Научная статья на тему 'РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО: ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО: ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1281
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреева Ольга Александровна

Проблема национальной идентификации человека относится к одной из актуальных в современной историко-правовой и философско-правовой мысли, что связано с глубоким кризисом самоидентификации человека в условиях информационных аберраций. Выявление объективных причин обусловленности потери традиционных ориентиров, политических и правовых деформаций позволяет формировать образ Родины и его восприятие в конкретно-исторических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО: ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Актуальные проблемы

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

О.А. АНДРЕЕВА

Доктор философских наук Профессор кафедры теории и истории государства и права ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО: ТРАНСФОРМАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Проблема национальной идентификации человека относится к одной из актуальных в современной историко-правовой и философско-правовой мысли, что связано с глубоким кризисом самоидентификации человека в условиях информационных

История, идентификация, государство, политика, история.

Тематический рубрикатор е-ЫЬгагу: 10.00.00.

И

дентичность связана с историческим и культурным развитием социума, его географическим положением, политической системой, национальными и семейными традициями, являющимися векторами, в рамках которых происходит самоидентификация человека, социальной группы, народа как чувства осознания своего «я», основанного на преемственности целей, намерений и исторической памяти. Рассмотренная в таком контексте история Великого княжества Литовского и Русского помогает лучше понять причины разногласий и конфликтов, оказывавших влияние на взаимоотношения ряда стран Европы, включая современные независимые государства Украину, Белоруссию и Литву. С другой стороны, формирование политической и правовой идентичности и самоидентичности в условиях информационных аберраций ставит задачу выявления объективных причин обусловленности потери традиционных ориентиров, политических и правовых деформаций, влияющих на восприятие Родины в конкретно-исторических условиях. Долгое время Великое княжество Литовское и Русское сохраняло самобытность русской народности и параллельно с Московским государством претендовало на роль политического, экономического, культурного и религиозного центра всея Руси.

В ХУ-ХУ1 вв. в нем начался процесс формирования белорусской и украинской народностей, а после 1410 г. к названию Великое княжество Литовское и Русское было добавлено Жемайтское и всех проч. «Хроника Литовская и Жмойтская», созданная в XVI в. в Вильно, повествует о малочисленном народе литовском, который платил дань Древнерусскому государству до тех пор, пока оно не ослабло от междоусобных войн и татаро-монгольского нашествия. Воспользовавшись этим, литовские князья Миндовг и Гедимин, стоявшие у истоков образо-

аберраций. Выявление объективных причин обусловленности потери традиционных ориентиров, политических и правовых деформаций позволяет формировать образ Родины и его восприятие в конкретно-исторических условиях.

преемственность, самоидентичность, политическая

вания Княжества Литовского, расширили свои территории, завладев Новогородком в начале 40-х годов XIII в. после нашествия хана Батыя. До этого город был русским, не зависимым от Литвы.

Северо-западные земли Древнерусского государства избежали татаро-монгольского нашествия, но в них продолжались междоусобицы, не дававшие возможности для объединения против внешних врагов. Конфликты были и с литовцами, земли которых, как и славянских княжеств, подвергались нападениям крестоносцев, что в середине XIII в. подтолкнуло их к объединению. Большую часть территории ВКЛР (далее - Великое княжество Литовско-Русское) в соотношении 9 к 10 составляли древнерусские земли, где проживало русскоговорящее и православное население. Они вели самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, в них совершенствовалось земледелие, развивались города, ремесла и торговля, совершались военные походы и т.д.

Начальный период истории государства связан с князем Гедиминасом (1316-1341), который за годы своего правления присоединил к Литве множество земель. В Ливонской рифмованной хронике XIII в. сообщается, что его отец Миндовг, основатель ВКЛР, был великим (или большим) королем, но статус его не указан. Происхождение первых правителей Великого княжества Литовского и Русского остается дискуссионным до настоящего времени ввиду небольшого количества исторических источников и противоречивости их содержания [1].

С.А. Колтырин считает, что «Миндовг, по всей видимости, был потомком представителя русской знати, прибывшего в восточную Прибалтику с территории Пруссии или Руси. С большой долей вероятности можно считать Гедиминовичей прямыми или непрямыми потомками Миндовга» [2, с. 31]. Данные геральдики, по его мнению, свидетельствуют, что

родовой герб Гедиминовичей очень похож на символические знаки Рюриковичей, изображавшие двузубец или трезубец. Их использовали для обозначения права собственности на землю или другие предметы, составлявшие богатства рода, изображали на клеймах, печатях, монетах периода правления Рюриковичей.

В литературно-исторических памятниках «Задон-щина» и «Сказание о Мамаевом побоище» упоминаются князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский, именуемые «храбрыми литовцами». Из их родословной известно, что князь Гедимин - этнический литовец, его супруга - русская княжна Ева (Евна) Ивановна Полоцкая. Первой супругой Ольгерда была витебская княжна Мария Ярославна, второй -тверская княжна Ульяна Александровна. В Великом княжестве Литовско-Русском действовала «Русская правда» Ярослава Мудрого, русский язык был государственным до 1588 г., но уже в 1696 г. сейм Речи Посполитой запретил его вообще.

Существует версия, что одной из причин заката Великого княжества Литовского и Русского стала передача Ольгердом великокняжеского престола не старшему сыну Андрею Ольгердовичу (его матерью была Мария Ярославна), как того требовали обычаи престолонаследия, а младшему сыну Ягайле от матери Ульяны Александровны. В настоящее время трудно судить, почему был сделан такой выбор, хотя старший сын, князь Андрей, был соратником отца во всех его делах и мог бы стать его преемником в процессе «собирания русских земель» вокруг Вильно. В зарубежных хрониках того периода истории Вильно считался русским городом. В 1377 г. Ольгерд завещал престол любимому сыну Ягайле (в православном крещении Якову), что произошло не без влияния его матери. Став великим князем Литовским и Русским, он избрал путь раскола с русским началом в пользу польско-католической экспансии.

В XIV в. во всех русских землях татары воспринимались как зло и «лютые вороги», поэтому, когда Московский князь Дмитрий Иванович бросил вызов Орде в лице Мамая, то братья Ольгердовичи -Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский стали во главе западнорусской рати (тяжелой конницы) под его стяги. Ягайло же заявил о союзничестве с Мамаем, шедшим с огромным войском, чтобы уничтожить Московское государство. Однако на соединение с Мамаем он не спешил и поэтому опоздал к началу Куликовской битвы. Дело было в том, что хотя его войско и называлось литовским, но в большинстве своем оно состояло из русских, которые не хотели участвовать в битве на стороне Мамая.

Кроме того, в войске Московского князя стояли западнорусские полки под командованием князей Андрея Ольгердовича, изгнанного в 1380 г. Ягайло Ольгердовичем из Полоцка, и Дмитрия Ольгердовича Брянского, которые пришли на помощь московскому князю Дмитрию, так как приняли православие, за что попали в опалу к отцу. Сложившаяся ситуация стала главной причиной, по которой Ягайло не спешил присоединяться к войску Мамая. Он понимал, что если бы успел, то его войско, в большинстве своём

православное, могло перейти на сторону старшего из Ольгердовичей, признав его своим князем.

Включение русских земель в состав Великого княжества Литовского стало возможным в связи с признанием над ними ордынского суверенитета, после передачи в 1393 г. ханом Тохтамышем ярлыка - письменного документа, подтверждавшего право на управление вверенными землями и долю от собранной дани его получателю. Первый известный ярлык с пожалованием ВКЛ русских земель был дан в 1461 г. крымским ханом Хаджи-Гиреем на русские земли литовскому князю Витовту, что в дальнейшем неоднократно подтверждалось крымскими ханами. Но это был не отказ Орды от суверенного права на всю Русь, скорее было дано ленное владение ею.

Ордынская легитимность стала необходимой в политике литовских князей, стремящихся к объединению большего количества земель и в результате к достижению независимости от Польши. Ленный характер ярлыков, даваемых крымскими ханами до 1560 г., подтверждается как их содержанием, так и необходимостью утверждения в связи изменениями или включениями в содержание их ряда иммунных прав. В одной из грамот, написанной в 1515 г. ханом Менгли-Гиреем, сыном Хаджи-Гирея, основателя Крымского ханства, отмечается, что города Брянск, Стародуб, Почап, Новый городок, Рылеск, Путивль, Карачев, Радогощ, то есть «те писаные восемь городов из старины наша были». Следовательно, на указанные пограничные территории литовские князья никогда права не имели. Ещё одним примером взаимоотношений с татарами является приглашение их князем Витовтом на военную службу после походов в 1397-1398 гг. В конце XV в. их военные поселения уже размещались вокруг крупных административных центров, таких как Вильно, Новогрудок, Минск и др. Они должны были быстро быть готовыми к их обороне в случае нападения противника. В мирное время они занимались различными видами деятельности, включая службу в казацких частях или при дворе великого князя [3].

Победа на Куликовом поле в 1380 г. защитила все славянские народы и земли, включая западнорусские. Если бы победил Мамай, то он смог бы собрать под своей властью распадавшуюся Орду, еще способную уничтожить их. Татары продолжали совершать набеги на русские княжества. Так, в 1382 г. войска Тохта-мыша разграбили Москву. Они разрушали города и крепости, но уже не могли подчинить их своей власти. Дмитрий Донской после победы предложил Ягайле династический союз, который предполагалось скрепить в 1384 г. браком с его дочерью Софией Дмитриевной, но этот план не осуществился. Ягайло отказался не только от брака, но и от русских начал в своем государстве, отрекся он и от православной веры своей матери Ульяны Тверской, которая после предательства сына постриглась в монахини. В то время города Тверь и Вильно были соперниками Московского княжества по собиранию русских земель, однако после Куликовской победы стало очевидно, что Москва становится центром их объединения.

Заключив в 1385 г. Кревскую унию с Польшей, Ягало столкнул два государства - Литву и Русь, что в результате привело к религиозному и национальному гнету, или «Лядской неволе» для народов Белоруссии и Украины, как характеризовал ее впоследствии Богдан Хмельницкий. В то время этот договор рассматривался как вынужденная мера, вызванная агрессией крестоносцев, регулярно нападавших на славянские земли. Они разрушали поселения местных жителей, убивали их, грабили или угоняли в плен, но такой договор с Польшей не мог разрушить государственность Великого княжества Литовского и Русского. А.М. Столяров пишет, что «агрессия Тевтонского ордена сплотила два объекта его нападений (Польское королевство и Великое княжество Литовское), что обернулось в итоге изменением в расстановке политических сил в регионе. Кроме того, унии имели большое значение и для внутренней жизни обоих участвовавших в них государств» [4, с. 27]. Благодаря им начался процесс христианизации Литвы, появления поликонфессиональных территорий в ВКЛР, а в Польше к власти пришла новая династия Ягеллонов, способствовавшая расцвету государства.

Одной из главных причин заключения Кревской унии между князем Ягайло и Польшей являлись политические и экономические успехи Московского государства, которое начало проводить политику «собирания» русских земель, нарушая тем самым сложившуюся геополитическую ситуацию. Несмотря на то, что в 1382 г. Москва была разорена ханом Золотой Орды Тохтамышем, ее князья еще не ставили перед собой задачу окончательного освобождения от татаро-монгольского ига. Кроме того, у нее были серьезные соперники в лице Тверского, Рязанского, Нижегородско-Суздальского княжеств, но московские князья проводили политику объединения славянских народов на основе экономического, культурного, религиозного, правового и т.д. их единства и идентичности. Присоединив в 1485 г. Тверь, Московский князь Иван III взял титул «Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского и иных земель». Зависимость от Орды окончательно закончилась после 1480 г. и начался процесс собирания русских земель вокруг Москвы. Титул «государь Всея Руси» имел особый смысл, так как Москва была не только столицей государства, но и культурно-религиозным центром, притягивающим народы.

В последней четверти XIV в. Москва стала одним из самых крупных центров Северо-Восточной Руси, но Ягайло отказался от союза с Московским княжеством и заключил в 1385 г. Кревскую унию с Польшей и Римским папой. В результате Польша и Рим получили большие территории и значительные богатства Литовско-Русского княжества. Одной из причин считается его желание стать королем Польши после брака с польской королевой Ядвигой (13711399), что в то время уже не было обязательным. Королева Ядвига осталась в истории Польши как символ благородства и жертвенности, ее чтит католическая церковь, благодаря ей были обращены в

христианство по католическому обряду литовцы. В XX веке на стене Ягеллонского университета в Кракове была прикреплена памятная доска с ее профилем в благодарность за пожалования, которые были сделаны ею. Полоцкий князь Андрей начал в Западной Руси борьбу против польско-католических притеснений населения и Кревской унии после ее заключения.

В Европе XIII в. было принято получать титул короля из рук Римского папы или императора Священной Римской империи. Так, например, в 1253 г. королем стал основатель первой династии литовских князей Миндовг, обманувший Римского папу, пообещав ему, что принимает католичество навсегда, но вернулся в язычество после получения короны короля Литвы. Обещаниями и интригами римские папы и польские магнаты стремились подчинить князей, но не все уступили им. Этим они избавили население своих княжеств от жестоких гонений на православную веру, русский язык, культуру и национальную самоидентификацию.

Галицко-волынский князь Даниил Романович, принимая в 1253 г. корону и титул короля Руси от легата Римского папы Иннокентия IV, рассчитывал:

- с помощью христианской Европы освободиться

от татаро-монгольской зависимости;

- как старший в роду Мономаховичей, стать правителем всея Руси с целью объединения вокруг себя

всех князей.

Но помощь от Римского папы могла быть лишь в случае поддержки идеи об объединении церквей в подвластных ему княжествах и создания в этом регионе униатской греко-католической церкви.

Переговоры об этом завершились после смерти Даниила Романовича Брестским и Флорентийским договорами о переходе церкви в подчинение к Римскому папе, принятии католического вероучения при сохранении богослужения на церковнославянском языке. Решившись на этот шаг, Даниил Романович не стал менять православную веру сам и не настаивал, чтобы это делали его подданные. Со своей стороны, Римский папа не предоставил военную помощь, что привело в 1255 г. к охлаждению отношений между ними. В результате Даниил Романович остался один на один с Золотой Ордой. После его смерти в 1264 г. преемником на королевском троне стал внук Юрий Львович, на его печати была надпись «Rex Russiae». До аннексии галицкой части Польшей в 1387 г. его княжество, как свидетельствуют источники, называлось «королевство Руси», когда галиц-кая элита признала польскую королевскую чету -Ядвигу и Владислава Ягайло своими сюзеренами. В 1392 г. был заключен договор между польским королем Владиславом Ягайло и Витовтом - великим князем Литвы, по которому был произведен раздел королевства Руси между Польшей и Литвой. Галиц-кая часть земли продолжала именоваться королевством Руси, для нее сохранялась определенная автономия, чеканились отдельные монеты до 1434 г., но законодательство и налоговая политика определялись принципом политической целесообразности.

По Люблинской унии 1569 г. ВКЛР лишилось большей части своих территорий, государственной

самостоятельности, значительно ослабело и в военном отношении. В 1401 г. была заключена вторая Виленско-Радомская уния, по которой великий князь Литвы и Руси Витовт признал себя вассалом короля Ягайло. В июле 1410 г. состоялась Грюнвальдская битва, победа в которой считается победой объединенного славянства над германскими агрессорами. Но не того результата ожидали русские земли: Тевтонский орден сохранился, в дальнейшем он был преобразован в Прусское королевство, которое снова стало проводить агрессивную политику против славян. В 1413 г. в соответствии с Городельской унией Великое княжество Литовское и Русское было присоединено к Польше, началось введение польской администрации, учреждение должностей виленских и трокских воевод и административно-территориальное деление государства.

Великим князем Литовским и Русским в 1430 г. становится Свидригайло Ольгердович, который был против подчинения ВКЛР Польше. Отказавшись присягать королю Ягайле, он разорвал унии с Польским королевством. Не желая открытого столкновения с ним, король Польши Ягайло при поддержке Римского папы Евгения IV подготовил заговор, целью которого было убийство князя и возведение на престол польского ставленника. Однако убийство Свидригайло не состоялось, ему удалось уйти в Полоцк, но народу объявили о его смерти (фейк), и с благословения Римского папы великим князем был объявлен Сигизмунд, сторонник Польши. В 1432 г. была заключена Гродненская уния, согласно которой Великое княжество Литовско-Русское стало собственностью польской Короны, великий князь и его вассалы должны были присягать польскому королю.

По Краковско-Виленской унии, заключенной в 1499 г., великий князь литовский и русский избирался с согласия Польши, а Великое княжество и Королевство Польское являлись одним государством, управляемым королем, выбираемым в Кракове. Первоначально местное дворянство сопротивлялось ущемлению своих прав, но у них не было ни военной силы, ни организации, с помощью которых можно было бы защитить себя, поэтому оставались два способа защиты: или поступление на службу к московскому царю, или рискованный путь заговоров с целью освобождения. Наиболее крупный антиправительственный заговор с целью разрыва унии с Польшей и восстановления независимости был организован в 1481 г., но он был раскрыт.

В ответ на это в июле 1569 г. Польское государство навязало последнюю Люблинскую унию, принятую сеймом и утвержденную королем Сигизмун-дом II Августом, которая подвела окончательную черту под государственностью Великого княжества Литовского и Русского. Унией было установлено, что Польское королевство и ВКЛР имеют одного государя, который получает титул короля польского, великого князя литовского и русского, тем самым устранялась возможность выхода из-под его власти. Великие князья и одновременно короли федеративного государства Речи Посполитой с 1569 г., они не имели права передавать власть по наследству. Первоначально короли избирались из представителей

правящей династии (1492), после принятия в 1573 г. «Генриховых артикулов» династический принцип избрания перестал соблюдаться, литовские монархи перестали давать присягу, которой обязывались соблюдать традиции государственного управления, защищать права и привилегии шляхты, что закреплялось в «привилеях» (грамотах). В связи с прекращением в 1572 г. династии Ягеллонов произошло изменение и государственного устройства Польши.

Власть короля Генрих III из французской династии Валуа на первом выборном сейме, прошедшем в мае 1573 г., была ограничена, что привело к созданию дворянской республики, идеологемой которой стала идея о «богом избранности» польско-литовского дворянства, получившего право избирать короля, что было закреплено в «Генриховых артикулах». В этом же году состоялись первые выборы короля шляхтой, именовавшей себя «народом Польши», все остальное население им не считалось. В артикулах устанавливались правила, ограничивавшие власть монархов постоянной сенатской радой, состоявшей из 16 светских и духовных феодалов, а затем Валь-ным сеймом, разрешения которого были обязательными для королей. Каждые два года монарх обязан был созывать сеймы для решения имевшихся вопросов; в случае нарушения привилегий шляхты она имела право на сопротивление его власти. Четвертую часть доходов, полученных от королевских земель, он должен был отдавать на содержание постоянного войска; он не мог самостоятельно объявлять войну или заключать мир. Решения сеймов считались принятыми при условии соблюдения принципа единогласия посольской избы, которая представляла шляхетство и др.

Узурпация власти дворянством и отсутствие правового регулирования отношений между центром и регионами не могли долго обеспечивать стабильное развитие государства, что в итоге привело Великое княжество Литовское и Русское к потере независимости, а затем и к прекращению существования, что является уроком и для современности. Население оказалось под тяжелым национальным, социальным и религиозным гнетом, ставшим причиной длительной борьбы народа за независимость, которая имела жестокие формы. В процессе самоидентификации человек и народы приобретают смысл своего существования, духовную устойчивость, национальную идентичность и т.д., помогающие как в то, так и в настоящее время ориентироваться в жизни, оценивать свои поступки и стремления, формировать модель своего поведения и оценки политической истории Отечества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кибинь А.С. Начальный этап литовской экспансии в «Черной Руси» / А.С. Кибинь. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2011. - № 3.

2. Петраускас Р. Правящий род и знать: к вопросу о предпосылках формирования Литовского государства / Р. Петраускас. - Текст : непосредственный // Stud. Slav. Bale. Petrop. SSBP Петербургские славянские и балканские исследования. -2012. - № 1.

3. Ерусалимский К.Ю. Герик-Рюрик, его сподвижники и потомки в сочинениях А. М. Курбского / К.Ю. Ерусалимский. - Текст : непосредственный // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2017. - № 3 (24).

4. Колтырин С.А. О происхождении правителей Великого княжества Литовского и Русского / С.А. Колтырин. - Текст : непосредственный // Исторический формат. - 2016. - №3 (7). - С. 44.

5. Канапацкий И. Татары // Великое Княжество Литовское : тезаурус : в 2 т. - Т. 2 : Кадетский корпус - Яцкевич / И. Канапацкий; под ред.: Г.П. Пашкова. - Минск: БелЭн, 2006. - С. 663-664. -Текст : непосредственный.

6. Столяров А.М. Кревская уния 1385 года в русской историографии XIX - начала XX века / А.М. Столяров. - Текст : непосредственный // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 19. - С. 27.

© Ольга Александровна Андреева, 2022 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.