Научная статья на тему 'Русский храм в Берлине: утраченное творение Н. Васильева'

Русский храм в Берлине: утраченное творение Н. Васильева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР Н. В. ВАСИЛЬЕВ / ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В БЕРЛИНЕ / РУССКИЙ ОБЩИННЫЙ ДОМ / "ХРАМ-ГРАД" / НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ / НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ARCHITECT NIKOLAI VASIL'EV / RESURRECTION CATHEDRAL IN BERLIN / RUSSIAN COMMUNITY HOUSE / "CHURCH-CASTLE" / NEO-RUSSIAN STYLE / NOVGOROD ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жердев Виталий Викторович

Мартиролог русского храмоздания включает в себя не только утраты уникальных образцов сакрального искусства в метрополии, но и за ее пределами, также как результат государственного вандализма. Уникальный памятник русской архитектуры, который по достоинству мог стать символом вековых русско-немецких связей и украшением германской столицы, стал жертвой экономических и политических обстоятельств. В статье рассматривается история русских церквей в Берлине и архитектурные особенности русского общинного дома, построенного по проекту архитектора Н. В. Васильева. В решении архитектурно-художественного образа общинного дома архитектор использовал образ «Храма-Града», над которым работал еще в начале ХХ в. Рассмотрена связь церкви общинного дома с образцами новгородского сакрального зодчества XII-XV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CHURCH IN BERLIN: LOST CREATION BY N. VASIL’EV

Martyrology of Russian church architecture includes not only the loss of unique monuments of sacred art in Russia, but also abroad. This loss can also be a result of vandalism of the state. The unique monument of Russian architecture, which could have become a true symbol of centuries-old Russian-German relations and the adornment of the German capital, became a victim of economic and political circumstances. The paper deals with the history of Russian churches in Berlin and architectural features of the Russian community house, which was built by architect Nikolai Vasil’ev. In search of architectural and artistic image of the community house, the architect employed the image of “Church-Castle”, on which he had worked at the beginning of the 20th century. The paper also examines the relationship between the church of the community house and examples of Novgorod church architecture of the 12th-15th centuries.

Текст научной работы на тему «Русский храм в Берлине: утраченное творение Н. Васильева»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

Жердев Виталий Викторович, канд. искусствоведения, доцент кафедры рисунка Харьковской государственной академии дизайна и искусств, член Национального Союза художников Украины ул. Искусств, 8, 61002, Харьков, Украина vzherdyev@hotmail.com

2017. Вып. 25. С. 82-94

Русский храм в Берлине:

УТРАЧЕННОЕ ТВОРЕНИЕ Н. ВАСИЛЬЕВА

В. В. Жердев

Мартиролог русского храмоздания включает в себя не только утраты уникальных образцов сакрального искусства в метрополии, но и за ее пределами, также как результат государственного вандализма. Уникальный памятник русской архитектуры, который по достоинству мог стать символом вековых русско-немецких связей и украшением германской столицы, стал жертвой экономических и политических обстоятельств. В статье рассматривается история русских церквей в Берлине и архитектурные особенности русского общинного дома, построенного по проекту архитектора Н. В. Васильева. В решении архитектурно-художественного образа общинного дома архитектор использовал образ «Храма-Града», над которым работал еще в начале ХХ в. Рассмотрена связь церкви общинного дома с образцами новгородского сакрального зодчества XII-XV вв.

Воскресенский православный собор в районе Вильмерсдорф — не первый русский храм в Берлине. Первая «походная» церковь состояла при русских посланниках в Пруссии, назначаемых к берлинскому двору, и была отправлена графу А. Г. Головину в Берлин в 1718 г. Она помещалась в различных частных домах, нанимаемых для посольской канцелярии, посла и состоявших при нем лиц. С 1741 по 1747 г. в особняке российского посланника графа П. Чернышева (ил. 1) была походная церковь во имя Сретения Господня1. В 1763 г. посол князь Долгоруков просил прислать ему походную церковь и известного ему священника2. Позднее, в 1773 г., церковь значится «при посланническом» доме на Wilhelmstrasse. Домовая церковь св. равноапостольного вел. князя Владимира при российском императорском посольстве (ил. 2) на Unter den Linden, 7 существовала c 1837 г. Относилась она ко времени, когда император Николай I, женатый на дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III, приобрел этот особняк для своих остановок у герцогини Саган на время визитов в Германию3. Согласно описанию этой посольской церкви А. П. Мальцевым, который состоял при ней священником, храм

1 См.: Мальцев А. П., протоиерей. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. С. 53.

2 См.: Там же. С. 53.

3 См.: Федорченко В. И. Российский императорский дом и европейские монархии. М.,

2006. С. 29.

Ил. 1. Иллюминация на здании российской миссии в Берлине в честь коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742 г. (из книги Weidner H. Berlin im Festschmuck. Vom 15. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Berlin, 1940. S. 48)

Ил. 2. Российское посольство на Unter den Linden в Берлине. 1844 г. Акварель H. Hintze

находился «в нижнем этаже, между первым и вторым дворами, выходя 5-ю окнами во 2-й задний двор, не имея снаружи ни креста, ни колоколов, так что по внешним признакам трудно догадаться о ее существовании во флигеле, имеющем над нею зал и над ними жилые помещения для гг. секретарей»4. Церковь могла вместить не более 150 человек. Для храма было заказано шесть образов у художника Баранова, возвращавшегося на родину после учебы в Италии через

4 Мальцев. Указ. соч. С. 54.

Берлин5. Иконостас и клиросы были сделаны из полированного дуба и декорированы ажурной резьбой (ил. 3). Благодаря снимку кон. XIX в. можно отметить, что иконостас искусной резной работы состоял из двух ярусов с высокой центральной аркой над Царскими вратами6. На вратах находились две ростовые иконы Благовещения, без евангелистов. Секции с диаконскими дверями находились под углом к центральной части и примыкали к дальним боковым секциям, таким образом центральная часть иконостаса была вынесена вперед7. В первом ярусе находилось шесть икон, во втором ярусе — шесть икон в медальонах. Местные иконы иконостаса, писанные по золотому фону, работы живописца Малышева были преподнесены монахами Троицко-Сергиевой лавры. Большой запрестольный образ Воскресения Христова написан художником Богацким. Северный и южный клиросы увенчаны иконами, декорированными ажурной резьбой. Из других икон Мальцев упоминает «замечательные» по тонкости «очень древнего письма» аналойную икону Воскресения Христова и двунадесятых праздников, а также икону свт. Николая в украшенном «художественной резьбой и мозаикой из разноцветного дерева киотом с темно-бронзовым ажурным подсвечником»8 (вполне вероятно, что икона свт. Николая находилась на одном из клиросов). У южного клироса был установлен массивный ковчег с бронзовой вызолоченной плащаницей работы петербургского мастера Г. Панкратьева9.

Однако небольшая посольская церковь не могла удовлетворить нужды православных, проживающих в Берлине, и с 1895 г. Свято-Владимирское братство

Ил. 3. Церковь при российском посольстве. 1897 г. Bildarchive Foto Marburg

5 См.: Бубнов П. В., Балюк Н. История православного Свято-Князь-Владимирского братства в Германии с 1890 по 2007 г. Жировичи, 2007. С. 73.

6 Bildarchiv Foto Marburg. LBB II, 12 393.

7 См.: ШмеллингЛ. Русские православные церкви за границей // Зодчий. СПб., 1900. № 7. С. 89.

8 Мальцев. Указ. соч. С. 54.

9 См.: Бубнов, Балюк. Указ. соч. С. 74.

во главе с А. Мальцевым начинает сбор средств на строительство собора. Но с началом Первой мировой войны персонал посольства и священник покинули Берлин. После революционных событий в России и Германии, когда стал возможен приезд беженцев из России, в посольской церкви вновь возобновились службы. Новое республиканское правительство Германии не признало советскую Россию, и здание российского посольства находилось под ведомством германского МИДа. С середины апреля 1921 г. в церкви проводили совместные службы архиепископ Западноевропейский Евлогий и архимандрит Тихон (Ля-щенко) (с 1924 г. — епископ Берлинский и Германский), у которого при посольстве была квартира10. После отбытия Евлогия в Париж вся приходская жизнь сосредотачивается вокруг архимандрита Тихона. Однако политическая ситуация стремительно менялась и, согласно Рапалльскому договору 1922 г., восстанавливались дипломатические отношения между Германией и советской Россией. Здание посольства необходимо было передавать советским дипломатам. При помощи русской молодежи, проживающей в Берлине, Тихону удается вывезти из посольской церкви ценную утварь, иконы, памятные доски в выделенное для церковных служб помещение в русской гимназии на Находштрассе (НасИоёБИ"., 10) (ил. 4, 5). Комнаты в русской гимназии и другие помещения, которые община была вынуждена снимать для богослужений, не могли более удовлетворять ее нуждам. Тихон начал предпринимать шаги для строительства общинного дома с собственным храмом. Был приобретен крохотный участок в плотной жилой за-

Ил. 4. Русско-немецкая гимназия на Nachodstrasse, где располагалась русская церковь (здание перестроено в 1980-х гг.).

Фото 1967 г.

10 См.: Тальберг Н. Д. Архиепископ Тихон (Лященко) // Луч света. Учение в защиту Православной веры, в обличении атеизма и опровержении доктрины неверия: В 2 ч. Ч. 2. Jordanville: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971. С. 298.

стройке рядом с Fehrbelliner Platz в несколько отдаленном от центра районе Вильмерсдорф (Wilmersdorf). Под залог этого участка одна из строительных фирм подрядилась построить доходный дом для русской общины11. Для создания проекта общинного дома Тихон обращается к ученику Л. Н. Бенуа — архитектору Н. В. Васильеву (1875-1958)12. И неслучайно.

Личность этого выдающегося архитектора нуждается в отдельном повествовании. Николай Васильев оставил заметный след в Петербурге (среди доходных домов и общественных построек, созданных по его проекту, выделяется здание Соборной мечети (1908, совместно с А. И. фон Гогеном и С. С. Кричинским)), в Ревеле (Таллине), Нью-Йорке и др. В Харькове отпечаток сурового «северного» модерна несет здание Купеческого банка с гостиницей «Астория» (1910-1913), разработанное Васильевым совместно с А. И. Ржепишевским. Ими же разработана и харьковская «мануфактура Кулаковского», в которой был использован один из переработанных вариантов проекта Купеческого банка с доминирующими вертикалями узких окон. Васильев также разработал конкурсный проект здания харьковского художественного училища (1912 г., не реализован). Помимо всего, Васильев, уже будучи в эмиграции, участвовал в конкурсах проектов здания Государственной промышленности (Госпрома) в Харькове13 и Дворца советов в Москве14.

Задача, которая стояла перед Васильевым в разработке здания русской общины в Берлине, вернула его к проектам 1910 г., несущим в себе идею «Храма-Града», над образами которого архитектор работал еще в нач. ХХ в.: подворье Калязинского Александро-Невского женского монастыря Тверской епархии15 и проект храма в честь 300-летия Дома Романовых при подворье Феодоровского Городецкого монастыря в Петербурге16 (ил. 6). В нач. ХХ в., с его стремительной индустриализацией и урбанизацией, когда на месте уютной патриархальной одно- и двухэтажной живописной застройки с палисадниками и садиками

11 См.: Тальберг. Указ. соч. С. 299.

12 См.: Лисовский В. Г., Гашо Р. М. Николай Васильев. От модерна к модернизму. СПб., 2011. С. 311.

13 См.: Там же. С. 302, 303.

14 См.: Там же. С. 352-355.

15 Проект Александровского женского монастыря в С.-Петербурге // Зодчий. 1910. № 52. Табл. 60.

16 Конкурсный проект храма в память 300-летнего царствования Дома Романовых при подворье Феодоровского Городецкого монастыря в С.-Петербурге // Зодчий. 1910. № 29. Табл. 34-36.

Ил. 5. Вывеска на русско-немецкой гимназии на Nachodstrasse. Фото 1967 г.

Ил. 6. Н. В. Васильев. Конкурсный проект храма в память 300-летнего царствования Дома Романовых при подворье Феодоровского Городецкого монастыря в С.-Петербурге. 1910 г.

появляются шеренги многоэтажных домов, храм начинает терять свое главенствующее место в пейзаже города. Он становится зажатым среди массивных зданий, особенно это касалось столиц империи с их индустриальной базой и разрастающимся населением. Точно так же и человек начинает задыхаться в тисках города. В искусстве нач. XX в. появляется образ города-монстра, безликой и многоглазой массы, подавляющей все живое. Особенно ярко это противостояние, и явно не в пользу человека, проявляется в графике М. Добужинского (серии «Город», «Городские сны» и др.), в иллюстрациях А. Бенуа к «Медному всаднику» А. Пушкина. Как антитеза мрачному современному городу теплота сказочного «Града» с его многочисленными живописными куполами церквей ассоциативно возвращается к зрителю в произведениях В. Васнецова, И. Би-либина, Н. Рериха и др. И вместе с этим белокаменные стены древнего Града становятся и олицетворением Храма — твердыней, символом вечных ценностей, их незыблемости. Неслучайно в храмах неорусского стиля наряду с элементами теремной архитектуры начинают проявляться и черты фортификационных сооружений: массивность гладких стен подчеркивается контрфорсами и узкими проемами окон-бойниц, появляются крытые башни с маши-кулями (проекты церкви Сергия Радонежского на Куликовом поле (1914, арх. А. В. Щусев), собора Феодоровской Богоматери в Петербурге (1911-1914, арх. С. С. Кричинский))17 — церковь становится своего рода крепостью, последним бастионом в противодействии обмирщению и бездуховности общества. И как раз в архитектурно-художественном решении здания православной общины в

17 См.: Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики. М., 2009.

С. 208, 209.

столице довольно недружественного иноконфессионального государства образ «Храма-Града» подходил более чем уместно.

Но все же в решении не только образа, но и проектной части Н. Васильеву следовало учесть много нюансов. Здание должно было представлять собой комплекс помещений различного назначения. Предполагался нижний храм, в котором можно было проводить богослужения, пока ведутся строительные работы на верхних этажах, зал для собраний, гимназия, библиотека, квартиры для священников. В верхней части здания должен быть собственно храм на 600 богомольцев, а плоская крыша становилась местом для крестных ходов18. Кроме всего, в здании предполагалось разместить наемные квартиры и торговые площади, чтобы за счет аренды община могла содержать здание. А весь комплекс должен был находиться на небольшом участке среди существующих жилых зданий. Васильев выполнил проект дистанционно, практика обычная для архитекторов, и, кроме того, он не мог покинуть США до 1930 г. по условиям процедуры натурализации19.

Угловое расположение здания на перекрестке Hohenzollemdamm, 33 и Ruhrstrasse позволило найти оригинальное архитектурное решение: русский дом не зажат между соседствующими постройками, а словно «распахивает» перспективу улиц, за счет побелки стен, читаясь мощным светлым акцентом в монотонной серой застройке квартала (ил. 7). Более того, на главенствующую Hohenzollerndamm выходит центральный полукруглый фасад, стилизованный в верхней части под сакральную архитектуру русского севера, с открытой галереей и динамическим сокращением разноплановых архитектурных масс, завершенных традиционным пятиглавием с высокими луковичными куполами, что делает здание доминирующим в застройке района. Огромные витринные окна

Ил. 7. Вид на Fehrbelliner Platz и русский общинный дом. Фото конца 1920-х гг.

18 См.: Лисовский, Гашо. Указ. соч. С. 314.

19 См.: Там же. С. 313.

коммерческих помещений первого этажа и поступательно уменьшающиеся оконные проемы следующих этажей главного фасада усиливают ощущение монументальности строения. Фасад становится своего рода крепостью, над стенами которой возвышаются купола храма (ил. 8, 9). Сам храм выдержан в духе новгородского зодчества: стройный четверик с щипцовыми завершениями под восьмискатной крышей с центральным световым барабаном, завершенным аркатурным поясом, и стройной главой (похожая модель у новгородских Двенадцати Апостолов на Про-пастех (ХШ—ХУ вв.), Симеона Богоприимца в Покровском Зверином монастыре (1467), Иоанна Богослова на Витке (кон. XIV в.), Димитрия Солунского на Торгу (ок. 1462— 1463), Феодора Стратилата на Щиркове и др.). Боковые глухие главы имеют весьма опосредованное отношение к указанным архитектурным моделям и несут декоративную функцию, у основания оформлены двумя кверху увеличивающимися кокошниками с килевидным завершением. Апсида усложнена дополнительным полуциркульным объемом, завершенным килевидной закомарой и увенчанным декоративной главкой. Фасады лаконичны, без декора, с высокими узкими трехчастными окнами, боковые части апсиды прорезаны высокими одинарными окнами. Единственным дополнительным украшением являются рельефные греческие кресты на щипцах фасадов церкви и в верхней части центрального фасада основного здания. Архитектору фактически удалось поместить полноценное здание храма на крыше общинного дома, пожалуй впервые представив некий «симбиоз» гражданского и сакрального строения.

Стройный храм на крыше, который можно расценивать как самостоятельный объект, тем не менее гармонично соединяется с основным зданием двумя аркбутанами, которые плавно «перетекают» в силуэт острого фронтона двухскатной крыши восточного

Ил. 8. Русский общинный дом. Вид со стороны Hohenzollerndamm. Открытка конца 1920-х гг.

Ил. 9. Русский общинный дом. Вид со стороны Ruhrstrasse. Фото 1928 г. Bildarchive Foto Marburg

фасада церкви. При этом, благодаря тому что угол перекрестка, на котором располагался общинный дом, точно ориентирован на восток, полуциркульная апсида церкви повторяет полукруглый силуэт центрального фасада всего здания (ил. 10). А увеличенная высота стены главного фасада и плоская крыша здания образуют обходную открытую галерею вокруг восточной части церкви. Также каждый из трех фасадов обозначен дополнительными стройными главками: одна главка венчает апсиду, определяя центральную ось главного фасада, две боковые главки установлены на аркбутанах, в арках которых размещены колокола. Боковые фасады, примыкающие к соседним жилым зданиям, гармонично связаны с ними этажностью и повторениями элементов экстерьера, но контрастируют за счет усложнения поверхности стен обильным многоуровневым кирпичным декором — своего рода обращение к приемам «кирпичного стиля» кон. XIX в.

Это интересное с архитектурной точки зрения и уникальное для Берлина здание постигла печальная судьба. Финансовая катастрофа, потрясшая Германию в 1929 г., сделала невозможным выплаты по кредитам, и здание было выставлено на аукцион. В результате новый владелец (та же компания, которая финансировала строительство) отдает в аренду общине часть помещений 3-го этажа, где находилась и церковь. Во второй половине 30-х гг. район Fehrbelliner Platz активно застраивался новыми административными зданиями. В 1935 г. здание русской общины выкупило немецкое профсоюзное объединение «Рабочий фронт». Однако, исходя из политических и пропагандистских соображений, предполагалось все же вместо отобранного общинного здания на средства «Рабочего фронта» и Имперского министерства церковных дел (Reichsministerium fuer die kirchliche Angelegenheiten) построить маленькую деревянную православную церковь также недалеко от Fehrbelliner Platz. Но все же глава министерства настоял на строительстве каменного храма, руководствуясь все теми же пропагандистскими целями. Министерство церковных дел покупает общине земельный участок, недалеко от прежней церкви, и выделяет часть сметной стоимости строительства, часть выделяет германский МИД. Самую большую сумму обязали выплатить «Рабочий фронт». Средства жертвуют королевские дома Югославии и Болгарии, Немецкая Евангелическая Церковь. Иконостас для храма передал митрополит Варшавский Дионисий. В общей сложности германские ведомства предоставили почти 88 % средств на строительство собора20. 31 августа 1936 г. состоялась

20 См.: Шкаровский М. В. Крест и свастика: Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007. С. 73.

Ил. 10. Русский общинный дом. Фото 1931 г. Bildarchive Foto Marburg

закладка нового храма21. А уникальный православный «Храм-Град» был радикально перестроен, церковь разобрана, сохранился лишь основной округлый, но уже совершенно безликий административный фасад.

Насколько было необходимо выкупить именно это здание и так его изменить — вопрос риторический. Не хочется заниматься досужими вымыслами, однако, анализируя снимки 1930-х гг., приходишь к заключению, что места в районе Fehrbelliner Platz для строительства нового здания для «Рабочего фронта» было вполне достаточно, если по какой-то причине нельзя было выкупить другое здание, которое не требовало столь кардинального и, надо полагать, весьма дорогостоящего изменения. Тем более что в 1920-х гг. в районе было много малоэтажных домов, на месте которых уже в 1930-е гг. возводились более современные многоэтажные здания. Купола русской церкви, вознесенные над зданиями, доминировали в застройке района и были видны издалека. И складывается впечатление, что от такого доминирования попытались избавиться. Ведь для строительства нового храма для русской общины немецкими властями все же изыскивались средства. Не проще ли было направить их на погашение долга и выкупа уже существующего здания? Еще один вопрос, на который нет ответа.

Проект нового храма разработал архитектор из русских эмигрантов С. Шо-стовский, строительными работами руководил К. Шельберг22. В 1938 г. собор освящается в честь Воскресения Христова (ил. 11). Пятиглавое бетонное здание в классических формах тоновской «русско-византийской» модели в целом выдерживает пропорции своих прототипов. Массивное строение венчают невысокие главы, что вносит некоторую диспропорциональность. Лаконичный объем дополняет небольшое крыльцо, фронтон которого украшен таким же лаконич-

Ил. 11. Воскресенский собор в Берлине. Фото В. В. Жердева, 2006 г.

21 См.: Шкаровский. Указ. соч. С. 73.

22 См.: Антонов В. В. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 47.

ным и даже несколько грубоватым сграффито с христограммой и двумя ангелами (сграффито хотя и пережило 1945 г., но было удалено, затем вновь восстановлено). Здание довольно приземисто и, хотя находится на отдельном участке, со всех сторон ограниченном проезжей частью, уже не является акцентом, а «растворяется» в застройке.

В истории нет сослагательного наклонения. Но этот район Вильмерсдорфа относительно немного пострадал во время жесточайшего штурма Берлина: наступление шло с восточных рубежей города. И многие здания близ Fehrbelliner Platz были восстановлены после войны практически без изменений. Кто знает, если бы не трагическое стечение обстоятельств и русский общинный дом не был уничтожен в 1930-е гг., то, вполне вероятно, он пережил бы и бомбежки, как и другие здания района. И серый город был бы все так же украшен необычным сакральным объектом, который по праву мог стать архитектурным достоянием Берлина. Сейчас в бывшем общинном здании располагается гостиница, и лишь округлый фасад напоминает об утраченном шедевре Н. В. Васильева (ил. 12).

Ил. 12. Гостиница «Альберго» на месте русского общинного дома в Берлине. Фото В. В. Жердева, 2006 г.

Ключевые слова: архитектор Н. В. Васильев, Воскресенский собор в Берлине, русский общинный дом, «Храм-Град», неорусский стиль, новгородская архитектура.

Список литературы

Антонов В. В. и др. Русские храмы и обители в Европе. СПб., 2005.

Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики. М., 2009.

Бубнов П. В., Балюк Н. История православного Свято-Князь-Владимирского братства в

Германии с 1890 по 2007 г. Жировичи, 2007. Лисовский В. Г., Гашо Р. М. Николай Васильев: От модерна к модернизму. СПб., 2011. Мальцев А. П., прот. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903.

Тальберг Н. Д. Архиепископ Тихон (Лященко) // Луч света. Учение в защиту Православной веры, в обличении атеизма и опровержении доктрины неверия: В 2 ч. Ч. 2. Jordanville: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1971. Федорченко В. И. Российский императорский дом и европейские монархии. М., 2006. Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2007.

Шмеллинг Л. Русские православные церкви за границей // Зодчий. Архитектурный и художественно-технический журнал Санкт-Петербургского общества архитекторов. СПб., 1900. № 7.

St. Tikhon's University Review. Vitalii Zherdiev,

Series V: Problems of History PhD in History of Art, Associate Professor,

and Theory of Christian Art. Kharkov State Academy of Design and Arts,

2017. Vol. 25. P. 82-94 Iskusstv ul. 8, 61002, Kharkov, Ukraine

vzherdyev@hotmail.com

Russian Church in Berlin: Lost Creation by N. Vasil'ev

V. Zherdiev

Martyrology of Russian church architecture includes not only the loss of unique monuments of sacred art in Russia, but also abroad. This loss can also be a result of vandalism ofthe state. The unique monument ofRussian architecture, which could have become a true symbol of centuries-old Russian-German relations and the adornment of the German capital, became a victim of economic and political circumstances. The paper deals with the history of Russian churches in Berlin and architectural features of the Russian community house, which was built by architect Nikolai Vasil'ev. In search of architectural and artistic image of the community house, the architect employed the image of "Church-Castle", on which he had worked at the beginning of the 20th century. The paper also examines the relationship between the church of the community house and examples of Novgorod church architecture of the 12th-15th centuries.

Keywords: architect Nikolai Vasil'ev, Resurrection cathedral in Berlin, Russian community house, "Church-Castle", Neo-Russian style, Novgorod architecture

References

Antonov V. V. i drugie, Russkie hramu i obiteli v Germanii s 1890 po 2007 gg. Zhirovichi,

Evrope. Sankt-Petersburg, 2005. 2007.

Bizadze N. V., Khramu neorusskogo stilia. Idei, Fedorchenko V. I., Rossjskj imperatorskij dom

problemu, zakazchik. Moscow, 2005. i evropejskie monarkhii. Moscow, 2006.

Bubnov P. V., Balyuk N., Istoriapravoslavnogo Lisovskiy V. G., Gasho R. M., Nikolay Vasiliev.

Sviato-Kniaz-Vladidmirskogo bratstva v Sankt-Petersburg, 2011.

Shkarovskiy M. V., Krest i svastika. Nazistskaya Germania i Pravoslavnaya tserkov. Moscow, 2007.

Talberg N. D., "Archiepiskop Tichon (Lia-schenko)", in: Luch sveta. Uchenie vzaschitu

Pravoslavnoy veru, v oblichenie ateizmai i oproverzhenie doktrinu neveria, 1971, II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.