Научная статья на тему 'Русский характер в Западно-Уральском полиэтническом плавильном котле'

Русский характер в Западно-Уральском полиэтническом плавильном котле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграционные процессы в науке / деятельность и характер / наука и техника / представители гуманитарной и технической науки / синтез этнологии / философии / социологии. / integration processes in science / activity and character / science and technology / representatives of humani- tarian and technical science / the synthesis of ethnology / philosophy / sociology.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский характер в Западно-Уральском полиэтническом плавильном котле»

Парамонова С.П.

д.филос.н., доцент, профессор кафедры социологии и политологии, Пермский национальный

исследовательский политехнический университет

spp45@ mail.ru

РУССКИЙ ХАРАКТЕР В ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОМ ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ

ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ

Ключевые слова: интеграционные процессы в науке, деятельность и характер, наука и техника, представители гуманитарной и технической науки, синтез этнологии, философии, социологии.

Keywords: integration processes in science, activity and character, science and technology, representatives of humanitarian and technical science, the synthesis of ethnology, philosophy, sociology.

Мы живем в ограниченном пространстве своей деятельности. В условиях современности несколько раздвинулись горизонты виртуального общения, но вопрос о том, можем ли мы влиять на власть, остается открытым. В постсовременном обществе поставлена задача достижения успеха в торговле, организации, а также в экономических и социальных карьерных продвижениях. В центре внимания личность. Одни, движимые верой в виртуальные цели, двинулись в состязательную гонку. Другие, как в ситуации распутинского «Пожара» в сибирской деревне, кинулись присваивать то, что были призваны охранять. Третьи стали собирать статистику из прошлых достижений и наступивших упущений, чтобы подвергнуть критике настоящее.

Когда в обществе складывается ситуация неясности перспектив, не определены цели и ценности, народ ожидает пророка, задающего цели и правила жизни обществу1. Почему нельзя ослабевать России? Мир вокруг нас развивался 500 лет технически, организационно и культурно. По Валлерстайну, лишь та страна становится гегемоном, центром мир-системы, у которой в развитом состоянии шесть позиций: сильное государство, сильная армия, развитые промышленность и сельское хозяйство, торговля и устойчивые финансы. У России от Екатерины до Витте сильными были первые два фактора, в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. добавился третий - наращивание промышленной мощи. В 1950-е СССР/Россия устремился в центр мир-системы, в 1970-е мир вступил в нисходящую базу

экономического цикла. Развитие и подъем уступили место в соответствии с кондратьевской понижательной фазой «Б»

~ 2

падению экономического роста, как отмечает известный американский социолог .

Рассматривая циклы цивилизаций, Р. Коллинз отметил, что огромные империи прошлого, не могли контролировать все свои расширившиеся территории-владения. Советский Союз должен был оказывать помощь странам, вставшим на некапиталистический путь развития, помогать странам Восточного блока, в т.ч. поддерживать Варшавский военный договор, контролировать республики Прибалтики и обеспечивать внутреннее развитие науки и техни-ки3. Произошел слом великого государства - основного противовеса мировой агрессии.

Каким образом с помощью внешних сил сдвигали на задворки ценности нового жизнеустройства первого социалистического общества? Кто потребовал отказаться от записи национальности в паспорте только от русских в пользу указания гражданства? В опросных анкетах личностная принадлежность к партиям переведена на принадлежность к вероисповеданию. Кто грантами оплачивал доказательства повсеместной толерантности? Написали массу книг и диссертаций, засорили англоязычными понятиями массовое сознание. Кому было выгодно обесценение предшествовавшей героической истории народа и русского характера? На телевидении представлены в развлекательных передачах то недоумки, то ожидающие, как Кот Базилио, свалившихся сумм за отгадки на «Поле чудес», то бесстыдно болтающие о смене партнёров в «Доме-2». Подвергается пересмотру и древняя, и средневековая, военная, социалистическая история России. Утверждается незаконность власти дворцовыми переворотами, но разыгрывается патриотическая карта, обращенная в прошлое - уже формализованный «бессмертный полк». Однако студенты хотят вдохновения, идеи повернутой в будущее. Карл V в IX веке поставил задачу создания империи на основе единой религии, в этой идее он видел возможность предотвращения войн на европейском континенте. Советский проект давал единую идеологию социального равенства и состязательности, исходя из общего основания - государственной собственности. Социализму наклеили ярлык - «эксперимент», теперь на опыте обнаружили, что это была лучше всего организованная реальность существования.

1 Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992) / Пьер Бурдье; [ред.-сост. П. Шампань, Р. Ленуар, Ф. Пупо, М.-К. Ривьер]; пер. с фр. Д. Кралечкина и А. Кушнарёвой ; предисл. А. Бикбова. - М.: Дело РАНГХ и ГС, 2016. - С. 208.

2 Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Курдюкина под общ. ред. Б.Ю. Кагарлицкого. - СПб: Университетская книга, 2001. - С. 159-160.

3 Коллинз Р. Средний класс без работы: выходы закрываются // Есть ли будущее у капитализма? Сб. статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхауна. / Пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. -С. 107.

Социология подкрепляется защитой диссертаций с описанием переселений молодой «рабочей силы», целых творческих коллективов - выпускников технических вузов и высших технических специалистов на Запад, и миграций менее образованных слоев, из Средней Азии и Северного Кавказа и Закавказья, организующихся в землячества внутри большой этнонации. Прибывшие слои занимают сферу обслуживания в сфере жизненного пространства. Боны и няни из Азии под удобной формулировкой «взаимодействия культур», бесконфликтности мультикультурализма взяты под крыло социологией. Уже был подобный опыт: полтора века назад. Русских аристократов воспитывали немецкие, французские и английские бонны, гувернёры и гувернантки. Космополитические ценности отделяли поколения детей аристократов от русского народа1. Это было одной из причин поражения Белой гвардии, слоя, разговаривавшего на французском языке, языке международного общения, чуждого своему народу. Какие ценности привьют няни из Средней Азии новой петербуржской и московской поросли, представлениями о том, что Китай не хуже, чем Европа. Сибирь осваивают китайцы. Лес, нефть, газ - все идет в Поднебесную. «Богатством Сибири прирастает Китай»2. Мы -толерантны. При замерзавших дальневосточных и северных городах, оставляемых военных пограничных городках продажа энергоносителей Китаю трактовалась как успех во внешнеторговой политике. Идеология приобретает превращенные формы. Мансур Олсон американский политолог заметил, что богатое меньшинство организованно и ведет антигуманную политику против большинства, а большинство не может влиять на него3.

Как можно манипулировать идеологией? Уверять правительство в том, что раньше при диктатуре прошлой власти всё было плохо, сейчас - хорошо. Прежде - труд, теперь сделать ставку на сферу развлечений и передачу приоритетов «креативному классу»: организацией фестивалей и форумов национальных культур, демонстрацией телепередач о кухне разных народов, зрелищ в форме Олимпийских и паралимпийских игр, чемпионатов мира по футболу, студенческих олимпийских игр, - все это при нищающем народе. М.Ф. Черныш привел выводы китайских аналитиков о двух экономиках - китайской и российской, о том, что модернизации России «мешают два показателя - уровень доходов населения и низкая продолжительность жизни. И то и другое относится к социальной сфере, аккумулирующей человеческий капитал и обеспечивающий его приток в развивающуюся экономику». «Совсем не праздный вопрос, на который в российских планах развития нет ответа, может быть сформулирован следующим образом: какая судьба уготована 90% российского населения, не входящего в "креативный класс"»?4.

В условиях демократии в Сибири и по всей стране восстанавливается и организуется масса различных конфессий, пока еще общающихся на русском языке. Есть слой политической этнографии, обращенной к символической толерантности, переводимости образов и стереотипов русских сказок на ментальные стереотипы этноса, откуда прибыли мигранты, родители детей. В Санкт-Петербурге переписываются русские сказки с учетом азиатских ментальностей.

Лингвистами ведется критика нетолерантных терминов, применяемых в средствах массовой информации к мигрантам. В Татарстане организуются встречи аналитиков-этнографов с представителями СМИ с требованиями ужесточить цензуру к нетолерантным оборотам в ответ на воровство скота у местного сельского населения своими же братьями по вере, призванными из мусульманских республик на строительство спортивных сооружений к студенческой Олимпиаде в Казани. На самарской земле процветает осетинский ансамбль песни и танцев, выступающий с концертами по странам мира. Развертываются программы экотуризма, создаются искусственные деревни с «народными ремёслами»5. Бывшими работницами космического комплекса ведется одобряемая сверху организация народных ремёсел, противопоставляемых развитию крупной промышленности. Это противоречит логике производства. К. Ясперс утверждал, что производство будет развиваться в сторону укрупнения.

В настоящее время закрыты военные кафедры при технических вузах, но укрепляются казачьи организации-землячества. Блюстители порядка и безопасности передвигаются на конях и мотоциклах. Бывшие преподаватели военных кафедр спрашивают: может быть с саблями можно выступить против беспилотников с атомными зарядами на борту?

Наряду с сиюминутными акциями этнополитики живет и развивается фундаментальная этнография со своими сложными уровнями исследований: теоретическим, повернутым в глубины тысячелетий, работающим с археологическими данными, со структурами языка, с загадками писаниц и петроглифов - «вечными письменами», обращенными к нам; ведется составление энциклопедий мифов; изучение практик шаманизма, практик общения светлого и потустороннего миров в культуре малых и больших коренных угро-финских народов в Европе и России; проводятся раскопы древних курганов и захоронений. Институтом социологии РАН проведены исследования «Русского мира» с выявлением установок людей, разделяющих российские ценности и ориентированных на русскую культуру. В докладах на вузовских конференциях в МГУ им. М.В. Ломоносова проступает озабоченность утратой русского языка в бывших национальных республиках и среди эмигрировавших за рубежи России российских специалистов.

Великая эпоха рождает великих личностей. Мы считаем, что наука не должна умалчивать об их деятельности, скорее следует черпать в их опыте источник оптимизма. Опоры государства - это его титаны, в неблагоприятных

1 Солодянкина О.Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Спец. 07.00.02. - Отечественная история. Авторефер. на соиск. учен. степ. доктора историч. наук. - М.: Моск. гос. областн. ун-т, 2008. - 46 с.

2 Олдак П.Г. Сибирью будет прирастать могущество Китая // Латинский квартал. 1997. - № 4, февраль. - С. 11-12.

Олсон М. Власть и процветание. Перерастая коммунистические и капиталистические диктатуры (пер. с англ. Б. Пинскер) -М.: Новое издательство, 2012. - 212 с .

4 Черныш М.Ф. О модернизации в России и Китае // Социологические исследования. - М., 2013. - № 4. - С. 146-148.

5 Этничность и религия в современных конфликтах / Отв. ред. В.А. Тишков В.А., Шнирельман; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2012. - С. 634-639.

жизненных условиях ведущие поиски в науке, разработку технологий, предлагающие состязаться с внешним миром в науке, культуре и искусстве. Ограниченность исторического времени, краткая длительность новой общественной формации, возникшей после трех революций, и прогресс этой новой системы, основанной на новом типе социальной связи коммунитарности, основанной на коллективизме вновь рассматривается как утраченная ценность1.

Стойкий характер проявили люди различных национальностей, но единых по духу творчества, служения обществу в соответствии с призванием. Здесь общество столкнулось с противоречием культа власти: с одной стороны, очевидны вериги, накладываемые властью на личность, с другой, великодушное долготерпение и заряд творчества единого этноса, советский народ. Евгений Антонович Вагнер и Адольф Александрович Бартоломей в военные годы вместе с родителями были сосланы в глубинку Пермского края, один с Украины, другой с Поволжья. Вместе с тем, социалистический строй предоставил обоим возможность получения образования. Академик, проф. Е.А. Вагнер обосновал мощную медицинскую подготовку студентов Мединститута Перми (сейчас Академии им. Е.А. Вагнера). Гражданским его подвигом было то, что вопреки официозной медицине, он поддержал новатора в лечении поврежденных суставов пациентов Г. А. Илизарова. Международный оздоровительный Центр академика Илизарова в настоящее врямя функционирует в г. Кургане.

Высшее образовательное учреждение - университет подобен кораблю в океане науки и технологий, его управляющий механизм - ректорат с его стратегическими Советами: научно-техническим по защитам диссертаций, организационным, учебно-воспитательным, административно-хозяйственным. Перспективу вузу призван задавать ректор. Ректор Пермского политехнического института Михаил Николаевич Дедюкин был депутатом Верховного Совета. Строительство вуза не входило ни в один план страны, ни в один проект. Проектами зданий с Политехом поделились вузы из Южного округа страны. Для уральских зим это были несколько облегченные варианты. Ректор хотел создать вузовский городок за Камой, со своими спортивными площадками, кортами, бассейном, гаражами, столовой, овощехранилищем, учебными и жилыми корпусами для студентов и преподавателей в реликтовом сосновом бору, с чистой артезианской водой. После войны 1941-1945 гг. вузы отстраивались в немалой степени руками преподавателей и студентов. Ректоры вузов волей-неволей вынуждены были нести бремя строительства, выполнять функции прорабов.

Продолжала развиваться наука, вырастающая из потребностей Западно-Уральского и смежных регионов. Окрепли Диссертационные советы. В становящемся вузе каждый человек, написавший учебник, это - опора, несущая конструкция вуза. Самое главное собрать мощный профессорский преподавательский состав. Волей ректора после защиты диссертант был обеспечен жильем. Слово ректора было нерушимо.

В Пермском политехническом институте были созданы известные научные школы: математического анализа -основатель отечественной школы по дифференциальным и интегральным неравенствам - проф. Николай Васильевич Азбелев. Разработкой новой области - «Динамики и прочности машин» чл.-корр. АН СССР Александр Александрович Поздеев обосновал кафедру. Разработой теории и практики порошковой металлургии занимался академик РАН Владимир Никитович Анциферов. У истоков аэрокосмических исследований - импульсно-тепловых машин был проф. Михаил Юрьевич Цирульников. Разработка ракетных двигательных установок на твердом топливе специального назначения принадлежит профессору Владимиру Илларионовичу Петренко. Создатель самых экономичных авиадвигателей ПС-90 - чл.-корр. АН СССР Павел Александрович Соловьев. Разработкой твердотопливных ракетных двигателей занимался член-корр. РАН Михаил Иванович Соколовский. Эти титаны отечественной науки и техники взрастили талантливую поросль - таких профессоров, как Александр Александрович Иноземцев (газотурбинные технологии), Алексей Иванович Цаплин (фотоника и оптоинформатика), Петр Валентинович Трусов (пластичность при больших деформациях)2.

Чл.-корр. РАН А. А. Бартоломей принял заложенный проф. М.Н. Дедюкиным вуз. Из малого горного института Пермский политехнический стал четвертым вузом среди технических вузов России, обслуживая кадрами зону Урала и Сибири и юга страны. Управление включает и социальные функции. Как-то к ректору А. А. Бартоломею обратилась с просьбой бывшая сотрудница института. Нужна операция. Для пенсионера она стоит запредельные деньги. Не смог ли бы институт помочь материально? А.А. Бартоломей принимает другое решение, он просто позвонил Е.А. Вагнеру. Ректор Медакадемии сам сделал операцию, без всякой оплаты.

Сопротивление политической среде, иная национальность, выковывала характеры. Принадлежал ли А.А. Бартоломей русской нации? Да. Вероисповедание оставил протестантское. Был случай когда, после концерта органной музыки в костёле он вывернул все свои карманы на содержание здания и на удаление трещины в стене храма. Сам он -строитель мостов. Поразительна была протестантская формула пастора у последней черты, у раскрытой земли, принимающей Адольфа Александровича, о том, что не ректор ближе теперь к Богу, а Бог теперь ближе к нему.

Угасание энергии творчества и управления происходит методом «перереброса» интересов в сферу овладения собственностью, ориентацией на превращение власти в главный ресурс обогащения. В «лихие» 1990-е годы, когда верхушка демократов, либералов, олигархов была занята разделом и присвоением собственности, мир сделал рывок в сфере информационных технологий. В России наметилось огромное отставание в освоении информационно-коммуникационных технологий. Но общество ищет и находит силы в самом себе. Прибывший по распределению после вуза в Пермь В.И. Рыбакин собрал энтузиастов в созданную им организацию «Уралсвязьинформ». Выпускники пермских вузов, инженеры работали, не считаясь со временем, вкладывали свои средства в акции предприятия. Нача-

1 Коваль Е.А., Ушкин С.Г. Пути России в будущее. Готово ли наше общество стать «хорошим»? // Социологические исследования. - М., 2018. - № 2. - С. 136-145.

2 Профессора и доктора наук Пермского национального исследовательского политехнического университета. - Пермь: Книжная площадь, 2013. - с. 15, 59, 60, 69, 78, 128, 145, 229, 295, 300.

ли с малого - введения пейджинговой связи, перешли на мобильную телефонию, развернули Интернет на Урале от Ямала до Кургана. В обеспечение сетевой связью включили Пермскую, Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую области. Когда организация «Уралсвязьинформ» окрепла, её определили в юрисдикцию «Ростелекома»1. В.И. Рыбакин занял место чиновника в областном управлении.

Испытание слома системы выдерживает на своих плечах живущее поколение, уходящее корнями в героическое прошлое страны. Пермский журналист-историк Светлана Федотова воспроизвела деятельность Владислава Тетюхина, в прошлом выпускника московского Института стали и сплавов, работающего в Верхней Салде Свердловской области. Поставщиком стратегического материала был Березниковский титано-магниевый комбинат (БТМК) Пермской области. В «лихие» 90-е пакеты акций БТМК расхватывали трейдеры американского международного финансового спекулянта Кеннета Дарта. Тетюхин отсудил у Дарта собственность завода в судах США2. Владислав Тетюхин - бывший генеральный директор ВСМПО-АВИСМА - заключивший договоры о поставках титана для авиакомпаний Европы и США, пришел к выводу, что титан может быть использован в качестве строительного материала разрушенных костных частей организма. В настоящее время он - основатель Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра, который остро нуждается в государственной поддержке.

В отличие от материальных объектов, гуманитарную мысль не взвесишь в реторте как «стоимость», но она является высшим приоритетом просвещенных государств. Философская школа Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Владимира Вячеславовича Орлова, выпускника Ленинградского университета, получила признание не только в СССР/России, но и на международном уровне, в частности, в Англии. Разработанная проф. В.В. Орловым концепции уровней материи и теневого парадокса «И», выражающего прирост нового качества при переходе от одного к другому уровню материи - новая страница в диалектическом материализме. Оптимистичная концепция развития представлена в работе В.В. Орлова «Материя. Развитие. Человек». Она стала путеводителем для многих московских преподавателей философии. На конференциях кафедры философии Пермского университета собирались выпускники центральных философских вузов, работающих по всей стране; здесь выросли последователи В.В. Орлова - доктора и кандидаты наук. В сфере социально-экономических наук, В.В. Орлов занялся проблемами философии экономики3.

Наиболее сложным знанием, по мнению Ф. Энгельса, является знание об обществе. Профессор Захар Ильич Файнбург был одним из немногих, кто открывал в своей социологической школе фундаментальные проблемы жизни социума, которые и сейчас изучаются европейской и мировой социологией: место личности в истории; осознания счастья при жизни; признания личности в её жизненном времени. Захар Ильич соотносил социальный процесс с далеким космическим и осваиваемым социальным пространством в будущем: чей проект будет принят в практике общества?

З.И. Файнбург занимался фундаментальной проблемой общества: каково будет разделение труда, исходя из логики научно-технической революции? Он говорил о том, что самым престижным слоем общества всегда является статус генератора идей. Исходя из сложности социального процесса, по шкале престижа второй сферой является деятельность организатора-управленца. Наконец, для слоя людей исполнительского труда, лиц с высшим образованием в будущем, при развитии способностей не будет социальных препятствий для перехода в организаторы и генераторы идей при развитии способностей. Лишь спустя десятилетия Зигмунт Бауман, признанный в мировой социологии авторитет, обозначил современную тенденцию разделения труда в развитых странах. Самый престижный слой - это создатели символов (идей). Второй слой - менеджеры, те, кто соединяет идеи с капиталом (финансами). Третий слой -управленцы высокого уровня - стран всеобщего благоденствия и преподаватели высшей школы (поскольку повышать образование необходимо постоянно в течение жизни). Второй и третий слой - организаторы. И четвертый слой составляют специалисты при компьютерах и на конвейере (исполнители), которых будет воспроизводить высшая школа4.

В теоретической концепции социализма З.И. Файнбург ставил вопрос о противоречии как источнике самодвижения. И для того, чтобы понять сложность российского общества, он предлагал использовать метод сравнительно-исторического анализа, ставил вопрос о теории пропущенной социально-экономической формации. Речь шла о разрыве темпов технического и экономического развития, а также культурной инерционности общества. Рассматривая исторические, экономические, социальные и культурные предпосылки развития российского общества, Захар Ильич развернуто представил внутреннее движущее противоречие социалистического коллективистского общества и противоположного ему индивидуалистически ориентированного культа власти. Он показал, что на смену светской идеологии, отринувшей религиозную парадигму, но не изживший религиозный тип сознания, на место Бога приходит вера масс в великую личность (такие случаи были в истории и повторяются вновь на Востоке).

На человека труда социология в отличие от экономики смотрит не просто как на рабочую силу, но как на личность с потребностями, возможностями, перспективой развития и продвижения. Вопросы личностного мира Захар Ильич рассматривал многосторонне: сквозь социологическую призму рабочих профессий, культурно-технического уровня работника, через продвижение по карьерной лестнице, определение личностью своего места в обществе. При жизни опубликована перспективная работа для развивающегося общества «Диалектическая логика политической экономии социализма», где решалась задача Большой Логики, поставленной еще Гегелем, к ней подступался с позиций

1 Невоструева А.Ф. Информационно-коммуникационное пространство как сфера актуализации социальных процессов

современного общества. - Пермь: Изд-во Перм. национ. исслед. политехнич. ун-та, 2016. - С. 246.

2

Федотова С. Л. Вольный путеводитель (заметки о Пермской области). - Пермь: Издательский дом «Компаньон», 2001. -

255 с.

3 Орлов В.В. Материя. Развитие. Человек. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1974. - 397 с.; Орлов В.В. Философия экономики / Орлов В.В., Васильева Т. С. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2010. - 264 с.

4 Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

философии Э.В. Ильенков. З.И. Файнбург нашел основное отношение постсовременности - коллективность - как исходную клетку развивающегося общества, в отличие от противоположной исходной клетки капиталистического общества «товар». Здесь соединена логика истории, логика объекта и логика субъекта, добавим, логика выхода евразийского сообщества из кризисного состояния. Многое из теоретического наследия З.И. Файнбурга начинает только сейчас публиковаться в Пермском политехническом университете (ПНИПУ) его сыном - Г.З. Файнбургом. Регулярно на Всероссийской конференции «Файнбургские чтения» публикуются неизвестные ранее работы этого социального мыслителя и основателя Пермской социологической школы1.

Подводя итоги, следует отметить: в «плавильном котле» Западно-уральского региона идет самостановление общества. Этнический котёл на Западном Урале показал преимущество системы, основанной не на атомистической, индивидуалистической товарной коллективности, а на коллективности, как типе связи, основанной на коллективизме, объединяющем слои, группы, индивидов на основе практической, деятельной сущности человека.

1 Файнбург З.И. Предвидение против пророчеств: современная утопия в облике научной фантастики. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. - 278 с.; Файнбург З.И., Козлова Г.П. Диалектическая логика политической экономии социализма. - Саратов: Изд-во СГУ, 1982. - 269 с.; Файнбург З.И., Козлова Г.П. Коллективистское общество. Идеал. Теория. Реальность. Мемориальное издание. - Пермь: Изд-во Перм. национ. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.