В.А. Шеншина
РУССКИЕ ШКОЛЫ В ФИНЛЯНДИИ 1809 1939 гг.
И ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ 1
Статья посвящена русской образовательной и просветительной деятельности в Финляндии в различные исторические периоды: во время автономии 1809-1917 гг.; после революции и установления независимости в 1917 г.; а также деятельности русских школ на Карельском перешейке в 1917-1939 гг. Особое внимание уделяется миссии гимназии имени Святителя Алексия по поддержанию духовных традиций дореволюционной России.
Ключевые слова: русские школы, Финляндия, история, духовные традиции, образование.
Русские начали селиться в Финляндии в эпоху императрицы Екатерины II. Территория, завоеванная русскими войсками у шведов в этот период называлась «Старая Финляндия» (Ванха Суоми). Вначале русские купцы селились в городах на Карельском перешейке - в Выборге, Кексгольме, севернее в Сердоболи (Сортавала) и познее в Фридриксгамне (Хамина), Вильманстран-де (Лаппеенранта) и Нейшлоте (Савонлинна). Русское население этих городов составляло в конце XVII в. около 30 %.
В 1809 г. Швеции пришлось отдать России и остальную территорию Финляндии, которая стала Автономным Великим Княжеством Финляндским. Однако, в ней действовала правовая система Швеции, что ограничивало иммиграцию русских в Фин-
Данная статья основывается на работу В.А. Шеншиной Русские и русская культура в Финляндии (в оригинале на финском языке), Хельсинки. 2008. 130 стр.
Shenshin, Veronica Venalaiset ja venalainen kulttuuri Suomessa, Helsinki 2008. 130 p.
ляндию. Статус русских в Финляндии как иностранцев сохранился в течение правления Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. При вступлении на российский престол они подтверждали положения грамоты Александра I, подписанной 15 (27) марта 1809 г. и закреплявшей льготы и привилегии, дарованные им в Финляндии.
В 1812 г. «Старая Финляндия» присоединилась к основной территории Финляндии, в результате чего русские крестьяне из поселка Красное Село, расположенного в юго-восточной Финляндии, недалеко от финско-русской границы, стали финскими подданными.
После революции 1917 г. жизнь на Карельском перешейке резко изменилась. Раньше Карельский перешеек, благодаря своим песочным берегам и живописным шхерам, главным образом был летним курортом петербургской знати. Семьи Шереметьевых, Боткиных и многих других приезжали из Питера на свои дачи и в поместья. Здесь находились дома русского художника Ильи Репина (Куоккала), писателя Леонида Андреева (Черная речка). Дореволюционная жизнь этой местности финансировалась, главным образом, благодаря торговым связям с Санкт-Петербургом. В 1939 г. Карельский перешеек перешел Советскому Союзу. Результатом первых реформ советской власти было закрытие русских православных школ и училищ.
Русская образовательная и просветительная деятельность в Финляндии во время автономии 1809-1917 гг.
Образовательная и просветительная деятельность отражает единство нации и укрепляет национальное самосознание страны, она связана, в частности, с сохранением языка и культуры. Во время автономии обучение в школах Финляндии главным образом велось на шведском и финском языках. По инициативе императрицы Екатерины II в 1788 г. в г. Выборге была создана швед-скоязычная школа для девушек. Школа работала до 1937 г. Среди населения Выборга были представители разных конфессий. Кро-
ме шведскоязычных и финноязычных жителей в городе проживали довольно крупные русско- и немецкоязычные диаспоры.
С оживлением в 60-х гг. XIX в. финской экономики образовательная система стала постепенно развиваться и приобретать новые формы. Были учреждены наряду с классическими лицеями так называемые реальные школы, в которых преподавали латынь и греческий язык. Решился один из важнейших вопросов - девушкам было предоставлено право на обучение. В 1883 г. в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) открылась первая шведскоязычная школа для мальчиков и девочек «Läroverket för gossar och flickor». Следует отметить, например, что в свидетельстве школы «Nya Svenska Samskolan» (учреждена в 1888 г.) до 1970-х гг. сохранилась следующая запись «Императорский Сенат 16 октября 1889 г. выдал школе постоянное право направлять выпускников в высшее учебное заведение».
Русские школы города Гельсингфорса (Хельсинки).
Русскоязычные школы существовали в тех регионах, где проживало много русских семей. На территории Старой Финляндии в г. Выборге были открыты русская начальная школа, русский лицей для девушек, реальная школа, учительская семинария. В г. Гельсингфорсе (Хельсинки) с 1827 г. работала русская начальная школа православного прихода и кантонистская школа для мальчиков. Кантонистскими назывались школы, в которых с восьмилетнего возраста получали образование мальчики-сироты. Они учились в этих школах-интернатах за счет государства.
Их обучение включало: чтение вслух, письмо, арифметику, игру на барабане, игру на флейте, позднее добавились Закон Божий, грамматика и рисование. Дети могли обучаться разным профессиям, например сапожника, портного или повара. С учетом того, что в России с 1758 по 1856 гг. всех юношей-сирот призывали в армию, эти профессии были очень нужны. Таким образом система кантонистских школ приносила пользу державе.
Построенное в 1824 г. в г. Хельсинки на Унионской улице здание школы было спроектировано архитектором Энгелем, разработавшим проект застройки всей центральной части города. Оно предназначалось для обучения 300 учеников. На фасаде, украшенном массивными воротами, выделялась надпись «Гарнизон для сирот», она была уничтожена после передачи здания военному госпиталю. Затем долгие годы здесь находилось отделение университета по внутренним болезням. Сейчас в нем расположен Хельсинкский университет, Институт им. Ренвалла. В больничном отделе здания находилась маленькая часовня, посвященная иконе Богородицы, Всех Скорбящих Радость. Ее иконостас расписан архитектором Энгелем. К сожалению, архивный материал времен кантонистской школы не сохранился.2
Благодаря оживленным торговым связям между Финляндией и Россией, русские купцы обогащались и действовали вместе с финскими православными приходами, поддерживая экономически образовательные учреждения. Согласно указу Александра II (2.8.1864 г.), в 1870 г. в приходах было созданы попечительства, которые должны были заботиться об их экономическом развитии. В состав попечительств входили священники, влиятельные прихожане, чаще всего купцы.
Купец Никифор Табунов (1803-1868), уроженец Красного Села (пос. Кююрёля), продал в 1863 г. гельсингфорскому православному приходу трехэтажный каменный дом, который находился на углу нынешних улиц Маннергейма и Лэннрута. В этом здании осенью 1864 г. после утверждения регламента школы финским сенатом начала свою работу русская начальная школа. Во время правления генерал-губернатора Адлеркрейца при его канцелярии было создано Попечительство для русских школ в Финляндии (позднее оно получило название «комитет»).
Роукко, Ка^^ С1. Е^е1 1778-1840. Раакаири^т агккйеИН Метопа 6. НеЫпМ. 1990. Р. 37.
В 1870 г. в школьных помещениях этого здания открылись три школы: 1) школа Гельсингфорсского православного прихода, которая впоследствии получила название «Гельсингфорсская начальная школа им. генерала пехоты Н.М. Каменского», с 1917 г. - «Табуновская школа»; 2) Александровская гимназия (школа для мальчиков); 3) Мариинская гимназия (школа для девушек).
Здание оставалось в прежнем виде и после 1917 г. В нем был большой светлый зал и столовая. Старшие ученики занимались на третьем этаже, самые маленькие - на первом. Классные комнаты делились по предметам, например для изучения русского языка и русской литературы, классических языков, географии, естественных наук и математики. Закон Божий преподавали в церковном зале на третьем этаже.
Школьное оборудование Александровской гимназии было одним из лучших. Фонд школьной библиотеки составлял 2000 наименований. Лаборатории физики и химии были оснащены самым современным оборудованием. Книги со штемпелем библиотеки Александровской гимназии можно теперь найти в Славянском отделе Национальной библиотеки Хельсинкского университета.
Следует отметить высокой уровень знания классических языков у учеников Александровской гимназии. Ее выпускники в период автономии имели право продолжать учебу в университетах: Санкт-Петербургском, Тартусском (Юрьевском) и Императорском Александровском университете в Гельсингфорсе (Хельсинки). Во времена автономии учительский состав Александровской гимназии был международным. Немецкий язык преподавал Г.И. Пауль из Берлинского университета, французский язык -Р.Ю. Ремерси из лицея г. Нанси, шведский язык - А.Б. Линдегрен (выпускник технической школы, г. Санкт-Петербург) и И. Смедс, финский язык - К. Суомалайнен, студент Гельсингфорсского университета, и К.И. Хямяляйнен, пение - Б.В. Грмали из Пражской консерватории, физкультуру - А.К. Эрнрот (капитан гвар-
дии). Математику преподавал П.И. Сикорский из университета Киева. Преподобный настоятель Н.В. Попов преподавал православную веру, профессор И. Коллиандер (Александровский Университет) - лютеранскую религию, М.И. Ручинский, выпускник католической духовной академии, - католическую веру.
Среди учащихся были представители разных христианских религий, различных общественных групп: дети военных, чиновников, купцов, писарей, дворян, генералов, врачей, священников.
До начала 1910-х гг. помещение Табуновской школы функционировало и как школа, и как центр русской культуры.
В статистическом справочнике г. Гельсингфорса за 1919 г. сказано, что в Александровской гимназии в 1916-1917 гг. числился 381 ученик, в том числе русскоязычных - 324. Учителей было тогда 22 человека, из них только одна женщина. В Мариинской гимназии в 1916-1917 гг. обучалось 432 девушки, из них русскоязычных - 430.
Русские школы после революции и установления независимости Финляндии в 1917 г.
После получения Финляндией независимости русские государственные школы были ликвидированы. Вся собственность российского государства перешла финскому правительству. Вначале финские армейские части заняли школьные здания Табунова, но по требованию финского православного прихода решение о конфискации школы в 1920 г. отменили и она была возвращена приходу. Работа начальной школы Табунова возобновилась под его эгидой согласно решению Министерства просвещения в качестве образовательного учреждения, соответствующего финской народной школе. По регламенту от 1920 г. приход отвечал за доходы, полученные за использование здания Табунова.
В независимой Финляндии в 1921 г. был принят закон об обязательном всеобщем школьном образовании, согласно кото-
рому все были обязаны окончить, по крайней мере, шестилетнюю народную школу.
На практике обязательное школьное образование реализовалось в 1920-е гг. на большей части Финляндии, но на севере и востоке страны, в отдаленных поселках, школы получили свое распространение только в 1950-е годы.
Русские школы на Карельском перешейке в 1917 -
1939 гг.
После революции, когда связи со старой Россией и с Петербургом прекратились, Карельский перешеек стал убежищем для возрастающего количества русских эмигрантов. Выборг с окрестностями дал возможность многим русским продолжить свое существование в усадьбах, занимаясь земледелием и сельским хозяйством. По-разному складывалась жизнь русских среди финского населения. В Финляндии в 1918 г. началась гражданская война между красными и белыми финнами.
В 1921 г. число беженцев увеличилось. После Кронштад-ского восстания в Финляндию перешли по льду по разным данным от 6500 до 8000 человек. До начала Второй мировой войны Карельский перешеек с монастырями на островах Валаам и Ко-невец, расположенных на Ладоге, составляли кусочек потерянной России на чужбине. Для многих пребывание здесь был прощальным этапом перед окончательным отъездом из этого края. Тяжелые финансовые условия, недостаток питания, болезни, главным образом туберкулез, а также официальная политика финского правительства относительно православного традиционного календаря повлияли на жизнь беженцев в этой стране. Многие продолжили свой путь дальше в Европу, в Сербию, во Францию, Чехословакию и Америку.
Однако после революции количество русских в Финляндии постоянно росло и, естественно, возникла потребность открытия школ для русских детей. На Карельском перешейке в 1921 г. было 15 русских образовательных учреждений, среди ко-
торых самым крупным являлся Выборгский Лицей. На этой территории также находились и другие русские школы (в скобках указано количество учеников).
• Выборгский лицей (231).
• Терийокская реальная школа (ныне Зеленогорск) (168).
• Гимназия Перкяври в пос. Ликола (ныне Кирпичное или Кирилловское) (115).
• Келломяки (ныне Комарово) (81).
• Реальная школа пос. Райвола (ныне Рощино) (62).
• Начальная школа пос. Райвола (61).
• Куоккала (60).
• Терийокская начальная школа (44).
• Оллила (ныне Солничное) (30).
• Школа в г. Лаппеенранта (24).
• Халила (ныне Сосновый Бор) (22).
• Уусикиркко (16).
• Хамина (13).
• Вихола (8).
• Мустамяки (ныне Яковлево) (8).
Среди этих школ в 1921 г. 10 получили финансовую поддержку от Комитета русских Земств. Главный центр комитета находился в Париже (Le Comité des Zemstvos et Villes Russes).
Русские школы в Финляндии получали помощь от отделения комитета, в который входили: мировой судья Санкт-Петербурга Константин Александров, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского университета Андрей Руднев, член земства Санкт-Петербургской губернии. Давид Порвал, член земства Санкт-Петербургской губернии Аврам Бесико, член земства губернии Херсона и член земства Тирасполя присяжный су-
дья Высшего Суда Петербургского округа Борис Никитин. Заведующий делами по образованию был И.Е. Орешин, член думы г. Кронштадта, надзиратель средней школы Кронштадта и ректор Народной гимназии Кронштадта. Самую крупную поддержку получила гимназия в Перкъярви - 15.017,50 марок и Выборгский лицей - 10.271,50 марок.
Красный Крест и частный Фонд поддержки беженцев, учрежденный Матильдой Вреде, также активно помогали русским беженцам. В 1924 г. в Финляндии было семь школ для беженцев, шесть школ для детей местных русских семей и девять - для детей финских и русских семей.
Гимназия имени Святителя Алексия на Карельском перешейке в 1919-1939 гг.
Гимназия имени Святителя Алексия в Перкъярви представляет особый интерес, так как ее преподавательницы Александра Александровна Колокольцова (1877-1956), София Викторовна Соболева (1877-1964) и Наталия Владимировна Фредрикс продолжили духовные традиции дореволюционной России. Своим ученикам они передали любовь к России, к ее истории, а главное - к духовной, церковной жизни. В ее программе сказано, что: «Гимназия строго придерживается курса мужских гимназий Министерства Народного Просвещения в России до 1917 года».
Гимназия была открыта в Перкъярви с разрешения финляндских властей (№ 1012 от 12 ноября 1919 г.), данного на основании имевшихся у начальницы гимназии А.А. Колокольцовой документов: «отношения Русского Министерства Народного Просвещения за № 7912 от 10 марта 1914 г. о предоставлении Петроградской Женской Гимназии Имени Святителя Алексия всех прав правительственных гимназий, отношения Русского Министерства Народного Просвещения от 19 декабря 1914 г. за № 40787 о зачислении Начальницы гимназии А.А. Колокольцо-вой на государственную службу».
Деятельность гимназии имени Святителя Алексия на Карельском перешейке продолжалась до 1939 г., до эвакуации школы и школьников в связи с зимней кампанией. Карельский перешеек во время войны 1939-1944 гг. перешел в состав СССР. В 1948 г. был заключен договор между Финляндией и Советским Союзом о совместном сотрудничестве. В связи с этим пактом были закрыты все русские организации, поддерживающие старые русские традиции и открыты новые советско-финские учреждения под названием Русского культурно-демократического союза.
Гимназия имени Святителя Алексия в течение двадцати лет, с 1918 по 1939 гг., играла важную роль в образовании детей русских беженцев. Она оставила в памяти бывших ее школьников много интересных воспоминаний. Александра Александровна Колокольцова была душой всей школы. Жизнерадостная, исключительно добрая и любящая детей, она сделала все, чтобы создать благоприятные условия для их духовного, умственного и душевного развития.
София Викторовна Соболева окончила Смольный институт с золотой медалью. Она была строгимая, но в тоже время исключительно добрым человеком.
Наталья Владимировна Фредрикс - дочь генерала и министра Императорского двора Владимира Борисовича Фредрикса. После эвакуации школы Наталия Владимировна уехала к сыну в Америку, где приняла постриг монахини. Она также все делала на благо детей. Ее сын оказывал различную помощь, присылая из Америки для школьников обувь и одежду.
Гимназия имени Святителя Алексия располагалась в белом здании с красивым парадным входом, перед которым были посажены цветы. В здании было два этажа, четыре больших коридора и 52 комнаты. На второй этаж вела широкая лестница. Там находился храм, посвященный памяти Святителя Алексия. Раз в месяц из Ууси Киркко приезжал священник, он служил в субботу вечерню и в воскресенье литургию и принимал отчеты по Закону Божиему, который преподавала София Викторовна
Соболева. В зале на первом этаже стояли с двух сторон два длинных стола, за которыми дети завтракали, обедали и ужинали. Здесь собирались в большие праздники и на Пасху. В зале ученики после школьных занятий готовили уроки. Девочки занимались здесь рукоделием. Столовая руководителей школы также находилась на первом этаже рядом с красивой стеклянной верандой, где учительницы пили чай и принимали гостей. Здесь же находился кабинет Александры Александровны Колокольцовой. В кабинете висели портреты Государя Николая II и государыни Александры, Марии Павловны и маршала Маннергейма. В 1930 гг. Маннер-гейм оказал школе помощь, организовав скидку 30% в ближайшем продовольственном магазине (Осуускауппа) на продукты для организации питания школьников.
В гимназии имени Святителя Алексия преподавали: Закон Божий, русский, финский, немецкий языки, математику, физику, всеобщую и русскую географию, естественную историю, всеобщую и русскую историю, чистописание, логику и психологию и законоведение.
Так как гимназия функционировала как интернат, ученики приезжали на полгода или на год, а некоторые оставались и на все лето. Количество учеников со временем постепенно уменьшилось, но школа все же продолжала действовать даже тогда, когда реальные училища в Териоки и в Выборге уже были закрыты.
Гимназия жила по церковному календарю православной церкви: соблюдались Великий пост, Рождественский пост, посты в среду и пятницу. Преподавательницы соблюдали Петров пост и Успенский пост. Самым торжественным праздником была, конечно, Пасха. Праздновали также юбилей школы.
Особую радость приносила детям работа в саду и на огороде, а также уход за животными: козами и курами. Летом в выходные дни дети ходили купаться и много времени проводили на природе. Осенью собирали грибы и ягоды. В школе их приучали к дисциплине, самообладанию и выдержке. В то же время дети
получали много внимания и ощущали искреннюю любовь со стороны учительниц.
В 1939 г. гимназия была эвакуирована в Финляндию. Эвакуировали весь Карельский перешеек - 400 000 человек, среди них и русских жителей Красного Села, которые имели финское гражданство.
Уникальная история гимназии имени Святителя Алексия на Карельском перешейке подчеркивает преданность учительниц устоям старой России и их желание передать ученикам высокую русскую культуру.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сологуб А.А. Россия. 1862-1917. Нью-Йорк, 1973. Т. 1. С. 140-141.
2. Pöykkö, Kalevi, C.L. Engel 1778-1840. Pääkaupungin arkkitehti. Memoria 6. Helsinki. 1990. P. 37.