Научная статья на тему 'РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЕГИПТЕ. 1920-1980-Е ГОДЫ'

РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЕГИПТЕ. 1920-1980-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЕГИПТЕ. 1920-1980-Е ГОДЫ»

«от Корсуня до Корчева» (от Херсона до Керчи), русское войско подошло к Сурожу (Судаку) и после десятидневной осады, проломив железные ворота, штурмом овладело городом. Сам князь ворвался в местную Софийскую церковь, чтобы ограбить ее, но «в том же часе разболелся — обратися лице его назад, и лежа пены почаще»3. Исцелился русский князь только после того, как по внушению уже умершего Стефана вернул все церковные ценности и крестился сам. Причем указывается, что крестил его архиепископ Филарет, преемник все того же святого. Кроме князя Бравлина крестились все его бояре и были отпущены все греческие пленники. Несмотря на явно фантастический характер по части сообщения этого чуда, большинство историков соглашаются, что сам факт нападения русской дружины на крымские владения Византии, несомненно, был. Расшифровывая выражение «мало лет миноу», историки полагают, что этот поход состоялся около 790 года. Вопрос заключается только в его итогах.

Историк А.Н. Сахаров, исследовав перипетии этого похода, приходит к выводу, что в Суроже был заключен русско-византийский мирный договор4. Правда, в «Житии» указаны только условия русской стороны: вывод воинов из города, возвращение греческих пленных и награбленных церковных богатств. Условием греков, как полагает А.Н. Сахаров, стало крещение князя Бравлина самим архиепископом Сурожским, что возвышало русского князя не только в глазах своих соплеменников, но и среди соседей Руси, которые, без сомнения, уважительно относились к мощи Византийской империи5.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Материалы по истории СССР. 1 выпуск. М.: Высшая школа, 1985. С. 277.

2 Бычков А.А., Низовский А.Ю., Черносвитов П.Ю. Загадки Древней Руси. М.: Вече, 2000. С. 300.Ф. 2003. Оп. 2. Д. 612. Л. 18.

3 Там же.

4 Сахаров А.Н. Мы от рода русского, Л.: Лениздат, 1986. С.40.

5 Там же. С. 42—46.

РУССКОЕ ВОЕННОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Беляков Владимир Владимирович —

старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор кафедры геополитики Военного университета МО РФ, кандидат исторических наук (Москва)

РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЕГИПТЕ. 1920—1980-е годы

Остатки последнего контрреволюционного воинского формирования на европейской части России — Русской армии под командованием генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля были эвакуированы из Крыма в Турцию в ноябре 1920 года. Расквартированные в Галлиполи, они впоследствии составили костяк русской военной эмиграции. Но еще до этого были и другие, менее значительные количественно, группы военнослужащих белых армий, покинувшие Россию.

Одну из таких групп — в общей сложности 4350 человек — эвакуировали англичане из Новороссийска на пяти пароходах накануне капитуляции там войск генерал-лейтенанта А.И. Деникина 27 марта 1920 года. Подавляющее большинство эвакуированных составляли больные и раненые военнослужащие, сопровождаемые персоналом госпиталей. Их доставили в Египет, бывший в ту пору британским протекторатом, затем в Александрию, а после прохождения карантина направили в лагерь беженцев в Телль аль-Кебире, между Каиром и Исмаилией. Часть эвакуированных англичане разместили в лагере-госпитале в Аббасии, на окраине Каира. С лета 1920 года начался перевод русских беженцев в другой лагерь, в Сиди Бишр, что находился в восточном пригороде Александрии.

В Аббасии беженцы жили в бараках по 50—60 человек в каждом и в палатках по 10—20 человек. В одной из палаток была устроена походная церковь. Необходимые церковные предметы дала поначалу православная Александрийская патриархия, а в апреле прислала некоторые предметы и Русская духовная миссия в Иерусалиме. По мере выздоровления больных и раненых русских беженцев отправляли из Аббасии в более просторный лагерь в Телль аль-Кебире. В начале мая 1920 года лагерь в Аббасии ликвидировали. Около пятисот остававшихся там больных разместили в госпитальной части лагеря в Телль аль-Кебире, а 70 человек, нуждавшихся в более серьезном лечении, — в различных иностранных больницах Каира1. <.. .>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 317. Оп. 820/3. Д. 193. Л. 8, 51 об., 58; Д. 194. Л. 28, 28 об.

ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

ЖУКОВ Дмитрий Александрович —

инспектор по особым поручениям отдела организации информационно-пропагандистской работы МВД России, капитан внутренней службы (Москва)

л.з. мехлис: «вы коммунист и обязаны уметь вести пропаганду, чтобы морально обессилить противника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.