УДК 130.2
РУССКАЯ ИДЕЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДИХОТОМИИ ЗАПАД-ВОСТОК В ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
РОССИИ
Д.Ю. Дерюгина
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга
e-mail: [email protected]
С позиций историософских концепций ставится вопрос о таком феномене как «Русская идея» в русской философии, особенно в контексте дихотомии «Запад-Восток». Неоднозначность мировой обстановки и переосмысление ценностей в западном мире, которое непосредственно оказывает негативное влияние на культуру и мысль России, придают изучению «Русской идеи» всё большую актуальность и важность. Тема дискуссионная и включает в себя важные философские вопросы: в чём же заключается миссия русского народа, в чём уникальность по сравнению с западной мыслью, какие идеалы и ценности лежат в её основе? Традиционно «Русскую идею» рассматривают с начало зарождения русской философии в XVIII веке, которая была сосредоточена на историософских вопросах. До этого же отголоски «Русской идеи» находим в истоках формирования концепции. В статье проведён анализ зарождения понятия, начиная с фундаментального «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, проходя следующие важные вехи русской истории и концентрируясь на расцвете «Русской идеи» в XIX веке. Особое внимание уделено фундаментальному труду Н.А. Бердяева «Русская идея», в которой философом было сформирована миссия русского народа и его месте во всемирной истории, а также особый эсхатологический характер и ценности.
Ключевые слова: русская философия, «Русская идея», национальное
самосознание, историософские концепции, эсхатология.
В период непростой и противоречивой международной ситуации всё актуальнее становится поиск уникальных базисных истоков русской философии и их роли в развитии России. Государство российское балансирует на западном и восточном идеалах, пестуя при этом собственный неповторимый образчик мысли и идеи. Отличительной чертой русской философии является безоговорочное превосходство национального самосознания над результатами в иных сферах. Извечный философский вопрос - в чём же состоит миссия русского народа, в чём уникальность по сравнению с западной мыслью, какие идеалы и ценности лежат в её основе? Ответами на эти изыскания могут послужить труды известных русских философов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и других с их работами, объединёнными общим посылом «русской идеи».
«Русская идея» безусловно является темой многогранной и противоречивой во многих моментах, потому попробуем найти и обозначить ключевые положения её предтечей: обратимся у сущности понятия и его смысловым основам. Что поможет нам понять роль «Русской идеи» в таком непростом понятии как дихотомия Запад-Восток. Также предпримем попытку многостороннего и по мере возможности объективного анализа трудов её идеологов и особенно трудов Н.А. Бердяева.
Русская философия прошла извилистый путь развития, вбирая в себя основные черты своих западных праотцов и формируя новые черты, пропитанные национальным духом. Вследствие этого периодически возникали и возникают у философов внутренние конфликты между модными течениями и попытками внедрить их в удивительную нишу русской философии. Западные историософские концепции в первозданном виде не приживались, и приходилось отказываться от них, продумывая свой путь изучения России с историософских позиций. Особенно актуальным такое изучение представляется в контексте дихотомии «Запад-Восток». О важности этой дихотомии говорил Н.А. Бердяев, отмечая, что русское национальное самосознание возникло именно на фоне этой проблемы и это сильно отразилось на его облике [3, с. 140-141]. Солидарен в этом аспекте и авторитетный богослов о. Иоанн Шмеман: Россия призвана осуществить вселенскую истину Православия, возродить его вселенский дух, преодолев противоречия и «страшный разрыв» между Востоком и Западом. А это есть Святая Русь [18, с. 384, 386].
Вопрос национального самосознания русского народа занимает лидирующую позицию в русской философии на протяжении длительного времени. Но стоит сразу отметить, что появляется он только с формирование русской философии как таковой, а время появления её также вызывает споры в научных кругах. Большинство философов определяют началом русской философии XVIII в., а окончательное оформление как отдельного течения относят только к XIX веку. Так В.В. Зеньковский в «Истории русской философии» отмечал, что зачатки самостоятельного творчества обнаруживаются в России во второй половине XVIII века [8, с. 11], а Б.В. Яковенко категорично не допускает более раннего появления [19, с. 26]. Остальные учёные придерживаются такой же версии.
В базисе национального самосознания находятся постулаты, которые в совокупности можно охарактеризовать как «Русская идея». Однако стоит отметить, что наполнение этого понятия претерпевало изменения вместе с
изменением политического строя. Однако одно можно отметить со всей ответственностью - национальное самосознание русского человека не равно рьяному национализму и не вызывает безмерного чувства превосходства над «иными». А порой и даже слишком скромно принижается образ родного Отечества в глазах своих граждан.
В «Русской идее» собраны основные историософские концептуальные вопросы, касающиеся основных черт Российского государства: миссия в мире, основные ценности, идеалы и взаимоотношение личности с государством. Определений существует множество, и все они базируются на идее уникальности России, особенно в её дуалистичной природе «Запад-Восток».
При этом надо учитывать, что конкретно сам термин «Русская идея» появляется только в 1861 году у Ф.М. Достоевского: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с каким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях» [6, с. 37]. До этого момента речь мы будем вести о зачатках и прообразах этого явления.
Первым прообразом «русской идеи» можно считать «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского, в котором обозначается важность национального самосознания и необходимости самостоятельности в мировом сообществе. Иларион поднимает вопрос о поиске духовной миссии России и осмыслении русской истории до и после принятия христианства, согласно которому Бог посетил мир: «Да познают живые и мертвые свое посещение и Божие пришествие, да разумеют, что рано живым и мертвым крепок и силен Бог» [12, с. 39].
Восприятие России как христианской страны возводит её в статус защитницы Европы, а особенно стабильности христианских ценностей. Впервые такая роль обозначилась в связи с Куликовской битвой в 1480 году, обострив чувство уникальности и необходимости стать флагманом христианства. Продолжением данной концепции стало возвышение Московского государства, которое повлекло за собой создание именитой концепции могущества России. Речь идёт труде Филофея «Москва-Третий Рим», в котором Россия обозначается как последний носитель православия и миссия её - сохранять и распространять христианство по миру. Данное произведение объединяет в себе три уровня: историософский,
эсхатологический и нравственный, а также обозначает уникальную роль
России в разделении «Запад-Восток», что также делает его существенным элементом для дальнейшего развития «Русской идеи» [13, с. 5].
Петровская эпоха способствовала интеграции России в сеть мирового сообщества и приобщению к западным ценностям. На фоне которого лидирующие позиции заняла идея об укреплении и незыблемости абсолютной монархии.
Началом яркого проявления дихотомии «Запад-Восток» и поиска национальной идентичности в русле развития «Русской идеи» можно назвать XIX век. Н.Н. Страхов в 1882 г. в «Борьбе с западом в нашей литературе» рассматривал вопрос о духовной самобытности основополагающим в русской философии. Его формировку можно считать классической: «Что такое мы, русские?» [15, с. 271]. По сей день сущность русской самобытности выступает образующим вопросом в контексте «Русской идеи» и дихотомии «Восток-Запад». Так, современный исследователь Е.А. Костин писал о неповторимости русского человека и базиса его мысли в мировом сообществе: «Что же лежит в самой основе, в глубине противоречий, разделивших Россию и западную цивилизацию, чуть ли не с самого момента становления древнерусского государства, начавшего осуществлять свои контакты с определившимся в культурном и цивилизационном отношении западноевропейском миром?» [11, с. 9].
Славянофильский исток в идеях П.А. Чаадаева дал старт рассуждениям о выборе верного пути для России. И если «Письма» воспринимаются неоднозначно и даже враждебно, то уже в «Апологии сумасшедшего» проявляется поистине славянофильское мировоззрение о миссии России и уникальному её развитию. Чаадаев пишет, что, несмотря на неспособность к системной культуре мышления, Россия призвана стать настоящим «совестным судом» [16, с. 534]. Славянофилы во многом развили идеи Чаадаева и объединяет их историософское видение развития мира и России в нём [9, с. 32].
Появление же двух противоположных философских течений славянофилов и западников продолжило начало активной разработки вопроса о месте России в мире и её положении в системе «Запад-Восток». Первые ориентировались на православный Восток и отстаивали идею о самобытности России, вторые на современный Запад и настаивали на необходимости коренных изменений в государстве и приобщении к западным идеалам. Важно то, что славянофилы первыми осознанно задались вопросом о сущности русской самобытности, так как много постулатов мы
видим ещё у Илариона [10, с. 376]. Они первыми возводят национальные вопросы в ранг базовых вопросов русской философии и её составляющих. Одним из таких был вопрос о дихотомии Запад-Восток в русской культуре, что является для нас значимым при изучении «Русской идеи» [17, с. 8].
Яростного сопротивления между ними всё же пока не наблюдалось, поскольку славянофилы были «русскими европейцами», многое взявшие из западной философии (Шеллинга в частности), а западники часто были искренними патриотами, желавшими блага Россия, но находя его в ценностях западной культуры. Но всё же, именно здесь уже чётко прослеживается ось Восток-Запад в определении национальной идентичности России.
Вопрос о русском самосознании и его роли в мировом сообществе достигли своего апогея в работах К.Н. Леонтьева («Византизм и славянство»), В.С. Соловьева, и особой силы в «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского, где были высказаны мысли о всечеловеческом характере русской культуры, призванной к объединению человечества.
Историософское понимание человеческой истории и решающая роль России является объединяющим базисом в творчестве В.С. Соловьева и К.Н. Леонтьева. Вопреки значительным разногласиям, которые возникали у философов в ходе полемики. Византизм К.Н. Леонтьева и явная приверженность Востоку были вызваны предчувствием скорой гибели как своей, так и всего мира. В.С. Соловьев же издал концептуальную статью «Русская идея», в которой обозначил свой историософский идеал России: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [14, с. 41-69]. В творчестве Соловьёва и Леонтьева прослеживается общая основа, которую можно охарактеризовать как эсхатологическую историософию [7, с. 12]. Она выступает квинтэссенцией особенного русского мировоззрения. Но более рьяным проповедником русского эсхатологизма выступал Н.А. Бердяев, речь о котором пойдет далее.
Именно на этом этапе зарождается историософский базис «Русской идеи», сыгравший важную роль в русской философии. Это критика «розового» христианства Ф.М. Достоевского со стороны К.Н. Леонтьева и, соответственно, защита Ф.М. Достоевского со стороны В.С. Соловьева; критика В.С. Соловьевым идей византизма и пессимизма К.Н. Леонтьева, и критика «либерального» и «католического» поворота В.С. Соловьева со стороны К.Н. Леонтьева.
Фундаментальным этапом развития «Русской идеи» выступает творчество выдающегося философа и пророка своего времени Н.А. Бердяева.
Главная его идея заключалась в том, что предназначением России в духовном плане является объединение Востока и Запада, которое позволит достигнуть спасения и благоденствия. Необходимо стать спасительным мостиком между Западом и Востоком. Идеи философа звучат в новом осмыслении и вызывают живой отклик на фоне событий, начавшихся в 2022 году и продолжающихся до сих пор. Бердяев сумел синтезировать лучшие элементы русской историософии, которые объясняют события как коммунизма, так и современной геополитической войны с западными державами.
Истоки «Русской идеи» необходимо трактовать, учитывая некоторые особенности историософского восприятия. Н.А. Бердяев размышляет о русской миссии в разрезе дихотомии Восток-Запад. В «Русской идее» он пишет: «Русские размышления над историософической темой привели к сознанию, что путь России - особый. Россия есть Великий Востоко-Запад, она есть целый огромный мир, и в русском народе заключены великие силы. Русский народ есть народ будущего. Он разрешит вопросы, которые Запад уже не в силах разрешить, которые он даже не ставит во всей их глубине» [2, с. 105]. Воистину он уверенно постулирует о том, что проблема России есть проблема Востока и Запада (в нашей терминологии «дихотомия Восток-Запад») и без её понимания невозможно осознать прошлое, нельзя спрогнозировать и будущее. Актуально продолжая идеи Бердяева, современные исследователи также отмечают: «Природа российской внешней политики обсуждается в рамках самой важной для всей историософии русской государственности дихотомии «Восток - Запад» [5, с. 141].
Здесь же уместно вернуться к эсхатологическому осмыслению им будущего Российского государства (как и идей В.С. Соловьёва по этой теме), которое он также проводит сквозь противопоставление Восток-Запад. При выявлении образа русского народа в «Русской идее» философ выявляет такую черту, как «эсхатологически-мессианская религиозность». Эта черта объясняет основные черты мировоззрения русского человека и его самосознание. Наличие «эсхатологического элемента» в русской религиозности проявляется в таких его антиномических свойствах как «искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт» [4, с. 11]. И эти противоположности проходят красной нитью сквозь историю России, отличая её этим от множества других народов и государств.
Но самое главное то, что Бердяев выявляет эсхатологическую сущность русского народа как народа будущего. Он отмечал, что народ России сможет разрешить проблемы, которые никто уже не сможет преодолеть. Однако при
этом всегда упаднически оценивает собственную греховность и предрекает с неким фатализмом неизбежный конец всего в итоге - русское сознание сливается с сознанием эсхатологическим [4, с. 90]. И положение о народе будущего даёт нам истоки понимания ошибочности западной эсхатологии, которая гласит об остановке истории и её логическом завершении.
Эсхатологическая формулировка русской идеи так понимается Бердяевым: «Русская идея не есть идея цветущей культуры и
могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего. Это не есть гуманистическая идея в европейском смысле слова» [4, с. 172-173]. Итогом этого становится непримиримая вражда с Западом, ибо они представляют антагонистические смысложизненные модели. Для философа миссия России заключена в христианском спасении мира с эсхатологическими ожиданиями. И мир должен нуждаться в ней не ради экспансионистских и выгодных для себя меркантильных желаний, а ради спасения своего.
Одновременное влияние Востока и Запада повлияло на все сферы развития России. «Противоречивость и сложность русской души, - пишет Н. А. Бердяев в “Русской идее”, - может быть, связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории -Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное» [4, с. 8].
Аккумулирует идеи Бердяева сербский исследователь, профессор М. Бабич выводит в связи с «Русской идеей» катехоническую сущность России. Он обозначает миссию её как удерживающую и защищающую от врагов иных и даже ссылается на таковое предназначение в пророчествах Фатимы [1, с. 50]. И в этом понимании Бабича заключается та смысловая сущность русской истории, которая содержится в «Русской идее» Бердяева. Идеи сербского философа особенно ценны для нашего исследования, поскольку Россию и Сербию объединяет духовное родство и схожее понимание базовых вопросов историософии. Сербский философ как никто другой может понять загадку русской души и предназначение её для всего мира.
Особенностью русской истории Николай Александрович выделяет то, что русский народ запасает силы. Регулярный натиск врагов заставляет всё усилия направлять на оборону и поддержку государства. Но в этом и
одновременно преимущество, ведь в итоге Россия громко заявит о себе и это будет высшим проявлением христианской миссии. Думается, что надо периодически возвращаться к этой особенности нашего народа в напряжённой ныне атмосфере натиска неприятеля в лице Запада и упаднических настроениях информационных источников.
«Русская идея» в интерпретации Н.А. Бердяева заключается в обозначении миссии России, её уникальности по сравнению с западной и также восточной мыслью, определении исконных религиозных образчиков и нравственных ценностей. Именно такая трактовка в современном неспокойном мире является антидотом от западной «прививки» насаждения обесценивания благих идеалов и аморальности, а также способствует укреплению российской государственности. Также важно отметить антинационалистический характер идеи Бердяева - упор делается на «мессианскую роль», а не могущество и величие народа. Что, несомненно, ограждает от межнациональных розней, а напротив сближает народы в угоду благим целям.
Подводя итого вышесказанному, можно отметить, что концепция «Русской идеи» выступала и выступает по сей день фундаментальным вопросом русской философии. Начиная от её истоков развития в XI веке и достигнув апогея своего развития в идеях Н.А. Бердяева, «Русская идея» даёт нам понимание особенностей Российского государства и его уникальной роли в международной истории. Все грани изучения концепции следует рассматривать не в отрыве друг от друга, а в совокупности и взаимодополнении. «Русская идея» является связующим звеном в истории России и объясняет как события прошлого, так и позволяет нам спрогнозировать будущие траектории развития мира. Что, несомненно, является актуальным и важным пунктом в современной истории, философии и политике.
Список литературы
1. Бабич, М. Русский вызов: историософия нашего времени / М. Бабич // Государство. Религия. Биоэтика. Право. - 2022. - № 3. - С. 46-54.
2. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев. - Париж : YMCA-Press, 1946. - 258 с.
3. Бердяев, Н. А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева / Н. А. Бердяев // Сборник статей о В. Соловьеве. - Брюссель : Изд-во «Жизнь с Богом», 1994. - С. 136-167.
4. Бердяев, Н. А. Русская идея. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. -Москва : Изд-во ACT, 2020. - 512 с.
5. Бордачёв, Т. В. Декомпозиция искусства: историософия российской внешней
политики/ Т. В. Бордачёв // Россия в глобальной политике. - 2024. - № 2 (126). -
С. 132-149.
6. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 18 / Ф. М. Достоевский. -Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1991. - 371 с.
7. Журавлева, А. В. Феномен эсхатологической этики К. Н. Леонтьева : специальность 09.00.05 Этика : дис. ... канд. философ, и. / Журавлева Алёна Владимировна ; ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». - Иваново, 2017. - 161 с.
8. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Москва : Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
9. Зорин, А. Л. Русская философская мысль XIX-XX веков в поисках цивилизационной идентичности России / А. Л. Зорин // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия : сборник научных статей по итогам VIII Международного научного форума, Краснодар, 22-25 сентября. - Москва, 2023. - С. 30-37.
10. Кожинов, В. В. Россия как цивилизация и культура / В. В. Кожинов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2012. - 1072 с.
11. Костин, Е. А. Запад и Россия. Феноменология и смысл вражды. Русская цивилизация и ее культура в основных кодах, смыслах и фигурах / Е. А. Костин. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2021. - 872 с.
12. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Иларион митрополит. - Москва : Институт русской цивилизации, 2011. - 176 с.
13. Синицына, И. В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) / И. В. Синицына. // Ин-т российской истории РАН. Международный семинар «Da Roma alla Terza Roma». - Москва : Индрик, 1998. - 416 с.
14. Соловьёв, В. С. Смысл любви: Избранные произведения / В. С. Соловьёв. - Москва : Современник, 1991. - 525 с.
15. Страхов, И. И. Борьба с Западом : монография / И. И. Страхов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2010. - 576 с.
16. Чаадаев, И. Я. Апология сумасшедшего / И. Я. Чаадаев // Чаадаев И. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. T. 1. - Москва : Наука, 1991. - С. 523-539.
17. Широкова, М. А. Философско-политическая концепция ранних славянофилов : монография / М. А. Широкова. - Барнаул : АлтЕУ, 2012. - 122 с.
18. Шмеман, А. прот. Исторический путь православия / прот. А. Шмеман. - Москва : Паломник, 1993. - 391 с.
19. Яковенко, Б. В. История русской философии / Б. В. Яковенко. - Москва : Республика, 2003.-510 с.
THE RUSSIAN IDEA AS A UNIQUE BASIC ELEMENT OF THE WEST-EAST DICHOTOMY IN THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN CULTURE
D.Y. Deryugina
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga e-mail: [email protected]
Russian philosophy raises the question of such a phenomenon as the "Russian Idea" from the standpoint of historiosophical concepts, especially in the context of the "West-East" dichotomy. The ambiguity of the world situation and the rethinking of values in the Western world, which directly has a negative impact on the culture and thought of Russia, give the study of the "Russian Idea" increasing relevance and importance. The topic is debatable and includes important philosophical questions: what is the mission of the Russian people, what is unique in comparison with Western thought, what ideals and values underlie it? Russian Idea has traditionally been considered since the beginning of the emergence of Russian philosophy in the XVIII century, which was focused on historiosophical issues. Before that, we find echoes of the "Russian Idea" in the origins of the concept formation. The article analyzes the origin of the concept, starting with the fundamental "Word about Law and Grace" by Metropolitan Hilarion, passing through the following important milestones of Russian history and focusing on the heyday of the "Russian Idea" in the XIX century. Special attention is paid to the fundamental work of "Russian Idea" by N.A. Berdyaev, in which the philosopher formed the mission of the Russian people and its place in world history, as well as a special eschatological character and values.
Keywords: Russians philosophy, "Russian Idea", national identity, historiosophical concepts, eschatology.