Научная статья на тему 'РУССКИЙ АНАРХИЗМ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА'

РУССКИЙ АНАРХИЗМ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX - НАЧАЛА XX В / СОЦИОЛОГИЯ АНАРХИЗМА / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ПРОБЛЕМА ПРОГРЕССА / СУЩНОСТЬ ПРОГРЕССА / ТЕОРИИ ПРОГРЕССА / ИДЕАЛ ПРОГРЕССА / МЕХАНИЗМ ПРОГРЕССА / СВОБОДА КАК КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Проказин В.В.

Статья посвящена рассмотрению взглядов представителей русской анархистской социологии - М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Н. Ткачева - на проблему прогресса. В связи с развернувшимся дискурсом о национальной идеологии и суверенизации российских общественных наук в истории отечественной социологической мысли продолжает оставаться актуальным изучение обсуждения в социологии досоветского периода тематики прогресса. Отмечается, что анархистские теории прогресса имеют в основании эволюционистский подход к пониманию исторического процесса, социальный прогресс трактуется линейно. В качестве главного критерия и идеала поступательного развития выделяется индивидуальная свобода каждого, следствием которой становится свобода всего общества. Механизм прогресса включает взаимодействие объективных (природных и социальных) факторов и созидательной деятельности людей. Способом достижения идеала прогресса провозглашается социальная революция, понимаемая авторами в значительной степени волюнтаристски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ANARCHISM ON THE SOCIOLOGICAL THEORY OF PROGRESS

The article examines the views of Russian anarchist sociology representatives - M.A. Bakunin, P.A. Kropotkin, and P.N. Tkachev - on the problem of progress. In the light of the unfolding discourse on national ideology and sovereignty of Russian social sciences in the history of Russian sociological thought, the study of the discussion of progress in the sociology of the pre-Soviet period remains relevant. It is emphasized that anarchist theories of progress are based on an evolutionist approach to the understanding of the historical process, and social progress is interpreted linearly. As the main criterion and ideal of progressive development, the individual freedom of everyone is singled out, the consequence of which is the freedom of the whole society. The mechanism of progress includes the interaction of objective (natural and social) factors and creative activity of people. The way to achieve the ideal of progress is proclaimed to be social revolution, understood by the authors in a largely voluntaristic way.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ АНАРХИЗМ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА»

СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY

Научная статья УДК 316.422.42

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.8.7

Русский анархизм о социологической теории прогресса Виктор Валентинович Проказин

Амурский государственный университет, Амурская область, Благовещенск, Россия, prokazinv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1820-6907

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению взглядов представителей русской анархистской социологии - М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Н. Ткачева - на проблему прогресса. В связи с развернувшимся дискурсом о национальной идеологии и суверенизации российских общественных наук в истории отечественной социологической мысли продолжает оставаться актуальным изучение обсуждения в социологии досоветского периода тематики прогресса. Отмечается, что анархистские теории прогресса имеют в основании эволюционистский подход к пониманию исторического процесса, социальный прогресс трактуется линейно. В качестве главного критерия и идеала поступательного развития выделяется индивидуальная свобода каждого, следствием которой становится свобода всего общества. Механизм прогресса включает взаимодействие объективных (природных и социальных) факторов и созидательной деятельности людей. Способом достижения идеала прогресса провозглашается социальная революция, понимаемая авторами в значительной степени волюнтаристски.

Ключевые слова: история социологии, русская социология XIX - начала XX в., социология анархизма, эволюционизм, проблема прогресса, сущность прогресса, теории прогресса, идеал прогресса, механизм прогресса, свобода как критерий прогресса

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Проказин В.В. Русский анархизм о социологической теории прогресса // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 67-71. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.7.

Original article

Russian Anarchism on the Sociological Theory of Progress

Viktor V. Prokazin

Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, prokazinv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1820-6907

Abstract. The article examines the views of Russian anarchist sociology representatives - M.A. Bakunin, P.A. Kropotkin, and P.N. Tkachev - on the problem of progress. In the light of the unfolding discourse on national ideology and sovereignty of Russian social sciences in the history of Russian sociological thought, the study of the discussion of progress in the sociology of the pre-Soviet period remains relevant. It is emphasized that anarchist theories of progress are based on an evolutionist approach to the understanding of the historical process, and social progress is interpreted linearly. As the main criterion and ideal of progressive development, the individual freedom of everyone is singled out, the consequence of which is the freedom of the whole society. The mechanism of progress includes the interaction of objective (natural and social) factors and creative activity of people. The way to achieve the ideal of progress is proclaimed to be social revolution, understood by the authors in a largely voluntaristic way.

Keywords: history of sociology, Russian sociology of the XIX - early XX century, sociology of anarchism, evolutionism, problem of progress, essence of progress, theories of progress, ideal of progress, mechanism of progress, freedom as a criterion of progress

Funding: Independent work.

For citation: Prokazin, V.V. (2023) Russian Anarchism on the Sociological Theory of Progress. Theory and Practice of Social Development. (8), 67-71. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.8.7 (In Russian).

Обсуждение проблематики прогресса и общественного идеала как его цели в исследованиях истории отечественной социологической науки продолжает оставаться актуальным в связи с развернувшимся дискурсом о национальной идеологии и суверенизации российских общественных наук. В русокой социологии XIX - начала XX в. тематика прогресса играла ключевую роль, поскольку социология конституировалась в качестве самостоятельной науки, пытаясь объяснить процессы модернизации как реальное воплощение идеи закономерного поступательного общественного развития. Поэтому представления о прогрессе практически у всех русских социологов, писавших на эту тему, были подчинены интересам политической практики, связанной с определением перспектив развития российского общества.

© Проказин В.В., 2023

Модернизационные процессы с точки зрения их значения для настоящего и будущего российского общества в русской социологии представителями различных направлений и школ оценивались по-разному. Как известно, относительно модернизации в стране сформировались три основные позиции: либеральная, консервативная и радикальная. Анархизм был одним из проявлений радикальных взглядов на перспективы общества, наряду с марксизмом и народничеством, и предлагал революционные способы социальных преобразований. Российскому анархизму посвящен огромный пласт литературы.

Наиболее видными разработчиками анархистской идеологии в России были М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и П.Н. Ткачев. Их взгляды на прогресс включают основные аспекты его проблематики: определение сущности прогресса, его критериев и механизма осуществления. При этом сходство взглядов в основном на сущность и критерии прогресса у них сочетается с различиями в представлениях о его механизме. Все три социолога принадлежали к направлению позитивистской социологии и главным образом разделяли эволюционистский взгляд на историю, механизмы социальных изменений и, соответственно, на проблему прогресса.

Для Михаила Александровича Бакунина, родоначальника русского анархизма, в основе представлений о прогрессе лежат общие взгляды на всемирно-исторический процесс. При этом в понимании этого процесса у социолога сочетаются как материалистический подход, так и идеалистический. С одной стороны, общественной эволюции предшествует неорганическое состояние материи, переходящее в органическое и затем в социальное; с другой - он идеалистически трактует свободу как цель истории.

В целом исторический процесс представляется им позитивистски-эволюционно: история есть линейный процесс, подчиняющийся действию естественных законов. М.А. Бакунин признает закономерный характер исторического развития. Законы лежат в основе общественной деятельности. Главными выступают закон социальной солидарности и закон свободы: «Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба этих закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют всю сущность человечности» (Бакунин, 1987: 332). Солидарность находится в основе коллективизма, изначально присущего человеку как общественному существу, а свобода состоит в эмансипации личности от гнета природных условий и господствующих классов общества. Свобода не противостоит коллективизму, а представляет собой его очеловечивание. Исторический процесс как воплощение этих законов есть движение от рабства в направлении царства свободы, к человечности, коллективистскому анархизму. Он включает ряд последовательных этапов. В качестве критерия периодизации М.А. Бакунин выделяет «рост свободы». Согласно ему, определяются четыре периода: период «животности», с которого «начинается человечество»; период «рабства»; «эпоха экономической эксплуатации, или порядок наемного труда»; «эпоха справедливости, эпоха свободы в равенстве и во взаимной солидарности» «как завершительный момент истории» (Бакунин, 1987: 334). С точки зрения современных представлений о периодизации истории эти этапы, вероятнее всего, соответствуют первобытности, древности и Средневековью, Новому времени и гипотетическому будущему социалистическому обществу.

«Рост свободы» М.А. Бакуниным трактуется и как критерий прогресса, и как его конечный идеал. Свобода - это отсутствие любого принуждения со стороны как природы, так и общества, в лице прежде всего церкви и государства. Более того, свобода - это путь, процесс, в котором человеческая личность способна себя как можно более полно реализовать.

При этом М.А. Бакунин выделял два вида свободы. Индивидуальная свобода - возможность личности жить по совести, по своим убеждениям. Коллективная свобода - общество, состоящее из свободных людей. Индивидуальная и коллективная свободы тесно связаны и предполагают друг друга: индивидуальная свобода не может быть в несвободном обществе.

На «завершительной стадии» общество превратится в безгосударственную организацию, представляющую собой федерацию самоуправляющихся добровольных общин, внутри которых отношения будут регулироваться нормами нравственности, заложенной изначально в человеке как инстинкт. Однако история не завершится, поскольку движение к свободе бесконечно, так же как безгранично самосовершенствование человека.

В качестве главной движущей силы прогрессивного общественного развития М.А. Бакунин выделял освободительную деятельность человека. При этом он, будучи сторонником многофакторного объяснения истории, не отрицал влияние природных, социально-экономических, политических, идеологических и прочих факторов. Апогеем освободительной борьбы становится социальная революция, которая уничтожает государство и религию. Революцию М.А. Бакунин понимает волюнтаристски: специальной ее подготовкой заниматься не нужно, поскольку всякая политическая деятельность только укрепляет государство; достаточно лишь небольшой группы революционеров, действия которой могут поднять народные массы на стихийный бунт, обеспечивающий победу.

СОЦИОЛОГИЯ ЭОСЮЬООУ

Для Петра Алексеевича Кропоткина проблема прогресса - центральная тема социологии. По его мнению, главный вопрос социологии как науки, изучающей «жизнь и развитие обществ», -это «вопрос о том, является ли жизнь в обществе средством освобождения личности или средством порабощения» (Кропоткин, 1990: 336). Поэтому в центре ее внимания должно быть выяснение путей и способов «освобождения личности», к чему и ведет прогресс.

В отличие от М.А. Бакунина и П.Н. Ткачева П.А. Кропоткин больше внимания уделяет теоретической стороне проблемы прогресса. Авторы, пишущие о творчестве П.А. Кропоткина, выделяют в нем, как правило, две главные проблемы: проблему факторов и общих закономерностей социального развития и проблему государства и социальной революции как силы, способной его уничтожить. Эти проблемы - составные части более широкой проблематики прогресса, раскрывающие его механизм. П.А. Кропоткин дает эволюционистское, натуралистическое, психологическое и этическое обоснование идеи и механизма поступательного развития общества.

Цели и идеал прогресса он, как и М.А. Бакунин и П.Н. Ткачев, связывает с целями анархизма. На его взгляд, в современном ему обществе уже действуют тенденции в направлении создания условий для утверждения идеала: «Будущее и прогресс лежат в этом направлении, а анархия есть выражение того и другого» (Кропоткин, 1990: 326).

П.А. Кропоткин, натуралистически обосновывая анархический идеал, исходит из идеи об определяющей роли бесконечно малых сил и частиц во всех процессах Вселенной, зависимости «макросил» от соотношения «микросил». В природе нет никаких центров силы, управляющих всем, всякий результат (равновесие) - это итог взаимодействия бесконечно малых величин. Общество представляет собой результат действия многих общественных сил. Поэтому и прогресс -также итог такого взаимодействия.

Высшая цель прогресса - «счастье всех и счастье каждого», «полнота существования и свободного развития всех качеств индивида» (Кропоткин, 1906: 141-142). Теорию прогресса П.А. Кропоткина следует, по мнению П.А. Сорокина (1911), отнести к «эвдемонистическим теориям». Счастье связывается П.А. Кропоткиным с необходимым благосостоянием, возможностями человека развивать свои индивидуальные способности.

Достижение этой цели возможно лишь при условии наибольшей свободы и инициативы людей. Обоснование идеала прогресса и представления о механизме последнего выведены, считает П.А. Кропоткин, из действия реальных тенденций исторического развития. Рассматривая вопрос о движущих силах прогресса, социолог выделяет несколько его факторов: географическую среду, «взаимную помощь» и «самоутверждение индивида или группы». Преобладающим влиянием обладает фактор взаимопомощи (Кропоткин, 1907: 297). П.А. Кропоткин полагает, что в основе общества лежат «общественные инстинкты и нравы». При этом главную роль играет «инстинкт общительности», который медленно развивается среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции и порождает «взаимную помощь людей». Благодаря взаимопомощи и солидарности человечество смогло обеспечить прогресс общественной жизни в самых разных направлениях - экономике, науке, искусстве.

П.А. Кропоткин прослеживает и анализирует историю общественных форм и выделяет в ней ступени, которые, с его точки зрения, свидетельствуют о реализации принципа взаимопомощи. К таким ступеням он относит род, деревенскую общину и средневековый город. П.А. Кропоткин считает их реальным проявлением действия одного из двух «основных течений в обществе - народного и начальнического». С одной стороны - родовой быт, сельская община и средневековые вольные города, «республики вечевого строя» как проявление «народной», «федералистской» тенденции, «традиции свободы». С другой стороны - «начальническая традиция, представленная магами, оракулами, жрецами и пр., которые сплачивались, чтобы господствовать над народом и заставлять его работать на них». Высшим проявлением ее стало государство, которое, по мнению П.А. Кропоткина, возникло в XVI в. и послужило тормозом дальнейшего прогресса.

Государство, будучи проявлением так называемой «традиции власти», в то же время выступает средством и результатом борьбы за существование или самоутверждения личности или группы как другого господствующего фактора социальной эволюции, наряду с фактором взаимопомощи. Самоутверждение индивидов предполагает борьбу за превосходство и проистекающие из нее столкновения и соперничество. Государство - это организация, выработанная для того, чтобы поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс. Именно эта сущность делает государство тормозом прогресса. В современном государстве главной помехой развитию личности является отсутствие общественного равенства (Кропоткин, 1990: 324-325). Только в условиях равенства и справедливости человек мог бы достичь «полного развития своей личности». Следовательно, необходимо уничтожить государство как главное препятствие на пути развития взаимопомощи, справедливости и нравственности. Средством уничтожения

государства служит социальная революция как одна из форм социального развития, наряду с собственно эволюцией, или реформой. По мнению П.А. Кропоткина, социальный прогресс осуществляется путем взаимной смены мирных (эволюционных) и революционных эпох.

Революцию П.А. Кропоткин понимает не как бунт, а как «народное движение» (1990: 355). Главным носителем и основной движущей силой прогресса, как считает П.А. Кропоткин, выступают народные массы. Именно народное единство делает возможным достижение конечной цели прогресса. Эта цель будет достигнута в обществе, организованном на началах безгосударственного анархического коммунизма, способного обеспечить полную свободу личности.

Петр Никитич Ткачев, как М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, исходит из эволюционистской трактовки исторического процесса, который представляет собой результат взаимодействия объективных факторов и разумной человеческой деятельности. В основе общественных изменений лежат прежде всего экономические интересы, детерминирующие поведение людей. Трудящиеся, помещики и капиталисты имеют разные экономические интересы. Соответственно, в истории он выделяет три периода, каждый из которых есть результат реализации разных экономических интересов: первый период - первобытное общество с экономическим равенством и решающей ролью физической силы; на втором этапе возникает имущественное неравенство и господствующее положение имеют собственники земли, определяющие характер всех общественных отношений; наконец, особенности третьего периода детерминируются взаимодействием трех факторов производства - свободного труда, земельной собственности и капитала, играющего решающую роль. П.Н. Ткачев фактически признает экономическую обусловленность общественных явлений и изменений, что говорит о влиянии на него марксистских идей. Кроме того, он доказывает и существенную роль сознательной деятельности, «свободы воли» действующих людей, несколько, однако, преувеличивая значение этого фактора.

П.Н. Ткачев развивает свое аналитическое представление о прогрессе в работе, посвященной анализу «Исторических писем» П.Л. Лаврова. П.Н. Ткачев пишет, что «полное понятие о прогрессе включает три представления: о движении, направлении движения и цели движения» (Ткачев, 1975: 485). П.Н. Ткачев считает их «объективными критериями прогресса». Прогресс не может мыслиться вне движения, которое всегда противостоит застою. Движение не может не происходить в определенном направлении, что показывает его поступательность. Наконец, движение стремится достичь определенной цели. Ключевым элементом является цель, дающая образец того, что должно быть. Как П.А. Кропоткин, цель прогрессивного развития и высший его критерий П.Н. Ткачев видит в достижении счастья каждым в отдельности и, как следствие, обществом в целом: «единственная цель у общества людей та же, как и у отдельного человека, -человеческое счастье» (Ткачев, 1975: 499). Достигнута эта цель может быть путем установления «возможно полного равенства людей и приведения потребностей всех и каждого в полную гармонию со средствами их удовлетворения... Все, что приближает общество к этой цели, то прогрессивно; все, что удаляет, то регрессивно» (Ткачев, 1975: 508).

Создать такие условия может только социальная революция. Теорию революции П.Н. Ткачева принято называть бланкистской: решающую роль в совершении революции призван сыграть политический заговор меньшинства. Эта позиция отличает представления о механизме прогресса П.Н. Ткачева от мнений М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Заговорщики, революционное меньшинство способны провести ряд коренных преобразований в интересах народа, тем самым обеспечивая условия для достижения счастья.

Таким образом, тема прогресса в русской анархистской социологии получила обстоятельное рассмотрение: анархистские теоретики с разной степенью глубины и детализации уделили внимание всем основным аспектам проблемы, вплоть до формулирования оригинальных выводов относительно прогрессивного идеала и критериев прогресса, а также путей и способов его осуществления. Безусловно, общим для них является позитивистски-эволюционистская трактовка социальной эволюции и поступательного развития общества, а также понимание цели и идеала прогресса. Последний непосредственно выводится из анархистского идеала. Своеобразием толкования целей прогресса анархистами выступает синтез идеала свободы личности и интересов общества, что придает этой идее особую актуальность сегодня. Наибольшее расхождение во взглядах на прогресс наблюдается в понимании его механизма: все авторы в факторы прогресса включают как объективные причины и условия, так и созидательную роль человеческой деятельности; однако социальная революция как способ преобразований понимается существенно различно, в большей или меньшей степени волюнтаристски.

Список источников:

Бакунин М.А. Программа общества международной революции // Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. С. 331-335.

СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY

Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 239-361. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб., 1907. 353 с. Кропоткин П.А. Этика анархизма. СПб., 1906. 143 с.

Сорокин П.А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911. № 9. Ткачев П.Н. Что такое партия прогресса? (По поводу «Исторических писем» П.Л. Миртова) // Сочинения : в 2 т. / общ. ред. А.А. Галактионова, В.Ф. Пустарнакова, Б.М. Шахматова Т. 1. М., 1975. С. 461-528.

References:

Bakunin, M.A. (1987) Program of the society for international revolution. In: Bakunin, M.A. Selected philosophical works and letters. Moscow, Mysl', 331-335. (In Russian)

Kropotkin, P.A. (1990) Modern science and anarchy. In: Kropotkin, P.A. Bread and freedom. Modern science and anarchy. Moscow, Pravda, 239-361. (In Russian)

Kropotkin, P.A. (1907) Mutual assistance as a factor of evolution. Saint Petersburg, Znanie. (In Russian) Kropotkin, P.A. (1906) Anarchist ethics. Saint Petersburg, Svobodnyi Dogovor. (In Russian) Sorokin, P.A. (2011) The main theories of progress in modern sociology. Vestnik Znaniya. (9). (In Russian) Tkachev, P.N. (1975) What is the progress party? (Regarding the "Historical Letters" by P.L. Mirtov). In: Tkachev, P.N. Works. Vol. 1. Moscow, Mysl', 461-528. (In Russian)

Информация об авторе В.В. Проказин - кандидат философских наук, доцент, Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=682121

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author V.V. Prokazin - PhD in Philosophy, Associate Professor, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=682121

Conflicts of interests:

the author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.