Пузович Владислав д-р богосл. наук, доцент, Православный богословский факультет, Университет в Белграде (Сербия) [email protected]
Русские эмигранты — студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.)
В. Пузович
В период между двумя мировыми войнами Православный богословский факультет в Белграде был одним из важных центров получения высшего богословского образования российскими эмигрантами. Свыше 200 российских эмигрантов обучались на этом факультете. В некоторые периоды они составляли более половины общего количества студентов. На основании архивных материалов из Архива Православного богословского факультета (протоколы заседаний совета факультета, досье студентов) в предлагаемом докладе представлено несколько аспектов, связанных с обучением российских студентов. Рассматривалось изменение количества студентов, представлены главные аспекты их студенческой жизни, а также проблемы, с которыми они сталкивались. Особое внимание уделялось первому поколению российских выпускников. На основании сведений из студенческих досье Николая Николаевича Афанасьева, Николая Михайловича Зёрнова, Леонида Георгиевича Иванова, Константина Эдуардовича Керна и Михаила Борисовича Максимовича представлены сведения, свидетельствующие о ходе их обучения в Белграде. Изложенные сведения указывают на то, что российские студенты, вопреки трудному материальному положению, добивались хороших результатов в обучении. Примечательно также их стремление сохранить духовную связь с потерянной родиной посредством создания студенческих кружков и изучения истории Русской Церкви. В приложении к настоящему докладу даны сведения о 69 российских выпускниках, а также отметки трех русских, принадлежащих к первому поколению выпускников (Афанасьев, Керн и Максимович).
Обучение большого числа русских эмигрантов на Православном богословском факультете Университета в Белграде в период между двумя мировыми войнами является важным этапом в истории сербско-русских церковно-просветительских отношений. Впервые в истории названных отношений в одном сербском богословском училище обучалось большое число русских. На это, конечно, повлияли беспрецедентные исторические обстоятельства, в рамках которых произошел крах Российской империи и приход большевиков к власти в России, чем был вызван массовый исход антикоммунистически настроенных россиян. Часть русских прибыла во вновь сформированное Королевство сербов, хорватов и словенцев (далее — Королевство СХС).
Упомянутые события совпали с началом деятельности Православного богословского факульета Университета в Белграде1. Приход русских эмигрантов в Королевство СХС по двум сегментам повлиял на начало деятельности Православного богословского факультета. Во-первых, несколько русских, бывших преподавателей императорских университетов и духовных академий в России, внесли значительный организационный и научный вклад в сербскую академическую теологию, путем своей трудовой деятельности на упомянутом факультете2. Во-вторых, Православный богословский факультет стал одним из важнейших центров высшего богословского образования для молодых русских поколений в эмиграции3.
Православный богословский факультет Университета в Белграде как место обучения русских эмигрантов
В период с 1920 по 1940 г. на Православном богословском факультете в Белграде училось более 200 русских, из которых 69 удалось его окончить4. Если учесть тот факт, что на всех факультетах Белградского университета в период с 1919 по 1936 г. зафиксировано всего 638 русских выпускников5, то становится понятнее значимость числа русских выпускников Богословского факультета (приблизительно 10 % от всего числа русских выпускников во всем университете).
Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. Наряду с именами пятерых русских, принадлежавших первому поколению выпускников Православного богословского факультета в Белграде (Николай Николаевич Афанасьев, Николай Михайлович Зёрнов, Леонид Георгиевич Иванов, Константин Эдуардович Керн и Михаил Борисович Максимович), приводим следующие важные имена: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архи-
1 Православный богословский факультет в Белграде начал работать в 1920 г. Подробнее см.: РаковиЙ А., ШщаковиЙ Б. Универзитет и српска теологща. Исторщски и просветни контекст оснивааа Православног богословског факултета у Београду. Београд, 2010.
2 Подробнее см.: Пузович В. Русские эмигранты — преподаватели Православного богословского факультета в Белграде (1920—1940 гг.) // Труды Киевской духовной академии. 2011. №. 15. С. 199-208.
3 Первый декан Православного богословского факультета в Белграде Стеван Димитрие-вич (кстати, выпускник Киевской духовной академии) в статье, опубликованной в факультетском научном журнале «Богословие» (1930) по случаю десятилетия работы факультета, отметил, что одной из задач упомянутого высшего богословского училища является «платеж долга русскому народу, путем подготовки значительного числа духовных пионеров для будущего восстановления Православной Церкви в России, когда рухнет тамошний насильственный режим, который в настоящее время гонит ее и разрушает» (Димитрц/евиЙ С. Православни богословски факултет у сво^ десетсу години // Богословие. 1930. С. 75).
4 Данные представлены на основе: Архив Православног богословског факултета Уни-верзитета у Београду (дальше: Архив ПБФ). Каига дипломираних студената на основним студщама (1925—1998); Архив ПБФ. Главна каига уписаних студената на Богословски факултет СПЦ, од оснивааа факултета до 1995. године.
5 См.: Алексий Д. Руски студенти — емигранти на Београдском универзитету измену два светска рата // Токови исторще. 1992. №. 1-2. С. 43-59.
епископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митро-фан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григорие-вич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви — цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Та-расьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде).
Если следить за колебанием численности русских студентов на Православном богословском факультете в период между двумя мировыми войнами, то можно выделить два этапа. Первый этап относится к 20-м гг., когда число русских было значительным. Так, например, в учебном 1921/1922 г. на первый курс зачислено всего 29 студентов, из которых 18 было русскими6. В учебном 1926/1927 г., во время зимнего семестра, из общего количества 83 студентов на всех курсах русских было 577. На протяжении 20-х гг. общее число русских на Православном богословском факультете в целом не опускалось ниже 30 (в учебный год, на всех курсах), что представляло значительный процент (около 20 %), по сравнению с общим количеством студентов (в среднем около 150 в учебный год, на всех курсах)8. Второй этап относится к 30-м гг., когда численность русских на Богословском факультете гораздо меньше. На этот раз число русских не превышало 30 (в учебный год на всех курсах). Если иметь в виду, что общее количество студентов (в учебный год, на всех курсах) в данный период составляло в среднем около 250, то тогда понятно, что процент русских студентов по отношению к общему числу студентов значительно упал, если сравнить с 20-ми годами (ниже 12 %). Меньше всего русских студентов было в летний семестр учебного
6 Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920—1930. С. 39-40.
7 См.: ПузовиЬ П. Годишаи извешта]и Православног богословског факултета Ректорату Универзитета од 1920. до 1940 // Српска теологща у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 2. Београд, 2007. С. 81.
8 Подробнее см.: Там же. С. 77-97.
1933/1934 г. — 7 из 226, на всех курсах обучения9. Позже это число стабилизировалось и составляло в среднем 15 русских студентов (в учебный год, на всех курсах).
Объясняя постепенный спад численности русских студентов на Православном богословском факультете в Белграде, первый декан упомянутого факультета Стеван Димитриевич в статье, написанной в 1930 г., указывал на то, что причину этому следует искать в малой рождаемости среди российской эмиграции, а также в учреждении других высших богословских училищ, куда поступали русские эмигранты, например в Париже (Институт Святого Сергия) и в Православный богословский факультет Университета в Варшаве10.
Во время обучения на Православном богословском факультете некоторые русские студенты занимали должность ассистента-дневниковода. На данную должность избирались хорошие студенты, задача которых была помогать преподавателям при процессе обучения. Первый русский студент, который стал ассистентом, был Викентий Флорианович Фрадынский, избранный 1 апреля
1924 г.11 Фрадынский избирался на должность контрактуального указного ассистента 30 апреля 1927 г.12, а 1 октября 1929 г., по принятии гражданства Королевства Югославии, избран указным, т. е. постоянным ассистентом13. Фра-дынский совмещал должность ассистента с должностью библиотекаря на факультете. Кстати, Фрадынский был единственным русским человеком, который защитил докторскую диссертацию на белградском Богословском факультете в период между двумя мировыми войнами14. Помимо Фрадынского должность ассистента-дневниковода исполняли еще Александр Васильевич Макаренков (избран 14 мая 1924 г., работал в библиотеке факультета)15 и Алексей Алексеевич Моргуль (избран 31 мая 1924 г.)16. На заседании Совета факультета от 26 октября
1925 г. было принято решение о назначении Фрадынского помощником профессора Димитрия Стефановича по предмету Священное Писание Нового Завета, Моргуля помощником профессора Драгутина Анастасиевича по предметам «Древнегреческий язык» и «Культурная история Византии», а также о назначении Николая Андреевича Яковлева помощником профессора Лазара Миркови-ча по предмету «Литургика»17.
Часть русских студентов собралась в кружок имени Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Ценные свидетельства о деятельности этого студенческого кружка оставил Николай Михайлович Зёрнов, один из пятерки
9 ПузовиН. Указ. соч. С. 87.
10 См.: ДимитрщевиН С. Указ. соч. С. 74.
11 Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920—1930. С. 169.
12 Там же. С. 277-278.
13 См.: Там же. С. 357.
14 Фрадынский защитил докторскую диссертацию 6 марта 1939 г. и, таким образом, стал вторым докторантом, защитившимся на Православном богословском факультете в Белграде. Тема его докторской диссертации: «Святой Нил Синайский, его жизнь, литературное творчество и морально-аскетическое учение» (Архив ПБФ. Досще Викентща Флорщановича Фра-динског).
15 Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920—1930. С. 175.
16 Там же. С. 181.
17 Там же. С. 242.
русских выпускников первого поколения Православного богословского факультета в Белграде18. На собраниях упомянутого кружка обсуждались разные темы в области теологии и философии. Регулярные лекции на собраниях кружка читали такие личности, как Василий Васильевич Зеньковский, Николай Николаевич Глубоковский, Сергей Сергеевич Безобразов. Время от времени гостями кружка были митрополит Киевский и председатель Архиерейского синода Русской Заграничной Православной Церкви Антоний (Храповицкий) и епископ Охрид-ский Сербской Православной Церкви Николай Велимирович19.
О студенческой жизни и проблемах, с которыми сталкивались русские студенты на Православном богословском факультете, свидетельствуют также их многочисленные прошения, рассматриваемые Советом упомянутого факультета. Ббльшая часть названных ходатайств касалась признания определенных экзаменов, которые русские раньше сдавали на факультетах и духовных академиях в России. Значительная часть этих просьб относилась к переносу срока сдачи отдельных экзаменов, по причине, как чаще всего указывалось в них, трудного материального положения, в котором русские оказались, что принуждало их большую часть времени уделять не учебе, а зарабатыванию денег на проживание. Иногда от имени русских студентов прошения в Совет факультета по указанным вопросам подавали русские преподаватели20. В протоколах заседаний Совета факультета можно встретить и примеры отказа по различным причинам прошениям русских эмигрантов о зачислении на Богословский факультет21.
Совет факультета принял 15 ноября 1922 г. просьбу русских студентов допустить их на лекции по предмету «История Русской Церкви» как факультативному, а также сдавать экзамен по данному предмету. Преподавателем был назначен профессор Феодор Иванович Титов22. Данное прошение обновлялось и в последующие годы, русским студентам была предоставлена возможность изучать историю их Церкви на Православном богословском факультете в Белграде.
Отдельную историю представляет спор, возникший на Православном богословском факультете в связи со сдачей русскими студентами экзамена по рус-
18 См.: Зернов Н. За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж, 1973. С. 28-34.
19 См.: Там же.
20 Профессор Александр Павлович Доброклонский подал 6 декабря 1921 г. прошение в Совет факультета от имени русских студентов, окончивших реальную гимназию в России, в котором обращается с просьбой перенести им срок экзамена по латинскому языку, который являлся условием для сдачи остальных экзаменов на факультете. Совет факультета принял эту просьбу (Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 32).
21 Интересным представляется случай врача Михаила Аркадьевича Сопоцко-Сырокамля (выпускник Медицинского факультета в Киеве), который в 1927 г. подал прошение о поступлении на Православный богословский факультет. Совет факультета данную просьбу передал на рассмотрение профессору Федору Ивановичу Титову, который предложил принять Михаила Аркадьевича на учебу. Однако Совет факультета на заседании от 18 ноября 1927 г. отказывает в этом прошении с мотивировкой, что Михаил Аркадьевич слишком стар для студента (ему тогда было 60 лет), а также, что в недостаточной мере были прояснены его позиции по отношению к Православной Церкви (Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 287-290).
22 Там же. С. 69.
скому языку. 28 декабря 1923 г. Совет факультета рассматривал прошение русских студентов об освобождении от экзамена по предмету «Русский язык». Было принято решение передать данное прошение на рассмотрение преподавателю русского языка Радовану Кошутичу23. Профессор Кошутич ответил, что не может удовлетворить прошение русских студентов, на что Совет факультета, уважив данное мнение, порекомендовал профессору Кошутичу учитывать, что речь идет о вспомогательном предмете, цель которого дать «возможность пользования русской богословской литературой студентам настоящего факультета»24. Однако недоразумения в отношениях профессора Кошутича с русскими студентами продолжались, о чем свидетельствует дискуссия на заседании Совета факультета от 14 октября 1924 г. в связи с тем фактом, что некоторые русские студенты не смогли сдать экзамен по родному языку25. Профессор Кошутич затем согласился освободить русских от обязательной сдачи экзамена по русскому языку26, однако данное предложение было отвергнуто Сенатом Университета в Белграде. Спор окончился отставкой профессора Кошутича (1927), который на Православном богословском факультете преподавал в качестве внештатного преподавателя (в то же время был ординарным профессором на Философском факультете Университета в Белграде)27.
Первое поколение русских выпускников Православного богословского факультета Университета в Белграде
Первые студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде стали выпускниками в учебном 1924/1925 году. Из 11 выпускников пятеро были русскими, а именно: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зёрнов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детройтский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви).
Предыдущее образование упомянутых русских давало им солидную основу для дальнейшего обучения на белградском Православном богословском фа-
23 См.: Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 142. Профессор Радован Кошутич был выдающимся сербским русистом. Учился в Вене и Санкт-Петербурге. Был членом Академии наук СССР и Славянского института в Праге. Автор многих трудов в области русского языка и литературы Подробнее см.: КончаревиЙ К. Делатност Радована КошутиЬа на Православном богословском факултету Универзитета у Београду // Српска теологща у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 4. Београд. 2009. С. 91—103.
24 Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920—1930. С. 146—147.
25 Там же. С. 200-201.
26 Там же. С. 205.
27 Подробнее о споре между профессором Кошутичем и русскими студентами (поддержанными Советом Православного богословского факультета) см.: КончаревиЙ К. Указ. соч. С. 96-103.
культете. Помимо аттестата зрелости, который получили все пятеро в России и что являлось формальным условием для поступления на Православный богословский факультет, у некоторых из них было высшее образование, полученное в России, а некоторые, параллельно с Богословским, обучались и на других факультетах в Белграде. Николай Николаевич Афанасьев окончил 3-ю классическую гимназию в Одессе, после чего обучался на математическом отделении Физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе28. Николай Михайлович Зёрнов гимназию окончил в Москве29. Леонид Георгиевич Иванов окончил гимназию в Курске30, а в Белграде, одновременно с Богословским, посещал лекции и на Философском факультете (философско-педагогическая группа), который с успехом окончил в 1924 г., получив академическое звание дипломированный философ31. Константин Эдуардович Керн окончил Императорский Александровский лицей в Петрограде, после чего поступил на Юридический факультет в Москве, который не успел окончить в связи с революционными событиями в России. По приезде в Белград он продолжил обучение на белградском Юридическом факультете, который успешно окончил 17 февраля 1923 г. (№ диплома 3098)32. Михаил Борисович Максимович окончил гимназию в Харькове, а затем и юридический факультет в том же городе33.
Ни один из упомянутой пятерки во время обучения на Православном богословском факультете не принял гражданства Королевства СХС (все сохранили российское гражданство). Они разделяли судьбу большинства российских беженцев, испытывая материальные трудности. Так, например, Афанасьев и Максимович получали пособия от Государственной комиссии Королевства СХС для российских беженцев34. Вместе с тем Максимович дополнительные доходы зарабатывал, продавая газеты по белградским улицам35. Иванов в течение последнего курса обучения не получал никакой финансовой помощи и был вынужден жить на случайные заработки36. Именно из-за столь незавидной финансовой ситуации Иванову Советом Православного богословского факультета разрешено было поселиться в числе первых восьми студентов в факультетском доме по улице Косанчичев венац (д. 16) в центре Белграда37.
Несмотря на материальные трудности, упомянутые русские учились с успехом. Зёрнов был среди четырех первых лауреатов Святосавской премии (из Фон-
28 Архив ПБФ. Досще Никола]а Никола]евича Афанадева.
29 Архив ПБФ. Каига дипломираних студената на основним студщама (1925-1998).
30 Там же.
31 Архив ПБФ. Досще Леонида Георгиевича Иванова.
32 Архив ПБФ. Досще Константина Едуардовича Керна.
33 Архив ПБФ. Досще Михаила Борисовича Максимовича.
34 Архив ПБФ. Досще Никола]а Никола]евича Афанадева; Досще Михаила Борисовича Максимовича.
35 Архив ПБФ. Досще Михаила Борисовича Максимовича.
36 В одном из прошений, направленном в Деканат Православного богословского факультета, Иванов указывает, что должен полдня тратить на то, чтобы немножко заработать (Архив ПБФ. Досще Леонида Георгиевича Иванова.
37 Среди упомянутых восьми студентов, помимо Иванова, были еще трое русских: Николай Андреевич Яковлев, Георгий Евгеньевич Советов и Павел Иоаннович Пудло (Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 141).
да Луки Человича) за лучшее сочинение о святом Савве Сербском и прилежное отношение к учению38. Афанасьев получил высшие оценки (оценка 10) на 20 экзаменах (из 28, которые он сдал)39, и по данному показателю он был лучшим среди упомянутых русских студентов. Иванов получил высшие оценки на 12 экзаменах (из 23, которые сдал)40, Керн — на 10 (из 26)41, а Максимович — на 6 (из 28)42. Керн окончил факультет 29 июня 1925 г., в то время как остальные четверо окончили 13 и 14 октября того же года43.
В конце 20-х и в начале 30-х гг. Афанасьев, Керн и Максимович опубликовали несколько работ с историческо-канонической и литургическо-богословской тематикой в сербских богословских журналах44. Эти работы представляли собой важный вклад в развитие сербской богословской мысли. Некоторые из них обозначили в сербском богословии новые подходы к отдельным областям богословской науки45.
* * *
После Первой мировой войны Православный богословский факультет Университета в Белграде стал одним из наиболее значимых центров высшего богословского образования для российских эмигрантов. Об этом свидетельствует тот факт, что более 200 русских были судентами упомянутого факультета. Из них 69 стали его выпускниками. Имена Афанасьева, Керна, Зёрнова, Максимовича свидетельствуют о том, что из рядов русских студентов белградского Богословского факультета православный мир получил достойных деятелей в области богословской науки.
38 Рядом с Зерновым и двумя сербами эту награду получил также Викентий Флорианович Фрадынский (Архив ПБФ. Каига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 77).
39 Архив ПБФ. Досще Никола]а Никола]евича Афанадева.
40 Архив ПБФ. Досще Леонида Георгиевича Иванова.
41 Архив ПБФ. Досще Константина Едуардовича Керна. Интересно, что Керн единственный в этой группе русских студентов, кто провалился на одном экзамене (по патрологии) (Там же).
42 Архив ПБФ. Досще Михаила Борисовича Максимовича.
43 Архив ПБФ. Каига дипломираних студената на основним студщама (1925—1998).
44 См.: Афанасьев Н. Државна власт на васеденским саборима // Црква и живот. 1927. №. 9. С. 318-321; № 10-11. С. 348-358; № 12. С. 405-411; 1928. № 1-2. С. 9-12; № 3-4. С. 97-104; № 5. С. 154-162; N. 6. С. 230-236; № 7-8. С. 285-293; № 9-10. С. 353-359; Керн К. Епиклеза у александрщским литургщама // Богословде. 1932. № 4. С. 290-335; Керн К. Епиклеза у раним хришЬанским литургщама // Богословде. 1933. №. 4. С. 319-352; Максимович М. Редовно и празнично зачало // Богословде. 1933. №. 4. С. 353-361.
45 В этом смысле следует отметить труды Киприана Керна об эпиклезах в ранних христианских литургиях. Эти труды по праву можно считать фундаментом литургическо-богословского подхода к изучению литургической науки на сербской земле вместо преобладающего до тех пор у сербов историко-археологического и ритуального подхода в данной науке. Подробнее о вкладе Киприана Керна в сербское литургическое богословие см.: УбипариповиН С. Допринос архимандрита др Кипрщана Керна (1899-1960) као литургичара српсщ теологии 20 века // Српска теологща у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Београд. 2008. С. 54-63.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Русские эмигранты — выпускники Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940)46
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения Оконченная или посещаемая студентом школа до поступления на ПБФ Год поступления на ПБФ Дата защиты диплома на ПБФ Номер диплома
Анисимов Сергий Костевич 20 марта 1903 г. Кишинев Духовная семинария (Битоль) 1926 г. 30 июня 1931 г. 1696
Афанасьев Николай Николаевич 4 сентября 1893 г. Одесса Гимназия (Одесса) 1921 г. 13 октября 1925 г. 1172
Балабанов Феодор Феодо-рович 27 февраля 1897 г. Волосская (Екатеринос-лавская губерния) Духовная семинария 1920 г. 13 февраля 1933 г. 409
Бартошевич Андрей Юрьевич 30 ноября 1911 г. Санкт-Петербург Сербско-русская гимназия (Белград) (окончил 1930 г.) 1934 г. 14 марта 1939 г. 1259
Бартошевич Лев Юрьевич 14 сентября 1914 г. Санкт-Петербург Русская гимназия (Белград) (окончил 1932 г.) 1932 г. 15 марта 1938 г. 1444
Баторевич Азарий Григориевич 3 февраля 1895 г. Немовичи (округ Волынский) Житомирская духовная семинария 1925 г. 15 октября 1929 г. 1552
Биронова Татьяна Константиновна 16 апреля 1917 г. Киев Нет данных 1936 г. 25 июня 1940 г. Нет данных
Боровский Михаил Афанасьевич 18 сентября 1908 г. Шелопутно Кадетский корпус (Горажде) (окончил 1928 г.) 1928 г. 23 июня 1937 г. 2706
Булгаков Михаил Иванович 7 ноября 1902 г. Трифиловка (Курская губерния) Гимназия (Александрово) 1921 г. 14 февраля 1926 г. 298/26
46 В приложении 1 представлена таблица с данными о русских эмигрантах, выпускниках Православного богословского факультета в Белграде (все данные периода с 1920 по 1940 г.). Использованные источники: Архив ПБФ. Каига дипломираних студената на основним студщама (1925-1998); Архив ПБФ. Главна каига уписаних студената на Богословски факул-тет СПЦ, од оснивааа факултета до 1995 године.
Оконченная Год поступления на ПБФ
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения или посещаемая студентом школа Дата защиты диплома Номер диплома
до поступления на ПБФ на ПБФ
Васильев Юрий Александр ович 27 декабря 1903 г. Санкт-Петербург Реальная гимназия (Белград) 1923 г. 15 октября 1928 г. 1188
Вахнин Владимир Ильич 5 июня 1894 г. Екатерино-славская губерния Духовная семинария 1922 г. 15 октября 1931 г. 2283
Галацан Феодор Михайлович 20 ноября 1910 г. Одесса Гимназия (Кишинев) (окончил 1929 г.) 1931 г. 7 октября 1938 г. 3862
Гарднер Иван Алексеевич 9 декабря 1898 г. Москва Гимназия 1922 г. 27 февраля 1928 г. 281
Генкелова Ольга Германовна 2 мая 1916 г. Симферополь Нет данных 1935 г. 22 июня 1940 г. Нет данных
Германович Александр Станисла- 15 марта 1912 г. Кишинев Нет данных 1931 г. 10 октября 1938 г. Нет данных
вович
Голунский Владимир Васильевич 20 декабря 1903 г. Москва Кадетский корпус (окончил 1926 г.) 1926 г. 20 июня 1933 г. 1639
Драшкович (Максимович) Елена Михайловна 11 июня 1914 г. Ораниен Нет данных 1936 г. 25 июня 1940 г. Нет данных
Еленьев Александр Александрович 1 июня 1884 г. Белгород (Курская губерния) Юридический факультет (Москва) 1921 г. 15 февраля 1926 г. 299/26
Есков Митрофан Митрофанович 19 июня 1873 г. Отрадное (Курская губерния) Гимназия 1923 г. 13 октября 1928 г. 1186
Ефимов Никодим Васильевич 31 октября 1903 г. Кронштадт Кадетский корпус (Владивосток) 1926 г. 25 июня 1935 г. 2398
Жолткевич Флор 17 июля 1884 г. Духовная семи- 1930 г. 19 июня 2269
Козмич Житомир нария (Россия) 1935 г.
Зёрнова Мария Михайловна 10 марта1902 г. Москва Гимназия 1921 г. 14 февраля 1926 г. 296/26
Зёрнов Николай Михайлович 9 октября 1898 г. Москва Гимназия (Москва) 1921 г. 14 октября 1925 г. 1174
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения Оконченная или посещаемая студентом школа до поступления на ПБФ Год поступления на ПБФ Дата защиты диплома на ПБФ Номер диплома
Зноско Митрофан Константинович 4 августа 1910 г. Брест Литовск Гимназия 1932 г. 5 марта 1935 г. Нет данных
Иванов Леонид Георгиевич 13 августа 1897 г. Курск Гимназия (Курск) 1923 г. 14 октября 1925 г. 1171
Калинин Василий Никитович 1 апреля 1902 г. Одесса Гимназия (Одесса) (окончил 1919 г.) 1926 г. 27 июня 1936 г. 2856
Квадчадзе Виктор Викторович 17 ноября 1906 г. Ланчхупи Духовное училище (Шанхай) 1928 г. 18 марта 1933 г. 858
Квятковский Глеб Кирилович 16 июня 1897 г. Кролевец Одесская духовная семинария (окончил 1915 г.) 1927 г. 18 июня 1934 г. 1966
Керн Константин Эдуардович 11 мая 1899 г. Тула Императорский Александровский Лицей (Санкт-Петербург) 1922 г. 29 июня 1925 г. 893
Клюкин Владимир Степанович 19 апреля 1910 г. Кишинев Нет данных 1932 г. 15 октября 1937 г. Нет данных
Колесников Александр Михайлович 27 декабря 1900 г. Попбвичевская Духовная семинария имени Св. Саввы Сербского (Сремские Карловцы) 1924 г. 15 февраля 1929 г. 353
Кондратович Виталий Юлианович 13 июля 1905 г. Березов (Тобольская губерния) Реальная гимназия (Земун) 1926 г. 24 июня 1932 г. 1687
Кухтин Михаил Иоаннович 20 сентября 1901 г. Рожановская (Донская область) Духовная семинария (Призрен) (окончил 1926 г.) 1928 г. 14 октября 1936 г. 3752
Лонгинов Анатолий Иоаннович 9 апреля 1904 г. Борисавская (Курская губерния) Духовная семинария им. Св. Саввы Сербского (Сремские Карловцы) (окончил 1925 г.) 1925 г. 13 октября 1931 г. 2280
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения Оконченная или посещаемая студентом школа до поступления на ПБФ Год поступления на ПБФ Дата защиты диплома на ПБФ Номер диплома
Макаренков Александр Васильевич 20 августа 1894 г. Донская область Реальная гимназия 1921 г. 14 февраля 1926 г. 301/26
Максимов Сергий Григориевич 4 июля 1906 г. Владикавказ Реальная гимназия (Константинополь) 1925 г. 7 марта 1932 г. 860
Максимович Михаил Борисович 4 июня 1896 г. Адамовка (Харьковская губерния) Юридический факультет (Харьков) 1921 г. 13 октября 1925 г. 1173
Малахова Мария-на Нилевна 24 марта 1915 г. Петроград Нет данных 1936 г. 11 мая 1940 г. Нет данных
Маслич Леонид Иоаннович 9 марта 1900 г. Одесса Гимназия (Одесса) 1922 г. 25 июня 1927 г. 695/27
Матвеев Сергий Георгиевич 22 апреля 1910 г. Бендери (Бесарабия) Нет данных 1936 г. 14 октября 1940 г. Нет данных
Моргуль Алексей Алексеевич 12 февраля 1897 г. Араз Полтава Духовная семинария 1922 г. 8 марта 1928 г. 405
Неклюдов Владислав Григориевич 26 января 1899 г. Белый Московская духовная академия 1922 г. 16 февраля 1926 г. 297/26
Палайда Симеон (Серафим) Максимович 13 февраля 1895 г. Сумилов (округ Куликовский) Духовная семинария (Белград) (окончил 1922 г.) 1922 г. 13 октября 1926 г. 797/26
Пронин Владимир Васильевич 8 сентября 1911 г. Киев Гимназия (Кишинев) (окончил 1929 г.) 1932 г. 11 октября 1937 г. 3405
Пудло Павел Иоаннович 20 мая 1898 г. Лубна Духовная семинария им. Св. Саввы Сербского (Сремские Карловцы) 1923 г. 26 июня 1928 г. 1149
Раевский Феодор Федорович 10 февраля 1892 г. Ефремово Тульская духовная семинария; Православный богословский факультет (Варшава) 1930 г. 14 октября 1935 г. 2966
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения Оконченная или посещаемая студентом школа до поступления на ПБФ Год поступления на ПБФ Дата защиты диплома на ПБФ Номер диплома
Расторгуев Иосиф Петрович 7 ноября 1893 г. Москва Юридический факультет (Россия) 1921 г. 15 октября 1926 г. 807/26
Родзянко Владимир Александрович 9 мая 1915 г. Екатеринослав Гимназия (Белград) (окончил 1933 г.) 1933 г. 30 июня 1937 г. 2604
Санукевич Николай Иосифович 30 июня 1910 г. Валковиск Нет данных 1936 г. 25 июня 1940 г. Нет данных
Сенькевич Александр Федорович 9 ноября 1903 г. Киев Духовное училище (Белая Церковь) (окончил 1924 г.) 1925 г. 23 июнь 1930 г. 1561
Смирнова Елена Сергеевна 22 сентябрь 1905 г. Санкт-Петербург Сдала экзамен перед Комиссией в Белграде 1923 г. 26 февраля 1929 г. 352
Советов Георгий (Савва) Евгеньевич 6 апреля 1898 г. Санкт- Петербург Гимназия 1922 г. 15 октября 1926 г. 806/26
Спешнев Владимир Александрович 7 января 1911 г. Тараща Духовная семинария (Битоль) (окончил 1932 г.) 1932 г. 25 июня 1937 г. 2616
Стадницкий Владимир Михайлович 14 мая 1900 г. Кишинев Гимназия 1926 г. 11 февраля 1931 г. 477
Стрижков Роман Борисович 10 января 1911 г. Тавастгус (Финляндия) Нет данных 1933 г. 12 октября 1940 г. Нет данных
Стукало Сергий Петрович 13 июня 1900 г. Александрия Духовная семинария (Битоль) (окончил 1928 г.) 1928 г. 6 марта 1935 г. 835
Тарасьев Виталий Васильевич 28 апреля 1901 г. Новая Карань (Екатеринос-лавская губерния) Духовная семинария (Призрен) 1926 г. 27 июня 1931 г. 1675
Тугаринов Александр Константинович 1 октября 1894 г. Колягино (Ярославская губерния) Ярославская духовная семинария Нет данных 15 октября 1928 г. 1187
Фамилия, имя, отчество Дата и место рождения Оконченная или посещаемая студентом школа до поступления на ПБФ Год поступления на ПБФ Дата защиты диплома на ПБФ Номер диплома
Фрадынский Ви-кентий Флориа-нович 11 ноября 1892 г. Житомир Гимназия (Житомир) Нет данных 15 февраля 1926 г. 300/26
Халаев Владимир Николаевич 7 ноября 1871 г. Покровское Гимназия (Москва) Нет данных 29 февраля 1928 г. (381) 416
Хапланов Пантелеймон Семенович 27 июля 1899 г. Мариюполь Духовная семинария (Сараево) Нет данных 16 октября 1930 г. 2175
Хорват Всеволод Константинович 16 декабря 1907 г. Владивосток Кадетский корпус (Белая Церковь) (окончил 1928 г.) Нет данных 29 июня 1939 г. 2601
Царевский Виктор Иванович 29 октября 1901 г. Николаевская Духовная семинария имени Св. Саввы Сербского (Сремские Кар-ловцы) Нет данных 13 февраля 1931 г. 478
Шарикова (Ши-шипторова) Наталия Пантелей-моновна 21 июня 1916 г. Петроград Нет данных Нет данных 25 июня 1940 г. Нет данных
Шевченко Евгений Евгеневич 19 февраля 1890 г. Казань Гимназия Нет данных 28 июня 1927 г. 687/27
Шедко Арсений Николаевич 2 марта 1898 г. Киев Гимназия Нет данных 4 марта 1937 г. 2665
Яковлев Николай Андреевич 14 ноября 1900 г. Киев Харьковская духовная семинария 1923 г. 14 октября 1927 г. 946/27
Яковлевский Борис Вячеславович 22 апреля 1908 г. Олешанка (Орловская губерния) Духовная семинария (Битоль) (окончил 1928 г.) 1928 г. 27 июня 1932 г. 1688
Якубов Иван Александр ович 26 сентября 1889 г. Симферополь Кадетский корпус (Одесса) 1926 г. 14 февраля 1931 г. 474
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценки Николая Николаевича Афанасьева47
Предмет Профессор-экзаменатор Оценка Дата проведения экзамена
Древнееврейский язык Михаил Алексеевич Георгиевский 10 15 июня 1922 г.
История философии Василий Васильевич Зеньковский 9 11 октября1922 г.
Психология Василий Васильевич Зеньковский 10 11 октября 1922 г.
Общая история христианской Церкви Александр Павлович Доброклонский 10 13 октября 1922 г.
Логика и теория сознания Василий Васильевич Зеньковский 10 6 февраля 1923 г.
Священное Писание Нового Завета Димитрие Стефанович 8 10 февраля 1923 г.
Библейская история Ветхого Завета Феодор Иванович Титов 10 12 февраля 1923 г.
История религии Веселин Чайканович 9 13 февраля 1923 г.
Священное Писание Ветхого Завета Николай Никанорович Глубоковский 10 2 июня 1923 г.
Библейская история Нового Завета Феодор Иванович Титов 10 13 июня 1923 г.
Древнегреческий язык Драгутин Анастасиевич 10 29 июня 1923 г.
Апологетика Симеон Станкович 10 6 октября 1923 г.
Церковнославянский язык Лазар Миркович 10 11 февраля 1924 г.
Культурная история Византии Драгутин Анастасиевич 10 14 февраля 1924 г.
Литургика Лазар Миркович 10 23 июня 1924 г.
Патрология Марко Микиель 8 26 июня 1924 г.
Догматическое богословие Симеон Станкович 10 27 июня 1924 г.
Русский язык Радован Кошутич 6 11 октября 1924 г.
История Сербской Церкви Стеван Димитриевич 10 10 февраля 1925 г.
Педагогика с катихетикой Иордан Илич 10 16 июня 1925 г.
Церковное пение Дамаскин Грданички 6 18 июня 1925 г.
Церковное право Чедомиль Митрович 9 26 июня 1925 г.
Сравнительное богословие Никола Георгевич 10 27 июня 1925 г.
47 В приложении 2 представлены таблицы, в которых находятся данные, связанные со сдачей экзаменов трех русских эмигрантов, принадлежащих первому поколению студентов, выпускников Православного богословского факультета в Белграде (1925 г.): Николая Николаевича Афанасьева, Константина Эдуардовича Керна и Михаила Борисовича Максимовича. Данные представлены на основании заявлений для сдачи экзамена, находящихся в: Архив ПБФ. Досще Никола]а Никола]евича Афанафва; Архив ПБФ. Досще Константина Едуардо-вича Керна; Архив ПБФ. Досще Михаила Борисовича Максимовича.
Примечание: система оценивания была такова: самые низкие оценки были 4 и 5 и обозначали провал на экзамене, а самой высокой оценкой была 10. Обязанности писать дипломную работу не существовало.
Предмет Профессор-экзаменатор Оценка Дата проведения экзамена
Христианская археология Владимир Петкович 10 29 июня 1925 г.
Нравственное богословие Симеон Станкович 10 12 октября 1925 г.
Гомилетика Дамаскин Грданички 10 13 октября 1925 г.
Пастирское богословие Дамаскин Грданички 10 13 октября 1925 г.
Оценки Константина Эдуардовича Керна
Предмет Профессор-экзаменатор Оценка Дата проведения экзамена
Введение в философию Борислав Лоренц 10 25 июня 1923 г.
Психология Борислав Лоренц 9 25 июня 1923 г.
История философии Борислав Лоренц 9 25 июня 1923 г.
История религии Веселин Чайканович 7 11 октября 1923 г.
Библейская история Ветхого Завета Феодор Иванович Титов 10 октябрь 1923 г. (без указания точной даты)
Священное Писание Нового Завета Димитрие Стефанович 7 11 февраля 1924 г.
Библейская история Нового Завета Феодор Иванович Титов 10 13 февраля 1924 г.
Апологетика Радивой Иосич 10 14 февраля 1924 г.
Литургика Лазар Миркович 10 23 июня 1924 г.
Гомилетика Радивой Иосич 10 23 июня 1924 г.
Церковнославянский язык Лазар Миркович 9 24 июня 1924 г.
Культурная история Византии Драгутин Анастасиевич 8 27 июня 1924 г.
Древнегреческий язык Драгутин Анастасиевич 7 27 июня 1924 г.
Церковное право Чедомиль Митрович 8 11 октября 1924 г.
Догматическое богословие Симеон Станкович 10 13 октября 1924 г.
Христианская археология Владимир Петкович 9 7 февраля 1925 г.
Общая история христианской Церкви Александр Павлович Доброклонский 9 10 февраля 1925 г.
Педагогика с катихетикой Иордан Илич 9 11 февраля 1925 г.
Патрология Марко Микиель 4 (не сдал экзамен) 13 февраля 1925 г.
Сравнительное богословие Александр ПавловичДоброклонский 10 13 февраля 1925 г.
Патрология Марко Микиель 8 10 июня 1925 г. (повторный экзамен)
Нравственное богословие Симеон Станкович 7 16 июня 1925 г.
Пастырское богословие Дамаскин Грданички 10 18 июня 1925 г.
Церковное пение Дамаскин Грданички 6 18 июня 1925 г.
Предмет Профессор-экзаменатор Оценка Дата проведения экзамена
История Сербской Церкви Стеван Димитриевич 10 26 июня 1925 г.
Русский язык Радован Кошутич 9 29 июня 1925 г.
Оценки Михаила Борисовича Максимовича
Предмет Профессор-экзаменатор Оценка Дата проведения экзамена
История философии Василий Васильевич Зень-ковский 8 6 февраля 1923 г.
Психология Василий Васильевич Зень-ковский 8 13 февраля 1923 г.
Библейская история Ветхого и Нового Завета Феодор Иванович Титов 8 28 февраля 1923 г.
Священное Писание Ветхого Завета Николай Никанорович Глубоковский 9 2 июня 1923 г.
Священное Писание Нового Завета Димитрие Стефанович 10 20 июня 1923 г.
Логика и теория сознания Борислав Лоренц 9 25 июня 1923 г.
История религии Веселин Чайканович 8 29 июня 1923 г.
Общая история среднего и нового века Михаило Попович 9 10 октября 1923 г.
Общая история христианской Церкви Александр Павлович До-броклонский 8 10 октября 1923 г.
Древнегреческий язык Драгутин Анастасиевич 6 13 октября 1923 г.
Древнееврейский язык Михаил Алексеевич Георгиевский 6 14 февраля 1924 г.
Апологетика Радивой Иосич 8 14 февраля 1924 г.
Церковнославянский язык Лазар Миркович 9 5 марта 1924 г.
Патрология Марко Микиель 8 26 июня 1924 г.
Догматическое богословие Симеон Станкович 9 27 июня 1924 г.
Культурная история Византии Драгутин Анастасиевич 10 27 июня 1924 г.
Русский язык Радован Кошутич 7 11 октября 1924 г.
Литургика Лазар Миркович 9 11 октября 1924 г.
История Сербской Церкви Стеван Димитриевич 10 14 октября 1924 г.
Нравственное богословие Симеон Станкович 10 16 июня 1925 г.
Педагогика с катихетикой Иордан Илич 8 16 июня 1925 г.
Церковное пение Дамаскин Грданички 6 18 июня 1925 г.
История Русской Церкви Феодор Иванович Титов 10 26 июня 1925 г.
Церковное право Чедомиль Митрович 8 26 июня 1925 г.
Сравнительное богословие Никола Георгевич 8 27 июня 1925 г.
Христианская археология Владимир Петкович 7 29 июня 1925 г.
Гомилетика Дамаскин Грданички 10 13 октября 1925 г.
Пастырское богословие Дамаскин Грданички 9 13 октября 1925 г.
Ключевые слова: Православный богословский факультет Университета в Белграде, российские эмигранты — студенты, сербско-русские духовные связи, Николай Николаевич Афанасьев, Константин Эдуардович Керн, Михаил Борисович Максимович, русский студенческий кружок Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, экзамены, отметки, заявки студентов.
Russian Emigrants — the Students of the Faculty of Orthodox Theology of University of Belgrade (1920—1940)
V. Puzovich
In the interwar period the Faculty of Orthodox Theology in Belgrade was one the most prominent centers for acquiring higher theological knowledge for Russian immigrants. More then 200 Russian immigrants studied at the Faculty of Orthodox Theology. Occasionally they were in the majority within the whole student population. Based on the material of the Archive of the Faculty of Orthodox Theology in Belgrade (minutes of the Faculty Council meetings, students' files) this paper will present several aspects of the experience of Russian immigrants at the Faculty of Orthodox Theology. It will analyze variation in their number, the quality of the students' life and the difficulties they encountered. Special attention will be given to the first generation of Russian graduated students. Based on the students' files of Nikolaj Nikolajevic Afanasjev, Nikolaj Mihajlovic Zernov, Leonid Georgijevic Ivanov, Konstantin Eduardovic Kern and Mihail Borisovic Maksimovic, the paper will provide information on the conditions of their studying in Belgrade. The forth-mention information affirm that Russian students achieved excellent risults despite economic hardship. It is not hard to notice their effort to maintain spiritual bond with the lost homeland forming student circles and studying History of the Russian Orthodox Church. In the appendix of the paper you will find information about 69 graduated Russian students, as well as the marks of three Rissian students from the first generation of the graduated Russian students at the Faculty of Orthodox Theology in Belgrade (Afanasjev, Kern and Maksimovic).
Keywords: Faculty of Orthodox Theology University of Belgrade, Russian immigrants-students, Serbia-Russia spiritual relation, Nikolaj Nikolajevic Afanasjev, Konstantin Eduardovic Kern, Mihail Borisovic Maksimovic, Russian student circle St. John the Apostle and the Evangelist, exams, marks, students' applications.
Источники (неопубликованные)
Архив ПБФ (Београд). Кпига дипломираних студената на основним студщама (1925— 1998).
Архив ПБФ (Београд). Главна кпига уписаних студената на Богословски факултет СПЦ, од оснивапа факултета до 1995. године.
Архив ПБФ (Београд). Кпига записника седница факултетског Савета 1920—1930.
Архив ПБФ (Београд). Досще Викентща Флорщановича Фрадинског.
Архив ПБФ (Београд). Досще Николаjа Николаjевича Афанафва.
Архив ПБФ (Београд). Досще Леонида Георгиевича Иванова.
Архив ПБФ (Београд). Досще Константина Едуардовича Керна.
Архив ПБФ (Београд). Досще Михаила Борисовича Максимовича.
Список литературы
1. Алексий Д. Руски студенти — емигранти на Београдском универзитету измену два свет-ска рата // Токови исторще. 1992. №. 1-2. С. 43-59.
2. Афанасьев Н. Државна власт на васеленским саборима // Црква и живот. 1927. № 9. С. 318-321; № 10-11. С. 348-358; №. 12. С. 405-411; 1928. № 1-2. С. 9-12; № 3-4. С. 97-104; № 5. С. 154-162; № 6. С. 230-236; № 7-8. С. 285-293; № 9-10. С. 353-359.
3. ДимитрщевиН С. Православни богословски факултет у сво^ десето] години // Богословле. 1930. С. 72-76.
4. Зёрнов Н. За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж, 1973.
5. Керн К. Епиклеза у александрщским литурги|ама // Богословле. 1932. № 4. С. 290-335.
6. Керн К. Епиклеза у раним хришйанским литургщама // Богословле. 1933. №. 4. С. 319-352.
7. КончаревиН К. Делатност Радована Кошутийа на Православном богословском факул-тету Универзитета у Београду // Српска теологща у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 4. Београд. 2009. С. 91-103.
8. Максимович М. Редовно и празнично зачало // Богословле. 1933. №. 4. С. 353-361.
9. Пузович В. Русские эмигранты — преподаватели Православного богословского факультета в Белграде (1920-1940 гг.) // Труды Киевской духовной академии. 2011. №. 15. С. 199-208.
10. ПузовиН П. Годишаи извешта.щ Православног богословског факултета Ректорату Универзитета од 1920. до 1940 // Српска теологща у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 2. Београд. 2007. С. 77-97.
11. РаковиН А. ШщаковиН Б. Универзитет и српска теологи|а. Исторщски и просветни контекст оснивааа Православног богословског факултета у Београду. Београд, 2010.
12. УбипариповиН С. Допринос архимандрита др Кипрщана Керна (1899-1960) као литур-гичара српско] теологщи 20. века // Српска теологи|а у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Београд, 2008. С. 54-63.