Научная статья на тему 'Русский оперный театр первой четверти XIX века и культурная политика Александра I'

Русский оперный театр первой четверти XIX века и культурная политика Александра I Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
681
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смагина Елена Владимировна

Приводя малоизвестные данные об организационной деятельности Дирекции русских Императорских театров, автор делает попытку осмыслить достижения русского оперного театра первой четверти XIX века в контексте культурных стратегий Александра I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский оперный театр первой четверти XIX века и культурная политика Александра I»

"Культурная жизнь Юга России "

^ 1 (39), 2011

Культура и общество

Е. В. СМАГИНА

РУССКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА !

Приводя малоизвестные данные об организационной деятельности Дирекции русских Императорских театров, автор делает попытку осмыслить достижения русского оперного театра первой четверти XIX века в контексте культурных стратегий Александра I.

Ключевые слова: русские Императорские театры, культурная политика Александра I.

Первую четверть XIX века традиционно воспринимают как «Александровскую эпоху». Среди ее выдающихся представителей такие литераторы, как И. Крылов и Н. Карамзин, А. Пушкин и А. Грибоедов, К. Батюшков и Е. Баратынский, В. Жуковский и К. Рылеев; такие живописцы, как В. Тропинин и А. Венецианов, О. Кипренский и К. Брюллов; такие скульпторы, как Ф. Щедрин и В. Демут-Малиновский, И. Мартос и Б. Орловский; такие архитекторы, как А. Воронихин и А. Захаров, К. Росси и О. Бове.

Осуще ствленные императором-ре форматором перемены благоприятствовали росту интеллек-туалитета и другим факторам духовной самореализации нации, которые принято характеризовать как проявления художественного и научного гения. На данном этапе развития страны особое место занимали блестящие достижения русского театра, соединившего в своих исканиях зрелость европейского культурного опыта и глубоко осознанную тягу к национально-почвенным истокам творчества. Отечественную сцену украсили актерские дарования Е. Семеновой и В. Каратыгина, П. Мочалова и М. Щепкина, уникальное певческое мастерство Е. Сандуновой, утонченная балетная пластика А. Истоминой, Е. Колосовой, Е. Телешовой.

Красотой и оригинальностью завораживали постановки выдающихся балетмейстеров И. Вальберха (Лесогорова) и А. Глушковского.

Над сочинениями для оперного театра работали (наряду с высокопрофессиональными иностранными музыкантами, среди которых в первую очередь следует назвать «русского итальянца» К. Кавоса) талантливые отечественные композиторы Д. Кашин, С. Давыдов, Д. Шелихов, А. Алябьев, А. Титов. Эта линия интенсивных творческих исканий увенчалась созданием первых национальных классических опер (М. Глинка). Думается, что предпосылкой расцвета был курс культурной политики Александра I, которой, на наш взгляд, присущи две основные особенности.

Во-первых, упомянем приоритетное внимание власти к крупномасштабным государственным проектам, направленным на создание великодержавного образа Российской империи. Главную роль в культурных стратегиях Александра, несомненно, опиравшегося на опыт просвещенного правления Екатерины II, призваны были играть

монументальная архитектура, скульптура и театр - виды искусства, которые, в силу предназначенности для широкой аудитории, отличаются наибольшей репрезентативностью, способностью воздействовать на общественное мнение.

Во-вторых, осуществление культурных проектов происходило в социальном поле, наполнение и границы которого определялись идеологией, заданной «сверху». Курируемая императорским двором и охраняемая соответствующими государственными службами (Министерством духовных дел и народного просвещения, Ученым комитетом и другими органами цензуры) официальная идеологическая доктрина была призвана подчеркнуть незыблемость монархической идеи, сакральный характер правления династии Романовых. Но при этом - обеспечить известную духовную целостность общества.

Затрагивая некоторые моменты культурной политики Александра I, следует в первую очередь обратить внимание на строительство (кардинальную реконструкцию) театральных зданий. По проектам наиболее талантливых зодчих на выделенные из государственной казны средства в Москве и Петербурге были возведены помещения Императорских театров - сооружения, которые и поныне остаются гордостью национального искусства.

Перестройка Большого (Каменного) театра в северной столице империи (автор проекта - архитектор Т. де Томон) началась осенью 1802-го; в 1818 году здание вновь подвергли реконструкции (архитекторы А. Модюи и И. Гольберг). 1 января 1825 года начал свои представления Новый театр у Чернышева моста (архитектор С. Шустов). Это деревянное здание, к несчастью, в том же году погибло от пожара. Открытый намного ранее, в 1808 году, Большой Арбатский театр (зодчий К. Росси) постигла та же участь при нашествии войск Наполеона (1812). Через несколько лет в Москве были сооружены Малый (1824) и Большой (1825) театры (автор обоих проектов О. Бове). Роскошный театр в Одессе - детище Т. де Томона - был возведен в 1804-1809 годах.

Расширяя сеть учреждений российской театральной системы, император стремился упрочить и ее законодательную базу. Во главе Императорских театров находилась Дирекция, унаследовавшая свои руководящие функции от Театрального

№ 1 (39), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

комитета, созданного при Екатерине (1783) для «управления придворными и городскими театрами и музыкой» [1]. Дирекции подчинялись две конторы (одна управляла московскими, другая -санкт-петербургскими театрами), а также органы цензуры, курировавшие театральный репертуар. К числу цензурных органов принадлежала так называемая Цензурная ревизия - особая канцелярия при Министерстве Полиции, созданная в 1811 году. Ей был поручен контроль над тем, что сегодня называют «информационной политикой» в сфере театра (типографии, книгопродавцы, печатание афиш, объявления в газетах и пр.). В этой связи знаток русского театра Н. В. Остен-Дризен в мемуарах пишет: «Цензурные строгости в это время напоминают эпоху Радищева и Новикова» [2].

В отечественном музыкознании практически не упоминается весьма примечательный факт: учреждение в 1824 году Литературно-театрального комитета, по свидетельству историка театра С. Танеева, состоявшего «из приглашенных драматических писателей и некоторых первых артистов по назначению дирекции» [3]. Применительно к современной театральной практике можно охарактеризовать этот комитет как своего рода художественный совет при Дирекции [4].

Членом Литературно-театрального комитета был весьма компетентный специалист, первый театрал своего времени А. А. Шаховской. Творчество этого плодовитого деятеля театра 1810-1820-х годов, достаточно талантливого драматурга и оперного либреттиста составило эпоху в истории русского драматического и музыкального театра. Князю Шаховскому принадлежит авторство документа государственной важности: проекта Устава Дирекции императорских театров, «высочайше одобренного» в 1825 году.

Внимание Двора к театральному искусству повышало уровень и престиж русских Императорских театров. Их успехи стали известны в Европе. На гастроли в столицу могущественной Российской империи стремились лучшие артистические силы Европы. Композиторы и балетмейстеры, танцовщики и певцы, дирижеры и художники-

декораторы считали за честь быть принятыми на службу, попасть в штат Императорских театров. В числе таковых оказались композиторы С. Нейком (с 1804 до 1808 г. капельмейстер Немецкого театра в Петербурге), А. Буальдье (с 1804 по 1810 г. капельмейстер придворной французской труппы), Д. Штейбельт (занимавший ту же должность с 1810 по 1823 г.).

Более четверти века (1801-1811 и 1816-1831) с петербургской императорской сценой была связана творческая жизнь замечательного французского танцовщика Шарля Дидло (1767-1837). Этот балетмейстер-новатор и выдающийся театральный педагог умер в России.

На протяжении 1800-х годов примадонной Французской придворной труппы (Санкт-Петербург) была известная в Европе певица Ж. Фил-лис-Андриё. В 1808 году по желанию императора в Россию была приглашена актриса Жорж - прима французской драматической сцены, соперница великой Е. Семеновой, которая получила особое содержание и уникальный для практики своего времени бессрочный контракт.

Обобщая сказанное, подчеркнем: направленная на всемерную поддержку русского театра культурная политика Александра I способствовала его расцвету и обретению художественной зрелости.

Литература и примечания

1. Левашев Е. М. Русский музыкальный театр XVIII в. // История русской музыки: в 10 т. Т. 3. М., 1985. С. 370.

2. Остен-Дризен Н. В. Материалы к истории русских императорских театров. URL: http://www. knigafund.ru/books

3. Танеев С. В. Из прошлого императорских театров: краткий исторический очерк. Т. 1. 1885. С. 57. URL: http://www.knigafund.ru/books

4. Любопытно, что некое подобие данной структуры существовало в отечественной театральной практике и ранее - в последней четверти XVIII века. Антрепренер одной из трупп англичанин М. Меддокс приглашал на «творческие коллегии» актив собственного театра и владельцев домашних (крепостных и любительских) театров.

YE. v. SMAGINA. RuSSIAN OpERA THEATRE OF THE FIRST QuARTER OF XiX cENTURY АND cuLTuRAL POLICY OF ALEXANDER i

Citing the little-known data about organizational activity of the management of Russian Imperial theatres, the author makes an attempt to comprehend the achievements of Russian opera theatre of the first quarter of XIX century in a context of cultural strategy of Alexander I.

Key words: Russian Imperial theatres, cultural policy of Alexander I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.