Научная статья на тему 'РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА'

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
659
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВЫШИВКА / ИСКУССТВО / НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / УЗОР / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сальникова В.И.

В данной статье рассматриваются история русской народной вышивки, технология ее изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FOLK EMBROIDERY

This article discusses the history of Russian folk embroidery, the technology of its manufacture.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»

УДК 74

Сальникова В.И.

студентка 2 курса магистратуры по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(Россия, г. Орёл)

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

Аннотация: в данной статье рассматриваются история русской народной вышивки, технология ее изготовления.

Ключевые слова: вышивка, искусство, народная вышивка, узор, декоративно-прикладное искусство.

Вышивание - рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, например: полотно, холст, кожа,

лен, тюль и др. Инструменты и материалы для работы вышивания: иглы, нитки, пяльцы и ножницы.

В разные времена использовались разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Совместно с усовершенствованием инструментов улучшалась техника выполнения вышивки, появлялись новые приемы, расширялись возможности исполнения рисунков и орнаментов.

Русская вышивка очень разнообразна по характеру узоров и приемов их выполнения. Каждая область или район имеет свои приемы вышивки, мотивы орнамента и цветовые решения. Это определялось местными условиями, обычаями, бытом, природным окружением, поэтому вышивка носит своё название в зависимости от тех мест, где зародилась или от техники её исполнения. Одни из широко известных вышивок: нижегородские гипюры, низи,

владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списи и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др.

Нижегородский гипюр — особый вид строчевой вышивки, сложившийся в конце XIX века в Василевской слободе (ныне - Чкаловский район). Вышивку отличает геометрический орнамент, который не встречается в других регионах. Изделия, созданные чкаловскими вышивальщицами - полотенца, скатерти, портьеры, - привлекают изяществом композиции, красотой узора, многообразием исполнительской техники.

Низь (низинка, низзя) — один из самых известных в вышивке счетный шов. Базой для низинки является техника "вперед иголку", а само вышивание выполняется с низу (с изнанки). Само название низь и вызвано тем, что шов вышивания снизу полотна.

Владимирский шов, или верхошов — это односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне ткани, а на изнаночной видны лишь мелкие стежки по контуру узора. Основной цвет для шва - красный в

разных оттенках, возможно небольшое добавление синего, зелёного, жёлтого.

Крестецко-валдайская строчка. Технология строчки - это заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий.

Орловский спис. Спис включает в себя сочетание «набора» и «росписи». Контуры композиции очерчены «тамбурным швом».

Преобладающий цвет — красный и его оттенки, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» — узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее (XX век) — чёрные, жёлтые, зелёные цвета.

Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др.

Вышивка калужская «цветная перевить» — особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками.

Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Мастерская белая гладь. В отличие от традиционной цветной художественной глади, вышивка белой гладью, как это видно из названия, осуществляется белыми нитками — как по более темной ткани, так и по белой. На светлой ткани такой узор заметен благодаря тому, что вышивка выполняется с настилом и большинство ее элементов — выпуклые.

Александровская гладь — это гладь без настила , которой вышиваются узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы ветки полевых цветов, малины, рябины, крыжовника и т. д.

Вологодская строчка по письму — очень сложная вышивка, в которой применяются три различных приема выполнения узора: по контуру орнамент

подчеркивается тамбурным швом, мотивы узора украшаются атласниками , фон же вышивки делается с помощью сетки.

Большую роль в народной вышивке играет геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображались солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево символизировал плодородие, птица -означала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Русскую вышивку принято разделять на две большие группы по географическим признакам: северную и среднерусскую. Среднерусская вышивка богата использованием нитей разных цветов и разнообразием

тканей, которые выступали в качестве элементов узора. Северная вышивка характеризуется использованием в основном красных нитей на белой

ткани и белых нитей на красной ткани. К северной относятся Архангельская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Калининская, Ивановская, Горьковская, Ярославская, Костромская, Владимировская области. К среднерусской -Калужская, Тульская, рязанская, Смоленская, Орловская, Пензенская, Тамбовская и Воронежская области. Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, которая выполняется по сетке, белая и цветная гладь.

Среднерусская вышивка отличалась от северной. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба, которые имели выступы на каждом углу, называющиеся "репей" или "орепей". Они отличались разнообразием узоров и вариантов расцветок. Квадраты и полосы внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались желтой, синей и темно-красной шерстью. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора, который просматривался, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

Сюжетные композиции северной полосы чаще всего исполнялись швами роспись и наборами. В некоторых районах узоры на передниках, подолах, полотенцах и рубахах вышивали одноцветным крестом. Изобразительные мотивы в узорах преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались при помощи силуэта, контура, одним цветом и приемом.

В настоящие время русская народная вышивка утратила обрядовое значение орнамента и цвета. Остались лишь технологические традиции выполнения вышивки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. - М.: Издательство искусство, 1972 - 151 с.

Гумилевкая М. Н., Строчка и вышивка. - Всесоюзное кооперативное издательство, 1953 - 83 с.

Ефимова Л., Белогорская Р., Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. - М.: «Изобразительное искусство», 1982 - 269 с.

Климова Н. Т., Ручная и машинная вышивка: Учеб. Пособие для профтехучилищ/ Н. Т. Климова, О. Г. Федосова, О. Н. Наумова, В. В. Ривкина. -М.: Легкая индустрия, 1980 - 224 с., ил.

Маслова Г. С., Орнамент русской народной вышивки как историчко-этнографический источник. - М.: Издательство Наука, 1978 - 205 с. Сафонова Г.Б., Народная вышивка калужского края. Женская одежда и полотенца. - К.: Издательство Барс, 1994 - 86 с.

Salnikova V.I.

2nd year student of the master's program in the direction "Decorative and applied arts and folk crafts" Oryol State University I.S. Turgenev (Russia, Oryol)

RUSSIAN FOLK EMBROIDERY

Abstract: this article discusses the history of Russian folk embroidery, the technology of its manufacture.

Key words: Embroidery, art, folk embroidery, pattern, arts-crafts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.