Научная статья на тему 'Русская православная церковь на Юге России в годы Смуты'

Русская православная церковь на Юге России в годы Смуты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
501
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ЦАРСТВО / ЮГ РОССИИ / ДНЕПРО-ДОНСКАЯ ЛЕСОСТЕПЬ / РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ / RUSSIAN TSARDOM / SOUTH OF RUSSIA / DNEPR-DON FOREST-STEPPE / POLISHLITHUANIAN COMMONWEALTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папков Андрей Игоревич

Статья посвящена определению понятия "Юга России", как оно понималось в конце XVI начале XVII веков, а также государственной колонизации приграничных территорий Юга России. Автор оценивает результаты последней, включая вопрос воздвижения православных храмов и монастырей. Он проводит сравнение уровня влияния церкви на события Смуты в центре страны и на юге. Также изучается степень экономического урона церковных структур в годы Смутного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Orthodox Church in the South region of Russia during the Time of Troubles

The article deals with the definition of the term «South of Russia» as understood in late 16th – early 17th centuries, as well as the state colonization of the Russian Southern borderland. The author evaluates the results of the latter, including the question of the Orthodox temples and monasteries’ construction. He makes a comparison between the level of the church influence on the events of the Time of Troubles in the center of the country and on its South. The economic damage to the church structures in the years of the Time of Troubles is also examined.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь на Юге России в годы Смуты»

Папков Андрей Игоревич,

к. и. н., доцент, декан исторического факультета Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (Белгород)

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА ЮГЕ РОССИИ В ГОДЫ СМУТЫ

С присоединением Рязани в 1521 г. завершился процесс складывания территории единого Российского государства, и наступил новый этап в его развитии. В составе княжества всея Руси были объединены все русские земли, не входившие в состав Великого княжества Литовского. Дальнейшее укрепление международного положения Руси в представлении правящей элиты связывалось с территориальным расширением страны. Наличие недружественных и сильных соседей подталкивало Русь к совмещению своих государственных границ с естественными рубежами (горными массивами, болотами, крупными реками, озерами, морским побережьем), удобными для организации защиты государственной территории от нападений. В результате начинается перемещение границ России к югу. Поэтому «Юг России» для начала XVI в. — это Рязанские и Северские земли, в середине столетия южный рубеж страны проходил по оборонительной линии, которая протянулась от Путивля на р. Семи до Тетеш на Волге, а в конце XVI в. российские владения достигли слияния Оскола и Северского Донца. По мнению Р. Г. Скрынникова, натиск крепостнического государства на южные окраины, предпринятый правительством Бориса Годунова, стал одной из причин Смуты. Именно гарнизоны южных крепостей, степные помещики и вольные казаки развязали гражданскую войну в России.

Первые два десятилетия XVII в. являются одним из наиболее сложных этапов в освоении Российским государством своих южных окраин. Эго время характеризуется не только голодом 1601-1603 гг. (который на юге Российского царства проявился не так остро, как в других районах страны), но и дестабилизацией внутри- и внешнеполитического положе-

ния России, активным вмешательством в ее внутренние дела иностранных держав и их прямой военной интервенцией. Именно в южные районы России вторгся Лжедмитрий I. Как известно, население окраины поддержало самозванца. Большинство приграничных крепостей добровольно сдались ему: Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск, Царев-Борисов, Белгород, Оскол, Валуйки и Воронеж, а Новгород-Северский был осажден. Самозванец, вступив в Путивль, приказал перенести к себе из Курска чудотворную икону Знамения Пресвятой Богородицы. Он с почетом встретил ее и демонстративно усердно молился перед иконой. Затем Лжедмитрий I забрал образ с собой и через полгода вместе с ним вошел в Москву.

После смерти Лжедмитрия I и воцарения Василия Шуйского его правительство предприняло попытку восстановить свои позиции на Польской украйне. Положение было сложным. Мало того, что само население переметнулось в антиправительственный лагерь, через территорию южных уездов в Россию проникали значительные отряды черкас. Так, именно с отрядом украинских казаков, закаленных в боях с турками, вошел в пределы России в конце лета 1606 г. И. И. Болотников. В это время царь и патриарх с Освященным собором приняли решение о направлении в южнорусские города крутицкого митрополита Пафнутия для вразумления мятежников. Однако его миссия не увенчалась успехом, митрополита не приняли и слушать не хотели. Известно, что в 1607 г. «царевич Петр» потребовал от воевод В. Шуйского сдачи Царева-Борисова, после чего гарнизон крепости поднял мятеж. Некий монах Иов пытался убедить жителей выступить против самозванца. Однако население не прислушалось к призывам старца. Затем «царевич Петр» обосновался в Путивле. Этот город стал крупнейшим центром повстанческого движения. Кроме того, в церковном отношении Путивль и Путивльский уезд отличались от многих других южных приграничных российских территорий. Здесь располагались старые храмы и монастыри, имевшие большую экономическую самостоятельность по сравнению с относительно молодыми обителями недавно освоенных Россией территорий. Возможно, данное обстоятельство повлияло на поведение монахов Путивльского Богородицкого монастыря, поддержавших Лжедмитрия I, который в ответ пожаловал им вотчину. Игумен Дионисий после воцарения Василия Шуйского направился в столицу и получил подтверждение на пожалованную вотчину. Вероятно, условием подтверждения была поддержка нового государя. Из столицы в Путивль настоятель вернулся с чудотворным образом, созвал горожан и

попытался убедить их в том, что «царевич Петр» является самозванцем. Впрочем, и на этот раз агитация против самозванца успехом не увенчалась, «царевич Петр» не только отобрал жалованную грамоту царя Василия, но и самого Дионисия приказал сбросить с крепостной башни. Приведенные эпизоды являются единственными известными примерами активного участия представителей РПЦ в событиях Смутного времени на Юге страны.

Можно говорить о том, что включенность РПЦ в события Смутного времени на южной окраине России имела определенную специфику. Широко известны факты изъятия Лжедмитрием I церковных средств на государственные нужды или чрезвычайные меры В. Шуйского, затронувшие интересы духовенства: денежные займы у монастырей, изъятие церковной утвари из монастырей и соборов для переплавки и чеканки монеты, а также сбор воинских даточных людей с монастырских вотчин и их содержание за счет самих монастырей. Применительно к территории Юга России таких фактов нет. Очевидно, что приграничные монастыри просто не могли служить источником ресурсов для государства в силу объективных причин. Характеризуя структуру РПЦ в южных уездах Российского царства в конце XVI - начале XVII в., следует отметить, что за достаточно короткое время в данном регионе появился ряд новых храмов и монастырей. Большинство из них были небогаты и не могли полноценно существовать без государственной поддержки. Можно отметить определенные отличия монастырей, находившихся в районах, довольно давно освоенных (например. Рязанская или Тульская земли), и монастырей, возникавших в южных уездах Российского царства, освоение которых началось в конце XVI в. Первые имели определенные традиции существования, восходящие еще к временам удельных княжеств, когда были возможны имущественные пожалования частных лиц. В южных же уездах подобных традиций и возможностей не было. Земли и другие владения, необходимые для материального обеспечения своей деятельности, монастыри и храмы здесь могли получить только от государства. Государство, в свою очередь, прежде всего, стремилось наделить землями служилых людей, необходимых для обеспечения безопасности границы. Кроме того, на Юге практически отсутствовало крестьянское население, что также тормозило развитие церковного землевладения. При этом следует помнить, что в рассматриваемом регионе перед РПЦ не стояли миссионерские задачи, т. к. здесь практически не было языческого или иноверческого населения.

Можно предположить, что за государственный счет строилось только необходимое (минимально достаточное) для идеологического обеспече-

ния колонизации количество храмов и монастырей. Они в рассматриваемое время основывались, как правило, либо в городах, либо вблизи от них, т. е. это были городские монастыри, сильно отличавшиеся от лесных пустыней русского Севера. Большая часть их была основана не по свободному почину отдельных подвижников, а по приказу государственной и церковной властей. Почти все храмы и монастыри на осваиваемых землях открывались практически сразу после постройки нового города. Их существование было тесно связано с государственно-политическим значением города, в котором они появлялись. При этом монастыри на Юге в XVI в. редко превращались в крупные хозяйственные структуры, т. к. земли здесь, в первую очередь, выделялись для поместий служилых людей. Поэтому земельные владения монастырей и царские пожалования им были достаточно скромными.

В годы Смуты значительное количество православных храмов и монастырей, находившихся на южной окраине России, было разорено. Была разрушена Богородицкая Плащанская пустынь, располагавшаяся в полусотне верст от Севска. В 1612 г. Белгород был взят и сожжен лубе неким урядником князем Семеном Лыко. Огонь уничтожил все укрепления, жилые дома, монастырь и церкви, располагавшиеся на посаде. В Ублинском стане Оскольского уезда, в 1612 г., в с. Караваево-Геросим сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В Воронежском уезде, на правом берегу Дона в 1615 г. находилось четыре села и только в одном из них, с. Губареве, имелась церковь (Богоявленская, «строение попа Федора»), не пострадавшая от татарского набега 1613 г., а церковь св. Георгия в с. Гвоздевке, Богоявленская церковь в с. Большом Терновом и Архангельская в Малом Терновом запустели. В 1616 г., во время разорения Оскола, сгорела церковь во имя Архистратига Михаила. Подобные примеры можно продолжать. Очевидно, что в условиях гражданской войны перестал функционировать механизм, обеспечивавший относительную безопасность РПЦ в нестабильном приграничном регионе. Дезорганизация оборонительной системы не позволяла эффективно противостоять татарским набегам. Кроме того, крепостные сооружения и российские гарнизоны могли обеспечить защиту от внешнего врага, но не от грабежей и разбоев, ставших безнаказанными в условиях всеобщей анархии. Хозяйственная разруха и дезорганизация системы управления привели к прекращению выплаты государева жалованья («руги») храмам и монастырям.

Вместе с тем, следует отметить, что церковное строительство в Смутное время на Юге России не прекратилось полностью, несмотря

на все военные и социальные потрясения, характерные для приграничного региона. Вероятно, речь идет не только о восстановлении разрушенных храмов и монастырей, которые возрождались вместе с городами. Например, в 1613 г. на новом месте был восстановлен Белгород. В нем возвели монастырь и храмы, которые были уничтожены во время штурма 1612 г., аналогичным образом действовали жители Оскола при восстановлении своей крепости. Помимо восстановления можно говорить об открытии новых храмов и монастырей на Юге России в Смутное время. Так, с 1608 г. известен Путивльский женский монастырь во имя святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, в 1611 г. был основан Тамбовский Добрый женский монастырь в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. С 1612 г. упоминается Курский мужской монастырь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, ранее 1613 г. возник мужской монастырь во имя Сергия Радонежского в Ливнах. Вероятно, в сентябре-октябре 1612 г. был основан Троицкий мужской монастырь Тюляфина пустынь в Оскольском уезде. Его основателем был старец Ефрем (в миру Антон Ефимов), при котором была выстроена церковь Живоначальной Троицы на Тюляфиной поляне (отсюда и название монастыря). В 1613 г. игумен Семион получил царскую грамоту на строительство Борщева монастыря в честь Святой Живоначальной Троицы. Он основал обитель на свои средства. В монастыре действовала церковь во имя Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца. Ранее 1615 г. был основан Карачунский монастырь с церковью во имя Сретения Богородицы Владимирской и храмом Николая Чудотворца. Первое упоминание о нем датируется 6 апреля 1615 г., когда, по челобитью игумена Никона и монахов, в Воронеж была послана грамота с предписанием воеводам «беречь от обид» Карачунский монастырь. На средства атамана Назара Рязанцева в том же году был приобретен колокол, установленный в башне над Святыми воротами. Два колокола приобрел игумен Никон. Около монастыря находился скотный двор. Монастырю выделялось 200 четвертей пашни в поле и сенокосов на 800 копен. Учитывая известные факты, можно предполагать гораздо меньшую, чем до Смуты, роль государства в основании новых обителей.

В заключение следует отметить, что РПЦ на Юге России не оказала существенного влияния на события, происходившие в этом регионе в Смутное время. Причиной является достаточно высокая зависимость от государственной поддержки. Южные монастыри не могли выступить в качестве самостоятельной силы, а из среды провинциального духовенства

не выдвинулись авторитетные люди, которые могли влиять на окружающих благодаря личным качествам. При этом церковная структура была сохранена, несмотря на имущественные потери. Значительное количество храмов и монастырей продолжало действовать, а разрушенные — восстанавливались. Более того, имеются основания для предположения о продолжении дальнейшего развития сети православных храмов и монастырей на Юге России в Смутное время.

Ключевые слова: Российское царство, Юг России, Днепро-Донская лесостепь, Речь По сиолитая

Information about the article:

Author: Papkov, Andrey Igorevich, Ph. D. in History, Dean of the Historical faculty of

Belgorod state university, Belgorod, Russia, papkov@bsu.edu.ru

Title: Russian Orthodox Church in the South region of Russia during the Time of

Troubles

Summary: The article deals with the definition of the term «South of Russia» as understood in late 16th - early 17th centuries, as well as the state colonization of the Russian Southern borderland. The author evaluates the results of the latter, including the question of the Orthodox temples and monasteries’ construction. He makes a comparison between the level of the church influence on the events of the Time of Troubles in the center of the country and on its South. The economic damage to the church structures in the years of the Time of Troubles is also examined.

Key words: Russian Tsardom, South of Russia, Dnepr-Don forest-steppe, Polish-Lithuanian Commonwealth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.