Научная статья на тему 'Кадеты на Суэцком канале'

Кадеты на Суэцком канале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / РУССКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА / EGYPT / RUSSIAN CADET SCHOOL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадеты на Суэцком канале»

В.В. Беляков (ИВ РАН)

КАДЕТЫ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

Эмиграция глазами подростков

Среди русских беженцев, эвакуированных англичанами из Новороссийска весной 1920 г., была одна специфическая группа -кадеты Донского корпуса1. Их более чем двухлетнее пребывание на египетской земле само по себе заслуживает внимания. Но оно интересно еще и тем, что подростки совершенно не так, как взрослые беженцы, воспринимали свое изгнание. Для них, особенно для младших, оно было скорее увлекательным приключением, чем трагедией. «Хорошо прожили там (в Египте. - В.Б.) три года2, купались в Суэцком канале, кушали финики, один из кадет застрелился, и еще два ученика и офицер умерли, случилось несколько пожаров, но в общем провели эти три года очень хорошо, - вспоминал в 1923 г. кадет А. Балашов. - Как не хотелось, но все ж таки пришлось уезжать из Египта»3. Вот вам пример детского восприятия эмиграции.

Как и большинство гражданских беженцев, кадет доставили из Новороссийска в Александрию на пароходе «Саратов». «Кадеты и беженцы-старики, женщины, дети, раненые и больные, заполнили все уголки, - вспоминал впоследствии плавание на «Саратове» Н. Воробьев, которому в ту пору было 12 лет. - Кормят коряво. Галеты червивые. Малыши с завистью поглядывают на “богачей”, у которых какими-то судьбами завелись вдруг большие банки австралийских консервов с зайчатиной: хочется есть. <...> Новые впечатления, море, многими дотоле невиданное, общее состояние возбужденности и слухи, слухи, слухи. И вши, вши, вши.»4.

После прохождения двухнедельного карантина в Александрии кадет поселили в «русском лагере» в Телль аль-Кебире5, между Каиром и Исмаилией, «где была почти райская жизнь - вспоминал в 1923 г. 17-летний бывший кадет. - Еды было вдоволь, сколько хочешь, столько и ешь, жили в палатках и вообще проводили дни очень хоро-шо»6.

Однако эта «почти райская жизнь» продолжалась всего один месяц. По инициати-

ве директора корпуса, генерал-лейтенанта Александра Васильевича Черячукина, англичане, принимавшие русских беженцев, перевели кадет в особый лагерь. По мнению Черячукина, соседство кадет со взрослыми беженцами в Телль аль-Кебире «таило неисчерпаемые источники соблазнов и разлагающе влияло на молодежь»7.

Новое место пребывания Донского кадетского корпуса находилось на берегу озера Тимсах, напротив Исмаилии. «Лагерь стоял на красивом месте за городом, - вспоминал один из кадет, А. Плешаков. - Впереди него была аллея, шириною в пять или шесть сажен, за аллеей сейчас же начиналось озеро, которое отходило от Суэцкого канала, оно называлось Крокодилье (по-арабски - Тимсах. - В.Б.). Суэцкий канал был от нас всего в полумиле, сзади была пустыня, по которой тянулась железная дорога, а за железной дорогой шла опять бесконечная Ливийская пустыня8, направо виделся город, а за городом - большой роскошный пальмовый парк. За ним начинался изгиб Суэцкого канала, в общем, нас поместили в очень красивой местности»9.

Лагерь состоял из конусообразных палаток, в которых поначалу кадет разместили по 7 человек. Даже младшим было тесно, поэтому англичанам пришлось разбить еще палатки, так что в каждой жили по 4 человека10. В лагере разместились 286 кадетов разного возраста, 28 сотрудников и 12 членов их семей - всего 326 человек. Условия жизни были спартанскими. В палатках не было ни кроватей, ни даже матрацев. Кадеты спали на одном одеяле, укрывшись другим11.

Впрочем, кровати вскоре появились, чему предшествовала любопытная история. Приведем ее со слов одного из обитателей лагеря. «Малыши-кадеты по прибытии в лагерь успели все обшарить кругом и нашли в пустыне, километрах в двух, странное сооружение - какие-то мешки с песком и металлические листы, а рядом еще куча пустых банок, из-под бензина, кажется. Мы ни на каком стрельбище в своей жизни не были, а потому сочли сооружение никчем-

ным. В каких-нибудь два часа от стрельбища остался лишь курган: все мы притащили к себе в лагерь и. соорудили себе кровати. Теперь уже бояться скорпионов и прочей нечисти не придется. Но наша радость была кратковременной. На следующее утро английская рота пришла на стрельбище. а потом по следам, ведущим в лагерь, пришла и к нам. Нам пришлось “волокти” тяжелые листы обратно на стрельбище. Но нет худа без добра - вскоре были привезены всем кровати»12.

Чтобы побудить кадет к образцовому содержанию палаток, генерал Черячукин учредил переходящий приз - русский флаг. Его получала самая чистая и аккуратная палатка. Для кадет украсить свое жилье столь символическим образом было большой честью, и вскоре в лагере воцарился порядок13.

Кормили в лагере хорошо. Бывший кадет Юрий Гончаров отмечал, что пища была обильная - «кофе, какао, сыр, варенье, сытные до невозможности обеды и ужины»14. Кадеты, вне зависимости от возраста, получали полное довольствие английского солдата15. Подростки быстро окрепли.

У каждого кадета в палатке был свой столовый прибор - миска, нож, ложка и вилка. В столовой их не оставляли и забирали с собой16.

Кадеты получили английское обмундирование песочного цвета - тропический шлем с красным шарфом, фуражку с дырочками по бокам, рубашку с галстуком, френч, белье, брюки и трусики. Обувь - ботинки с обмотками. И еще - специальный прибор для надраивания медных пуговиц17.

Занятия проходили в камышовых бараках и постепенно вошли в систему, хотя из-за недостатка учебников и особенно преподавателей и не столь стройную, как в родном Новочеркасске. Помощник генерала Черячукина, хорунжий Г.П. Чеботарев заметил на «Саратове» рулоны типографской бумаги и упросил капитана уступить ее корпусу. Из этой бумаги в лагере нарезали и сшили тетради и блокноты18.

Четкой организации занятий мешала и еще одна проблема, о которой упоминал генерал Черячукин: «Жалования никто никому не выплачивает, а при таком положении трудно требовать напряжения всех педагогических и воспитательских сил»19.

Но дело было не только в жалованье. Сама походная обстановка, жаркий климат, а

для преподавателей - еще и неясное будущее не располагали к серьезным занятиям. «Я занимался незавидно, - вспоминал бывший кадет Сеченков, - и так же и другие, потому что была жара невыносимая, и лень было заниматься, так же и преподавате-лям»20.

Но были среди кадет, конечно, и свои отличники. Под новый 1922 год, 40 из них -по 5 от каждого класса - получили удивительную возможность провести неделю в Каире. Приглашение прислал командир английского полка, переведенного незадолго до этого из Исмаилии в Каир. Бывшие соседи предоставили кадетам ночлег и питание в казарме полка. Счастливчики побывали в Цитадели, на пирамидах, в Египетском музее и даже в театре на опере «Евгений Онегин», исполнявшейся гастролировавшей в Египте киевской оперной труппой21.

«Пирамиды и музей оставили неизгладимое впечатление», - вспоминал впоследствии М. Герасимов. Пояснения кадетам давал профессор Григорий Иванович Лукьянов - эмигрант-египтолог, который до этого приезжал в лагерь Донского корпуса с лекциями22.

Многие кадеты увлекались спортом. Преимущество отдавали легкой атлетике, а также волейболу и футболу. Футбольные команды были в каждом классе, а сборная лагеря считалась одной из лучших в Исмаилии. Она часто проводила товарищеские матчи с египтянами, англичанами, французами, индусами и малайцами и, как вспоминал один из кадет, Павел Штейн, «всегда набивала англичанам, малайцам. Но первая арабская исмаилийская команда забила нашей первой футбольной команде 3 гола»23.

Не забывали преподаватели и о духовном воспитании своих питомцев. В одном из 6 бараков, предназначенных для общественных нужд, была оборудована церковь, причем все ее внутреннее устройство и украшение было сделано самими кадетами24. Служил в церкви священник отец Димитрий Троицкий. Регент Н.М. Верушкин, уральский казак, организовал великолепный хор. Он даже гастролировал в Палестине.

Хору кадет выпала редкая честь - петь литургию в храме Гроба Господня. Служил сам патриарх Иерусалимский. «После службы патриарх отколол от Гроба Господня кусочек, специальным золотым молоточ-

ком, и преподнес его представителю нашего корпуса с тем, чтобы он был вложен в основание иконы», - вспоминал бывший кадет Н. Воробьев25.

В Иерусалиме младшие кадеты жили в русском женском монастыре на Елеонской горе. Перед отъездом почти каждый из них получил от русских монашек по подарку, главным образом вышитые гладью ими самими думки. «Для монашек приезд кадет был большим событием, - вспоминал тот же Н. Воробьев, - они снова услышали русскую речь»26.

Осенью 1921 г. у кадет появился собственный духовой оркестр. Направлявшийся с Дальнего Востока в Бизерту, где нашла приют не сдавшаяся Красной Армии Черноморская военная эскадра, крейсер «Орел» бросил якорь в озере Тимсах. Капитан пригласил генерала Черячукина на борт. Узнав, что у кадет нет оркестра, подарил им излишки собственного. Многие инструменты были в плачевном состоянии, но их быстро починили в Исмаилии. Не достававшие флейты и кларнеты докупили в Порт-Саиде на дар кого-то из состоятельных исмаилийцев27.

Был у кадет и свой театр. Первой его постановкой стала пьеса Э. Ростана «Роман-тики»28.

Кадеты жили в лагере обособленно и с египтянами практически не общались. «С арабским населением у нас контакта не было, кроме одного араба-христианина Айя-та - лет 16-ти, - вспоминал Н. Воробьев. -Он доверчиво тянулся к нам, кадетам. немного говорил по-английски, и как ни странно, мы понимали друг друга»29.

В лагере издавался свой ежемесячный рукописный журнал - «Донец на чужбине», форматом А4 и объемом 18-24 страницы. Редактировали его кадеты-старшеклассники - сначала В. Алимов, а затем И. Егоров. Хроники жизни лагеря там не было - только литературное творчество воспитанников Кадетского корпуса. Рассказы и стихи сопровождались рисунками - и воспоминаниями о России, и изображениями окрестностей лагеря. «Вторая половина журнала не заполнена рисунками ввиду того, что не хватило литографских чернил», - объяснил редактор на последней странице № 7 журнала. А на том же месте в № 3 содержится такое примечание: «Гг. читающих наш журнал просим с ним обращаться аккуратнее и

по прочтении в палатках у себя не задерживать, а передавать дальше»30.

О настроениях кадет можно судить по отрывку из стихотворения «На чужбине».

Дух русский царит среди нас неизменно,

И вечером часто в безмолвной тиши

Хор громкий, раздольный в созвучии смелом

Звучит отголоском казачьей души.

Но тихо все в лагере в пору ночную,

Заботы дневные забыты во сне,

И снятся нам сны про Россию родную Про степи, станицы в родимой земле31.

Впрочем, когда читаешь довольно многочисленные воспоминания кадет о пребывании в Египте (почти все они написаны по горячим следам, через год-два после отъезда в Европу), особой ностальгии не заметно. Общий мотив один и тот же: каждый день купались в Суэцком канале, играли в футбол, лазили в местные сады за финиками и вообще жили очень хорошо. Приведем несколько примеров наиболее ярких эпизодов пребывания в Египте, оставшихся в памяти кадет.

Павел Штейн: «Там (в Египте. - В.Б.) нам было хорошо очень, но жара была невыносимая, и мы купались в Суэцком канале. Помню, вылезем на берег, запачкаемся в песке, после идешь в море (в Суэцком канале морская вода. - В.Б.) опять купаться, после идешь одеваться и идешь обедать, после пойдешь под душ, потому что весь в соли. Потом, когда приходит пароход, тогда все плывут к нему, и оттуда кидают деньги, апельсины, булки. Я раз подплыл, и мне один из мужчин кинул булку, я ее поймал, и она не упала в воду. Потом мы переплывали на другой берег Суэцкого канала, и там мы находили деньги очень старинные; я очень любил там ловить рыбу»32.

Сеченков (имя не указано): «Каждый день ходили купаться на Суэцкий канал, переплывали на азиатскую сторону, ходили там, собирали патроны33 и иногда и деньги находили. Каждое воскресенье ходили рыбу ловить, жарили сами в пустыне, но если поймают, то худо приходилось, потому что не разрешали. Ходили рвать финики в парк, боялись, что если поймают, то пропадай, тебя так изобьют, что сесть и лечь нельзя. Однажды пошел один воспитанник нашего класса за финиками в парк, его поймали,

разрезали руку его же ножом и избили до того, что еле дошел до лагеря. Это воспитатели узнали, но не наказали, потому что он уже был наказан; все-таки продолжали хо-дить.»34.

Королев И.Т.: «На один французский праздник35 были устроены состязания, куда и я записался, то есть нырять, так как уже довольно далеко нырял. Когда мы вошли в один дом, нам дали короткие купальные трусики, так как было очень много присутствующих. Когда наша очередь дошла нырять, мы вышли на пристань и нырнули. Так как там была почему-то вода мутная, я нырнул с закрытыми глазами и наткнулся поэтому на один камень, а потому, что там было мелко, то от толчка мои ноги показались из воды. Это было еще недалеко от берега, и все присутствующие засмеялись, как я потом узнал. Но я продолжал нырять и вынырнул второй, и поэтому я взял приз, то есть 50 пиастров (1/2 фунта английс[кого]). Нас еще водили на другую сторону города на аэродром, где наши катались на аэропла-нах»36.

Пожалуй, тоска по родине отчетливо звучит в воспоминаниях лишь одного кадета, причем 18-летнего. «Заветная мечта моя попасть в Африку сбылась, - писал он, - но что доволен был этим или нет, вы увидите. <...> Мы, люди, жившие в умеренном поясе и попавшие в тропический пояс, сперва были довольны теплотой, которая достигала до 40 градусов, и тропической зеленью. Но однообразная жизнь и та же жара, и песчаная пустыня опротивели и заставили искренне вспомнить свою Родину с ее обширными полями, степями и лугами, с ее богатством и предприимчивым населением, что здесь совершенно отсутствовало. Болея душой, я на каждом шагу представлял себе пение птичек в нашем саду. Человек, живший на свободе и среди степей и полей и попавший в пустыню, конечно, скучал, страдал и вспоминал свое прошлое»37.

28 февраля 1922 г. Англия предоставила Египту формальную независимость. В связи с этим британский парламент проголосовал за прекращение с 1 июля финансирования лагерей русских беженцев в Египте (основной лагерь находился в Сиди Бишр, в окрестностях Александрии). Кадетам объявили, что они скоро покинут Египет. «Это произвело ошеломляющее впечатление, -вспоминал Юрий Гончаров. - Для кадет

Египет стал уже родным»38. Младших кадет отправили в «русскую школу», созданную англичанами в Буюк-Дере, недалеко от Стамбула, в бывшей загородной резиденции российского посольства. Остальных привезли в Варну. Там Донской кадетский корпус, по свидетельству его воспитанников, по существу развалился. Часть кадет так и осталась в Болгарии, а другую часть направили в Чехию, в Шуменскую русскую гимназию39. В этой гимназии в 1923-1924 гг. бывшие кадеты и написали воспоминания, вошедшие впоследствии в сборник «Дети русской эмиграции».

Примечания

1 Донской кадетский корпус был основан в Новочеркасске 15 февраля 1883 г. указом императора Александра III. После кончины императора 20 октября 1894 г. корпусу было присвоено наименование «Донской Императора Александра III кадетский корпус». В декабре 1919 г. в связи с угрозой захвата Новочеркасска частями Красной Армии был переведен в Новороссийск. См.: Русская эмиграция в Европе в 1920-1930 годы. СПб., 2005, с. 226.

2 Фактически 2 года и 3 месяца - с марта 1920 по июнь 1922 г.

3 Дети русской эмиграции. М., 1997, с. 206.

4 Воспоминания кадет Донского корпуса. Мадрид, 1974, с. 188.

5 Об эвакуации русских беженцев из Новороссийска и лагере в Телль аль-Кебире см.: Беляков В.В. «К берегам священным Нила.» Русские в Египте. М., 2003, с. 136-151.

6 Дети русской эмиграции, с. 339.

7 Гончаров, Юрий. Донской кадетский корпус в Египте (воспоминания) // Африка глазами эмигрантов. М., 2002, с. 19.

8 Неточность: Ливийской называется пустыня, расположенная к западу от долины Нила. К востоку от Нила, где находился лагерь Донского кадетского корпуса, простирается Аравийская пустыня.

9 Дети русской эмиграции, с. 194.

10 Там же, с. 93.

11 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 317, оп. 820/3, д. 194, л. 6-8 об.

12 Воспоминания кадет Донского корпуса, с. 192.

13 Там же.

14 Гончаров Ю. Указ. соч., с. 20.

15 Воспоминания кадет Донского корпуса, с. 191.

16 Там же, с. 195.

17 Там же, с 192.

18 Там же, с. 193.

19 АВПРИ. Ф. 317, оп. 820/3, д. 194, л. 4 об.

20 Дети русской эмиграции, с. 93.

21 Воспоминания кадет Донского корпуса, с. 172-173.

22 Там же. О Г.И. Лукьянове см.: Беляков В.В. «К берегам священным Нила.», с. 220-222.

23 Дети русской эмиграции, с 76.

24 Воспоминания кадет Донского корпуса, с. 168.

25 Там же, с. 197.

26 Там же, с. 196.

27 Там же, с. 171.

28 Гончаров Ю. Указ. соч., с. 21.

29 Воспоминания кадет Донского корпуса, с. 198.

30 № 3, 4, 6 и 7 журнала «Донец на чужбине» хранятся в библиотеке Государственного архива Российской Федерации.

31 «Донец на чужбине». № 4, с. 5.

32 Дети русской эмиграции, с. 76.

33 В годы Первой мировой войны на Синайском полуострове шли бои между британскими и турецкими войсками.

34 Дети русской эмиграции, с. 93.

35 В Исмаилии располагалась администрация компании Суэцкого канала, большинство служащих которой составляли французы.

36 Дети русской эмиграции, с. 97.

37 Там же, с. 378.

38 Там же, с. 22.

39 Там же, с. 372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.