Научная статья на тему 'Русские ценности и внешняя политика'

Русские ценности и внешняя политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
339
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ДЕРЖАВНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / POWER BALANCING CAPACITY (DERZHAVA) / RUSSIAN VALUES / NATIONAL IDEA / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганков Андрей Павлович

Статья выделяет четыре основных комплекса в русской системе ценностей: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и державность и анализирует их иерархию и возможности синтезирования в национальную идею. Хотя время для активного продвижения внешней политики ценностей еще не пришло, пора задуматься над тем, что это за ценности, и способствовать созданию международных условий для их формулирования и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian values and foreign policy

The article identifies four complexes in the Russian system of values spiritual messianism, trans-ethnicity, just state, and power balancing capacity (Derzhava). I analyze the values hierarchy and possible synthesis into a national idea. Although time for an active advancement of values-driven foreign policy has not come, it is overdue that we formulate these values and work on creating conditions for their implementation.

Текст научной работы на тему «Русские ценности и внешняя политика»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 3

IV. Ценности во внешней политике России

А.П. цыганков

русские ценности и внешняя политика

Статья выделяет четыре основных комплекса в русской системе ценностей: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и держав-ность и анализирует их иерархию и возможности синтезирования в национальную идею. Хотя время для активного продвижения внешней политики ценностей еще не пришло, пора задуматься над тем, что это за ценности, и способствовать созданию международных условий для их формулирования и реализации.

Ключевые слова: русские ценности, национальная идея, державность, внешняя политика.

В российской системе ценностей можно выделить четыре основных комплекса: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и державность, по-разному реализовывавшихся в истории страны.

Духовный мессианизм русских проявился уже в период возвышения московского княжества. Вскоре после падения Византии под натиском турок московские князья стали предпринимать усилия по утверждению культурной самобытности. Впоследствии, оказавшись между католическим западом и мусульманским востоком, Россия утверждала права православных в ходе целого ряда войн с Оттоманской империей. Миссионерские амбиции русских активно проявились на протяжении всей русской истории как в политической практике, так и в русской мысли.

Вторая важнейшая установка русского сознания — трансэтнич-ность. Русская идея свободы включает в себя свободу от национально-этнических перегородок, ставших основой государствостроительства западно-европейских народов. Русский народ формировался как объединенный трансэтнической идеей, как, например, православие, империя или коммунизм. Проблема так называемого этнонационализма русских есть проблема новая, заслуживающая особого внимания. Однако ее корни едва ли находятся в русском характере и связаны прежде всего с нерешенностью вопроса иммиграции.

Третьей характерной русской ценностью было стремление к созданию ответственного государства, обеспечивающего справедливое распределение общественного продукта. Подразумевалось, что госу-

дарь должен защитить своих подданных от произвола помещиков, губернаторов и прочих начальников. В случае неспособности государя обеспечить справедливость, народ нередко спасался бегством в отдаленные районы страны или организовывал сопротивление. При этом в русское определение справедливости вкладывался и экономический смысл, уходивший корнями в понятие общинной справедливости, основания которой были заложены со времени крещения Руси.

Русские ценности духовного мессианства, трансэтничности и справедливого государства исторически объединялись усилиями правителей и теоретиков-идеологов в различные идейные комплексы. Так, русская идея наряду с формулой Третьего Рима во времена Николая Первого предстала как «православие, самодержавие, народность», а в наши дни трансформировалась в идею «суверенной демократии». Существует и немало левых разновидностей русской идеи — от общинного социализма народников до теорий «перманентной революции» Льва Троцкого и социализма в одной стране Иосифа Сталина.

Русскому государству далеко не всегда удавалось находить баланс между внутренними ценностями духовности, трансэтничности и справедливости и императивами безопасности. Исторически подвергаясь многочисленным опасностям извне, русским приходилось консолидироваться вокруг государства, чтобы сохранить свободу от внешних посягательств. Державность постепенно вошла в число важнейших русских ценностей, но ее ценой нередко становилась деградация внутренних компонентов русской свободы. Военная сила, имперское могущество и способность противостоять внешним вторжениям постепенно превращались из средств народной свободы в самоцель государственной политики. Власть продолжала игнорировать назревшие потребности в реформах, нередко видя в них лишь опасности для сложившейся в России самодержавной системы.

После распада советского государства в российской внешней политике постепенно возобладали державные установки. На то имелись как внутренние, так и внешние причины. Вне страны новому российскому руководству пришлось иметь дело с расширением экспансии западных стран во главе с США, в связи с чем изначально прозападная Россия была вынуждена развернуться к защите ценностей суверенитета, престижа и безопасности. Внутри страны разрушение коммунистической системы сопровождалось возникновением ценностного кризиса. Советское атеистическое государство глубоко подорвало традиционные православные ценности. Трансэтнические ориентации ослабли в результате подъема этнического национализма в бывших советских республиках и российских автономных республиках. Экономические реформы привели к созданию системы крайнего неравенства и к формированию растущего слоя никому не подконтрольных олигархов. В результате запрос русских на ценности духовности,

трансэтничности и справедливости остался нереализованным. Что касается внешней политики страны, то в силу нерешенности вопроса о ценностях и идентичности современная Россия продолжает испытывать дефицит идей и вынуждена опираться на экспромты и импровизации.

После прихода к власти Владимира Путина была предпринята попытка разрешить спор о национальной идее между западниками, или защитниками либерально-универсалистского мышления, и сторонниками российской особости на путях либерально-державного синтеза. Согласно этому синтезу, Россия есть страна европейская, но со своими собственными великодержавными интересами. Однако при всей обоснованности либерально-державнических понятий и внешнеполитической практики либерально-державный синтез не в состоянии «закрыть» вопрос о национальных ценностях и национальной идее. Этот вопрос остается открытым, поскольку суверенитет есть понятие политическое, не наполненное каким-либо ценностным содержанием. Либеральное державничество оказалось не способно поставить масштабные цели и сформулировать национально-экзистенциальные вопросы. Зачем необходимо удвоение или утроение ВВП? В чем значимость бескомпромиссной защиты суверенитета и укрепления национальной обороны? Способны ли лозунги капитализма, индивидуального обогащения и государственного суверенитета сохранить нас как русских, как завещали нам старшие поколения?

У России имеется немалый потенциал для проведения внешней политики ценностей. Исторически у народов евразийского континента сложилось немало общих ценностей. Эти народы нередко сражались с общим врагом, разделяли границу с внешним миром и обладали общим культурно-языковым наследием. Потенциал российского влияния на соседей связан с экономическими, историческими, лингвистическими и культурными связями, а также с уровнем образования и технологического развития. Думается, что именно на ценностном поле Россия все еще способна успешно конкурировать с растущим Китаем, а в ряде аспектов и с Евросоюзом, в оказании влияния на страны евразийского континента.

Главная сложность заключается в отсутствии в стране внутренних условий и субъекта ценностной политики. Для проведения внешней политики ценностей сами эти ценности должны быть прежде всего сформулированы и найти отклик в широких слоях населения. Возможно, время для активного продвижения внешней политики ценностей еще не пришло. Однако давно пора задуматься над тем, что это за ценности и как способствовать созданию международных условий для того, что Вадим Цымбурский называл когда-то новой ци-вилизационной «колонизацией» исконных пространств. Господство же групповых интересов и коррупции в высших эшелонах власти не

способно вести к чему-то большему, нежели договоренности относительно «прагматичной» внешней политики. Слабое, неэффективное государство не способно на постановку и решение долгосрочных задач. Переформулировать сообразно времени традиционные русские ценности и национальную идею — задача сложная, которая под силу философам и международникам-теоретикам, но не пиарщикам, экспертам и журналистам. Многое зависит и от того, готова ли власть к постановке долгосрочных задач или по-прежнему надеется укрыться за риторикой прагматизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЗамалеевА.Ф. Учебник русской политологии. СПб, 2002. [ZamaleevA.F. Uchebnik rnsskoj politologii. SPb, 2002]

2. Цыганков А.П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина: структура национального интереса. М., 2008. [Cy'gankovA.P. Vneshnyaya politika Rossii ot Gorbacheva do Putina: strnktura nacional'nogo interesa. M., 2008]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.