Научная статья на тему '«Русские по сердцу»: празднование 300-летия династии Романовых в Чечне'

«Русские по сердцу»: празднование 300-летия династии Романовых в Чечне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
династия Романовых / Кавказ / Чечня / Веденский округ / Терская область / Дагестанский округ / 300-летие дома Романовых / этничность. / the Romanov Dynasty / Caucasus / Chechnya / the District of Vedeno / Terek Oblast / Dagestan oblast / the 300 Anniversary of the Romanov Dynasty / ethnicity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжова Анастасия Петровна

Национальная политика Российской империи складывалась из общеимперских интересов и учета региональной специфики. Это особенно заметно на южной окраине империи Романовых. В статье на основе новых архивных материалов и периодической печати рассматривается процесс празднования в 1913 г. 300-летия дома Романовых в Веденском округе, входившим в состав Терской области. Также мы затрагиваем Грозненский и Хасавюртовский округа и сопоставляем торжества в Терской области с торжествами в Дагестанской области. Так как эти торжества имели всероссийский характер, нас интересует то, что нового Российская империя привнесла в этот отдаленную южную провинцию. В газетах печатались фотографии с мест торжества, а сами мероприятия проходили с опорой на этнические особенности чеченского населения. Торжества возбудили интерес у местного населения. По мнению организаторов праздника, это проявлялось в виде попытки проявить лояльность и показать, что, при своей самобытности и своей вере, они — «россияне», «сыны России», а не «инородцы» или «иноверцы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“RUSSIANS BY HEART”: THE CELEBRATION OF 300TH ANNIVERSARY OF THE ROMANOV DYNASTY IN CHECHNYA

National policy of the Russian Empire had differences outside the central regions. Caucasus Area was a base for the integrational experiments in order to make it a part of the Imperial Space. The paper is devoted to the 300th Anniversary of the Romanov Dynasty in the District of Vedeno of Terek oblast, and is based on the newly found archive materials and periodicals. The article also analyzes the Grozny and Khasavyurt districts and compare the celebrations in the Terek oblast with the ones in the Dagestan oblast. The celebrations themselves were “All-Russian” in their nature, so we are interested in the Imperial influence to the districts that had no connection with the Russian culture. The newspapers published photographs and the celebrations themselves were connected with the local ethnic peculiarities of the Chechens. Local people were interested in the celebrations. According to the holidays organizers, one could see their attempts to demonstrate their loyalty and that they are “Russians” and not “foreigners” despite their own ethnic peculiarities and religious beliefs.

Текст научной работы на тему ««Русские по сердцу»: празднование 300-летия династии Романовых в Чечне»

УДК 93/94

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • № 1 2020 DO1 10.18522.2500-3224-2020-1-84-102

«РУССКИЕ ПО СЕРДЦУ»: ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ В ЧЕЧНЕ

А.П. Рыжова

Аннотация. Национальная политика Российской империи складывалась из общеимперских интересов и учета региональной специфики. Это особенно заметно на южной окраине империи Романовых. В статье на основе новых архивных материалов и периодической печати рассматривается процесс празднования в 1913 г. 300-летия дома Романовых в Веденском округе, входившим в состав Терской области. Также мы затрагиваем Грозненский и Хасавюртовский округа и сопоставляем торжества в Терской области с торжествами в Дагестанской области. Так как эти торжества имели всероссийский характер, нас интересует то, что нового Российская империя привнесла в этот отдаленную южную провинцию. В газетах печатались фотографии с мест торжества, а сами мероприятия проходили с опорой на этнические особенности чеченского населения. Торжества возбудили интерес у местного населения. По мнению организаторов праздника, это проявлялось в виде попытки проявить лояльность и показать, что, при своей самобытности и своей вере, они - «россияне», «сыны России», а не «инородцы» или «иноверцы».

Ключевые слова: династия Романовых, Кавказ, Чечня, Веденский округ, Терская область, Дагестанский округ, 300-летие дома Романовых, этничность.

I Рыжова Анастасия Петровна, независимый исследователь, Россия, Санкт-Петербург, [email protected].

"RUSSIANS BY HEART":

THE CELEBRATION OF 300th ANNIVERSARY

OF THE ROMANOV DYNASTY IN CHECHNYA

A.P. Ryzhova

Abstract. National policy of the Russian Empire had differences outside the central regions. Caucasus Area was a base for the integrational experiments in order to make it a part of the Imperial Space. The paper is devoted to the 300th Anniversary of the Romanov Dynasty in the District of Vedeno of Terek oblast, and is based on the newly found archive materials and periodicals. The article also analyzes the Grozny and Khasavyurt districts and compare the celebrations in the Terek oblast with the ones in the Dagestan oblast. The celebrations themselves were "All-Russian" in their nature, so we are interested in the Imperial influence to the districts that had no connection with the Russian culture. The newspapers published photographs and the celebrations themselves were connected with the local ethnic peculiarities of the Chechens. Local people were interested in the celebrations. According to the holidays organizers, one could see their attempts to demonstrate their loyalty and that they are "Russians" and not "foreigners" despite their own ethnic peculiarities and religious beliefs.

Keywords: the Romanov Dynasty, Caucasus, Chechnya, the District of Vedeno, Terek Oblast, Dagestan oblast, the 300 Anniversary of the Romanov Dynasty, ethnicity.

I Ryzhova Anastasia P., Independent Researcher, St. Petersburg, Russia, [email protected].

Коммеморативная политика Российской империи затрагивала разные сферы жизни общества и проводилась не только для сохранения наследия, но и для формирования у населения определенного восприятия исторического процесса. В основе коммеморативной политики лежит визуализация как наиболее понятная форма введения в массы предполагаемых идей. Праздники, в числе прочих видов визуализации, заняли важное место в Российской империи в эпоху «юбилеемании» [Цимбаев, 2012, с. 476]. «Праздник - это форма ритуала» [Барчунова, 2017, с. 85], который имеет с ним как общие черты, так и различия. Трехсотлетний юбилей избрания на царство первого царя из династии Романовых в 1913 г. являлся кульминацией всех предыдущих юбилеев и был наиболее пышным и ярким, но церемонии с участием царствующей четы во многом «обдавали холодом и торжественностью официальных церемоний» [Нора, 1999, с. 47]. Он был первым и единственным масштабным праздником по прославлению династии. В то же время, как отмечали современники, находившиеся далеко от центральных торжеств столицы, «более светлого праздника еще не было на Руси» [Исторические дни, 1913, с. 2]. До этого праздники имели другие сюжеты. Самые распространенные юбилеи имели религиозный характер, как 900-летие Крещения Руси. Даты военных побед, таких как юбилей Полтавской битвы в 1909 г. и столетие Бородинского сражения в 1912 г., отмечались не менее пышно. Имели место и такие праздники, как 200-летие Санкт-Петербурга в 1903 г. Юбилей 1913 г., также как и предыдущие праздники, сочетал в себе религиозные обряды, специальное убранство городов, военные парады и сувениры. Сами торжества были способом не только продемонстрировать величие империи и укрепить преемственность власти, но и изучить настроения в подвластных территориях, в том числе и на Северном Кавказе.

Несмотря на то, что данный юбилей сосредоточил в себе основную идеологию Российской империи начала ХХ в., он остался за пределами внимания большинства исследователей. После 1917 г. в советской историографии по понятным причинам тема была по сути запретной. Лишь к концу ХХ в. на нее обратили внимание западные исследователи. Прежде всего этим занялся Р. Уортман [Уортман, 2004; Wortman, 2014; Wortman, 1989] и его последователи [Chulos, 2008]. Уортман «вписывает» этот юбилей в общую картину символом российской монархии. Остальная историография проблемы делится нами на общеимперские и локальные исследования. Общеимперские исследования, авторами которых являются О.В. Немиро [Немиро, 1995], К.С. Рубанков [Рубанков, 2009] и другие, сочетают в себе разные сюжеты без привязки к определенному месту и теоретические моменты. Локальные исследования основаны на изучении процесса торжеств в определенном регионе. Узкие сюжеты затрагивали такие исследователи, как Г.В. Романова, А.В. Романова [Романова, Романова, 2013], А.Л. Алленова [Алленова, 2014] и другие. Похожие проблемы, но на основе других событий, также изучаются в историографии [Северный Кавказ в составе..., 2007; Шнирельман, 2003; Jersild, 2002].

Национальная политика Российской империи на Северном Кавказе была направлена на интеграцию региона в общеимперское пространство. На этой территории

империя столкнулась с народами, обладавшими многовековой историей, в культуре которых она слабо разбиралась. По этой причине ей нужно было изучить особенности социальной организации кавказских этносов для формирования эффективной системы управления. Об осведомленности российского образованного общества о населении Северного Кавказа в 1914 г. писал общественный деятель Ахмед Цаликов: «Широкая русская публика имеет смутное представление о Кавказе и его обитателях, одно только она хорошо знает, что на Кавказе водятся абреки, которые нападают на проезжих, грабят и убивают их» [Цаликов, 2002, с. 216].

В статье рассматривается организация и описание празднования 300-летия династии Романовых в 1913 г. в Веденском округе, находившимся в составе Терской области. Также мы затрагиваем Грозненский и Хасавюртовский округа и сопоставляем торжества в Терской области с торжествами в Дагестанской области. Изучение этой темы позволяет понять процессы презентации в разных частях империи имперской власти как православной. Исследование основывается на новых архивных источниках и периодической печати. Это еженедельный литературно-общественный журнал «Кавказские курорты», основанный в Пятигорске в 1912 г. редактором А.Г. Козерадским [Боговитин, 1913]. Другой источник - это отчет начальника Веденского округа князя Соломона Георгиевича Каралова о проведенном торжестве [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 51-52]. Также нами используются отчеты начальников Грозненского [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 57-58] и Хасавюртовского [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 25-34] округов о проведенных торжествах.

Юбилей династии Романовых имел всероссийский характер, вызывал патриотический настрой закладкой памятников, религиозными обрядами, народными гуляниями и военными парадами. В честь юбилея, в рамках коммеморативной политики центра печатались многочисленные памятные издания, в которых описывалась для широких масс история династии в простой форме [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 31, л. 1]. На территории Кавказа распространялось особое издание «Что сделала для Кавказа Россия под Скипетром Дома Романовых» [Кавказец, 1913]. Автор издания указывает, что «лучшие русские люди» избрали в Москве Михаила Федоровича, и отвечает на вопрос, что значит праздновать: «Праздновать - это оставив свой повседневный труд, предаться радости и веселью по поводу воспоминания об известном событии, вызывающем к себе чувства уважения и благодарности» [Кавказец, 1913, с. 2].

На протяжении всех торжеств власть делала акцент на всенародной выборности Михаила Федоровича Романова в Москве в 1613 г.: «Как тогда, триста лет назад, вся Россия принимала участие в великом торжестве избрание юного царя, так и ныне все верноподданные благополучно царствующего его потомка готовятся встретить радостный день» [К предстоящим торжествам, 1913, с. 4]. В связи с тем, что праздник народный, его отмечали и в «нерусских» регионах империи: «Вера в монарха, как носителя высшей власти и высшей справедливости, крепко заложена в народе и его представителях. И оттого-то этот юбилейный праздник, прежде

всего, - народный праздник» [Х.К., 1913, с. 2.]. Торжества проходили и в Веденском округе Терской области, «аборигенами которого являются чеченцы» [Боговитин, 1913, с. 9]. По данным переписи 1897 г., в Терской области русские составляли 34,7 % населения, горцы - 55,8 %, из них чеченцев было 23,9 %. 90 % всех чеченцев проживало в Грозненском округе. В этом округе мусульман было 91,85%, а православных 6,32%.

По всей империи подготовку к торжествам начали еще с 1910 г., с образования Комитета для устройства празднования трехсотлетия дома Романовых [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 1, л. 1]. Северный Кавказ приступил к подготовке в 1912 г. О процедуре подготовки известно немного, но нас прежде всего интересует сами торжества и их описания, которые имеются в отчетах и газетных статьях. После торжеств Начальник Терской области Сергей Николаевич Флейшер отчитывался перед комитетом о проведенных мероприятиях. Сам он оценивал их как «величайшее из событий государственной и общественной жизни Российской империи», которое «было встречено во всех слоях населения Терской области в высшей степени торжественно и восторженно» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 2].

Газетных и журнальных статей на Северном Кавказе с описанием проведения юбилея почти не было, за исключением небольших заметок. Среди таких немногочисленных материалов выделяются два разворота в журнале «Кавказские курорты» от 14 марта 1913 г. Статья А. Боговитина «Как праздновал Кавказ 300-летие» снабжена уникальными фотографиями с места событий. В дальнейшем описании в основном будет использована именно данная статья (в связи с тем, что отчет начальника Веденского округа мало чем отличается от нее); при этом из отчета будут добавлены недостающие факты. В самом начале автор отмечает, что праздник был экзаменом для всех народов государства на преданность династии, и Кавказ успешно его прошел: «Великороссы, Малороссы, Поляки, Литовцы, Латыши, Евреи, Армяне, Грузины, Татары, Православные, Католики, Григорьяне, Лютеране, Магометане, Иудеи et tutti quanti, бок о бок, принимали участие во всероссийском торжестве и тем всем, так называемые, "инородцы" воочию доказали, что они, - не отказываясь, ни от своей национальности, ни от веры отцов, - одинаково достойны именоваться Россиянами -"русские по сердцу''. <...> . Иначе быть не может, ибо у всех у них одна мать - Россия, один отец - Верховный вождь ее» [Боговитин, 1913, с. 9]. Автор статьи уделяет внимание описанию торжеств в больших городах типа Владикавказа и Баку, но сразу признается, что его мало интересует торжества в городах, так как «они давно уже прониклись русским культом». Его конкретно интересовали так называемые «дикие народцы Кавказа», которые «в своих горах и ущельях сохранили неприкосновенную свою самобытность». Народы, которыми восхищался Пушкин: «„Но европейца все вниманье народ сей чудный привлекал» [Цит. по: Боговитин, 1913, с. 9].

Автора статьи интересовало, как Чечня праздновала 21 февраля. Он упоминает предысторию, а именно то, что слобода Ведено 14 лет была резиденцией имама Шамиля, из которой вплоть до 1859 г. происходили «набеги на подвластное русским население» [Боговитин, 1913, с. 9]. Период Кавказской войны важен

для представлений о памяти и отношении горцев к российской власти [Дзахова, Бязрова, 2014, с. 34]. В день празднования 300-летнего юбилея династии Романовых все учреждения и дома были украшены «национальными» флагами. Не смог автор статьи не похвалить начальника округа князя С.Г. Каралова (рис. 1), его способности, с помощью которых он сумел «вселить в горцах любовь, веру и уважение к себе, как представителю русской власти» [Боговитин, 1913, с. 12].

Рис. 1. Начальник Веденского округа князь Соломон Георгиевич Каралов [Боговитин, 1913, с. 12].

Еще в ноябре 1912 г. Каралов организовал окружной веденский комитет для обсуждения предстоящего события [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 51]. В этом же месяце он объявил населению о будущем торжестве и предложил им принять участие в обсуждении его проведения. По описанию, народ активно участвовал и предлагал разные варианты. Окружным веденским комитетом и представителями чеченского народа было решено послать депутацию из двух лиц, «пользующихся особо высоким почетом среди Чечни» - Касум-Хаджи Ильясова и Абас-Арта Хаджиева, - для выражения верноподданнических чувств чеченского народа государю. Также хотели преподнести ему и наследнику оружие и принадлежности для верховой езды, украшенные золотом и серебром, но осуществить задуманное не получилось из-за отказа "Комитета для устройства празднования трехсотлетия дома Романовых" принимать подарки. Окружной комитет решил учредить двадцать одну стипендию для Горского училища и открыть новую школу, послать пожертвования в Кострому и Петербург на постройку памятника и храма в честь предстоящего юбилея, отправить несколько лиц во Владикавказ для участия в торжествах и отметить это

событие в Ведено. Уже накануне дня празднования начал приезжать народ округа [Боговитин, 1913, с. 12].

В семь часов утра представители местного населения с семьями и начальник округа с администрацией (рис. 2.) в помещении управления округом обменялись речами и составили телеграмму, которую отправили во Владикавказ начальнику области с прошением передать ее императору. Телеграмма содержала поздравление и описание верноподданнических чувств [Боговитин, 1913, с. 12]. Тем временем в горском суде началось освобождение подсудимых в связи с вступлением в силу «Высочайшего манифеста», предполагавший амнистию (рис. 3.).

Участники направились в церковь Св. Архангела Михаила на богослужение, а после, вместе с духовенством, на церковную площадь. Указанная церковь была построена в Ведено для расположенного здесь русского полка и уничтожена после 1917 г. «Здесь, перед народом, православным и магометанским духовенством были отслужены молебны» за здравие государя императора (рис. 4, рис. 5) [Боговитин, 1913, с. 12].

К тому моменту уже были выстроены войско и ученики школ для парада, сопровождавшегося салютом из выстрелов. Перед началом парада начальником округа была произнесена речь о величии династии Романовых, потом заиграл гимн Российской империи «Боже, Царя Храни!», и несмолкаемое «ура» оглашало воздух. После парада всем школьникам выдали подарки со сладостями и салфетками, на которых была вышита надпись: «В память 300-летия Дома Романовых» [Боговитин, 1913, с. 12]. Все официальные участники торжества направились на завтрак в Горский интернат, где было подготовлено помещение на 222 персоны (рис. 6, рис. 7).

Более половины участников были представителями чеченского народа. Меню на приеме состояло из европейских и «туземных» блюд. Первый тост был за «обожаемого монарха», следующие за наместника, за начальника Терской области, за чеченский народ и «за процветание культуры». После завтрака начальник округа прочитал «Высочайший манифест» и присутствующие повторяли гимн. В два часа дня начались народные гуляния. Затем состоялись кавказская борьба, скачки и джигитовка чеченской молодежи. Как отмечается в статье, «выполненные ими номера по опасности и ловкости выполнения превосходили все то, что можно видеть в лучших цирках Европы» [Боговитин, 1913, с. 12].

В семь часов вечера все население собралось в освещенном фейерверками парке, где «музыка играла народные танцы, русские и чеченцы братались и веселились во всю», а «лезгинке не было конца» под «хор трубачей Конно-Дагестанского полка» (рис. 8) [Боговитин, 1913, с. 13].

В парке был установлен синематограф для бесплатного ознакомления населения с двенадцатью картинами патриотического содержания. В 9 вечера начался бал для чеченцев и чеченок, которым было уделено особое внимание со стороны жены начальника Веденского округа княгини Марии Николаевны Караловой (рис. 9). Его открыли

г*

ШшмЁШЁШШШЁ^ШШшШЁЁШЯВШЁШМ

Рис. 2. «Начальник округа князь Каралов читает проект телеграммы с выражением верноподданических чувств» [Боговитин, 1913, с. 12].

Рис. 3. «Горский суд. Председатель суда капитан Костюков объявляет подсудимому о прекращении его дела за силою Всемилостивейшего манифеста» [Боговитин, 1913, с. 12].

Рис. 5. Молебен на площади перед парадом [Боговитин, 1913, с. 12].

исполнением лезгинкой чеченки в национальных нарядах [Боговитин, 1913, с. 13]. Бал закончился в пять утра, но торжество продолжалось и далее.

Окончанием праздника были события 28 февраля. Сын почитаемого местным населением и находящегося в ссылке столетнего старца шейха Балам-Гиеря - Али -

Рис. 6. «Спальная интерната при Горской школе, превращенная в столовую. Распорядитель празднества капитан Костюков с сотрудниками ожидает прибытия приглашенных на завтрак» [Боговитин, 1913, с. 12].

Рис. 7. «В центре князь Каралов, по правую руку начальник военного отряда -полковник Маргания, по левую - начальник Веденского гарнизона капитан Иноземцев»

[Боговитин, 1913, с. 12].

Н:

Рис. 8. Оркестр на скачках [Боговитин, 1913, с. 13].

пригласил всех официальных участников торжества на открытие построенной его семьей школы в ауле Артуры (рис. 10, рис. 11, рис. 12) [Боговитин, 1913, с. 13]. Шейх Балам-Гирей был сослан в 1912 г. в Калужскую губернию в числе других шейхов за неиспользование своего влияния на население в деле выдачи властям абрека Зелимхана. По Высочайшему манифесту от 21 февраля 1913 г. период ссылки шейха Балам-Гирея был сокращен на 2,5 года. В итоге ему оставалось находиться в Калужской губернии 1,5 года. Но на тот момент уже было отправлено прошение о возвращении его в Ведено в связи с его возрастом [Боговитин, 1913, с. 13]. Дополнительные мероприятия по случаю юбилея, устроенные его сыном Али, можно истолковать не только как возможную демонстрацию своих верноподданнических чувств и лояльности к власти, но и как попытку обратить внимание на проблему своего отца. На открытии в перерывах меж-

Рис. 9. Княгиня Мария Николаевна ду танцами участники провозглашали тосты г *

™ ' Каралова, урожденная Глебова,

за государя. Все официальные участники принимавшая деятельное участие

торжеств из представителей чеченского в празднествах [Боговитин, 1913, с. 13].

народа вместе с джигитом Али были сфотографированы после всех мероприятий (рис. 13).

Проходившие празднования в честь 300-летия династии Романовых в Чечне, а также мероприятия в Ведено сопровождались высказываниями горцев о том, что «русский человек, чеченский человек -один человек; русский царь, чеченский царь - один царь». Выступавшие отмечали: «приобщившийся к русской культуре чеченский народ является достойным сыном России, рос-сияном, "русским по сердцу"». А раз это так, то недружелюбные слова «инородец», «иноверец» по отношению к народам России должно быть исключено из лексикона русского языка. Народы России «доказали, что ни самобытность, ни вера их не мешают им быть верными сынами России - россиянами. А между россиянами не может, не должно быть сыновей и пасынков, дочерей и падчериц» [Боговитин, 1913, с. 13].

Торжества в Грозненском и Хасавюртовском округе не были пышными и мало чем отличались друг от друга, как можно судить по отчетам начальников для Терского областного правления. Они были скупы в подробностях, но дали общее описание процесса. Накануне праздника в городе Грозном Косьмо-Дамиановский собор был украшен флагами и иллюминирован. Сам город был отмечен изобилием вензелей и портретов царствующей четы. Юбилейный день начался с молитв во всех церквях города и крестного хода к городскому собору, при этом «во всех прочих храмах: армяно-григорианском, католическом, в синагогах Грозненских европейских евреев, в синагогах горских евреев, в мечетях: чеченской, казанских татар и персидской были отслужены торжественные богослужения». После при участии администрации был проведен военный парад Грозненского гарнизона и местных учащихся. Вечером администрация, раздавая специальные издания, провела «юбилейные чтения», объясняя важность этого дня, и показывала всем желающим кинокартины патриотического содержания. Во всех селениях Грозненского округа были проведены богослужения, после чего «были устроены туземные танцы под звуки местной зурны и балалаек и вместе с

Рис. 10. Дама-джигит в Ведено [Боговитин, 1913, с. 13].

Рис. 11. Перед выездом в Артуры на открытие школы Шейх-Балат Гирея [Боговитин, 1913, с. 13].

Рис. 12. Школа в ауле Артуры [Боговитин, 1913, с. 13].

этим молодежь производила джигитовки и скачки» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 57]. В Хасавюртовском округе праздновали трехсотлетний юбилей менее пышно, чем в Грозненском. Только в слободе Хасав-Юрт проводились мероприятия, как отмечал

Рис. 13. Группа лиц, принимавшая участие во Веденских торжествах и переехавшая в Артуры на открытие школы [Боговитин, 1913, с. 13].

начальник округа: «в широком более или менее объеме» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 241, л. 25]. Перед торжеством проводились панихиды во всех храмах, синагогах и мечетях. Сам юбилей был ознаменован крестным ходом и военным парадом. Вечером город был иллюминирован и скромно украшен флагами. С помощью синематографов и утренних чтений администрация знакомила население с «историческими моментами царствования дома Романовых». Администрация округа отличилась при этом большим числом ходатайств о переименовании имеющихся сооружений. В качестве примера можно привести переименования Хасавюртовского округа в «Алексеевский» округ, слободу Хасав-Юрт в слободу «Алексеевскую», наименование начальной школы для «детей туземцев» «школой-пансионом имени Наследника Цесаревича Великого князя Алексея Николаевича» и другие. В течение нескольких дней были устроены чтения «с туманными картинами по особой юбилейной программе для учащихся местных школ церковно-приходской Лютеранской, кумыкской / сунитской / персидской / шиитской / и еврейской». После чтений всем учащимся были розданы юбилейные брошюры и портреты царских особ. В Грозненском и Хасавюртовском округах население участвовало в мероприятиях, но начальники в отчетах не раскрыли подробностей.

Сравнение юбилейных торжеств на чеченских территориях терской области с празднованиями в соседней Дагестанской области позволяет оценить их масштаб и специфику. По переписи 1897 г., аварцы составляли 27,45% населения последней, даргинцы -21,5%, лезгины - 15,79%. По вероисповеданию 94,1 % населения были мусульманами, 3,8 % православными. В крупных городах области, таких как Темир-Хан-Шура, Петровск и Дербент, основные мероприятия по случаю юбилея происходили однообразно и

идентично таким же мероприятиям в Терской области, также включая в себя военные парады, чтения и лекции, народные гуляния, концерты и т.д. Но основу праздника составляли религиозные обряды. Так, например, по описанию полицмейстера города Темир-Хан-Шура, празднования 21 февраля начались на церковной площади «при большом скоплении народа, духовными муллами всех исповеданий одновременно были отслужены молебны» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 168, л. 2]. Закончился день фейерверком около памятника князю Моисею Захарьевичу Аргутинскому-Долгорукому, установленного в 1855 г. [РГИА, ф. 1284, оп. 188, д. 122, л. 2]. Администрацией города были закуплены портреты Александра II, Николая II и юбилейные брошюры для учащихся. Также в отчете полицмейстера было указано, что в честь юбилея переименовали три улицы: Разгульную в Царскую, Большую Базарную в Николаевскую и Среднюю Базарную в Александровскую [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 168, л. 3]. Администрацией города Петровск для Николаевского Городского училища приобретены бюст Николая II, портреты Михаила Федоровича и Петра Великого. Были внесены предложения об учреждении «стипендии Дома Романовых» и постройке «Училища Дома Романовых» и организован сбор средств на памятник-Петру Великому, «имя которого носит город» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 168, л. 4]. В городе Дербенте 21 февраля был организован крестный ход и молебен у «землянки Петра Великого», построенной в 1722 г. [РГИА, ф. 1284, оп. 188, д. 122, л. 3].

Наше внимание наиболее привлекают торжества, прошедшие в селении Кухум, которое являлось центром Казикухумского округа. 21 февраля во всех мечетях были отслужены молебны и устроены бесплатные обеды и народные гулянья. Как отмечает начальник округа, «почти с утра 21 февраля из ближайших к Кухуму селений была слышна пальба из самодельных так называемых "пушек" - к самому Кухуму потянулись толпы народа, для присутствия на гулянии и торжествах». По описанию начальника округа можно узнать и особенности в убранстве селения в честь юбилея: «С наступлением вечера во многих селениях были зажжены костры, сам же Кухум представлял редкое, невиданное населением, зрелище. Все окружающие Кухум горы были роскошно иллюминированы, из огней устроены вензеля с буквами "М" и "Н", зажжены огромных размеров бочки со смолой <...> Энтузиазм населения не поддается описанию» [РГИА, ф. 1320, оп. 1, д. 168, л. 12]. В «Дагестанских областных ведомостях» также были описаны торжества в Кухуме. Автор одной из статей уточняет, что кухумцы очень любят праздники и свою готовность к торжествам показывали тем, что на вершинах гор зажигали упомянутые костры, «точно сигналя в старину, предвещавшую собой приближение врагов» [Кажлаев, 1913, с. 6]. Торжества в Кухуме в целом интересны своим способом ознаменования юбилея с этническими особенностями.

На примере празднования 300-летия Дома Романовых мы видим шаблон трансляции имперской политики в национальные регионы. По этому шаблону можно проследить, что продвигаемый властью ритуал был усвоен на уровне региональных элит. Они сумели прочесть и воспроизвести требуемый идеологический посыл, идущий из центра. Другой вопрос, что при этом на самом деле думало население, с какими чувствами оно участвовало в имперском ритуале? К сожалению, нам неизвестны

«народные» независимые описания празднования 300-летия Дома Романовых, исходящие из северокавказской среды. По проведенным мероприятиям очевидно, что в 1913 г. центральной власти удавалось организовать официальное «единение» народов империи, так как, по свидетельствам современников, в юбилейных торжествах «был отменен старый печальный лозунг: народ подальше» [Джунковский, 1997, т. 2, с. 120]. Возможно, это породило в верхах веру в то, что такое «единство» вокруг престола существует на самом деле, и объясняет ее просчеты в противодействии социально-политическому кризису, который к 1917 г. достигнет своего пика.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Алленова А.Л. Романовские торжества 1913 года в Воронежской губернии // Вестник Воронежского Государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 3. С. 5-13.

Барчунова Т.В. Праздник как событие и ритуал // Сибирский философский журнал. 2017. Т. 15. № 1. С. 84-101.

Боговитин А. Как праздновал Кавказ 300-летие // Кавказские курорты. 1913. № 5. С. 9-13.

Джунковский В.Ф. Воспоминания. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997. Т. 2. 1050 с.

Дзахова Л.Х., Бязрова Д.Б. Политика мультикультурализма на Северном Кавказе:

ретроспективный и перспективный аспект (историко-философский и политический

анализ) // Вестник Северо-Осетинского Государственного университета имени Коста

Левановича Хетагурова. 2014. № 1. С. 32-39.

К предстоящим торжествам // Волховский листок. 1913. № 2604. С. 4.

Х.К. Юбилейный праздник России // С.-Петербургские ведомости. 1913. № 42. С. 2.

Иванеско А.Е. Кавказские пленники на имперском фронтире // Новое прошлое/ The

New Past. 2018. № 3. С. 8-18.

Исторические дни // Симбирянин. 1913. № 1691. С. 2.

Кавказец. Что сделала для Кавказа Россия под скипетром Дома Романовых.

Тифлис: Типография канцелярии наместника Е.И.В. на Кавказе, 1913. 16 с.

Кажлаев Н. 21 февраля село Кухум // Дагестанские областные ведомости. 1913.

№ 5. С. 6.

Манышев С.Б. «Мы не должны с горцами бороться..., но должны твердо подвигаться к цели» (Из «Записки о Кавказе» А.И. Менде, 1841 г) // Новое прошлое / The New Past. 2018. № 3. С. 224-248.

Немиро О.В. Из истории организации и декодирования крупнейших торжеств дома Романовых: 1896 и 1913 гг // Дом Романовых в истории России. Санкт-Петербург, 19-22 июня 1995 г. СПб.: Изд. С-Петерб. ун-та, 1995. С. 252-260. Нора П. Франция-память. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. 328 с.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1284. Оп. 188. Д. 122.

РГИА. Ф. 1320. Оп. 1. Д. 1.

РГИА. Ф. 1320. Оп. 1. Д. 31.

РГИА. Ф. 1320. Оп. 1. Д. 168.

РГИА. Ф. 1320. Оп. 1. Д. 241.

Рубанков К.С. Празднование 300-летия дома Романовых (1913 г) в воспоминаниях членов династии и их приближенных // 2 Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 26-27 марта 2009 г. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. С. 291-296. Романова Г.В, Романова А.В. Романовские торжества в Симбирской губернии в 1913 году (По документам государственного архива Ульяновской области) // Симбирский научный вестник. 2013. № 1 (11). С. 193-204.

Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.

Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М.: ОГИ, 2004. Т. 2. 592 с.

Цаликов А. Избранное. Владикавказ: Ир, 2002. 252 с. Цимбаев К.Н. Реконструкция прошлого и конструирование будущего в России XIX века: опыт использования исторических юбилеев в политических целях // Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012, 551 с. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 592 с.

Chulos C. Celebrations of the empire and collective memory in late Imperial Russia // Russian History. 2008. Vol. 35. Pp. 99-112.

Jersild A. Orientalism and empire: North Caucasus mountain peoples and the Georgian frontier, 1845-1917. London: McGill-Queen's University Press, 2002. 278 p. Wortman R. Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration: Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy. Boston: Academic studies press, 2014. 468 p. Wortman R. "Invisible Threads": The Historical Imagery of the Romanov Tercentenary // Russian History. 1989. Vol. 16. Pp. 389-408.

REFERENCES

Allenova A.L. Romanovskie torzhestva 1913 goda v Voronezhskoj gubernii [Romanov festivities of 1913 in the Voronezh province], in Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sociologiya. 2014. № 3. Pp. 5-13 (in Russian). Barchunova T.V. Prazdnik kak sobytie i ritual [Celebration as an event and ritual], in Sibirskij filosofskij zhurnal. 2017. Vol. 15. № 1. Pp. 84-101 (in Russian).

Bogovitin A. Kak prazdnoval Kavkaz 300-letie [How the Caucasus celebrated its 300th anniversary], in Kavkazskie kurorty. 1913. № 5. Pp. 9-13 (in Russian). Dzhunkovskij V.F. Vospominaniya [Memories]. Moskov: im. Sabashnikovyh Publ., 1997. Vol. 2. 1050 p. (in Russian).

Dzahova L.H., Byazrova D.B. Politika mul'tikul'turalizma na Severnom Kavkaze: retrospektivnyj i perspektivnyj aspekt (istoriko-filosofskij i politicheskij analiz) [Multiculturalism policy in the North Caucasus: a retrospective and promising aspect (historical, philosophical and political analysis)], in Vestnik Severo-Osetinskogo Gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. 2014. № 1. Pp. 3239 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K predstoyashchim torzhestvam [For the upcoming celebrations], in Volhovskij listok. 1913. № 2604. P. 4 (in Russian).

H.K. Yubilejnyj prazdnik Rossii [Anniversary Celebration of Russia], in S.-Peterburgskiye vedomosti. 1913. № 42. P. 2 (in Russian).

Ivanesko A.E. Kavkazskie plenniki na imperskom frontire [Caucasian captives on the imperial frontier], in Novoe proshloe / The New Past. 2018. № 3. Pp. 8-18 (in Russian). Istoricheskie dni [Historical days], in Simbiryanin. 1913. № 1691. P. 2 (in Russian). Kavkazec. CHto sdelala dlya Kavkaza Rossiya pod skipetrom Doma Romanovyh [What Russia did for the Caucasus under the scepter of the Romanov dynasty]. Tiflis: Publ. of the office of the governor E.I.V. in the Caucasus, 1913. 16 p. (in Russian).

Kazhlaev N. 21 fevralya selo Kuhum [February 21, the village of Kuhum], in Dagestanskie oblastnye vedomosti. 1913. № 5. P. 6 (in Russian).

Manyshev S.B. "My ne dolzhny s gorcami borot'sya..., no dolzhny tverdo podvigat'sya k celi" (Iz "Zapiski o Kavkaze" A.I. Mende, 1841 g.) ["We do not should fignt with the mountains, but should still proceed to the purpose." (From «The Note about Caucasus» by A.I. Mende, 1841)], in Novoe proshloe / The New Past. 2018. № 3. Pp. 224-248 (in Russian).

Nemiro O.V. Iz istorii organizacii i dekodirovaniya krupnejshih torzhestv doma Romanovyh: 1896 i 1913 gg. [From the history of the organization and decoding of the greatest celebrations of the house of the Romanovs: 1896 and 1913], in Dom Romanovyh v istorii Rossii. Sankt-Peterburg, 19-22 iyunya 1995 g. [House of the Romanovs in the history of Russia. St. Petersburg, June 19-22, 1995]. St. Petersburg: S-Peterb. un-ta Publ., 1995. Pp. 252-260 (in Russian).

Nora P. Franciya-pamyat' [France memory]. St. Petersburg: S-Peterb. un-ta Publ., 1999. 328 p. (in Russian).

Russian State Historical Archive (RGIA). F. 1284. Inv. 188. D. 122.

RGIA. F. 1320. Inv. 1. D. 1.

RGIA. F. 1320. Inv. 1. D. 31.

RGIA. F. 1320. Inv. 1. D. 168.

RGIA. F. 1320. Inv. 1. D. 241.

Rubankov K.S. Prazdnovanie 300-letiya doma Romanovyh (1913 g.) v vospominaniyah chlenov dinastii i ih priblizhennyh [Celebration of the 300th anniversary of the house of the Romanovs (1913) in the memories of members of the dynasty and their confidants], in 2 Romanovskie chteniya. Centr i provinciya v sisteme rossijskoj gosudarstvennosti: materialy konferencii. Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova, 26-27 marta 2009 g. [2 Romanov readings. The center and the province in the system of Russian statehood: proceedings of the conference. Kostroma, KSU them. ON. Nekrasov, March 26-27, 2009]. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova Publ., 2009. Pp. 291-296 (in Russian). Romanova G.V, Romanova A.V. Romanovskie torzhestva v Simbirskoj gubernii v 1913 godu (Po dokumentam gosudarstvennogo arhiva Ul'yanovskoj oblasti) [Romanov celebrations in Simbirsk province in 1913 (According to the documents of the state archive of the Ulyanovsk region)], in Simbirskij nauchnyj vestnik. 2013. № 1 (11). Pp. 193-204. (in Russian).

Severnyj Kavkaz v Sostave Rossijskoj imperii [North Caucasus in the Russian Empire].

Moskov: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2007. 460 p. (in Russian).

Uortman R. Scenarii vlasti. Mify i ceremonii russkoj monarhii [Scenarios of power. Myths

and ceremonies of the Russian monarchy.]. Moskov: OGI Publ., 2004. Vol. 2. 592 p. (in

Russian).

Calikov A. Izbrannoe [Favorites]. Vladikavkaz: Ir Publ., 2002. 252 p. (in Russian). Cimbaev K.N. Rekonstrukciya proshlogo i konstruirovanie budushchego v Rossii XIX veka: opyt ispol'zovaniya istoricheskih yubileev v politicheskih celyah [Reconstruction of the past and the construction of the future in Russia of the XIX century: the experience of using historical anniversaries for political purposes], in Istoricheskaya kul'tura imperatorskoj Rossii: formirovanie predstavlenij o proshlom. Moskov: Dom Vysshej shkoly ekonomiki Publ., 2012, 551 p. (in Russian).

SHnirel'man V.A. Vojny pamyati: mify, identichnost' i politika v Zakavkaz'e [Wars of Memory: myths, identity and politics in Transcaucasia]. Moskov: IKC "Akademkniga" Publ., 2003. 592 p. (in Russian).

Chulos C. Celebrations of the empire and collective memory in late Imperial Russia, in Russian History. 2008. Vol. 5. Pp. 99-112.

Jersild A. Orientalism and empire: North Caucasus mountain peoples and the Georgian frontier, 1845-1917. London: McGill-Queen's University Press, 2002. 278 p. Wortman R. Visual Texts, Ceremonial Texts, Texts of Exploration: Collected Articles on the Representation of Russian Monarchy. Boston: Academic studies press, 2014. 468 p. Wortman R. "Invisible Threads": The Historical Imagery of the Romanov Tercentenary, in Russian History. 1989. Vol. 16. Pp 389-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.