УДК 130.2+930.85 Г.Ф. НАЗАРОВА
кандидат философских наук, доцент, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] А.В. ФОКИНА
аспирант, кафедра логики, философии и методологии науки, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 130.2+930.85 G.F. NAZAROVA
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of logics, philosophy and methodology of science, Orel
State University E-mail: [email protected] A.V. FOKINA
Graduate student, Department of logics, philosophy and methodology of science, Orel State University E-mail: [email protected]
РУССКИЙ МИР: ОБНОВЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К КОНЦЕПЦИИ RUSSIAN WORLD: THE RENEWAL OF APPROACHES TO THE CONCEPTION
В статье рассматривается генезис концепции «Русский мир», а также история употребления соответствующего термина. Предпринимается попытка систематизировать существующие теоретико-методологические подходы к проблематике Русского мира, проследить их развитие, определить сходства и различия. Высказывается мнение возможности дополнения существующих классификаций.
Ключевые слова: Русский мир, Русская цивилизация, Российская цивилизация, концепция, подходы, идентичность.
The article considers the genesis of the conception "Russian World" as well as the history of the use of the respective term. An attempt to systematize the existing theoretical and methodological approaches to the problems of the Russian world, to trace their development and to determine the similarities and differences is made. The possibility of supplementing existing classifications has been suggested.
Keywords: Russian World, Russian civilization, concept, approaches, identity.
Одним из наиболее активно используемых в государственной, публицистической, общественной риторике последних лет является термин «Русский мир». Его нельзя счесть достаточно устоявшимся в науке, он не имеет единой трактовки, потому рассматривать его следует во всем множестве коннотаций. Несмотря на то, что концепция Русского мира возникла менее двух десятилетий назад, сам термин появился гораздо раньше.
В XIX-начале XX века существовало несколько печатный изданий, называющихся «Русскш м1ръ». Анализ публикуемого в них материала позволяет сделать вывод о том, что издатели вкладывали в данное название различное содержание. Газеты «Русскш м1ръ» издавались в 1859 г., 1871 г. (редакторы Стоюнинъ, Комаров) и позиционировалась в качестве литературных и политических. В них с патриотических позиций описывались события в различных уголках Российской империи и мира, представлялись литературные новинки, освещались новости культурной жизни. Судя по всему, в данном случае под Русским подразумевается Российский мир (Российское государство и сферы его интересов). В Одессе в 1911-1912 гг. издавалась газета с таким же названием (ред. Ф. Стефановичъ), но резко отличающаяся по тональности публикаций. Она объявляется печатным органом Одесского Союза Русских людей и имеет явный радикально националистический окрас:
здесь представлено множество антисемитских заметок, фельетонов, содержится призыв к поддержке «национальных организаций».
Термин «Русский мир» встречается в сочинениях Н.И. Костомарова в значении, близком к понятию «славянский мир». П.Н. Савицкий пишет о «евразийско-русском культурном мире» [11, с.37].
В настоящее время существует множество подходов к пониманию того, что обозначает данный термин. В первую очередь следует различать Русский мир как явление и как концепцию, выстраиваемую в течение последних десятилетий. Безусловно, одно невозможно без другого, потому грань между ними весьма зыбкая.
В 2010 году Е. А. Пенькова предприняла попытку систематизировать имеющиеся на тот момент теоретико-методологические подходы к проблематике Русского мира. Она выделила три основных направления его социологического анализа: этноконфессиональное, глоба-листское и социокультурное. Необходимо отметить, что деление это достаточно условное, поскольку взгляды и методологический аппарат отдельных исследователей зачастую позволяет рассматривать их работы в рамках нескольких направлений. Кроме того, необходимо учесть, что не все, кто изучает Русский мир и пишет о нём, являются сторонниками данной концепции.
В рамках этноконфессионального направле-
© Г.Ф. Назарова, А.В. Фокина © G.F. Nazarova, A.V. Fokina
ния (представители - В.А. Тишков, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Ядов и др.) Русский мир рассматривается с точки зрения межэтнических отношений, взаимодействия русских с другими этническими группами, роли православия в формировании и функционировании Русского мира. Так, этнолог В. А. Тишков, говоря о Русском мире, акцентирует внимание на слове «русский», ставит во главу угла этнический фактор, подчеркивая, что «русский язык, Православная церковь и русская культура - вот три кита русского мира» [15]. Ядром Русского мира, по его мнению, является Россия, важным элементом - русскоязычные диаспоры за её пределами. Важнейшим показателем принадлежности к Русскому миру является проявляемая и демонстрируемая лояльность по отношению к России.
Наиболее дискуссионными в рамках данного направления являются вопросы об этническом составе Русского мира и о роли православия как его опорного элемента.
Глобалистское направление выражено в рамках геополитики, геоэкономики, геокультуры. Его представителями являются П.Г. Щедровицкий, А.И. Неклесса, В. Ксенофонов, С.Н. Градировский, Б.В. Межуев и др. Петр Щедровицкий называет себя создателем концепции Русского мира. В период между 1993-1997 годами им была высказана гипотеза о существовании Русского Мира - некоей социально-культурной реальности, ключом к пониманию которой стала мысль о том, что «в границах России и за ее границами проживает одинаковое число русских людей» [2]. Щедровицкий - сторонник геоэкономического подхода, согласно которому «призвание Русского Мира - кооперация с приемниками миграционных потоков из России, т.е. с государствами Запада, и включение России с помощью диаспоральных сетей в этих государствах в транснациональную экономику» [2]. Сергей Градировский и Борис Межуев, рассматривая Русский Мир в геокультурном аспекте, полагают, что он «нацелен на интеграцию нашего государства со странами-источниками миграционных потоков, иначе говоря, с потенциально или актуально третьим миром» [1]. По их мнению, границы Русского геокультурного мира не могут определяться лишь сферой распространения русского языка, более того, он полиграничен.
Представители социокультурного направления (В.Н. Иванов, В.К. Сергеев, Н.А. Нарочницкая и др.) рассматривают Русский мир как социокультурный феномен, выделяя его институциональные основы, место и роль в «идентификационном дискурсе современного российского человека» [7, с.35].
Член-корреспондент РАН В.Н. Иванов обращает внимание на необходимость разработки целостной концепции Русского мира. По его мнению, концепция применительно к понимаю такого сложного, многопланового, исторически изменчивого понятия, как Русский мир, предполагает последовательное изложение взглядов на ряд основополагающих вопросов, раскрывающих его содержание и эволюцию. К ним относится характеристика основных идейно-нравственных уни-
версалий, составляющих основу русской ментальности; совокупность взглядов на хозяйственную жизнь общества, его экономическое устройство, отношение к богатству; взгляды на закон и нормы поведения, отношение русских к закону и государству; представления о сущности и роли власти в жизни общества, её предназначении и структуре. По мнению В.Н. Иванова, разработка концепции должна вестись с учётом существующих межнациональных проблем в РФ. Кроме того, «концепция должна отвечать на вопрос об угрозах русскому миру в историческом и актуальном плане, угрозах, как исходящих извне, так и инспирируемых определенными внутренними силами, определять способы противостоять попыткам цивилизационного слома России» [3]. В рамках концепции Русского мира, по мнению В. Н. Иванова, необходимо уделить внимание проблеме общероссийской и этнической идентификации в условиях современного мира.
Таким образом, ясно видно, что взгляды ряда исследователей выходят за рамки одного подхода. Так, доктор философских наук В.Н. Иванов уделяет огромное внимание выделению институциональных основ Русского мира, но также рассуждает и об этнической составляющей данной концепции, и о её потенциале в условиях глобализации.
Во многом совпадает с классификацией, предложенной Пеньковой, систематизация подходов, предложенная в 2010 году главой фонда «Русский мир» Вячеславом Никоновым. Различные подходы он называет «теоретическими школами»[6].
Первая из них - геополитическая (А.Г. Дугин, В. Л. Цымбурский), условно называемая «Остров Россия». Она предполагала «изоляцию от мира, создание альянса постсоветских государств, которые обеспечат России безопасность и суверенное положение в Евразии». В центре данной концепции стоит идея о цивилизационной самобытности России и чуждости ей западных традиций.
Вторая школа - геоэкономическая (П.Г. Щедровицкий, А.И. Неклесса), в центре внимания которой - состоящий из множества диаспор «русский геоэкономический мир», целью которого должно быть укрепление позиций России в мире в условиях экономической и политической глобализации.
Третья школа рассматривает Русский мир в контексте геокультурной парадигмы (С.Н. Градировский, Б.В. Межуев). По их мнению, Россия должна направить свои усилия на создание сообщества, подобного Британскому Содружеству Наций или Сообществу Франкофонных Наций.
Четвертый подход предлагает сам Никонов. В его рамках Русский мир рассматривается как самостоятельная, открытая миру цивилизация, полиэтничная и поликонфессиональная. Включенными в Русский мир Никонов считает Россию, русское зарубежье, а также всех, кто ощущает себя его частью либо проявляет интерес к России. В рамках данного подхода большое внимание уделяется роли русского языка и его распространения в мире.
С учетом возросшего в последние годы интереса к концепции Русского мира, произошедшей за это время её модернизации, появившихся исследований названной проблемы представляется возможным создание иных классификаций подходов к пониманию Русского мира.
В ходе заседания Зиновьевского клуба 27 апреля 2015 года выступавший с основным докладом «Русский мир: культура, цивилизация, империя?» директор Института русского зарубежья С.Ю. Пантелеев выделил два подхода к понятию Русский мир. Первый он условно называет «традиционалистским», второй - «либеральным».
Первый подход трактует Русский мир как Русскую цивилизацию. Он консервативен, имеет глубинные корни, включая наследие русской философии и литературы. В его рамках основами Русского мира считаются русский язык, русская культура, православие, а также вытекающие из этого традиционные русские ценности. В риторике многих экспертов, историков используется именно эта трактовка Русского мира. Наиболее последовательным его проводником, по мнению Пантелеева, является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который в ходе выступления на III Ассамблее Русского мира в 2008 году объявил, что в основе Русского мира лежит православная вера, русская культура и язык, а также общая историческая память и взгляды на общее развитие. Ядром его являются Россия, Украина и Белоруссия. Продолжением развития данной концепции является заявление Патриарха о том, что «Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация, эту цивилизацию мы называем Русским миром» [14].
С.Ю. Пантелеев обращает внимание на то, что при этом подходе языковой или этнический факторы не являются определяющими. К Русскому миру в его рамках могут принадлежать люди, которые не относятся к славянскому этносу, но воспринимают духовную составляющую этого мира как свою собственную. Если во главу угла ставить только русский язык, то, по мнению Сергея Пантелеева, концепция распадается, поскольку в таком случае у человека не возникает необходимости следовать определенной ценностной парадигме.
Вероятно, в качестве дополнения к названным выше критериям Русского мира с точки зрения традиционалистского подхода можно назвать самоидентификацию, понимая под ней не только отнесение индивидом себя к Русскому миру, «демонстрируемый интерес к Родине» (В.А. Тишков) [15], чувство сопричастности к ней, её культуре, истории (В.Н. Иванов, В.К. Сергеев), но и восприятие им определенной системы ценностей. Аксиологическую основу Русского мира составляют базовые ценности, присущие русской культуре. Особое место в их ряду отводится ценностям христианским, православным.
Существуют различные точки зрения на определение места Православия и Русской Православной Церкви в Русском мире. С одной стороны, РПЦ стоит на позиции, что Мир Православный и Мир Русский су-
ществуют в одних границах, они по сути есть одно и то же. Сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин полагает, что концепция Русского мира (следует добавить - в традиционалистской её трактовке) появилась во второй половине 2000-х годов вследствие трансформации (сжатия) концепции Большого Православного мира [5]. Политолог Михаил Ремизов также указывает на нерав-нозначие понятий Православный и Русский мир и несовпадение их границ [9].
Вместе с тем, распространён взгляд на Русский мир как на поликонфессиональное сообщество. Русский мир находит в себе место, принимает представителей разных религий, однако православие занимает в нём особое место. Речь в данном случае идет не о воцерков-лённости, а о тех идеалах, ценностях, что были заложены православным христианством в основы русской ментальности, именно через их призму русские смотрят на мир, даже те из них, что отрицают веру в Бога и институт церкви. По мнению В.Е. Журавлёва, православие является духовным ядром Русского мира [7, с. 52].
Второй подход, по мнению Сергея Пантелеева, трактует Русский мир как культурный (культурно-лингвистический) феномен, в основе которого лежит русский язык. Этот подход начал формироваться в конце 1990-х годов, среди его разработчиков особое место занимает Петр Щедровицкий, трактующий Русский мир как «сетевую структуру больших и малых сообществ, мыслящих и говорящих на русском языке»[16]. В рамках данного направления большое внимание уделяется диаспоральной проблематике. Между Россией и диаспорами, по мнению Щедровицкого, устанавливаются партнерские отношения, на развитие которых и должны быть направлены усилия России как ядра Русского мира. С.Ю. Пантелеев отмечает, что подобная трактовка Русского мира появилась как попытка вписаться в стремительно глобализирующийся мир.
Данный подход широко критикуется за его «безыдейность». Философ и методолог Тимофей Сергейцев считает его вредным и даже опасным, поскольку рус-скоязычие не гарантирует лояльности по отношению к России, приверженности её интересам. В рамках данной концепции в перспективе могут быть противопоставлены Россия и Русский мир [10]. Историк, профессор Университета штата Мэриленд (США) Михаил Добилов отмечает, что уже сейчас существует масса людей, говорящих по-русски, но не ассоциирующих себя с Россией, более того, являющихся русофобами [5]. С.Ю. Пантелеев обращает внимание также на то, что ряд русскоязычных «не связывают себя ни с русской традицией, ни с русской культурой, ни с духовностью, а живут иными взглядами и убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией» [10]. Стоит ли говорить об их включенности в Русский мир? Едва ли. Однако, если брать в учет лишь культурно-лингвистический критерий, они могут быть к нему причислены.
Альтернативную классификацию подходов к классификации понятия и концепции Русского мира предла-
гает директор Института ЕврАзЭс В. А. Лепёхин По его мнению, подходов к данной проблеме можно выделить не менее трех.
Первый - этнический, он близок «традиционалистскому» подходу, предлагаемому Пантелеевым, однако больше внимания уделяется этническому фактору. Во главу угла здесь ставится русскость, значительную роль играет православие. Данная концепция обращена в прошлое, ведущим в ней является историко-культурный аспект. По мнению Лепёхина, она не позволяет в настоящее время решать конкретных проблем за пределами Российской Федерации.
Второй подход - надэтнический, в рамках которого Русский мир рассматривается в значении, близком к понятию «Российская цивилизация». В данной трактовке Русский мир выходит за границы русскости и православной традиции. Его агентами (в соответствии с концепцией Российской цивилизации) могут быть жители РФ вне зависимости от национальности и конфессии, граждане России, проживающие за ее пределами, иные приверженцы русской культуры, говорящие и думающие на русском языке, те иностранцы, кто изучает русский язык, интересуется им. По мнению Лепёхина, употребление термина «Российская цивилизация» политически более оправданно, поскольку столь раздражающий многих этнический компонент здесь не выпячивается на первый план.
Между представителями этих двух подходов разворачивается основная дискуссия в наши дни. Впрочем, Владимир Лепёхин отмечает наличие третьего подхода, суть которого он передаёт достаточно размыто, но, судя по всему, он близок к так называемому «либеральному» (в трактовке Пантелеева). Суть его в выхолащивании из Русского мира всего глубинного, в том числе этнического компонента. В его основе лежит культурно-лингвистический подход. Лепёхин также указывает на разрушительность подобного толкования Русского мира.
Предложенные Пантелеевым и Лепёхиным подходы во многом сходны и в наибольшей степени отвечают сегодняшним реалиям, потому представляется возможным оперирование их терминологией. Концепция Русского мира в первую очередь является социокультурной, а не политической, потому необходимо указать, что термины «консервативный», «либеральный» при анализе подходов к нему используются условно, а не применительно к принципам соответствующих идеологий.
В риторике государственных деятелей прослеживается употребление термина «Русский мир» в рамах различных подходов.
В выступлении на первом Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в 2001 году В.В. Путин заявил, что «понятие Русский мир испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса» [8]. С тех пор он неоднократно использовал данный термин в своих выступлениях наряду с понятиями «Российская цивилизация», «Россия». Президент не раскрывает, что
именно понимает под Русским миром, но зачастую использует это словосочетание в значении, близком к тому, что понимается под Российской цивилизацией. В своих выступлениях он акцентирует внимание на многонациональном и многоконфессиональном характере Российского государства и Русского мира.
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла называют главным выразителем традиционалистского подхода. Он оперирует термином «Русский мир» как в этнической, так и в надэтнической его коннотациях, чаще всего склоняясь к первой. Он видит Русский мир полиэтничным, поликонфессиональным, объединённым русской культурой и духовной традицией, в основе которых лежат сформированные православием ценности. Патриарх подчеркивает, что уникальность Русского мира в том, что он формировался на основе православия, но с учетом иных традиционных для России религий. Он отмечает, что для русских всегда было характерно уважение к вере других, что привлекало в Россию представителей различных конфессий и наций, которые, не будучи русскими по крови, «считали Россию, Русь, своим Отечеством и верно и бескорыстно ей служили»[12]. Важнейшим интегрирующим фактором Русского мира является русская культура, под которой Патриарх Кирилл понимает в первую очередь «самобытные способы и форму выражения ценностей, исторического опыта народа Руси, которые определяют личное и общественное бытие миллионов людей» [12]. Эта культура изначально формировалась как синтетическая, «имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями» [12]. Для неё нехарактерно подавление и принижение иных культур.
Патриарх неоднократно подчеркивает, что идея построения Русского мира не предполагает разрушения существующих государственных границ. Он даже предлагает использование термина «страна Русского мира». «Если в стране используется русский язык как язык межнационального общения, развивается русская культура, а также хранится общеисторическая память и единые ценности общественного строительства, это означало бы, что страна относит себя к Русскому миру» [12].
Таким образом, позиция Патриарха и РПЦ в отношении Русского мира предполагает уважительное отношение в его рамках к представителям различных этносов и конфессий, учёт различных культурных традиций, но утверждает примат сформировавшейся на основе православия русской культуры в её аксиологическом в первую очередь значении. «Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем права забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем» [13].
В статье анализировались теоретические, теоретико-
методологические подходы к проблематике Русского мира, существующие в российской науке и социально-политической практике. Вместе с тем, в свете событий, происходящих в последние годы во внешней политике, интерес к данной теме усилился, появились новые пласты её обсуждения. Они требуют дальнейшего изучения, но уже сейчас представляется возможным выделить как минимум два таких направления.
Первое условно можно назвать «бытовым». Для него характерно отсутствие или крайняя ограниченность теоретической базы, эмоциональность, задача разработки или изучения концепции Русского мира не ставится. Зачастую от этой идеи берется лишь название, которое совершенно произвольно трактуется. Площадкой для обсуждения служат в первую очередь ресурсы сети Интернет (живые журналы, социальные сети, тематические форумы, видеопорталы и др.), анализ которых позволяет выделить в рамках данного направление несколько подходов. Сторонники первого (с определенной степенью допущения назовем его «ура-патриотическим») активно призывают к строительству Русского мира, понимаемого как империя (в границах СССР или Российской империи). Они оперируют такими понятиями, как «русская весна», «русский дух», «братские народы» и др. В среде «ура-патриотов» есть
как крайние националисты, превозносящие русское (или славянское) начало, так и интернационалисты, стремящиеся к возрождению Державы на полиэтнической основе. Главное - восстановление позиций России в мире. Второй подход условно назовем «ура-православным». Его проводники призывают к строительству Русского православного мира, Святой Руси. Людям иных конфессий и атеистам места в нем не находится. Третий объединяет противников идеи Русского мира, который они трактуют исключительно с политических позиций, видят в нем основу для грядущей экспансии России, оправдание её мнимой агрессии. Для всех названных выше подходов характерно выпячивание отдельных положений концепции, придание им карикатурных форм, при полном нивелировании других. Четвертым подходом в рамках данного направления является «умеренный», для него характерна большая сдержанность суждений, понимание Русского мира как культурно-цивилизационной общности, призывы к осторожности.
Второе направление предполагает «взгляд извне» (со стороны иностранных ученых, государственных и религиозных деятелей, журналистов, обывателей) на явление и концепцию Русского мира. Данный вопрос требует специального изучения.
Библиографический список
1. Градировский С.Н., Межуев Б.В. Геокультурный выбор России. Сайт Русский Архипелаг. [Электронный ресурс] URL: http://www.archipelag.ru/geoculture/new_ident/geocultruss/choice/ (дата обращения 20.08.2015)
2. Зарипова А. Всем миром// Российская газета (Федеральный выпуск). 2010. 19 марта 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2010/03/19/filosofia.html (дата обращения 07.10.2014)
3. Иванов В.Н. Русский мир: концепция и реальность. Доклад на совместном заседании ученых советов ИСПИ РАН, РГСУ, МИСКП 23 мая 2007 г. М., 2007.
4. Иванов В. Н., Левашов В. К., Сергеев В. К. Москва. Россия. Русский мир. М.: Академика, 2012.
5. Кобрин К., Шимов Я. Фантом и реальность Русского мира // Радио Свобода. 13.09.2014. [Электронный ресурс] URL: http:// www.svoboda.org/content/article/26581755.html (дата обращения 24.08.2015)
6. НиконовВ.А. Не воспоминание о прошлом, а мечта о будущем // Стратегия России. 2010. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1269860718&archive=1269860794&start_from=&ucat=14& (дата обращения 23.08.2015)
7. ПеньковаЕ.А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. М., 2012.
8. Президент России В.В. Путин. Национальный успех России должен стать нашим общим успехом... (Выступление на конгрессе соотечественников в Москве, 2001) // Русский мiръ. 2001. № 4 URL: http://www.russkymir.ru/out.php?cat=15&did=384 (дата обращения 07.10.2014).
9. Русский мир или русская нация? // Радио Финам. URL: http://www.youtube.com/watch?v=_BNcQO43MFE (дата обращения 21.08.2015)
10. Русский мир: культура, цивилизация, империя. Круглый стол. 27 апреля 2015. [Электронный ресурс] URL: http://pressmia. ru/pressclub/20150427/950071377.html (дата обращения 24.08.2015)
11. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.
12. Святейший Патриарх Кирилл. В основе русского мира - православная вера // Стратегия России. 2009. №12. [Электронный ресурс] URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1261741393&archive=1261741578&start_ from=&ucat=14& (дата обращения 24.08.2015)
13. Святейший Патриарх Кирилл. Вступительное слово на открытии XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html (дата обращения 24.08.2015)
14. Слово пастыря. Выпуск от 6 сентября 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3728242. html (дата обращения 24.08.2015)
15. Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии// Стратегии России. 2007. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www. etnograf.ru/node/61 (дата обращения 07.10.2014)
16. Щедровицкий П.Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения. [Электронный ресурс] URL: http://www.archipelag. ru/authors/shedrovicky_petr/?library=2015 (дата обращения 07.10.2014).
References
1. GradirovskyS.N., MezhuevB.V. Geo-cultural choice of Russia. Site Russian archipelago. [Electronic resource] URL: http://www. archipelag.ru/geoculture/new_ident/geocultruss/choice/ (Date of access 20.08.2015)
2. ZaripovaA. All Together // Rossiyskaya Gazeta (Russian newspaper) (federal issue). March 19, 2010. [Electronic resource] URL: http://www.rg.ru/2010/03/19/filosofia.html (Date of access 07.10.2014)
3. Ivanov V.N. Russian world: the conception and reality. The report of the joint meeting of the scientific councils of the ISPR, RSSU, MSICP May 23, 2007, 2007.
4. Ivanov V.N., Levashov V.K., Sergeyev V.K. Moscow. Russia. Russian world. M.: Academika, 2012.
5. Kobrin K., ShimovYa. Phantom and reality of the Russian World// Radio Liberty. 13.09.2014. [Electronic resource] URL: http:// www.svoboda.org/content/article/26581755.html (Date of access 24.08.2015)
6. Nikonov V.A. No recollection of the past, but the dream about the future // Strategy of Russia. 2010. № 3. [Electronic resource] URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1269860718&archive=1269860794&start_from=&ucat=14& (Date of access 23.08.2015)
7. Pen'kova E.A. Russian world as a factor of social identification of Russian youth: dis. ... Candidate of socialsciences: 22.00.04. М., 2012
8. The President of Russia V.V. Putin. National success of Russia should become our common success ... (Speech at the Congress of Compatriots in Moscow, 2001) // Russian World.2001. № 4 URL: http://www.russkymir.ru/out.php?cat=15&did=384 Date of access
07.10.2014).
9. Russian world or the Russian nation? // Radio Finam. URL: http://www.youtube.com/watch?v=_BNcQO43MFE (Date of access
21.08.2015)
10. The Russian world: culture, civilization, empire. Round table. April 27, 2015.[Electronic resource] URL: http://pressmia.ru/ pressclub/20150427/950071377.html (Date of access 24.08.2015)
11. Savitsky P.N. Eurasian continent. M .: Agraf,1997.
12. His Holiness Patriarch Kirill. At the heart of the Russian world - the Orthodox faith. Strategy of Russia. 2009. №12. [Electronic resource] URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1261741393&archive=1261741578&sta rt_from=&ucat=14& (Date of access 24.08.2015)
13. His Holiness Patriarch Kirill. Opening address at the opening of the XVIII World Russian People's Council, 11 November 2014 [Electronic resource] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html (Dateofaccess24.08.2015)
14. The word of pastor. Release of the 6th of September 2014 [Electronic resource] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3728242. html (Date of access 24.08.2015)
15. Tishkov V.A. Russian world: the meaning and strategies // Strategies of Russian. 2007. № 3. [Electronic resource] URL: http:// www.etnograf.ru/node/61 (Date of access 07.10.2014)
16. Schedrovitsky P.G. Russian world. Possible goals of self-determination. [Electronic resource] URL: http://www.archipelag.ru/ authors/shedrovicky_petr/?library=2015 (Date of access 07.10.2014).