УДК 908
РУССКИЙ СЕВЕР НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ
Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова, Т.Г. Смурова1
Статья продолжает серию публикаций, рассказывающих о результатах изучения фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и хранящейся в настоящее время в Музее землеведения МГУ. На этот раз объектом изучения стал Русский Север. Рассматриваются фотографии из различных уголков Архангельской губернии: Архангельска, Соловецких островов, Новой Земли, Кольского полуострова. У большинства этих снимков известен автор -фотограф, путешественник, общественный деятель, городской глава Архангельска Яков Лейцингер (1855-1914). Его работы имеют высокую художественную и историческую ценность и в наши дни. По старым фотографиям можно установить важные исторические факты, сравнить прошлое и современность, проследить, как менялась жизнь северных земель, природа и архитектура, как развивалась экономика Архангельской губернии, быт коренных народов Севера и приезжающих сюда людей.
Ключевые слова: фотоархив, история России, экспедиции, Русский Север, Архангельская губерния, Д.Н. Анучин, Я.И. Лейцингер, А.П. Энгельгардт, А.А. Борисов.
THE RUSSIAN NORTH AT THE TURN OF 20th CENTURY IN THE PICTURES OF THE PHOTOARCHIVE OF THE EARTH SCIENCES MUSEUM
Yu.I. Maksimov1, PhD, A.B. Mambetova2, T.G. Smurova1 1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), 2 Adult Education Center, Dobroye, Lipetsk Oblast
The article continues the series of publications investigating the photography collection made up by D.N. Anuchin at the turn of 20th century. Nowadays the collection is stored in the MSU Earth Sciences Museum. The present article deals with the Russian North. The authors studied photographs from different parts of the Arkhangelsk Governorate such as Arkhangelsk, the Solovetsky Islands, Novaya Zemlya, the Kola Peninsula. The most part of the photographs were taken by Yakov Leizinger (1855-1914), photographer, traveler, social activist and then head of Arkhangelsk. The photographs by Leizinger were widely republished both in Russia and abroad. Nowadays Leizinger's works are of great artistic and historical value as they are highly detailed even in comparison with modern high-resolution digital images. The photographs by Leizinger enable us to establish important historical facts, compare the past and the present. With the help of the photographs it is also possible to trace the changes in the lives of people of the Russian North (both native tribes and newcomers) and the development of the economics of the Arkhangelsk Governorate, and understand how local architecture and nature used to look like.
Keywords:photoarchives, Russian History, expeditions, Russian North, Arkhangelsk Governorate, D.N. Anuchin, Ya. I. Leizinger, A.P. Engelhardt, A.A. Borisov.
1 Максимов Юрий Игоревич - к.э.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected]; Мамбетова Альфия Бекбулатовна - художник-педагог Центра дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, [email protected]; Смурова Татьяна Геннадиевна - ведущий инженер Музея землеведения МГУ, [email protected].
Жизнь Земли 41(2) 2019 171-183
171
Введение. Открытие северных земель России - это тяжёлый путь преодоления и освоения новых территорий, путь испытания холодом, голодом, расстояниями. Освоение Русского Севера сыграло огромную роль в экономическом и стратегическом развитии России. Благодаря неустанному труду путешественников, учёных, исследователей наше государство получило доступ к освоению новых земель, богатым природным ресурсам, существенно расширило границы. История помнит имена замечательных людей, посвятивших себя Русскому Северу; это и люди науки - антропологи, биологи, географы, геологи, зоологи, экономисты, этнографы, и отважные путешественники -мореплаватели, искатели приключений, и меценаты, которые занимались организацией, оснащением и финансированием арктических экспедиций.
Исследователи Русской Арктики запечатлели свои открытия не только в записях и документах, но и в различных изображениях новых земель - это эскизы, зарисовки, этюды художников, различные карты. Особую роль сыграла фотография, которая в XIX веке получила бурное развитие не только как технология, но и как новое искусство, быстро набирающее популярность.
Художники, фотографы, картографы были не только верными помощниками первопроходцев, но и сами смогли совершить удивительные открытия, показав миру огромные просторы, несметные богатства и необыкновенную красоту северных широт. Их деятельность всегда была сопряжена с опасностью и лишениями, но никто из них не терял веры в успех дела и неистощимый интерес к нему. Кроме нечеловеческой физической нагрузки, художники и фотографы испытывали на себе и другие трудности: как люди искусства, они должны были заботиться о сохранности и исправности сложного и хрупкого инвентаря. Например, аппаратура того времени не могла выдерживать большие минусовые температурные аномалии, да и заниматься живописью в условиях лютых морозов - тяжёлое испытание для художника. Фотография в России XIX века быстро набирала популярность, развивалась стремительными темпами, одна за другой открывались фотомастерские. Фотографии приобретали и для себя, в личный и семейный архив, и в научных целях, и для официальной хроники. Профессия фотографа стала востребованной, интересной. Однако не так много было смельчаков, которые могли бы производить натурную съёмку в трудных погодных условиях - на пронизывающем ветру, в стужу, на берегу замёрзшего океана, среди дикого безлюдного края.
В архиве Музея землеведения МГУ имеется коллекция фотоматериалов, собранных Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв., насчитывающая более 3500 снимков. Снимки не только иллюстрируют исследования, но и представляют большой интерес с экономической, этнографической, географической точек зрения. Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923), выпускник физико-математического факультета Московского университета (1867) - известный русский антрополог, этнограф, археолог, географ, музеевед.
В Московском университете с приходом Анучина в 1885 г. было возобновлено, после 38-летнего перерыва, преподавание географии. Его по праву называют создателем русской университетской географической школы. Анучин Д.Н. воспитал целую плеяду учеников, основал и был редактором журнала «Землеведение» - периодического печатного издания Географического отделения Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Фотоколлекция Анучина впервые была представлена в 1892 г. в Москве, в Историческом музее, в рамках географической выставки во время проведения XI Международного конгресса по доисторической археологии и антропологии. По окончании 172
выставки её материалы пополнили ранее созданный по инициативе Д.Н. Анучина Кабинет физической географии, а также послужили основой для создания Географического музея Московского университета. Анучин не просто собирал коллекцию фотографий, он активно пользовался ею как учёный и как преподаватель Московского университета, в котором в 1891 г. получил звание ординарного профессора кафедры географии и этнографии. Его коллекция «представляет собой собрание отдельных подборок и разрозненных фотоснимков, фоторепродукций и рисунков конца XIX -начала XX вв. географического и историко-этнографического содержания» [11, с. 94].
Судьба фотоархива МГУ имени М.В. Ломоносова драматична: часть архива была утрачена во время Великой Отечественной войны, когда бомба попала в здание Московского университета. Остатки коллекции передали Музею землеведения МГУ при его формировании в начале 1950-х гг. В то время Главное Здание МГУ на Ленинских (Воробьёвых) горах, на верхних этажах которого планировалась разместить музей, только строилось.
В настоящее время сотрудники Музея землеведения ведут работу над систематизацией собрания фотографий. В 2000-е гг. усилиями сотрудников Музея Л.Д. Семёновой, Т.Г. Смуровой, Т.Ф. Джобадзе была начата работа по спасению, реставрации и инвентаризации этого фотонаследия Д.Н. Анучина. «Были составлены краткие описи фотографий с привязками к географическим регионам и авторам (где это было возможно)» [9, с. 188]. Снимки упаковывались в специальные конверты. К сожалению, на многих снимках не указано ни местности, которую запечатлели фотографы, ни имён самих фотографов, ни дат снимков. В то же время на большинстве фото сохранились инвентарные номера Кабинета физической географии и Географического музея МГУ. В фотоколлекции имеются уникальные кадры, сделанные в разных местах, на разных широтах: пейзажи, портреты, архитектурные памятники, некоторые из которых сохранились только на фотографиях. Ранее в этом журнале публиковались статьи, посвящённые исследованию различных частей фотоколлекции Д.Н. Анучина [1, 6, 11].
Яков Иванович Лейцингер и его фотографии Архангельска. Часть коллекции занимают фотографии известного в XIX-XX вв. фотографа Я.И. Лейцингера. Эти фотографии славились не только хорошим качеством, но и художественной ценностью. Яков Иванович Лейцингер (1855-1914) - фотограф, путешественник, общественный деятель, родился в Вологодской губернии. Полный тёзка своего деда - Лейцингера Якоба Иоганна, швейцарского сыровара, приехавшего в Россию по приглашению для организации производства сыра, Яков Лейцингер с детских лет проявил себя как любознательный и деятельный человек. Ещё будучи гимназистом, юный Яков так увлёкся фотографией, что даже оставил учёбу, а после армейской службы открыл собственное фотодело в Вологде. Затем мастер переезжает в Архангельск, где также открывает собственный павильон, пристроив его к своему дому, а в 1884 г. получает исключительные права на фотосъёмки в городе и по всей губернии - в те времена на это надо было получить специальное разрешение. На фото Якова Лейцингера (рис. 1) изображена набережная Архангельска, дом Петра Великого.
Дом Петра Великого на набережной - это бревенчатый сруб, к которому был выстроен футляр. Со временем строение обветшало без должного внимания местных властей, и в 1934 г. его перенесли в музей-заповедник «Коломенское», который в 1960 г. вошёл в черту Москвы. Конечно же, в большей части от исторического внешнего вида практически ничего не осталось, и в настоящее время в Коломенском можно увидеть реконструированную копию здания.
Рис 1. Архангельск, дом Петра Великого на набережной.
Тонкий силуэт храма с острым шпилем наверху на набережной - это церковь Успения Пресвятой Богородицы. У этого строения не менее драматичная судьба. Храм был основан ещё в 1625 г., его стены помнят посещение самого Петра I. В 1920 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была упразднена, а в 1930-е гг. снесена. Но в 1990-е гг. храм отстроили заново, на месте старого фундамента: г. Архангельск, ул. Логинова, дом 1 [12].
На следующем архангельском фото Якова Лейцингера мы видим памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, сооружённый скульптором Иваном Петровичем Мартосом в 1826-29 гг. (рис. 2). Этот памятник оказался первым памятником великому русскому учёному-энциклопедисту, уроженцу земли Архангельской (деревня Денисовка, ныне деревня Ломоносово в составе сельского поселения Холмогорское), на его родине, в Архангельской губернии. Деньги на постройку памятника были собраны путём всероссийской подписки и составили 46 000 рублей [7] - средства предоставили люди разных сословий и обществ: учёные, военные, дворянство, а также внучка М.В. Ломоносова Софья Раевская; самый значительный вклад внёс Николай I. Отливка скульптуры была закончена в 1829 г., а в 1832 г. памятник установлен в Архангельске на месте, которое тогда называлось Ломоносовский луг. Торжественное открытие памятника состоялось 25 июня 1832 г. (по старому стилю), в день рождения Николая I. Преимущественно ему, а не М.В. Ломоносову, было посвящено большинство торжественных речей при открытии памятника. Среди документов, на основе которых Н.Е. Ермиловым был в 1889 г. подготовлен очерк «Памятник Ломоносову» [7], сохранилась лишь одна короткая речь епископа Георгия - образец провинциального красноречия тех времён. В его выступлении имена Петра I и Николая I были упомянуты по 4 раза, а имя М.В. Ломоносова - лишь 2 раза.
Время подтвердило, что Ломоновский луг представлял собой «крайне неудобное для памятника место: не говоря про то, что последний был удалён на 60 саженей в сторону от проспекта, к нему нельзя было подойти вследствие топкости почвы, на которой, по её низкому уровню, постоянно скоплялась вода, образуя непролазную грязь» [7, с. 189]. Поэтому в 1867 г. памятник перенесли на 150 саженей к северу, на площадь перед губернскими присутственными местами. В 1930 г. монумент был перенесён ещё раз и установлен на новом постаменте перед зданием Архангельско-
Рис. 2. Архангельск. Памятник М.В. Ломоносову.
го лесотехнического института (ныне Архангельский государственный технический университет).
Памятник выполнен в стиле позднего классицизма и является наиболее ранним из произведений монументальной скульптуры в Архангельске. Он представляет собой бронзовую скульптуру, поставленную на цилиндрический постамент из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета. Постамент, имеющий высокий цоколь и профилированный карниз, покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков. На постаменте с лицевой стороны помещена надпись: «Ломоносов 1829 год», с тыльной - «Перенесён в 1867 году и 1930 году».
Скульптура, венчающая памятник, изображает Ломоносова, одетого в античную тогу, в полный рост стоящего на полусфере. Учёный представлен без парика, с короткой стрижкой, что подчёркивает античный облик модели. Правая рука поднята, в левой он держит лиру, на которой изображён вензель императрицы Елизаветы. Лиру подносит Ломоносову гений, коленопреклонённый обнажённый юноша с крыльями. Об идее античного образа вспоминал сам скульптор И.П. Мартос: «Идею для составления моего монумента подала мне мысль, почитаемая лучшим творением Ломоносова, ода одиннадцатая "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния". Ломоносов представлен мною на северном полушарии для означения того, что он есть северный поэт. На полушарии награвировано имя Холмогор, место его рождения. Положение фигуры выражает изумление, которым поражён он, взирая на великое северное сияние. В восторге духа своего поэт желает воспеть величие Божие и принимает лиру, подносимую гением поэзии... Вензелевое на лире имя государыни императрицы Елисаветы Петровны означает, что Ломоносов был певец счастливого её царствования. Вышина стоящей фигуры Ломоносова 3 аршина 2 вершка; фигура гения в натуральную величину, а пьедестал в пропорцию против группы» [7, с. 176].
Следующий снимок показывает жизнь Архангельска как портового города. На фотографии «Архангельск. Перегрузка трески на Северной Двине: посолка и укладка» (рис. 3) ярко представлена жизнь северных промышленников. «Промышленниками» называли охотников, рыбаков - тех, кто «промышлял», то есть занимался добычей природных богатств щедрой северной земли. Только что с судна выгрузили прямо на дощатый настил у пристани богатый улов - треску. Рыбу обрабатывают тут же - две
женщины, подвязавшись фартуками, её разделывают, мужчины укладывают в большие деревянные бочки. Моряки, собравшиеся на борту прибывшего судна, и те, кто принимают улов на берегу, смотрят в объектив фотоаппарата, и только укладчик и женщины продолжают своё дело, лишь одна из них подняла на фотографа уставшее лицо.
Вся фотография словно пропитана морем: на заднем плане мы видим мачты прибывшего судна, реи с поднятыми парусами, ванты, устремлённые ввысь, и парусник, идущий вдалеке. Но это не романтическая картинка, это тяжёлые будни северодвинских промышленников.
«Значение Севера для России было оценено ещё Петром Великим. Он три раза посетил Архангельск, и принятые им меры имели последствием быстрое развитие торговли, промыслов и судоходства» [13, с. 3] - писал губернатор Архангельской области Александр Платонович Энгельгардт (1845-1903), который в 1885 г. пригласил Якова Лейцингера в экспедицию по отдалённым уездам Архангельской губернии. Впоследствии фотографии, сделанные при посещении Кольского полуострова, Печоры, Мезени, Пинеги, Новой Земли, стали иллюстрациями книги Энгельгардта «Русский Север. Путевые записки». В ней можно увидеть удивительную природу северных земель, побережья Печенги, Кандалакши, Умбы, Колы, Княжьей Губы, а также быт, промыслы коренных народов - поморов, ненцев, саамов. И в других поездках, уже с другим архангельским губернатором, И.В. Сосновским, Я.И. Лейцингер выполнил фотографии Карелии, Печорского края, Ухты. И там его интересовал быт местных жителей - русских, ненцев, лопарей, коми.
Архангельская губерния была самой крупной в Европейской части Российской империи. Вот что пишет П.П. Семёнов-Тян-Шанский в «Географо-статистическом словаре»: «Архангельская губерния занимала северную часть Европейской России и почти всё европейское прибрежье Северного Ледовитого океана, от границ шведской Лапландии до пределов Сибири, и заключала в своих пределах Белое море, а также острова Вайгач и Новая Земля (площадь территории - 80 771 960 десятин)» [5, с. 136].
Фотографии Соловецких островов. Соловецкий монастырь был не только крупным религиозным центром, но и местом культурной жизни, где широко развивались искусства - живопись, иконопись. В Соловецком монастыре были даже свои фотографы, например, послушник Василий Сорокин, а также художник и фотограф Александр
Рис. 3. Архангельск. Перегрузка трески на Северной Двине: посолка и укладка.
Вьюшин, которых упоминает Е.П. Бронникова в статье «Фотография в северных монастырях» [4]. Но фотографии Якова Лейцингера, сделанные на Соловецких островах, представляют собой особую ценность. Это не только внешний вид Соловецкого монастыря, быт его обитателей, местность, но и интерьеры святыни - библиотека, ризница, которые, к сожалению, в наши дни безвозвратно утрачены и их можно увидеть только на фотографиях мастера. Соловецкий цикл попал даже в коллекцию дома Романовых. Именно его снимки - качественные, высокохудожественные - являются достоверным историческим документом.
Художники Соловков были законодателями стиля, канонов. В эти места приезжали не только в поисках духовных истин, но и учиться высокому искусству. Здесь начинал свой творческий путь Александр Алексеевич Борисов (1866-1934), который впоследствии стал художником, воспевающим красоту и величие Арктики. Его картины и этюды вызывали большой интерес в мире искусства. Коллекцию его живописных произведений приобрёл для своей знаменитой галереи П.М. Третьяков. Но А.А. Борисов не ограничился изображением красот арктической природы, он стал экономистом, занимающимся решением проблем социально-экономического развития и транспортного освоения Крайнего Севера. «Север привлекал Борисова не только как художника и любознательного путешественника, но и как гражданина» [10, с. 28] - эти слова искусствоведа И.В. Назимовой справедливы будут и в адрес Я.И. Лейцингера.
Вот что пишет А.П. Энгельгардт: «12 июня 1895 года, на пароходе «Чижов» я отбыл из Архангельска, в сопровождении инспектора телеграфов, действительного статского советника Кормилева, телеграфных инженеров Новицкого и Менделеева, чиновника особых поручений Янушковского и фотографа Лейцингера. После 16-ти часов довольно бурного плавания мы подошли к Соловецким островам и остановились у пристани Соловецкого монастыря, где нас ожидал радушный приём, которым всегда отличалась эта гостеприимная обитель» [13, с. 3]
На следующем фото Я.И. Лейцингера мы видим не только великолепный ансамбль храмов и строений, но и отражение его в спокойной глади воды (рис. 4). А.А. Борисов так вспоминал свои годы учёбы на Соловецких островах: «После природы родных лесов Вологодской губернии, наибольшее впечатление произвели на
Рис. 4. Соловецкий монастырь с моря.
меня льды и белые ночи Соловецкие и, может быть, по этой причине меня всегда тянуло на север, хотя и до того рассказы и описания полярных путешествий не давали душе моей покоя» [3, с. 4]
На другом фото Я.И. Лейцингера мы видим Секирную гору (рис. 5) - холм высотой более 70 метров, находящийся на северо-западе Соловецкого острова, между озёрами Подсекирное с западной стороны и Долгое -с восточной. На горе расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря, главным храмом которого является трёхъярусная одноглавая церковь-маяк на Секирной горе -Церковь Вознесения Господня. К скиту ведёт лестница от дороги, а с вершины горы открывается замечательный вид на северную часть Соловецкого острова.
Секирная гора получила своё название согласно легенде - рыбаки со своими жёнами, поселившиеся у подножья горы, пытались изгнать братию из этих мест, оскорбляя и высмеивая послушников. Тогда явившиеся ангелы высекли жену рыбака, после чего никто, кроме иноков, не осмеливался заводить поселения.
Коренные народы Севера на фотографиях Лейцингера. На фотографиях Я.И. Лейцингера часто можно видеть самоедов - коренных жителей Крайнего Севера. Кто они, самоеды? Вот что пишет Энгельгардт: «Название «самоедов», или «само-яди», ещё в XI веке было известно русским. Существует несколько толкований слова «самоед»; некоторые производят его от «сам един» - дословный перевод самоедского «хасово», то есть человек, живущий уединённо; другие видят корень этого слова в лапландском «сааме». Лапландцы называют себя «Саме» или «Самбе», а землю свою «Са-меядна» [13, с. 232-233].
На фото (рис. 6), подписанном «Восточное побережье Архангельской губернии. Чумы мезенских самоедов запечатлён повседневный быт самоедов: большой семьёй расположились они у своих чумов, сложенных из жердей и покрытых оленьими шкурами. Мужчины, женщины с маленькими детьми на руках одеты в тёплые национальные костюмы - меховые шапки-самоедки, шубы - малицы и совики, сшитые из оленьих шкур сапоги. Рядом стоят большие сани - нарты, и тут же мы видим невысокого северного оленя - главное богатство самоедов. Оленей запрягали в сани, оленину употребляли в пищу, шкуры животных использовали для строительства чумов и шили одежду и обувь. Слева стоят несколько мужчин - это не самоеды, вероятно - русские или зыряне. Охотники, рыбаки, путешественники и учёные, приезжая в эти места, облачались в тёплую национальную одежду.
В книге исследователя Арктики, художника А.А. Борисова «В стране холода и смерти» мы находим следующее наблюдение: «Самоеды вообще чрезвычайно гостеприимны. Когда попадает путешественник к ним, то они тащат на стол всё, что у них есть самое лучшее - белый хлеб, коровье масло, которое они считают лучшим лаком-178
Рис. 5. Соловецкий монастырь. Се-кирная гора.
Рис. 6. Восточное побережье Архангельской губернии. Чумы мезенских самоедов.
ством в мире, водку и проч. Если это случается в тундре, далеко от берега моря и нет дров для того, чтобы вскипятить чайник и сварить "котёл", как говорят самоеды, то они выбирают сани, которые похуже, и рубят их на дрова» [2, с. 62].
На фото (рис. 7) мы видим самоеда в традиционной одежде жителя Заполярья -малице, сидящего на нартах, с длинным шестом в руках, чтобы управлять собаками. Ездовые собаки - верные спутники самоедов, спокойно и невозмутимо ждут поездки по бескрайней ледяной пустыне.
Посреди новоземельского белого безмолвия, рядом с чумом, на санях, подвернув под себя ногу, восседает мужчина в малице с откинутым капюшоном. В руках он держит длинный шест. Взгляд - спокойный, направлен прямо в объектив. Внимание привлекают здесь именно собаки в центре композиции - пушистые, большие, они запряжены в сани. Собака на переднем плане смотрит прямо на нас - вместе со своим хозяином она смотрит почти таким же пристальным взглядом на фотографа. Рядом две собаки, сблизив морды, будто ведут между собой разговор. Четвёртая собака смотрит вдаль, словно ожидая продолжения путешествия. Всё в этой фотографии говорит о настоящей повседневной жизни, об удивительном спокойствии неторопливого ритма одного дня из жизни самоеда.
И
Рис. 7. Новоземельский самоед.
Свои впечатления о езде на собаках оставили А.П. Энгельгардт и А.А. Борисов. А.П. Энгельгардт вспоминает: «Самоеды на Новой Земле не держат ручных оленей, так как с ними пришлось бы всё время перекочёвывать с места на место для пастьбы, а потому, для переезда по острову им служат исключительно одни собаки, которые впрягаются или, лучше сказать, привязываются верёвками к обыкновенным самоедским саням, какие употребляют самоеды для переездов на оленях по тундрам Мезенского и Печорского уездов; в сани впрягается обыкновенно 10-12 собак. Пока усаживаешься в эти крайне неудобные санки, собаки стоят смирно, но, как только возница возьмёт в руки свою длинную палку, которою он указывает им направление и в то же время немилосердно бьёт тех, которые в чём-нибудь провинятся, все сразу вскакивают, и стремглав, кусая друг друга и повиливая хвостами, с лаем бросаются в указанном направлении и несутся вперёд, не смотря ни на камни, ни на рытвины, или пригорки; версты две-три, затем лай постепенно смолкает, хвосты перестают вилять и опускаются - и дальнейший путь уже продолжается уверенною рысцою» [13, с. 177-179]. А вот что не без иронии замечает А.А. Борисов в книге «В стране холода и смерти»: «Езда на собаках вообще чрезвычайно трудна и неприятна. Во время езды под гору они несутся словно ошалевшие и всегда норовят наскочить на какой-нибудь камень или выступ скалы, чтобы сломать сани. Воз опрокинется и сани - вдребезги. Тогда собаки останавливаются и стоят, облизываясь, и морды у них в это время такие лукавые, точно они смеются над хозяином» [2, с. 66].
Фотографии порта Александровский. На рис. 8 запечатлён исторический момент: 24 июня 1899 г., как гласит надпись на паспарту - день основания города Алек-сандровска Архангельской губернии (ныне город Полярный Мурманской области): открытие порта в Екатерининской гавани. Снимок сделан с высоты, и зрителю открывается потрясающий вид на саму гавань, прибрежные горы, уходящие в туманную дымку вдали, и прибывающие суда.
На праздник открытия в присутствии Великого князя Владимира Александровича и многочисленных гостей прибыли: крейсер «Светлана», военный гидрографический пароход «Пахтусов», крупнейшие пароходы Товарищества Архангельско-Мурман-ского срочного пароходства, норвежский броненосец «Торденшельд», пароход научно-промысловой экспедиции «Андрей Первозванный» и другие суда. На панорамном
Рис. 8. Порт Александровск (24 июня 1899 г.).
фото видно, что строительство не завершено: на всём пути к гавани можно увидеть огромное количество доставленных для строительства длинных брёвен в таком количестве, что складывается впечатление, будто это большая дорога, вымощенная ровными полосками древесины.
Можно сказать, что увиденное на фотографии - результат пятилетней работы: в 1894 г. была организована экспедиция министра финансов Сергея Юльевича Витте (1849-1915) для исследования Мурманского побережья и поиска там подходящей гавани для основания в ней центральной военно-морской базы. В этой экспедиции участвовал в качестве художника и фотографа А.А. Борисов. Совместными усилиями участников экспедиции была выбрана Екатерининская гавань, где по распоряжению Николая II в 1896 г. началось строительство порта Александровский и города Алек-сандровск.
Фотографии порта Александровский в Екатерининской гавани уже рассматривались в статье «История России по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ: Порт Александровский» [11], но объём журнала не позволил поместить тогда все фотографии. Поэтому мы рассматриваем здесь те снимки, которые не были включены в статью.
На рис. 9 запечатлён тот же порт Александровск перед знаменательным днём открытия, здесь мы уже видим постройки нового поселения: амбар, гостиница, храм. По воде прибывают к пристани лодки и большие суда.
Это уникальное строительство было полностью профинансировано государством и успешно завершилось благодаря энергии и усилиям министра финансов С.Ю. Витте и губернатора А.П. Энгельгардта. Строительство порта, как и в целом освоение Кольского полуострова, было важной стратегической задачей по установлению и защите границ России, укреплению государственности.
Заключение. Кроме уникальных фотографий, Яков Иванович Лейцингер оставил после себя добрую память и как общественный деятель. В Архангельске он был начальником вольного пожарного общества и за значительные заслуги на этом поприще награждён орденом святой Анны и почётной пожарной каской. На службе в Архангельской городской думе принимал участие в улучшении городского хозяйства, заботился о сохранении и приумножении государственной казны, опекал Архангельский публичный музей. В 1903 г. Я.И. Лейцингер был избран городским головой. Остава-
Рис. 9. Порт Александровский перед открытием 24 июня 1899 г. Вид сверху.
ясь в этой должности до самой смерти в 1914 г., он стал образцом подвижничества, истинного служения народу: с неутомимой энергией строил школы, амбулатории с приёмным покоем, водопровод, проводил работы по благоустройству города, начал строительство городской электростанции и трамвайных путей. Трамвайное движение в Архангельске открылось в 1916 г. и существовало до 2004 г. А в 2008 г. Архангельск окончательно лишился городского электротранспорта: вслед за трамвайным движением было закрыто и троллейбусное.
Фотографии Лейцингера неоднократно переиздавались не только в Архангельске [8], но и в Москве, и за рубежом. Его работы имеют высокую художественную и историческую ценность и в наши дни. Во многих музеях страны и мира бережно хранятся эти уникальные документы того времени, которые рассказывают нам об интересных открытиях, исторических фактах, могут разрешить многие научные споры. Мы можем увидеть, как жили люди той эпохи, их быт, занятия, костюмы, традиции. «Условия жизни, близость моря, постоянные опасности при производстве морских промыслов выработали из наших поморов отважных моряков и смелых промышленников. Они не останавливаются перед далёкими, нередко опасными плаваниями по океану на своих судах, построенных домашними средствами, - то за морским промыслом на Мурман, к Новой Земле и даже к Шпицбергену, то с торговыми целями в Норвегию, Англию и С.-Петербург» [13, с. 42].
Фотоархив Музея Землеведения МГУ - это уникальная коллекция ценных исторических документов, свидетельствующих в том числе и о великих открытиях Русского Севера. Много из того, что мы видим на фотоснимках, уже не сохранилось в наши дни. Здесь можно увидеть дикую природу Арктики, людей, населяющих эти земли, их занятия, условия жизни, проследить историю освоения и развития региона. Фотографии, сделанные Я.И. Лейцингером более ста лет тому назад, и сейчас, во времена цифровых технологий, отличаются высокой степенью детализации, имеют большое научное и художественное значение и позволяют увидеть важные подробности, эмоции, состояние запечатлённого момента, с их помощью можно восстановить, реконструировать потерянное и забытое спустя годы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Л.В., Джобадзе Т.Ф. История России по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ: Шпицберген // Жизнь Земли. 2017. 39 (3). С. 296-310.
2. Борисов А.А. В стране холода и смерти. СПб, 1909. 68 с.
3. Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб, 1907. VI. 104 с.
4. Бронникова Е.П. Фотография в северных монастырях // История Отечества. Святые и святыни Русского Севера: Сборник статей / Отв. ред. архим. Трифон (Плотников). Архангельск: Поморский ун-т, 2006. С. 73-76.
5. Географо-статистический словарь Российской империи / Составитель П.П. Семёнов. Том 1. Тип. Безобразова и комп. СПб, 1863. VIII. 716 с.
6. Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И. Экспедиции Д.Н. Анучина к истокам Волги и Западной Двины в 1894-95 гг. (по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ) // Жизнь Земли. 2017. 39 (4). С. 444-457.
7. Ермилов Н.Е. История сооружения памятника Ломоносову в Архангельске // Исторический вестник. 1889. 36 (4). С. 174-189.
8. Лейцингер Я.И. Соловки. 1888 г.: фотоальбом / Сост. Е.П. Бронникова. Архангельск: Правда Севера, 2005. 136 с.
9. Ливанцова С.Ю., Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И. Исследование и каталогизация фотоколлекции Дмитрия Николаевича Анучина в Музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова // Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / Отв. ред. М.И. Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015. С. 187-193.
10. Назимова И.В. Александр Алексеевич Борисов. Жизнь и творчество. Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1959. 60 с.
11. Смурова Т.Г., Джобадзе Т.Ф., Снакин В.В. История России по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ: Порт Александровский // Жизнь Земли. 2016. 38 (1). С. 92-102.
12. Успенский храм. Архангельск (http://www.uspensky29.ru/).
13. Энгельгардт А.П. Русский Север: Путевые записки. СПб: Издание А.С. Суворина, 1897.
258 с.
REFERENCES
1. Alekseeva L.V., Dzhobadze T.F. History of Russia through photoarchive materials of the Earth Sciences Museum of MSU: Spitsbergen. Zhizn'Zemli. 39 (3), 296-310 (2017) (in Russian).
2. Borisov A.A. In the Land of Cold and Death. 68 p. (St.-Petersburg, 1909) (in Russian).
3. Borisov A.A. The Samoyeds. From Pinega to the Kara sea. 104 p. (St.-Petersburg, 1907) (in Russian).
4. Bronnikova E.P. Photo in the northern monasteries. The history of Homeland. Saints and Shrines of the Russian North: the collection of articles . Ed. by archimandrite Trifon (Plotnikov). 73-76. (Arkhangelsk: Pomorskiy universitet, 2006) (in Russian).
5. Geographical and statistical dictionary of the Russian Empire. Comp. by P.P. Semyonov. V. 1. 716 p. (St.-Petersburg, 1863) (in Russian).
6. Dzhobadze T.F., Maksimov Yu.I. Expeditions of D.N. Anuchin to the sources of the Volga and Zapadnaya Dvina in 1894- 95 (through Photoarchive materials of the Earth Sciences Museum of MSU). Zhizn'Zemli. 39 (4), 444-457 (2017) (in Russian).
7. Ermilov N.E. The History ofthe construction ofthe monument to Lomonosov in Arkhangelsk. Historical Herald. 36 (4), 174-189 (1889) (in Russian).
8. Leizinger Ya.I. Solovki. 1888: photo album. Comp. by E.P. Bronnikova. 136 p. (Arkhangelsk: Pravda Severa, 2005) (in Russian).
9. Livantsova S.Yu., Dzhobadze T.F., Maksimov Yu.I. The study and cataloging of the photographic collection of Dmitry Anuchin at the Earth Sceience Museum. Museum in the scientific and educational process. Ed. by M.I. Burlykina. P. 187-193 (Syktyvkar: Izdatel'stvo SyktGU, 2015) (in Russian).
10. Nazimova I.V. Alexander Alekseevich Borisov. Life and art. 60 p. (Arkhangelsk: Arkangel'skoye knizhnoe izdatel'stvo, 1959) (in Russian).
11. Smurova T.G., Dzhobadze T.F., Snakin V.V. History of Russia based on the materials of the photo archive of the Earth Science Museum: Port Aleksandrovsky. Zhizn'Zemli. 38 (1), 92-102 (2016) (in Russian).
12. Uspenskiy Church. Arkhangelsk (http://www.uspensky29.ru/) (in Russian).
13. Engelhardt A.P. Russian North: Travel Notes. 258 p. (St.-Petersburg: Izdanie A.S. Suvorina, 1897) (in Russian).