Научная статья на тему 'РУССКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ НА АФОНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

РУССКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ НА АФОНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь / Святая гора Афон / Пантелеимон / русское монашество / «Прибрежный Руссик» / история церкви / Russian Monastery of St. Panteleimon / Holy Mount Athos / Panteleimon / Russian monasticism / "Coastal Russik" / the history of the church

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слепухина Н. А.

статья посвящена анализу истории одного из главных монастырей Святой горы Афон – Русского Свято-Пантелеимонового монастыря – и его духовного значения для православных верующих на протяжении веков. В статье проведен анализ жития христианского святого, почитаемого в лике великомучеников, целителя Пантелеимона, в честь которого монастырь получил свое название. Кроме того, в статье рассмотрены обстоятельства возникновения монастыря, его связи с Россией и их прерывания в разные периоды истории. Особо отмечена роль государственных и церковных деятелей нашей страны в истории монастыря, а также прослежена история основных религиозных святынь Русского Свято-Пантелеимонова монастыря: мощи более 300 святых, множество чудотворных икон и величайшая святыня, хранящаяся в драгоценном ковчеге, глава великомученика и целителя Пантелеимона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ST. PANTELEIMON MONASTERY JN MOUNT ATHOS: HISTORY AND MODERNITY

the article is devoted to the analysis of the history of one of the main monasteries of Mount Athos – the Russian St. Panteleimon Monastery and its spiritual significance for Orthodox believers for centuries. The article analyzes the life of the Christian saint, venerated in the face of the Great Martyr, healer Panteleimon, in whose honor the monastery got its name. In addition, the article examines the circumstances of the monastery's origin, its ties with Russia and their interruptions in different periods of history. The role of state and church figures of our country in the history of the monastery was particularly noted, and the history of the main religious shrines of the Russian St. Panteleimon Monastery was traced: the relics of more than 300 saints, many miraculous icons and the greatest shrine stored in the precious ark, the head of the Great Martyr and healer Panteleimon.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ НА АФОНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Слепухина Н.А.

бакалавр факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения nadezhdaslepuhinasl@yandex. ru

РУССКИЙ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ НА АФОНЕ: ИСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация: статья посвящена анализу истории одного из главных монастырей Святой горы Афон - Русского Свято-Пантелеимонового монастыря - и его духовного значения для православных верующих на протяжении веков. В статье проведен анализ жития христианского святого, почитаемого в лике великомучеников, целителя Пантелеимона, в честь которого монастырь получил свое название. Кроме того, в статье рассмотрены обстоятельства возникновения монастыря, его связи с Россией и их прерывания в разные периоды истории. Особо отмечена роль государственных и церковных деятелей нашей страны в истории монастыря, а также прослежена история основных религиозных святынь Русского Свято-Пантелеимонова монастыря: мощи более 300 святых, множество чудотворных икон и величайшая святыня, хранящаяся в драгоценном ковчеге, глава великомученика и целителя Пантелеимона.

Ключевые слова: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, Святая гора Афон, Пантелеимон, русское монашество, «Прибрежный Руссик», история церкви

Святая Гора Афон расположена на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Эгейского моря в Греции. Это не просто гора, а крупнейшее в мире сосредоточение православного монашества. Именно здесь располагается Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне (также известен как «Россикон» или «Новый Руссик») — это один из 20 «правящих» монастырей на Святой горе Афон в Греции (верховным органом самоуправления Святой горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями). Он находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского патриархата. В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей [4, с. 35].

Пантелеимон, в честь которого монастырь получил свое название, - это христианский святой, почитаемый православной церковью в лике великомучеников, целитель и врач. Согласно его житию, он родился в Никомедии и получил имя Пантолеон. Его отец был знатным язычником, но мать, святая Еввула, была христианкой. Когда Еввула была жива, она воспитывала сына в христианской вере. Однако затем, после ее смерти, отец отдал мальчика в языческую школу и вскоре велел врачу Евфросину учить Пантолеона искусству врачевания [5, с. 592-595].

Вскоре его заметил пресвитер Ермолай, который начал рассказывать мальчику о христианстве. Пантолеон принял крещение и стал христианином, получив при этом имя Пантелеимон. Согласно житию, это произошло, когда он, читая молитву к Иисусу Христу, воскресил ребенка, умершего от укуса змеи [5, с. 596].

Однажды римскому императору Максимиану (250-310 гг.) поступил донос, что Пантелеимон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Иисуса Христа. Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос. Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Оно заключалось в установлении исцелителя и, соответственно, истинной веры: Пантелеимон и христианство

или же языческие жрецы и язычество. В итоге жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеймон силой христианской молитвы смог. Максимиан рассердился на Пантелеимона и приказал подвергнуть его пыткам, а затем убить, бросив с тяжелым камнем в море. Пантелеимон выжил, и тогда его подвергли новым мучениям. Так, например, его жгли свечами и колесовали, бросали в кипящее олово, но он не умирал. Пантелеимона даже бросали в клетку к диким зверям на растерзание, но те просто лизали ему ноги [5, с. 602606].

В итоге Пантелеимона приговорили к отсечению головы. Его привязали к масляному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не смогу отрубить ему голову. Однако затем, во время молитвы, голос с небес призвал Пантелеимона в Царство Небесное, и поэтому святой попросил своих палачей исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны вместо крови потекло молоко, а масляное дерево тут же покрылась плодами маслин. Затем тело Пантелеимона бросили в костер, но оно не сгорело, и было погребено христианами [5, с. 608-609].

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне хранится глава Пантелеимона, а частицы мощей святого находятся в христианских церквях и монастырях по всему миру. Почти в каждой церкви есть икона святого целителя Пантелеимона.

Появление русского монашества на Святой горе Афон произошло в глубокой древности, но год его основания неизвестен. Однако есть сведения, что русские в XI в. там уже были и имели свой самостоятельный монастырь под именем Богородицы Ксилургу. Когда их количество увеличилось, они больше не могли умещаться в пределах этой небольшой обители. Поэтому в 1169 г. Священный Собор Святой горы Афон отдал им запущенный монастырь, освященный в честь святого Пантелеимона, называвшийся тогда обителью Фессалоникийца, возникшую в конце X в. Она стала называться «Нагорный» или «Старый Руссик», т.к. располагалась в горах. Впоследствии за ней закрепилось название «монастырь Святого великомученика Пантелеимона россов». Таким образом, с 1169 г. монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне стал основной русской обителью на Святой горе Афон [1, с. 352].

Стоит отметить, что связи монахов, живших на Афоне, с Русью постоянно расширялись, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Таким образом, Афон становился центром притяжения русского православия. К середине XIII в. при избрании епископов в некоторых русских епархиях предпочтение отдавалось тем, кто ранее пребывал на Святой Горе [9, с. 78]. Также о значительном авторитете Афона на Руси как образца монашеской жизни свидетельствует периодическое появление обителей с названием «святогорскими» или «Святая гора» в различных русских княжествах разных периодов (древнейшая из известных обителей находится вблизи города Владимира-Волынского, она появилась в середине XI в.) [9, с. 79].

В 1237 г. началось татаро-монгольское нашествие на русские земли, после чего связи между Русью и русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне были прерваны. После установления ордынской зависимости приток паломников и средств с Руси на Афон значительно ослаб, в результате чего монастырь сильно обеднел [3, с. 53-56]. Кроме того, он страдал от постоянных набегов пиратов на Афон. Так, в 1308-1311 гг. на Святую гору несколько раз совершали набеги каталонские пираты, которые сожгли русский монастырь, уничтожив почти все его рукописи и святыни [6, с. 95].

Необходимо отметить, что после установления татаро-монгольской зависимости на Руси, сербские князья и короли стали оказывать различную помощь и покровительство русскому монашеству на Святой горе Афон. И хотя с этого времени среди монашествующих стали преобладать сербы, русско-сербские братства монастырей в целом сохранили общеславянский характер [7, с. 176-177]. Об этом свидетельствует тот факт, что многочисленные письма сербских монархов в этот монастырь в XIV-XV вв. были написаны

на славянском, а не на греческом языке. Таким образом, монастырь сохранил свое русское название.

В 1459 г. Сербия потеряла независимость, потерпев поражение в войне с Османской империей, а Афон в начале XV в. был завоеван турками.

В конце XV в. восстанавливаются связи между Свято-Пантелеимоновым монастырем и русскими княжествами, освободившимися от татаро-монгольской зависимости. Таким образом, обитель вновь стала расширяться, а уже с конца XV в. в нее вновь стали прибывать русские послушники. Более того, в 1509 г. великий князь московский Василий III Иванович (1479-1533 гг.) покровительствовал монастырю и способствовал его процветанию.

Стоит отметить, что очередной упадок монастыря произошел в XVIII в. Упадок был вызван распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и обострением конфликта между Российской и Османской империями. Обострение привело к тому, что турецкие власти активно препятствовали доступу русских монахов на Святую гору. Однако при финансовой поддержке молдавских и валашских господарей монастырь продолжал существовать [2, с. 196]. Во второй половине XVIII в. монастырь, названный в честь святого великомученика Пантелеимона, был перенесен на его нынешнюю территорию. Он получил неофициальное название «Прибрежный Руссик», а «Старый Руссик» стал скитом.

Следует отметить, что до середины XIX в. настоятелями монастыря были греки, а русских монахов было немного. Однако с этого времени члены российской императорской семьи, русские купцы и меценаты стали активно поддерживать Свято-Пантелеимонов монастырь. Святейший Синод и российское правительство выделяли необходимые средства для монастыря. Таким образом, число русских монахов вновь стало расти, а монастырь -расширяться. Кроме того, в 1875 г. впервые за много лет был избран русский настоятель -архимандрит Макарий (в миру - Михаил Иванович Сушкин; 1820-1889 гг.), а Свято-Пантелеимонов монастырь уже официально получил статус русской обители. К концу XIX в. монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.

В начале ХХ в. существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой в результате Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны (1917-1923 гг.) в России. Новая власть проводила антирелигиозную политику. Из-за этого в течение длительного периода времени в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи. Они оказались полностью отрезанными от Русской православной церкви.

Лишь в 1960-е гг., помощь монастырю была возобновлена. В Свято-Пантелеимонов монастырь вновь стали приезжать русские монахи и представители Русской православной церкви. Так, в 1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру - Сергей Михайлович Извеков; 1910-1990 гг.). Необходимо отметить, что это был первый в истории визит на Афон главы Русской православной церкви.

Настоящее возрождение Свято-Пантелеимонова монастыря началось уже после распада Советского Союза. Так, в 1992 г. Афон посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер, 1929-2008 гг.), а в 2013 г. - Патриарх Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев). Более того, 9 сентября 2005 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин стал первым из российских руководителей, посетивших Свято-Пантелеимонов монастырь на горе Афон [8, с. 175-180].

В 2011 г., по предложению Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева (20082012 гг.) и Патриарха Кирилла, были созданы Общественно-попечительский совет и Фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. Фонд занимается восстановлением и строительством объектов монастыря, а также издательской и миссионерской деятельностью.

В настоящее время обитель насчитывает 25 храмов, 35 часовен и особых приделов храмов в честь Похвалы Пресвятой Богородице [4, с. 37]. Главный собор в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812 -1821 гг. Службы в нем ведутся поочередно на греческом и русском языках. Также в монастыре имеются просторная трапезная, которая может вместить до 1000 человек, обширная библиотека и архив, в котором хранятся большое количество книг и уникальных рукописей [4, с. 38].

Необходимо отметить, в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся мощи более 300 святых и множество чудотворных икон. Величайшая святыня, хранящаяся в драгоценном ковчеге в алтаре - глава великомученика и целителя Пантелеимона, небесного покровителя храма и всей русской обители. Эта святыня передана в дар монастырю в XIV в. сербским королем Стефаном Урошем IV Душаном (1308-1355 гг.). Среди особо почитаемых образов - чудотворная икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», икона Матери Божией «Казанская», икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской» [6, с. 110].

По своему духовному значению для верующих Свято-Пантелеимонов монастырь является одним из главных не только на Афоне, но и среди всех православных монастырей мира.

Литература:

1. Афонский архив XX века. Документы Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. 1917-1941. Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Екатерининский мужской монастырь, 2014. - 352 с.

2. Денисов А.В. Причины запустения Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон в XVIII веке// Журнал Труды Нижегородской духовной семинарии, 2022. № 4. С. 193-203.

3. Дзюбан В.В., Тулянов В.А. Основные этапы развития благотворительности Русской православной церкви (X в. - 1920-е гг.)// Вестник Брянского государственного университета, 2019. № 4 (42). С. 53-62.

4. Михайлов Е. Святая Гора Афон. - М.: Сибирская благозвонница, 2009. - 146 с.

5. Ростовский Д. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского в 12 книг. Книга 11. - М.: Ковчег, 2010. - 708 с.

6. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афонской. - М.: Типография И. Ефимова, 1886. - 280 с.

7. Тулянов В.А. «Дело Митяя»: взаимоотношения великого владимирского князя и русской церкви времени церковно-политического кризиса в Византии (1376-1379 гг.)// Россия - Византия - Афон: преемственность традиций в истории и культуре. Сборник научных трудов / отв. ред. О.В. Розина. - М., 2018. С. 173-183.

8. Тулянов В.А. Духовно-просветительская и благотворительная деятельность Русской православной церкви (1990-е - 2000-е гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/ Московский государственный областной университет. Мытищи, 2020. - 255 с.

9. Шкаровский М.В. Тысяча лет Русского Афона. Духовный подвиг русского монашества. - СПб.: Изд-о СПбДА, 2016. - 342 с.

References:

1. Afonskij arhiv XX veka. Dokumenty Russkogo Svyato-Panteleimonova monastyrya. 19171941. Bryussel': Conference Sainte Trinite du Patriarcate de Moscou, ASBL; Ekaterininskij muzhskoj monastyr', 2014. 352 s.

2. Denisov A.V. Prichiny zapusteniya Russkogo Svyato-Panteleimonova monastyrya na Svyatoj Gore Afon v XVIII veke // ZHurnal Trudy Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii. 2022. № 4. S. 193-203.

3. Dzyuban V.V., Tulyanov V.A. Osnovnye etapy razvitiya blagotvoritel'nosti Russkoj pravoslavnoj cerkvi (X v. - 1920-e gg.) // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 4 (42). S. 53-62.

4. Mihajlov E. Svyataya Gora Afon. M.: Sibirskaya blagozvonnica, 2009. 146 s.

5. Rostovskij D. ZHitiya svyatyh na russkom yazyke, izlozhennye po rukovodstvu CHet'ih-Minej svyatogo Dimitriya Rostovskogo v 12 knig. Kniga 11. M.: Kovcheg, 2010. 708 s.

6. Russkij monastyr' sv. velikomuchenika i celitelya Panteleimona na svyatoj gore Afonskoj. M.: Tipografiya I. Efimova, 1886. 280 s.

7. Tulyanov V.A. «Delo Mityaya»: vzaimootnosheniya velikogo vladimirskogo knyazya i russkoj cerkvi vremeni cerkovno-politicheskogo krizisa v Vizantii (1376-1379 gg.) // Rossiya -Vizantiya - Afon: preemstvennost' tradicij v istorii i kul'ture. Sbornik nauchnyh trudov / otv. red. O.V. Rozina. M., 2018. S. 173-183.

8. Tulyanov V.A. Duhovno-prosvetitel'skaya i blagotvoritel'naya deyatel'nost' Russkoj pravoslavnoj cerkvi (1990-e - 2000-e gg.): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk / Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet. Mytishchi, 2020. 255 s.

9. SHkarovskij M.V. Tysyacha let Russkogo Afona. Duhovnyj podvig russkogo monashestva. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbDA, 2016. 342 s.

RUSSIAN ST. PANTELEIMON MONASTERY JN MOUNT ATHOS: HISTORY AND

MODERNITY

Slepukhina N.A.

Bachelor of the Faculty of History, Political Science and Law of the State University of Education nadezhdaslepuhinasl@yandex.ru

Abstract: the article is devoted to the analysis of the history of one of the main monasteries of Mount Athos - the Russian St. Panteleimon Monastery - and its spiritual significance for Orthodox believers for centuries. The article analyzes the life of the Christian saint, venerated in the face of the Great Martyr, healer Panteleimon, in whose honor the monastery got its name. In addition, the article examines the circumstances of the monastery's origin, its ties with Russia and their interruptions in different periods of history. The role of state and church figures of our country in the history of the monastery was particularly noted, and the history of the main religious shrines of the Russian St. Panteleimon Monastery was traced: the relics of more than 300 saints, many miraculous icons and the greatest shrine stored in the precious ark, the head of the Great Martyr and healer Panteleimon.

Keywords: Russian Monastery of St. Panteleimon, Holy Mount Athos, Panteleimon, Russian monasticism, "Coastal Russik", the history of the church

Для цитирования: Слепухина Н.А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и современность// Архонт, 2023. № 3(36). С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.