УДК 379.8:398.331(=161.1):351.857.1(571.1-21) БОТ: 10.32340/2414-9101-2019-2-19-24
Т. Н. Золотова, кандидат исторических наук Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, Сибирский филиал (Омск, Россия)
2оЫоуМ201 2@таИ. ги
РУССКИЕ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ТРАДИЦИИ
КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ)
Аннотация. Представлены результаты авторского анализа характера присутствия русских ка-лендарно-обрядовых традиций в современной праздничной культуре крупных и малых сибирских городов - Омска, Томска, Новосибирска и др., предпринятого с опорой на данные средств массовой информации, сведения, полученные в ходе опросов различных социально-демографических групп городского населения Сибири, авторских наблюдений. По мнению автора, русская праздничная культура в пространстве современного крупного сибирского города существует на двух уровнях -семейном и общественном, и в двух основных формах - аутентичной и конструированной. Обзорно охарактеризована роль культурно-просветительной деятельности национально-культурных объединений и фольклорных центров в сохранении и популяризации календарно-обрядовых традиций русского народа.
Ключевые слова: русские, календарно-обрядовые традиции русских, праздничная культура русских, праздники христианского календаря, современный городской праздник, города Западной Сибири, аутентичная форма календарной обрядности, конструированная форма календарной обрядности, факторы сохранения элементов народной праздничной культуры.
В современной жизни горожан, наполненной ускоренными трансформациями и глобализацион-ными вызовами, тем не менее, находится место традициям, идущим из глубины веков, изменяющимся, обрастающими новыми формами и смыслами, но сохраняющими в той или иной степени свою семантическую основу. Цель нашего исследования - проанализировать существующие сегодня элементы традиционной праздничной культуры, формы и методы использования русских календарно-обрядовых традиций в современной праздничной культуре сибирских городов, прежде всего - Омска. Источником для данного анализа послужили материалы средств массовой информации, данные личных наблюдений автора и опросов, проведенных среди жителей региональных центров, таких, как Омск, Томск и Новосибирск, а также - малых городов Западной Сибири, таких, как Тара, Исилькуль, Калачинск Омской области, Бердск Новосибирской области, Северск Томской области в 2000-х -2010-х гг.
Модернизация экономики, начавшаяся в конце XIX в., привела к унификации различных сфер жизни. Этнокультурная специфика отдельных народов все больше утрачивается в связи с идущими глобализационными процессами. Элементы русской календарной обрядности функционируют в настоящее время в двух основных формах - аутентичной и конструированной, существуя на двух уровнях - семейном и общественном. Под аутентичной формой существования календарной обрядности подразумевается сохранение традиционных обычаев и обрядов, в полном или незначительно измененном виде дошедших до нас с первой трети XX в. Эти традиции, не прерываясь, сохранялись лучше всего в семьях горожан, недавних выходцев из села. По данным опросов, сегодня в семье проводят праздники почти 80% городского населения, что свидетельствует о функционировании семьи как основного института самовыражения человека и актуализации его этничности.
В большинстве русских семей из традиционных календарных праздников отмечаются Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Вербное воскресенье, Чистый четверг, Пасха, Радуница (Родительский день), Троица, Иван Купала, Спасы. В православных семьях добавляются религиозные
праздники, такие как Вознесение, День Георгия Победоносца, День святого Николая Угодника (22 мая и 19 декабря), Покров и некоторые другие. Календарные традиции сохраняются в праздничной кухне, ритуальных нормах поведения, календарно-обрядовом фольклоре и праздничной одежде. Основной традиционной праздничной формой остается праздничное застолье с приготовлением различных блюд народной кухни: рождественского гуся с капустой, рождественского печенья, холодца, блинов, киселя, кутьи, кулича, творожной пасхи, крашеных яиц, оладушек и других. Набор праздничных блюд, состоящий из традиционного и советского меню, остается одинаковым у различных слоев населения, независимо от религиозной, гендерной, социально-профессиональной принадлежности. Так, например, вместо традиционных пельменей с мясом кришнаиты-вегетарианцы готовят пельмени, но уже с редькой и фасолью, что демонстрирует сохранение традиционной формы при изменении содержания. Есть и определенные региональные различия: так, в числе прочих блюд новогоднего стола то-мичи назвали окрошку, которую остальные сибиряки готовили исключительно летом.
Обрядовый фольклор в виде колядок, посеваний, веснянок-закличек, волочебных, хороводных (троицких, купальских, петровских) песен существует, в основном, на общественном уровне -исполняется фольклорными коллективами на концертах и фестивалях. Но активисты фольклорного движения поют песни и «для себя» во время соответствующих праздников. В религиозных городских семьях сохраняется исполнение рождественского и пасхального тропарей, молитв, соответствующих постам и праздникам. В меньшей степени, чем в конце ХХ в., сохраняется исполнение на праздники народных песен лирического содержания. Делается это чаще всего людьми старшего поколения. Наиболее распространенными являются песни «Ой, мороз-мороз», «Живет моя отрада», «Шумел камыш», «Ой, цветет калина», исполняют также «Ой, при лужке - при лужке», «Виновата ли я», «Во кузнице», «Вот мчится тройка удалая» и другие.
Во всех западносибирских городах распространены традиции новогоднего ряженья, часто совмещенного с колядованием и посеванием зерном (пшеном, рисом, овсом). Делается это в ночь на старый Новый год (13 января). В Томске эта ночь носит соответствующее название - «ночь-творила». Здесь ряженые, одетые «цыганками», в вывернутых шубах и шапках «творят» - примораживают калитки в частном секторе, попрошайничают, шутят (А. В. Иванов, 1986 г. р.), проводницы поездов дальнего следования наряжаются в длинные юбки и кроличьи шапки и колядуют по вагонам со словами: «У вас -фенечка, у меня - копеечка» (М. Любимова, 1979 г. р.). В Северске, помимо традиционной «старухи» («Бабы Яги»), в ряженьи участвуют «дракон» и «батька Махно» с саблей (М. С. Сахаров, 1980 г. р.). В Новосибирске сохраняется традиционное название ряженых, одетых в вывернутые шубы и шапки -«шуляки» («шуликины»), они посыпают в доме горохом и сухой травой (О. Л. Березина, 1963 г. р.). В Таре «чудушки» в шубах, с вымазанными сажей лицами, в масках, «полушалках» ходят «чудить» -закрывают стеклом трубы, разваливают поленницы дров и т. д. (С. А. Редькин, 1957 г. р.). Остается неизменным обычай надевать новые вещи и избавляться от старых к Новому году, но если раньше в деревнях хлам сжигали в кострах, то сейчас, в условиях города, его просто выбрасывают на помойку.
Формами традиционной русской культуры являются игры, связанные с отгадыванием различных вопросов, исполнением желаний или поисками предметов («колечко», «фанты», «да и нет»). Особенно популярной среди всех возрастных групп остается игра «фанты», которая у молодежи иногда приобретает «американский вариант»: сооружается башня из брусков, из под ее основания поочередно вынимается один брусок и кладется сверху так, чтобы башня не упала. Сходство с «фантами» заключается в выполнении задания, которое пишется на каждом бруске и исполняется вытащившим (О. А. Красовский, 1983 г. р.). Трансформацией традиционных игр можно считать конкурсы, интеллектуальные и творческие викторины, которые копируют телевизионные шоу «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером», игры, связанные с изображением предметов, различными инсценировками.
Во всех регионах сохраняется ворожба и ее традиционные сроки - в ночь на Рождество, старый Новый год и Крещенье. Помимо традиционных гаданий (выливание воска, яйца в воду, гадания с зеркалом, выкладывания из палочек колодца, приглашения «суженого-ряженого» воды испить и проч.), существуют гадания, имеющие те же атрибуты, что и в традиционной ворожбе (соль, стакан, кольцо, хлеб), но интерпретация происходит согласно современным реалиям: если с закрытыми глазами выберешь стакан с солью, то это означает не слезы и жизнь в бедности, а поездку к морю (Т. И. Лысенко, 1954 г. р.). Изменился возраст гадающих: если в традиционной культуре ворожили, в основном, девушки, мечтающие
о замужестве, то сегодня чаще гадают взрослые и пожилые женщины, стремящиеся узнать будущее: «Выливаю расплавленный воск в воду и по полученному изображению пытаюсь разглядеть, что ждет в наступающем году» (И. В. Зверева, 1969 г. р.). Но молодежь, слышавшая от бабушек, о «страшных» гаданиях, тем не менее, не боится их воспроизводить, сохраняя преемственность традиционной культуры в новых условиях: «На Святки два зеркала устанавливаю друг против друга, с каждой стороны ставлю свечи (три и более). Одна сижу в комнате, выключаю свет и говорю: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». Смотрю в зеркало, пытаясь увидеть суженого, разглядеть его черты... Моя прабабушка, гадая с помощью зеркал, увидела в одном из них лестницу с красной дорожкой, по которой спускался человек, но она испугалась и задула свечи, так и не увидев лица» (М. М. Лонтратова, 1988 г. р.).
В последнее десятилетие большую популярность среди широких масс русского населения (как верующих, так и атеистов) приобрел религиозный обряд освящения воды, который проводится в церквях и на водоемах в крещенский сочельник и в сам день Крещенья. И если в крестном ходе на реку в большинстве своем участвуют верующие люди, которые перед этим отстояли службу в церкви, то в окунании в прорубь принимают участие сотни и тысячи людей, не имеющих никакого отношения к православию, а полезшие в ледяную воду по нескольким причинам: чтобы «оздоровиться», «проверить себя», «попиариться» (последние обязательно фотографируются). Крещенскую воду набирают для себя, для своих близких и знакомых, используя ее для лечения и освящения жилища. Окропление углов дома крещенской водой сейчас зачастую объясняется «очисткой ауры» (Л. И. Никифорова, 1959 г. р.). В Крещенье также сохраняет свое обрядовое значение закрещивание виртуальных границ окультуренного пространства: верующие с молитвами рисуют крестики над всеми окнами и дверями.
На семейном уровне широко бытует приготовление и потребление блинов на Масленицу, но этот праздник, в отличие от Нового года и Рождества, больше проводится на общественном уровне - в парках, скверах, на площадях, в музеях-заповедниках. В целом, общественные формы традиционных календарных праздников можно найти в трудовых коллективах и на общегородских мероприятиях. Так, отмечание новолетия в трудовом коллективе сохраняет не только традиции гражданского празднования Нового года с украшением елки, Дедом Морозом, Снегурочкой и подарками, но и русские традиции святочного ряженья в костюмы Бабы Яги, лешего, черта и других мифологических персонажей. На праздничном столе в трудовом коллективе присутствуют блюда национальной кухни -блины, пироги, квашеная капуста, соленые грузди и т. д.
Воспроизведение элементов традиционных праздников активно проходит в центрах традиционной культуры. Наиболее массовыми и популярными среди жителей сибирских городов являются городские праздники Рождество и Масленица. В Омске они проходят на различных городских площадках - в парках культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ и «Зеленый остров», в скверах, на выставке «Агро-Омск», на территории второй Омской крепости, около Дворцов культуры. Режиссеры праздников стараются вплести в сценарий элементы народных обычаев, таких, как колядование, хождение с рождественской звездой, вертепный театр, ряженье, используют народные песни и малые фольклорные формы (скороговорки, поговорки, приметы, поверья), традиционные игры и стилизованные народные костюмы. Используются и собственно городские ярмарочные формы - театр Петрушки, балаганы, лазание на обледенелый столб, состязание юношеских групп в силе, ловкости, быстроте. Особенно интересно проходит празднование Масленицы на площади перед Омским Домом дружбы, где представителями казачьих объединений организуется катание верхом на лошадях и в запряженных повозках, разыгрывается игра «баня», устраиваются игры с «блинами» и «молодецкие забавы» - перетягивание каната, состязания гиревиков, бой мешками. Здесь продаются и раздаются за заработанные в соревнованиях жетоны блины, пироги, чай, гречневая каша. Новшеством 2018 г. стал «Блинфест» - конкурс самодеятельных коллективов и национально-культурных центров в приготовлении блинов. Кульминацией праздника является сжигание чучела Масленицы, вокруг которого люди разных национальностей, пришедшие на праздник, водят хороводы, поют песни и просят друг у друга прощения перед наступающим Великим постом.
Календарные праздники, которые проводятся учреждениями культуры и общественными организациями представляют собой конструирование праздничной культуры с использованием существовавших игровых форм и обобщенных символов русской культуры, часто без учета региональной специфики. В современной Масленице такими символами являются блины, тройки лошадей, соло-
менное чучело. Многие обряды вписываются в гуляние в «сценическом» варианте (например, «баня» и «ловля блинов» сковородой на Масленице). Часто обычаи, никогда не бытовавшие на определенной территории, вплетаются в канву праздника только потому, что они яркие и интересные: так произошло с играми «Лодка», «Царь Максимилиан», рождественский вертепный театр в Омском Прииртышье. Положительный пример в возрождении региональных традиций демонстрирует Отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. Так, в 2017 г. сотрудниками отдела на Масленице около Сибирского культурного центра был возрожден обычай женской «байги», существовавший у сибирских казаков Иртышской линии, когда казачек вывозили за селение, и они бежали назад наперегонки в одних шерстяных носках [1, с. 86]. В 2018 г. «байга» обрела популярность на общегородской Масленице на Любинском проспекте, где в забегах участвовали десятки девушек и женщин всех возрастов, и обычай был с интересом подхвачен муниципальными образованиями области, где прошли местные соревнования среди женского населения.
Великий пост соблюдается немногими, зато обычаи Вербного воскресенья и Великого четверга соблюдаются повсеместно как женщинами, так и мужчинами. Освященные вербы ставят возле икон и просто в вазы, некоторые постукивают ими своих детей с пожеланием здоровья. По данным опросов, четверговые обряды соблюдают 76% респондентов (1956 - 1988 г. р.), при этом женщины убирают в доме, стирают, моются (ходят в баню и принимают ванну), объясняя это тем, что «нужно все грехи смыть до Пасхи», а мужчины относятся к очищению себя и жилища «просто как к семейной традиции» [2, с. 196]. Девушки и женщины не только умываются «с серебра», как это было принято в традиционной культуре, но и принимают ванну с серебром (кладут в воду серебряные монеты). Сохраняются предохранительные обряды окропления святой водой жилища, а также очистительно-обереговые обряды с четверговой солью, которые обрели новые формы: женщины берут несколько щепоток четверговой соли (по количеству членов семьи), заворачивают в тряпочку, бросают в воду и моют этой водой пол (Л. С. Пертулисова, 1957 г. р.). Этот обряд носит апотропеический характер, имеющий целью сохранение в доме здоровыми и невредимыми всех членов семьи.
Пасхальные традиции, в советское время бытовавшие лишь в семье и в церкви, в настоящее время вновь обрели широкое общественное звучание. Этому способствуют такие факторы, как трансляция пасхальных служб по радио и телевидению, публичные поздравления и проповеди Патриарха, распространение информации о празднике в средствах массовой информации, организация учреждениями культуры пасхальных музыкальных фестивалей и выставок народного творчества. Наиболее устойчивой в структуре пасхальных традиций оказалась обрядовая пища, хотя и она претерпела определенные изменения: яйца красят практически все, но помимо луковой шелухи теперь используют более простой способ окраски покупными красками и украшения термостойкими наклейками. Куличи теперь проще купить в магазине, тем более что освятить их можно там же. Появилась новая традиция освящения куличей во время трансляции всенощной по телевидению. Все больше распространяется традиция христосования и обмена крашеными яйцами с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Игра «в битки» распространена во многих городских семьях: дети и взрослые с удовольствием бьются окрашенными яйцами, выявляя победителя, у которого останется целым яйцо. Посещение церкви на всенощную и освящение куличей, яиц, кагора приобрели массовый характер. В некоторых семьях крашеные яйца хранят у иконы вместе с освященной вербой.
Традиции Родительского дня (Радоницы) и Троицы, включающие посещение кладбища и поминовение умерших родственников, украшение дома цветами и ветками березы, обливание водой на Ивана Купалу, освящение меда и яблок на Спасы - эти и некоторые другие обычаи соблюдаются в сибирских городах, транслируя аутентичные формы календарно-обрядовой культуры. Привнесение новаций в известные традиции иногда носят опасный характер. Так, обливание прохожих водой с верхних этажей многоэтажных домов в Новосибирске, разбивание стекол и ломание скамеек в Северске, окачивание водой из ведер водителей автобусов в Томске - эти и другие небезобидные купальские обычаи чреваты травмами и авариями, но устойчиво сохраняются долгие годы в городах.
Потребность в обращении к истокам народной культуры растет по мере усиления глобализаци-онных вызовов. Интересный опыт обращения к русским календарным традициям был получен в 2010 г. на базе отдыха «Прииртышье». Членами Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» был проведен День Ивана Купалы, включавший традиционные обрядовые
элементы этого славянского праздника: плетение венков и гадание по ним, вождение хороводов, «баню» с березовым веником, поиски цветка папоротника, украшение березки и потопление ее, обливание участников празднества водой и прыжки через костер. Главными действующими персонажами праздника стали Аграфена Купальница и Иван Купала, а горожане с удовольствием участвовали в предложенном мероприятии, познавая новое для себя, которое являлось «давно забытым старым».
Конструирование праздничных календарных традиций с большей или меньшей долей успешности проводится учреждениями культуры и образования на праздниках и фольклорных фестивалях, которые являются формой популяризации традиционной культуры и способом ее функционирования в современных условиях. В Омской области такими фестивалями явились «Душа России», «Егорий Хоробрый», праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка», Межрегиональный конкурс детских и юношеских фольклорно-этнографических коллективов «Егорий вешний», фестиваль казачьей культуры «Наследие» [3, с. 247], в Новосибирской области - «Мельниковский фестиваль», «Заволо-кинская гармонь», «Сибирская глубинка», музыкальный фестиваль «Благовест», в Тюменской области -областной фестиваль русской культуры «День славянской письменности», областной фестиваль казачьей культуры «Благовест». В Алтайском крае большую популярность получили фестивали народного творчества «Калина красная» (посвящен памяти В. М. Шукшина), «Вместе мы - Россия», «День России на Бирюзовой Катуни» [4]. В рамках фестивалей организуются национальные подворья, где демонстрируются изделия мастеров, традиционные костюмы, блюда народной кухни, игры, песни, танцы, семейно-бытовые обряды. На фестивалях работают ярмарки, мастер-классы и лаборатории по народному творчеству, встречаются фольклорно-этнографические коллективы, устраиваются конкурсы частушечников, гармонистов, шествия коллективов, хороводы, гала-концерты.
В Омске много лет проходит и расширяет количество участников и разнообразие форм Межрегиональный праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка». Визитными карточками праздника являются традиционные ярмарочно-развлекательные формы - театр Петрушки, гадания цыганок, шуточная распродажа сладостей и снадобий, продажа ряженого коня, выбор «невесты» и «сватанье», игры с петухом и т. д. За три дня работы ярмарка привлекает огромное количество зрителей и участников. Помимо традиционной выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства, происходит важный процесс ознакомления с процессом создания предметов быта: здесь можно научиться плести лапти и корзины, ткать дорожки, вязать кружева, вырезать по дереву, лепить глиняные игрушки и горшки, шить домашние обереги и куклы. Пришедшие на ярмарку участвуют в народных играх, конкурсах частушек, смотрят выступление фольклорных коллективов. Мастера из разных регионов России проводят мастер-классы по резьбе деревянных игрушек, росписи по дереву, изготовлению традиционных пряников и т. д. В разные годы посетителями и участниками ярмарки становились от 10 до 20 тысяч человек. На ярмарке стал традиционным смотр-конкурс ярмарочных мест, который проводится по номинациям «Тематическое торговое место», «Визуальная реклама», «Работа с публикой». В рамках Покровской ярмарки в Сибирском культурном центре проводятся выставки подлинного народного быта и одежды из частных коллекций и собраний муниципальных музеев. Традиционным стал конкурс «Этностиль», в рамках которого организуется дефиле «Мода от народа», представляющего современные версии народного костюма и использование стилизованных фольклорных элементов в одежде.
Анализ форм и методов использования русских календарно-обрядовых традиций в современной праздничной культуре сибирских городов позволил сделать следующие выводы. В современных праздниках элементы русской календарной обрядности функционируют в двух основных формах -аутентичной и конструированной. Аутентичная форма с теми или иными изменениями сохранялась в течение долгого времени революционных потрясений и советского образа жизни или была возрождена в конце 1990-х - начале 2000-х гг. в связи с новыми социально-политическими условиями. Праздничные традиции существуют на двух уровнях - семейном и общественном. Аутентичная форма календарных традиций лучше сохраняется на семейном уровне. В проведении праздников на общественном уровне с сохранением русских традиций большую роль играют национально-культурные центры, фольклорно-этнографические коллективы и активисты фольклорного движения. Факторами сохранения календарных традиций являются следующие: 1) вера в магическую силу обрядов; 2) совершение обрядов из этических соображений - «чтобы отдать дань памяти предкам»; 3) осознание необходимости сохранения традиций как основы мировоззрения. Современной формой существования традицион-
ных календарных праздников на общественном уровне являются фестивали и праздники народной культуры, несущие познавательную и обучающую нагрузку, стимулирующие культуротворческую активность населения, создающие в городе благоприятную социокультурную среду.
Список литературы
1. Золотова, Т. Н. Традиционный праздничный календарь восточно-славянского населения Зауралья и Западной Сибири. - Текст электронный. - Москва : Институт наследия, 2017. - 286 с. : ил. - URL: http://sfrik.omskreg.ш/res/page000000000513/Files/Золотова.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
2. Золотова, Т. Н. «Четверговая» обрядность сибиряков: на границе времени и пространства. - Текст : непосредственный // Народная культура Сибири : матер. XXIII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. - Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2015. - С. 190-197.
3. Золотова, Т. Н. Фестивали народной культуры как форма существования фольклора и фактор формирования идентичности и толерантности в социокультурном пространстве современного города. - Текст непосредственный // Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография : матер. VIII Всерос. науч. симпозиума (Новосибирск, 21-22 октября 2010 г.). - Омск : ООО «Издательский дом "Наука"», 2010. -С. 246-251.
4. Паспорт культурной жизни регионов. - Текст : электронный // Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.givc.ru/mkrf_stat/culture/pasport/index.html (дата обращения: 20.04.2019).
Tatiana N. Zolotova, Ph. D. in History Dmitri Likhachyov Russian Cultural and Natural Heritage Research Institute, Omsk Branch (Omsk, Russia)
RUSSIAN CALENDAR AND RITUAL TRADITIONS AS A SOURCE FOR CONSTRUCTION OF A MODERN FESTIVE CULTURE (A CASE OF SIBERIAN URBAN AREAS)
Abstract. The paper gives the main results of the author's analysis of peculiarities of presence of Russian ca l-endar and ritual traditions in modern festive culture of several Siberian cities and towns, such as, Omsk, Tomsk, Novosibirsk, etc. The analysis is based on public communication data, and information the author got from her own polls taken in various social and demographic groups of urban population of Siberia. On the author's opinion, Russian festive culture in a space of a today's big Siberian city stands in two levels: in a family and in public life, in two major forms: authentic and stylized versions. Also, the article characterizes a role of ethnic communities and folk centers in keeping and popularization Russians' calendar and ritual traditions.
Key words: Russians, calendar and ritual traditions of Russians, Russian festive culture, celebrations of the Christian calendar, a modern urban celebration, urban areas in West Siberia, authentic form of calendar ritualism, stylized form of calendar ritualism, conditions for conservation of Russian people's festive culture.
УДК 130.2 001.891
Б01: 10.32340/2414-9101-2019-2-24-29
И. В. Леонов, доктор культурологии Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
(Санкт-Петербург, Россия)
ivaleon@mail т
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕГИОНОВ СО СЛОЖНООРГАНИЗОВАННЫМ КУЛЬТУРОГЕНЕЗОМ
Аннотация. Рассмотрены возможности применения ряда теоретико-методологических подходов, сложившихся в современном культуроведении (в частности, органистического, культурогенети-ческого, архитектонического и гештальт-культурологического), в ходе научного изучения объектов