Научная статья на тему 'Русский циклизм и концепция Н. Д. Кондратьева'

Русский циклизм и концепция Н. Д. Кондратьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1215
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ИСТОРИЦИЗМ / ШКОЛА РУССКОГО ЦИКЛИЗМА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / Н.Д. КОНДРАТЬЕВ / N.D. KONDRATIEV / LONG-TERM CYCLES / CYCLICAL CONCEPTS / HISTORICISM / SCHOOL OF RUSSIAN CYCLISM / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мустафин Артур Рашидович

В статье рассматривается возможность соотнесения концепции Н.Д. Кондратьева с другими концепциями представителей русского циклизма (Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А.Л. Чижевского, А.А. Богданова). Анализируется общее и особенное их циклических концепций. Предлагается собственная точка зрения на позиционирование явления русского циклизма в качестве научной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper justifies the individualization of “Russian cyclism” in historiography and considers the possibility to draw parallels between the concepts developed by N.D. Kondratiev, N.Y. Danilevskii, P.A. Sorokin, A.L. Chizhevskii, and A.A. Bogdanov. Both common and individual traits of these cyclical concepts are analyzed. Our point of view on positioning “Russian cyclism” as a scientific school is expressed.

Текст научной работы на тему «Русский циклизм и концепция Н. Д. Кондратьева»

Том 157, кн. 3

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2015

УДК 930:94(470.41)

РУССКИЙ ЦИКЛИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА

А.Р. Мустафин

Аннотация

В статье рассматривается возможность соотнесения концепции Н.Д. Кондратьева с другими концепциями представителей русского циклизма (Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, А.Л. Чижевского, А.А. Богданова). Анализируется общее и особенное их циклических концепций. Предлагается собственная точка зрения на позиционирование явления русского циклизма в качестве научной школы.

Ключевые слова: большие циклы, циклические концепции, историцизм, школа русского циклизма, научная школа, Н.Д. Кондратьев.

В конце XX - начале XXI в. значительно возрос интерес исследователей к религиозно-философскому течению «русского космизма» и к сопряжённой с ним и с парадигмальными изменениями научного знания, происходившими на рубеже XIX - XX вв., циклической интерпретации общественного развития. Концепцию больших циклов Н.Д. Кондратьева исследователи нередко ставят в один ряд с циклическими теориями Н.Я. Данилевского, А.Л. Чижевского, П.А. Сорокина, Л.Н. Гумилева, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. [1, 2], сосредоточиваясь преимущественно на общих чертах этих концепций, позиционируя их в качестве школы русского циклизма, как, например, в ряде работ Ю.В. Яковца [3, 4].

Представляется, что сосредоточенность на общих чертах циклических концепций и тренде циклизма как таковом оказывается чревата тем, что упускаются из вида особенности и различия, богатейшее разнообразие концепций, рождённых в рамках этого подхода, а использование понятия школа для их характеристики (а также для характеристики современных циклических концепций) является неудачным, поскольку в устоявшейся науковедческой терминологии научная школа предполагает наличие общности/близости позиций по следующим параметрам:

а) коммуникативные характеристики (то есть связи членов школы, структура школы, психологические взаимоотношения в школе, наличие лидера и т. д.);

б) идейные характеристики (философско-методологические и политические ориентации школы);

в) конкретные научные разработки школы [5, с. 157].

Выявление коммуникативных отношений между представителями циклизма первой трети XX в. и конца века представляется весьма проблематичным. Определённые взаимоотношения можно выделить между В.А. Базаровым и А.А. Богдановым, познакомившимися в конце 80-х годов XIX в. в Туле. Достаточно явная

связь наблюдалась между преподававшими в Санкт-Петербургском университете М.М. Ковалевским, М.И. Туган-Барановским и их учениками П.А. Сорокиным, Н.Д. Кондратьевым. Обнаружение иных связей между членами школы русского циклизма, нежели ученичество, маловероятно, поскольку обнаружить в биографиях совпадения в институциональном и географическом отношениях достаточно трудно.

Что касается идейных характеристик представителей русского циклизма, то членство их в различных партиях не позволяет говорить о единой политической ориентации. Так, В.И. Вернадский, М.И. Туган-Барановский были кадетами. М.М. Ковалевский основал «Партию демократических реформ». П.А. Сорокин и Н.Д. Кондратьев были эсерами. А.А. Богданов и В.А. Базаров являлись социал-демократами. А.Л. Чижевский оставался беспартийным.

Косвенно оценить единство философско-методологических ориентаций научной школы можно отношением её представителей к наиболее влиятельным философам, методологам в конкретно-исторической эпохе.

Для первой трети XX в., безусловно, одним из таких «полюсов» научной мысли были идеи Карла Маркса. Сочинения социал-демократов А.А. Богданова и В.А. Базарова не представляют затруднений для выявления влияния идей Маркса на их авторов.

Определённое влияние учения Маркса испытывал и Н.Д. Кондратьев, что отмечалось в историографии [6, с. 23-35]. Так, Н.Д. Кондратьев проводил параллель между теоретическим обоснованием выявленных им больших циклов и обоснованием Марксом среднесрочных циклов: «И если К. Маркс утверждал, что материальной основой периодически повторяющихся в каждое десятилетие кризисов или средних циклов являются материальное изнашивание, смена и расширение массы орудий производства в виде машин, служащих в среднем в течение 10 лет, то можно полагать, что материальной основой больших циклов является изнашивание, смена и расширение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства» [7, с. 390-391]. Однако назвать Н.Д. Кондратьева последовательным марксистом сложно.

В дискуссиях 1920-х гг. Н.Д. Кондратьева нередко критиковали за отклонение от учения Маркса (Г; К2, с. 292-310). М.И. Спектатор (Нахимсон) заметил, что «проф. Кондратьев закончил свою речь категорическим заявлением... что "периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества, чем периоды понижательных волн". <...> Но кое-кто всё-таки утверждает другое. И эти кое-кто - не кто иные, как Маркс и Энгельс, которые, как известно, заявили, что периоды кризиса являются периодами социальных переворотов и революционных выступлений» (К2, с. 298).

Мировоззрение П.А. Сорокина изначально и последовательно представляло собой альтернативную марксизму систему взглядов [7].

Таким образом, вряд ли можно говорить о философско-методологическом единстве воззрений авторов циклических концепций.

Сравнение научных концепций и подходов представителей русского цик-лизма демонстрирует неоднородность в их научных разработках. В частности,

78

А.Р. МУСТАФИН

наличие принципиальных различий между положениями концепции больших циклов и другими упомянутыми концепциями. Прежде всего, эти различия касаются степени универсальности циклической закономерности, то есть позиционирования в той или иной концепции циклов в качестве всеобщих в пространственном, хронологическом отношении, их инструментальных возможностей для изучения других сфер.

Циклы Н.Д. Кондратьева наименее универсальны. Сам Кондратьев отмечал, что его исследование распространяется только на условия капиталистического хозяйства (К1, с. 341). Выявленные им закономерности могут быть обнаружены в тех пространственно-временных границах, в которых наблюдается преобладание капиталистического уклада. Основное внимание он уделил анализу экономических процессов. Следует также заметить, что в основе концепции Н.Д. Кондратьева лежит разработанный автором вероятностный подход для социальных исследований: «...Природа закономерности социально-экономических явлений в основном является той же, что и природа закономерности явлений других областей действительности, т. е. что закономерность социально-экономических явлений опирается на закон больших чисел, что, следовательно, она имеет статистико-вероятностный характер» (К3, с. 239). Таким образом, закономерности могут быть обнаружены только, когда рассматривается большое количество случаев. Согласно Н.Д. Кондратьеву, допускается, что не во всех экономических индикаторах, странах, периодах должны наблюдаться большие циклы, иными словами возможно наличие исключений, отклонений от выявленного правила.

Остальные концепции циклов достаточно универсальны. Так, концепция А.Л. Чижевского предполагает влияние солнечной активности как на биосферу, так и на экономические, социальные, политические процессы. Общая теория кризисов А.А. Богданова применима к любым исследовательским задачам. Ю.В. Яковец отмечает заслугу «Питирима Сорокина во всестороннем, пионерном исследовании социокультурных циклов. Причём сферу действия этих циклов он понимает широко - включая не только культуру, науку, этику и право, религию, но и экономику и политику, охватывая по сути дела всю структуру общественных отношений и духовной жизни» [3, с. 42].

Определение роли циклов в структуре динамики позволяет выявить принципиальные отличия в их моделировании в различных концепциях. В философии и теории истории принято противопоставлять модели линеарно-стадиаль-ного понимания истории (Гесиод, Ж. Кондорсе, О. Конт, Г. Спенсер) и модели циклического развития (Д. Вико, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А.Л. Чижевский). Однако данный подход не применим к анализу концепций экономических циклов. В них не утверждается, что экономические процессы развиваются преимущественно циклически, а не линейно, по спирали или иным образом. В большинстве концепций в основе моделирования экономических циклов лежит посыл о том, что любые экономические процессы состоят из тренда (соотносится с линейной формой движения), циклических процессов, случайных колебаний и сезонных колебаний. Циклические колебания, в свою очередь, деком-панизируются на краткосрочные, среднесрочные, большие циклы. Математический аппарат позволяет произвести данные процедуры. Так, Н.Д. Кондратьев

для выявления большого цикла исключал из временного ряда, отражающего динамику определённого экономического показателя, тренд. Далее получившиеся так называемые остатки сглаживал девятилетней скользящей средней, чтобы элиминировать влияние среднесрочных и случайных колебаний (К1, с. 347-349).

Авторы ряда концепций, относимых к школе русского циклизма, вообще отстранялись от циклизма. Так, А.А. Богданов, строя общую теорию кризисов, рассматривал любой процесс как чередование состояния равновесия и кризисов, не подвергая анализу их периодичность (Б, с. 218). П.А. Сорокин явно отстранялся от циклических, линеарных концепций, предлагая иную модель развития - вариантно или творчески повторяющийся процесс (С, с. 109).

Различны концепции циклизма и в их отношении к историцизму, который можно рассматривать как частный случай универсализма, как определённую претензию на выявление тенденций и законов развития и возможность предвидения форм общественного развития. Согласно историцизму «общество изменяется, но при этом движется по предопределённому и неизменному пути, стадии которого предначертаны непреложной необходимостью» [8, с. 61]. Какие циклические концепции можно отнести к историцистским? Согласно Н.Я. Данилевскому, все культурно-исторические типы неизбежно проходит периоды формирования, цивилизации и дряхления. Выявленная Н.Я. Данилевским закономерность характерна для «всякого постепенного развития, проявившийся во всех цивилизациях, совершивших свой цикл» (Д, с. 207). Согласно А.Л. Чижевскому, следует полагать, что цикличная солнечная активность всегда будет влиять на массовые волнения, психозы и т. д. (Ч). Поскольку А.А. Богданов, В.А. Базаров были последователями учения К. Маркса, можно полагать, что они разделяли его историцистские представления о неизбежности социализма, коммунизма. Однако если мы обращаемся к общей теории кризисов А.А. Богданова, то видим, что его теория не позволяет предсказать общий ход развития общества (Б).

К неисторицистским можно отнести концепцию П.А. Сорокина, утверждавшего: «Что касается истории в целом, то, поскольку она ещё не закончилась и поскольку будущее непредсказуемо, мы не знаем и не можем знать, имеется ли какая-нибудь непрерывная главная тенденция и какой-нибудь пункт назначения, к которому идёт человечество» (С, с. 110-111).

Концепцию циклов и методологию Н.Д. Кондратьева также можно рассматривать как неисторицистскую. Согласно Н.Д. Кондратьеву, все закономерности носят условный характер (К3, с. 191). Соответственно, в случаях, когда наблюдаются существенные изменения условий, закономерность может не проявиться. При этом конкретно-эмпирические закономерности связаны с определённым местом и временем и носят вероятностный характер (К3, с. 195). Для концепции Н.Д. Кондратьева важным условием существования больших циклов является наличие определённых условий в капиталистическом укладе. Это в совокупности позволяет объяснить, с одной стороны, что не все экономические индикаторы могут проявлять цикличность (К2, с. 225). С другой стороны, допустимо то, что циклические закономерности могут и не «работать», том числе при капиталистическом укладе. Примером может послужить более обширная эмпирическая база средних циклов: Так, Э. Брезигар «пытался предсказать

80

А.Р. МУСТАФИН

кризисы, например, кризисы около 1913-1914 гг. <...> признаки этого кризиса в конце 1913 г. действительно обнаружились, но кризис не развернулся в силу наступившей войны» (К1, с. 556). Относительно обнаруженных больших циклов Н.Д. Кондратьев писал, что «.мы рассматриваем этот большой цикл капиталистических конъюнктур как вероятностный. потому прежде всего, что мы не знаем возможного хода необратимого социально-экономического процесса. <.> Если сохранятся в общем прежние условия, то есть если сохранится прежде всего сам капитализм, то вероятный ход ближайшего будущего будет такой-то. Ну а если. капитализм рухнет? Очевидно, что. понижательный ход большого цикла. не реализуется. <.> Правильность того или иного закона нельзя ставить в зависимость от постоянства его фактического обнаружения» (К4, с. 73). Таким образом, обнаруженная Н.Д. Кондратьевым закономерность не носит неизбежный, неизменный характер.

Разнообразие и разнородность концептуальных построений представителей русского циклизма наряду с отсутствием ярко выраженной сети коммуникативных связей между ними, а также каких-либо общих методологических подходов делают проблематичным использование термина школа в отношении этого сложного и многосоставного интеллектуального течения. Представляется более продуктивным - в частности, для акцентирования указанного разнообразия и специфики отдельных концепций - говорить о русском циклизме как научном, теоретико-методологическом тренде изучения социально-экономической (но также и природно-биологической и пр.) реальности в первой трети XX в.

Summary

A.R. Mustafin. "Russian Cyclism" and N.D. Kondratiev's Scientific Concept.

This paper justifies the individualization of "Russian cyclism" in historiography and considers the possibility to draw parallels between the concepts developed by N.D. Kondratiev, N.Y. Danilevskii, P.A. Sorokin, A.L. Chizhevskii, and A.A. Bogdanov. Both common and individual traits of these cyclical concepts are analyzed. Our point of view on positioning "Russian cyclism" as a scientific school is expressed.

Keywords: long-term cycles, cyclical concepts, historicism, school of Russian cyclism, scientific school, N.D. Kondratiev.

Источники

Б - БогдановА.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн. - М.: Экономика, 1989. - Кн. 2. - 351 с. Г - Губерман С. Проблемы малых и больших циклов // Социалистическое хозяйство. -

1927. - Кн. 1. - С. 28-59. Д - Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации: Благословение, 2011. - 816 с.

К1 - Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002. - 767 с.

К2 - Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 1989. -523 с.

КЗ - Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. Предварительный эскиз. - М.: Наука, 1991. - 591 с.

К4 - Кондратьев Н.Д. Спорные вопросы мирового хозяйства и кризиса (Ответ нашим

критикам) // Социалистическое хозяйство. - 1923. - № 4/5. - C. 50-80. С - Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.

Ч - Чижевский А.Л. Космический путь жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотарак-сия. - М.: Мысль, 1995. - 768 с.

Литература

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М.: Логос, 1995. - 138 с.

2. Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: цивилизационная динамика и процессы модернизации. - М.: Наука, 2004. - 245 с.

3. Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы: Доклад на XI междисциплинарной дискуссии. - М.: МФК, 1998. - 79 с.

4. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука, 1999. - 447 с.

5. Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 295 с.

6. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. - М.: Междунар. отн., 1989. - 272 с.

7. Левяш И.Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интегративной парадигмы // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5. - С. 203-222.

8. Поппер К. Нищета историцизма. - М.: Прогресс, 1993. - 185 с.

Поступила в редакцию 24.12.14

Мустафин Артур Рашидович - аспирант кафедры историографии и источниковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.