Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015 / КУЛЬТУРОЛОГИЯ
59
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В П.П. XVII ВЕКА
Тетерина Евгения Александровна
Кандидат исторических наук, доцент, Пензенский государственный университет, г. Пенза
RUSSIAN CULTURE IN P. XVII CENTURY
Teterina Evgenia, Candidate of historical Sciences, associate Professor, Penza state University, Penza АННОТАЦИЯ
В данной статье приводится краткий обзор развития культуры Руси, который захватывает период правления первого царя из династии Романовых. В содержании статьи автором рассматриваются основные черты культурного развития, описываются особенности развития образования, архитектуры, живописи. ABSTRACT
This article provides a brief overview of the development of the culture of Russia, which captures the reign of the first Tsar of the Romanov dynasty. In the article the author considers the main features of cultural development, the peculiarities of the development of education, architecture, painting.
Ключевые слова: культура; грамотность; Печатный двор; литература; архитектура; живопись. Keywords: culture; literacy; graphic arts; literature; architecture; painting.
В XVII веке, который характеризуется как "бунташ-ный" век начала свое царствование на российском престоле династия Романовых.
Первая половина XVII века на Руси затрагивает окончание Смутного времени.
Смута - это период кризиса, который был вызван последствиями опричнины, гонением на дворян и простых людей, хозяйственным разорением, голодом закрепощением крестьян, борьба между боярами и царской властью и т.п., который охватил практически все стороны жизни общества и поставил под вопрос само существование Русского государства.
Рассматривая развитие культуры на тот момент, можно отметить широкое распространение грамотности. Чтение и письмо передавали ученикам священники, соответственно начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия, как правило, начинались и заканчивались молитвой. Наиболее грамотным сословием было дворянство и священнослужители, зачастую занимающие высокие посты. Однако, чуть позже в столице открываются государственные и частные школы для получения образования, а также создается Славяно-греко-латинское училище, ставшее позже - академией и первым высшим учебным заведением России. Создавались, так называемые «братские школы» (общественные), в которые принимались дети всякого звания.
Распространение грамотности в посадской среде поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.
В XVI веке начинается книгопечатание. В столице открывается Печатный двор, который начинает издавать книги. Для первой половины XVII века характерно бурное развитие печатного дела. Среди первых книг можно назвать букварь Василия Бурцева, стоивший всего одну копейку [2]. Позже появляются другие книги, грамматика по которой учился и Михаил Ломоносов, и азбука. Царь Михаил Романов имел личную библиотеку, в которой содержались не только церковные книги, но и различные философские произведения.
Во время Смуты Печатный двор был разрушен, уничтожены типографические приспособления, а люди, занимающиеся книгопечатанием разошлись по стране. Однако во многих переведенных книгах стали выявляться
неточности, поэтому указом царя Романова эти люди были возвращены. Архимандриту Дионисию и келарю А. Палицыну государева грамота указала выделить учёных старцев «для исправления книг служебных и потребника» - очищения их от ошибок, накопившихся «от времени блаженного князя Владимира до сих пор» [8]. Проверять и исправлять книги поручили тем же Дионисию, Арсению, Ивану, которым было известно книжное учение, грамматика и риторика.
К концу правления первого Романова Печатный двор - это крупное по тому времени предприятие, которое имело более полутора десятков работников разных специальностей (редакторы-справщики, корректоры, наборщики, печатники, художники), более десятка станков, около 11500 книг и другое типографское оборудование [11].
Воссоединение Украины с Россией на тот момент стало поводом к созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), в котором содержался материал о совместной истории Украины и России с момента образования Киевской Руси. Позже использовался как учебник по русской истории.
В этот период также составляются статейные списки (донесения послов), в которых русские послы, их помощники сообщали сведения об иноземных государствах. Так, например, по случаю воцарения Михаила Романова была составлена «грамота, утверждённая», «Новый летописец» (1630 г.) и другие памятники. В них прославляются Михаил и Филарет, обосновываются права Романовых на престол. Те же идеи также развивают некоторые повести, и сказания о Смутном времени [7].
Главную роль в литературе XVII века, занимали исторические произведения. Например, большую популярность получило произведение «Сказание Келаря Троице -Сергеевой Лавры Авраама Палицына», в котором рассказывается о природе смутного времени.
В XVII веке развивается архитектура. Основные черты русской архитектуры этого периода - цветной декор, многоярусность, симметричность композиций.
Приводятся в порядок кремлёвские стены и башни в Москве; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на па-
60
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IV (9), 2015/ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
радный, торжественный, нарядный. В подмосковной царской усадьбе возводят церковь Покрова - в честь освобождения России от иноземцев-захватчиков. Храм под тем же названием строит Д. М. Пожарский в своём Медветкове под Москвой. Своим декоративным оформлением славиться шатровая церковь в Путинках в Москве, построенная в 1649 - 1652 гг. [6]. Замечательные шатровые здания также появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. В зодчестве данного периода намечается сближение культового стиля с гражданским.
Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего, в этом плане следует отметить кремлёвские царские терема (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков; 1635-1636 гг.). Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружён несколькими златоглавыми церквушками - придворными, «домашними». Столь же красочно и внутреннее убранство дворца [6].
С 1643 г. начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле. В разных городах строят пятиглавые соборы. В архитектуру всё решительней проникают светские реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей. Во второй половине XVII в. в архитектуре появляются крайнее разнообразные типы и решения.
В конце искомого периода на Руси появляется новый стиль, возникший при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко под названием нарышкинское или московское барокко, для которого характерно сочетание красного кирпича и белого камня, использование позолоченной, деревянной, узорчатой резьбы в интерьерах и т.д.
В живописи начала распространяться портретная живопись — «парсуны» (персоны), изображавшая реальных персонажей, например, русских царей и бояр.
Родоначальник портретной живописи в России знаменитый царский иконописец С. Ушаков, который пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи [11]. Также можно отметить иконы Строгановской школы, фрески в храмах, гравюры, миниатюры - во всех этих жанрах, в той или иной мере, присутствуют элементы нового. В начале века больших успехов добился уроженец из Новгорода П. Чирин. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой.
В XVII в. начинается внедрение западной культуры, царь устанавливает связь с западноевропейскими монар-
хами. Вместе с Михаилом, государственными делами занимается его отец, Патриарх Филарет, их общее внимание можно проследить среди многих литературных и исторических памятников.
Таким образом, правление Михаила Романова, было восстановительным в культуре после Смуты. Восстановление памятников архитектуры и воздвижение новых. Книгопечатание и распространение грамотности. Церковные преобразования. Распространение в культуре светских элементов. Новации в культуре. Все это говорит, о наступлении новой эпохи в жизни России.
Литература
1. Данилов, А.А. История России. / А.А. Данилов, Л.Г Косулина. - М.: Просвещение, 2002. - 310 с.
2. Иванова И.Н. Бурцев В. и его роль в развитии печатного дела в России // Памятники рус. нар. культуры XVII—XIX вв. М., 1990.
3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высшая школа, 2000 - 407 с.
4. История России. / А.С Орлов и др. - М.: Проспект, 2001. - 520 с.
5. Ключевский, В. Краткое пособие по русской истории. / В. Ключевский. - М.: Пангея, 1906. - 208 с.
6. Корелин, А.П. Краткое пособие по истории. / А.П. Корелин. - М.: «Высшая школа», 1992. - 175 с.
7. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1989. С. 172, 173, 187—189.
8. Памятники литературы Древней Руси. XVII в. / Л. Дмитриев, Д. Лихачев. Издательство: Художественная литература. Книга 1. 1988 г. - 734 с.
9. Платонов, С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII веков: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / С.Ф. Платонов. — СПб.: Наука, 2013. — 400 с.
10. Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании - режим доступа к изд.: http://www.ru sarch.ru /buseva2.htm.
11. Сахаров, А.Н., Исторические портреты. 1613 - 1762. Михаил Федорович - Петр III. Серия «Романовы. Династия в романах» / А. Н. Сахаров, книга 1. 1997. 448 с.
12. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России. / С.М.Соловьев. - М.: Издательство «Правда», 1989. - 768 с.
13. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX - XX вв.: Учебное пособие. Пособие для вузов — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.