Научная статья на тему 'Русский экспрессионизм в эпоху исторических катаклизмов (анпилова Л. Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов: опыт русского экспрессионизма: монографический очерк. Екатеринбург, 2008)'

Русский экспрессионизм в эпоху исторических катаклизмов (анпилова Л. Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов: опыт русского экспрессионизма: монографический очерк. Екатеринбург, 2008) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ХАОГРАФИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ТВОРЧЕСТВО Б. ПИЛЬНЯКА / B. ILNYAK'S WORKS / A REVIEW / RUSSIAN LITERATURE / EXPRESSIONISM / A HAOGRAPHIC ARTISTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загидуллина Мария Викторовна

Автор рецензирует книгу Л. Анпиловой о прозе Б. Пильняка, рассматривается структура книги, исследовательская концепция анализа творчества Пильняка в русле экспрессионизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A russian expressionism in the era of historic cataclysms (Anpilova L.N. The prose of Boris Pilnyak 1920s: An experience of russian expressionism: monographic essay Ekaterinburg 2008)

The author reviews the L. Anpilova's book about prose of B. Pilnyak, the author also analyzes the structure of the book and the research conception of analysis of B. Pilnyak's works in school of impressionism.

Текст научной работы на тему «Русский экспрессионизм в эпоху исторических катаклизмов (анпилова Л. Н. Проза Бориса Пильняка 1920-х годов: опыт русского экспрессионизма: монографический очерк. Екатеринбург, 2008)»

РУССКИИ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ЭПОХУ ИСТОРИЧЕСКИХ КАТАКЛИЗМОВ (Анпилова Л.Н. Проза Бориса Пильняка 1920-хгодов:

Опыт русского экспрессионизма: Монографический очерк. - Екатеринбург, 2008)

Обозначение жанра этого труда - «монографический очерк» - выглядит достаточно скромно, но достойно. Таким обозначением автор включает «регистр безопасности»: если что-то здесь и не сказано, упущено, то на то и авторская воля - все же это очерк, а не монография. А с другой стороны, не просто «очерк», но «монографический» - то есть здоровый академизм желанен и даже неизбежен.

Книга вышла в серии «Филологический лекторий», и вновь хотелось бы подчеркнуть уместность ее позиционирования (не случайно аннотация адресует книгу словесникам и студентам-гуманитариям). Перед нами основательная лекция о творчестве Бориса Пильняка, написанная в четком русле одного ключа - а именно, экспрессионизма. Задавшись целью указать на особенности экспрессионистической эстетики в творчестве «непредсказуемого писателя своего времени» (с. 5), Л.Н. Анпилова убедительно показывает, что никакой художественный метод не может рассматриваться в отрыве от эпохи, которую он репрезентует. Эта почти физиологическая связь литературы 20-30-х годов с катаклизмами эпохи, с Историей в самом серьезном смысле этого слова, и становится предметом исследования книги о Пильняке. Автор очерка подробно и тщательно анализирует критические высказывания современников о Пильняке, показывает динамику отношения к писателю со стороны литературно-критических кругов, обнаруживая проблемную точку, вокруг которой вращалась критическая мысль как той далекой эпохи, так и сегодняшних литературоведов, обратившихся к творчеству Пильняка, - целостность его позиции (с. 13). Размышляя о сути и особенностях русского экспрессионизма, Л.Н. Анпилова подчеркивает, что пришло время посмотреть на этот метод как художественно цельное явление, обусловленное самой эпохой Хаоса в России, и решительно отстаивает свою точку зрения, не прибегая к более обтекаемым формулировкам «экспрессионистичность стиля», «экспрессионистические тенденции» и др.

Размышляя об этом ключевом в очерке явлении, Л.Н. Анпилова пользуется понятиями «хаогра-фическая художественная система», «хаологическое раздумье» и др. Различие между «хаографией» и «хаологией» не проясняются, но читателю нетрудно понять суть предлагаемого понятийного инструментария. Хаос в русском экспрессионизме предстает в виде системы, оказывается «структурообразующим» (здесь можно было бы смело проводить параллели с тютчевской философией и усматривать в ней истоки метода в аспекте той самой «русскости», о которой говорит автор очерка (с. 20).

Структура книги подчинена задаче выявить «способы художественного освоения» мира в ключевых произведениях Бориса Пильняка. В каждой главе рассматривается либо период творчества, либо даже отдельный текст. Л.Н. Анпилова не преследует цели «комплексного анализа», ее интересуют именно художественные этапы развития и разворачивания отечественного экспрессионизма в текстах Бориса Пильняка. Показывая, что революция 1917 года стала водоразделом в творчестве Пильняка,

доктор филологических наук,

Л.Н. Анпилова указывает на художественное качество этого водораздела: от доминант «вечности», которая вбирала в себя ежедневный хаос бытия, подчиняя его строгому онтологическому упорядочиванию, Пильняк обращается к «непосредственному» исследованию Хаоса в «Голом годе», где тема космических «надсущностей» перестает быть актуальной, а сам роман предстает перед нами как симфония. Отстаивая принцип симфонизма как главное художественное достижение Пильняка в романе «Голый год», автор книги стремится обнаружить те непротиворечивые логические основания, что позволяют подняться до осмысления художественной целостности романа, так многоголосо обвиняемого в «дискретности», «мозаичности», «бессвязности».

«Повесть непогашенной луны», по мнению Л.Н. Анпиловой, позволяет усмотреть важнейшую черту отечественного экспрессионизма - художественное воплощение темы бездушной механистичности жизни. Здесь, разумеется, чрезвычайно интересными могли быть сопоставления с кубофутуристическим опытом таких воплощений - и, думается, читатель невольно стоит перед такими размышлениями и сопоставлениями. Всякий художественный метод не существует в «чистом виде», он есть лишь некое общее правило, некий общий принцип отбора материала и его художественной интерпретации. В этом смысле многонаправленные интерференции разных художественных способов освоения бытия оказываются чрезвычайно значимыми. В то же время подход Л.Н. Анпиловой как раз четко соответствует понятию «моноисследования»: здесь гораздо важнее для исследователя проследить сами этапы становления художественного метода: в той же «Повести...» центральным оказывается образ зависимости живого от бездушного и неумолимого мертвого, механического. В «Красном дереве» на первый план выходит прием гротеска, являющийся прямой художественной реакцией на ситуацию ужаса повседневности.

Здесь хотелось бы отметить, что исследовательский сюжет книги Л.Н. Анпиловой построен крещендо: все чаще встречается в авторском тексте слово «ужас», все жестче становятся определения. От жара и «плавильни» «Голого года» Л.Н. Анпилова ведет нас к мертвому льду «картонной» «Волги.». Возможно, анализ последнего романа дается автору труднее всего - здесь нет того увлеченного проникновения в глубь художественного слова, что было в разборе «Красного дерева» или «Повести непогашенной луны». Может быть, сам автор изнемогает перед коротким сообщением о расправе с Пильняком. Так или иначе, перед нами серьезное исследование, и остается сожалеть о довольно частых опечатках, портящих впечатление от этого труда, его малотиражного издания, превращающего книгу в предмет «обмена между своими», по-видимому, неизбежного отсутствия этой книги в наших центральных библиотеках. Надеюсь, что Л.Н. Анпилова не оставит своих исследований русского экспрессионизма, ее труды станут серьезным вкладом в отечественное литературоведение и найдут своих читателей.

М.В. Загидуллина,

профессор кафедрыг теории массовый коммуникаций Челябинского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.