DOI 10.24411/2499-9679-2019-10329 УДК 792(470.25)(091)»1812»
О. В. Розина https://orcid.org/0000-0002-7664-0640 М. Н. Павлова https://orcid.org/0000-0002-7664-0640
Московский Императорский театр накануне и в период французской оккупации 1812 года
В статье исследуется состояние московского Императорского театра накануне и в период Отечественной войны 1812 года. Авторы привлекают разнохарактерные источники: письма, мемуары, труды дореволюционных историков и публицистов. Анализ источников позволил изучить систему управления и общую ситуацию в московском Императорском театре накануне вступления противника в историческую столицу, трудности организации эвакуации театрального имущества и казны дирекции, а также актеров и служащих во Владимир, а затем Кострому. В результате удалось установить, что значительную часть имущества театра не удалось вывести из города, и она была уничтожена в результате грабежей и пожара в период оккупации. Сложной оказалась и судьба актеров и служащих театра: их плановой эвакуации не проводилось, они вынуждены были самостоятельно решать эту проблему, что привело к рассеиванию труппы и потери многих ее участников. Часть актеров была вынуждена остаться в оккупированной Москве, но не участвовала в попытках противника возобновить в ней театральную жизнь. Особое внимание уделяется истории создания Наполеоном «придворного театра» из части французской труппы Императорского театра, как попытки наладить театральную жизнь в захваченном городе с целью подъема морального духа своих офицеров и солдат. В статье анализируется положение оставшихся в Москве французских актеров, а также трудности возрождения московского Императорского театра после окончания Отечественной войны 1812 года. Авторы приходят к выводу о том, что в истории театра в дни войны просматриваются черты цивилизационного конфликта между национальным самосознанием и поведением русских и французов.
Ключевые слова: Императорский театр, Москва, Отечественная война 1812 года, французская оккупация, Наполеон, А. Л. Нарышкин, А. А. Майков, актеры, театральная жизнь, цивилизационный конфликт, национальное самосознание.
O. V. Rozina, M. N. Pavlova
The Moscow Imperial Theater on the Eve and during the French Occupation of 1812
The article examines the state of the Moscow Imperial Theater on the eve and during the Patriotic War of 1812. The authors explored different sources: letters, memoirs, works of pre-revolutionary historians and publicists. It helps to study the management system and the general situation in the Moscow Imperial Theater on the eve of the entry of the enemy into the historical capital, the difficulties of the evacuation of theatrical property and coffers, as well as actors and employees to Vladimir, and then Kostroma. As a result, the part of the property of the theater was not removed from the city and was destroyed after looting and fire during the occupation period. The life of the actors and employees of the theater also was difficult: their planned evacuation was not carried out, they had to solve this problem on their own, which led to the dissipation of the troupe and the loss of many of its participants. Some of the actors were forced to remain in occupied Moscow, but did not participate in the attempts of the enemy to restore theatrical life in it. Particular attention is paid to the history of the creation of a «court theater» by Napoleon from a part of the French troupe of the Imperial Theater, as attempts to organize theatrical life in a captured city with the aim of raising the moral spirit of officers and soldiers. The article analyzes the situation of the French actors remaining in Moscow, as well as the difficulties of reviving of the Moscow Imperial Theater after the end of the Patriotic War of 1812. The authors came to the conclusion that the features of the civilizational conflict between the national self-consciousness and the behavior of the Russians and the French are visible in the history of the theater in the days of the war.
Keywords: the Imperial Theater, Moscow, Patriotic War of 1812, French occupation, Napoleon, A. L. Naryshkin, A. A. Maikov, actors, theatrical life, civilizational conflict, national identity.
Императорский театр в Москве был основан в 1806 году и давал спектакли в арендованном доме Пашкова (угол Моховой и Большой Никитской). Тогда же при нем была организована труппа из французских актеров. В начале 1808 года закончилось строительство собственного деревянного здания этого театра на Арбатской площади (архитектор К. И. Росси). Как писал знаток старой Москвы М. Пыляев, «Арбатский театр был очень красив, весь окружен колоннами, подъезды к нему вели со
всех сторон; большое пространство между колонн в виде длинных галерей, соединявшихся вместе, представляло хорошее место для проездов. Внутреннее устройство театра было превосходное» [11]. При театре была открыта театральная школа. В 1808 г. во французскую труппу были включены новые артисты, подобранные режиссером Арманом Домергу. С этого времени труппу возглавила его сестра, директриса французского театра в Касселе Аврора Бюрсе.
© Розина О. В., Павлова М. Н., 2019
Управление московским Императорским театром осуществлялось общей дирекцией, учрежденной еще Екатериной II и находившейся в Санкт-Петербурге. В результате реорганизации системы управления Императорскими театрами в 1783 году вместо Дирекции был создан Комитет по управлению зрелищами и музыкой, в 1786 году преобразованный в Главную дирекцию над зрелищами и музыкой. В 1799-1819 годах директором Главной дирекции был Александр Львович Нарышкин (1760-1826). «Остроумие, любознательность, щедрость, великодушие были главными чертами его характера. Все окружающие любили его и богатели около него», - писал о А. Л. Нарышкине его помощник по формированию репертуара театров Р. М. Зотов [15]. Управляющим московскими театрами с 16 сентября 1810 года был Аполлон Александрович Майков (1761-1838) - поэт, действительный статский советник. Именно на него легли все обязанности по организации эвакуации артистов, театральных реквизитов и кассы дирекции в драматический период оккупации Москвы французским войсками.
Александр I провел новую реформу управления Императорскими театрами, учредив 27 апреля 1812 года Театральный комитет, которые, как и существовавший недолго Комитет по управлению зрелищами и музыкой, стал коллегиальным органом. В новую структуру вошли А. Л. Нарышкин, тайный советник П. С. Молчанов и министр финансов граф Д. А. Гурьев.
Военные действия привели к резкому спаду интереса к театральной жизни в Москве к лету 1812 года. Еще в январе будущий декабрист Н. И. Лорер, приехавший в город из Малороссии и остановившейся в доме дяди по матери князя Д. Е. Цицианова (1747-1835) «застал Москву в ве-селостях и удовольствиях. Тогда наша старушка не предвидела, что через несколько месяцев будет обращена в пепел... Да и кому могла прийти в голову мысль, что неприятельская армия будет гостить в ее стенах?... А. Л. Нарышкин (обер-камергер) только что приехал в первопрестольную с многочисленною свитою молодых людей. Помню красавицу трагическую актрису mademoiselle George, которая играла и в доме моего дяди. Обеды, балы, вечера не прекращались» [5, с. 38-39].
Однако уже в июне дворяне перестали посещать спектакли, и среди зрителей осталось только купечество. Стал меняться и театральный репертуар, причем, на его изменение влияло не столько социальное положение зрителей, сколько ситуация на фронте. Так, историк XIX века С. М. Любецкий приводит такой пример: 30 июля пьеса «Модная лавка», в которой высмеивались французы, была заменена на пользующуюся большой популярно-
стью у зрителей оперу «Старинные святки» о жизни москвичей. Ведущую партию в опере исполняла знаменитая драматическая актриса и певица Елизавета Семеновна Сандунова (1772/76-1826) [см.: 6, с. 283]. Дело в том, что 15 июля под командованием генерала А. П. Тормасова была одержана первая крупная победа русских в сражении при Кобрине. А 19 июля русские под командованием генерала П. Х. Витгенштейна разбили французские войска под Клястицами, что остановило продвижение врага на Санкт-Петербург. Эти известия пришли в Москву как раз перед 30 июля.
Фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны Мария Аполлоновна Волкова писала своей подруге Варваре Ивановне Ланской, что «с первых чисел июня, то есть со времени объявления войны у подъездов их (театров - О. Р., М. П.) виднелись две кареты, не более. Дирекция была в отчаянии, она разорялась и ничего не выручала. В Москве с августа месяца французы не осмеливались показываться на улицах: их побивали камнями» [3, с. 76-77]. М. А. Волкова свидетельствовала о восприятии в те дни французов как «чудовищ». «Война оживила национальные чувства русских людей, оскорбленных вторжением французов, разорявших русские земли» [13, с. 211].
Действительно, еще 8 августа часть актеров французской труппы, в том числе главный режиссер театра Арман Домерг и главный балетмейстер Ламираль, оказались в числе 40 арестованных иностранных граждан и были размещены в доме Лазаревых в Армянском переулке. Вскоре все арестованные были под охраной отправлены баркой по Москве-реке в Рязань. После 26-месячного заключения Арман Домерг смог вернуться во Францию.
В начале августа положение Императорского театра в Москве усложнилось: начавшейся отъезд из города дворян с семьями привел к сокращению зрительской аудитории и падению доходов. Кроме того, вместе с владельцами уезжали слуги, в том числе и те, кто был певчими в театре. Об этих проблемах А. А. Майков писал А. Л. Нарышкину в письме от 19 августа, спрашивая его разрешения на начало подготовки театрального имущества к эвакуации [7]. Но ответ пришел только 31 августа, когда из Москвы уже началась эвакуация церковных ценностей (30 августа) и вышел последний номер газеты «Московские ведомости». До этого времени Императорский театр продолжал давать спектакли тем немногочисленным зрителям, которые оставались в городе.
В пятницу 30 августа (в день памяти св. Александра Невского и тезоименитства Александра I) в Благородном собрании прошел бал-маскарад, однако «публики было немного, особенно из высшего класса. Музыка гремела, залы сверкали огнями, но
танцы шли вяло, не то было на уме у всех, и потому все скоро разъехались» [6, с. 113].
В этот же день был дан последний спектакль в Императорском театре на Арбате. По свидетельству А. К. Нарышкина, это была драма в 4-х действиях «Наталья, боярская дочь» [7] поэта и драматурга Сергея Николаевича Глинки (1776-1847) по мотивам одноименной повести историка Н. М. Карамзина (1766-1826). Вряд ли кто-то из зрителей мог предположить, что пожар, как образ войны в спектакле, вскоре станет реальностью: театр на Арбатской площадь будет уничтожен огнем московского пожара одним из первых. Впрочем, дореволюционный историк-московед М. И. Пыляев утверждает, что последним спектаклем была драма «Семейство Старичковых» «и публика состояла почти из одних военных» [11].
Только 31 августа, после получения предписания А. Л. Нарышкина буквально накануне оставления Москвы русскими войсками, началась подготовка к эвакуации Императорского театра. Она проходила в сложных условиях.
Прежде всего, для вывоза артистов, имущества театра и театральной школы, реквизита, казны дирекции не хватало транспорта: вместо необходимых 150 подвод генерал-губернатор Москвы граф Ф. В. Ростопчин, ответственный за эвакуацию казенных учреждений, смог выделить только 19. А. А. Майков нанял к ним еще 11 подвод с прибавлением собственных лошадей [7]. Естественно, на них все увезти было просто невозможным, поэтому большая часть имущества была оставлена в городе.
Эвакуация театрального имущества началась 1 сентября в 3 часа утра. Все, что можно было погрузить на 30 подвод, было отправлено с чиновниками дирекции - помощником по хозяйственной части, казначеем, секретарем и смотрителем гардероба. Местом эвакуации театра был определен губернский город Владимир. Охрана оставшегося театрального и школьного имущества была поручена унтер-офицеру Мельникову с находящеюся при нем инвалидною командою «до той минуты, когда будет возможно», так как не ожидалось, что противник войдет в город [2].
Организованной эвакуации артистов и служащих не проводилось. Поэтому они отчасти пошли пешком во Владимир вслед за имуществом театра, отчасти оставались в Подмосковье, пытаясь найти кров и приют у своих богатых зрителей. Так, семья актеров Степана Федоровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых и артистка Насова вместе с матерью какое-то время жили в имении князей Долгоруковых в Никольском (недалеко от Звенигорода).
Некоторые актеры и служащие Императорского театра по разным причинам так и не смогли покинуть Москву, пережив все ужасы пожара и фран-
цузской оккупации. В ноябре 1812 года, по сведению В. И. Земцова, 35 человек были обнаружены в доме князя А. Н. Долгорукова [4, с. 34].
Однако автор не указывает в каком именно доме: семейство Долгоруковых имело несколько имений в городе. Их городские усадьбы располагались на Малой Никитской улице, на Малой Дмитровке и на Пречистенке - все сильно пострадали при пожаре. Усадьба на Поварской улице от пожара не пострадала, но в ней квартировали французы. Еще одна усадьба располагалось в Колпачном переулке и являлось объектом судебных семейных разбирательств, поэтому находилось под опекой и сдавалось внаем. В ней в 1811-1816 годах проживал калужский губернатор Павел Никитич Кавелин (1763-1853) - отец будущего члена «Союза благоденствия» Петра Кавелина (1794-1855) [9]. В ходе московского пожара эта усадьба не пострадала, но в ней располагался центральный офис французской полиции. В сентябре 1812 года в этом помещении состоялся суд над русскими «поджигателями Москвы» [8]. Так что назвать точное местонахождение переживших французскую оккупацию Москвы служащих Императорского театра пока не представляется возможным.
В начале 1813 года Степан Федорович Мочалов, певец-бас Петр Васильевич Злов, Елизавета Семеновна Сандунова смогли добраться до Санкт-Петербурга.
Сохранился рапорт А. А. Майкова главному директору Императорских театров А. Л. Нарышкину, написанный уже во Владимире. В нем автор описывает сложности прошедшей эвакуации и ходатайствует о дополнительных денежных средствах для дальнейшего следования в Кострому, так как во Владимире «также беспокойство жителей и много выезжающих в разные стороны». А далее возможно «при малейшей же опасности потянуться в Вологду, где, по всем соображениям и советам, пребывание будет совершенно обеспечено» [7]. А. Л. Нарышкин встретился с министром финансов, который 27 сентября известил его о данном им предписании Костромской казенной палате отпустить Московской театральной конторе 58 666 руб. 67 коп. [7]. Однако А. А. Майков еще и в ноябре не получил этих денег.
После эвакуации Императорского театра и ухода русских артистов из города в Москве оставались актеры из французской труппы Авроры Бюрсе. Положение их было крайне тяжелым. Как вспоминала одна из актрис, «наши надежды на благоденствие под властью великого человека очень скоро развеялись: в городе стало трудно достать еду, вечерами мы боялись выходить на улицу, опасаясь мародеров, среди которых были и русские бандиты, и французские, немецкие, итальянские солдаты.
Многие из нас потеряли в пожаре свои дома, и мы все вместе должны были искать себе пристанище в одном из чудом сохранившихся зданий. Это был просторный дом одного богатого вельможи, близ Никитских ворот, в котором, по счастью, сохранились не только стены, но и кое-какие съестные припасы» [16].
По свидетельству В. Н. Земцова, оставшиеся в городе французские актеры пытались найти приют «в большом доме князя Гагарина на Басманной. Без продовольствия, ограбленные, они кутались в тряпки и страдали от голода и неопределенности» [4, с. 37].
Однако вновь возникает вопрос о местоположении этого дома. Дело в том, что у Гагариных было несколько городских усадеб: на углу Петровки и Страстного бульвара, на Поварской улице, на Новинском бульваре, в Армянском переулке, а также доходные дома (например, на Кузнецком мосту) и другие. Из перечисленных домов лишь один был расположен в Басманной части города - в Армянском переулке. Правда, в 1810 году он был продан Гагариными родителям будущего поэта Федора Тютчева - Ивану Николаевичу (1768-1846) и Екатерине Львовне (1776-1866), получившей богатое наследство от скончавшейся тетки А. В. Остерман. Перед приходом в Москву французов большая семья Тютчевых (в ней к этому времени было шестеро детей) покинула город и поселилась в имении бабушки П. Т. Тютчевой в селе Знаменское под Угличем [1]. В свой дом в Москве семья возвратилась в 1814 году. Во время пожара он не пострадал, как и весь Армянский квартал, хотя и требовал ремонта. Возможно, в этом доме нашли убежище оставшиеся в городе французские актеры, тем более что рядом (в Колпачном переулке) находился главный офис французской полиции, что давало им некоторую гарантию безопасности.
Войдя в Москву и разместившись в ней в начале сентября, Наполеон предполагал, что его армия перезимует в городе. Поэтому для поддержания боевого и морального духа солдат император приказал устроить театр, «желая доставить большое, любимое удовольствие своим войскам и вместе с тем заглушить, прекратить ропот их на тяжелое пребывание в Москве. «Кормите глаза народа», - писал он и в Париж» [7]. Поэтому Наполеон распорядился о приезде из Франции лучших артистов, вместе с которыми были приглашены и итальянские певцы.
Французский император знал, что в Москве еще до войны была французская труппа: «дорожа дружбой Александра, Наполеон, после Тильзитского мира, уступил ему на время лучших парижских артистов... дирекция московского театра... осенью 1811 г. пригласила их из Петербурга в Москву вместе с некоторыми другими персонажами» [7].
Префект императорского двора барон Л.-Ф.-Ж. Боссе нашел французских артистов, оставшихся в Москве и доложил Наполеону об их бедственном материальном положении. Как отметила актриса Фюзи, «короли кулис утратили свои пурпуровые мантии и облеклись в одежды сермяжные. Лапти заменили им державные сандалии. В таком печальном положении нашел питомцев муз генерал Боссе» [Цит. по: 14]. Позже Боссе запишет в мемуарах: «.имел случай говорить о них за завтраком императору Он велел оказать им первую помощь, назначил меня главным распорядителем над ними и приказал мне посмотреть, могут ли они в том составе, в каком были, дать несколько представлений, которые могли бы доставить развлечение войскам, расквартированным в Москве» [цит. по: 4, с. 37].
Генерал Боссе распорядился о выдаче артистам внушительной суммы денег, которая поправила бы их нищенское положение [4, с. 34].
Французский театр давал спектакли в доме Петра Адриановича Позднякова на Большой Никитской улице рядом с Леонтьевским переулком. По свидетельству С. М. Любецкого, «это был прекрасный дом с колоннадой, выстроенные по проекту архитектора Бове» [6, с. 158]. Покинувший усадьбу перед приходом французов хозяин был страстным любителем театрального искусства и создал у себя один из известных в городе частных театров. Его описание сохранилось в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Дореволюционный москвовед М. И. Пыляев отмечал, что «театр П. А. Позднякова в Старой Москве славился своею роскошью, зимним садом и другими затеями прошлого вельможного барства. Спектакли Позднякова считались первыми в Москве. Сам хозяин на своих спектаклях и маскарадах важно разгуливал наряженным не то персиянином, не то китайцем» [11].
Театр П. А. Позднякова не пострадал от пожара, но был разграблен мародерами. Как писал С. М. Любецкий, театральная «обстановка представляла самый печальный вид, в театре побывали уже действующие лица: французы-грабители, там бархат с лож был содран, люстры, канделябры и мебель изломаны. Все это поспешили поправить, подновить, покрасить и по возможности привести в лучший порядок. В этом театре явилась и дорогая комфортабельная мебель, и бронза, и подзлащен-ные жирандоли, и цветные ковры. Костюмы для действующих лиц поделали из расхищенного венецианского бархата, церковных риз, атласа и алан-сонских кружев. Уборные также были приведены в приличный порядок. Наполеон назвал этот театр придворным» [6, с. 157-161].
Первый спектакль состоялся в среду 27 сентября. Это были комедия в трех актах «Игра любви и
случая» и одноактная комедия «Любовник, творец и слуга».
Французская труппа успела дать 11 спектаклей. Посетил ли театр Наполеон установить сложно: источники противоречивы, но все утверждают, что он участвовал в формировании репертуара и слушал отчеты о представлениях. Как вспоминала одна из французских актрис этого театра, «спектакли шли почти каждый день, и всегда - при большом скоплении публики. Правда, публика эта - офицеры разных частей Великой армии - всегда была нетрезвой и очень шумной. Не раз случались потасовки, не раз приходилось останавливать представления и пытаться утихомиривать слишком уж разгулявшихся зрителей» [16].
Как известно, первоначальные планы Наполеона о длительном пребывании в Москве были разрушены бушевавшим несколько дней пожаром, а в дальнейшем - бесперспективностью нахождения в полуразрушенном и разграбленном городе в условиях продолжавшейся войны, несмотря на попытки французского императора склонить Александра I к мирным переговорам. «Последней каплей» стало поражение французских войск под командованием маршала Мюрата под Тарутино 6 октября. Попытка повысить моральный дух деградировавшей армии при помощи увеселительных мероприятий и театральных постановок успеха не принесла. Как писала одна из актрис, «спектакли, приносившие вначале столько радости и дававшие нам средства к существованию, шли все хуже, публика все меньше веселилась, чаще становились скандалы. Мы выходили на сцену уже не каждый день» [16].
Покидавший Москву французский император никак не позаботился о судьбе актеров своего «придворного театра». Очень немногие из них добрались до Франции.
Вошедшие в город русские застали здание французского театра в жалком состоянии. По свидетельству князя Александра Александровича Шаховского (1777-1846), с 1802 года служившего в дирекции Императорских театров, а в Отечественной войне 1812 года ставший командиром дружины тверского ополчения, одной из первых вошедших в разоренную французами Москву, «на сцене валялись дохлые лошади и падаль, лестница, коридоры и залы были загромождены мебелью, зеркалами, инструментами. В уборных валялись обрезки парчовых и бархатных материй, из которых артисты выкраивали себе кафтаны, а артистки сооружали юбки, береты и шпенсеры (лиф с рукавами) и т. д.» [14].
Восстановление театральной жизни в Москве проходило с большими трудностями. Здание Императорского театра на Арбате сгорело вместе с имуществом, которое не удалось эвакуировать. В труп-
пе не хватало актеров. Сохранилась переписка А. Л. Нарышкина и А. А. Майкова, еще находившегося в Костроме, о необходимости организации розыска в Москве и ее окрестностях уцелевших актеров и служащих Императорского театра с привлечением возможностей обер-полицмейстера и «в прочих близким к оной городах начальствующим дабы тем удобнее и скорее могли отысканы быть в оной и в окрестностях ее оставшиеся, начальства Вашего служители» [7]. В итоге из 56 отсутствующих актеров А. Л. Нарышкин определил к увольнению 44 человека. Фактически А. А. Майкову пришлось формировать труппу театра заново.
Первый спектакль в возрожденном после Отечественной войны 1812 года московском Императорском театре был дан в 1814 году. Это была драма поэта, детского писателя и драматурга Бориса Михайловича Федорова (1794/98-1875) «Крестьянин-офицер, или Известие о прогнании французов из Москвы».
Для постановок Императорский театр арендовал помещение в городской усадьбе Апраксиных на пересечении Знаменки и Арбатской площади (недалеко от сгоревшего в период французской оккупации здания театра). Дирекция занимала весь второй этаж особняка, здесь же была расположена сцена [12]. Спектакли в Апраксинском театре пользовались популярностью у москвичей. Но при этом историк В. П. Погожев отмечал, что помещения театра очень неудобны как для актеров, таки для зрителей. Он писал, что театр «был весьма недостаточен по вместимости, сцена была тесна и не давала возможности делать сложные постановки, духота в театре в жаркое время заставляла отказываться от устройства летних спектаклей, расположение уборных было очень неудобно - оне помещались далеко от сцены, при переходе на которую артисты часто простужались» [10, с. 220-221].
Только с открытием в 1824 году Малого театра (драматическая труппа) и в 1825 году Большого театра (балетно-оперная труппа) можно считать, что кризис московского Императорского театра, вызванный Отечественной войной 1812 года, был преодолен.
Таким образом, история московского Императорского театра свидетельствует о значительном влиянии французской театральной культуры на русскую до войны 1812 г., проявившемся в заимствовании режиссерского и актерского опыта, формировании репертуара, организации работы. Однако этот театр в то время стал уже органической частью российской культуры, для которой было неприемлемо национальное унижение. В истории театра в дни войны просматриваются черты цивили-зационного конфликта между национальным самосознанием и поведением русских и французов. Он
проявился в расколе труппы по национальному признаку, отъезде русских актеров; французская часть труппы осталась в городе и давала своим соотечественникам спектакли развлекательного характера, а затем стремилась покинуть Россию; в погроме, устроенном французами в здании театра, уже не воспринимаемом ими как культурного центра; в нарастании ненависти между русскими и французами.
Москвичи не могли смириться с оккупацией неприятелем их любимого города. Представители русской театральной администрации и многие актеры в 1812 г. вслед за жителями покинули историческую столицу. В отличие от театральной элиты во многих европейских городах, занятых французами, руководители московской дирекции и русские актеры, проявляя развитое национальное сознание, отказались развлекать неприятеля, театр был закрыт, частично эвакуирован с целью сохранения труппы и материальной составляющей учреждения. Относительно быстрое его восстановление после войны может рассматриваться как свидетельство значительного развития театральной культуры в Москве того времени.
Библиографический список
1. Армянский переулок. Прогулки по Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stapelia2784.livejournal.com/55564.html
2. Бродский, Н. Театр и драма в Отечественную войну / в кн. Отечественная война и русское общество 1812-1912 гг. Том. V [Электронный ресурс] / Н. Бродский. - М. : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1911. - Режим доступа: http://museum.ru/1812/library/sitin/index.html
3. Грибоедовская Москве: в письмах М. А. Волковой к В. И. Ланской. 1812-1818 [Текст]. -М., 2013. - С. 76-77.
4. Земцов, В. Н. Как русский пес стал французской собакой. Французский театр в Москве в 1812 году [Текст] / В. Н. Земцов // Знание-сила, 2012. - № 9. -С. 34.
5. Лорер, Н. И. Записки декабриста. 2-е изд. [Текст] / Н. И. Лорер. - Иркутск : Вост-Сиб. кн. из-во, 1984. - С. 38-39.
6. Любецкий, С. М. Москва в 1812 году [Текст] / С. М. Любецкий. - М., 2013. - С. 283.
7. Нарышкин, А. К. Заметки о театре времен Отечественной войны 1812 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://museum.ru/museum/1812/Library/Borodino_conf/2 013/айс1е43^ (дата обращения 25.12.2018)
8. Облюбование Москвы. Усадьба князей Долгоруковых. Репортаж Р. Рахматуллина Выпуск от 1 сентября 2012 года. Россия 24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=cv20EoQ3elE
9. Палаты Долгоруковых. Прогулки по Москве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moscow-walks.livejournal.com/1043468.html
10. Погожев, В. П. Столетие организации императорских московских театров [Текст] : Т. 1 /
B. П. Погожев. - СПб. : Издание дирекции московских Императорских театров, 1906. - 379 с.
11. Пыляев, М. И. Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statehistory.ru/books/Mikhail-Pylyaev_Staraya-Moskva--Istoriya-byloy-zhizni-pervoprestolnoy-stolitsy/6
12. Розанов, Н. П. «Пушкинские дома» сохранившиеся в Москве до нашего времени [Текст] // Пушкин в Москве. Сборник статей. - М., 1939. -
C. 92-96.
13. Сараева, Е. Л. Война 1812 г.: взгляд московской аристократки М. А. Волковой [Текст] // Ярославский педагогический вестник, 2018. - № 1. - С. 211.
14. Театр в эпоху войны 1812 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voynablog.ru/2013/11/03/teatr-v-epoxu-otechestvennoj-vojny-1812-goda/
15. Театральные воспоминания: автобиографические записки Р. Зотова [Текст]. - СПб., 1859. - С. 39
16. Эпоха 1812 года глазами актрисы французской труппы московского театра [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://1812panorama. ru/lemus/aktrisa4. html
Reference List
1. Armjanskij pereulok. Progulki po Moskve = Armyansky Lane. Walks across Moscow [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://stapelia2784.livejournal.com/55564.html
2. Brodskij, N. Teatr i drama v Otechestvennuju vojnu = Theater and drama in the Patriotic war [Jelektronnyj resurs] // Otechestvennaja vojna i russkoe ob-shhestvo 1812-1912 gg. Tom. V = The Patriotic war and Russian society of 1812-1912. Vol. V / N. Brodskij. - M. : Izdanie T-va I. D. Sytina, 1911. - Rezhim dostupa: http ://museum. ru/1812/library/sitin/index. html
3. Griboedovskaja Moskve: v pis'mah M. A. Volkovoj k V I. Lanskoj. 1812-1818 = Griboyedov Moscow: in M. A. Volkova's letters to V. I. Lanskaya. 1812-1818 [Tekst]. - M., 2013. - S. 76-77.
4. Zemcov, V N. Kak russkij pes stal francuzskoj so-bakoj. Francuzskij teatr v Moskve v 1812 godu = How a Russian dog became a French dog. The French theater in Moscow in 1812 [Tekst] / V. N. Zemcov // Znanie-sila = Znanie-sila, 2012. - № 9. - S. 34.
5. Lorer, N. I. Zapiski dekabrista. 2-e izd. = Decembrist's notes. The 2nd edition. [Tekst] / N. I. Lorer. - Irkutsk : Vost-Sib. kn. iz-vo, 1984. - S. 38-39.
6. Ljubeckij, S. M. Moskva v 1812 godu = Moscow in 1812 [Tekst] / S. M. Ljubeckij. - M., 2013. - S. 283.
7. Naryshkin, A. K. Zametki o teatre vremen Otech-estvennoj vojny 1812 goda = Notes about theater of times of the Patriotic war in 1812 [Jelektronnyj resurs]. -
Rezhim dostupa:
http://museum.ru/museum/1812/Library/Borodino_conf72 013/article43.pdf
8. Obljubovanie Moskvy. Usad'ba knjazej Dol-gorukovyh. Reportazh R. Rahmatullina Vypusk ot 1 sent-jabrja 2012 goda. Rossija 24 = Taking fancy on Moscow. Estate of the Princes Dolgorukovs. Report by R. Rakhmatullin Issue dated from September 1, 2012. Russia-24 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=cv20EoQ3elE
9. Palaty Dolgorukovyh. Progulki po Moskve = Dol-gorukov' chambers. Walks across Moscow [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://moscow-walks.livej ournal. com/1043468. html
10. Pogozhev, V. P. Stoletie organizacii imperatorskih moskovskih teatrov = A century since the organization of imperial Moscow theaters [Tekst] : T. 1 / V. P. Pogozhev. - SPb. : Izdanie direkcii moskovskih Imperatorskih teatrov, 1906. - 379 s.
11. Pyljaev, M. I. Staraja Moskva. Istorija byloj zhiz-ni pervoprestol'noj stolicy = Old Moscow. History of former life of the first-throned capital [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://statehistory.ru/books/Mikhail-Pylyaev_Staraya-Moskva--Istoriya-byloy-zhizni-pervoprestolnoy-stolitsy/6
12. Rozanov, N. P. «Pushkinskie doma» sohranivshiesja v Moskve do nashego vremeni = «Pushkin houses» which remained in Moscow till the present [Tekst] // Pushkin v Moskve. Sbornik statej. - M., 1939. -S. 92-96.
13. Saraeva, E. L. Vojna 1812 g.: vzgljad mos-kovskoj aristokratki M. A. Volkovoj = War of 1812: a view of Moscow aristocrat M. A. Volkova [Tekst] // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik, 2018. - № 1. - S. 211.
14. Teatr v j epohu vojny 1812 goda = Theater during the era of the War of 1812 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://voynablog.ru/2013/11/03/teatr-v-epoxu-otechestvennoj-vojny-1812-goda/
15. Teatral'nye vospominanija: avtobiograficheskie zapiski R. Zotova = Theatrical memoirs: R. Zotov's autobiographical notes [Tekst]. - SPb., 1859. - S. 39
16. Jepoha 1812 goda glazami aktrisy francuzskoj truppy moskovskogo teatra = The era of 1812 with eyes of the actress of the French troupe of the Moscow theater [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://1812panorama. ru/lemus/aktrisa4. html
Дата поступления статьи в редакцию: 15.01.2019 Дата принятия статьи к печати: 24.01.2019