Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ЗАПУСТЕНИЯ РУССКОГО СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН В XVIII ВЕКЕ'

ПРИЧИНЫ ЗАПУСТЕНИЯ РУССКОГО СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / МОНАШЕСТВО / МОНАСТЫРЬ / АФОН / СВЯТАЯ ГОРА / ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисов Алексей Вячеславович

В XVIII веке численность русских монахов на Святой Горе Афон значительно сократилась. В результате Русский монастырь св. Пантелеимона перешел в руки греков. В конце столетия греческая братия была вынуждена покинуть старую обитель и переселиться на побережье. Вследствие бедственного положения монастыря и упадка в нем монашеской жизни была предпринята попытка его ликвидации. В статье рассматриваются причины произошедших событий. На основании источников XVIII-XIX вв. и новейших опубликованных документов исследуются: внешнеполитические факторы, оказавшие влияние на положение русских святогорцев; особенности киновии и идиоритма как двух различных укладов монастырской жизни; природные и географические условия, в которых находился Русский монастырь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUSES OF THE DESOLATION OF THE RUSSIAN SAINT PANTELEIMON MONASTERY ON HOLY MOUNT ATHOS IN THE 18TH CENTURY

In the 18th century the number of Russian monks on Mount Athos decreased considerably. As a result, the Russian monastery of St. Panteleimon was taken over by the Greeks. At the end of the century the Greek brethren were forced to leave the old monastery and move to the coast. Due to the plight of the monastery and the decline of monastic life there, an attempt was made to liquidate it. The article examines the reasons for these events. On the basis of the sources of the 18th - 19th centuries and the latest published documents the following is examined: foreign policy factors that influenced the situation of the Russian Holy Mountain monks; the peculiarities of cenobitic and idiorrhythmic monasticism as two different ways of monastic life; the natural and geographical conditions in which the Russian monastery was situated.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ЗАПУСТЕНИЯ РУССКОГО СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН В XVIII ВЕКЕ»

История Церкви УДК 271.2-788+271.2-522

Алексей Вячеславович Денисов, студент бакалавриата Нижегородской духовной семинарии

Причины запустения Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон в XVIII веке

Аннотация: В XVIII веке численность русских монахов на Святой Горе Афон значительно сократилась. В результате Русский монастырь св. Пантелеимона перешел в руки греков. В конце столетия греческая братия была вынуждена покинуть старую обитель и переселиться на побережье. Вследствие бедственного положения монастыря и упадка в нем монашеской жизни была предпринята попытка его ликвидации.

В статье рассматриваются причины произошедших событий. На основании источников XVIII-XIX вв. и новейших опубликованных документов исследуются: внешнеполитические факторы, оказавшие влияние на положение русских святогор-цев; особенности киновии и идиоритма как двух различных укладов монастырской жизни; природные и географические условия, в которых находился Русский монастырь. Ключевые слова: христианство, монашество, монастырь, Афон, Святая Гора, Пантелеимонов монастырь.

Alexey Vyacheslavovich Denisov, Undergraduate Student at the Nizhny Novgorod Theological Seminary

The Causes of the Desolation of the Russian Saint Panteleimon Monastery on Holy Mount Athos in the 18th Century

Abtfract: In the 18th century the number of Russian monks on Mount Athos decreased considerably. As a result, the Russian monaftery of St. Panteleimon was taken over by the Greeks. At the end of the century the Greek brethren were forced to leave the old monaftery and move to the coaft. Due to the plight of the monaftery and the decline of monaftic life there, an attempt was made to liquidate it. The article examines the reasons for these events. On the basis of the sources of the 18th — 19th centuries and the lateft published documents the following is examined: foreign policy factors that influenced the situation of the Russian Holy Mountain monks; the peculiarities of cenobitic and idior-rhythmic monafticism as two different ways of monaftic life; the natural and geographical conditions in which the Russian monaftery was situated.

Key words: Chriftianity, Monafticism, Monaftery, Mount Athos,

Holy Mountain, St. Panteleimon Monaftery.

Русский монастырь на Афоне существует в истории как бы в трех лицах: с X по XII век русские святогорцы подвизались в древнерусской Лавре Пресвятой Богородицы, известной также под наименованием Ксилургу; с 1169 г. по 1790 г. статус русской обители носил древний Свято-Пантелеимонов монастырь, известный более под наименованием Нагорный или Старый Руссик; последние двести лет русские иноки спасаются в нынешнем Прибрежном Свято-Пантелеимоновом монастыре1.

XVIII век в истории Афона был наполнен самыми различными событиями. Это было время так называемых «колливадских споров»2. Не перестают появляться на Святой Горе и великие святые3. Не исчезает с Афона и русское монашество, хотя в начале века оно до крайности сокращается, однако, благодаря деятельности прп. Паисия (Величковского)4, число русских монахов постепенно начинает возрастать. Например, прп. Никодим Святогорец не раз с большой любовью и почтением упоминает в своих трудах русских иноков как носителей подчас забытых греческими насельниками Афона традиций5.

Но любопытно иное: практически нигде нет упоминаний о Русском монастыре Святого Пантелеймона. Он как будто выпадает из истории Афона XVIII века, оставаясь лишь на страницах патриарших и господар-ских грамот и хозяйственных документов. По свидетельству русского паломника Василия Григоровича-Барского, братия монастыря уже в 1720-х гг. не была чисто русской, скорее ее можно назвать русско-болгарской: «Тамо в монастире Русском обретох тогда четири токмо, иже пребывают законники (т. е. монахи): два от Руси, а два от Болгаров, и игумен Болгарин бяше»6.

Создается впечатление, что русские монахи вплоть до возрождения обители в начале XIX века обходили былое пристанище своих соотечественников стороной, и это, в общем, соответствует действительности. Возможно, это было вызвано особножительным (идиоритмическим) уставом, которого придерживались греки-насельники Пантелеймонова

монастыря. Не останавливались в нем и сколько-нибудь известные персоны. Разумеется, последнее отчасти было следствием бедственного положения обители. Но чем было вызвано само это бедственное положение?

Одной из причин ухода русских иноков из монастыря был фактический разрыв дипломатических отношений между Российской и Османской империями в результате русско-турецких войн. Крайнее затруднение сообщения между Россией и подвластными Турции землями фактически свело на нет приток русских монахов на Святую Гору. Так, в частности, Василий Григорович-Барский, через двадцать лет вновь посетивший обитель, сообщает: «Монастырь сей там вообще всеми, греками, сербами и болгарами, называется Русским, не потому, что он был создан русскими царями, но потому, что изначально там русы, лучше же сказать, российские иноки, в течение множества лет жили и обладали им вплоть до 1735 года. Потом же, когда уменьшилось (число) российских монахов, когда стало невольно им приходить из своего отечества в чужие страны, взяли его в свою власть греки7, и до сего дня им обладают»8.

Кроме того, сохранилось одно малоизвестное свидетельство, согласно которому монастырь был оставлен в 1730 г.: «В 1730 (году), в мае (месяце), изгнали монахов из обители, именуемой великое Роси, и засели внутри измаильтяне, и устроили минарет в церкви»9. При этом неизвестно, прибегли ли турки к каким-либо репрессиям в отношении братии, но новое заселение монастыря произошло только после ухода турок. О прежних же насельниках, которые еще оставались на Святой Горе, упоминает Василий Григорович-Барский в своем описании, говоря, что он обрел на Афоне «немало иноков российскых, воздержнаго и бо-гоугоднаго жития, семо и овамо по горах скитающихся, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питающихся, и от всех презираемых...»10.

Впрочем, помимо препятствий, связанных с доступом на территорию государства, находившегося в состоянии войны с Российской империей (1735-1739), были и другие трудности. В частности, инок Парфений (Агеев), путешественник уже начала XIX века, сообщает: «В царствование Российского императора Петра 1-го, в начале осьмнадцатаго столетия,

был на Афоне один путешественник, киевский гражданин, Василий Григорьевич Барский. В первое его прибытие в Святую Гору Афонскую, он в русском монастыре зимовал, с русскими читал и пел, и все братия были русские11; но когда пришел во второй раз, чрез двадцать лет, то уже русского ни единого не было, и игумен был грек, и жаловался, что русские совсем оставили свою обитель, и не дают никакой помощи. А причина была та, что переменились в России гражданские законы: не стали даваться жалованные грамоты, и не стали русские самоизвольно выходить за границу. От того русские оставили Руссик; а хотя один или два и приходили, но как странники, скитались по Святой Горе; потому что обитель содержать — много требуется расходов: от того оставили обитель пусту; и тогда прочие монастыри разобрали много ее земли, и доныне обладают ею»12.

Следует отметить, что соответствующие постановления российского правительства в те годы действительно значительно сократили поток монахов и паломников, которые направлялись в Дунайские княжества и турецкие земли. Однако, выезд за границу, пусть и нелегальный, но был возможен — такой вывод можно сделать на основании судеб многих русских монахов, подвизавшихся в те же самые годы в молдавских скитах.

С 1735 г. греческие монахи в монастыре Св. Пантелеймона взяли окончательный перевес над русскими, и с течением времени русские иноки были совершенно вытеснены из обители. Новые насельники монастыря оставили прежний строгий киновиальный образ жизни и учредили идиоритм. Многоначалие, которое было вызвано самим строем новой монастырской жизни, в виде соборного управления представительными старцами монастыря13 никогда не способствовало процветанию монастырей, а всегда вело их к упадку материального благосостояния, строгой монашеской дисциплины, к водворению в них внутренних беспорядков и нестроений, мешающих правильному и мирному развитию обителей. В своем труде «Русские на Афоне» известный историк и литургист А. А. Дмитриевский замечает: «Русская Пантелеймоновская обитель

не явила собою счастливого исключения, а пошла обычною дорогою, которая привела ее к обнищанию и полнейшему разорению»14.

В 1760-1770-х гг., несмотря не непрекращающиеся пожертвования молдавских господарей, особенно же фанариотского рода Каллимахов, Русский монастырь продолжал пребывать в бедности, причем некогда выгодное его расположение в горах, служившее достаточной защитой от морских разбойников и ограждавшее от излишних посещений, обратилось в существенный недостаток. Доставка всего необходимого была крайне затруднена. Монастырь, имеющий такое расположение, должен был иметь укрепленную и удобную мулью тропу (наподобие тех, что вели в монастыри Филофей и Констамонит, также находящиеся в горах), равно как и достаточное количество вьючных животных для перевозки грузов. Однако, место, на котором стоял Руссик, Василием Григоровичем-Барским характеризовалось так — «высокое горное место и от земли неудобоприходное»15. Монастырь, лишенный удовлетворительных путей подъезда и, соответственно, подвоза грузов, был обречен на нищету и дальнейшее обветшание и разрушение, так как самые обычные консервационные и реставрационные работы, не говоря уже о строительных, оказывались до крайности затруднены. Кроме того, особножительный (идиоритмический) строй также не способствовал процветанию обители. Таким образом, проблема элементарного выживания братства встала чрезвычайно остро.

Выход был найден в переселении на побережье. Переселение это произошло, по всей вероятности, около 1770 г. В подтверждение этой версии в известном описании Русского монастыря XIX века приводится следующее свидетельство: «...судя по тому, что скончавшийся в 1856 году 115-летний старец Дамаскин (в схиме Давид) более 90 лет неисходно проживавший на Святой Горе, сказывал, что он в своих молодых летах хаживал на всенощные бдения в старый нагорный Руссик, — переселение оттуда в прибрежный монастырек совершилось во второй половине XVIII столетия, то есть около 1770 года»16. Далее там же говорится и о дальнейшей судьбе покинутого насельниками монастыря:

«Оставленною и обреченною на запустение обителью, в конце того же столетия, завладел один святогорский чебан (пастух), находя, что долина, прилегающая к монастырю, и окружающие его леса составляют весьма удобное пастбище для его зооо-го стада козлов»17.

Впрочем, анализ документов, хранящихся в библиотеке Русского монастыря на Афоне, позволяет установить, какое именно событие сделало оставление Старого, или Нагорного, Руссика практически неизбежным, а также попутно уточнить дату переселения братии монастыря на новое место.

Речь идет об одном из величайших бедствий, постигших Русскую обитель в XVIII веке. Как свидетельствуют доступные в настоящее время источники, в 1773 г. Руссик стал жертвой страшного пожара, во время которого сгорел соборный храм Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. В обращении Константинопольского патриарха Софрония II (1775-1780) к пастве о помощи в сборе пожертвований, которую следует оказать монахам Руссика — скевофилаксу Власию и Стефану, датируемом 1776 г., говорится следующее:

«...Итак, как на Святой Горе Афон располагается и священный и достопочтенный наш патриарший и ставропигиальный монастырь, чтимый во имя святого Пантелеймона и называемый Русским, который в неурядицах времени и обстояниях впал в жесточайшую нужду, а кроме того, и церковь уже три года как сгорела и до сих пор лежит в развалинах, так что сослужащие в нем преподобнейшие отцы со всех сторон пребывают в затруднении, не в состоянии ответить на угрожающие (обители) жесточайшие нужды, но находятся в крайнем недостатке и в совершенном затруднении относительно того, что им следует делать. И конечно, Бог их надежда на сострадание, и ваша помощь, вас, нищелюбивых и лю-бомилосердных христиан. И вот, посылают они из своей среды двух этих преподобнейших иеромонахов, кир-Власия, скевофилакса этого монастыря, и кир-Стефана, несущих с собою и святую главу святого Пантелеймона, и честной крест с честным Древом, для того чтобы обойти вокруг ради милостыни и помощи вышеназванному монастырю»18.

Приведенное свидетельство позволяет с достаточной долей уверенности датировать переход братии Русского монастыря на побережье 1777 г., а также дает удовлетворительное объяснение как всей последующей активности монахов обители, так и, в частности, их отказу от возобновления Старого Руссика. Кроме того, становятся понятными нередкие упоминания в документах конца XVIII — начала XIX века «пепелища» на месте, где некогда процветала Русская обитель. То, что ранее воспринималось как достаточно вольная метафора конечного разорения, оказывается передачей реального положения вещей.

Более того, афонское предание сохранило память о страшном землетрясении, будто бы довершившем уничтожение старой обители. Это стихийное бедствие, вероятно, разразилось около 1790 г. и заставило обрушиться еще стоявшие постройки. Таким образом, к концу XVIII века Старый Руссик оказался уже совершенно непригодным для жизни.

Итак, приведенные выше свидетельства позволяют сделать вывод: монахи Русской обители начали обустраиваться на берегу около 1777 г., после возвращения скевофилакса Власия с милостыней в монастырь.

Как писал инок Парфений (Агеев), «греки... принуждены были оставить русский великий царский монастырь древний и сошли к морю, и выстроили малую обитель, тоже во имя святого Пантелеймона»19. Казалось бы, переселение на берег моря должно было разрешить все затруднения братии Русского монастыря, тем более что благотворения Каллимахов продолжались, и заключались они не только в ежегодной милостыне, в конце XVIII века возросшей до 250 левов, но и в передаче Руссику подворий, в освобождении последних от налогообложения и тому подобном существенном вспомоществовании20. Несомненно, в планы Каллимахов входило и полное восстановление обители на новом месте (что и было ими осуществлено, но несколько позже, в первые десятилетия XIX века). Однако братия, переселившаяся в «монастырек» Вознесения, получив относительный покой в результате избавления от тяготевшего над нею на протяжении многих лет налогового гнета21, предпочла тяжким трудам по восстановлению обители достаточно вольготную жизнь,

свойственную особножительному (идиоритмическому) монашеству, которая, как уже говорилось выше, вовсе не способствовала процветанию монастыря и по сути (вместе с невыгодным местоположением обители) едва не привела к его разорению на старом месте.

Около 1794 г. обострились территориальные споры монастыря Св. Пантелеймона с соседней обителью — Ксенофонтом, что было вызвано как раз попытками монахов Руссика утвердиться на новом месте, на побережье. К счастью, патриарх Герасим III (1794-1797) в 1795 г. подтвердил правоту Русской обители, причем в своем решении он опирался на выводы авторитетной комиссии, назначенной Священным Кинотом для изучения этих разногласий и состоявшей из шести «достойных мужей».

А в 1800-1801 гг., то есть буквально накануне судьбоносных для Русского монастыря событий, возобновился застарелый конфликт между Руссиком и Ксенофонтом. Яркую картину событий того времени дает фирман турецкого султана Селима III (1801 г.) кадию Салоник. В этом документе идет речь о необходимости прекратить вмешательство монахов монастыря Ксенофонт в земельные угодья Русского монастыря22.

Несмотря на такое урегулирование имущественного спора, положение монастыря продолжало неуклонно ухудшаться. В рамках идиоритмического уклада никакие доходы с принадлежащих обители имений не могли, как видно, улучшить ситуацию. К концу XVIII века часть братии покинула монастырь, а оставшиеся монахи пребывали в непрестанных ссорах.

Разумеется, то обстоятельство, что старый Нагорный Руссик был заброшен и неотвратимо превращался в руины, а новый так и не был обустроен, несмотря на немалые вклады молдавских правителей, не могло остаться незамеченным. Протат23 счел, что монастырская жизнь в этой древней обители фактически прекратилась, и предпринял попытку ликвидировать обитель также и юридически, предложив Константинопольскому патриарху исключить Русский монастырь из числа кириархальных афонских обителей, а земли, находящиеся во владении Руссика, распродать. К счастью, катастрофы не произошло, так как

патриарх Каллиник, занимавший тогда Вселенский престол, решительно отверг инициативу Афонского Протата, выразив в синодальном собрании мнение, что «неприлично и неполитично было бы упразднить русскую Афонскую обитель в такое время, когда Россия, своими последними войнами с Турцией, приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан»24.

Более того, патриарх Каллиник приложил все усилия для подлинного возрождения обители, непременным условием которого, как обычно бывает в таких случаях, было, несомненно, возвращение к ки-новиальному уставу. Решения, принятые на заседании постоянного Синода, были зафиксированы в специальном Сигиллионе от 1803 г., который, в отличие от многих других подобных официальных документов, довольно живо описывает злоключения монастыря и главные принципы, которые, по мнению патриарха, следовало положить в основу его возрождения. Этот документ знаменовал собой начало совершенно новой эпохи в истории древней обители25.

Находившийся на грани полного уничтожения Русский монастырь не только уцелел, но и возвратился к общежительному уставу, что послужило залогом его возрождения и благополучия в дальнейшем. Грамотным и своевременным оказалось не только восстановление ки-новиального порядка, но и назначение игуменом святого и деятельного мужа — иеромонаха Саввы, к которому патриарх Каллиник испытывал подлинную и глубокую симпатию, как явствует из писем патриарха новоназначенному «киновиарху» Русской обители.

По исполнении поручения патриарха об изгнании из обители убежденных сторонников идиоритмического уклада в монастыре, кроме о. Саввы и его ученика, осталось лишь два монаха. На следующий год после поставления архимандрита Саввы обитель стала пополняться преданными ему монахами, близкими ему по духу.

Таким образом, подводя итог изучению причин запустения монастыря, можно констатировать, что в результате русско-турецких войн и трудностей с выездом за границу в XVIII веке, приток русских иноков

на Афон значительно сократился. Греки с течением времени полностью вытеснили русских из монастыря Св. Пантелеймона (в Старом Нагорном Руссике) и вместо общежительного киновиального устава учредили идиоритм. Неудобное расположение монастыря в горах, а также различные бедствия (пожар, землетрясение), вынудили монахов переселиться на побережье. К началу XIX века недостатки идиоритмического образа жизни поставили обитель на грань полного разорения.

Библиография

1. Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1873. — 648 с.

2. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I: 1723-1727 гг. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1885. — 428 с.

3. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. III: 1744 г. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1887. — 413 с.

4. Ворохобов А. В. Основы библейского понимания святости // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 2020. Вып. 18. — С. 7-34.

5. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена священноархимандриата Макария (Сушкина). [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/russkie-na-afone-ocherk-zhizni-i-dejatelnofti-igumena-svjashennoarhimandriata-makarija-sushkina/ (дата обращения: 03.02.2022).

6. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Серия: Русский Афон XIX-XX веков. Святая гора Афон: издание Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, 2015. Т. V. — 802.

7. Парфений (Агеев), схиигумен. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. I. [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev/skazanie-o-ftranftvii-i-putesheftvii-po-rossii-moldavii-turtsii-i-svjatoj-zemle-tom-i/ (дата обращения: 03.02.2022).

8. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставро-пигиального монастыря, 1995. — 270 с.

Примечания и библиографические ссылки

1. В настоящее время Ксилургу и Старый Русик являются скитами Пантелеимонова монастыря.

2. Прений о частом причащении Святых Христовых Таин, о поминовении усопших по воскресным дням и т. п.

3. Ворохобов А. В. Основы библейского понимания святости // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 2020. Вып. 18. С. 7-34.

4. Прп. Паисий (Величковский) жил на Афоне с 1746 по 1763 г.

5. Например, чина чтения Двенадцати псалмов.

6. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I: 1723-1727 гг. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1885. С. 247.

7. Такое же искушение постигло, например, грузинский народ, который утратил права на древний Иверский монастырь.

8. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. III: 1744 г. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1887. С. 296.

9. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Серия: Русский Афон XIX-XX веков. Святая гора Афон: издание Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, 2015. Т. V. С. 11.

10. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования. Ч. III: 1744 г. С. 297.

11. В отдельных деталях эта передача сведений Барского не совсем точна.

12. Парфений (Агеев), схиигумен. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. I. [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev/skazanie-o-ftranftvii-i-putesheftvii-po-rossii-moldavii-turtsii-i-svjatoj-zemle-tom-i/ (дата обращения: 03.02.2022).

13. Так называемыми проэстосами, которые раз в год по очереди передают друг другу свою власть.

14. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена священноархимандриата Макария (Сушкина). [Электронный ресурс] / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitrievskij/russkie-na-afone-ocherk-zhizni-i-dejatelnofti-igumena-svjashennoarhimandriata-makarija-sushkina/ (дата обращения: 03.02.2022).

15. Василий (Григорович-Барский), монах. Странствования. Ч. III: 1744 г. С. 301.

204 Труды НИЖЕГОРОДСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

16. Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995. С. 49-50.

17. Русский монастырь. С. 50.

18. АРПМА. Оп. 44. Д. 1. Док. 3820. Л. 204-205. Цит. по: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. V. С. 29.

19. Парфений (Агеев), схиигумен. Сказание о странствии. Т. I.

20. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. V. С. 31.

21. Сведения из Сигиллиона патриарха Каллиника 1803 г. Цит. по: Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1873. С. 236.

22. АРПМА. Оп. 18. Д. 5. Док. 589. Цит. по: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Т. V. С. 33-35.

23. Священный Кинот (греч. '1грй Когшт^?), или Протат — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) двадцати монастырей Афона, избираемые каждый год своими монастырями. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырем в течение 15 первых дней января сроком на один год.

24. Русский монастырь. С. 51-52.

25. Оригинал хранится в архиве Русского монастыря на Афоне (№ 411).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.