УДК 130.2
Сальников А.Д. студент магистратуры 1 курса институт истории и политологии
Россия, г. Москва РУССКИЙ МИР КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Аннотация: несмотря на прочное вхождение концепта «Русский мир» в политическую реальность, достоверность данного положения подергается сомнению. Однако, в действительности, это не так. Основой исследования стали методы общенаучного характера, как сравнение, обобщение, анализ, синтез и т.д. Результатами исследования является тезис о том, что Русский мир является политической реальностью на основе особой русской культуры и наличия соответствующих политических институтов.
Ключевые слова: Русский мир, политическая реальность, культура, политика, институт.
Salnikov A.D. undergraduate
1 course, institute of history and political science
Russia, Moscow RUSSIAN WORLD AS POLITICAL REALITY
Summary: despite strong occurrence of a concept "The Russian world" in political reality, reliability of this situation will twitch to doubt. However, in fact, it not so. Methods of general scientific character as comparison, generalization, the analysis, synthesis, etc. became a basis of a research. Results of a research is the thesis that the Russian world is political reality on the basis of the special Russian culture and existence of the relevant political institutes.
Keywords: Russian world, political reality, culture, policy, institute.
Концепт Русский мир прочно вошел в российскую действительность. Существование его как научного понятия никто не ставит под сомнение. Однако, вопрос, существует ли Русский мир как политическая реальность, окончательно не разрешен. Но прежде чем ответить на этот вопрос необходимо определить: во-первых, понятие концепта Русский мир; во -вторых, понятие «политическая реальность». Решение этих двух задач поможет дать ответ на вопрос, существует ли Русский мир как политическая реальность.
Итак, по мнению Т. В. Полосковой и В. М. Скрипника, идея Русского мира впервые была сформулирована П.Г. Щедровицким в н. 2000 -х гг. По мнению Щедровицкого: «Русский мир - это сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке»162. Позже, данный концепт был внесен в политическую действительность В. В. Путиным Указом Президента «О создании фонда «Русский мир»». Указ главной целью
162 Полоскова Т.В., Скрипник В.М. Русский мир: мифы и реалии. М., 2003. С. 40.
фонда ставит популяризацию и поддержку программ развития русского языка163.
Концепт Русский мир в научном сообществе рассматривается, по мнению С. Н. Кочерова, как минимум с 4-х точек зрения: как геополитическая реальность (А. Г. Дугин, А. М. Столяров и др.), как геоэкономическое сообщество (П. Г. Щедровицкий, С. Ю. Глазьев и др.), как уникальная этнокультурная общность (В. А. Никонов, Н. Н. Нарочницкая и др.) и как православная цивилизация (Патриарх Кирилл, Лаврентий Черниговский и др.)164. Вследствие этого существует большое количество различных определений Русского мира.
Вариантами объяснения понятия «Русский мир» в представленных точках зрения являются: Россия и русская диаспора, объединение на базе русского языка, русской культуры, самостоятельная цивилизация, православная цивилизация, геополитическая реальность, геоэкономическое объединение, «русская идея», являющаяся иногда синонимом «Русского мира», а также историческая платформа объединения русского, белорусского и украинского народов и т.д.
Если выделить общее из всех определений, то «Русский мир» - это идея цивилизационного единения людей и народов на базе русских языка и культуры165. По нашему мнению, этот вариант характеризует наиболее важные стороны данного понятия, и в дальнейшем исследовании мы будем отталкиваться от него.
Теперь необходимо определить значение концепта «политическая реальность». Как отмечает Г. В. Пушкарева, в статьях, в которых есть упоминание «политической реальности» понятие рассматривается как очевидное и не требующее необходимых пояснений166. Поэтому ученый дает следующие определение «политической реальности» - это институциональная система политической власти и политической культуры общества, вобравшая в себя все многообразие коллективных представлений о политике.
Также Пушкарева отмечает, что «политическая реальность» возникает там, где люди обладают однотипными представлениями, понимают смыслы и значения действий друг друга. Политическая реальность не существует без людей. Это феномен коллективного сознания, существующий на основе представлений людей о том, какое должно быть государство, власть и т.д. Политическая реальность - это символическая реальность. В ней есть знаки, символы наполненные определенными смыслами и значениями, которые
163 Указ Президента РФ 21 июня 2007 г. № 796 «О создании фонда "Русский мир"» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6232379/ (дата обращения 07.07.2018).
164 Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2014, № 5, с. 163.
165 Сальников А. Д. Концепт «Русский мир»: причины появления и упадка в первой четверти XXI в. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Чебоксары, 2019. С. 22.
166 Пушкарёва Г.В. Homo politicus: политическая реальность и политический дискурс. // Общественные науки и современность. М., 2013. № 5. С. 93.
помогают людям понимать друг друга167.
М. А. Штанько рассуждая о политической реальности, говорит о тождественности данного понятия со словосочетанием политический мир, и поэтому дает несколько иное определение политической реальности, определяя ее как своеобразную картину политического мира, которая формируется человеком в соответствии с опытом, которым он обладает168.
Поэтому политическую реальность можно рассматривать как совокупность политических институтов власти и общества, а с дугой стороны, как определенные символические категории, помогающие людям понимать друг друга, исходя, в том числе, и из собственного опыта.
Итак, существует ли русский мир как политическая реальность? На этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Ведь, если рассматривать Русский мир с точки зрения определенных институтов во власти и обществе, то к ним можно отнести, например, Фонд Русский мир, осуществляющий свою очередь различные программы внутри государства и за рубежом. К этому также, по сообщению Д. А. Медведева, относятся более 250 Русских центров и Кабинетов Русского мира, открытых к 2018 г.169
Если же рассматривать концепт Русский мир с точки зрения смыслов и ценностей, то, по мнению В. А. Никонова, Н. Н. Нарочницкой и др., Русский мир ассоциируется с русской культурой, в частности Пушкиным, Достоевским, Толстым и др. И потому, говоря о Русском мире, мы подразумеваем смыслы и ценности, о которых рассуждали представители нашей культуры. Но, чтобы их понимать, необходимо не просто знать тексты, но и понимать глубинные смыслы российской действительности, основанной на особенности нашего мировоззрения. А такое понимание возможно, только в том случае, если основа мировоззрения складывается на российских воспитании и образовании, тем самым определяя нашу отличную от Запада ментальность.
Именно поэтому, с западной точки зрения Русского мира как политической реальности не существует. По их мнению, это миф, созданный для оправдания имперского расширения Российской Федерации170. Однако, чтобы это понять, необходимо обладать ментальностью русского человека, понимая элементы составляющие основу существования Русского мира. Поэтому можно сказать, что Русский мир как политическая реальность - это совокупность государственных и общественных институтов, базирующихся на особых составляющих русской ментальности.
167 Там же. С. 96.
168 Штанько М.А. Политическая реальность как символическая коммуникация. // Вестник науки Сибири. Томск, 2015. №3(18). С. 24.
169 Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. / XI Ассамблея Русского мира. // Русский мир [Электронный ресурс] URL:https://russkiymir.ru/events/docs/Greeting%20Assambley%20XI%20-%20Medvedev%20DA.pdf (дата обращения 10. 03. 2019).
170 Русский мир - идеологический миф или политическая реальность? // Politrussia.com [Электронный ресурс] URL: http://politrussia.com/society/russkiy-mir-918/ (дата обращения 07.03.2019).
Таким образом, Русский мир - это политическая реальность. Она определяется не только наличием соответствующих политических институтов, но и наличием определенной ментальности русского человека, которая дает ему право называть себя русским, а, следовательно, и говорить о существовании Русского мира как политической реальности.
Использованные источники:
1. Указ Президента РФ 21 июня 2007 г. № 796 «О создании фонда "Русский мир"» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6232379/ (дата обращения 07.02.2019)
2. Полоскова Т.В., Скрипник В.М. Русский мир: мифы и реалии. М., 2003. 128 с.
3. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2014, № 5, с. 163-167.
4. Пушкарёва Г.В. Homo politicus: политическая реальность и политический дискурс. // Общественные науки и современность. М., 2013 . № 5. С. 90-100.
5. Сальников А. Д. Концепт «Русский мир»: причины появления и упадка в первой четверти XXI в. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Чебоксары, 2019. С. 22-25.
6. Штанько М.А. Политическая реальность как символическая коммуникация. // Вестник науки Сибири. Томск, 2015. №3(18). С. 20-26.
7. Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. / XI Ассамблея Русского мира. // Русский мир URL: https://russkiymir.ru/events/docs/Greeting%20Assambley%20XI%20-%20Medvedev%20DA.pdf (дата обращения 10. 03. 2019).
8. Русский мир - идеологический миф или политическая реальность? // politrussia.com [Электронный ресурс] URL: http://politrussia.com/society/russkiy-mir-918/ (дата обращения 07.03.2019).