РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97). Political Linguistics. 2023. No 1 (97).
УДК 811.161.1'42:811.161.1'38
ББКШ14112-51+Ш14112-55 ГСНТИ 16.21.27; 16.21.33 Код ВАК5.9.9 (10.01.10)
doi: 10.26170/1999-2629_2023_01_01
Валерий Михайлович Амиров
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, vestnik-va@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3371-2939
Трансформация идеологемы «русский мир» в материалах СМИ: от этнорелигиозной к культурно-политической общности
АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа значительной эмпирической базы, состоящей из медиатекстов, опубликованных в российских средствах массовой информации различной политической отнесенности, рассматривается проблематика трансформации одной из значимых для тенденций общественно-политической жизни идео-логем — идеологемы «русский мир». Всего для исследования взято более 100 публикаций государственных и негосударственных СМИ России. Адекватность анализа обеспечивается также опорой на теоретические исследования российских ученых по указанной теме.
В результате изучения газетных материалов и публикаций сетевых изданий выделены основные направления трансформации идеологемы «русский мир» и стратегии ее функционирования в новостных и аналитических публикациях российских журналистов. Среди этих стратегий — «стратегия национального единства», «стратегия противостояния враждебным силам» и стратегия «трансграничности», активно используемые для очерчивания рамок и обоснования культурного влияния России, выходящего за пределы географических границ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, российские СМИ, языковые средства, идеологемы, русский мир, этносы, русский язык, общественно-политическая жизнь, культурно-политическая общность.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Амиров Валерий Михайлович, доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; email: vestnik-va@mail.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Амиров, В. М. Трансформация идеологемы «русский мир» в материалах СМИ: от этнорелигиозной к культурно-политической общности / В. М. Амиров. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2023. — № 1 (97). — С. 12-18. — DOI: 10.26170/1999-2629_2023_01_01.
Valeriy M. Amirov
Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, vestnik-va@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3371-2939
Transformation of the Ideologem "Russian World" in Media Materials: From Ethno-Religious to Cultural-Political Identity
ABSTRACT. The article, based on an analysis of a large enough sample of media texts published in the Russian media of various political affiliation, examines the problems of transformation of one of the ideologemes significantfor the trends of the modern socio-political life — the ideologeme "Russian world". In total, more than 100 publications of official government and non-government media of Russia were chosen for the study. The adequacy of analysis is also ensured by relying on theoretical research carried out by Russian scholars on this topic.
As a result of investigation of newspaper materials and online publications, the main areas of transformation of the ideologeme "Russian world" and the strategy of its functioning in news and analytical publications of Russian journalists have been singled out. Among these strategies are the "strategy of national unity, " the "strategy of confronting hostile forces" and the "strategy of cross-border relations", actively used to delineate the framework and to justify the cultural influence of Russia beyond its geographical borders.
KEYWORDS: political discourse, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, Russian media, language means, ideologemes, Russian world, ethnoses, Russian language, socio-political life, cultural-political identity.
AUTHOR'S INFORMATION: Amirov Valeriy Mikhaylovich, Doctor of Philology, Professor of Department of Periodicals and Online Publications, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
FOR CITATION: Amirov V. M. (2023). Transformation of the Ideologem "Russian World" in Media Materials: From Ethno-Religious to Cultural-Political Identity. In Political Linguistics. No 1 (97), pp. 12-18. (In Russ.). DOI: 10.26170/19992629 2023 01 01.
© Амиров В. М., 2023
ВВЕДЕНИЕ
Политические события последнего времени актуализуют обращение к изучению трансформации идеологемы «русский мир», которая со всей очевидностью осуществляет дрейф от мессианского начала к геополитической логике. Этот дрейф предполагает частичный отказ от духовных и романтических смыслов, первоначально вкладываемых в идеологему, и использование при ее репрезентации в медиатекстах аргументации, связанной с очерчиванием жизненного пространства, без которого невозможны или затруднены перспективы развития российской государственности.
Анализ этой аргументации требует ответа на вопросы о границах «русского мира», причем речь идет не только и даже не столько о географии, сколько о сопричастности с этим миром, соотнесенности с ним, о том, кого можно и должно считать частью этого мира. При этом этнорелигиозные элементы в системе аргументов, приводимых в публикациях СМИ по проблематике «русского мира», все чаще уступают более широкому осмыслению темы. В этом смысле идео-логема тесно взаимодействует с понятием «российского патриотизма» — другой системообразующей идеологемой, а также с такими идеологемами, как «русская идея» и «русский путь».
НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ
Анализируя обозначенные трансформации, под идеологемой мы будем понимать мировоззренческую установку, облеченную в языковую форму [Купина 1995: 43]. При этом идеологему «русский мир» в ее современном расширительном прочтении, как представляется, можно отнести к числу «интеграционных» идеологем [Гизатуллина, Гуме-рова 2015: 98].
На интеграционный аспект функционирования в политическом дискурсе идеологе-мы «русский мир» указывает, например, Н. А. Козловцева, которая полагает, что «Русский мир считается социокультурной общностью нового типа, способной сохранять и развивать собственную идентичность, а также исполнять роль „мягкой силы"» [Козловцева 2017: 284].
Наиболее показательно тенденции, связанные с трансформацией идеологемы «русский мир», выглядят в текстах российских общественно-политических СМИ, на основе изучения которых и логично провести анализ этих трансформаций.
Временем возникновения термина «русский мир» можно считать середину XIX в., когда появились сразу несколько изданий с
таким названием (например, газета «Русскш мiръ», издаваемая с 1859 г.). Но вошедший в журналистские публикации термин приобрел идеологическое наполнение и превратился в идеологему несколько позднее. Отметим тот факт, что уже в тот период философ-евразиец П. Н. Савицкий пишет о русском мире как о культурной, а не этноконфессио-нальной категории [Савицкий 1997].
В настоящее время исследователями предложено три основных подхода, определяющих методику определения границ и содержания «русского мира» («русского пути», «русской идеи»): этноконфессиональный, гло-балистский и социокультурный. Такое триединство подходов отстаивает, например, в своей диссертации «Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи» Е. А. Пенькова [Пенькова 2012].
Вместе с тем большая группа исследователей, очерчивая границы понятия «русский мир», по-прежнему ставит в центр именно этнонациональный фактор. С таких позиций выступает, например, В. А. Тишков, указывая на то, что «русский язык, Православная церковь и русская культура — вот три кита русского мира» [Тишков 2010]. Косвенно с ним согласен и С. Е. Тимофеев, который отмечает «ментальность» и объемность термина «русский мир», воздействующего на массовое сознание [Тимофеев 2018: 188].
Однако в последнее время получил распространение подход, предложенный В. А. Ни-коновым, Н. А. Нарочницкой и рядом их единомышленников. Согласно концепции А. Ни-конова, «русский мир» представляет собой самостоятельную цивилизацию, полиэтнич-ную, поликонфессиональную и открытую миру. При этом в «русский мир» включены не только собственно Россия, но и все те, кто ощущает себя частью России или проявляет выраженный интерес к России. Ключевым элементом отнесенности к «русскому миру» исследователь полагает русский язык [Никонов 2010]. Такой подход можно считать мессианским, поскольку, согласно ему, «русский мир» расширяется прежде всего на основе продвижения морально-ценностных концептов и для приобщения к нему достаточно принятие этих концептов.
Н. А. Нарочницкая дает еще более широкое определение, согласно которому «русский мир» — «это не только Россия в мировой истории». В центре этого определения — объединение людей через чувство «сопричастности всей многовековой истории Росси с ее взлетами и падениями, грехами, заблуждениями и метаниями» [Нарочницкая 2008: 5].
В этом же направлении рассуждают Е. М. Астахов и Е. В. Астахова, указываю-
щие на то, что «русский мир» «далеко выходит за границы России, а в ряде случаев, за пределы русского этноса» [Астахов, Астахова 2011: 316].
К мессианскому видению «русского мира» можно отнести и слова президента РФ В. В. Путина: «Могу сказать применительно ко всему русскому миру, который, как и наша страна, является... многоконфессиональным, многонациональным. Он такой многоликий, русский мир, огромный» [Путин призвал улучшать и развивать русский мир www].
Г. Ф. Назарова и А. В. Фокина рассматривают и такое направление обсуждения проблемы «русского мира», как «бытовое», и указывают на то, что в подобной дискуссии обычно от идеи для подобного обсуждения «берется лишь название», которому дается вольная трактовка. Сама дискуссия ведется в социальных сетях, тематических форумах, живых журналах и на иных ресурсах сети Интернет [Назарова, Фокина 2015: 342].
Теоретическая и «бытовая» дискуссии вокруг идеологемы «русский мир» идут параллельно с нарастающей дискуссией в общественно-политических СМИ.
Перейдем непосредственно к публикациям средств массовой информации.
АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ
Несмотря на продолжающееся присутствие в научных публикациях этнонационально-го компонента в понимании идеологемы «русский мир», из текстов печатных СМИ и сетевых изданий видно, что «патриотическая» концепция все больше приобретает более широкий набор морально-ценностных характеристик. Отстаивая право на принадлежность к русскому миру для всех, кто отождествляет себя с русскими культурными кодами и традиционными для российского народа общественными устоями вне зависимости от этнической или конфессиональной принадлежности.
Об этом свидетельствует, например, заявление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который полагает, что к русскому миру как цивилизации могут относить себя люди, по-разному определяющие свою национальную принадлежность — и русские, и украинцы, и белорусы. Более того, считает Патриарх, развивая свою мысль, к русскому миру принадлежат люди, вообще не имеющие славянских корней, но воспринявшие «культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную» [Святейший Патриарх Кирилл www].
При этом совершенно очевидно, что идеологема «русский мир» испытывает значительные трансформации, особенно за-
метные в публикациях общественно-политических СМИ, актуализированных поиском новой российской идентичности, национальной идеи и идеологических скреп. Меняется само содержание понятия, которое постепенно дрейфует от «этнонационального» стержня к опоре на культурные коды и смыслы, объединяющие многонациональный народ вокруг русской государственности, присущих ей культурно-исторических, идеологических и моральных базисов.
Для современных медиатекстов также характерно узкое и широкое понимание идеологемы «русский мир». Узкое понимание обычно сводится к этнорелигиозному компоненту, который можно расшифровать как единство таких элементов, как «рус-скость» и «православие». В такой концепции «русский мир» понимается как географическое и духовное пространство функционирования русского народа.
«Широкое понимание идеологемы „русский мир" подразумевает включение в него всех проживающих как в России, так и за рубежом этнических русских, а также людей, имеющих иное этническое происхождение, но сознающих (и часто декларирующих) свою принадлежность к русской истории и культуре» [Волхонский, Муханов 2019: 58]. Оно обычно связывается с такими понятиями, как «русская идея» и «русский путь»: «Русский мир — это культурно-цивилизационная, геополитическая и религиозная концепция в России. Она не имеет юридического определения, однако одной из версий ее является — русская идея» [Федоровских www].
Такое истолкование идеологемы «русский мир» не только не исключает, но, напротив, подчеркивает роль России и русского народа в объединении людей вокруг принципиально важных культурно-ценностных основ: «Уже более тысячелетия именно Русский мир никогда не порабощал народы, но всегда нёс им только братскую помощь, сохранение культурного многообразия и защиту собственной уникальности и традиционных ценностей. А вместе с тем он приобщает к русскому языку, культуре и науке, к славной истории Государства Российского, его великим победам и свершениям» [Тю-ренков www].
Попытаемся выделить и охарактеризовать стратегии функционирования идеологемы «русский мир» в медиатекстах. Для этого нами рассмотрены и проанализированы более 100 текстов из 30 печатных и сетевых изданий, среди которых государственные («Российская газета», «Парламентская газета»), прогосударственные («Царьград», ИА РЕГНУМ) и негосударственные («Лите-
ратурная газета», «Независимая газета», «Коммерсант», «МК», «КП», ИА РБК, ИА УРА.ру). Выборка этих текстов осуществлялась по ключевым словам «русский мир», «русская идея», «русский путь».
Отметим, что в отсутствие четкой очер-ченности границ «русского мира» средства массовой информации стремятся активно использовать высказывания политиков различного ранга, которые употребляют в своих выступлениях идеологему. Такое использование позволяет уйти от сложного для журналистов комментирования идеологемы, не имеющей в настоящее время окончательных научных и политических контуров.
Репрезентация идеологемы осуществляется с помощью:
- прямого цитирования выступлений политиков первого эшелона российской власти (президента, главы и членов правительства Российской Федерации);
- прямого цитирования научных трудов ученых (политологов, социологов, историков и др.);
- цитирования (прямого и косвенного) выступлений ученых в средствах массовой информации (в том числе выдержек из интервью);
- изложения фрагментов материалов научных конференций и форумов.
Представляется, что стратегий использования идеологемы «русский мир», функционирующих в медийном поле и активно взаимодействующих друг с другом в политическом медиадискурсе, три.
1. Стратегия национального единства, в соответствии с которой идеологема «русский мир» является политическим основанием для сплочения всех народов России, вне зависимости от их конфессиональной и этнической отнесенности: В наше непростое время Русский мир сплачивается [Русский мир сплачивается]; Русский мир отстаивает сегодня интересы тех, кто ему привержен, тех, кто выступает против нацизма, уважает общечеловеческие ценности и принятые всем международным сообществом основополагающие права и нормы [Президент Южной Осетии... www].
Отметим, что никуда не исчезает, но очевидно трансформируется этнорелигиозный компонент: «Нет смысла в очередной раз проговаривать, что слово „русский" отнюдь не тождественно этничности. Но и существование государствообразующего русского народа, создавшего тот самый многонациональный Русский мир, нельзя стыдливо замалчивать» [Тюренков www]. Таким образом, в центре «русского мира» по-прежнему находится русский этнос, кото-
рому отводится роль создателя и главного хранителя, объединителя представителей многих народов.
Фиксируя факт трансформации, имеет смысл отдельно отметить очевидный переход от романтического восприятия «русского мира» к прагматическому: население сплачивается в трудное время, исходя из необходимости такого сплочения, объединяется вокруг «русского мира», потому что видит в таком объединении единственный шанс к выживанию и развитию.
2. Стратегия противостояния враждебным силам — идеологема «русский мир» становится ценностной категорией, помогающей противостоять проникновению чуждой и разрушительной западной идеологии, являющейся антагонизмом тех морально-нравственных ценностей, которые лежат в основе существования российской государственности и российского общественного уклада: Свое присутствие он объяснил желанием отдать дань памяти «всем тем, кому удалось сохранить русский мир на этой земле, защитить независимость, целостность этой земли, защитить наш русский язык» [«Единая Россия» взялась за «русский мир» www]; Поэтому, господа противники «Русского мира», если не нравится «Русский мир» — идите в американский (Pax Americana), немецкий (Deutschland, Deutschland über alles) или польский (если такой будет). Там о вас ноги вытрут [Бронь www].
При этом обозначается противостояние «русского мира» внешним силам — Америка, коллективный Запад, стремящиеся разделить и уничтожить Россию: Великороссы, малороссы и белороссы — три ветви русского народа с единой религией, историей, культурой и широчайшими родственными связями. Именно в единстве сила русского мира. Поэтому правительства западных стран и, в первую очередь, США всегда стремились разобщить восточных славян, стравливая друг с другом [Леонид Милова-нов www]; «У нас будет русский мир со всеми его ценностями, историей великой, или нам эту американщину навяжут», — предупредил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступая с думской трибуны [Зюганов: у нас будет либо русский мир... www].
3. Стратегия трансграничности — «русский мир» не ограничен территорией России, в нем живут все те, кто ощущает сопричастность к русской культуре, в какой бы части света они ни находились: бесспорной частью Русского мира являются те, кто, выехав из страны в разные исторические периоды, сохранил знание русского языка, а
вместе с ним — в разной степени — лояльность и привязанность к России [Тиш-ков 2007]; На самом деле Русский мир — это исторически сложившееся трансграничное международное сообщество, объединяемое сознанием причастности к России, общностью культуры, языка, ценностных и религиозных ориентиров [Слуцкий www]; Русский мир — культурно-смысловой синоним русской цивилизации — это геосоциальное и культурное пространство гораздо более масштабное, нежели территория собственно Российского государства [Лосев, Ильницкий 2022].
Логично, что в таком видении идеологемы «русский мир» именно России отводится место центра силы, системообразующей страны, как в геополитическом, так и в иных смыслах: Сегодня как никогда актуальна выработка геоэкономической стратегии ядра русского мира — России как страны-системы. Геоэкономический подход призван объединить все экономические установки и структуры страны в общую стратегию, учитывающую общемировую ситуацию [Щедровицкий 2000]; Ослабь или уничтожь Российское государство, низведи его до уровня услуги и сервисной функции — и Русский мир исчезнет, превратившись в фольклор, этнику, обряды, милые сердцу воспоминания, книги, памятники архитектуры и тому подобное [Лосев, Ильницкий 2022].
Сохранение и расширение «русского мира» представляется стратегической задачей, имеющей ключевую важность как для сохранения собственно Российской Федерации, так и для развития многополярного мира. Идеологема «русский мир» рассматривается во многих материалах СМИ в качестве базисной в политике мягкой силы, которую, по мысли авторов, Россия может и должна проводить для укрепления своих геополитических позиций в ближнем и дальнем зарубежье: Исключительно важно сохранение общероссийской культурной идентичности, которая и позволяет сохранять духовное единство Русского мира. Вместе с нашими соотечественниками, вместе с Русским миром мы гораздо сильнее [Акопов www]; идея «русского мира» могла бы заключаться в переформатировании большого пространства — так, чтобы получилось не просто большое, а еще большее государство с консолидированным культурно-однородным большинством [Мошкин www].
Кроме того, «русский мир» представляется в качестве идеологии нового века, которая позволит России не только возродиться, но и стать примером для всего остального мира: Уникальный опыт собирания зе-
мель и народов, где Русский мир, как на-дэтнический модератор, насыщал этно-конфессиональную полифонию духом русской культуры, дает право России заявить авторские права на новую гуманистическую идеологию третьего тысячелетия [Кусова-Чухо 2017].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проанализировав медиатексты, мы отчетливо видим глубокие трансформации идеологемы «русский мир», которая постепенно теряет свою этнорелигиозную, а следовательно, «разъединительную» суть и приобретает иное качество — она становится объединительной для всех народов и конкретных людей, ощущающих сопричастность к морально-ценностной системе русских, к русским культурным кодам, основой которых является русский язык.
Публикации СМИ способствуют более точному и понятному очерчиванию смысловой и коммуникативной рамки «русского мира». При этом рамки эти оказываются весьма широкими и вмещают и пространство бывшего Советского Союза, и сообщество, традиционно именуемое русским зарубежьем, эмигрантами, сохраняющими связь с Россией.
Прагматический смысл трансформации идеологемы «русский мир» заключается в том, что она способствует объединительным тенденциям в российском обществе для противостояния негативному воздействию внешних сил, закладывает основы для распространения мягкой силы России в будущем.
ИСТОЧНИКИ
1. Акопов, П. Русский мир нашел свое место в основном законе. Взгляд / П. Акопов. — URL: https://vz.ru/politics/ 2020/2/27/1025917.html (дата обращения: 15.10. 2022). — Текст : электронный.
2. Бронь, А. Не нравится «Русский мир»? Идите в американский — там о вас ноги вытрут / А. Бронь. — Текст : электронный // ИА «РЕГНУМ». — URL: https://regnum.ru/news/ 1965775.html (дата обращения: 15 10. 2022).
3. «Единая Россия» взялась за «русский мир» // Коммерсант. — 2021. — 11 мая. — Текст : непосредственный.
4. Зюганов: у нас будет либо русский мир, либо амери-канщина // РИА. — URL: https://www.vesti.ru/article/2700337 (дата обращения: 13.10.2022). — Текст : электронный.
5. Кусова-Чухо, С. Русский мир глазами инородца / С. Ку-сова-Чухо. — Текст : непосредственный // МК. — 2017. — 14 июля.
6. Леонид Милованов: «Американцы хотят разобщить русский мир» // Вперед. — 2022. — 5 марта. — Текст : непосредственный.
7. Лосев, А. Почему русские не сдаются / А. Лосев, А. Ильницкий. — Текст : непосредственный // Парламентская газета. — 2022. — 17 февр.
8. Мошкин, М. Идеи «русского мира» для возрождения империи на месте СССР будет мало / М. Мошкин. — Текст : электронный // Взгляд. — URL: https://vz.ru/politics/2020/9/ 2/1057502.html (дата обращения: 15.10.2022).
9. Президент Южной Осетии заявил о планах войти в состав России // Лента.ру. — URL: https://lenta.ru/news/2022/03/30/ bibilov/ (дата обращения: 10.10.2022). — Текст : электронный.
10. Путин призвал улучшать и развивать русский мир // Телеканал «Звезда». — URL: https://tvzvezda.ru/news/20222216 17-lX8EL.html (дата обращения: 3.10.2022). — Текст : электронный.
11. Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир — особая цивилизация, которую необходимо сберечь // Патриархия.ру. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения: 8.10.2022). — Текст : электронный.
12. Слуцкий, Л. Русский мир — это больше, чем география / Л. Слуцкий. — Текст : непосредственный // Русский век. — 2017. — 29 марта.
13. Тюренков, М. Русский мир во всем мире: Путин подписал самый имперский указ / М. Тюренков. — Текст : электронный // Царьград. — URL: https://ekb.tsargrad.tv/articles/rus skij-mir-vo-vsjom-mire-putin-podpisal-samyj-imperskij-ukaz_62 0271 (дата обращения: 2022.7.10).
14. Федоровских, М. Путин утвердил план по защите русского мира / М. Федоровских. — Текст : электронный // ИА УРА.ру. — URL: https://ura.news/news/1052584495 (дата обращения: 2022.6.10).
15. Щедровицкий, П. Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения / П. Г. Щедровицкий. — Текст : непосредственный // Независимая газета. — 2000. — 11 февр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
16. Астахов, Е. М. Россия и «Русский мир» / Е. М. Астахов, Е. В. Астахова. — Текст : непосредственный // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 1 (16). — С. 316-322. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2011-1-16-316-322.
17. Волхонский, М. А. Концепция «русского мира». Множественность смыслов в контексте международных процессов / М. А. Волхонский, В. М. Муханов. — Текст : непосредственный // Международная аналитика. — 2019. — N° 4. — С. 58-65.
18. Гизатуллина, А. Р. Идеологемы постперестроечного периода как фактор формирования нового сознания: общая характеристика (на материале газеты «Известия») / А. Р. Ги-затуллина, М. И. Гумерова. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2015. — № 3 (53). — С. 95101.
19. Козловцева, Н. А. «Русский мир» как теоретическое понятие в современном социально-гуманитарном знании / Н. А. Коз-ловцева. — Текст : непосредственный // Обсерватория культуры. — 2017. — Т. 4. — №3. — С. 284-292.
20. Купина, Н. А. Тоталитарный язык. Словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. — Екатеринбург ; Пермь : ЗУУНЦ, 1995. — 143 с. — Текст : непосредственный.
21. Назарова, Г. Ф. Русский мир: обновление подходов к концепции / Г. Ф. Назарова, А. В. Фокина. — Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2015. — № 6 (69). — С. 338-342.
22. Нарочницкая, Н. А. Русский мир / Н. А. Нарочницкая. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. — 304 с. — Текст : непосредственный.
23. Никонов, В. А. Не воспоминание о прошлом, а мечта о будущем / В. А. Никонов. — Текст : электронный // Стратегия России. — 2010. — № 3. — URL: http://sr.fondedin.ru/new/ fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1269860718&arc hive=1269860794&start_from=&ucat=14& (дата обращения: 23.08.2015).
24. Пенькова, Е. А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи : 22.00.04 : дис. ... канд. соц. наук / Пенькова Е. А. — Москва, 2012. — Текст : непосредственный.
25. Савицкий, П. Н. Континент Евразия / П. Н. Савицкий. — Москва : Аграф, 1997. — 464 c. — Текст : непосредственный.
26. Тимофеев, С. Е. Идеологема «русский мир» в современном политическом дискурсе / С. Е. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2018. — Т. 9. — № 1. — С. 186-199. — DOI 10.22363/ 2313-2299-2018-9-1-186-199.
27. Тишков, В. А. Русский мир: смысл и стратегии / В. А. Тиш-ков. — Текст : электронный // Стратегии России. — 2007. — № 3. — URL: http://www. etnograf.ru/node/61 (дата обращения 07.10.2014).
28. Тишков, В. Что такое русский мир? / В. Тишков. — Текст : электронный // РИА «Новости». — 2007. — URL: https://ria.ru/20070601/66508904.html (дата обращения: 26 марта 2021 г.)
MATERIALS
1. Akopov, P. (n.d.). Russkij mir nashel svoe mesto v osnov-nom zakone [The Russian world has found its place in the basic law]. Vzgljad. Retrieved Oct. 15, 2022, from https://vz.ru/politics/ 2020/2/27/1025917.html (In Russ.)
2. Bron', A. (n.d.). Ne nravitsja «Russkij mir»? Idite v ame-rikanskij — tam o vas nogi vytrut [Don't like "Russian World"? Go to the American — there will wipe your legs about you]. IA REGNUM. Retrieved Oct. 15, 2022, from https://regnum. ru/news/1965775 .html (In Russ.)
3. «Edinaja Rossija» vzjalas' za «russkij mir» ["United Russia" took up the "Russian world"] (2021, May 11). Kommersant. (In Russ.)
4. Fedorovskih, M. (n.d.). Putin utverdil plan po zashhite russkogo mira [Putin approved a plan to protect the Russian world]. IA URA.ru. Retrieved Oct. 13, 2022, from https://ura. news/news/1052584495 (In Russ.)
5. Kusova-Chuho, S. (2017, July 14). Russkij mir glazami inorodca [The Russian world through the eyes of a foreigner]. MK. (In Russ.)
6. Leonid Milovanov: «Amerikancy hotjat razobshhit' russkij mir» [Leonid Milovanov: "Americans want to divide the Russian world"] (2022, March 5). Vpered. (In Russ.)
7. Losev, A., & Il'nickij, A. (2022, Feb. 17). Pochemu russkie ne sdajutsja [Why the Russians do not give up]. Parlamentskaja gazeta. (In Russ.)
8. Moshkin, M. (n.d.). Idei «russkogo mira» dlja vozrozhdenija imperii na meste SSSR budet malo [The ideas of the "Russian world" for the revival of the empire in the place of the USSR will be little]. Vzgljad. Retrieved Oct. 15, 2022, from https://vz.ru/poli tics/2020/9/2/1057502.html (In Russ.)
9. Prezident Juzhnoj Osetii zajavil o planah vojti v sostav Rossii [President of South Ossetia announced plans to join Russia] (n.d.). Lenta.ru. Retrieved Oct. 10, 2022, from https://lenta. ru/news/2022/03/30/bibilov/ (In Russ.)
10. Putin prizval uluchshat' i razvivat' russkij mir [Putin urged to improve and develop the Russian world] (n.d.). Telekanal «Zvezda». Retrieved Oct. 3, 2022, from https://tvzvezda.ru/news/ 2022221617-lX8EL.html (In Russ.)
11. Svjatejshij Patriarh Kirill: Russkij mir — osobaja civilizacija, kotoruju neobhodimo sberech' [His Holiness Patriarch Kirill: The Russian world is a special civilization that must be preserved] (n.d.). Patriarhija.ru. Retrieved Oct. 8, 2022, from http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.htm (In Russ.)
12. Shhedrovickij, P. G. (2000, Feb. 11). Russkij mir. Vozmozh nye celi samoopredelenija [Russian world. Possible goals of self-determination]. Nezavisimaja gazeta. (In Russ.)
13. Sluckij, L. (2017, March 29). Russkij mir — jeto bol'she, chem geografija [The Russian world is more than geography]. Russkij vek. (In Russ.)
14. Tjurenkov, M. (n.d.). Russkij mir vo vsem mire: Putin podpisal samyj imperskij ukaz [Russian world peace: Putin signed the most imperial decree]. Car'grad. Retrieved Oct. 7, 2022, from https://ekb.tsargrad.tv/articles/russkij-mir-vo-vsjom-mire-putin-podpisal-samyj-imperskij-ukaz_620271 (In Russ.)
15. Zjuganov: u nas budet libo russkij mir, libo amerikanshhina [Zyuganov: we will have either the Russian world or the American] (n.d.). RIA. Retrieved Oct. 13, 2022, from https://www.vesti. ru/article/2700337 (In Russ.)
REFERENCES
16. Astahov, E. M., & Astahova, E. V. (2011). Rossija i «Russkij mir» [Russia and the "Russian World"]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 1(16), 316-322. https://doi.org/10.24833/ 2071-8160-2011-1-16-316-322 (In Russ.)
17. Volhonskij, M. A., & Muhanov, V. M. (2019). Koncepcija «russkogo mira». Mnozhestvennost' smyslov v kontekste mezh-dunarodnyh processov [The concept of the "Russian world". Plurality of meanings in the context of international processes]. Mezhdunarodnaja analitika, 4, 58-65. (In Russ.)
18. Gizatullina, A. R., & Gumerova, M. I. (2015). Ideologemy postperestroechnogo perioda kak faktor formirovanija novogo soznanija: obshhaja harakteristika (na materiale gazety «Izves-
tija») [Ideologemes of the post-perestroika period as a factor in the formation of a new consciousness: general characteristics (based on the Izvestia newspaper)]. Political Linguistics, 3(53), 95-101. (In Russ.)
19. Kozlovceva, N. A. (2017). «Russkij mir» kak teoreticheskoe ponjatie v sovremennom social'no-gumanitarnom znanii ["The Russian world" as a theoretical concept in modern social and humanitarian knowledge]. Observatorija kul'tury, 4(3), 284-292. (In Russ.)
20. Kupina, N. A. (1995). Totalitarnyj jazyk. Slovar' i rechevye redakcii [Totalitarian language. Dictionary and speech reactions]. Ekaterinburg, Perm': ZUUNC, 143 p. (In Russ.)
21. Nazarova G. F., & Fokina A. V. (2015). Russkij mir: obnovlenie podhodov k koncepcii [Russian world: updating approaches to the concept]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 6(69), 338-342. (In Russ.)
22. Narochnickaja, N. A. (2008). Russkij mir [Russian world]. St. Petersburg: Aletejja, 304 p. (In Russ.)
23. Nikonov, V. A. (2010). Ne vospominanie o proshlom, a mechta o budushhem [Not a memory of the past, but a dream of the future]. Strategija Rossii, 3. Retrieved Aug. 23, 2015, from
http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showf ull&id= 1269860718&archive= 1269860794&start_from=&ucat= 1 4& (In Russ.)
24. Pen'kova, E. A. (2012). Russkij mir kak faktor social'noj identifikacii rossijskoj molodezhi [Russian world as a factor in the social identification of Russian youth] [Dis. of Cand. of Soc. Sciences]. Moscow. (In Russ.)
25. Savickij, P. N. (1997). Kontinent Evrazija [Continent of Eurasia]. Moscow: Agraf, 464 p. (In Russ.)
26. Timofeev, S. E. (2018). Ideologema «russkij mir» v sovremennom politicheskom diskurse [Ideologeme "Russian world" in modern political discourse]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Teorija jazyka. Semiotika. Semantika, 9(1), 186-199. doi: 10.22363/2313-2299-2018-9-1-186-199. (In Russ.)
27. Tishkov, V. A. (2010). Russkij mir: smysl i strategii [Russian world: meaning and strategies]. Strategii Rossii, 3. Retrieved Oct. 7, 2014, from http://www. etnograf.ru/node/61 (In Russ.)
28. Tishkov, V. (2007). Chto takoe russkij mir? [What is the Russian world?] RIA Novosti. Retrieved March 26, 2021, from https://ria.ru/20070601/66508904.html (In Russ.)