УДК 930
Дозморов Валерий Александрович Dozmorov Valery Alexandrovich
преподаватель teacher
Керченский политехнический колледж Kerch Polytechnic College
РУССКИЕ ИСТОРИКИ-МЕДИЕВИСТЫ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ И КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
RUSSIAN HISTORIANS-MEDIEVALISTS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES AND THE CULTURE OF THE SILVER AGE
Аннотация: В статье представлена историография культурно-исторического направления русской медиевистики в контексте культуры Серебряного века.
Abstract: the article presents the historiography of the cultural and historical direction of Russian medievalism in the context of the Silver age culture.
Ключевые слова: культура Серебряного века, русская медиевистика, русская философия XX в., ренессансная ситуация в России.
Key words: culture of the Silver age, Russian medieval studies, Russian philosophy of the XX century, the Renaissance, the situation in Russia.
Место науки в обществе зависит от того, насколько эффективно она способствует удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Науки, призванные изучать человеческое общество в различных его аспектах, могут претендовать на определенное значение в этом обществе лишь в том случае, если их результаты отвечают актуальным общественным интересам своего времени. Всякая общественная наука должна быть современна.
Взаимоотношение исторической науки и современности - это важная проблема. Только через раскрытие многообразных влияний современности на историческую науку возможно подлинное понимание ее действительного развития. Те перемены, которые проходят в обществе отражаются на развитии
исторической науки. Новые условия общественной жизни порождают и новые исторические теории, обуславливают преимущественный интерес ученых к тем или иным сторонам исторического процесса.
Определяющее влияние на историческую науку с особой силой проявляется в переломные эпохи общественного развития.
Для отечественной историографии последней четверти XIX столетия было характерно особое внимание к западной истории. Стимулом к изучению истории Западной Европы эпохи средневековья было их стремление понять некоторые общие закономерности и опереться на опыт стран, которые прошли тот же путь, который предстояло пройти России.
В своих конкретно-исторических исследованиях они искали ключи к пониманию перспективного перехода России от феодализма к капитализму по западному пути. Российские ученые стремились выделить наиболее ценное в западном опыте и применить его к настоящему и будущему России.
Следует обратить внимание на то, что наибольший интерес к проблемам средневековой культуры в России проявился в прямой связи с культурной обстановкой конца XIX - начала XX столетий.
Конец XIX - начала XX столетий - особое время. Не долгая, но блестящая эпоха русской культуры, получившая название Серебряный век. Это время, когда происходил тектонический ментальный сдвиг, характер которого раскрывается не в политических и экономических документах, а в памятниках духовного наследия. Обращение к духовному наследию делает более объемным наше историческое зрение. Подлинно глубокое и всестороннее осмысление самых судьбоносных исторических процессов, отношений между людьми, социальными группами невозможно без учета контекста духовной жизни общества.
Культурное явление - это не просто второстепенный элемент общественной жизни, возникающий на определенном историческом фоне. Это - неотъемлемая составляющая исторической, ее непосредственное и наиболее
адекватное выражение, основной показатель ее психологического климата, состояние умов и нравов. Изучение культурных феноменов дает возможность многогранного осмысления порождающих и сопровождающих контекстов.
Облик процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни, определяется характером мировидения, менталитетом тех или иных социальных групп и общества в целом. Внешние события сопровождались переломом в сознании. Характер ментальных процессов влиял на определение путей дальнейшего развития России. Выбор, предопределивший всю истории России в XX столетии, зависел, прежде всего, от состояния умов, от самосознания общества.
Самосознание - движущая сила духовной жизни. Это совокупность психологических, нравственных, интеллектуальных процессов, выражающихся в политических убеждениях, иерархии нравственных ценностей, эстетических символах. Особый смысл приобретает самосознание культурной элиты общества, наиболее мыслящей и образованной среды. Сюда, естественно, следует отнести не только философов, общественных деятелей, но и представителей интеллектуального сообщества - русских ученых-историков.
Самосознание культурной элиты - ведущий компонент духовного творчества.
Современные оценки отечественных исследователей близки взглядам зарубежной и эмигрантской историографии, которые всегда считали творчество «Серебряного века» самым ценным в русской культуре XX столетия.
В отечественной и зарубежной науке проделана огромная исследовательская и науковедческая работа, без которой невозможно было бы осуществление дальнейшей разработки проблематики, связанной с культурой Серебряного века и различными аспектами общественного сознания этой эпохи.
Сегодня необходимо переосмыслить основные источники, по-новому прочесть их и систематизировать. На протяжении длительного времени объектом и предметом отечественной исторической науки были «классы», «массы», различные социально-экономические процессы, политические события. Историография Серебряного века просто не вписывалась в общий методологический контекст.
Историки рубежа XIX - XX столетий много сделали для развития отечественной и мировой исторической науки. В условиях новой социально -политической реальности (особенно после 1917 года) те, кто не сумел перестроиться на новый марксистко-ленинский «лад» был выслан из страны и пополнил ряды русской эмиграции за рубежом, продолжая создавать там научные шедевры. Получилось так, что в советское время к историографии Серебряного века обращались мало, это и понятно. Интересовались разве что политическими, социально-экономическими взглядами историков начала XX столетия, показывая при этом их ущербность в данных проблемах. Положение начало меняться только в наши дни. С 90-х годов XX столетия активно переиздаются исторические сочинения эпохи русского модерна.
Обострившийся интерес к эпохе столетней давности, вероятно связан с тем, что сегодня ситуация в России во многом повторяется. Новые политические и идеологические лозунги, но состояние духовной и душевной смятенности - сходное. Духовное самоопределение требует осмысления отечественной традиции. Очевидно, то, что без прошлого нет будущего.
Интерес к культуре Серебряного века обозначился, как уже говорилось, в 90-е годы XX столетия. Среди исследователей, занимающихся этой проблематикой, хотелось бы выделить А. Эткинда, П.П. Гайденко, М.А. Воскресенскую, Б.В. Емельянова, В.М. Ракова.
В своем труде «Символизм как мировидение Серебряного века» М.А. Воскресенская рассматривает символизм как основу культурной эпохи начала XX века. Ценным является то, что М.А. Воскресенская видит близость
Серебряного века и романтической традиции. В целом исследование написано в рамках культурно-цивилизационного подхода к пониманию истории. Делается акцент на духовной составляющей общественного развития [1, с. 44].
В центре внимания П.П. Гайденко в работе «Вл. Соловьев и философия Серебряного века» - творчество В.С. Соловьева, оказавшего сильное влияние на развитие как философской мысли в России, так и в особенности на культуру Серебряного века. Романтический эстетизм, характерный для В. Соловьева во многом определил атмосферу Серебряного века, прежде всего поэзию символизма. Анализ отечественной мысли дается автором в контексте европейской философии XIX - XX столетий. П.П. Гайденко представила широкую панораму развития русской религиозной философии начала XX столетия; ценным является сравнение культурной ситуации Серебряного века с эпохой Возрождения и Реформации [2, с. 56].
«Очерки русской философии XX в.» Б.В. Емельянова - это солидный обобщающий труд, освещающий основные проблемы русской философии XX столетия. Существенный интерес представляют рассуждения автора о русской религиозной философии начала XX столетия и о наиболее оригинальном ее представителе В.В. Розанове [3, с. 23].
С точки зрения психоанализа понять культуру Серебряного века пытается А. Эткинд в книге «Эрос невозможного. История психоанализа в России». Автор считает, что Россия в начале XX столетия - это один из центров европейской цивилизации. А. Эткинд рассматривает влияние европейского психоанализа на деятелей русской культуры XX столетия. Интересно замечание А. Эткинда о духовном родстве европейского психоанализа с русским символизмом начала XX столетия [13, с. 21].
Книга «Хлыст (секты, литература, революция)» А. Эткинда посвящена особой стороне русской истории, так называемой культурной изнанке -сектам. Русское сектантство, по мнению автора, переоткрывали много раз, но самым бурным образом - в Серебряном веке [12, с. 43].
В статье В.М. Ракова «Опыт историософии русской культуры (классика и серебряный век)» рассматриваются два периода русской истории: XIX столетие и «серебряный век». Автор дает определение так называемой ренессансной ситуации, считая, что Россия пережила ее дважды - начало XIX столетия и начало XX столетия. В целом исследование существенным образом дополняет выработанные в свое время и ставшие традиционными концепции культуры Серебряного века [10, с. 76].
Среди исследователей, интересовавшихся историографическими проблемами рубежа XIX - XX столетий следует назвать следующие: Б.Г. Могильницкого, А.А. Левандовского, Б.Г. Сафронова, В.М. Ершову, Е.В. Гутнову и др.
Труд Б.Г. Могильницкого «Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70-х гг. XIX в - начало 900-х гг.» написан в рамках марксистской методологии, в связи с этим влияние данного труда явилось самым опосредованным. Ценным является замечание автора о ситуации в науке и историографии во второй половине XIX столетия и роли позитивизма [9, с. 27].
Монографии А.А. Левандовского «Т.Н. Грановский в русском общественном движении» [7], «Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции» [8] посвящены одному из самых ярких общественных деятелей России середины XIX столетия. Опираясь на биографию выдающегося историка, блестящего лектора, автор воссоздает эпоху, показывает пути, истоки формирования западничества и славянофильства.
Б.Г. Сафронов в книге «Вопросы исторической теории в работах М.С. Корелина» рассматривает историческую концепцию историка конца XIX столетия. Автором делается вывод о том, что научные интересы М.С. Корелина (эпоха Возрождения) находились в прямой зависимости от ситуации в стране во второй половине XIX столетия. Неожиданным, возможно, является
утверждение Б.Г. Сафронова о том, что М.С. Корелин придерживался позитивизма [11, с. 77].
В.М. Ершова посвятила свое исследование первой женщине-доктору всеобщей истории - О.А. Добиаш-Рождественской. В исследовании представлена широкая панорама жизни, научной, преподавательской, общественной деятельности О.А. Добиаш-Рождественской [6, с. 11].
Кроме работ, посвященных конкретным историкам рубежа XIX - XX столетий следует назвать обобщающие труды: Е.В. Гутновой «Историография истории средних веков» [3], Б.В. Емельянова, В.В. Куликова «Русские мыслители второй половины XIX - начала XX вв.» [5], где дается самая общая характеристика исследователей данной эпохи.
В наши дни, когда переиздаются сочинения историков начала XX столетия, большой интерес представляют вступительные статьи, написанные, как правило, специалистами, исследующими творчество какого-либо исследователя эпохи Серебряного века.
Составляя данный библиографический очерк, преимущество, за некоторым исключением, было отдано в пользу исследователей Москвы и Петербурга. Здесь следует отметить, что исторически Москва и Петербург принадлежат к разным культурным традициям, что проявлялось в искусстве, философии, мировоззренческих установках. Однако на историографическом материале подобное деление проследить сложно.
Проблематика исследований, методологические установки московской и петербургской школ были в целом схожи. Процесс создания в университетах Москвы и Петербурга интеллектуальных сообществ происходил вокруг ученых-основоположников (В.И. Герье - в Москве и И.М. Гревс - в Петербурге), оказавших большое влияние на развитие исследований, связанных с историей культуры.
Библиографический список:
1. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение серебряного века: социокультурные факторы формирования общественного сознания русской культурной элиты рубежа XIX - начала XX вв. М., 2005.
2. Гайденко П.П. Вл. Соловьев и философия серебряного века. М., 2017.
3. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М., 1985.
4. Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург,
2019.
5. Емальянов Б.В., Куликов В.В. Русские мыслители второй половины XIX в. - начала XX в. Екатеринбург, 1996.
6. Ершова В.М. О.Д. Добиаш-Рождественская. Л., 1988.
7. Левандовский А.А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции. М., 1990.
8. Левандовский А.А. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. М., 1989.
9. Могильницкий Б.Г. Политические и методологические идеи русской либеральной середины 70-х гг. XIX в. - начала 900-х гг. Томск, 1969
10. Раков В.М. Опыт историософии русской культуры (классика и серебряный век) // Вестник Пермского университета. История. 2005. № 5.
11. Сафронов Б.Г. Вопросы исторической теории в работах М.С. Карелина. М., 1984.
12. Эткинд А. Хлыст (секты, литература, революция). М., 2013.
13. Эткинд А. Эрос невозможного. История Психоанализа в России. СПб., 1993.