреляющий стрелок стрела

4 ходить ходьба ходовой ходок ходящий приход

Род существительных:

Большинство имен существительных относится к одному из трех родов: мужскому (пистолет, свидетель, город, портфель), женскому (страна, бумага, кровать, речь, земля), среднему (поле, восстание, знамя, дитя)

К мужскому роду относятся существительные, которые заканчиваются на твердый согласный или

Й: стол, край;

К женскому роду относятся существительные с окончаниями -а(я):няня, книга. К среднему роду относятся существительные с окончаниями -о, -е: окно, море.

Если после шипящего пишется мягкий знак, это существительное женского рода.

Если не пишется мягкий знак - мужского рода

Мяч, врач, силач, крепыш, плюш, борщ - мужской род.

Ночь, брешь, рожь, дрожь, брошь - женского рода.

Род существительных, которые заканчиваются на мягкий знак, нужно запомнить:

Дождь, автомобиль, портфель - мужской род.

Медаль, педаль - женского рода.

Существительные, которые обозначают профессию, должность, ученое звание и степень и не имеют пару женского рода, относятся к мужскому роду.

Например: ректор, врач, судья.

Слушателям предлагается просмотреть видеофрагмент из фильма режиссера Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». После просмотра фрагмента слушатели должны ответить на следующие вопросы:

1. Какие предметы находятся в квартире? Перечислите их (стол - стол, стул - отыргыш, диван -диван, кровать - кровать, шахматы - шахматы, птичка - цус, статуэтка (человеческая фигура) -статуэтка (адамфигурасы); шкаф - шкаф. Определите род перечисленных предметов.

2. В каких родственных отношениях, находятся герои видеофрагмента? (Отец - же, дочь - цыз. и зять-куйеу бала) Как их зовут? (Отец - Семен Васильевич, дочь - Инга, зять - Дима).

3. Какие существительные используют в своей речи герои отрывка? (палочки - таяцлар, дедушка -ата, лет - жас, следователь - тергеуши, Семен Васильевич, дом - Yй, тюрьма - тYрме, шутки - уэзил, Инга, сухари - кептирилгеннан, Дима, позор - шерменделик, масцарашылыц, поучения - ацыл-нэсийхат, рынок - базар, клубника - клубника, руками - колы менен, взятки - пара, зять - куйеу бала; дочь -цыз, человеком - адамнан, птичку -цусты, сирота - жетим).

4. Какие словосочетания в отрывке употреблены неправильно? (тебя посодют, не допущу позор, торгую кулубнику, положь птичку).

5. Объясните значения следующих выражений: дать в лапу - цолына бирзат бериу (бауалызат пенен взинетартыу), сушить сухари - жинаятца жазабериуге таярлыц квриу, цамаццаалыу, меня застукали -мени услапалды, казарменные шутки - казарма свзинен, эскерий хызметке тийисли уэзиллер.

Далее слушателям предлагается индивидуальное чтение текста с последующими ответами на вопросы.

«Сначала случилось несчастье в Завитинске. Вечером 18 ноября 1995 года загорелся частный дом по улице Кирпичной. Когда огонь потушили, обнаружили пять трупов, четыре из них с пулевыми ранениями.

Через две недели в Благовещенске пропало пятеро взрослых мужчин и мальчик, которому через считанные дни должно было исполниться шесть лет. Через несколько дней открылось: все шестеро убиты и спущены в прорубь в районе Астраханских лугов.

Сотрудники уголовного розыска задержали убийц через два дня после убийства в Благовещенске. Проверяя все адреса, по которым могли зайти шестеро пропавших, заглянули в гаражный бокс, где хозяйничали «два Виктора», как называли их соседи, - Хашимов и Мерзляков. Один из них, завидев милицию, быстро задвинул что-то ногой под машину. Гости посмотрели, оказалось - оружие. Продержав под пистолетом обоих, дождались опергруппу. На допросах стала рисоваться картина, обильная на жуткие подробности.

Поздним вечером тихо подъехали к дому, постучались и, как только дверь открыла жена знакомого, Мерзляков выстрелил из карабина. Хозяин, смотревший лежа на полу телевизор, встать не успел: следующая пуля была для него. Третьим выстрелом Мерзляков убил сидевшую в кресле взрослую дочь Жолнера, четвертым - шестилетнего сына. Последним, кто оставался в живых, был годовалый малыш дочери. Мерзляков не стал тратить на него патрон - облил одеколоном детский матрасик и поджёг. Ребенок задохнулся в дыму.

Взрослых и мальчика постарше Мерзляков убивал как возможных свидетелей. Но несмышленый ребенок свидетелем быть не мог.

Вопросы к тексту:

1. В какое время загорелся дом в Заветинске?

2. Это был частный дом?

3. Сколько трупов обнаружили в загоревшем доме?

4. Сколько лет было мальчику, который пропал с пятью мужчинами?

5. Через сколько дней задержали убийц?

6. Куда заглянули сотрудники уголовного розыска, проверяя адреса пропавших шестерых мужчин?

7. Кого соседи называли «два Виктора»?

8. Что сделал один из них, завидев милицию?

9. Что они прятали?

10. Кто открыл им дверь в частном доме в Завитинске?

11. Что делал хозяин дома?

12. Где сидела дочь Жолнера?

13. Кого Мерзляков убил четвертым?

14. Зачем он убил годовалого малыша? Грамматические задания:

1. Выпишите из текста существительные и распределите их по родам: мужской, женский, средний.

2. Составьте предложения с этими существительными.

3. Уберите лишнее слово:

1) дом, здание, жилище, сооружение

2) дорога, путь, тропинка, траса

3) кепка, малахай, шапка, шляпа

4) море, озеро, океан, болото

5) тень, день, пень, портфель

6) честь, месть, картофель, лень

7) мышь, мяч, ночь, глушь

4. Посмотрите вокруг. Какие предметы вас окружают. Найдите существительные. Определите их род.

5. Какие существительные вы чаще всего используете в своей работе или при написании документов. Переведите их на русский язык. Определите их род.

Например: преступник - жинаятшы; протокол - протокол; свидетель - гууа.; преступление -жинаят; документ - хужжет; паспорт - паспорт; гражданин (ка) - пухара; наказание - жаза; доказательства - дзлиллер; улика - жинаятбелгиси; закон - нызам; статья - статья.

Таким образом, следует отметить, что современные технологии уроков обучения построены так, что основной упор делается на закрепление и усвоение материала.

Предложенные задание и вопросы напрямую связаны с теоретическим материалом. Задания требуют постоянного обращения к новым темам, а этот шаг, в свою очередь, закрепляет полученную информацию.

Профилирующие тексты и видеоролики обогащают словарный запас слушателей, а также предоставляют им средства, необходимые для развития речи: просмотр фильмов, чтение книг, газет и журналов.

Одновременная словарная работа пополняет лексический запас русских слов, а также развивает смысловое употребление тех или иных терминов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы надеемся, что предложенная модель изучения грамматических тем русского языка поможет овладеть методикой преподавания русского языка как неродного в условиях модернизации современного образования.

Список литературы /References

1. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И., Разумовская М.М., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.

2. Назаров Р., Алиева В., Юнусова Ж. Русский язык в современном Узбекистане. // Русский язык в странах СНГ и Балтии. // М., 2007. С. 170-175.

3. Русско-каракалпакский словарь под редакцией Н.А. Баскакова. М., 1967.

4. Каракалпакско-русский словарь под редакцией Н.А. Баскакова. М., 1958.

5. Русско-каракалпакский словарь под ред. А. Турабаева. Ташкент: Шарк, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.