Научная статья на тему '«Русские и "русскость"», В. Жданова. Ю. Щеголева, Ю. Сорокин. Москва, «Гнозис» 2006, 336 с. Составитель монографии - проф. Виктория В. Красных (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва)'

«Русские и "русскость"», В. Жданова. Ю. Щеголева, Ю. Сорокин. Москва, «Гнозис» 2006, 336 с. Составитель монографии - проф. Виктория В. Красных (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Русские и "русскость"», В. Жданова. Ю. Щеголева, Ю. Сорокин. Москва, «Гнозис» 2006, 336 с. Составитель монографии - проф. Виктория В. Красных (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва)»

РЕЗЕНЗИИ

225

«Русские и "русскость"», В. Жданова. Ю. Щеголева, Ю. Сорокин. Москва, «Гнозис» 2006, 336 с. Составитель монографии - проф. Виктория В. Красных

(МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва).

Коллективная монография «Русские и русскость» вышла в свет в 2006 году в издательстве «Гнозис» (Москва) в серии «Лингво-культурологические этюды», объединив работы трех исследователей.

Первая часть публикации — «Русская культурно-языковая модель пространства и особенности индивидуальной ориентации в ней» - написана младшим профессором кафедры русистики Майнцкого университета (Германия) Владиславой Валерьевной Ждановой (с. 7-180). В центре внимания этого исследования находится культурно-языковая проекция дискурса идентичности, связанная с сознательным позиционированием человека (носителя определенного языка и культуры) в системе координат своего и чужого, заданных, в частности, и культурно-языковой моделью.

Для выявления механизмов самоидентификации были проведены ассоциативный и когнитивный тесты с русскими, проживающими в России и в Германии, описанные в первом («Культурно-языковые представления о своем и чужом пространстве в сознании современных русских. Описание концептов сферы свой /чужой на экспериментальном материале» с. 10-63) и третьем разделах публикации («Новый русский дискурс и восприятие «русскости», с. 102-119), а также квалитативные интервью с целью изучения коммуникативных стратегий русских иммигрантов в Германии, результаты анализа которых представлены во втором разделе публикации («Лингвистическая проекция социокультурной самоидентификации иммигрантов» с. 64-101). В четвертом разделе показаны основания русской самоидентификации на материале семантически однородного и предельного фольклорного жанра - современных русских анекдотов («Русский дискурс самоидентификации сквозь призму современного русского анекдота» с. 120-165). В заключение кратко сумми-

руются предварительные выводы и наблюдения (с. 166-173).

Вторая часть книги представляет собой диссертационное исследование Юлии Ще-голевой (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва), посвященное проблеме стереотипа современного героя в традиционной культуре и современном массовом сознании (с. 181264). Помимо привлечения фольклора и художественной литературы, в реконструкции образа положительного героя были использованы и данные экспериментов, проведенных автором.

Третья часть публикации принадлежит перу Юрия Александровича Сорокина, главного научного сотрудника Института языкознания РАН, Москва («Психополитология: лица и факты», с. 265-331). Раздел состоит из 7 параграфов. Содержание их вполне четко указывает на то, как автор этого раздела истолковывает понятия психополитологии.

Говоря конкретнее, эта сфера функционирования политического дискурса (как эксплицитно прагматического коммуника-та), существующего и в качестве «прямой», и в качестве «косвенной» речи - в основном в форме квазивоспоминаний и квазибиографий. Такова, например, «косвенная» речь А.Лебедя и В.Новодворской (параграфы 2 и 4).

В этом же разделе рассматривается степень харизматичности бывших и нынешних лидеров России. По мнению автора, их харизматичность не может не быть оценена как нулевая, ибо ее существование лишь утверждается, а не подтверждается, противореча требованиям психомассогогики (с двумя ее подразделами - психодеструкти-викой и психоимпульсивикой).

В последнем параграфе этого раздела рассматривается понятие этноконфликта (душанбинский) и строится его модель: 8 ядерных блоков и 3 периферийных.

Н.В. Уфимцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.